Конструктивизм (искусство)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2020 г. ) |
Годы активности | 1915–1934 |
---|---|
Расположение | Россия (1915–1922)/ Советский Союз (после 1922 г.) |
Основные цифры | Владимир Татлин , Александр Родченко |
Влияния | Русское народное искусство, Супрематизм , Кубизм и Футуризм |
Под влиянием | Баухаус и Де Стиль |
Конструктивизм — художественное движение начала ХХ века, основанное в 1915 году Владимиром Татлиным и Александром Родченко . [1] Абстрактное и строгое конструктивистское искусство призвано отразить современное индустриальное общество и городское пространство. [1] Движение отвергло декоративную стилизацию в пользу индустриальной сборки материалов. [1] Конструктивисты выступали за искусство в пропагандистских и социальных целях и были связаны с советским социализмом , большевиками и русским авангардом . [2]
Конструктивистская архитектура и искусство оказали большое влияние на движения современного искусства 20-го века, оказав влияние на такие основные тенденции, как движения Баухаус и Де Стиль . Его влияние было широко распространено и оказало большое влияние на архитектуру, скульптуру , графический дизайн , промышленный дизайн , театр, кино, танец, моду и, в некоторой степени, музыку.
Начало
[ редактировать ]Конструктивизм был развитием русского футуризма после Первой мировой войны , и в частности «контррельефов» Владимира Татлина , которые были выставлены в 1915 году. Сам термин был изобретен скульпторами Антуаном Певснером и Наумом Габо , которые разработали индустриальный стиль. , угловатый стиль работы, а его геометрическая абстракция чем-то обязана супрематизму Казимира Малевича. Конструктивизм впервые появляется как термин в «Реалистическом манифесте» Габо 1920 года. Алексей Ган использовал это слово в качестве названия своей книги «Конструктивизм» , напечатанной в 1922 году. [3]
Конструктивизм как теория и практика во многом возник в результате серии дебатов в Институте художественной культуры (ИНХУК) в Москве с 1920 по 1922 год. После свержения его первого председателя Василия Кандинского за его «мистицизм» была создана Первая рабочая группа Конструктивисты (в том числе Любовь Попова , Александр Веснин , Родченко , Варвара Степанова , а также теоретики Алексей Ган , Борис Арватов и Осип Брик ) разработают определение конструктивизма как сочетания фактуры : особых материальных свойств объекта, и тектоники , его пространственное присутствие. Первоначально конструктивисты работали над трехмерными конструкциями как средством участия в промышленности: на выставке ОБМОХУ (Общества молодых художников) были показаны эти трехмерные композиции Родченко, Степановой, Карла Иогансона и братьев Стенбергов . Позже это определение будет распространено на дизайн двумерных произведений, таких как книги или плакаты, при этом монтаж и фактография важными понятиями станут .
Искусство на службе революции
[ редактировать ]Помимо разработки промышленных проектов, конструктивисты работали над общественными фестивалями и проектированием улиц для большевистского правительства после октябрьской революции. Пожалуй, самый известный из них был в Витебске Малевича , где группа УНОВИС расписывала пропагандистские таблички и здания (самый известный из них — Эль Лисицкого плакат «Бей белых красным клином» (1919)). Вдохновленные декларацией Владимира Маяковского «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры», художники и дизайнеры участвовали в общественной жизни во время Гражданской войны. Ярким примером стал предложенный Александром Весниным и Любовью Поповой фестиваль к конгрессу Коминтерна в 1921 году, который напоминал как конструкции выставки ОБМОХУ, так и их работу для театра. В этот период было много совпадений между конструктивизмом и пролеткультом , идеи которого о необходимости создания совершенно новой культуры нашли отклик у конструктивистов. Кроме того, некоторые конструктивисты активно участвовали в «Окнах РОСТА», большевистской информационной кампании, проводившейся примерно в 1920 году. Некоторые из самых известных из них были написаны поэтом-художником Владимиром Маяковским и Владимир Лебедев .
Конструктивисты стремились создать произведения, которые сделали бы зрителя активным зрителем произведения искусства. В этом она имела сходство с русских формалистов теорией «делания странного» , и, соответственно, их главный теоретик Виктор Шкловский тесно сотрудничал с конструктивистами, как и другие формалисты, такие как архиепископ. Эти теории были проверены в театре, в частности, в творчестве Всеволода Мейерхольда , основавшего то, что он называл «Октябрь в театре». Мейерхольд разработал «биомеханический» актерский стиль, на который повлияли как цирк, так и теории «научного менеджмента» Фредерика Уинслоу Тейлора . Между тем, декорации Веснина, Поповой и Степановой проверяли конструктивистские пространственные идеи в публичной форме. Более популистскую версию разработал Александр Таиров с декорациями Александры Экстер и братьев Стенберг. Эти идеи повлияли на таких немецких режиссеров, как Бертольт Брехт и Эрвин Пискатор , а также на раннее советское кино.
Татлин, «Строительное искусство» и продуктивизм
[ редактировать ]Ключевой работой конструктивизма было предложение Владимира Татлина построить памятник Третьему Интернационалу (Башня Татлина) (1919–20). [4] который объединил эстетику машины с динамическими компонентами, прославляющими технологии, такими как прожекторы и проекционные экраны. Габо публично раскритиковал проект Татлина, заявив: «Либо создавайте функциональные дома и мосты, либо создавайте чистое искусство, но не то и другое». Это уже вызвало серьезные споры в московской группе в 1920 году, когда в «Реалистическом манифесте» Габо и Певснера утверждалось духовное ядро движения. Это противоречило утилитарной и адаптируемой версии конструктивизма, которой придерживались Татлин и Родченко. Художники в Германии сразу же назвали работу Татлина революцией в искусстве: на фотографии 1920 года Джордж Гросс и Джон Хартфилд держат плакат с надписью «Искусство мертво – да здравствует машинное искусство Татлина», а проекты башни были опубликованы в журнале «Бруно». Таута Журнал Frühlicht . Однако башня так и не была построена из-за нехватки денег после революции. [5]
Башня Татлина положила начало периоду обмена идеями между Москвой и Берлином, чему способствовал Эль Лисицкого и Ильи Эренбурга советско-германский журнал «Вещь-Гегенштанд-Объет» , который распространял идею «Строительного искусства», как и конструктивистские выставки в 1922 Russische Ausstellung в Берлине, организованный Лисицким. Был сформирован Конструктивистский интернационал , который встретился с дадаистами и художниками Де Стиджа в Германии в 1922 году. Среди участников этого недолговечного интернационала были Лисицкий, Ганс Рихтер и Ласло Мохой-Надь . Однако идея «искусства» стала анафемой для русских конструктивистов: дебаты в ИНХУКе 1920–22 годов завершились теорией продуктивизма, выдвинутой Осипом Бриком и другими, которая требовала прямого участия в промышленности и прекращения станковой живописи. Татлин одним из первых попытался перенести свои таланты в промышленное производство, разработав проекты экономичной печи, рабочей спецодежды и мебели. Утопический элемент в конструктивизме поддерживался его «летатлином» — летательным аппаратом, над которым он работал до 1930-х годов.
Конструктивизм и потребительство
[ редактировать ]В 1921 году в Советском Союзе была принята Новая экономическая политика , которая открыла больше рыночных возможностей в советской экономике. Родченко , Степанова и другие рекламировали кооперативы, которые теперь конкурировали с другими коммерческими предприятиями. Поэт-художник Владимир Маяковский и Родченко работали вместе и называли себя « конструкторами рекламы ». Вместе они создали привлекательные изображения с яркими цветами, геометрическими формами и яркими надписями. Надпись на большинстве этих дизайнов была призвана вызывать реакцию и функционировать эмоционально — большинство из них были разработаны для государственного универмага «Моссельпром» в Москве для сосок, растительного масла, пива и других повседневных продуктов, причем Маяковский утверждал, что его «... нигде, кроме как в Моссельпроме, стихи не были одними из лучших, когда-либо им написанных. Кроме того, несколько художников с переменным успехом пытались работать с дизайном одежды: Варвара Степанова создавала платья с яркими геометрическими узорами, которые выпускались серийно, хотя рабочие комбинезоны Татлин и Родченко этого так и не добились и остались прототипами. Художник и дизайнер Любовь Попова перед своей ранней смертью в 1924 году спроектировала своеобразное конструктивистское платье- флапер , чертежи которого были опубликованы в журнале «ЛЕФ» . В этих работах конструктивисты продемонстрировали готовность участвовать в моде и массовом рынке, что они пытались сбалансировать со своими коммунистическими убеждениями.
ЛЕФ и конструктивистское кино
[ редактировать ]Советские конструктивисты организовались в 1920-е годы в «Левый фронт искусств», который выпускал влиятельный журнал «ЛЕФ » (который выходил в двух сериях: с 1923 по 1925 год и с 1927 по 1929 год под названием « Новый ЛЕФ» ). «ЛЕФ» был посвящен поддержанию авангарда против критики зарождающегося социалистического реализма и возможности капиталистической реставрации, при этом журнал особенно резко критиковал «нэпменов», капиталистов того периода. Для ЛЕФа новое кино было важнее станковой живописи и традиционных повествований, которые тогда пытались возродить элементы Коммунистической партии. Важные конструктивисты активно занимались кинематографом: Маяковский играл в фильме «Барышня и хулиган» (1919), Родченко создавал эскизы титров и анимационных эпизодов « » Дзиги Вертова ( КиноГлаза 1924), а Александра Экстер создавала декорации. и костюмы к фантастическому фильму «Аэлита» (1924).
Теоретики-продуктивисты Осип Брик и Сергей Третьяков также написали сценарии и титры к таким фильмам, как Всеволода Пудовкина » « Буря над Азией Виктора Турина (1928) или «Турксиб» (1929). Кинематографисты и сотрудники «ЛЕФа» Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн , а также документалист Эсфирь Шуб также считали свой быстрый монтажный стиль кинопроизводства конструктивистским. Ранние эксцентристские фильмы Григория Козинцева и Леонида Трауберга ( «Новый Вавилон» , «Один» ) имели аналогичные авангардные намерения, а также фиксацию на Америке эпохи джаза, которая была характерна для философии, с ее восхвалением актеров фарса, таких как Чарли Чаплина и Бастера Китона , а также фордистского массового производства. Подобно фотомонтажам и проектам конструктивизма, раннее советское кино концентрировалось на создании волнующего эффекта путем монтажа и «создания странного».
Фотография и фотомонтаж
[ редактировать ]Хотя фотомонтаж зародился в Германии, он был популярной формой искусства среди конструктивистов, позволяющей создавать визуально поразительные произведения искусства и методом передачи изменений; " [6] ". Конструктивисты были ранними разработчиками приемов фотомонтажа . Густав Клуцис "Динамический город" и "Ленин и электрификация" (1919–20) являются первыми примерами этого метода монтажа, который имел общее с дадаизмом коллажирование вместе. «Конструктор» Лисицкого — один из многих примеров фотомонтажа, в котором фотоколлаж используется для создания многослойной композиции. Это привело к появлению художественного видения и техники использования 2D-пространства с использованием ограниченных технологий. монтажи были бы менее «деструктивными», чем монтажи дадаизма. Пожалуй, самым известным из этих монтажей были иллюстрации Родченко к стихотворению Маяковского « Об этом» .
ЛЕФ также помог популяризировать особый стиль фотографии, включающий неровные углы, контрасты и абстрактное использование света, что напоминало работы Ласло Мохой-Надя в Германии: среди основных практиков этого стиля, наряду с Родченко, Борисом Игнатовичем и Максом Пенсоном , среди других. Кулагина, сотрудничая с Клутисо, использовала фотомонтаж для создания политических и личных плакатов с изображением представительных тем женщин-работниц, чтобы высмеивать юмор местного правительства. Это также имело много общих черт с ранним документальным движением.
Конструктивистский графический дизайн
[ редактировать ]Книжные дизайны Родченко, Эль Лисицкого и других, таких как Соломон Телингатер и Антон Лавинский, были главным источником вдохновения для работ радикальных дизайнеров на Западе, особенно Яна Чихольда . Многие конструктивисты работали над дизайном плакатов для всего, от кино до политической пропаганды: первые лучше всего представлены яркими геометрическими плакатами братьев Стенбергов (Георгия и Владимира Стенбергов), а вторые - агитационными фотомонтажными работами Густава Клуциса и Валентина Кулагина .
В Кельне в конце 1920-х годов фигуративный конструктивизм возник у кельнских прогрессистов , группы, которая с начала двадцатых годов имела связи с русскими конструктивистами, особенно с Лисицким. Благодаря сотрудничеству с Отто Нейратом и Музеем Gesellschafts- und Wirtschaftsmuseum такие художники, как Герд Арнц , Августин Чинкель и Петер Альма, повлияли на развитие Венского метода . Эта связь была наиболее четко показана в A bis Z , журнале, издаваемом Францем Зайвертом , главным теоретиком группы. [7] Они активно работали в России, работая с ИЗОСТАТ , а Чинкель работал с Ладиславом Сутнаром до его эмиграции в США.
Главным ранним политическим покровителем конструктивистов был Лев Троцкий , и к нему начали относиться с подозрением после изгнания Троцкого и левой оппозиции в 1927–28. Коммунистическая партия постепенно отдавала предпочтение реалистическому искусству в течение 1920-х годов (еще в 1918 году «Правда» жаловалась, что государственные средства используются для покупки работ непроверенных художников). контрдоктрина социалистического реализма Однако только примерно в 1934 году на смену конструктивизму пришла . Многие конструктивисты продолжали создавать авангардные работы на службе государства, например, проекты Лисицкого, Родченко и Степановой для журнала «СССР на стройке» .
Конструктивистская архитектура
[ редактировать ]Конструктивистская архитектура возникла из более широкого конструктивистского художественного движения. После русской революции 1917 года оно обратило свое внимание на новые социальные требования и промышленные задачи, необходимые новому режиму. Антуана Певснера и Наума Габо, Возникли две отдельные нити: первая была заключена в реалистическом манифесте посвященном пространству и ритму, вторая представляла собой борьбу внутри Комиссариата просвещения между теми, кто выступал за чистое искусство , и продуктивистами, такими как Александр Родченко, Варвара Степанова и Владимир Татлин, более социально ориентированная группа, желавшая, чтобы это искусство было поглощено промышленным производством. [8]
Раскол произошел в 1922 году, когда Певснер и Габо эмигрировали. Затем движение развивалось по социально- утилитарному принципу. Продуктивистское большинство получило поддержку Пролеткульта и журнала «ЛЕФ», а позже стало доминирующим влиянием архитектурной группы «ОСА » под руководством Александра Веснина и Моисея Гинзбурга .
Наследие
[ редактировать ]Ряд конструктивистов преподавали или читали лекции в школах Баухауза в Германии, и некоторые методы преподавания ВХУТЕМАСа были приняты и развиты там. Габо основал версию конструктивизма в Англии в 1930-х и 1940-х годах, которая была принята архитекторами, дизайнерами и художниками после Первой мировой войны (см. Виктора Пасмора ) и Джоном Макхейлом . Хоакин Торрес Гарсия и Мануэль Рендон сыграли важную роль в распространении конструктивизма по всей Европе и Латинской Америке. Конструктивизм оказал влияние на современных мастеров Латинской Америки, таких как: Карлос Мерида , Энрике Табара , Анибал Вильясис , Тео Константе , Освальдо Витери , Эстуардо Мальдонадо , Луис Молинари , Карлос Катассе , Жоао Батиста Виланова Артигас и Оскар Нимейер , и это лишь некоторые из них. немного. В Австралии также были ученики, художник Джордж Джонсон наиболее известным из которых был . В Новой Зеландии скульптуры Питера Николлса демонстрируют влияние конструктивизма.
В 1980-х годах графический дизайнер Невилл Броуди использовал стили, основанные на конструктивистских плакатах, что положило начало возрождению массового интереса. Также в 1980-х годах дизайнер Ян Андерсон основал The Designers Republic , успешную и влиятельную дизайнерскую компанию, которая использовала конструктивистские принципы.
Деконструктивизм
[ редактировать ]Так называемая деконструктивистская архитектура разделяет элементы подхода с конструктивизмом (ее название больше относится к литературному подходу деконструктивизма ). Он был разработан архитекторами Захой Хадид , Ремом Колхасом и другими в конце 20-го и начале 21-го веков. Заха Хадид своими эскизами и рисунками абстрактных треугольников и прямоугольников вызывает эстетику конструктивизма. Несмотря на формальное сходство, социалистические политические коннотации российского конструктивизма приуменьшаются деконструктивизмом Хадид. Проекты Рема Колхаса возрождают еще один аспект конструктивизма. Леса конструкции , и краноподобные представленные многими архитекторами-конструктивистами, используются для законченных форм его проектов и зданий.
Художники, тесно связанные с конструктивизмом
[ редактировать ]- Элла Бергманн-Мишель – (1896–1971)
- Норман Карлберг , скульптор (1928–2018)
- Август Чернигой - (1898–1985)
- Джон Эрнест - (1922–1994)
- Наум Габо - (1890–1977)
- Моисей Гинзбург , архитектор (1892–1946).
- Герман Глекнер , художник и скульптор (1889–1987).
- Эрвин Хауэр - (1926–2017)
- Хильдегард Йоос , художница (1909–2005).
- Густав Клуцис – (1895–1938)
- Катажина Кобро - (1898–1951)
- Сречко Косовель - (1904–1926)
- Ян Кубичек - (1927–2013)
- Эль Лисицкий - (1890–1941)
- Иван Леонидов – архитектор (1902–1959).
- Рихард Пауль Лозе – художник и дизайнер (1902–1988).
- Питер Лоу – (1938–)
- Луи Лозовик - (1892–1973)
- Бертольд Любеткин - архитектор (1901–1990).
- Тило Маатч - (1900–1983)
- Стюарт Мальдонадо - (1930–)
- Кеннет Мартин - (1905–1984)
- Мэри Мартин - (1907–1969)
- Константин Медунецкий – (1899–1935)
- Константин Мельников – архитектор (1890–1974).
- Вадим Меллер – (1884–1962)
- Ласло Мохой-Надь - (1895–1946)
- Мураяма Томоёси - (1901–1977)
- Виктор Пасмор - (1908–1998)
- Ласло Пери – художник и архитектор (1899–1967).
- Антуан Певснер - (1886–1962)
- Lyubov Popova – (1889–1924)
- Александр Родченко – (1891–1956)
- Курт Швиттерс - (1887–1948)
- Франц Вильгельм Зайверт - (1894-1933)
- Семинарио Мануэля Рендон - (1894–1982)
- Вилли Сандфорт - (1922-2017) - немецкий художник и дизайнер.
- Владимир Шухов – архитектор (1853–1939).
- Антон Станковский – художник и дизайнер (1906–1998).
- Джеффри Стил - (1931–2021)
- Георгий и Владимир Стенберги – плакатисты и скульпторы (1900–1933, 1899–1982).
- Varvara Stepanova (1894–1958)
- Владислав Стржеминский – художник (1893–1952).
- Владимир Татлин (1885–1953)
- Хоакин Торрес Гарсия (1874–1949)
- Vasiliy Yermilov (1894–1967)
- Александр Веснин – архитектор, художник и дизайнер (1883–1957).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Конструктивизм» . Тейт Модерн . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Хатерли, Оуэн (4 ноября 2011 г.). «Конструктивисты и русская революция в искусстве и архитектуре» . Хранитель . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Кэтрин Кук, Русский авангард: теории искусства, архитектуры и города , Academy Editions, 1995, стр. 106.
- ^ Хонор, Х. и Флеминг, Дж. (2009) Всемирная история искусства . 7-е изд. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, стр. 819. ISBN 9781856695848
- ^ Янсон, HW (1995) История искусства . 5-е изд. Пересмотрено и расширено Энтони Ф. Янсоном. Лондон: Темза и Гудзон , с. 820. ISBN 0500237018
- ^ голос жеста его мыслей
- ^ Бенус Б. (2013) «Фигуративный конструктивизм и социологическая графика» в журнале «Изотип: дизайн и контексты», 1925–71, Лондон: Hyphen Press, стр. 216–248.
- ^ Оливер Сталлибрасс; Алан Баллок; и др. (1988). Словарь современной мысли Фонтаны (мягкая обложка). Пресса Фонтана. п. 918 страниц . ISBN 0-00-686129-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Русские конструктивистские плакаты под редакцией Елены Бархатовой. ISBN 2-08-013527-9 .
- Банн, Стивен. Документы искусства ХХ века: традиция конструктивизма . Викинг Пресс. 1974. СБН 670-72301-0.
- Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. стр. 176–177. ISBN 9783822840788 . OCLC 809539744 .
- Хеллер, Стивен и Сеймур Чваст. Графический стиль от викторианского до цифрового . Новое изд. Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc. , 2001. 53–57.
- Лоддер, Кристина. Русский конструктивизм . Издательство Йельского университета; Репринтное издание. 1985. ISBN 0-300-03406-7
- Рики, Джордж. Конструктивизм: истоки и эволюция . Джордж Бразиллер; Переработанное издание. 1995. ISBN 0-8076-1381-9
- Алан Фаулер. Конструктивистское искусство в Великобритании 1913–2005 . Университет Саутгемптона. 2006. Кандидатская диссертация.
- Саймон, Джошуа (2013). Неоматериализм. Берлин: Штернберг Пресс. ISBN 978-3-943365-08-5 .
- Габбинс, Пит. 2017. Конструктивизм к минимализму: от революции через эволюцию (Винтерли: Winterley Press). ISBN 978-0-9957554-0-6
- Гальвез, Пол. «Автопортрет художника в образе обезьяньей руки». Октябрь, вып. 93, 2000, стр. 109–37. JSTOR, https://doi.org/10.2307/779159 . По состоянию на 15 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ресурс о конструктивизме, ориентированный прежде всего на движение в России и восточно-центральной Европе.
- Документальный фильм о конструктивистской архитектуре. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- Конструктивистские обложки книг
- Русский конструктивизм. МоМА.орг
- Международный конструктивизм. МоМА.орг
- Влияние межличностных отношений на функционирование конструктивистской сети – статья Михала Вендерского
- Коллекция: «Советские конструктивистские киноплакаты» из Художественного музея Мичиганского университета.