Советское нонконформистское искусство
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2016 г. ) |
Советское нонконформистское искусство — это советское искусство, созданное в бывшем Советском Союзе вне контроля советского государства, возникшее в сталинскую эпоху , в частности, вне рубрики социалистического реализма . Другие термины, используемые для обозначения этого явления, — советская контркультура , «андеграундное искусство» или «неофициальное искусство». [1]
История
[ редактировать ]1917–1932
[ редактировать ]Со времени большевистской революции 1917 по 1932 год исторический русский авангард процветал и стремился апеллировать к пролетариату . Однако в 1932 году правительство Иосифа Сталина взяло искусство под свой контроль декретом ЦК большевиков 1932 года «О реструктуризации литературно-художественных организаций», который поставил все союзы художников под контроль Коммунистической партии. [2] Два года спустя Сталин ввел политику, объединяющую эстетические и идеологические цели, которая получила название «социалистический реализм» и в широком смысле определялась как искусство, «социалистическое по содержанию и реалистическое по форме». Более того, новая политика определила четыре категории неприемлемого искусства: политическое искусство, религиозное искусство, эротическое искусство и «формалистическое» искусство, которое включало абстракцию , экспрессионизм и концептуальное искусство . Начиная с 1936 года художники-авангардисты, которые не могли или не желали адаптироваться к новой политике, были вынуждены покинуть свои должности и часто отправлялись в ГУЛАГ в рамках сталинских Больших чисток . [3]
Конец Второй мировой войны – 1953 г.
[ редактировать ]После Второй мировой войны , которую в России называют Великой Отечественной войной , , главой Управления пропаганды, были приняты партийные в 1946 и 1948 годах Андреем Ждановым резолюции , официально осуждающие западное культурное влияние в начале « холодной войны» . [4] Студенты-художники, такие как Юло Соостер , эстонец , который позже стал важным членом московского нонконформистского движения, были отправлены в сибирские лагеря для военнопленных. [5] Художник-нонконформист Борис Свешников также провел время в советском трудовом лагере . [6] Олега Целкова исключили из художественной школы за « формализм » в 1955 году, что с точки зрения партии могло быть предательством. [7]
1953 (смерть Сталина) – 1962.
[ редактировать ]
Смерть Иосифа Сталина в 1953 году и Никитой Хрущевым последующее осуждение его правления во время его секретной речи на XX съезде партии в 1956 году создали « хрущевскую оттепель »; либеральная атмосфера, в которой художники имели больше свободы создавать несанкционированные работы, не опасаясь последствий. Сталина Более того, культ личности был признан вредным, и в течение нескольких недель многие картины и бюсты с его изображением были удалены из общественных мест. Такие художники, как Александр Герасимов , сделавшие свою карьеру рисованием идеализированных портретов Сталина, [8] были вынуждены покинуть свои официальные должности, так как стали неудобны для нового руководства. [9]
1962 – середина 1970-х гг.
[ редактировать ]Эпоха «оттепели» быстро закончилась, когда в 1962 году Хрущев посетил публичную выставку в Манеже (эпизод, известный как « Манежное дело» ). [10] на котором выставлялись несколько художников-нонконформистов, в том числе Юло Соостер. [11] с его Глазом в Яйце . Хрущев вступил в публичный и ныне известный спор со скульптором Эрнстом Неизвестным (1925–2016) по поводу функции искусства в обществе. Однако эта ссора имела непреднамеренный эффект: разожгла неофициальное искусство как движение. Художники больше не могли питать иллюзий, что государство признает их искусство, однако атмосфера стала достаточно дружелюбной и открытой, что сформировала сплоченную организацию. Кроме того, наказания для неофициальных артистов стали менее суровыми; им было отказано во вступлении в профсоюз вместо того, чтобы быть казненными.
Как «движение» нонконформистское искусство было стилистически разнообразным. Однако в эпоху после оттепели стали понятны его функция и роль в обществе. Как писал российский куратор, писатель и директор музея Иосиф Бакштейн:
Двойственность жизни, при которой официальное восприятие повседневной действительности независимо от реальности воображения, приводит к ситуации, когда искусство играет особую роль в обществе. В любой культуре искусство — это особая реальность, но в Советском Союзе искусство было вдвойне реальным именно потому, что оно не имело никакого отношения к действительности. Это была высшая реальность... Целью нонконформизма в искусстве было бросить вызов статусу официальной художественной реальности, поставить ее под сомнение, отнестись к ней с иронией. И все же это была единственная неприемлемая вещь. Все советское общество держалось на ортодоксальности, и нонконформизм был его врагом. Именно поэтому даже условная и частичная легализация нонконформизма в середине 1970-х годов стала началом конца советского режима. [12]
1980-е годы
[ редактировать ]
Тимур Новиков был одним из лидеров петербургского искусства 1980-х годов. В 1982 году его теория «Нулевого объекта» выступила одной из основ русского концептуального искусства. [13] В 1988 году он основал неоакадемизм. [14]
коллективы московских художников
[ редактировать ]После периода оттепели в Советском Союзе действовало множество художественных групп и движений. Их бывает сложно классифицировать, поскольку зачастую они были связаны не по стилистическим целям, а по географической близости. Более того, участие в этих группах было нестабильным, поскольку сообщество художников-нонконформистов в Москве было относительно небольшим и сплоченным.
Лианозово Групп
[ редактировать ]Группа «Лианозово», образованная в 1958 году, получила название в честь небольшой подмосковной деревни Лианозово , где жило и работало большинство художников. [15] Членами этой группы были: Евгений Кропивницкий , художник и поэт, Ольга Потапова , Оскар Рабин , Лидия Мастеркова , Владимир Немухин , Николай Вечтомов и поэты Всеволод Некрасов , Генрих Сапгир и Игорь Холин . Эта группа была связана не из эстетических соображений, а из-за «их общего поиска новой социокультурной идентичности». [16] критик и теоретик Виктор Тупицын считал, что «эстетизация нищеты — это именно то, что отличает представителей деклассированной общинной интеллигенции эпохи оттепели от их предшественников (социалистов-реалистов), создавших райский образ истории». [17]
Многие участники лианозовской группы работали в абстрактном стиле. [18] Оттепель 1957 года привела к открытию молодыми советскими художниками западных художественных практик и исторических традиций русского авангарда. Художники начали экспериментировать с абстракцией, поскольку она была противоположностью соцреализма. Однако последствия выставки «Манеж» в 1962 году привели к повторному введению ограничений. Однако новые ограничения не смогли ограничить то, чему молодые художники научились за пятилетний перерыв. Кроме того, Виктор Тупицын отмечает, что 1960-е годы ознаменовали собой эпоху «декоммунализации» в Советском Союзе. Хрущев работал над улучшением жилищных условий, следствием чего стало то, что художники стали приобретать собственные студии или делить помещения с коллегами-единомышленниками. [17]
Официально в лианозовскую группу входили члены Московского союза художников-графиков, работавшие в области прикладного и графического искусства. Таким образом, им не разрешалось проводить выставки живописи, поскольку это входило в компетенцию Союза художников. Следовательно, в это время начались квартирные выставки и литературные салоны как средство публичного показа. Однако лианозовская группа, в частности, часто подвергалась преследованиям со стороны советских чиновников, поскольку они бдительно следили за публичными выставками своих работ. Пытаясь обойти закон, лианозовская группа предложила в 1974 году провести выставку под открытым небом, пригласив на выставку также десятки других художников-нонконформистов. Результатом стал снос выставки бульдозерами и водометами, из-за чего выставка до сих пор известна как « Бульдозерная выставка» . [19]
Группа Сретенский бульвар
[ редактировать ]
Группа художников, имевших студии на Сретенском бульваре и его окрестностях в Москве, в конце 1960-х годов стала широко связанным сообществом единомышленников. Членами этой группы были: Илья Кабаков , [20] Юло Соостер , Эдуард Штейнберг , Эрик Булатов , Сергей Шаблавин , [21] Олег Васильев , Виктор Пивоваров , Владимир Янкилевский и скульптор Эрнст Неизвестный . Студии художников также использовались как площадки для показа и обмена идеями о неофициальном искусстве. Как и их коллеги по лианозовской группе, большинство художников-изобразителей, входивших в группу «Сретенский бульвар», были приняты в Московский союз художников-графиков. Это позволило художникам официально работать книжными иллюстраторами и графическими дизайнерами, что предоставило им студийное пространство, материалы и время для работы над собственными проектами. Хотя у них была одинаковая официальная карьера, группа Сретенских стилистически неоднородна. Название просто обозначает сообщество, которое они сформировали в результате работы в непосредственной близости друг от друга. [22]
Московские концептуалисты
[ редактировать ]Многие художники Сретенского бульвара принадлежали к школе московских концептуалистов . Это движение возникло в 1970-х годах для описания идентичности современного российского художника, оппозиционного правительству. Как объяснил Иосиф Бакштейн: «Создание этой нонконформистской традиции было вызвано тем фактом, что аутсайдер в советской империи противостоял огромной государственной машине, великому Левиафану, который угрожал поглотить его. Чтобы сохранить свою идентичность в этой ситуации, нужно пришлось создать отдельную систему ценностей, в том числе систему эстетических ценностей». [12]
Эрик Булатов поясняет, что концептуалистическое искусство — это «бунт человека против повседневной реальности жизни… картина интересует меня как некая система… открывающаяся в пространство моего повседневного существования». [23]
This group includes Ilya Kabakov , Gregory Perkel , Erik Bulatov , Oleg Vassiliev , Sergey Shablavin, Komar and Melamid , Ivan Chuikov , [24] Виктора Пивоварова , поэтов Всеволода Некрасова ( ru ), Дмитрия Пригова , Льва Рубинштейна , молодого художника и прозаика Владимира Сорокина , а также широко охватывает соц- художников и группу «Коллективные действия» , которые оба оказали влияние на строительство русского концептуалистического искусства. [ нужна ссылка ]
Петербургские группы
[ редактировать ]1960-е - 1970-е годы
[ редактировать ]Группа Михаила Шемякина
[ редактировать ]
Михаила Шемякина Петербургская нонконформистская группа возникла на базе выставки 1964 года в Эрмитаже , где Шемякин работал галеристом. Официальное название выставки — « Выставка художников-работников хозяйственной части Эрмитажа: К 200-летию Эрмитажа» и в нее вошли работы Шемякина, В. Кравченко, В. Уфлянда, В. Овчинникова и Олега Лягачева . Открывшийся 30–31 марта, он был закрыт властями 1 апреля. Директор Эрмитажа Михаил Артамонов был отстранен от должности. [ нужна ссылка ]
В 1967 году был написан Манифест Петербургской группы , подписанный Шемякиным, О. Лягачевым, Е. Есауленко и В. Ивановым. В. Иванов и М. Шемякин ранее разработали идею метафизического синтеза, предполагавшую создание новой формы иконописи на основе изучения религиозного искусства разных эпох. [25]
Позже к группе присоединились А. Васильев и художник-миниатюрист В. Макаренко.
Через четыре года после основания группы, в 1971 году, Шемякин эмигрировал во Францию, а позже, в 1981 году, в США. В 2007 году он вернулся во Францию, где и проживает сейчас.
Лягачев до своей эмиграции в Париж в 1975 году, а Васильев продолжал участвовать в выставках художников-нонконформистов в Ленинграде во Дворце культуры «Газа» (1974) и ДК «Невский» (1975). Творчество Лягачева в этот период включает: «Кафка» , «Интимный XX» (1973) и «Композиция – Канон» (1975). Группа окончательно прекратила свое существование в 1979 году, прекратив проводить совместные выставки.
Газаневский Культура
[ редактировать ]Газаневская культура, также известная как Газаневские выставки или Газаневщина ( ru:Газаневщина ), была неофициальным художественным движением середины 1970-х годов. [26]
- До нонконформистских выставок Газаневского в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) были еще три неофициальные выставки во Дворце культуры Козицкого в 1968-1969 годах. Среди других художников в группу художников, принявших участие, входили: Юрий Нашивочников, Анатолий Басин ( ru ), Игорь Владимирович Иванов, Евгений Горюнов и другие, выходцы из «Школы Сидлина», художественной мастерской при Капрановском дворце. Культура. [26]
- состоялась первая выставка художников-нонконформистов . В декабре 1974 года во Дворце культуры имени Ивана Газа в Ленинграде (Санкт-Петербург) [27]
- состоялась еще одна выставка «Неофициальное искусство» . В 1975 году в Невском дворце культуры в Ленинграде (Санкт-Петербурге) [28]
Квартирные выставки
[ редактировать ]В 1970-е годы в неофициальном художественном движении в Ленинграде (Санкт-Петербурге) возникло новое направление. Многие художники участвовали в нонконформистских неофициальных выставках, проводившихся на частных квартирах, так называемых квартирных выставках . [ нужна ссылка ]
Некоторые примеры неофициальных квартирных выставок включают:
состоялась первая еврейская выставка «Алеф», известная также как «Двенадцать из советского андеграунда», Евгения Абесхауса В ноябре 1975 года в квартире в которой приняли участие 12 еврейских художников: Евгений Абесгауз , Анатолий Басин ( ru ), Леонид Болмат, Александр Гуревич, Юрий Календарев, Татьяна Корнфельд, Александр Манусов, Александр Окунь , Сима Островский, Алек Рапопорт , Осип Сидлин и Ольга Шмуилович. [ нужна ссылка ] В 1976 году каталог этой выставки был издан в Калифорнии, США.
В 1976 году в квартире Э. Абезгауза состоялась вторая выставка «Алеф» с участием Евгения Абесгауза, А. Арефьева ( ru ), А. Басина ( ru ), Рихарда Васми ( ru ), Александра Гуревича, Юрия Календарева и Татьяны Кернер. [29]
Школа Сидлина
[ редактировать ]Осип Сидлин учился у Александра Осмеркина , затем у Александра Савинова , Кузьмы Петрова-Водкина , контактировал с Казимиром Малевичем . [30]
С середины 1930-х годов Осип Сидлин преподавал искусство в Ленинграде во Дворце культуры имени Ильича (Ленина). [31] ДК «Первая пятилетка», а также в Доме культуры Капранова. [31] до его внезапной смерти от сердечного приступа в 1972 году. [ нужна ссылка ]
Среди учеников Сидлина был Анатолий Басин, [32] Galina Basina, Vladimir Egorov, Nina Fedotova, Anatoly Golovastov, Evgeny Goryunov, [33] Igor V. Ivanov, [34] [35] Galina (Sizova) Ivanova, Boris Kupin, Alexander Mikhailovsky, Yury Nashivochnikov, [36] Сергей Сиверцев, Наталья Тореева, [37] Margarita Trushina, Vasily Zhavoronkov, Vasily Yuzko [38] и поэт Юлий Гольдштейн.
- В 1994 году выставка «Памяти учителя» состоялась в Государственном музее городской скульптуры , Санкт-Петербург, Россия. [39] Он был посвящен 85-летию со дня рождения Осипа Сидлина, преподавателя «Школы Сидлина».
- В феврале 2019 года в Санкт-Петербурге прошла выставка «Школа Сидлина». Он был посвящен 110-летию со дня рождения Осипа Сидлина. [40]
- В 2019 году выставка «Классика Ленинградского художественного училища. Школа Сидлина» прошла в Санкт-Петербурге, Россия. [41]
Школа Temple Wall является продолжением движения «Школа Сидлина» . После смерти Осипа Сидлина, преподавателя художественной группы «Школа Сидлина», его ученик Юрий Нашивочников собрал молодых художников и в 1992 году организовал художественную школу, получившую название «Школа Храмовой стены» . [42] Среди его учеников были Владимир Гарде, Дмитрий Маркуль, Светлана Московская, Владимир Устинский, Александр Визиряко и другие художники. «Школа Храмовой стены» продолжает традицию «Школы Сидлина», в основном по изучению византийского и древнерусского искусства, основанного на двухмерных настенных фресках и русских иконах . В 2015 году дипломная работа «Школа Сидлина и Школа Храмовой Стены» написана Светланой Московской, ученицей «Школы Храмовой Стены» Ю. Нашивочникова, и опубликована в марте 2016 года на базе СПбГУ, где она является обсуждение продолжения традиций художественного движения 20-го века в 21-м веке, следующего поколения движения визуального искусства. [43]
- В 1996 и 2002 годах выставки «Храмовая стена» проходили в Государственном музее городской скульптуры , Санкт-Петербург, Россия. [44]
- В 2017 году в Санкт-Петербурге, Россия, прошла выставка «Школа Сидлина и школа Храмовой стены». [45]
Школа Владимира Стерлигова
[ редактировать ]Владимир Стерлигов был учеником Казимира Малевича и всю жизнь следовал принципам кубизма и супрематизма К. Малевича в этой художественной традиции. [46] Его последователями были: Александр Батурин, Елена Гриценко, [47] Alexander Nosov, Mikhail Tserush, [48] [ не удалось пройти проверку ] Gennady Zubkov, [49] [ не удалось пройти проверку ] и другие художники, реализующие в своем художественном взгляде философию Стерлигова. [50] Татьяна Глебова, жена Стерлигова, училась у Александра Савинова и Павла Филонова . [51]
Группа Павла Кондратьева
[ редактировать ]Павел Кондратьев также был учеником Казимира Малевича , Павла Филонова , Александра Савинова в Академии художеств/ Вхутеина , сотрудничал в это время и позже с В. Стерлиговым и Т. Глебовой. Итак, они оба имеют одну и ту же нишу в искусстве , где их последователи и ученики находились в той или иной группе, но следовали одним и тем же принципам в искусстве. Павел Кондратьев также был последователем движения Павла Филонова «Мастера аналитического искусства» (МАИ) в Ленинграде с 1927 по 1932 год. [52]
Круг Арефьева
[ редактировать ]Александр Арефьев ( ru ) был лидером нонконформистской группы в Ленинграде (Санкт-Петербурге). [53] Он был выслан из Советского Союза в 1977 году и умер в Париже в 1978 году.
В состав группы вошли артисты: А. Арефьев (Арех), [54] Valentin Gromov ( ru ) (b. 1930), [55] Рихард (Рикхард) Васми ( ru ), который также известен своей цитатой рисовал собственный саркофаг «Художник всю жизнь » , [56] Владимир Шагин ( ru ), [57] Шолом Шварц ( ru ), [58] Наталья Жилина, которая была близка к этой группе, [59] и поэт Роальд Мандельштам ( ru ), который вдохновил группу на творчество. Их группа называлась «Орден нищенствующих художников» или «Орден непроданных художников» , а признание они получили только после начала нового движения нонконформистов в Ленинграде и их участия в выставках во Дворце культуры Газы (1974 г.). ) и Невский дворец культуры (1975).
Другие художники-нонконформисты (середина 1970-х)
[ редактировать ]
Эти художники индивидуально участвовали в советском нонконформистском искусстве. Они принимали активное участие в неофициальном искусстве, в том числе участвовали в квартирных выставках и неофициальных художественных выставках, таких как нонконформистские выставки Газа-Невского в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в середине 1970-х годов.
- В 1990 году вышел альбом «Художники Газа-Невской культуры», составленный Е. Андреевой и изданный в рамках серии «Современный ленинградский авангард» в Санкт-Петербурге, Россия. Помимо вошедших туда артистов из «Школы Сидлина», «Группы Стерлигова» и «Арефьевского кружка», в этот альбом среди других основоположников Газо-Невской культуры вошли: Евгений Абесхаус , Валентин Афанасьев ( ru ), художник и музыкант, Анатолий Белкин , Михаил Шемякин , Юрий Дышленко ( ru ), [60] Vadim Filimonov ( ru ), Yury Galetsky, Vladlen Gavrilchik ( ru ), Tatiana Kerner, Vitaly Kubasov, Mikhail Koulakov , Nikolay Lubushkin, Alexander Manusov, Yury Medvedev, Vladimir Michailov, Alexander Morev ( ru ), Evgeny Mikhnov-Voitenko ( ru ), Vladimir Nekrasov, Alexander Okun , Vladimir Ovchinnikov, Igor Novikov (painter) , Yury Petrochenkov, Alek Rapoport , Yuly Rybakov , Evgeny Rukhin , Igor Sacharow-Ross , Igor Sinyavin , Igor Tulpanov and Gennady Ustugov.
- Abstract expressionism and Tachisme : Anatoly Zverev and Leningrad artist Eugeny Mikhnov-Voitenko ( ru )
- Vasily Golubev (painter)
- Boris Chetkov
Публикации и поздние выставки
[ редактировать ]- В 2001 году вышла книга «Школа Сидлина» («Школа Сидлина»), изданная Исааком Кушниром, как часть серии книг «Авангард на Неве» о советском авангардном искусстве, в которой обучались студенты Школа Сидлина включена, Санкт-Петербург, Россия. ISBN 5-901751-01-9 , ОСЛК 845543694
- В 2005 году вышла книга «Герои Ленинградской культуры 1950-1980-е» («Герои ленинградской культуры 1950-1980-х годов»), составленная куратором Центрального выставочного зала «Манеж» Ларисой Скобкиной ( р. 1951). отразить неофициальные художественные группы, сформировавшиеся вокруг художников и педагогов, таких как В. Стерлигов, П. Кондратьев, О. Сидлин, Г. Длугач, Н. Акимов, С. Левин и другие. В него входят также художники, не принадлежавшие ни к каким художественным группам, но все же сыгравшие заметную роль в нонконформистском движении того времени в Санкт-Петербурге, Россия (на русском языке ). ОСЛК 637824734
- В 2013 году Музей истории Санкт-Петербурга организовал выставку, отражающую известные художественные коллективы и школы 1970-х годов, в том числе О. Сидлина, В. Стерлигова, П. Кондратьева, А. Арефьева и других. [61]
- В 2013 году выставка «Петербург 20 лет» (1993-2013), организованная «Манеж», Санкт-Петербург, Россия, где представлены скульптуры художников, картины «Арефьевского кружка», произведения искусства «Школы «Сидлин» и другие. [62]
- В 2015 году изданная вышла книга Анатолия Басина (р. 1936) «Наши ниши. Газаневщина 3» («Наши ниши. Газаневщина 3») , DEAN. [63] как серия «Авангард на Неве» в Санкт-Петербурге, Россия. [64] [65] ISBN 978-5-93630-911-3
- В 2016-2017 годах работы художников, в том числе художников «Школы Сидлина» (Ю. Нашивочников, А. Басин, И. Иванов, Наталья Тореева), «Школы Стерлигова», «Арефьевского кружка» (А. Арефьев, Р. Васми, В. Громов, В. Шагин, Шварц) и др., ныне находится в Государственном музее «Царскосельская коллекция» , Санкт-Петербург, Россия. [66]
- В 2018 году СПбГУ организовал выставку произведений ленинградских художников-нонконформистов 1970–1990 годов на основе их коллекции и коллекции Музея современного искусства имени Дягилева. [67] [68] [69]
- 2 декабря 2017 г. – 28 января 2018 г. Италия. Выставка-мероприятие "Прощай, Перестройка - Сто работ художников бывшего Советского Союза". Двуязычные тексты книг: итальянский/английский. Арианна Ди Дженова – искусствовед, журналист. Рим. Италия. Виктория Донован – историк культуры России, Университет Сент-Эндрюс, Шотландия. Великобритания. Юлия Лебедева – искусствовед, куратор музея «Другое искусство» Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Москва. Ирена Бузинска – историк искусства, куратор Латвийского национального художественного музея, Рига. Владислав Шабалин — художник-диссидент в Советском Союзе, он был заключен в психиатрическую больницу и реабилитирован с приходом Перестройки. [70]
- В ноябре 2013 года посмертная ретроспективная выставка «Переосмысление России – Борис Четков – Пейзаж и жанровая живопись» – в Мейфэр, Лондон – организована Теодорой Кларк (Институт искусств Курто) и Pushkin Group, Ltd. ISBN 978-0-9766949-5-3
Абшеронские художники (азербайджанские художники) 1960-1980-х годов.
[ редактировать ]Джавад Мирджавадов , азербайджанский художник, нонконформист и реформатор, творчество которого оказало влияние на развитие современного азербайджанского искусства. [71] Поворотный момент в его творчестве наступил, когда он, будучи студентом, увидел репродукцию « Марди Гра» Поля Сезанна , переживающую творческое возрождение.
Украинский андеграунд
[ редактировать ]Украинский андеграунд развивался на территории советской Украины , с конца 1950-х по 1980-90-е годы. Этим термином обозначали культуру, запрещенную государством в тоталитарных странах Восточной Европы и СССР . Оно было известно под другими названиями, такими как неофициальное искусство, нонконформизм , диссидентское искусство в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Стихийно возникло во всех Украины крупных городах , таких как Киев , Одесса , Харьков , Ужгород , Львов . Оно закончилось благодаря перестройке , которая привела к независимости Украины в 1991 году.
Союза необоснованна такими артистами, как Бакханьян , Вилен Барский , Олена Голуб , Крушч , Косин небо Юрий , Валентин Вагрич Александр , Костецкий Советского Украинская часть Владимир Селинков . , и много других
Коллекции
[ редактировать ]Среди коллекционеров советского и российского нонконформистского искусства:
- Татьяна Колодзей и ее дочь Наталья Колодзей. В 1991 году они основали Kolodzei Art Foundation , который провел множество выставок русского нонконформистского искусства.
- Коллекция Нортона и Нэнси Додж, Художественный музей Джейн Вурхис Зиммерли , Университет Рутгерса , Нью-Брансуик, Нью-Джерси , США
- Коллекция Лили Броштен, Париж, Франция [1]
- Коллекция Роберта Морена, Германия
- Коллекция Клода и Нины Грюн, Художественный музей Джейн Вурхис Зиммерли , Университет Рутгерса , Нью-Брансуик, Нью-Джерси , США
- Игорь Савицкий , Нукусский художественный музей, Нукус, Каракалпакстан.
- Вера Подольская основала Подольскую Картинную Галерею в 1974 году, одну из крупнейших частных коллекций украинского нонконформистского искусства - Одесская группа [www.podolskyart.com]
- Коллекция Регины Хидекель, Нью-Йорк
- Коллекция Леонида Талочкина. В 2000 году основали «Музей другого искусства» при Гуманитарном государственном университете в Москве.
- Кеннет Пушкин основал галерею Пушкин в 1995 году с участием петербургских нонконформистов Бориса Четкова и Василия Голубева (художник) [www.pushkingallery.com], США.
В литературе
[ редактировать ]In nonconformist literary world, except mentioned above poets Evgenii Kropivnitsky ( ru ), Igor Kholin , Genrikh Sapgir , Vilen Barskyi , Roald Mandelstam ( ru ), Vsevolod Nekrasov ( ru ), Igor Sinyavin , Dmitry Prigov , Lev Rubinstein and novelist Vladimir Sorokin , there were underground writers and poets Vasily Grossman , Varlam Shalamov , Yury Dombrovsky , David Dar ( ru ), Lev Kopelev , Aleksandr Galich , Viktor Nekrasov , Aleksandr Solzhenitsyn , Pavel Ulitin , Arkadiy Belinkov , Alexander Zinoviev , Naum Korzhavin , Yuli Daniel , Andrei Sinyavsky , Yury Aikhenvald ( ru ), Fazil Iskander , Yuri Mamleev , Georgi Vladimov , Vasily Aksyonov , Vladimir Voinovich , Galina Andreeva ( ru ), Leonid Chertkov ( ru ), Gennadiy Aygi , Anatoly Gladilin , Stanislav Krasovitsky ( ru ), Yuliy Kim , Anri Volokhonsky , Andrei Bitov , Dmitry Avaliani , Leonid Borodin , Venedikt Yerofeyev , Vladimir Maximov, Joseph Brodsky , Alexei Khvostenko , Konstantin Kuzminsky , Sergei Dovlatov , Yevgeny Kharitonov , Kari Unksova ( ru ), Ry Nikonova , Oleg Grigoriev , Eduard Limonov , Sasha Sokolov , Viktor Krivulin , Sergey Stratanovsky ( ru ), Valery Kholodenko ( ru ), Yevgeny Saburov ( ru ) Yevgeni Popov , Vladimir Erl ( ru ), Elena Ignatova ( ru ), Serge Segay , Mikhail Aizenberg ( ru ), Aleksandr Mironov ( ru ), Elena Shvarts , Svetlana Kekova ( ru ), Sergey Gandlevsky ( ru ), Sergei Nadeev ( ru ), Nikolai Kononov ( ru ), and Pavel Krusanov ( ru ). [72] [73] [74] Многие из их произведений были опубликованы в подпольной форме самиздата (самоиздания). [73] Многим из них пришлось эмигрировать на Запад, Олег Григорьев и Венедикт Ерофеев «эмигрировали» в алкоголизм, Юрий Айхенвальд и Геннадий Айги — в переводы, а Юрий Домбровский и Кари Унскова были убиты.
поэтические чтения 15 декабря 1975 года художники и поэты-нонконформисты устроили на Сенатской площади в честь полуторасотлетия восстания декабристов . Их задержала полиция. [75]
См. также
[ редактировать ]- Культура Советского Союза
- Русский постмодернизм
- Второй русский авангард
- Колодзей Арт Фонд
- Коллекция советского нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж
- Galina Osetsimskaya
- Украинский андеграунд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Глезер, Александр (декабрь 1975 г.). «Советское неофициальное искусство». Индекс цензуры . 4 (4): 35–40. дои : 10.1080/03064227508532474 . S2CID 144898994 .
- ^ Боулт, Джон Э. (1976). Русское искусство авангарда: теория и критика, 1902-1934 . Викинг Пресс. стр. 288–290.
- ^ Корнечук, Елена. «От революции 1917 года до хрущевской оттепели», Нонконформистское искусство: советский опыт 1956–1986 годов , ред. Алла Розенфельд и Нортон Т. Додж. Лондон: Темза и Гудзон, 1995, стр. 36–41. ISBN 0-500-23709-3 .
- ^ Азадовский Константин; Егоров, Борис (01 января 2002 г.). «От антизападничества к антисемитизму: Сталин и влияние «антикосмополитических» кампаний на советскую культуру». Журнал исследований холодной войны . 4 (1): 66–80. дои : 10.1162/152039702753344834 . ISSN 1520-3972 . S2CID 57565840 .
- ^ Алла Розенфельд, Нортон Таунсенд Додж, Джейн Вурхис, Искусство стран Балтии: борьба за свободу художественного самовыражения при Советском Союзе , Rutgers University Press, 2001, стр. 9. ISBN 0-8135-3042-3 .
- ^ Мэрилин Рюшемейер, Советские художники-эмигранты: жизнь и творчество в СССР и США , ME Sharpe Inc, 1985, с. 47. ISBN 0-87332-296-7 .
- ^ Николас Ржевский, Кембриджский спутник современной русской культуры , издательство Кембриджского университета, 1999, с. 227. ISBN 0-521-47799-9 .
- ^ «Александр Герасимов мертв; любимый художник Сталина, 82 года; диктатор советской линии» . Нью-Йорк Таймс . 25 июля 1963 г. Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Корнечук, Елена. «От революции 1917 года до хрущевской оттепели», Нонконформистское искусство: советский опыт 1956–1986 годов , ред. Алла Розенфельд и Нортон Т. Додж. Лондон: Темза и Гудзон, 1995, стр. 46–47. ISBN 0-500-23709-3 .
- ^ Рид, Сьюзен Эмили (2005). «Во имя народа: Возвращение к манежному делу». Критика: Исследования по истории России и Евразии . 6 (4). Издательство «Славица»: 673–716. дои : 10.1353/kri.2005.0058 . S2CID 159693587 .
- ^ Нью-Джерси), Художественный музей Джейн Вурхис Зиммерли (Нью-Брансуик; Нью-Джерси), Художественный музей Циммерли в Рутгерсе (Нью-Брансуик; Розенфельд, Алла; Музей, Джейн Вурхис Зиммерли Арт (2002). Искусство стран Балтии: борьба за свободу художественного самовыражения При Советском Союзе, 1945–1991 Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-3042-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Бакштейн, Иосиф. «Взгляд из Москвы», Нонконформистское искусство: советский опыт 1956–1986 , ред. Алла Розенфельд и Нортон Т. Додж. Лондон: Темза и Гудзон, 1995, с. 332. ISBN 0-500-23709-3 .
- ^ Том Мастерс, Санкт-Петербург , Lonely Planet, 2005, стр36. ISBN 1-74104-169-4
- ^ «Мир искусства» . www.worldofart.org . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Артатхар (16 декабря 2012 г.). «Под железным занавесом: современное искусство советского блока» . Музей иудаики Дерфнера + Каталоги выставок «Коллекция произведений искусства» . Проверено 26 ноября 2019 г.
- ^ Тупицын, Виктор (2009). Музееологическое бессознательное: Коммунальный (пост)модернизм в России . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-20173-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Тупицын, Виктор. «Неидентичность с идентичностью: Московский коммунальный модернизм, 1950-1980-е годы», Нонконформистское искусство: советский опыт 1956-1986 годов , ред. Алла Розенфельд и Нортон Т. Додж. Лондон: Темза и Гудзон, 1995, с. 86. ISBN 0-500-23709-3
- ^ «Туловский описывает русское нонконформистское художественное движение, The College Reporter» . Колледжский репортер . Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ Альберге, Даля (30 ноября 2010 г.). «Русские художники, объявленные предателями СССР, выставляются в Лондоне» . Хранитель . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ "Ilya & Emilia Kabakov" . Madre Napoli . Retrieved 2019-11-23 .
- ^ Рот, Эндрю (08 февраля 2019 г.). "Российские художники приглашают посетителей сдать кровь на выставку" . Хранитель . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ "Виктор Пивоваров - Профиль художника - Галерея Саатчи" . www.saatchigallery.com . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Робертс, Норма, изд. В поисках самовыражения: Живопись в Москве и Ленинграде, 1965–1990, Колумбус: Художественный музей Колумбуса, 1990, с. 72
- ^ Кеннет. «Иван Чуйков» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Фонд Шемякина» . chemiakinbooks.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2007 года . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «КУЛЬТУРА ДЕЛЬ ДИССЕНСО» . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ «Глеб Богомолов» . www.sothebys.com . Проверено 26 ноября 2019 г.
- ^ «Невский Дом культуры» . architectuul.com . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ Кеннет. «Татьяна Кернер» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Санкт-Петербургская энциклопедия» . www.encspb.ru . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Школа Сидлина и Школа Храмовой стены: преемственность философских, эстетических и художественных традиций – актуальные проблемы истории и теории искусства» . актуальный-art.spbu.ru . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ «Анатолий Басин» . www.erarta.com . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Кеннет. «Евгений Горюнов» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Иванов Игорь» . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Кеннет. «Игорь Иванов» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Галерея СПАС Новинка» . www.spasgal.ru . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ http://домиклермонтова.рф/events/item/22/ Museum's exhibition, 2019.
- ^ "Зеленогорск СПб:Искусство : Выставки" . terijoki.spb.ru . Retrieved 2024-05-07 .
- ^ "Энциклопедия Санкт-Петербурга" . www.encspb.ru . Retrieved 2024-05-07 .
- ^ http://www.rusiskusstvo.ru/events.html?id=1958 Выставка "Школа Сидлина", посвященная 110 слезам со дня рождения О. Сидлина, Санкт-Петербург, Россия.
- ^ «Выставка «Классика ленинградского искусства. Школа Сидлина " " . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ "Энциклопедия Санкт-Петербурга" . www.encspb.ru . Retrieved 2024-05-07 .
- ^ "Theses 2015 - The Actual Problems of History and Theory of Art" . Актуальные проблемы теории и истории искусства VII - Конференция Актуальные проблемы теории и истории искусства . 26 March 2016 . Retrieved 5 December 2017 . (See article under Svetlana Moskovskaya)
- ^ "Энциклопедия Санкт-Петербурга" . www.encspb.ru . Retrieved 2024-05-07 .
- ^ "Школа Сидлина и школа Храмовая стена" . newsartspb.ru . Retrieved 2024-05-07 .
- ^ Кеннет. «Владимир Стерлигов» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ "Гриценко Елена, фото, биография" . persona.rin.ru . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ http://tarus.arta.md/en/cv/ Михаил Церуш, художник «Группы Стерлигова», Санкт-Петербург, Россия.
- ^ «Геннадий Зубков» . www.erarta.com . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ http://www.frantsgallery.com/page1.htm Группа Стерлигова, Санкт-Петербург, Россия.
- ^ «Глебова, Татьяна» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ http://artmuseum.karelia.ru/collection/ru-art-20- Century.html Павел Кондратьев, художник, Санкт-Петербург, Россия.
- ^ http://www.mispxx-xxi.ru/collection/arefiev-s-circle/ «Арефьевский круг» в МИСП, Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Россия.
- ^ Кеннет. «Александр Арефьев (Арех)» . www.rusartnet.com . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ http://frantsgallery.com/site/?p=216/ Валентин Громов, художник, участник группы «Арефьевский круг», Санкт-Петербург, Россия.
- ^ «Ричард Васми» . Русский читатель . 22 марта 2015 г. Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ http://www.rusartnet.com/biographys/russian-artists/20th- Century/modern/nonconformist/1980s/fellowship-of-experimental-fine-art/vladimir-shagin/ Владимир Шагин, художник, член Группа «Арефьевский круг», Санкт-Петербург, Россия. Его работы можно увидеть здесь: http://www.spb-artgallery.com/vladimir-shagin/
- ^ «Шолом Шварц» . Русский читатель . 24 октября 2015 г. Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ http://www.erarta.com/en/calendar/exhibitions/detail/8eb6327f-84e1-11e3-8cd5-8920284aa333/ Выставка «Путешествие Натальи Жилиной», 2014.
- ^ Смит, Роберта (22 июля 1988 г.). «Обзоры/Искусство. Русский художник измельчает стили Запада» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ "Экспозиции - Государственный музей истории Санкт-Петербурга" . www.spbmuseum.ru (in Russian) . Retrieved 2024-05-24 .
- ^ http://www.obtaz.com/Manege_Petersburg-20_01.htm Выставка «Петербург 20 лет» (1993-2013), организатор «Манеж», 2013, Санкт-Петербург, Россия (на русском языке).
- ^ https://www.ozon.ru/context/detail/id/137376397/ опубликовано в Санкт-Петербурге, Россия, 2015 г.,
- ^ https://www.worldcat.org/title/nashi-nishi-gazanevshchina-3/oclc/976405697 Книга А. Басина "Наши ниши. Газаневщина 3", 2015, Санкт-Петербург, Россия.
- ^ Basin, Anatoliĭ, ed. (2015). Nashi nishi: gazanevshchina 3 . Avangard na Neve. Sankt-Peterburg: Izdatelʹstvo DEAN. ISBN 978-5-93630-911-3 .
- ^ https://www.museumfa.ru/russian/exhibitions/newincoming16.php Посмотреть имена художников в Государственном музее "Царскосельская коллекция", Санкт-Петербург, 2016-2017, Россия.
- ^ http://avangard.rosbalt.ru/2018/05/04/v-spbgu-do-10-maya-otkryta-vystavka-leningradskih-nonkonformistov/ "St. Petersburg State University exhibition, May 2018, Russia".
- ^ http://миамир.рф/obrazovanie/35130 Статья о петербургской выставке, апрель 2018, Санкт-Петербург, Россия.
- ^ http://www.arts.spbu.ru/v-spbgu-otkroetsya-vystavka-posvyashchennaya-neofitsialnomu-iskusstvu-leningrada-70kh-90-kh-godov-kh Article about the exhibition, organized by the St. Petersburg State University, April, 2018, Russia.
- ^ "Goodbye Perestrojka • Antiga Edizioni" . www.antigaedizioni.it . Retrieved 2024-05-07 .
- ^ http://www.humakabakci.com/collection/mirdjavadov-djavad/ Азербайджанский художник 1960-1980-х годов.
- ^ Писатели-диссиденты: биобиблиографические статьи (начало) [Dissident writers: bibliographic articles (beginning)]. Новое литературное обозрение [New Literary Review] (in Russian) (66). 2004.
- ^ Перейти обратно: а б Кан, Эндрю; Липовецкий, Марк ; Рейфман, Ирина; Сэндлер, Стефани (2018). История русской литературы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 554–557. ISBN 9780199663941 .
- ^ Проклятые поэты: диссидентская поэзия из Советской России 1960–80 , изд. и транс. , Анатолий Кудрявицкий Тирск, Великобритания: Smokestack Books, 2020, ISBN 978-1-9161-3929-9 .
- ^ Тригос, Л. (2009). Миф о декабристе в русской культуре . Спрингер. п. 149. ИСБН 978-0-230-10471-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Русское искусство и советское нонконформистское искусство» . www.zimmerlimuseum.rutgers.edu . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ОЛЕГ-ЦЕЛКОВ-НЕОФИЦИАЛЬНОЕ-АРТ
- Kolodzei Art Foundation и Колодзейская коллекция русского и восточноевропейского искусства
- Одесская группа
- Официальный сайт Олега Васильева
- Aleksandr Kosolapov Official Site
- Украинский нонконформизм Искусство
- Выставка BACK IN THE СССР-Наследники неофициального искусства, Венеция 2009, посвященная памяти величайшего коллекционера неофициального искусства Леонида Талочкина (1936-2002).
- РАКЦ (Русско-Американский культурный центр)