Jump to content

Советское нонконформистское искусство

Советское нонконформистское искусство — это советское искусство, созданное в бывшем Советском Союзе вне контроля советского государства, возникшее в сталинскую эпоху , в частности, вне рубрики социалистического реализма . Другие термины, используемые для обозначения этого явления, — советская контркультура , «андеграундное искусство» или «неофициальное искусство». [1]

Со времени большевистской революции 1917 по 1932 год исторический русский авангард процветал и стремился апеллировать к пролетариату . Однако в 1932 году правительство Иосифа Сталина взяло искусство под свой контроль декретом ЦК большевиков 1932 года «О реструктуризации литературно-художественных организаций», который поставил все союзы художников под контроль Коммунистической партии. [2] Два года спустя Сталин ввел политику, объединяющую эстетические и идеологические цели, которая получила название «социалистический реализм» и в широком смысле определялась как искусство, «социалистическое по содержанию и реалистическое по форме». Более того, новая политика определила четыре категории неприемлемого искусства: политическое искусство, религиозное искусство, эротическое искусство и «формалистическое» искусство, которое включало абстракцию , экспрессионизм и концептуальное искусство . Начиная с 1936 года художники-авангардисты, которые не могли или не желали адаптироваться к новой политике, были вынуждены покинуть свои должности и часто отправлялись в ГУЛАГ в рамках сталинских Больших чисток . [3]

Конец Второй мировой войны – 1953 г.

[ редактировать ]

После Второй мировой войны , которую в России называют Великой Отечественной войной , , главой Управления пропаганды, были приняты партийные в 1946 и 1948 годах Андреем Ждановым резолюции , официально осуждающие западное культурное влияние в начале « холодной войны» . [4] Студенты-художники, такие как Юло Соостер , эстонец , который позже стал важным членом московского нонконформистского движения, были отправлены в сибирские лагеря для военнопленных. [5] Художник-нонконформист Борис Свешников также провел время в советском трудовом лагере . [6] Олега Целкова исключили из художественной школы за « формализм » в 1955 году, что с точки зрения партии могло быть предательством. [7]

1953 (смерть Сталина) – 1962.

[ редактировать ]
USSR stamp by Aleksandr Gerasimov

Смерть Иосифа Сталина в 1953 году и Никитой Хрущевым последующее осуждение его правления во время его секретной речи на XX съезде партии в 1956 году создали « хрущевскую оттепель »; либеральная атмосфера, в которой художники имели больше свободы создавать несанкционированные работы, не опасаясь последствий. Сталина Более того, культ личности был признан вредным, и в течение нескольких недель многие картины и бюсты с его изображением были удалены из общественных мест. Такие художники, как Александр Герасимов , сделавшие свою карьеру рисованием идеализированных портретов Сталина, [8] были вынуждены покинуть свои официальные должности, так как стали неудобны для нового руководства. [9]

1962 – середина 1970-х гг.

[ редактировать ]
Эрнст Неизвестный . Пророк . Парк скульптур, Уттерсберг, Швеция

Эпоха «оттепели» быстро закончилась, когда в 1962 году Хрущев посетил публичную выставку в Манеже (эпизод, известный как « Манежное дело» ). [10] на котором выставлялись несколько художников-нонконформистов, в том числе Юло Соостер. [11] с его Глазом в Яйце . Хрущев вступил в публичный и ныне известный спор со скульптором Эрнстом Неизвестным (1925–2016) по поводу функции искусства в обществе. Однако эта ссора имела непреднамеренный эффект: разожгла неофициальное искусство как движение. Художники больше не могли питать иллюзий, что государство признает их искусство, однако атмосфера стала достаточно дружелюбной и открытой, что сформировала сплоченную организацию. Кроме того, наказания для неофициальных артистов стали менее суровыми; им было отказано во вступлении в профсоюз вместо того, чтобы быть казненными.

Как «движение» нонконформистское искусство было стилистически разнообразным. Однако в эпоху после оттепели стали понятны его функция и роль в обществе. Как писал российский куратор, писатель и директор музея Иосиф Бакштейн:

Двойственность жизни, при которой официальное восприятие повседневной действительности независимо от реальности воображения, приводит к ситуации, когда искусство играет особую роль в обществе. В любой культуре искусство — это особая реальность, но в Советском Союзе искусство было вдвойне реальным именно потому, что оно не имело никакого отношения к действительности. Это была высшая реальность... Целью нонконформизма в искусстве было бросить вызов статусу официальной художественной реальности, поставить ее под сомнение, отнестись к ней с иронией. И все же это была единственная неприемлемая вещь. Все советское общество держалось на ортодоксальности, и нонконформизм был его врагом. Именно поэтому даже условная и частичная легализация нонконформизма в середине 1970-х годов стала началом конца советского режима. [12]

1980-е годы

[ редактировать ]
Timur Novikov

Тимур Новиков был одним из лидеров петербургского искусства 1980-х годов. В 1982 году его теория «Нулевого объекта» выступила одной из основ русского концептуального искусства. [13] В 1988 году он основал неоакадемизм. [14]

коллективы московских художников

[ редактировать ]

После периода оттепели в Советском Союзе действовало множество художественных групп и движений. Их бывает сложно классифицировать, поскольку зачастую они были связаны не по стилистическим целям, а по географической близости. Более того, участие в этих группах было нестабильным, поскольку сообщество художников-нонконформистов в Москве было относительно небольшим и сплоченным.

Лианозово Групп

[ редактировать ]

Группа «Лианозово», образованная в 1958 году, получила название в честь небольшой подмосковной деревни Лианозово , где жило и работало большинство художников. [15] Членами этой группы были: Евгений Кропивницкий [ ru ] , художник и поэт, Ольга Потапова , Оскар Рабин , Лидия Мастеркова , Владимир Немухин , Николай Вечтомов и поэты Всеволод Некрасов [ ru ] , Генрих Сапгир и Игорь Холин . Эта группа была связана не из эстетических соображений, а из-за «их общего поиска новой социокультурной идентичности». [16] критик и теоретик Виктор Тупицын считал, что «эстетизация нищеты — это именно то, что отличает представителей деклассированной общинной интеллигенции эпохи оттепели от их предшественников (социалистов-реалистов), создавших райский образ истории». [17]

Многие участники лианозовской группы работали в абстрактном стиле. [18] Оттепель 1957 года привела к открытию молодыми советскими художниками западных художественных практик и исторических традиций русского авангарда. Художники начали экспериментировать с абстракцией, поскольку она была противоположностью соцреализма. Однако последствия выставки «Манеж» в 1962 году привели к повторному введению ограничений. Однако новые ограничения не смогли ограничить то, чему молодые художники научились за пятилетний перерыв. Кроме того, Виктор Тупицын отмечает, что 1960-е годы ознаменовали собой эпоху «декоммунализации» в Советском Союзе. Хрущев работал над улучшением жилищных условий, следствием чего стало то, что художники стали приобретать собственные студии или делить помещения с коллегами-единомышленниками. [17]

Официально в лианозовскую группу входили члены Московского союза художников-графиков, работавшие в области прикладного и графического искусства. Таким образом, им не разрешалось проводить выставки живописи, поскольку это входило в компетенцию Союза художников. Следовательно, в это время начались квартирные выставки и литературные салоны как средство публичного показа. Однако лианозовская группа, в частности, часто подвергалась преследованиям со стороны советских чиновников, поскольку они бдительно следили за публичными выставками своих работ. Пытаясь обойти закон, лианозовская группа предложила в 1974 году провести выставку под открытым небом, пригласив на выставку также десятки других художников-нонконформистов. Результатом стал снос выставки бульдозерами и водометами, из-за чего выставка до сих пор известна как « Бульдозерная выставка» . [19]

Группа Сретенский бульвар

[ редактировать ]
Олег Васильев , «Перед рассветом» , 1964 год.

Группа художников, имевших студии на Сретенском бульваре и его окрестностях в Москве, в конце 1960-х годов стала широко связанным сообществом единомышленников. Членами этой группы были: Илья Кабаков , [20] Юло Соостер , Эдуард Штейнберг , Эрик Булатов , Сергей Шаблавин , [21] Олег Васильев , Виктор Пивоваров , Владимир Янкилевский и скульптор Эрнст Неизвестный . Студии художников также использовались как площадки для показа и обмена идеями о неофициальном искусстве. Как и их коллеги по лианозовской группе, большинство художников-изобразителей, входивших в группу «Сретенский бульвар», были приняты в Московский союз художников-графиков. Это позволило художникам официально работать книжными иллюстраторами и графическими дизайнерами, что предоставило им студийное пространство, материалы и время для работы над собственными проектами. Хотя у них была одинаковая официальная карьера, группа Сретенских стилистически неоднородна. Название просто обозначает сообщество, которое они сформировали в результате работы в непосредственной близости друг от друга. [22]

Московские концептуалисты

[ редактировать ]

Многие художники Сретенского бульвара принадлежали к школе московских концептуалистов . Это движение возникло в 1970-х годах для описания идентичности современного российского художника, оппозиционного правительству. Как объяснил Иосиф Бакштейн: «Создание этой нонконформистской традиции было вызвано тем фактом, что аутсайдер в советской империи противостоял огромной государственной машине, великому Левиафану, который угрожал поглотить его. Чтобы сохранить свою идентичность в этой ситуации, нужно пришлось создать отдельную систему ценностей, в том числе систему эстетических ценностей». [12]

Эрик Булатов поясняет, что концептуалистическое искусство — это «бунт человека против повседневной реальности жизни… картина интересует меня как некая система… открывающаяся в пространство моего повседневного существования». [23]

This group includes Ilya Kabakov , Gregory Perkel , Erik Bulatov , Oleg Vassiliev , Sergey Shablavin, Komar and Melamid , Ivan Chuikov  [ ru ] , [24] Виктора Пивоварова , поэтов Всеволода Некрасова ( ru ), Дмитрия Пригова , Льва Рубинштейна , молодого художника и прозаика Владимира Сорокина , а также широко охватывает соц- художников и группу «Коллективные действия» , которые оба оказали влияние на строительство русского концептуалистического искусства. [ нужна ссылка ]

Петербургские группы

[ редактировать ]

1960-е - 1970-е годы

[ редактировать ]

Группа Михаила Шемякина

[ редактировать ]
Михаил Шемякин

Михаила Шемякина Петербургская нонконформистская группа возникла на базе выставки 1964 года в Эрмитаже , где Шемякин работал галеристом. Официальное название выставки — « Выставка художников-работников хозяйственной части Эрмитажа: К 200-летию Эрмитажа» и в нее вошли работы Шемякина, В. Кравченко, В. Уфлянда, В. Овчинникова и Олега Лягачева . Открывшийся 30–31 марта, он был закрыт властями 1 апреля. Директор Эрмитажа Михаил Артамонов был отстранен от должности. [ нужна ссылка ]

В 1967 году был написан Манифест Петербургской группы , подписанный Шемякиным, О. Лягачевым, Е. Есауленко и В. Ивановым. В. Иванов и М. Шемякин ранее разработали идею метафизического синтеза, предполагавшую создание новой формы иконописи на основе изучения религиозного искусства разных эпох. [25]

Позже к группе присоединились А. Васильев и художник-миниатюрист В. Макаренко.

Через четыре года после основания группы, в 1971 году, Шемякин эмигрировал во Францию, а позже, в 1981 году, в США. В 2007 году он вернулся во Францию, где и проживает сейчас.

Лягачев до своей эмиграции в Париж в 1975 году, а Васильев продолжал участвовать в выставках художников-нонконформистов в Ленинграде во Дворце культуры «Газа» (1974) и ДК «Невский» (1975). Творчество Лягачева в этот период включает: «Кафка» , «Интимный XX» (1973) и «Композиция – Канон» (1975). Группа окончательно прекратила свое существование в 1979 году, прекратив проводить совместные выставки.

Газаневский Культура

[ редактировать ]

Газаневская культура, также известная как Газаневские выставки или Газаневщина ( ru:Газаневщина ), была неофициальным художественным движением середины 1970-х годов. [26]

  • До нонконформистских выставок Газаневского в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) были еще три неофициальные выставки во Дворце культуры Козицкого в 1968-1969 годах. Среди других художников в группу художников, принявших участие, входили: Юрий Нашивочников, Анатолий Басин ( ru ), Игорь Владимирович Иванов, Евгений Горюнов и другие, выходцы из «Школы Сидлина», художественной мастерской при Капрановском дворце. Культура. [26]
  • состоялась первая выставка художников-нонконформистов . В декабре 1974 года во Дворце культуры имени Ивана Газа в Ленинграде (Санкт-Петербург) [27]
  • состоялась еще одна выставка «Неофициальное искусство» . В 1975 году в Невском дворце культуры в Ленинграде (Санкт-Петербурге) [28]

Квартирные выставки

[ редактировать ]

В 1970-е годы в неофициальном художественном движении в Ленинграде (Санкт-Петербурге) возникло новое направление. Многие художники участвовали в нонконформистских неофициальных выставках, проводившихся на частных квартирах, так называемых квартирных выставках . [ нужна ссылка ]

Некоторые примеры неофициальных квартирных выставок включают:

состоялась первая еврейская выставка «Алеф», известная также как «Двенадцать из советского андеграунда», Евгения Абесхауса В ноябре 1975 года в квартире в которой приняли участие 12 еврейских художников: Евгений Абесгауз , Анатолий Басин ( ru ), Леонид Болмат, Александр Гуревич, Юрий Календарев, Татьяна Корнфельд, Александр Манусов, Александр Окунь , Сима Островский, Алек Рапопорт , Осип Сидлин и Ольга Шмуилович. [ нужна ссылка ] В 1976 году каталог этой выставки был издан в Калифорнии, США.

В 1976 году в квартире Э. Абезгауза состоялась вторая выставка «Алеф» с участием Евгения Абесгауза, А. Арефьева ( ru ), А. Басина ( ru ), Рихарда Васми ( ru ), Александра Гуревича, Юрия Календарева и Татьяны Кернер. [29]

Школа Сидлина

[ редактировать ]

Осип Сидлин учился у Александра Осмеркина , затем у Александра Савинова , Кузьмы Петрова-Водкина , контактировал с Казимиром Малевичем . [30]

С середины 1930-х годов Осип Сидлин преподавал искусство в Ленинграде во Дворце культуры имени Ильича (Ленина). [31] ДК «Первая пятилетка», а также в Доме культуры Капранова. [31] до его внезапной смерти от сердечного приступа в 1972 году. [ нужна ссылка ]

Среди учеников Сидлина был Анатолий Басин, [32] Galina Basina, Vladimir Egorov, Nina Fedotova, Anatoly Golovastov, Evgeny Goryunov, [33] Igor V. Ivanov, [34] [35] Galina (Sizova) Ivanova, Boris Kupin, Alexander Mikhailovsky, Yury Nashivochnikov, [36] Сергей Сиверцев, Наталья Тореева, [37] Margarita Trushina, Vasily Zhavoronkov, Vasily Yuzko [38] и поэт Юлий Гольдштейн.

  • В 1994 году выставка «Памяти учителя» состоялась в Государственном музее городской скульптуры , Санкт-Петербург, Россия. [39] Он был посвящен 85-летию со дня рождения Осипа Сидлина, преподавателя «Школы Сидлина».
  • В феврале 2019 года в Санкт-Петербурге прошла выставка «Школа Сидлина». Он был посвящен 110-летию со дня рождения Осипа Сидлина. [40]
  • В 2019 году выставка «Классика Ленинградского художественного училища. Школа Сидлина» прошла в Санкт-Петербурге, Россия. [41]

Школа Temple Wall является продолжением движения «Школа Сидлина» . После смерти Осипа Сидлина, преподавателя художественной группы «Школа Сидлина», его ученик Юрий Нашивочников собрал молодых художников и в 1992 году организовал художественную школу, получившую название «Школа Храмовой стены» . [42] Среди его учеников были Владимир Гарде, Дмитрий Маркуль, Светлана Московская, Владимир Устинский, Александр Визиряко и другие художники. «Школа Храмовой стены» продолжает традицию «Школы Сидлина», в основном по изучению византийского и древнерусского искусства, основанного на двухмерных настенных фресках и русских иконах . В 2015 году дипломная работа «Школа Сидлина и Школа Храмовой Стены» написана Светланой Московской, ученицей «Школы Храмовой Стены» Ю. Нашивочникова, и опубликована в марте 2016 года на базе СПбГУ, где она является обсуждение продолжения традиций художественного движения 20-го века в 21-м веке, следующего поколения движения визуального искусства. [43]

  • В 1996 и 2002 годах выставки «Храмовая стена» проходили в Государственном музее городской скульптуры , Санкт-Петербург, Россия. [44]
  • В 2017 году в Санкт-Петербурге, Россия, прошла выставка «Школа Сидлина и школа Храмовой стены». [45]

Школа Владимира Стерлигова

[ редактировать ]

Владимир Стерлигов был учеником Казимира Малевича и всю жизнь следовал принципам кубизма и супрематизма К. Малевича в этой художественной традиции. [46] Его последователями были: Александр Батурин, Елена Гриценко, [47] Alexander Nosov, Mikhail Tserush, [48] [ не удалось пройти проверку ] Gennady Zubkov, [49] [ не удалось пройти проверку ] и другие художники, реализующие в своем художественном взгляде философию Стерлигова. [50] Татьяна Глебова, жена Стерлигова, училась у Александра Савинова и Павла Филонова . [51]

Группа Павла Кондратьева

[ редактировать ]

Павел Кондратьев также был учеником Казимира Малевича , Павла Филонова , Александра Савинова в Академии художеств/ Вхутеина , сотрудничал в это время и позже с В. Стерлиговым и Т. Глебовой. Итак, они оба имеют одну и ту же нишу в искусстве , где их последователи и ученики находились в той или иной группе, но следовали одним и тем же принципам в искусстве. Павел Кондратьев также был последователем движения Павла Филонова «Мастера аналитического искусства» (МАИ) в Ленинграде с 1927 по 1932 год. [52]

Круг Арефьева

[ редактировать ]

Александр Арефьев ( ru ) был лидером нонконформистской группы в Ленинграде (Санкт-Петербурге). [53] Он был выслан из Советского Союза в 1977 году и умер в Париже в 1978 году.

В состав группы вошли артисты: А. Арефьев (Арех), [54] Valentin Gromov ( ru ) (b. 1930), [55] Рихард (Рикхард) Васми ( ru ), который также известен своей цитатой рисовал собственный саркофаг «Художник всю жизнь » , [56] Владимир Шагин ( ru ), [57] Шолом Шварц ( ru ), [58] Наталья Жилина, которая была близка к этой группе, [59] и поэт Роальд Мандельштам ( ru ), который вдохновил группу на творчество. Их группа называлась «Орден нищенствующих художников» или «Орден непроданных художников» , а признание они получили только после начала нового движения нонконформистов в Ленинграде и их участия в выставках во Дворце культуры Газы (1974 г.). ) и Невский дворец культуры (1975).

Другие художники-нонконформисты (середина 1970-х)

[ редактировать ]
Алек Рапопорт, «Апостолы Петр и Павел», смешанная техника. 1995 год

Эти художники индивидуально участвовали в советском нонконформистском искусстве. Они принимали активное участие в неофициальном искусстве, в том числе участвовали в квартирных выставках и неофициальных художественных выставках, таких как нонконформистские выставки Газа-Невского в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в середине 1970-х годов.

Публикации и поздние выставки

[ редактировать ]
  • В 2001 году вышла книга «Школа Сидлина» («Школа Сидлина»), изданная Исааком Кушниром, как часть серии книг «Авангард на Неве» о советском авангардном искусстве, в которой обучались студенты Школа Сидлина включена, Санкт-Петербург, Россия. ISBN   5-901751-01-9 , ОСЛК   845543694
  • В 2005 году вышла книга «Герои Ленинградской культуры 1950-1980-е» («Герои ленинградской культуры 1950-1980-х годов»), составленная куратором Центрального выставочного зала «Манеж» Ларисой Скобкиной ( р. 1951). отразить неофициальные художественные группы, сформировавшиеся вокруг художников и педагогов, таких как В. Стерлигов, П. Кондратьев, О. Сидлин, Г. Длугач, Н. Акимов, С. Левин и другие. В него входят также художники, не принадлежавшие ни к каким художественным группам, но все же сыгравшие заметную роль в нонконформистском движении того времени в Санкт-Петербурге, Россия (на русском языке ). ОСЛК   637824734
  • В 2013 году Музей истории Санкт-Петербурга организовал выставку, отражающую известные художественные коллективы и школы 1970-х годов, в том числе О. Сидлина, В. Стерлигова, П. Кондратьева, А. Арефьева и других. [61]
  • В 2013 году выставка «Петербург 20 лет» (1993-2013), организованная «Манеж», Санкт-Петербург, Россия, где представлены скульптуры художников, картины «Арефьевского кружка», произведения искусства «Школы «Сидлин» и другие. [62]
  • В 2015 году изданная вышла книга Анатолия Басина (р. 1936) «Наши ниши. Газаневщина 3» («Наши ниши. Газаневщина 3») , DEAN. [63] как серия «Авангард на Неве» в Санкт-Петербурге, Россия. [64] [65] ISBN   978-5-93630-911-3
  • В 2016-2017 годах работы художников, в том числе художников «Школы Сидлина» (Ю. Нашивочников, А. Басин, И. Иванов, Наталья Тореева), «Школы Стерлигова», «Арефьевского кружка» (А. Арефьев, Р. Васми, В. Громов, В. Шагин, Шварц) и др., ныне находится в Государственном музее «Царскосельская коллекция» , Санкт-Петербург, Россия. [66]
  • В 2018 году СПбГУ организовал выставку произведений ленинградских художников-нонконформистов 1970–1990 годов на основе их коллекции и коллекции Музея современного искусства имени Дягилева. [67] [68] [69]
  • 2 декабря 2017 г. – 28 января 2018 г. Италия. Выставка-мероприятие "Прощай, Перестройка - Сто работ художников бывшего Советского Союза". Двуязычные тексты книг: итальянский/английский. Арианна Ди Дженова – искусствовед, журналист. Рим. Италия. Виктория Донован – историк культуры России, Университет Сент-Эндрюс, Шотландия. Великобритания. Юлия Лебедева – искусствовед, куратор музея «Другое искусство» Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Москва. Ирена Бузинска – историк искусства, куратор Латвийского национального художественного музея, Рига. Владислав Шабалин — художник-диссидент в Советском Союзе, он был заключен в психиатрическую больницу и реабилитирован с приходом Перестройки. [70]
  • В ноябре 2013 года посмертная ретроспективная выставка «Переосмысление России – Борис Четков – Пейзаж и жанровая живопись» – в Мейфэр, Лондон – организована Теодорой Кларк (Институт искусств Курто) и Pushkin Group, Ltd. ISBN   978-0-9766949-5-3

Абшеронские художники (азербайджанские художники) 1960-1980-х годов.

[ редактировать ]

Джавад Мирджавадов , азербайджанский художник, нонконформист и реформатор, творчество которого оказало влияние на развитие современного азербайджанского искусства. [71] Поворотный момент в его творчестве наступил, когда он, будучи студентом, увидел репродукцию « Марди Гра» Поля Сезанна , переживающую творческое возрождение.

Украинский андеграунд

[ редактировать ]

Украинский андеграунд развивался на территории советской Украины , с конца 1950-х по 1980-90-е годы. Этим термином обозначали культуру, запрещенную государством в тоталитарных странах Восточной Европы и СССР . Оно было известно под другими названиями, такими как неофициальное искусство, нонконформизм , диссидентское искусство в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Стихийно возникло во всех Украины крупных городах , таких как Киев , Одесса , Харьков , Ужгород , Львов . Оно закончилось благодаря перестройке , которая привела к независимости Украины в 1991 году.

Союза необоснованна такими артистами, как Бакханьян , Вилен Барский , Олена Голуб , Крушч , Косин небо Юрий , Валентин Вагрич Александр , Костецкий Советского Украинская часть Владимир Селинков . , и много других

Коллекции

[ редактировать ]

Среди коллекционеров советского и российского нонконформистского искусства:

В литературе

[ редактировать ]

In nonconformist literary world, except mentioned above poets Evgenii Kropivnitsky ( ru ), Igor Kholin , Genrikh Sapgir , Vilen Barskyi , Roald Mandelstam ( ru ), Vsevolod Nekrasov ( ru ), Igor Sinyavin , Dmitry Prigov , Lev Rubinstein and novelist Vladimir Sorokin , there were underground writers and poets Vasily Grossman , Varlam Shalamov , Yury Dombrovsky , David Dar ( ru ), Lev Kopelev , Aleksandr Galich , Viktor Nekrasov , Aleksandr Solzhenitsyn , Pavel Ulitin , Arkadiy Belinkov , Alexander Zinoviev , Naum Korzhavin , Yuli Daniel , Andrei Sinyavsky , Yury Aikhenvald ( ru ), Fazil Iskander , Yuri Mamleev , Georgi Vladimov , Vasily Aksyonov , Vladimir Voinovich , Galina Andreeva ( ru ), Leonid Chertkov ( ru ), Gennadiy Aygi , Anatoly Gladilin , Stanislav Krasovitsky ( ru ), Yuliy Kim , Anri Volokhonsky , Andrei Bitov , Dmitry Avaliani , Leonid Borodin , Venedikt Yerofeyev , Vladimir Maximov, Joseph Brodsky , Alexei Khvostenko , Konstantin Kuzminsky , Sergei Dovlatov , Yevgeny Kharitonov , Kari Unksova ( ru ), Ry Nikonova , Oleg Grigoriev , Eduard Limonov , Sasha Sokolov , Viktor Krivulin , Sergey Stratanovsky ( ru ), Valery Kholodenko ( ru ), Yevgeny Saburov ( ru ) Yevgeni Popov , Vladimir Erl ( ru ), Elena Ignatova ( ru ), Serge Segay , Mikhail Aizenberg ( ru ), Aleksandr Mironov ( ru ), Elena Shvarts , Svetlana Kekova ( ru ), Sergey Gandlevsky ( ru ), Sergei Nadeev ( ru ), Nikolai Kononov ( ru ), and Pavel Krusanov ( ru ). [72] [73] [74] Многие из их произведений были опубликованы в подпольной форме самиздата (самоиздания). [73] Многим из них пришлось эмигрировать на Запад, Олег Григорьев и Венедикт Ерофеев «эмигрировали» в алкоголизм, Юрий Айхенвальд и Геннадий Айги — в переводы, а Юрий Домбровский и Кари Унскова были убиты.

поэтические чтения 15 декабря 1975 года художники и поэты-нонконформисты устроили на Сенатской площади в честь полуторасотлетия восстания декабристов . Их задержала полиция. [75]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Глезер, Александр (декабрь 1975 г.). «Советское неофициальное искусство». Индекс цензуры . 4 (4): 35–40. дои : 10.1080/03064227508532474 . S2CID   144898994 .
  2. ^ Боулт, Джон Э. (1976). Русское искусство авангарда: теория и критика, 1902-1934 . Викинг Пресс. стр. 288–290.
  3. ^ Корнечук, Елена. «От революции 1917 года до хрущевской оттепели», Нонконформистское искусство: советский опыт 1956–1986 годов , ред. Алла Розенфельд и Нортон Т. Додж. Лондон: Темза и Гудзон, 1995, стр. 36–41. ISBN   0-500-23709-3 .
  4. ^ Азадовский Константин; Егоров, Борис (01 января 2002 г.). «От антизападничества к антисемитизму: Сталин и влияние «антикосмополитических» кампаний на советскую культуру». Журнал исследований холодной войны . 4 (1): 66–80. дои : 10.1162/152039702753344834 . ISSN   1520-3972 . S2CID   57565840 .
  5. ^ Алла Розенфельд, Нортон Таунсенд Додж, Джейн Вурхис, Искусство стран Балтии: борьба за свободу художественного самовыражения при Советском Союзе , Rutgers University Press, 2001, стр. 9. ISBN   0-8135-3042-3 .
  6. ^ Мэрилин Рюшемейер, Советские художники-эмигранты: жизнь и творчество в СССР и США , ME Sharpe Inc, 1985, с. 47. ISBN   0-87332-296-7 .
  7. ^ Николас Ржевский, Кембриджский спутник современной русской культуры , издательство Кембриджского университета, 1999, с. 227. ISBN   0-521-47799-9 .
  8. ^ «Александр Герасимов мертв; любимый художник Сталина, 82 года; диктатор советской линии» . Нью-Йорк Таймс . 25 июля 1963 г. Проверено 23 ноября 2019 г.
  9. ^ Корнечук, Елена. «От революции 1917 года до хрущевской оттепели», Нонконформистское искусство: советский опыт 1956–1986 годов , ред. Алла Розенфельд и Нортон Т. Додж. Лондон: Темза и Гудзон, 1995, стр. 46–47. ISBN   0-500-23709-3 .
  10. ^ Рид, Сьюзен Эмили (2005). «Во имя народа: Возвращение к манежному делу». Критика: Исследования по истории России и Евразии . 6 (4). Издательство «Славица»: 673–716. дои : 10.1353/kri.2005.0058 . S2CID   159693587 .
  11. ^ Нью-Джерси), Художественный музей Джейн Вурхис Зиммерли (Нью-Брансуик; Нью-Джерси), Художественный музей Циммерли в Рутгерсе (Нью-Брансуик; Розенфельд, Алла; Музей, Джейн Вурхис Зиммерли Арт (2002). Искусство стран Балтии: борьба за свободу художественного самовыражения При Советском Союзе, 1945–1991 Университета Рутгерса. ISBN  978-0-8135-3042-0 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Бакштейн, Иосиф. «Взгляд из Москвы», Нонконформистское искусство: советский опыт 1956–1986 , ред. Алла Розенфельд и Нортон Т. Додж. Лондон: Темза и Гудзон, 1995, с. 332. ISBN   0-500-23709-3 .
  13. ^ Том Мастерс, Санкт-Петербург , Lonely Planet, 2005, стр36. ISBN   1-74104-169-4
  14. ^ «Мир искусства» . www.worldofart.org . Проверено 22 ноября 2019 г.
  15. ^ Артатхар (16 декабря 2012 г.). «Под железным занавесом: современное искусство советского блока» . Музей иудаики Дерфнера + Каталоги выставок «Коллекция произведений искусства» . Проверено 26 ноября 2019 г.
  16. ^ Тупицын, Виктор (2009). Музееологическое бессознательное: Коммунальный (пост)модернизм в России . МТИ Пресс. ISBN  978-0-262-20173-5 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Тупицын, Виктор. «Неидентичность с идентичностью: Московский коммунальный модернизм, 1950-1980-е годы», Нонконформистское искусство: советский опыт 1956-1986 годов , ред. Алла Розенфельд и Нортон Т. Додж. Лондон: Темза и Гудзон, 1995, с. 86. ISBN   0-500-23709-3
  18. ^ «Туловский описывает русское нонконформистское художественное движение, The College Reporter» . Колледжский репортер . Проверено 28 ноября 2019 г.
  19. ^ Альберге, Даля (30 ноября 2010 г.). «Русские художники, объявленные предателями СССР, выставляются в Лондоне» . Хранитель . Проверено 22 ноября 2019 г.
  20. ^ "Ilya & Emilia Kabakov" . Madre Napoli . Retrieved 2019-11-23 .
  21. ^ Рот, Эндрю (08 февраля 2019 г.). "Российские художники приглашают посетителей сдать кровь на выставку" . Хранитель . Проверено 23 ноября 2019 г.
  22. ^ "Виктор Пивоваров - Профиль художника - Галерея Саатчи" . www.saatchigallery.com . Проверено 23 ноября 2019 г.
  23. ^ Робертс, Норма, изд. В поисках самовыражения: Живопись в Москве и Ленинграде, 1965–1990, Колумбус: Художественный музей Колумбуса, 1990, с. 72
  24. ^ Кеннет. «Иван Чуйков» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
  25. ^ «Фонд Шемякина» . chemiakinbooks.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2007 года . Проверено 5 декабря 2017 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б «КУЛЬТУРА ДЕЛЬ ДИССЕНСО» . Проверено 24 ноября 2019 г.
  27. ^ «Глеб Богомолов» . www.sothebys.com . Проверено 26 ноября 2019 г.
  28. ^ «Невский Дом культуры» . architectuul.com . Проверено 24 ноября 2019 г.
  29. ^ Кеннет. «Татьяна Кернер» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
  30. ^ «Санкт-Петербургская энциклопедия» . www.encspb.ru . Проверено 7 мая 2024 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б «Школа Сидлина и Школа Храмовой стены: преемственность философских, эстетических и художественных традиций – актуальные проблемы истории и теории искусства» . актуальный-art.spbu.ru . Проверено 23 ноября 2019 г.
  32. ^ «Анатолий Басин» . www.erarta.com . Проверено 20 декабря 2023 г.
  33. ^ Кеннет. «Евгений Горюнов» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
  34. ^ «Иванов Игорь» . Проверено 7 мая 2024 г.
  35. ^ Кеннет. «Игорь Иванов» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
  36. ^ «Галерея СПАС Новинка» . www.spasgal.ru . Проверено 7 мая 2024 г.
  37. ^ http://домиклермонтова.рф/events/item/22/ Museum's exhibition, 2019.
  38. ^ "Зеленогорск СПб:Искусство : Выставки" . terijoki.spb.ru . Retrieved 2024-05-07 .
  39. ^ "Энциклопедия Санкт-Петербурга" . www.encspb.ru . Retrieved 2024-05-07 .
  40. ^ http://www.rusiskusstvo.ru/events.html?id=1958 Выставка "Школа Сидлина", посвященная 110 слезам со дня рождения О. Сидлина, Санкт-Петербург, Россия.
  41. ^ «Выставка «Классика ленинградского искусства. Школа Сидлина " " . Проверено 7 мая 2024 г.
  42. ^ "Энциклопедия Санкт-Петербурга" . www.encspb.ru . Retrieved 2024-05-07 .
  43. ^ "Theses 2015 - The Actual Problems of History and Theory of Art" . Актуальные проблемы теории и истории искусства VII - Конференция Актуальные проблемы теории и истории искусства . 26 March 2016 . Retrieved 5 December 2017 . (See article under Svetlana Moskovskaya)
  44. ^ "Энциклопедия Санкт-Петербурга" . www.encspb.ru . Retrieved 2024-05-07 .
  45. ^ "Школа Сидлина и школа Храмовая стена" . newsartspb.ru . Retrieved 2024-05-07 .
  46. ^ Кеннет. «Владимир Стерлигов» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
  47. ^ "Гриценко Елена, фото, биография" . persona.rin.ru . Проверено 7 мая 2024 г.
  48. ^ http://tarus.arta.md/en/cv/ Михаил Церуш, художник «Группы Стерлигова», Санкт-Петербург, Россия.
  49. ^ «Геннадий Зубков» . www.erarta.com . Проверено 7 мая 2024 г.
  50. ^ http://www.frantsgallery.com/page1.htm Группа Стерлигова, Санкт-Петербург, Россия.
  51. ^ «Глебова, Татьяна» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 23 ноября 2019 г.
  52. ^ http://artmuseum.karelia.ru/collection/ru-art-20- Century.html Павел Кондратьев, художник, Санкт-Петербург, Россия.
  53. ^ http://www.mispxx-xxi.ru/collection/arefiev-s-circle/ «Арефьевский круг» в МИСП, Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Россия.
  54. ^ Кеннет. «Александр Арефьев (Арех)» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
  55. ^ http://frantsgallery.com/site/?p=216/ Валентин Громов, художник, участник группы «Арефьевский круг», Санкт-Петербург, Россия.
  56. ^ «Ричард Васми» . Русский читатель . 22 марта 2015 г. Проверено 24 мая 2024 г.
  57. ^ http://www.rusartnet.com/biographys/russian-artists/20th- Century/modern/nonconformist/1980s/fellowship-of-experimental-fine-art/vladimir-shagin/ Владимир Шагин, художник, член Группа «Арефьевский круг», Санкт-Петербург, Россия. Его работы можно увидеть здесь: http://www.spb-artgallery.com/vladimir-shagin/
  58. ^ «Шолом Шварц» . Русский читатель . 24 октября 2015 г. Проверено 24 мая 2024 г.
  59. ^ http://www.erarta.com/en/calendar/exhibitions/detail/8eb6327f-84e1-11e3-8cd5-8920284aa333/ Выставка «Путешествие Натальи Жилиной», 2014.
  60. ^ Смит, Роберта (22 июля 1988 г.). «Обзоры/Искусство. Русский художник измельчает стили Запада» . Нью-Йорк Таймс .
  61. ^ "Экспозиции - Государственный музей истории Санкт-Петербурга" . www.spbmuseum.ru (in Russian) . Retrieved 2024-05-24 .
  62. ^ http://www.obtaz.com/Manege_Petersburg-20_01.htm Выставка «Петербург 20 лет» (1993-2013), организатор «Манеж», 2013, Санкт-Петербург, Россия (на русском языке).
  63. ^ https://www.ozon.ru/context/detail/id/137376397/ опубликовано в Санкт-Петербурге, Россия, 2015 г.,
  64. ^ https://www.worldcat.org/title/nashi-nishi-gazanevshchina-3/oclc/976405697 Книга А. Басина "Наши ниши. Газаневщина 3", 2015, Санкт-Петербург, Россия.
  65. ^ Basin, Anatoliĭ, ed. (2015). Nashi nishi: gazanevshchina 3 . Avangard na Neve. Sankt-Peterburg: Izdatelʹstvo DEAN. ISBN  978-5-93630-911-3 .
  66. ^ https://www.museumfa.ru/russian/exhibitions/newincoming16.php Посмотреть имена художников в Государственном музее "Царскосельская коллекция", Санкт-Петербург, 2016-2017, Россия.
  67. ^ http://avangard.rosbalt.ru/2018/05/04/v-spbgu-do-10-maya-otkryta-vystavka-leningradskih-nonkonformistov/ "St. Petersburg State University exhibition, May 2018, Russia".
  68. ^ http://миамир.рф/obrazovanie/35130 Статья о петербургской выставке, апрель 2018, Санкт-Петербург, Россия.
  69. ^ http://www.arts.spbu.ru/v-spbgu-otkroetsya-vystavka-posvyashchennaya-neofitsialnomu-iskusstvu-leningrada-70kh-90-kh-godov-kh Article about the exhibition, organized by the St. Petersburg State University, April, 2018, Russia.
  70. ^ "Goodbye Perestrojka • Antiga Edizioni" . www.antigaedizioni.it . Retrieved 2024-05-07 .
  71. ^ http://www.humakabakci.com/collection/mirdjavadov-djavad/ Азербайджанский художник 1960-1980-х годов.
  72. ^ Писатели-диссиденты: биобиблиографические статьи (начало) [Dissident writers: bibliographic articles (beginning)]. Новое литературное обозрение [New Literary Review] (in Russian) (66). 2004.
  73. ^ Перейти обратно: а б Кан, Эндрю; Липовецкий, Марк ; Рейфман, Ирина; Сэндлер, Стефани (2018). История русской литературы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 554–557. ISBN  9780199663941 .
  74. ^ Проклятые поэты: диссидентская поэзия из Советской России 1960–80 , изд. и транс. , Анатолий Кудрявицкий Тирск, Великобритания: Smokestack Books, 2020, ISBN   978-1-9161-3929-9 .
  75. ^ Тригос, Л. (2009). Миф о декабристе в русской культуре . Спрингер. п. 149. ИСБН  978-0-230-10471-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e839d535ad63108f7616aa525969ad9__1722649980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/d9/3e839d535ad63108f7616aa525969ad9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet nonconformist art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)