Алек Рапопорт
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2019 г. ) |
Алек Рапопорт | |
---|---|
![]() Автопортрет, 1990 г. | |
Рожденный | |
Умер | 4 февраля 1997 г. San Francisco | ( 63 года
Образование | Школа искусств им. В.Серова , Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино |
Известный | Рисование |
Движение | Русский нонконформизм |
Алек Рапопорт (24 ноября 1933, Харьков , Украинская ССР — 4 февраля 1997, Сан-Франциско) — украинский художник-нонконформист , теоретик искусства и педагог.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Детство Алек Рапопорт провел в Киеве (Украинская ССР). Во время сталинских «чисток» оба его родителя были арестованы. Его отца расстреляли, а мать провела десять лет в сибирском трудовом лагере . Рапопорт жил у своей тети. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в город Уфа ( Башкирская АССР ). Время крайнего одиночества, холода, голода и лишений, этот период также положил начало занятиям рисованием Рапопорта.
После войны Рапопорт жил в Черновцах (Западная Украина), городе с определенным европейским колоритом. В местном Доме народного творчества он нашел своего первого учителя рисования, Е.Сагайдачного (1886–1961), бывшего участника групп художников-нонконформистов «Союз молодежи» ( «Союз молодежи» ) и «Ослиный хвост» , популярных в 1910–1920-х годах. . [ 1 ] Другим его учителем рисования была И. Беклемишева (1903–1988). Впечатленная талантом Рапопорта, она позже (1950) организовала его переезд в Ленинград , где он поступил в знаменитое Художественное училище В.Серова (бывшее Училище Императорского общества поощрения художеств, ОПХ, позднее Таврическое художественное училище ).
Его сотрудничество с этой школой длилось восемь лет, сначала в качестве ученика, а затем, с 1965 по 1968 год, в качестве преподавателя. Поскольку « социалистический реализм » был единственным официальным стилем в то время, большинству преподавателей художественной школы приходилось скрывать любое предшествующее участие в нонконформистских художественных движениях. Я.К.Шабловский, В.М.Судаков, А.А.Громов знакомили своих учеников с конструктивизмом только тайным путем.
В школе особое внимание уделялось фундаментальным навыкам рисования и пониманию искусства итальянского Возрождения . Кроме того, Рапопорт продолжал самообразовываться, проводя часы в Эрмитаже , копируя картины старых мастеров и изучая искусство в публичных библиотеках. Поколение Рапопорта проявляло возрастающий интерес к современному искусству. В Ленинград приехали экспозиции французских импрессионистов , а затем и другие выставки современного искусства из разных стран Европы. Эта новая свобода оказалась мощным источником идей.
Его последний год обучения в школе был прерван призывом в армию. Дислоцировался в Биробиджане ( Еврейская автономная область ), где в свободное время продолжал рисовать и раскрашивать, сделав серию этюдов, ярко изображающих сцены солдатской повседневной жизни, и создав картину маслом « Взятие горы для хабаровчанина». музей. После службы в армии Рапопорт вернулся в Серовское художественное училище. Его дипломная работа «Возложение венков на Марсовом поле » (1958) была названа «формалистской», и это клеймо преследовало его с тех пор.
В течение следующих четырех лет (1959–1963) Рапопорт изучал сценическое искусство в Ленинградском институте театра, музыки и кино под руководством известного художника и режиссера Н. П. Акимова . Акимов читал уникальный курс, основанный на теориях русского супрематизма и конструктивизма, одновременно поощряя своих аспирантов применять свои знания во всех областях художественного дизайна. Несмотря на различия в личных художественных вкусах с Акимовым, которого тянуло к Вермееру и Дали , Рапопорт находился под влиянием личности и либерализма Акимова, а также логичного стиля его искусства.
В 1963 году Рапопорт окончил институт. Его высоко оцененная работа в МИДе заключалась в оформлении сцены и костюмов к И. Бабеля « пьесе Закат » . В рамках подготовки он путешествовал по юго-западным регионам Советского Союза , где накопил множество предметов иудейской иконографии из бывших гетто, исчезающих синагог и старых кладбищ. Он бродил по Одессе в поисках героев Бабеля и атмосферы его книг.
Рапопорт считал себя практиком русского конструктивизма, уходящего корнями в древнесредиземноморские и византийские формы искусства. На него сильно повлияла тартуская школа структурной семиотики и ее основатель Юрий Лотман . Одновременно Рапопорт занимался глубоким изучением византийского искусства и икон . Его последние исследования в России были сосредоточены на работах русского православного священника отца Павла Флоренского и искусствоведа Льва Жегина.
Карьера
[ редактировать ]После окончания учебы жизнь Рапопорта была насыщена разнообразной деятельностью, но важнейшей его целью была попытка совместить официальное искусство с собственными творческими идеями. Наибольшие возможности для этого открывала работа в театре города Волхова, а также в Домах культуры. Он делал эскизы декораций и костюмов к различным пьесам, таким как » Брехта « Хорошая женщина из Сычуани и «Страх и страдания Третьего рейха» , Пушкина » «Пиковая дама , Брэндона Томаса «Тётя Чарли » и « . » В.Иванова В доспехах Поезд 14-69 .
В это время Рапопорт также работал ассистентом художника на « Ленфильме », а также книжным дизайнером и иллюстратором в различных издательствах. Однако наибольшее удовлетворение он получал от преподавания спецкурсов по композиции, дизайну и анатомии человека в Серовском художественном училище. Он организовал новый либеральный курс технической эстетики, знакомя своих студентов с теорией семиотики Лотмана, Модулором Ле Корбюзье , школой Баухаус , русским конструктивизмом, русскими иконами и современным западным искусством. В результате своего «радикализма» Рапопорт был уволен за «идеологический заговор».
После этого всю свою энергию Рапопорт направил на собственное творчество. Его основные проекты были сосредоточены на библейских темах, антисемитизме и предметах повседневной жизни. Он стремился совершенствоваться как еврейский художник. Это стало особенно заметно после Шестидневной войны , когда победа Израиля привела к тому, что интеллектуалы, в том числе еврейская интеллигенция, почувствовали повышенный интерес к еврейской культуре и ее библейским корням. Работы Рапопорта этого периода включают «Три фигуры», серию изображений талмудистов ученых- и работы, посвященные антисемитизму.
1970-е годы
[ редактировать ]В 1970-е годы Рапопорт примкнул к нонконформистскому движению, выступавшему против догм «социалистического реализма» в искусстве, а также советской цензуры. Движение стремилось сохранить традиции русской иконографии и конструктивистско-супрематический стиль 1910-х годов. Несмотря на преследование властями художников-нонконформистов (включая аресты, принудительные выселения, увольнения и различные формы рутинных приставаний), они объединились в группу «ТЭВ – Товарищество экспериментальных выставок». Выставки TEV оказались чрезвычайно успешными. [ 2 ]
В тот же период Рапопорт стал одним из инициаторов создания другой антиправительственной группы — АЛЭФ (Союз ленинградских еврейских художников). В США эта группа была известна как «Двенадцать из советского подполья». [ 3 ] Участие Рапопорта в этой группе усилило напряженность в отношениях с властями и привлекло внимание КГБ , включая «дружеские беседы», слежку, задержания и домашние аресты. Ему становилось все опаснее жить и работать в СССР. В октябре 1976 года Рапопорт с женой и сыном были вынуждены покинуть Россию.
Следуя обычному пути русских иммигрантов того времени, семья путешествовала по Австрии и Италии, затем переехала в США. В Италии они прожили полгода. Несмотря на то, что Рапопорт скучал по России, он наслаждался знакомством с итальянской культурой и искусством, которые интриговали его с детства. Вся обстановка сильно вдохновляла его ум и творчество. [ 4 ]
В Италии Рапопорт выставлялся на Венецианской биеннале «Новое советское искусство – неофициальная перспектива» (1977). [ 5 ] участвовал в телевизионных программах о нонконформистском искусстве в Советском Союзе, создал литографические произведения, продолжающие тему еврейских персонажей из пьесы Бабеля « Закат» .
В 1977 году семья Рапопорта получила иммиграционный статус в США и поселилась в Сан-Франциско. При содействии Совета советских евреев Залива (BACSJ) Рапопорт объездил многие американские города в качестве представителя группы «АЛЕФ», известной в США как «12 из советского андеграунда», сопровождая выставки этих художников и читая лекции. [ 6 ]
Рапопорт вырос в антирелигиозной советской среде. Встреча с Новым Заветом в 16 лет привела к его первому созданию религиозных произведений искусства. Начиная с 1960-х годов изображения библейских пророков стали постоянной темой в искусстве Рапопорта. [ 7 ] Его вдохновение исходило из разных источников: сюжетов Ветхого и Нового Заветов, искусства русских (византийских) икон, а также гуманистического искусства эпохи Возрождения и русских религиозных философов, таких как С.Булгаков , Н.Бердяев , В.Соловьев. . Среди этой последней группы Рапопорт особенно уважал отца Павла Флоренского. Рапопорт посвятил свою картину « Короткая жизнь Евфросина-повара» Памяти Флоренского, погибшего в ГУЛАГе в 1944 году, (1978).
Почти девять лет Рапопорт работал чертежником-конструктором сценического оборудования, продолжая при этом собственное творчество. Первоначально охваченный чувством свободы в своей новой жизни, он вскоре почувствовал, что эти свободы ограничивают больше, чем позволяют, причем свобода ограничивается узкими взглядами художников, которые следуют требованиям рынка. Ему было трудно вписаться в мейнстрим американского современного искусства, который он считал легкомысленным, ориентированным на карьеру и лишенным какой-либо духовности или художественных достоинств. [ 8 ] [ 9 ]
1980-е годы
[ редактировать ]Для Рапопорта 1980-е годы были временем, полным творчества и значимых жизненных событий. Он участвовал в многочисленных выставках в Сан-Франциско и других городах Америки, продавал свои картины на аукционах в Европе и США, иллюстрировал Эротические сказки старой России» « А. Афанасьева («Скифские книги», Окленд, Калифорния), путешествовал по европейским странам. Визит в Испанию произвел на него глубокое впечатление, подтвердив чувство личной связи, даже кровной связи, с искусством и культурой страны Эль Греко . Рапопорт начал новую серию картин, вдохновленную своим опытом в Испании.
В 1984 году знаменательным событием в жизни Рапопорта стала его встреча с галеристом из Сан-Франциско Михаилом Дуневым. [ 10 ] который стал его другом и представителем, организовав все его выставки до самой смерти художника.
Рапопорт пытался установить связь, чтобы преодолеть разрыв между своим искусством и американскими зрителями, и эта цель, возможно, отражена в его новой серии картин « Образы Сан-Франциско» . Находясь в России, Рапопорт сосредоточился на внутренних и духовных темах; в Сан-Франциско он расширил свое искусство новыми источниками. Он ценил международный колорит города, театральный и драматический образ, призрачный океанский свет и географическую структуру, отражая эти качества с помощью характерных ему принудительных сферических перспектив и экспрессионистской окраски, вызывающих ощущение спонтанного театра повседневной жизни. Изображения Сан-Франциско стали вторым по значимости сюжетом в искусстве Рапопорта.
В то же время идея «братства» и «гильдии» художников всегда привлекала Рапопорта, и этого чувства товарищества ему особенно не хватало, находясь в США. Соответственно, в 1992 году он организовал группу «СПФФ» ( Санкт-Петербург – Сан-Франциско ). Франциско). В состав SPSF вошли два художника и два фотографа, все уроженцы Санкт-Петербурга, оказавшиеся в Сан-Франциско. Все четверо считали себя наследниками великой петербургской культурной традиции, впитав при этом новую среду Сан-Франциско. Их выставки были с восторгом приняты россиянами и американцами. [ 11 ]
В 1987 году Рапопорт наконец смог полностью посвятить себя творчеству. Хотя его тематика не изменилась, эмоциональное воздействие его работ возросло, а его технические навыки полностью развились.
1990-е годы
[ редактировать ]К концу 1980-х — началу 1990-х годов Рапопорт завершил свои наиболее масштабные работы на тему ветхозаветных пророков : «Самсон, разрушающий дом филистимлян» (1989), «Плач и скорбь и горе» (1990), четыре картины Ангел и пророки (1990–1991) и Три деяния Моисея (1992).
В 1992 году друзья художника в Петербурге организовали первую выставку его работ. работает там с момента своего отъезда в изгнание, терпеливо собирая работы у коллекционеров и художественных музеев. За этой выставкой, проходившей в Городском музее Санкт-Петербурга и сопровождавшейся такими заголовками, как «Петербургский художник возвращается в свой город», в 1993 году последовали гораздо более крупные выставки (Санкт-Петербург и Москва). [ 12 ] организована совместно с галереей Михаила Дунева под названием « Калифорнийские филиалы – русские корни» . Выставки, на которых по приглашению была представлена картина Рапопорта « Автопортрет в маске Мардохея» (1985), стали первым визитом художника в Россию после его отъезда в 1976 году.
Рапопорт всегда протестовал громко и открыто. В России он протестовал против жесткости системы преподавания, против коммунистической идеологии и цензуры в искусстве, против подавления религиозного искусства. Принял ведущее участие в создании диссидентских художественных групп TEV и ALEF. За это он подвергся преследованиям со стороны властей и был вынужден эмигрировать.
Тогда в США Рапопорт протестовал против коммерциализма в искусстве, против доминирования идей рынка над идеями духа, против подавления религиозного искусства общественным безразличием, против утраты иудео-христианских ценностей. «В поисках этих ценностей я снова и снова обращаюсь к старым мастерам из Средиземноморского региона, где в самом зарождении западной цивилизации зародилось искусство изобразительного изображения, искусство, в котором служили как Божественный Дух, так и Человеческое Существо. как мера всех вещей ». Это было предметом «громкого и горького крика» Рапопорта.
Последние пять лет жизни Рапопорта (1993–1997) прошли в добровольном затворничестве. Он нелегко перенес эмиграцию. «Какая жалкая жизнь, все повторяется», — сказал он, цитируя письма Альбрехта Дюрера , еще одного художника, который считал себя рожденным не в том месте и не в то время.
В эти годы Рапопорт сосредоточился на собственном творческом мире. По его собственным словам, он работал не ради искусства, а потому, что искусство давало ему средства для самовыражения. Он стремился достичь самой сути и сути образа, и это стремление дополнялось его вездесущим внутренним желанием достичь идеала.
В 1995 году он начал сотрудничество с CIVA (Христиане в визуальных искусствах), участвуя в выставках и конференциях группы. Он создал больше экспрессионистских картин на религиозные темы, продолжая свою текущую серию «Образы Сан-Франциско». Его произведения становились все более духовными и магически выразительными. Искусствовед В.Барановский (Москва-Сан-Франциско) отмечал: «Нельзя оставить незамеченной странную силу этих картин, напоминающих нам раскаленные угли древнерусских икон».

К 1996 году художник почти не покидал свою мастерскую, завершив «Анастасис 1» , основанный на апокрифическом Евангелии от Никодима четвертого века . Картина была его последней и самой личной религиозной работой.
Смерть
[ редактировать ]4 февраля 1997 года Алек Рапопорт внезапно и неожиданно скончался в своей мастерской во время работы над своей новой картиной «Троица» . [ 13 ]
Основные персональные экспонаты
[ редактировать ]- 1980 – Галерея «Трифалько», Рим, Италия.
- 1981 – Образы Сан-Франциско , Галерея Эдварда Нахамкина, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
- 1984 – Изображения Сан-Франциско , Галерея Тихоокеанского университета, Стоктон, Калифорния.
- 1986 – Образы Сан-Франциско , Галерея Михаила Дунева, Сан-Франциско, Калифорния.
- 1988 – Экуменические произведения , Галерея Михаила Дунева, Сан-Франциско, Калифорния.
- 1992 – Россия-США , Музей города Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия.
- 1993 – Калифорнийские филиалы – Русские корни , Манеж, Санкт-Петербург, Россия; Национальный выставочный зал, Москва, Россия.
- 1996 – Экуменические картины , Галерея СОМАР, Сан-Франциско, Калифорния.
- 1997 – Последние картины: Мемориальная выставка , Галерея Михаила Дунева, Сан-Франциско, Калифорния; Ранние рисунки. Мемориальная выставка. Джордж Кревский Fine Art, Сан-Франциско, Калифорния; Священное вдохновение: иконы Алека Рапопорта , Библиотека Мариан, IMRI, Дейтонский университет, Дейтон, Огайо. [ 14 ]
- 1998 – Ангел и Пророк , Центр искусства и религии, Вашингтон, округ Колумбия.
- 2004 – Образы Сан-Франциско , Центр искусств Дягилева, Сент-Луис, Миссури. Петербург, Россия.
- 2007 – Алек Рапопорт: Мемориальная выставка , Галерея Belcher Studios, Сан-Франциско, Калифорния.
Основные коллекции
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2016 г. ) |
- Русский музей , Санкт-Петербург, Россия
- Третьяковская галерея , Москва, Россия
- Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
- Музей острова Эллис, Нью-Джерси
- Личная коллекция Иоанна Павла II, Ватикан, Италия.
- Международный институт Марианских исследований, Дейтонский университет, Дейтон, Огайо.
- Музей Джуды Л. Магнеса, Беркли, Калифорния.
- Художественный музей Зиммерли , Университет Рутгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси [ 15 ]
- Музей Почетного легиона, Сан-Франциско, Калифорния.
- Художественный музей Университета Дьюка, Университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина. [ 16 ]
- Оклендский музей Калифорнии, Окленд, Калифорния.
- Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург, Россия
- Московский музей современного искусства , Москва, Россия
- Арт-центр Дягилева, Санкт-Петербург, Россия
Библиография
[ редактировать ]- От ГУЛАГа до гласности: нонконформистское искусство Советского Союза. Коллекция N&N Dodge. Темза и Гудзон, Нью-Йорк, 1995 г.
- Рапопорт, Алек. Традиции и инновации в изобразительном искусстве. Канадско-американские славистики. Издательство БРИЛЛ, Том 45, Номер 2, 2011, С. 183-206 ISSN 0090-8290
- 12 от советского метрополитена. Каталог, Беркли, Калифорния, 1976 г.
- Творчество под принуждением: от ГУЛАГа к гласности. Каталог, Луисвилл, Кентукки, 1989 г.
- Солтес, Ори З. III. Искусство, Политика, Литература и религия, Искусство и Холокост. Национальный музей Бнай Брит Клуцник, Вашингтон, округ Колумбия. стр. 6-8
- Шарлах, Б. Калифорния мечтает. Хадасса, Том 68, номер 4, декабрь 1986 г., стр. 50.
- Бернштейн, Борис. Рапопортианское пространство. Канадско-американские славянские исследования. Издательство Чарльз Шлакс, том 41, № 2, лето, 2007 г., Калифорния, США, стр. 205–216.
- Алек Рапопорт. Путешествие художника. Альбом, Галерея Михаила Дунева, Сан-Франциско, 1998. ISBN 0-9661190-0-2
- Дунев, Михаил. Искусство совести: Картины Алека Рапопорта. ИСКУССТВА, Одиннадцать один, 1999, Нью-Брайтон, Миннесота, США, C.36–37.
- Джейн Р. Русские художники на ОПТС Арт. Asian Art News, том 5, № 1, январь – февраль 1995 г., Сан-Франциско, Калифорния.
- Алек Рапопорт. Санкт-Петербург — Сан-Франциско. Каталог, АПОЛЛОН, Санкт-Петербург, 1993 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Bowlt, John. Crossroads: Modernism in Ukraine 1910s–1930s. Nashe naslediye , No. 82, Moscow, 2007
- ^ От ГУЛАГа до гласности: нонконформистское искусство Советского Союза. Коллекция N&N Dodge. Темза и Гудзон, Нью-Йорк, 1995 год. ISBN 0-500-23709-3
- ^ 12 ИЗ СОВЕТСКОГО ПОДЗЕМЛЯ . Каталог. Беркли, Калифорния, 1976 г.
- ^ Rapoport, Alek. Nonconformism Endures (Нонконформизм остаётся). St.Petersburg, DEAN, 2003 (in Russian). ISBN 5-93630-215-6 . стр. 173
- ^ Новое советское искусство. Венецианская биеннале. Марсилио Эдори, 1977, 10-0463-8.
- ^ Алек Рапопорт. Путешествие художника. Альбом, Галерея Михаила Дунева, Сан-Франциско, 1998. ISBN 0-9661190-0-2
- ^ Бернштейн, Борис. Рапопортианское пространство. Канадско-американские славистики. Издатель Чарльз Шлакс, Vol. 41, № 2, лето 2007 г., Калифорния, США, стр. 205-216.
- ^ Алек Рапопорт. Путешествие художника.
- ^ Rapoport, Alek. Nonconformism Endures (Нонконформизм остаётся).
- ^ Дунев, Михаил. Искусство совести: Картины Алека Рапопорта. ИСКУССТВА, Одиннадцать один, 1999, Нью-Брайтон, Миннесота, США, стр. 36-37.
- ^ Джейн, Р. Русские художники на ОПТС Арт. Новости азиатского искусства, Vol. 5, № 1, январь – февраль 1995 г., Сан-Франциско, Калифорния.
- ^ Алек Рапопорт. Санкт-Петербург — Сан-Франциско. Каталог. АПОЛЛОН, Санкт-Петербург, 1993 г.
- ^ Левинтов, Александр. Алек Рапопорт и другие. Американская Россия. Москва, Полиграфика, 1999. ISBN 5-93621-001-4 . стр. 209-224.
- ^ «Священные вдохновенные иконы» (Пресс-релиз). Дейтон, Огайо: Библиотека Мэриан/Международный институт Марианских исследований, Дейтонский университет . 1997. Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года . Проверено 24 декабря 2012 г.
- ^ «Результаты – Объекты поиска – Художественный музей Циммерли» . zimmerli.emuseum.com . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Николетти, Р. (30 октября 1997 г.). «Картины Рапопорта вызывают эмоции» . Герцогская хроника . Архивировано из оригинала 12 мая 2010 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Зейзем, Никола. «Алек Рапопорт» . Проверено 24 декабря 2012 г.