Jump to content

Алек Рапопорт

Алек Рапопорт
Автопортрет, 1990 г.
Рожденный ( 1933-11-24 ) 24 ноября 1933 г.
Умер 4 февраля 1997 г. ) ( 1997-02-04 ) ( 63 года
San Francisco
Образование Школа искусств им. В.Серова , Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино
Известный Рисование
Движение Русский нонконформизм

Алек Рапопорт (24 ноября 1933, Харьков , Украинская ССР — 4 февраля 1997, Сан-Франциско) — украинский художник-нонконформист , теоретик искусства и педагог.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Детство Алек Рапопорт провел в Киеве (Украинская ССР). Во время сталинских «чисток» оба его родителя были арестованы. Его отца расстреляли, а мать провела десять лет в сибирском трудовом лагере . Рапопорт жил у своей тети. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в город Уфа ( Башкирская АССР ). Время крайнего одиночества, холода, голода и лишений, этот период также положил начало занятиям рисованием Рапопорта.

После войны Рапопорт жил в Черновцах (Западная Украина), городе с определенным европейским колоритом. В местном Доме народного творчества он нашел своего первого учителя рисования, Е.Сагайдачного (1886–1961), бывшего участника групп художников-нонконформистов «Союз молодежи» ( «Союз молодежи» ) и «Ослиный хвост» , популярных в 1910–1920-х годах. . [ 1 ] Другим его учителем рисования была И. Беклемишева (1903–1988). Впечатленная талантом Рапопорта, она позже (1950) организовала его переезд в Ленинград , где он поступил в знаменитое Художественное училище В.Серова (бывшее Училище Императорского общества поощрения художеств, ОПХ, позднее Таврическое художественное училище ).

Его сотрудничество с этой школой длилось восемь лет, сначала в качестве ученика, а затем, с 1965 по 1968 год, в качестве преподавателя. Поскольку « социалистический реализм » был единственным официальным стилем в то время, большинству преподавателей художественной школы приходилось скрывать любое предшествующее участие в нонконформистских художественных движениях. Я.К.Шабловский, В.М.Судаков, А.А.Громов знакомили своих учеников с конструктивизмом только тайным путем.

В школе особое внимание уделялось фундаментальным навыкам рисования и пониманию искусства итальянского Возрождения . Кроме того, Рапопорт продолжал самообразовываться, проводя часы в Эрмитаже , копируя картины старых мастеров и изучая искусство в публичных библиотеках. Поколение Рапопорта проявляло возрастающий интерес к современному искусству. В Ленинград приехали экспозиции французских импрессионистов , а затем и другие выставки современного искусства из разных стран Европы. Эта новая свобода оказалась мощным источником идей.

Его последний год обучения в школе был прерван призывом в армию. Дислоцировался в Биробиджане ( Еврейская автономная область ), где в свободное время продолжал рисовать и раскрашивать, сделав серию этюдов, ярко изображающих сцены солдатской повседневной жизни, и создав картину маслом « Взятие горы для хабаровчанина». музей. После службы в армии Рапопорт вернулся в Серовское художественное училище. Его дипломная работа «Возложение венков на Марсовом поле » (1958) была названа «формалистской», и это клеймо преследовало его с тех пор.

В течение следующих четырех лет (1959–1963) Рапопорт изучал сценическое искусство в Ленинградском институте театра, музыки и кино под руководством известного художника и режиссера Н. П. Акимова . Акимов читал уникальный курс, основанный на теориях русского супрематизма и конструктивизма, одновременно поощряя своих аспирантов применять свои знания во всех областях художественного дизайна. Несмотря на различия в личных художественных вкусах с Акимовым, которого тянуло к Вермееру и Дали , Рапопорт находился под влиянием личности и либерализма Акимова, а также логичного стиля его искусства.

В 1963 году Рапопорт окончил институт. Его высоко оцененная работа в МИДе заключалась в оформлении сцены и костюмов к И. Бабеля « пьесе Закат » . В рамках подготовки он путешествовал по юго-западным регионам Советского Союза , где накопил множество предметов иудейской иконографии из бывших гетто, исчезающих синагог и старых кладбищ. Он бродил по Одессе в поисках героев Бабеля и атмосферы его книг.

Рапопорт считал себя практиком русского конструктивизма, уходящего корнями в древнесредиземноморские и византийские формы искусства. На него сильно повлияла тартуская школа структурной семиотики и ее основатель Юрий Лотман . Одновременно Рапопорт занимался глубоким изучением византийского искусства и икон . Его последние исследования в России были сосредоточены на работах русского православного священника отца Павла Флоренского и искусствоведа Льва Жегина.

После окончания учебы жизнь Рапопорта была насыщена разнообразной деятельностью, но важнейшей его целью была попытка совместить официальное искусство с собственными творческими идеями. Наибольшие возможности для этого открывала работа в театре города Волхова, а также в Домах культуры. Он делал эскизы декораций и костюмов к различным пьесам, таким как » Брехта « Хорошая женщина из Сычуани и «Страх и страдания Третьего рейха» , Пушкина » «Пиковая дама , Брэндона Томаса «Тётя Чарли » и « . » В.Иванова В доспехах Поезд 14-69 .

В это время Рапопорт также работал ассистентом художника на « Ленфильме », а также книжным дизайнером и иллюстратором в различных издательствах. Однако наибольшее удовлетворение он получал от преподавания спецкурсов по композиции, дизайну и анатомии человека в Серовском художественном училище. Он организовал новый либеральный курс технической эстетики, знакомя своих студентов с теорией семиотики Лотмана, Модулором Ле Корбюзье , школой Баухаус , русским конструктивизмом, русскими иконами и современным западным искусством. В результате своего «радикализма» Рапопорт был уволен за «идеологический заговор».

После этого всю свою энергию Рапопорт направил на собственное творчество. Его основные проекты были сосредоточены на библейских темах, антисемитизме и предметах повседневной жизни. Он стремился совершенствоваться как еврейский художник. Это стало особенно заметно после Шестидневной войны , когда победа Израиля привела к тому, что интеллектуалы, в том числе еврейская интеллигенция, почувствовали повышенный интерес к еврейской культуре и ее библейским корням. Работы Рапопорта этого периода включают «Три фигуры», серию изображений талмудистов ученых- и работы, посвященные антисемитизму.

1970-е годы

[ редактировать ]

В 1970-е годы Рапопорт примкнул к нонконформистскому движению, выступавшему против догм «социалистического реализма» в искусстве, а также советской цензуры. Движение стремилось сохранить традиции русской иконографии и конструктивистско-супрематический стиль 1910-х годов. Несмотря на преследование властями художников-нонконформистов (включая аресты, принудительные выселения, увольнения и различные формы рутинных приставаний), они объединились в группу «ТЭВ – Товарищество экспериментальных выставок». Выставки TEV оказались чрезвычайно успешными. [ 2 ]

В тот же период Рапопорт стал одним из инициаторов создания другой антиправительственной группы — АЛЭФ (Союз ленинградских еврейских художников). В США эта группа была известна как «Двенадцать из советского подполья». [ 3 ] Участие Рапопорта в этой группе усилило напряженность в отношениях с властями и привлекло внимание КГБ , включая «дружеские беседы», слежку, задержания и домашние аресты. Ему становилось все опаснее жить и работать в СССР. В октябре 1976 года Рапопорт с женой и сыном были вынуждены покинуть Россию.

Следуя обычному пути русских иммигрантов того времени, семья путешествовала по Австрии и Италии, затем переехала в США. В Италии они прожили полгода. Несмотря на то, что Рапопорт скучал по России, он наслаждался знакомством с итальянской культурой и искусством, которые интриговали его с детства. Вся обстановка сильно вдохновляла его ум и творчество. [ 4 ]

В Италии Рапопорт выставлялся на Венецианской биеннале «Новое советское искусство – неофициальная перспектива» (1977). [ 5 ] участвовал в телевизионных программах о нонконформистском искусстве в Советском Союзе, создал литографические произведения, продолжающие тему еврейских персонажей из пьесы Бабеля « Закат» .

В 1977 году семья Рапопорта получила иммиграционный статус в США и поселилась в Сан-Франциско. При содействии Совета советских евреев Залива (BACSJ) Рапопорт объездил многие американские города в качестве представителя группы «АЛЕФ», известной в США как «12 из советского андеграунда», сопровождая выставки этих художников и читая лекции. [ 6 ]

Рапопорт вырос в антирелигиозной советской среде. Встреча с Новым Заветом в 16 лет привела к его первому созданию религиозных произведений искусства. Начиная с 1960-х годов изображения библейских пророков стали постоянной темой в искусстве Рапопорта. [ 7 ] Его вдохновение исходило из разных источников: сюжетов Ветхого и Нового Заветов, искусства русских (византийских) икон, а также гуманистического искусства эпохи Возрождения и русских религиозных философов, таких как С.Булгаков , Н.Бердяев , В.Соловьев. . Среди этой последней группы Рапопорт особенно уважал отца Павла Флоренского. Рапопорт посвятил свою картину « Короткая жизнь Евфросина-повара» Памяти Флоренского, погибшего в ГУЛАГе в 1944 году, (1978).

Почти девять лет Рапопорт работал чертежником-конструктором сценического оборудования, продолжая при этом собственное творчество. Первоначально охваченный чувством свободы в своей новой жизни, он вскоре почувствовал, что эти свободы ограничивают больше, чем позволяют, причем свобода ограничивается узкими взглядами художников, которые следуют требованиям рынка. Ему было трудно вписаться в мейнстрим американского современного искусства, который он считал легкомысленным, ориентированным на карьеру и лишенным какой-либо духовности или художественных достоинств. [ 8 ] [ 9 ]

1980-е годы

[ редактировать ]

Для Рапопорта 1980-е годы были временем, полным творчества и значимых жизненных событий. Он участвовал в многочисленных выставках в Сан-Франциско и других городах Америки, продавал свои картины на аукционах в Европе и США, иллюстрировал Эротические сказки старой России» « А. Афанасьева («Скифские книги», Окленд, Калифорния), путешествовал по европейским странам. Визит в Испанию произвел на него глубокое впечатление, подтвердив чувство личной связи, даже кровной связи, с искусством и культурой страны Эль Греко . Рапопорт начал новую серию картин, вдохновленную своим опытом в Испании.

В 1984 году знаменательным событием в жизни Рапопорта стала его встреча с галеристом из Сан-Франциско Михаилом Дуневым. [ 10 ] который стал его другом и представителем, организовав все его выставки до самой смерти художника.

Рапопорт пытался установить связь, чтобы преодолеть разрыв между своим искусством и американскими зрителями, и эта цель, возможно, отражена в его новой серии картин « Образы Сан-Франциско» . Находясь в России, Рапопорт сосредоточился на внутренних и духовных темах; в Сан-Франциско он расширил свое искусство новыми источниками. Он ценил международный колорит города, театральный и драматический образ, призрачный океанский свет и географическую структуру, отражая эти качества с помощью характерных ему принудительных сферических перспектив и экспрессионистской окраски, вызывающих ощущение спонтанного театра повседневной жизни. Изображения Сан-Франциско стали вторым по значимости сюжетом в искусстве Рапопорта.

В то же время идея «братства» и «гильдии» художников всегда привлекала Рапопорта, и этого чувства товарищества ему особенно не хватало, находясь в США. Соответственно, в 1992 году он организовал группу «СПФФ» ( Санкт-Петербург – Сан-Франциско ). Франциско). В состав SPSF вошли два художника и два фотографа, все уроженцы Санкт-Петербурга, оказавшиеся в Сан-Франциско. Все четверо считали себя наследниками великой петербургской культурной традиции, впитав при этом новую среду Сан-Франциско. Их выставки были с восторгом приняты россиянами и американцами. [ 11 ]

В 1987 году Рапопорт наконец смог полностью посвятить себя творчеству. Хотя его тематика не изменилась, эмоциональное воздействие его работ возросло, а его технические навыки полностью развились.

1990-е годы

[ редактировать ]

К концу 1980-х — началу 1990-х годов Рапопорт завершил свои наиболее масштабные работы на тему ветхозаветных пророков : «Самсон, разрушающий дом филистимлян» (1989), «Плач и скорбь и горе» (1990), четыре картины Ангел и пророки (1990–1991) и Три деяния Моисея (1992).

В 1992 году друзья художника в Петербурге организовали первую выставку его работ. работает там с момента своего отъезда в изгнание, терпеливо собирая работы у коллекционеров и художественных музеев. За этой выставкой, проходившей в Городском музее Санкт-Петербурга и сопровождавшейся такими заголовками, как «Петербургский художник возвращается в свой город», в 1993 году последовали гораздо более крупные выставки (Санкт-Петербург и Москва). [ 12 ] организована совместно с галереей Михаила Дунева под названием « Калифорнийские филиалы – русские корни» . Выставки, на которых по приглашению была представлена ​​картина Рапопорта « Автопортрет в маске Мардохея» (1985), стали первым визитом художника в Россию после его отъезда в 1976 году.

Рапопорт всегда протестовал громко и открыто. В России он протестовал против жесткости системы преподавания, против коммунистической идеологии и цензуры в искусстве, против подавления религиозного искусства. Принял ведущее участие в создании диссидентских художественных групп TEV и ALEF. За это он подвергся преследованиям со стороны властей и был вынужден эмигрировать.

Тогда в США Рапопорт протестовал против коммерциализма в искусстве, против доминирования идей рынка над идеями духа, против подавления религиозного искусства общественным безразличием, против утраты иудео-христианских ценностей. «В поисках этих ценностей я снова и снова обращаюсь к старым мастерам из Средиземноморского региона, где в самом зарождении западной цивилизации зародилось искусство изобразительного изображения, искусство, в котором служили как Божественный Дух, так и Человеческое Существо. как мера всех вещей ». Это было предметом «громкого и горького крика» Рапопорта.

Последние пять лет жизни Рапопорта (1993–1997) прошли в добровольном затворничестве. Он нелегко перенес эмиграцию. «Какая жалкая жизнь, все повторяется», — сказал он, цитируя письма Альбрехта Дюрера , еще одного художника, который считал себя рожденным не в том месте и не в то время.

В эти годы Рапопорт сосредоточился на собственном творческом мире. По его собственным словам, он работал не ради искусства, а потому, что искусство давало ему средства для самовыражения. Он стремился достичь самой сути и сути образа, и это стремление дополнялось его вездесущим внутренним желанием достичь идеала.

В 1995 году он начал сотрудничество с CIVA (Христиане в визуальных искусствах), участвуя в выставках и конференциях группы. Он создал больше экспрессионистских картин на религиозные темы, продолжая свою текущую серию «Образы Сан-Франциско». Его произведения становились все более духовными и магически выразительными. Искусствовед В.Барановский (Москва-Сан-Франциско) отмечал: «Нельзя оставить незамеченной странную силу этих картин, напоминающих нам раскаленные угли древнерусских икон».

Анастасис-1 , 1996 г.

К 1996 году художник почти не покидал свою мастерскую, завершив «Анастасис 1» , основанный на апокрифическом Евангелии от Никодима четвертого века . Картина была его последней и самой личной религиозной работой.

4 февраля 1997 года Алек Рапопорт внезапно и неожиданно скончался в своей мастерской во время работы над своей новой картиной «Троица» . [ 13 ]

Основные персональные экспонаты

[ редактировать ]
  • 1980 – Галерея «Трифалько», Рим, Италия.
  • 1981 – Образы Сан-Франциско , Галерея Эдварда Нахамкина, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
  • 1984 – Изображения Сан-Франциско , Галерея Тихоокеанского университета, Стоктон, Калифорния.
  • 1986 – Образы Сан-Франциско , Галерея Михаила Дунева, Сан-Франциско, Калифорния.
  • 1988 – Экуменические произведения , Галерея Михаила Дунева, Сан-Франциско, Калифорния.
  • 1992 – Россия-США , Музей города Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия.
  • 1993 – Калифорнийские филиалы – Русские корни , Манеж, Санкт-Петербург, Россия; Национальный выставочный зал, Москва, Россия.
  • 1996 – Экуменические картины , Галерея СОМАР, Сан-Франциско, Калифорния.
  • 1997 – Последние картины: Мемориальная выставка , Галерея Михаила Дунева, Сан-Франциско, Калифорния; Ранние рисунки. Мемориальная выставка. Джордж Кревский Fine Art, Сан-Франциско, Калифорния; Священное вдохновение: иконы Алека Рапопорта , Библиотека Мариан, IMRI, Дейтонский университет, Дейтон, Огайо. [ 14 ]
  • 1998 – Ангел и Пророк , Центр искусства и религии, Вашингтон, округ Колумбия.
  • 2004 – Образы Сан-Франциско , Центр искусств Дягилева, Сент-Луис, Миссури. Петербург, Россия.
  • 2007 – Алек Рапопорт: Мемориальная выставка , Галерея Belcher Studios, Сан-Франциско, Калифорния.

Основные коллекции

[ редактировать ]
  • Русский музей , Санкт-Петербург, Россия
  • Третьяковская галерея , Москва, Россия
  • Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
  • Музей острова Эллис, Нью-Джерси
  • Личная коллекция Иоанна Павла II, Ватикан, Италия.
  • Международный институт Марианских исследований, Дейтонский университет, Дейтон, Огайо.
  • Музей Джуды Л. Магнеса, Беркли, Калифорния.
  • Художественный музей Зиммерли , Университет Рутгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси [ 15 ]
  • Музей Почетного легиона, Сан-Франциско, Калифорния.
  • Художественный музей Университета Дьюка, Университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина. [ 16 ]
  • Оклендский музей Калифорнии, Окленд, Калифорния.
  • Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург, Россия
  • Московский музей современного искусства , Москва, Россия
  • Арт-центр Дягилева, Санкт-Петербург, Россия

Библиография

[ редактировать ]
  • От ГУЛАГа до гласности: нонконформистское искусство Советского Союза. Коллекция N&N Dodge. Темза и Гудзон, Нью-Йорк, 1995 г.
  • Рапопорт, Алек. Традиции и инновации в изобразительном искусстве. Канадско-американские славистики. Издательство БРИЛЛ, Том 45, Номер 2, 2011, С. 183-206 ISSN   0090-8290
  • 12 от советского метрополитена. Каталог, Беркли, Калифорния, 1976 г.
  • Творчество под принуждением: от ГУЛАГа к гласности. Каталог, Луисвилл, Кентукки, 1989 г.
  • Солтес, Ори З. III. Искусство, Политика, Литература и религия, Искусство и Холокост. Национальный музей Бнай Брит Клуцник, Вашингтон, округ Колумбия. стр. 6-8
  • Шарлах, Б. Калифорния мечтает. Хадасса, Том 68, номер 4, декабрь 1986 г., стр. 50.
  • Бернштейн, Борис. Рапопортианское пространство. Канадско-американские славянские исследования. Издательство Чарльз Шлакс, том 41, № 2, лето, 2007 г., Калифорния, США, стр. 205–216.
  • Алек Рапопорт. Путешествие художника. Альбом, Галерея Михаила Дунева, Сан-Франциско, 1998. ISBN   0-9661190-0-2
  • Дунев, Михаил. Искусство совести: Картины Алека Рапопорта. ИСКУССТВА, Одиннадцать один, 1999, Нью-Брайтон, Миннесота, США, C.36–37.
  • Джейн Р. Русские художники на ОПТС Арт. Asian Art News, том 5, № 1, январь – февраль 1995 г., Сан-Франциско, Калифорния.
  • Алек Рапопорт. Санкт-Петербург — Сан-Франциско. Каталог, АПОЛЛОН, Санкт-Петербург, 1993 г.
  1. ^ Bowlt, John. Crossroads: Modernism in Ukraine 1910s–1930s. Nashe naslediye , No. 82, Moscow, 2007
  2. ^ От ГУЛАГа до гласности: нонконформистское искусство Советского Союза. Коллекция N&N Dodge. Темза и Гудзон, Нью-Йорк, 1995 год. ISBN   0-500-23709-3
  3. ^ 12 ИЗ СОВЕТСКОГО ПОДЗЕМЛЯ . Каталог. Беркли, Калифорния, 1976 г.
  4. ^ Rapoport, Alek. Nonconformism Endures (Нонконформизм остаётся). St.Petersburg, DEAN, 2003 (in Russian). ISBN   5-93630-215-6 . стр. 173
  5. ^ Новое советское искусство. Венецианская биеннале. Марсилио Эдори, 1977, 10-0463-8.
  6. ^ Алек Рапопорт. Путешествие художника. Альбом, Галерея Михаила Дунева, Сан-Франциско, 1998. ISBN   0-9661190-0-2
  7. ^ Бернштейн, Борис. Рапопортианское пространство. Канадско-американские славистики. Издатель Чарльз Шлакс, Vol. 41, № 2, лето 2007 г., Калифорния, США, стр. 205-216.
  8. ^ Алек Рапопорт. Путешествие художника.
  9. ^ Rapoport, Alek. Nonconformism Endures (Нонконформизм остаётся).
  10. ^ Дунев, Михаил. Искусство совести: Картины Алека Рапопорта. ИСКУССТВА, Одиннадцать один, 1999, Нью-Брайтон, Миннесота, США, стр. 36-37.
  11. ^ Джейн, Р. Русские художники на ОПТС Арт. Новости азиатского искусства, Vol. 5, № 1, январь – февраль 1995 г., Сан-Франциско, Калифорния.
  12. ^ Алек Рапопорт. Санкт-Петербург — Сан-Франциско. Каталог. АПОЛЛОН, Санкт-Петербург, 1993 г.
  13. ^ Левинтов, Александр. Алек Рапопорт и другие. Американская Россия. Москва, Полиграфика, 1999. ISBN   5-93621-001-4 . стр. 209-224.
  14. ^ «Священные вдохновенные иконы» (Пресс-релиз). Дейтон, Огайо: Библиотека Мэриан/Международный институт Марианских исследований, Дейтонский университет . 1997. Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года . Проверено 24 декабря 2012 г.
  15. ^ «Результаты – Объекты поиска – Художественный музей Циммерли» . zimmerli.emuseum.com . Проверено 28 августа 2023 г.
  16. ^ Николетти, Р. (30 октября 1997 г.). «Картины Рапопорта вызывают эмоции» . Герцогская хроника . Архивировано из оригинала 12 мая 2010 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cbcd3d4fb520e8f21ebbc407b5eaa72a__1693243620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/2a/cbcd3d4fb520e8f21ebbc407b5eaa72a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alek Rapoport - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)