Jump to content

Апоксиомен

Ватиканский Апоксиомен работы Лисиппа в Музее Пио-Клементино , найденный в Трастевере , 1849 год. Высота: 2,05 метра (6 футов 9 дюймов).

Апоксиомен ( греч . Apoxyomenos , множественное число apoxyomenoi : [ 1 ] «скребок») — один из условных сюжетов древнегреческой вотивной скульптуры ; он изображает спортсмена , занятого знакомым процессом соскребания пота и пыли со своего тела с помощью небольшого изогнутого инструмента, который греки называли стенгисом, а римляне стригилом - .

Самым известным Апоксиоменом классической античности был портрет Лисиппа Сикионского н.э. , придворного скульптора Александра Великого , созданный около 330 г. до Бронзовый оригинал утерян, но он известен по его описанию в « Старшего Плиния Естественной истории» , в которой рассказывается, что римский полководец Марк Випсаний Агриппа установил шедевр Лисиппа в Термах Агриппы , которые он воздвиг в Риме около 20 г. до н.э. Позже император Тиберий настолько очарован этой фигурой, что перенес ее в свою спальню. [ 2 ] Однако шум в театре «Верните нам нашего Апоксиомена» заставил императора заменить его.

Скульптура обычно представлена ​​копией из пентелийского мрамора в Музее Пио-Клементино в Риме, обнаруженной в 1849 году при раскопках в Трастевере ( иллюстрация справа ). Его гипсовые слепки вскоре попали в коллекции национальных академий, и это стандартная версия в учебниках. Скульптура, немного превышающая натуральную величину, характерна для нового канона пропорций, впервые предложенного Лисиппом, с немного меньшей головой (1:8 от общей высоты, а не 1:7 у Поликлета ) и более длинными и тонкими конечностями. Плиний отмечает замечание, которое Лисипп «обычно говорил», что, хотя другие художники «создавали людей такими, какие они есть на самом деле, он делал их такими, какими они кажутся». Лисипп представляет своего героя в настоящей контрапосте , с вытянутой рукой, чтобы создать ощущение движения и интереса под разными углами обзора.

Плиний также упомянул трактовку этого мотива Поликлетом и его учеником или последователем Дайдалом Сикионом , который, похоже, создал два варианта на эту тему. [ 3 ] Фрагментарный [ 4 ] бронзовая статуя поликлетовско-сикионского типа, [ 5 ] который низко держит руки, чтобы стереть пот и пыль с левой руки своей, [ 6 ] был раскопан в 1896 году на месте Эфеса в Турции ; он хранится в Музее истории искусств Вене в . Его качество настолько прекрасно, что ученые спорят, является ли это оригиналом четвертого века, в том смысле, что все повторения, сделанные в мастерских, являются «оригиналами» или более поздней копией, сделанной в эллинистический период. [ 7 ] Классическая версия в неоаттическом стиле в коллекциях Медичи в Уффици побудила более ранних ученых предположить наличие классического оригинала пятого века, до того, как бронза была обнаружена в Эфесе. [ 8 ]

Внешние видео
значок видео Лисипп, Апоксиомен (Скребок), ок. 330 г. до н.э. , (4:15), Смартистория

Хорватский Апоксиомен

[ редактировать ]

Практически полный бронзовый Апоксиомен этой модели, который стригирует левую руку и держит ее близко к бедру, был обнаружен Рене Вутеном в северной части Адриатического моря между двумя островками, Веле Орьюле и Козьяк, недалеко от Лошиня в Хорватии , в 1996 году. Рене Воутен нашел бронзовую статую, полностью покрытую губками и морской живностью. Ни одна часть статуи не отсутствовала, хотя ее голова была отделена от тела. Статуя длиной 1,92 метра в настоящее время считается эллинистической копией Апоксиомена Лисиппа второго или первого века до нашей эры. После ее удаления со дна моря работы по консервации и реставрации статуи были поручены Хорватскому институту реставрации в Загребе и продолжались 6 лет, после чего статуя впервые была выставлена ​​в загребском музее Мимара как хорватский Апоксиомен . [ 9 ] а также в некоторых наиболее важных музеях мира ( Лувр , Британский музей , Музей Дж. Пола Гетти ). Сейчас он постоянно находится в Музее Апоксиомена в Мали Лошине ( Луссинпикколо ), в старом дворце, специально отреставрированном. Он разделяет с эфесской бронзой «почти портретную индивидуальность лица, ни в коем случае не «классический» тип», с широкой мясистой челюстью, коротким подбородком и «волосами, ставшими грубыми и непослушными от пота и пыли». [ 10 ]

«Превосходная копия» головы, известная с XIX века, хранится в Эрмитаже . [ 11 ] Еще одна изысканная бронзовая голова Апоксиомена этого типа (сейчас находится в Художественном музее Кимбалла ). [ 12 ] попал в коллекцию Бернардо Нани в Венеции в начале восемнадцатого века. Другие древности в коллекции Нани прибыли с Пелопоннеса ; Художественный музей Кимбалла предполагает, что голова Нани могла быть также прибыла из материковой Греции . Голова, как и у хорватского Апоксиомена , имеет губы, изначально облицованные медью. [ 13 ] а глаза его были инкрустированы стеклом, камнем и медью. Еще полдюжины фрагментов хорватского/кимбалльского шрифта позволяют предположить, что это был более популярный тип апоксиомена в древности и что знаменитый ватиканский апоксиомен , который меняет позу, [ 14 ] может быть вариантом оригинала Лисиппа.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Энциклопедический лексикон английского языка, том I, страница 268» .
  2. ^ Так сообщает Плиний. Сравните миф о Пигмалионе и циркулировавший в Риме анекдот об поклоннице Праксителя , Афродите Книдской . Тиберий, по крайней мере, перенес статую в свой личный дворец.
  3. ^ Плиний: pueros duos destringentes se ( Естественная история 34.76); Даиппу, сыну Лисиппа, также приписывали апоксиомен .
  4. ^ Он был повторно собран из 234 фрагментов, первоначально отлитых из семи секций, согласно Стивену Латтимору, «Бронзовый Апоксиомен из Эфеса», Американский журнал археологии 76.1 (январь 1972: 13-16), стр. 13.
  5. ^ Обнаружение подписи Дайдала на цоколе в Эфесе породило предположения, что этот апоксиомен принадлежал ему (Lattimore 1972:14, примечание 21 дает библиографию).
  6. ^ Первая реставрация, сделанная в Музее Кунстгевербе, была проведена в 1953 году; небольшая римская мраморная копия в Бостонском музее изящных искусств (акк. № 00.304) сохраняет стригил и показывает положение рук (Корнелиус К. Вермюль, «Греческая скульптура и римский вкус», Бюллетень Бостонского музея 65, № 342). (1967:175-192, илл. стр. 178); предположение, сделанное до открытия Загребского Апоксиомена; О том, что он на самом деле чистил стригил большим и остальными пальцами левой руки, сообщил Латтимор в 1972 году.
  7. ^ Библиография дебатов находится в Lattimore 1972:13, примечание 7.
  8. ^ Л. Блох, «Статуя спортсмена в галерее Уффици» Roman Communications 7 (1892:81-105) и путеводители Уффици, отмечено Латтимором 1972:13, примечание 5.
  9. ^ Вальванис, П. (Дэвид Харди, тр), «Бронзовые статуи из морских глубин», в Цаласе, изд., Великие моменты в греческой археологии (Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти) 2007: 359-60,
  10. ^ Латтимор 1972:15.
  11. ^ О. Вальдхауэр, Древние скульптуры Эрмитажа , том. II (1913) кат. № 140, отмечено в Латтиморе 1972 г.
  12. ^ Бронзовая голова Апоксиомена . [ постоянная мертвая ссылка ] , Художественный музей Кимбалла
  13. У хорватского апоксиомена также есть соски, инкрустированные медью.
  14. То, что поза перевернута, было впервые представлено Х. Лаутером, «Перевернутая копия Апоксиомена», Боннский ежегодник 167 (1967: 119-28).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9901dfd4acfa07bf72007bdba475cb9__1700508420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/b9/d9901dfd4acfa07bf72007bdba475cb9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apoxyomenos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)