Boris Chetkov
![]() |

( 27 октября 1926 — 6 сентября 2010) — русский художник и художник по стеклу , экспрессионизмом Борис Александрович Четков известный своими яркими работами, которые варьируются в разных жанрах, но могут быть свободно связаны с , абстрактным экспрессионизмом и фигуративным экспрессионизмом. Его теории об искусстве и использовании цвета также во многом связывают его с модернизмом и Кандинским, хотя в своей живописи он работал в основном в изоляции от своих сверстников и оставался оторванным от международного художественного сообщества до конца коммунизма . Был членом Санкт-Петербургского Союза Художников .
Несмотря на трудную молодость и почти полное отсутствие признания со стороны художественного истеблишмента Советского Союза , Четков до самой смерти оставался художником-экспериментатором. У него было почти навязчивое желание творить: например, только в начале 1990-х он нарисовал более 400 произведений. И его живописные, и стеклянные работы отличаются запоминающимся, своеобразным и утонченным использованием цвета. [ 1 ] который становился интенсивнее на протяжении трех различных периодов художественного развития.
Работы Четкова можно найти в частных коллекциях по всему миру, а также в Эрмитаже и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Его выставка стала открытием Недели российского искусства в 2013 году.
Жизнь
[ редактировать ]Четков родился в зажиточной крестьянской семье в Новой Ляли Свердловской области в 1926 году. В 1930-е годы его семья была вынуждена отказаться от земли во время коллективизации , и в течение нескольких лет он путешествовал с родителями по различным колхозам и заводам в Урал в поисках работы. В 1942 году в возрасте 16 лет Четков был арестован за «хулиганство» и помещен в систему ГУЛАГа , попав в исправительную колонию под Нижним Тагилом , ту самую, в которой Армин Стромберг . примерно в то же время был похоронен [ 2 ] В 1944 году он был призван в танковый полк русской армии и участвовал в боевых действиях в Латвии во время блокады Курляндской котловины в конце Второй мировой войны .
Четков с детства был талантливым и целеустремленным художником, но формального художественного образования не получил до 1949-1952 годов, когда учился у искусствоведа Владимира Эйферта, бывшего директора ГМИИ , сосланного в Караганду в 1941 году. [ 3 ]
Затем Четков учился в Таврическом художественном училище с 1952/3 по 1954 год, но не окончил его, так как заразился бруцеллезом и чуть не умер, и этот опыт укрепил его решимость стать художником. После выздоровления учился в Московском государственном художественно-промышленном университете имени Строганова (1960–1965), где его преподавал Сергей Герасимов . Он был вынужден покинуть университет после того, как его откровенные взгляды на западное искусство и свободу творчества вызвали гнев членов коммунистической партии. В 1966 году перешёл и окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию .
Четков был главным художником по стеклу Стекольного завода Первого коммунистического добровольческого корпуса 1БВВ (1КДО). [ 4 ] в Малой Вишере в 1967-1979 гг. Четков был очень творческим и страстным художником по стеклу, который развивал продукцию завода и часто экспериментировал с различными отделками и техниками, в том числе венецианскими . Он заявил: «Работа со стеклом завораживает, увлекает, освобождает фантазию; художник становится волшебником, когда создает предмет из бесформенной горячей пасты… Стекло зажгло мою душу и оставило в ней глубокий ожог». .». [ 1 ] Его художественное стекло выставлялось по всему миру, начиная с 1970-х годов, но под эгидой «художника Советского Союза», а не под его собственным именем.
Работает в краске
[ редактировать ]
Большую часть своей творческой жизни Четков рисовал изолированно, поскольку его работы не соответствовали одобренному коммунистами соцреализму . Однако, несмотря на тяжелые ранние переживания и почти полное отсутствие признания, он никогда не терял своей «неудержимой силы духа». [ 5 ] и это проявляется в его картинах, по большей части ярких по палитре и жизненных по исполнению. Он снова и снова возвращался к определенным жанрам: натюрморт , пейзаж , искусство лошадей , абстрактный экспрессионизм , портретная живопись и музыка, постоянно экспериментируя с новыми цветовыми палитрами и средствами массовой информации. На Четкова также повлияла ностальгия по впечатлениям раннего детства на ферме деда, он часто возвращался к идеализированной, досталинской версии деревенской жизни в стекольных работах, в своих жанровых и пейзажных картинах.
В молодости Четков экспериментировал с модернистскими темами, техниками и материалами, определяя свой собственный стиль и визуальный лексикон. Придя на стекольный завод 1КДО в 1967 году, работа с цветом в стекле оказала глубокое влияние на его живопись, и Четков стал одержимо творить. Он разработал богатую цветовую палитру и стеклянный стиль нанесения, благодаря которым его картины «светятся», как будто освещенные изнутри, а не от внешнего источника света. Он также применял живописные техники к изготовлению стекла, передавая два носителя туда и обратно. Именно в это время Четков написал большинство своих портретов.
Покинув фабрику в 1979 году, снова из-за проблем с Коммунистической партией, Четков пережил период эмоциональных трудностей, когда его творческие способности резко снизились, а его цветовая гамма стала заметно более тусклой. Примерно с 1987 года, чему способствовал распад Советского Союза в 1989 году, он снова взорвался в творчестве, написав около 400 произведений в начале 1990-х годов, включая множество абстрактных работ. Его работы того времени демонстрируют мастерское использование высоких тонов. [ 6 ]

Примерно с 1995 года живописные работы Четкова стали известны за пределами России. У него были персональные выставки в Германии, России и США, а также он участвовал в групповых выставках в Австралии, Японии и Китае. Совсем недавно его посмертная персональная выставка в Великобритании стала также выставкой-открытием Russian Art Week 2013. [ 7 ]
Четков был другом Эрнста Фукса , который восхищался его художественным стеклом и поощрял Четкова продвигать свои картины как «Фантастический реализм» . Историк искусства Ирина Георгиевна Михайлова считала его основоположником петербургской школы фантастического реализма и написала о художнике монографию. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Borovsky, Alexander (2006). Boris Chetkov: Across All Barriers . Pushkin Group. ISBN 0-9766949-2-1 .
- ^ Комптон, Р.; Кабакаев А; Ставперт, М; Уайлдгуз, Г; Захарова, Е (2011). А. Г. Стромберг: учёный первого класса, гражданин второго сорта . Издательство Имперского колледжа. ISBN 978-1-84816-675-2 .
- ↑ Москва Таймс , Искусство из страны советских изгнанников , 12 октября 1995 г.
- ^ Lib Info , ГОП Стекольный завод имени 1 КДО , 16 October 2014
- ^ Borovsky, Alexander (2006). Boris Chetkov: Portraitist . Pushkin Group. ISBN 0-9766949-3-Х .
- ↑ Художественный институт Хоффмана , Цвет, свет и свобода творчества. Архивировано 22 декабря 2014 г., в Wayback Machine , 22 декабря 2014 г.
- ↑ Huffington Post , Первая британская выставка Бориса Четкова откроет Неделю русского искусства в Лондоне , 29 октября 2013 г.
- ^ Михайлова, Ирина (2005). Философско-методологический анализ фантастического реализма (на примере творчества Бориса Четкова) . Санкт-Петербург: Б&К. ISBN 5854740427 . OCLC 64585976 . Проверено 16 октября 2014 г.