Вилли Сэндфорт
Вилли Сандфорт (10 января 1922 — 7 января 2017) — немецкий живописец и график, поздний представитель конструктивизма . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы (1922–1947)
[ редактировать ]Вилли Сандфорт родился 10 января 1922 года в Алене , Германия, и был младшим из пяти детей. Его отец был мастером на эмалировочной фабрике, а мать – домохозяйкой. Впечатления раннего детства от промышленных зданий Алена сформировали видение художника так же, как и его первые встречи с современным искусством. Так, коллекционная фотография из пачки сигарет с изображением » Карло Карра « Сосны у моря попала в руки подростка, которого глубоко поразила ясность и строгость композиции картины.
Уже подростком Сэндфорт создавал портреты своих родителей в манере старых мастеров, не имея до этого никакого художественного образования. В 1938 году он изготовил гипсовый бюст как скульптурный автопортрет, сохранилась лишь одна фотография. После окончания начальной школы по просьбе родителей прошел обучение на декоратора. В 1939 году он посещал класс коммерческого искусства в колледже искусств в Билефельде, пока его не призвали на военную службу. В конце войны он попал в плен во Франции, где испытал не только типичные лишения, но и впечатления от южнофранцузского пейзажа и Страсбургского собора . После посещения лагеря контрольными функционерами он был назначен начальником лагеря по искусству, что позволило ему какое-то время рисовать и писать акварелью. [ 5 ] В апреле 1946 года он смог вернуться в родительский дом, где впервые зафиксировал впечатления об ужасах войны и плена в удручающем триптихе , прежде чем смог обратиться к классическим темам живописи «с сознательной красочностью». [ 6 ]
Обучение и первые годы работы художником-фрилансером: (Кассель и Мюнхен, 1947–1954).
[ редактировать ]колледж изящных искусств в Касселе возобновил занятия, Сэндфорт поступил на обучение к Кею Генриху Небелю. Когда осенью 1947 года [ 7 ] Он создавал этюды природы, фигуративные композиции, цирковые картины и уличные сцены. Когда Небель заболел во втором семестре, Сандфорт подумывал о продолжении учебы в Мюнхенской академии художеств у Ксавера Фура . Однако этого не произошло после того, как ему предложили стажировку у Германа Лоэ. [ 8 ] в реставрационном отделе Баварского государственного собрания живописи . Эта работа отнимала у него так много времени, что он не смог параллельно с ней работать в качестве художника-фрилансера, как он ожидал. Поэтому в 1951 году он покинул галереи и в то же время завершил свое обучение, предвкушая неопределенное будущее в качестве художника-фрилансера, полного надежд. [ 9 ]
Сандфорт женился в 1951 году на своей однокурснице Шарлотте (Лотте), первый портрет которой он написал уже в 1947 году. Она поддерживала его своей работой востребованного в Мюнхене графического дизайнера и художника-оформителя, а Сэндфорт ценил и восхищался ее работами. . Молодая пара с сыном Хансом Георгом нашли друзей среди художников и журналистов. Сандфорт нарисовал разрушенный и сохранившийся Мюнхен и его окрестности и создал картину « Дети большого города» . В 1951 году вступил в Кооператив художников. [ 10 ] основан Ханнесом Кёнигом , который, помимо прочего, организовывал выставки, на которые Сандфорт представлял работы. Сандфорт участвовал в Великой выставке немецкого искусства с 1952 по 1970-е годы. Тем не менее, как молодому художнику-фрилансеру было трудно заявить о себе среди уже авторитетных художников. [ 11 ]
В 1953 году Сэндфорт отправился на Ютландское побережье Северного моря через Гретзиль и Зильт . Привезенные с собой эскизы и картины, частично созданные в студии на основе эскизов, он выставил в Художественном павильоне Мюнхена в 1954 году, о чем широко писала пресса. Чтобы познакомиться с работами других художников, Сандфорт отправился в Неаполь, где посетил фрески Ганса фон Мареса , которые считаются одними из крупнейших произведений немецкой живописи XIX века. [ 12 ] Дальнейшие учебные поездки привели его на озеро Гарда , в Голландию и на Лофотенские острова .
Осенью 1954 года, когда рождение второго ребенка стало неизбежным, пара решила вернуться в Вестфалию. Они нашли квартиру в Гютерсло , Восточная Вестфалия, где родители Сандфорта жили в собственном доме. Перед этим Сандфорт отправился в Ниендорф ( Тиммендорфер-Штранд ), чтобы рисовать вместе со своим коллегой Йозефом Зайдль-Зейтцем . [ 13 ] который был на 14 лет старше его. Зайдль-Зейтц был известен благодаря различным выставкам и был, среди прочего, членом жюри «Большой художественной выставки». Вместе с ним и некоторыми художниками из Мюнхена Художественная ассоциация в Беккуме, Германия , организовала выставку в районе Варендорф после ознакомительной поездки. Ежедневная газета Westfälische Rundschau от 21 декабря 1954 года писала: «Вилли Сандфорт... также выставил пять работ, которые демонстрируют большие способности к мощной композиции и пленяют зрителя своим благородным колоритом, свежим и живым, несмотря на всю свою деликатность. . ...Его пейзажи наполнены последовательным стремлением к простоте размера и линии и тонкой гармонии цвета». [ 14 ]
В 1957 году Вилли Сэндфорт и его семья переехали в дом его родителей, где они прожили до конца своей жизни. Сэндфорт построил рядом с домом студию, где мог работать в любое время, даже ночью. [ 15 ]
Творческие периоды после возвращения в Вестфалию
[ редактировать ]1954 по 1968 год
[ редактировать ]В сельской Восточной Вестфалии Сэндфорту было трудно развивать свои первые успехи в Мюнхене, поскольку здесь, в провинции, ему не хватало культурных учреждений, музеев и, прежде всего, обмена с коллегами. Чтобы обеспечить средства к существованию своей семье в дополнение к зарплате жены, которая устроилась на работу учителем рисования, он принимал многочисленные заказы на создание рельефов, мозаик, фресок и бетонных витражей в общественных местах. до конца 1960-х годов. [ 16 ] Тем не менее, мастерство его устраивало, и он приобрел чувство поверхности, что не обошлось без влияния на его более поздние картины большого формата. Хотя и не совсем новой для него темой стал индустриальный пейзаж. Примерно в 1962 году он создал свою работу «Извилистые башни», изучив, среди прочего, Фернана Леже и его картину «Конструкторы» . вдохновил Сандфорта К концу 1950-х годов Джорджио Моранди на создание другого сюжета - натюрмортов.
Сандфорт провел ноябрь 1956 года на Эльбе впервые , снова вместе с Зейдль-Зейтцем. Впечатленный пейзажем острова, он сделал бесчисленное количество зарисовок, в которых художник геометризировал отдельные элементы окружающей его природы и, таким образом, упрощал их на бумаге, пока не стал практически типичным. В 1958 году он отправился в учебную поездку на Эльбу, Искью , в Рим и Неаполь вместе с Паулем Шнайдером, однокурсником по его временам в Касселе, который тем временем стал его зятем и другом, чтобы найти новые мотивы и более глубоко работать над своим собственным формальным языком.
Другим спутником Сандфорта был художник и преподаватель рисования Алена Герман Швейцер, с которым Сэндфорт неоднократно обменивался идеями. В 1961 году Сэндфорт вместе с ним и Полом Шнайдером отправился в учебную поездку в Грецию, которая их всех чрезвычайно вдохновила. Для Сэндфорта вид на захватывающую архитектуру Санторини был «решающим стимулом отойти от пространственности и с этого момента все больше размещать конструкции на поверхности. ... Поэтому Санторини, возможно, только дал Сандфорту последний импульс конкретно продвигаться вперед с его развитие отныне с другим сознанием». [ 17 ]
В то время как Сэндфорт уже нашел сокращенный и ясный формальный язык, основанный на изобразительной традиции Новой Объективности, его искусство теперь более сильно развилось в конструктивистскую форму, характеризующуюся более строгой изобразительной архитектурой. Об этом свидетельствуют пейзажные и графические произведения, представленные на персональной выставке в 1963 году. В этот творческий цикл входят также рисунки скалистых утесов Борнхольма, мотивы Эльбы и Киклад , озера Гарда и Голландии. Герман Швейцер описывает в тексте для выставки 1973 года, на которой Сэндфорт объединил эти картины под названием «Ознакомительные поездки художника», что Сандфорта особенно привлекали места на Борнхольме и озере Гарда, «где упорядоченная кристаллическая структура скалы стали видны в своей ясной, обнаженной форме и разнообразии ее градаций». [ 18 ]
Развитие Сэндфорта как преимущественно конструктивистского художника можно считать завершенным, если посмотреть на его картины и годы, в которые они были созданы. Свою последнюю репрезентативную картину он написал в 1982 году — натюрморт, который снова переработал примерно в 2000 году. Еще одной примечательной особенностью является его новое применение краски. Он часто использовал оргалит, рисуя не гладкую сторону, как обычно, а шероховатую, которая по своей структуре не позволяет ровно наносить краску. «Он наносит краску, наносит шпателем слои краски, снова разглаживает их, снова наносит слои краски, некоторые из них тонкие и полупрозрачные, пока не появляется изначально структурированная поверхность с эффектом глубины, который придает работе живость. разной плотности лежат рядом друг с другом, чтобы увеличить напряжение картины, и Сэндфорту требуются дни, недели и даже месяцы, чтобы нанести эту краску». [ 19 ] .
В целом 1960-е годы можно рассматривать как период ориентации в его живописном развитии. В то время Сэндфорт участвовал только в отдельных выставках, так что самопознание и переосмысление могли происходить преимущественно в концентрированной работе. [ 20 ]
Активные годы с 1969 по 1979 год.
[ редактировать ]Новый период начался с шести выставок. Летом 1969 года Сэндфорт выставил пять картин в составе группы художников «Аркус» в муниципальном музее Херфорда . Осенью 1969 года работы Сандфорта и Герберта Шлимгена были представлены в залах Deutsche Bank в Гютерсло. Осенью 1970 года состоялась еще одна выставка вместе с другими членами Arcus в замке Рингенберг. выставка « Новое искусство в старом аббатстве» прошла В 1971 году в аббатстве Лисборн . На выставке « Художники Восточной Вестфалии» в Кунстхалле Билефельд Сандфорт был представлен в 1969 и 1971 годах. [ 21 ] Здесь Сэндфорт впервые показал группу из 15 абстрактных работ. «В этих картинах он за короткий период времени конкретизировал свой формальный язык и создал произведения, которые неизменно характеризуются великой гармонией и балансом». [ 19 ]
По случаю 50-летия художника в 1972 году Бернхард Рест, председатель Художественной ассоциации, организовал персональную выставку в аббатстве Лисборн. В качестве новой работы Сэндфорт показал здесь картину «Крест в овале» , которой он впервые тематизировал форму креста, которую впредь он вновь и вновь брал в чистом виде, не допускающем никаких ассоциаций с христианским крестом. возникнуть.
В 1973 году Сэндфорт вновь предпринял путешествие на Лофотенские острова у берегов Норвегии вместе с Паулем Шнайдером и Германом Швейцером. Ущелья и массивные скальные образования, заполнявшие его альбомы для рисования, настолько очаровали его, что он снова отправился туда в 1976 году. Картины маслом на основе эскизов были затем созданы в домашней студии в простой, прозаичной редакции. Картины из первой поездки, созданные, однако, в студии, а не непосредственно на природе, были представлены художником под названием «Зарисовки с Севера».
В начале 1970-х Сандфорт познакомился с художником Фрицем Винтером , одним из самых важных немецких представителей абстрактной живописи. Хотя Уинтер был на 17 лет старше Сэндфорта, они быстро нашли общий язык. Винтер уже много лет занимался абстрактной живописью и нашел свои собственные абстрактные живописные решения. В 1975 году он познакомил Сандфорта со своей племянницей Хельгой Гауслинг, которая жила в Алене и в том же году открыла там Зимний дом Фрица. Помимо прочего, Сэндфорт помог организовать ее первую художественную выставку в 1978 году и впоследствии сам провел там множество выставок, в том числе частые персональные выставки.
В конце 1979 года Сэндфорт отправился в путешествие на юг Франции, где также посетил Антиб и Экс-ан-Прованс. Как и во время пребывания в плену, он был очарован залитым солнцем пейзажем. Он вернулся в свою студию с большим количеством акварелей и эскизов.
По чисто количественным меркам семидесятые годы были самыми творчески активными годами в жизни художника. Сэндфорт участвовал в 23 выставках и участвовал в 5 персональных выставках. [ 22 ] Только в каталоге картин представлено 170 новых работ, от архитектурных и рельефных работ до многослойных трафаретов, с четкой изобразительной структурой и сугубо индивидуальным абстрагирующим формальным языком. [ 23 ] [ 24 ]
Более тихие 1980-е
[ редактировать ]В 1979 году Сэндфорт познакомился с художником Генрихом Зипманном (1904–2002), одним из важнейших представителей немецкого послевоенного авангарда. Будучи другом на протяжении многих лет, Зипман оказал немалое влияние на дальнейшее развитие Сэндфорта как живописца, основываясь на сходстве его жизни, в его концепции искусства вообще и в вопросах живописной формы и композиции. Это десятилетие отмечено большим затишьем: меньше выставок, меньше путешествий, меньше новых картин. Кажется, что Сандфорту нужна была тишина в студии, чтобы подвергнуть сомнению свое собственное художественное выражение, развить его дальше и прийти к новым, строго нерепрезентативным, конструктивистским изобразительным идеям. Связь форм друг с другом и с общей живописной архитектурой тематически проходит через ранние произведения 1980-х годов. [ 25 ] Первая работа со строгой симметрией, Gogeneinander mit Halbrunden in der großen Fassung , он до сих пор подписывает в центре фронта. Сэндфорт расширил двойственность между спокойствием и напряжением в структуре отдельных живописных элементов, введя в свои картины вертикальную линию как акцентирующий момент. В этих работах можно увидеть, как живописец борется за равновесие в картине, как гармонизируется поднимающаяся или опускающаяся форма, как цветовые поверхности и границы поверхностей обтекают друг друга. [ 26 ] И, наконец, он переходит от абстрактного искусства к Art Concret после Тео ван Дусбурга : «Нет ничего более конкретного, чем линия, цвет, поверхность. Однако для Сэндфорта гармония, регулярность и баланс также являются его частью. Его картины с несколькими смещенными друг против друга цветными поверхностями создают гармоничную пространственную структуру. [ 27 ]
Поздняя работа
[ редактировать ]В творчестве с начала 1990-х годов как будто появляются две новые темы — стела и триптих, лишь на первый взгляд потому, что можно усмотреть отсылки к первым истокам его художественного творчества. Хотя работы на стелах нередки в скульптуре, стела представляет собой редко используемую изобразительную форму, особенно в фигуративной живописи. И триптих, и стела напоминают традиционные формы сакрального искусства Западной и Северной Европы, так что обе живописные формы вызывают у зрителя живописные воспоминания без Сандфорта, наполняющего их религиозным изобразительным содержанием. Скорее, он использовал строгую, чисто вертикальную форму стелы, чтобы передать зрителю впечатление пространственной ситуации с помощью сокращенного геометрического словаря форм. В то время как молодой художник создал свой первый триптих в 1946 году под названием « Конец за один раз» , сейчас существуют картины, созданные в три разных года (1996, 2000, 2001), которые он объединяет в триптих, таким образом не только создавая не только произведение искусства, но и как бы настраивает отдельные картины на архитектурное взаимодействие друг с другом.
В начале нового тысячелетия его жена Лотте заболела и окончательно умерла в 2006 году, после чего Сэндфорту потребовалось много времени, прежде чем Сандфорт снова смог сосредоточиться на живописи. Помимо картин меньшего размера, он также создал несколько стел большего размера форматами 140 × 50 см (55 × 20 дюймов) и 130 × 60 см (51 × 24 дюйма), а также овал размером 100 × 75 дюймов. см (39 × 30 дюймов) – шедевры завершения долгой и развивающейся творческой жизни, в которой художник, по его собственному признанию, всегда следовал своему внутреннему компасу.
Смерть
[ редактировать ]Сандфорт умер 7 января 2017 года в Ритберге , Германия. [ 28 ]
Выставки
[ редактировать ]Работы Вилли Сэндфорта были показаны как минимум на 80 выставках с 1951 года незадолго до его смерти и еще больше после его смерти. [ 29 ] Из них не менее 16 были персональными выставками. [ 30 ] Работы выставлялись в Мюнхене, Штутгарте , Берлине, Линце (Австрия), Гетеборге (Швеция), Дюссельдорфе , Мюнстере, Дортмунде , Хамме, Алене, Билефельде и других городах Германии. Особо следует отметить выставку, посвященную его 90-летию, несколько с опозданием, с 15 февраля по 24 апреля 2014 г. [ 31 ] одновременно в Художественном музее Алена и Зимнем доме Фрица. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
В вышеупомянутый каталог-резонне на 207 страниц формата А4, имеющийся в продаже, включены только его картины маслом, более 900 и без каких-либо претензий на полноту; около 200 картин, написанных маслом, не могли быть включены сюда, поскольку их местонахождение (продано, отдано, утеряно) уже невозможно было установить. Кроме того, там были тысячи рисунков и эскизов. Некоторые из этих работ находятся в таких музеях, как Художественный музей Алена, Музей Густава-Любке- Хамм и Музей аббатства Лисборн, многие находятся у коллекционеров и в других частных коллекциях, а также в имении художника, которым управляет его сын.
Работы (отрывок)
[ редактировать ]Ниже приведены отрывки из некоторых новаторских работ первых, еще репрезентативных, творческих периодов и небольшого количества его конструктивистских шедевров.
Фигуративные работы
[ редактировать ]* | * | * | * | * | * |
---|---|---|---|---|---|
около 1980: Дома на юге Франции , бумага, масло, 68х50, G388
|
около 1971: WS 3580 Горная деревня на озере Гарда , холст, масло, 38x66, G19
|
1965: WS 3586 Малая верфь (вариант) , монотипия, масло, бумага, 50х70, G178
|
1966: 1966: WS 3587 Indemini (Тичино) , монотипия, масло, бумага, 55x70, G181
|
WS 3588a Без названия , рисунок, бумага, тушь, акварель.
|
WS 3589 о. Название , рисунок, бумага, тушь, акварель.
|
WS 3590 Без названия , рисунок, бумага, тушь, акварель.
|
WS 3591 о. Название , рисунок, бумага, тушь, акварель.
|
WS 3592 Без названия , рисунок, бумага, тушь, акварель.
|
WS 3594 о. Название , рисунок, бумага, мел, акварель.
|
WS 3596 Без названия , рисунок, бумага, тушь, фломастер, акварель.
|
1966: WS 3598 Маленькая гавань (Борнхольм) , смешанная техника, монотипия, масло на бумаге, 60x70
|
Другие работы (Фотографии этих работ частично включены в «Фигуративные картины» Вилли Сэндфорта (см. Ссылки).)
|
|
Конструктивистские работы
[ редактировать ]* | * | * | * | * | * |
---|---|---|---|---|---|
1966 WS 1450 Строго построенный, картон, масло, 100х70. |
1970 WS 0457 Ступенчатые поверхности красного цвета, масло на твердом волокне, 80х60.
|
1972 WS 0494 Геометрическая игра, холст, масло, 152x100
|
1975 WS 3567 Слои и штриховка, оргалит, масло, 57х57.
|
1978, WS 3574 Силуэты, монотипия, масло, бумага, 65x45
|
около 1992 г. WS 1992 Композиция с рядом форм в овале (малая версия), холст, масло, на дереве, 19x17
|
1978 WS 3570 Многослойность с красным и синим акцентом, оргалит, масло, 100х85.
|
1990 WS 3570 Противодавление (маленькая версия) холст, масло 23x11
|
1992 WS 1051 Плоская композиция, оргалит, масло, 68х98.
|
1998 WS 0257 Дощечка серого цвета, холст, масло, 100х30.
|
2006 WS 3364 Ступенчатые поверхности, оргалит, масло 66x55
|
1992 WS 1400 Танцующие перпендикуляры, оргалит, масло, 30x85
|
Другие работы (Фотографии этих работ частично включены в «Конструктивистские картины» Вилли Сэндфорта (см. Ссылки).)
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вилли Сандфорт, Следуя внутреннему компасу, Указатель картин», 2014, под редакцией доктора Дагмар Кроненбергер-Хюффер, Хельги Гауслинг и Буркхарда Лейсмана, В.Г. Билд-Кунст, Бонн, ДрукВерлаг Кеттлер, далее именуемый «Кроненбергер-Хюффер, Вилли» . Сэндфорт », с. 9; рисунок . В большую иллюстрированную книгу включен также подробный отчет о биографии художника.
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , Предисловие
- ^ Мэрион Гей (14 февраля 2014 г.). «Работа Вилли Сэндфорта в Алене» . культура wa.de (на немецком языке). Westfälischer Anzeiger Verlagsgesellschaft mbH & Co. KG . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Индексная запись: Немецкая биография. «Сандфорт, Вилли» (на немецком языке) . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , с. 12
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , стр. 11–13.
- ^ «Кей Генрих Небель | Дармштадтское отделение (Дармштадтское отделение) 1919–2019» . www.darmstaedtersezession.de . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Бурместер, Андреас (18 апреля 2016 г.). Битва за искусство: Макс Дёрнер и его Имперский институт техники живописи . Бёлау Верлаг Кёльн Веймар. ISBN 9783412503765 – через Google Книги.
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сэндфорт , стр. 13–17.
- ^ Райзингер, Руперт (30 мая 2020 г.). « Искусство – это не роскошь» (на немецком языке). Левые в городском совете Дармштадта . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , стр. 18–20.
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , стр. 20–21.
- ^ «Йозеф Зайдль-Зейтц (1908–1988)» (на немецком языке). Рейнландский музей в цифровом формате.
- ^ цитата из Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , стр. 27
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , стр. 25 и 28.
- ^ Пример: Волны, окна в крытом бассейне, 1966 г., издатель: Исследовательский центр витражей ХХ века.
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , с. 36
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , с. 40
- ^ Перейти обратно: а б Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , с. 46
- ^ Для всего раздела: Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , стр. 25–46.
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , стр. 46 и 206.
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , стр. 206–207.
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , с. 56
- ^ Итого по этому разделу: Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , стр. 46–57.
- ^ «eclecticacollecta — социалклаустрофобия: Вилли Сэндфорт (немец, р.1922)» . eclecticacollecta.tumblr.com .
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , с. 64
- ^ «Лексикон художника Graphothek Berlin, имя художника: Вилли Сандфорт» . www.graphothek-berlin.de .
- ^ «Некрологи Вилли Сэндфорта | tauer.die-glocke.de» . tauer.die-glocke.de (на немецком языке) . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ «Друг и компаньон: Вилли Сэндфорт» . www.wn.de. Вестфальские новости . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Кроненбергер-Хюффер, Вилли Сандфорт , с. 207
- ^ «Каталог-резонне Вилли Сэндфорта» . Artist.net .
- ^ Щепанек, Гудрун. «Выставочная форма, цвет и система» . Аугсбургский Альгемайне .
- ^ «Художественный музей и Зимний дом Фрица в честь Вилли Сэндфорта» . Газета «Дюльмен». 8 февраля 2014 г.
- ^ «Вилли Сэндфорт (2014)» . museen.de .