Александр Родченко
Александр Родченко | |
---|---|
Александр Родченко | |
Рожденный | Aleksander Mikhailovich Rodchenko 5 декабря 1891 г. Санкт-Петербург , Российская Империя |
Умер | 3 декабря 1956 г. | (64 года)
Известный | Живопись, фотография |
Движение | Конструктивизм |
Александр Михайлович Родченко (русский: Александр Михайлович Родченко ; 5 декабря [ OS 23 ноября] 1891 — 3 декабря 1956) — российский и советский художник, скульптор , фотограф и графический дизайнер. Он был одним из основоположников конструктивизма и русского дизайна; был женат на художнице Варваре Степановой .
Родченко был одним из самых разносторонних художников-конструктивистов и продуктивистов , появившихся после русской революции . он работал художником и графическим дизайнером Прежде чем заняться фотомонтажом и фотографией, . Его фотография была социально вовлеченной, формально новаторской и противостоящей живописной эстетике. Обеспокоенный необходимостью создания аналитически-документальных серий фотографий, он часто снимал свои объекты под необычными углами — обычно высоко вверху или внизу — чтобы шокировать зрителя и отсрочить узнавание. Он писал: «Нужно сделать несколько разных снимков предмета, с разных точек зрения и в разных ситуациях, как если бы вы рассматривали его кругом, а не смотрели в одну и ту же замочную скважину снова и снова».
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Родченко родился в Петербурге в рабочей семье, переехавшей в Казань после смерти отца, в 1909 году. [1] Он стал художником, не имея никакого опыта в мире искусства, черпая вдохновение из художественных журналов. В 1910 году Родченко начал обучение у Николая Фешина и Георгия Медведева в Казанском художественном училище , где познакомился с Варварой Степановой , на которой позже женился.
После 1914 года продолжил художественное обучение в Строгановском институте в Москве, где в 1915 году создал свои первые абстрактные рисунки под влиянием супрематизма Казимира Малевича . В следующем году он участвовал в выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным. , который оказал еще одно формирующее влияние.
На творчество Родченко сильно повлияли кубизм и футуризм , а также супрематические композиции Малевича, в которых геометрические формы развернуты на белом фоне. В то время как Родченко был учеником Татлина, он также был его ассистентом, и интерес к фигуративности, характерный для раннего творчества Родченко, исчез, когда он экспериментировал с элементами дизайна. При создании своих картин он использовал циркуль и линейку, стремясь исключить выразительность живописи. [2]
Родченко работал в Наркомпросе и был одним из организаторов РАБИС . РАБИС был основан в 1919–1920 годах. [3]
Родченко был назначен директором Музейного бюро и закупочного фонда большевистским правительством в 1920 году и отвечал за реорганизацию художественных школ и музеев. Он стал секретарем Московского Союза художников, основал Отдел изобразительных искусств Наркомпроса и помог основать Институт художественной культуры. [4]
С 1920 по 1930 год он преподавал в Высших технических-художественных студиях ( ВХУТЕМАС /ВХУТЕИН), организации Баухауза с «пестрой карьерой». Расформирован в 1930 году. [4]
В 1921 году он стал членом группы продуктивистов вместе со Степановой и Алексеем Ганом , которая выступала за включение искусства в повседневную жизнь. Он отказался от рисования и сосредоточился на графическом дизайне плакатов, книг и фильмов. На него глубокое влияние оказали идеи и практика кинорежиссера Дзиги Вертова , с которым он интенсивно работал в 1922 году.
Впечатленный фотомонтажем немецких дадаистов , Родченко начал свои собственные эксперименты в этой области, впервые используя найденные изображения в 1923 году, а с 1924 года также снимая свои собственные фотографии. [5] Его первый опубликованный фотомонтаж иллюстрировал стихотворение Маяковского «Об этом» в 1923 году. В 1924 году Родченко создал, вероятно, свой самый известный плакат - рекламу издательства «Ленгиз», иногда называемую «Книги», на которой изображена молодая женщина с сложенная ладонь с криком «Книги по всем отраслям знаниям» (Книги по всем отраслям знаний), напечатанная модернистской типографикой. [6] [7]
С 1923 по 1928 год Родченко тесно сотрудничал с Маяковским (с которого он сделал несколько портретов) над оформлением и версткой «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» , изданий художников-конструктивистов. Многие из его фотографий появились в этих и других журналах или использовались в качестве обложек. Его изображения устраняли ненужные детали, подчеркивали динамическую диагональную композицию и были связаны с размещением и движением объектов в пространстве. В этот период он вместе со Степановой расписал знаменитые панно здания Моссельпрома в Москве. Их дочь Варвара Родченко родилась в 1925 году.
Критика и цензура
[ редактировать ]На протяжении 1920-х годов творчество Родченко было очень абстрактным. Родченко присоединился к группе художников «Октябрь» в 1928 году, но через три года был исключен по обвинению в « формализме » — обвинение, впервые прозвучавшее на страницах «Советского фото» в 1928 году. [8]
По мере того, как в конце 1920-х годов в Советском Союзе происходили изменения (особенно изгнание Льва Троцкого в 1928 году и полное изгнание из Советского Союза в 1929 году, а также приход к власти Иосифа Сталина ), менялась и форма, которой советское искусство должно было соответствовать. к. В 1930-х годах, когда партийные принципы, регулирующие художественную практику, изменились в пользу социалистического реализма , художник и фотограф столкнулись с растущей критикой со стороны государственных искусствоведов и партии. Осип Брик , известный писатель и искусствовед, который также был вовлечен в политику и развитие арт-культуры, высказал резкую в то время критику серии фотографов « Дом на Мясницкой улице» и «Сосны в Пушкино» , сказав: «Не следует изображать изолированное здание или дерево, которые могут быть красивыми, но которые будут картиной, будут эстетичными». [9] Как и Брик, Сергей Третьяков раскритиковал стилизованные работы Александра Родченко, заявив: «Вместо того, чтобы исследовать весь спектр утилитарных целей, стоящих перед фотографией, Родченко интересует только ее эстетическая функция. Он сводит ее деятельность к простому перевоспитанию вкуса на основе некоторых новых принципов. Мы ищем «новую эстетику»: способность видеть мир по-новому». [10]
В 1935 году прошла выставка «Мастера советского искусства», но Родченко разрешили создать работы для выставки только при условии, что он публично осудит свои предыдущие формалистические работы. Самообвинение было опубликовано в «Советском фото» , что добавило оскорбления к ранам. «Впредь я хочу решительно отказаться от того, чтобы ставить формальные решения темы на первое место, а идеологические — на второе; и в то же время я хочу пытливо искать новые богатства в языке фотографии, чтобы с его помощью создавать произведения, которые будут стоять на высоком политическом и художественном уровне, произведения, в которых фотографический язык будет полностью служить соцреализму». [11]
Несмотря на осуждение и цензуру, Родченко колебался в своем творчестве между конформизмом и бунтом, создав в 1934 году одну из своих самых известных фотографий « Девушка с Leica» , стилистический выбор которой был аналогичен предыдущим работам художника и фотографа.
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]Он вернулся к живописи в конце 1930-х годов, прекратил фотографировать в 1942 году и создал абстрактные экспрессионистские работы в 1940-х годах. В эти годы он продолжал организовывать фотовыставки для правительства. Он умер в Москве в 1956 году.
Влияние
[ редактировать ]Большая часть работ графических дизайнеров 20-го века является прямым результатом более ранних работ Родченко в этой области. [ нужна ссылка ] Его влияние было всеобъемлющим. Американская -концептуалистка художница Барбара Крюгер в долгу перед творчеством Родченко. [ нужна ссылка ]
Его портрет Лили Брик вдохновил на создание ряда последующих работ, в том числе на обложки ряда музыкальных альбомов. Среди них — влиятельная голландская панк-группа The Ex , выпустившая серию 7-дюймовых виниловых альбомов, каждый из которых содержит вариацию на тему портрета Лили Брик, обложку Mike + the Mechanics альбома Word of Mouth и обложку альбома Franz. Фердинанда Альбом You Could Have It So Much Better . Плакат One-Sixth Part of the World послужил основой для обложки « Take Me Out », также написанной Францем Фердинандом.
Конец живописи
[ редактировать ]В 1921 году Родченко выполнил первые настоящие монохромные картины, впервые представленные на выставке 5х5=25 в Москве. Для художников русской революции радикальная акция Родченко была полна утопических возможностей. Это ознаменовало конец станковой живописи – возможно, даже конец искусства – вместе с концом буржуазных норм и практик. Оно расчистило путь к началу новой русской жизни, нового способа производства, новой культуры. Позже Родченко заявил: «Я довел живопись до логического завершения и выставил три полотна: красное, синее и желтое. Я подтвердил: все кончено». [12]
Фотокниги (изданы посмертно)
[ редактировать ]- Александр Родченко . Под редакцией Национального центра кинематографии и движущегося изображения . Нью-Йорк: Пантеон , 1987. ISBN 978-0-394756-24-0
- Родченко – Фотография – 1924 – 1954 . Под редакцией Александра Лаврентьева. Великобритания: Кенеманн, 1995. ISBN 978-3-895081-10-1
- Родченко . Под редакцией Питера МакГилла . Геттинген, Германия: Steidl , 2012. ISBN 978-3-869302-45-4
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- «Александр Родченко: Дизайн – это история» . Designishistory.com . Проверено 22 февраля 2012 г.
- Домбровский, Магдалена, Лия Дикерман, Питер Галасси , А.Н. Лаврентьев и В.А. Родченко. Александр Родченко. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1998.
- «История искусства: Александр Родченко» . All-art.org. Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года . Проверено 22 февраля 2012 г.
- Саввин, Иван. «История искусства: движения современного искусства» . Современные художественные движения . Theartstory.org . Проверено 22 февраля 2012 г.
- «КОЛЛЕКЦИЯ» . Мома.орг . Проверено 22 февраля 2012 г.
- «Александр Родченко: Простое и банальное», Хью Адамс. Артфорум, лето 1979 г. Страница 28.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Э. Боулт, «Эксперименты Александра Родченко ради будущего: дневники, эссе, письма и другие сочинения», Музей современного искусства, Нью-Йорк, 2005, стр. 31.
- ^ Милнер, Джон, «Родченко, Александр», Oxford Art Online
- ^ Художник Илья Клейнер >> Библиотека >> Великие художники XX века >> Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.: "Родченко Александр Михайлович".
- ^ Jump up to: а б «Александр Родченко: Простое и банальное», Хью Адамс. Артфорум, лето 1979 г. Страница 28.
- ^ Мразкова, Даниэла и Ремес, Владимир «Ранние советские фотографы». Оксфордский музей современного искусства, Оксфорд, 1982 г., ISBN 0-905836-27-8
- ^ Гюнер, Фисун (13 июня 2016 г.). «От кухонных рабынь до промышленных работниц – суперженщин советского искусства» . Хранитель .
- ^ Томпсон, Марк (4 июня 2010 г.). «Красное и черное, разбросанное повсюду | The Japan Times» . Джапан Таймс .
- ^ Тупицын, М. (1994). Против камеры, для Фотоархива. Художественный журнал, 53 (2), 58–62.
- ^ Тупицына, Маргарита (1996). Советская фотография, 1924-1937 (1-е изд.). Издательство Йельского университета. п. 41. ОСЛК 468734230 .
- ^ Тупицына, Маргарита (1996). Советская фотография, 1924-1937 (1-е изд.). Издательство Йельского университета. п. 41. ОСЛК 468734230 .
- ^ «Родченко: Влияние революции и контрреволюции» . Мировой социалистический веб-сайт . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Акбар, Арифа (2 января 2009 г.). «Нет: русский конструктивист поздно дебютирует в Тейт» . Independent.co.uk. Архивировано из оригинала 6 февраля 2009 года . Проверено 30 июля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1891 рождений
- 1956 смертей
- Художники из Санкт-Петербурга
- People from Sankt-Peterburgsky Uyezd
- Художники-абстракционисты
- Русский авангард
- Российские графические дизайнеры
- Фотографы из Санкт-Петербурга
- Советские художники
- Советские фотографы
- Конструктивизм (искусство)
- Художники-коллажисты
- Русские художники 20 века.
- Русские художники-мужчины
- Преподавательский состав Вхутемаса
- Русские художники-мужчины ХХ века.
- Выпускники Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова.