Художественные каноны пропорций тела.

Художественный канон пропорций тела (или эстетический канон пропорций) в сфере изобразительного искусства — формально кодифицированный набор критериев, считающихся обязательными для конкретного художественного стиля изобразительного искусства . Слово канон (от древнегреческого κανών ( kanṓn ) «измерительная рейка, эталон») впервые было использовано для этого типа правила в Классической Греции , где оно установило эталонный стандарт пропорций тела , чтобы создать гармонично сформированную фигуру, подходящую для изображения богов. или короли. Другие стили искусства имеют схожие правила, особенно применимые к изображению королевских или божественных личностей.
Древний Египет
[ редактировать ]В 1961 году датский египтолог Эрик Айверсон описал канон пропорций в классической египетской живописи. [2] Эта работа была основана на линиях сетки, которые до сих пор можно обнаружить на росписях гробниц: он определил, что сетка имеет высоту 18 ячеек, при этом базовая линия находится на подошвах ног, а верхняя часть сетки совмещена с линией волос. [3] и пупок на одиннадцатой линии. [4] Эти «клетки» были определены в соответствии с размером кулака испытуемого, измеренного по костяшкам пальцев. [5] (Айверсон пытался найти фиксированный (а не относительный) размер сетки, но этот аспект его работы был отвергнут более поздними аналитиками. [6] [7] ) Эта пропорция уже была установлена палитрой Нармера примерно с 31 века до нашей эры и использовалась, по крайней мере, до завоевания Александром Великим примерно 3000 лет спустя. [5]
В египетском каноне картин и рельефов указано, что головы должны быть показаны в профиль, плечи и грудь показаны лицом к лицу, бедра и ноги снова должны быть в профиль, мужские фигуры должны быть выдвинуты одной ногой вперед, а женские фигуры стоять ступнями. вместе. [8]
Классическая Греция
[ редактировать ]
Канон Поликлета
[ редактировать ]В классической Греции скульптор Поликлет (пятый век до н.э.) установил Канон Поликлета . Хотя его теоретический трактат потерян для истории, [9] его цитируют: «Совершенство... достигается постепенно ( пара микрон ) через множество чисел». [10] Под этим он имел в виду, что статуя должна состоять из четко определенных частей, связанных друг с другом посредством системы идеальных математических пропорций и баланса. Хотя Канона , вероятно, представлял его Дорифор , оригинальная бронзовая статуя не сохранилась, но существуют более поздние мраморные копии.
Несмотря на многочисленные успехи современных учёных в направлении более ясного понимания теоретической основы Канона Поликлета, результаты этих исследований показывают отсутствие какого-либо общего согласия относительно практического применения этого канона в произведениях искусства. Наблюдение Риса Карпентера по этому поводу остается в силе: [11] «Тем не менее, одним из курьезов нашей археологической науки следует считать тот факт, что никому до сих пор не удалось извлечь рецепт письменного канона из его видимого воплощения и собрать соизмеримые числа, которые, как мы знаем, он включает в себя». [а]
- Ричард Тобин, Канон Поликлета , 1975. [12]
Канон Лисиппа
[ редактировать ]Скульптор Лисипп (четвертый век до нашей эры) разработал более изящный стиль. [13] В своей «Естественной истории » Плиний Старший писал, что Лисипп ввёл в искусство новый канон: сделав головы меньшими, чем у древних, тела тоньше и суше, благодаря чему более великие [14] [б] что означает «канон телесных пропорций, существенно отличающийся от канона Поликлета». [16] Лисиппу приписывают установление « высота в восемь голов ». канона пропорций [17]
Пракситель
[ редактировать ]Праксителю (четвертый век до н. э.), скульптору знаменитой Афродиты Книдской , приписывают создание таким образом канонической формы обнаженной женщины. [18] но ни оригинальное произведение, ни какие-либо его соотношения не сохранились. Академические исследования более поздних римских копий (и, в частности, их современных реставраций) позволяют предположить, что они художественно и анатомически уступают оригиналу. [19]
Классическая Индия
[ редактировать ]
изложены различные каноны В Шилпа Шастрах .
даны различные наборы пропорций В индуистских Агамах для создания изображений. Каждый из них зависит от предмета; например, изображения трех Верховных божеств, Брамы , Вишну и Шивы, должны быть сформированы в соответствии с набором пропорций, которые в совокупности называются измерением уттама-даша-тала ; аналогично малхьяма-даша-тала предписана для изображений главных Шакти (богинь), Лакшми , Бхуми , Дурги , Парвати и Сарасвати : панча-тала для создания фигуры Ганапати и чатус-тала для фигур. детей и уродливых и карликовых мужчин. Термин тала буквально означает ладонь и, как следствие, представляет собой меру длины, равную длине между кончиком среднего пальца и концом ладони возле запястья. Эту длину во всех случаях принимают равной длине лица от черепа до подбородка. Поэтому принято измерять общую длину по длине лица, а не по длине ладони. Этой практике следуют и в последующих параграфах. Читатель будет склонен поверить, что эти фразы даша-тала , панча-тала и экатал означают длины, равные десяти, пяти и одной тале соответственно, но, к сожалению, эта интерпретация, похоже, не согласуется с фактическими измерениями; например, общая длина изображения, сделанного по измерению Уттама-даша-алк , составляет 124 ангула , а тала этого изображения имеет размер 13 ангул ; разделив общую длину на длину талы , всего 9 талов мы обнаружим, что в ней ; Опять же, общая длина изображения чатус-тала составляет 48 ангул , а его тала - 8 ангул 6 талов , и, следовательно, в этом наборе пропорций . Таким образом, оказывается, что в названиях различных пропорций нет ясно видимого этимологического значения. [20]
Художник не выбирает себе задач: он находит в каноне указание делать такие-то изображения таким-то образом - например, изображение Натараджи с четырьмя руками, Брахмы с четырьмя головами, Махиши- Мардини с десятью руками или Ганеша с головой слона. [21]
Именно при рисовании с натуры канон может оказаться помехой художнику; но работа по образцу не является методом индийского искусства. Почти вся философия индийского искусства изложена в стихе Шукрачарьи « Шукранитисара» , который предписывает медитации на создателя образа: «Чтобы форма образа могла полностью и ясно представиться перед умом, создатель образа должен медитировать и его успех будет пропорционален его медитации. Никакой другой путь — даже видение самого объекта — не достигнет его цели». Таким образом, канон можно использовать как эмпирическое правило, избавляя его от некоторой части технических трудностей и предоставляя ему свободу сосредоточить свою мысль более исключительно на послании или бремени его работы. Только таким образом его могли использовать в периоды великих достижений или великие художники. [22]
- Ананда К. Кумарасвами
Италия эпохи Возрождения
[ редактировать ]
Другие подобные системы «идеальных пропорций» в живописи и скульптуре включают Леонардо да Винчи » « Витрувианский человек , основанный на записи пропорций тела, сделанной архитектором Витрувием , [23] в третьей книге серии «Об архитектуре» . Вместо того, чтобы устанавливать канон идеальных пропорций тела, которым должны следовать другие, Витрувий стремился определить пропорции, существующие в реальности; да Винчи идеализировал эти пропорции в комментарии к своему рисунку:
Длина раскинутых рук равна росту человека; от линии роста волос до низа подбородка — одна десятая роста мужчины; снизу подбородка до макушки составляет одну восьмую роста человека; сверху груди до макушки составляет одну шестую роста человека; сверху груди до линии роста волос составляет одну седьмую роста человека. Максимальная ширина плеч составляет четверть роста мужчины; от груди до макушки — четверть роста мужчины; расстояние от локтя до кончика руки – четверть роста мужчины; расстояние от локтя до подмышки – одна восьмая роста мужчины; длина руки составляет одну десятую роста человека; корень полового члена находится на половине роста мужчины; ступня составляет одну седьмую роста человека; от ниже стопы до ниже колена — четверть роста мужчины; ниже колена до основания полового члена — четверть роста мужчины; расстояния от подбородка до носа, бровей и линии волос равны ушам и одной трети лица. [24] [с]
Япония
[ редактировать ]Канон Джоучо
[ редактировать ]Дзёчо (定朝; умер в 1057 году н.э. ), также известный как Дзёчо Бусси, был японским скульптором периода Хэйан . Он популяризировал технику ёсеги , заключающуюся в лепке одной фигуры из множества кусков дерева, и переопределил канон пропорций тела, используемый в Японии для создания буддийских образов. [25] Он основывал измерения на единице, равной расстоянию между подбородком скульптурной фигуры и линией волос. [26] Расстояние между каждым коленом (в позе сидящего лотоса ) равно расстоянию от подошв ног до волос. [26]
Другие измерения
[ редактировать ]
Современный (головной) метод
[ редактировать ]Современные художники-фигуративисты склонны использовать сокращенные обозначения более полных канонов, основанные на пропорциях человеческой головы. В системе, рекомендованной Эндрю Лумисом , идеализированное человеческое тело имеет высоту восемь голов, туловище — три головы, а ноги — еще четыре; По его словам, тело более реалистичных пропорций имеет рост около семи с половиной голов, разница заключается в длине ног. Он также рекомендует пропорции головы для детей разного возраста, а также как средство достижения различных эффектов в телах взрослых (например, «героическое» тело имеет рост в девять голов). [27]
См. также
[ редактировать ]- Академическое искусство - Стиль живописи и скульптуры.
- Антропные единицы - академический термин в археологии, социальных исследованиях и измерениях.
- Красота - характеристика, которая доставляет удовольствие или удовлетворение.
- Канон (основной принцип) , правило или совокупность правил или принципов, обычно признанных действительными и фундаментальными в области искусства или философии.
- Западный канон - классика культуры, ценимая на Западе.
- Чиби (стиль) – стиль карикатуры, зародившийся в Японии.
- Фигуративное искусство - искусство, изображающее реальные источники объектов.
- Нагота – состояние людей без одежды.
- Изображения наготы - Визуальные изображения обнаженного человеческого тела.
- Обнаженная натура (искусство) - произведение искусства, основным предметом которого является обнаженное человеческое тело.
- Неоклассицизм - западное культурное движение, вдохновленное Древней Грецией и Римом.
- Физическая привлекательность - Эстетическая оценка физических качеств.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Предполагаемая реконструкция Тобина описана в Polykleitos#Pojectured реконструкция .
- ^ 'он сделал головы своих статуй меньше, чем у древних, и особенно выделил волосы, сделав тела более стройными ижилистый, из-за чего высота фигуры казалась больше» [15]
- ↑ Перевод редактора Википедии, скопировано из Vetruvian Man.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штадтер, Филип А.; Ван дер Стокт, Л. (2002). Мудрец и император: Плутарх, греческие интеллектуалы и римская власть во времена Траяна (98-117 гг. н.э.) . Издательство Левенского университета. п. 75. ИСБН 978-90-5867-239-1 .
На самом деле Траян вел весьма активную деятельность в Египте. Отдельные сцены принесения подношений богам Домицианом и Траяном появляются на рельефах пропилона храма Хатхор в Дендере. На колоннах храма Кнума в Эсне есть картуши с изображением Домициана и Траяна, а на внешней стороне фриза упоминаются Домициан, Траян и Адриан.
- ^ Айверсон, Эрик; Сибата, Ёсиаки (1975). Канон и пропорции в египетском искусстве (2-е изд.). Уорминстер: Арис и Филлипс. ISBN 9780856680472 . ОСЛК 2913392 .
- ^ «Канон пропорций» . Pyramidofman.com .
- ^ «Пирамида и тело» . Pyramidofman.com .
- ^ Jump up to: а б Смит, В. Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1998). Искусство и архитектура Древнего Египта . Пингвин/Йельская история искусства (3-е изд.). Издательство Йельского университета. стр. 12–13, примечание 17. ISBN. 0300077475 .
- ^ Гей Робинс (2010). Пропорция и стиль в древнеегипетском искусстве . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292787742 .
- ^ Джон А. Р. Легон. «Локут и египетский канон искусства» . legon.demon.co.uk .
- ^ Хартвиг, Мелинда К. (2015). Спутник древнеегипетского искусства . Уайли. п. 123. ИСБН 9781444333503 .
- ^ «Искусство: Дорифор (Канон)» . Искусство сквозь время: глобальный взгляд. Анненбергский ученик . Проверено 15 сентября 2020 г.
нам совершенно недвусмысленно говорят, что он связал каждую часть со всеми остальными частями и с целым и использовал для этого математическую формулу. Что это была за формула, остается только предполагать.
- ^ Филон , Механикус (4.1, 49.20), цитируется в Эндрю Стюарт (1990). «Поликлит Аргосский» . Сто греческих скульпторов: их карьера и дошедшие до нас работы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. .
- ^ Рис Карпентер (1960). Греческая скульптура: критический обзор . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 100. цитируется по Тобину (1975).
- ^ Тобин, Ричард (1975). «Канон Поликлета» . Американский журнал археологии . 79 (4): 307–321. дои : 10.2307/503064 . JSTOR 503064 . S2CID 191362470 . Проверено 2 октября 2020 г. .
- ^ Чарльз Вальдштейн, доктор философии. (17 декабря 1879 г.). Пракситель и Гермес с младенцем Дионисом из Герайона в Олимпии (PDF) . п. 18.
Канон Поликлета был тяжелым и квадратным, его статуи были квадратными знаками , канон Лисиппа был более стройным, менее мясистым.
- ^ Плиний Старший. «XXXIV 65». Естественная история . цитируется в Вальдштейне (1879 г.)
- ^ Джордж Редфорд, FRCS . «Лисипп и македонское искусство». Руководство по древней скульптуре: египетско-ассирийско-греко-римское (PDF) . п. 193.
- ^ Уолтер Вудберн Хайд (1921). Памятники олимпийскому победителю и греческое спортивное искусство . Вашингтон: Институт Карнеги в Вашингтоне. п. 136.
- ^ «Геркулес: Влияние произведений Лисиппа» . Париж: Лувр . Проверено 4 октября 2020 г.
В четвертом веке до нашей эры Лисипп составил канон пропорций для более вытянутой фигуры, чем тот, который определил Поликлет в предыдущем веке. По мнению Лисиппа, высота головы должна составлять одну восьмую высоты тела, а не одну седьмую, как рекомендовал Поликлет.
- ^ Бахрани, Зайнаб (1996). «Эллинизация Иштар: нагота, фетишизм и культурная дифференциация в древнем искусстве» . Оксфордский художественный журнал . 19 (2): 4. doi : 10.1093/oxartj/19.2.3 . JSTOR 1360725 . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Объявление. Михаэлис (1887). «Книдийская Афродита Праксителя » Журнал эллинистических исследований . 8 : 324–355. дои : 10.2307/623481 . hdl : 2027/uiuo.sheet:/13960/t4nk9qk9q . JSTOR 623481 . S2CID 162412362 . Получено 5 апреля.
- ^ Гопинатха Рао, штат Калифорния (1920). «Таламана или Иконометрия» . Мемуары археологической службы Индии . Том. 3. Калькутта: Суперинтендант государственной типографии. п. 35.
- ^ Кумарасвами, Ананда К. (1911). «Индийские изображения с множеством рук» . Танец Шивы — четырнадцать индийских очерков .
- ^ Кумарасвами, Ананда К. (1934). «Эстетика Шукранитисары». Преобразование природы в искусстве . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 111–117. цитируется в Мостеллер, Джон Ф. (1988). «Изучение индийской иконометрии в исторической перспективе» . Журнал Американского восточного общества . 108 (1): 99–110. дои : 10.2307/603249 . JSTOR 603249 . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Витрувий. «Я, «О симметрии: в храмах и в теле человека» » . Десять книг по архитектуре, Книга III . Перевод Морриса Хики Моргана. Издательство Гарвардского университета . Проверено 15 октября 2020 г. - через Gutenberg.org.
- ^ Леонардо да Винчи. «Человеческие пропорции» . Записные книжки Леонардо да Винчи . Перевод Эдварда Маккарди. Рейнал и Хичкок Inc. с. 213–214 – через Archive.org.
- ^ Миеко Мурасе (1975). Японское искусство: избранное из коллекции Мэри и Джексона Бёрков . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 22. ISBN 9780870991363 .
- ^ Jump up to: а б Мейсон, Пенелопа; Динвидди, Дональд (2005). История японского искусства (2-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. п. 144. ИСБН 9780131176010 .
- ^ Лумис, Эндрю (1943). Рисование фигур во что бы то ни стало . Всемирная издательская компания . стр. 28–29.