Эксцентризм
Эксцентризм — авангардное художественное движение в Советском Союзе, действовавшее в 1920-е годы. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В начале 1920-х годов это было движение в театре, связанное с фабрикой эксцентричного актера (ФЭКС), которое отказалось от традиционной театральной игры в пользу современного и физического представления, включающего шокирующие трюки, заимствованные из цирка и других популярных развлечений. . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В конце 20-х годов из театрального кружка возникла школа эксцентристского кино. Сергей Эйзенштейн некоторое время был связан с этим движением.
Эксцентризм в театре
[ редактировать ]В русском языке слово эксцентрик употреблялось как художественный термин для артистов цирка, имея в виду трюки, исполняемые для зрителей. театральную мастерскую «Фабрику эксцентрического актера» (ФЭКС) В 1921 году молодые режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Сергей Юткевич и Григорий Крыжицкий основали в Петрограде . Это была одна из множества групп художников-авангардистов, расцветавших в этот период, которые пытались ответить на более быстрые темпы современности в рамках возможностей, возникших после революции 1917 года. ФЭКС, в частности, выступал за «нелогичный стиль исполнения, основанный на телесности цирковых трюков», а также на популярности американского кино того периода, такого как Чарли Чаплин. [ 7 ]
В декабрьском 1921 года манифесте эксцентрического театра «Эксцентризм» говорилось: «1) для актера — от эмоции к машине, от надрыва к трюку. Техника — цирк…. 2) для режиссёра — максимум аппаратов, рекордное количество изобретений, турбина ритмов. 3) для драматурга — сочинителя трюков. 4) для художника — оформление в прыжках». [ 8 ] В истинно футуристической манере манифест требовал отказа от старой культуры и раздавался на улицах Петербурга.
В книге « Новые миры, русское искусство и общество » Дэвид Эллиотт утверждает, что «эксцентризм был логическим развитием алогической мысли футуристов. Художники вносили в свои работы абсурдные элементы или разрывы логики, чтобы реструктурировать и переориентировать реальность». [ 9 ] В июле 1922 года основные участники ФЭКС расширили манифест эксцентристов и назвали в качестве родителей движения уличную лексику, цирковые плакаты, негритянские джаз-бэнды, кино, мюзик-холл, цирк и бокс. Ключом к эксцентризму в действии был «синтез движений: акробатических, гимнастических, балетных, конструктивно-механических», чтобы дать «ОСНОВНОЙ ТЕМП эпохи». [ 10 ]
Лишь в сентябре 1922 года ФЭКС поставила свой первый публичный спектакль, основанный на мотивах « Женитьбы» Николая Гоголя , но под названием «Женитьба (не по Гоголю): Трюк в трёх действиях». [ 11 ] Афиша обещала: «Эксцентризм представляет: оперетту, мелодраму, фарс, кино, цирк, эстраду, кукольный театр в одном спектакле!» По отзывам современников, двух главных героев, учёных Альберта и Эйнштейна, «сыграли цирковые чудаки Серж и Таурек», «к полнейшему удовольствию зрителей». «Эксцентризм был принципом организации всего спектакля», к актерам которого присоединились танцор и толпа демонстрантов. [ 11 ]
В «Будущем ФЭКС» 1923 года Сергей Радлов объявил, что с этого сезона «ФЭКС продолжит работу как самостоятельная студия в составе Петропрокеткульта». [ 12 ] Петроградская манифестация новой советской федерации Пролеткульта, посвященная революционному эстетическому производству рабочего класса. Именно в этой форме группа создала книгу « Внешняя торговля на Эйфелевой башне» под влиянием Кокто (1923). К тому времени в состав группы входили известные театральные деятели, такие как С. Г. Мартинсон, Ф. Ф. Кнорре, а также танцовщица и актриса немого кино З. Тарховская.
Несмотря на заявленные связи с цирком, сочувствующий критик Владимир Недоброво писал в 1928 году, что «эксцентризм ФЭКС - это не то же самое, что эксцентризм мюзик-холла» и направлен на раскрытие неестественного восприятия через «затрудненную форму». и «отчуждение предмета» от его автоматического состояния — видение, в чем-то обязанное русской формалистической поэтике. [ 13 ] Юткевич пошел еще дальше и заявил, что «целью является окончательное разрушение буржуазного мира». [ 13 ]
Молодой Серги Эйзенштейн (тогда связанный с более механизированной эстетикой актерской мастерской Мейерхольда) был представлен ФЭКС Сергием Юткевичем в 1922 году. Он находился под ее сильным влиянием, когда поставил свою первую крупную работу для театра « Монтаж аттракционов» (1923). ), и работал с Третьяковым над «Мудрцем» , показанным в Московском театре Пролеткульта в 1923 году. [ 7 ] [ 14 ] В то время как ФЭКС считала, что кино Чаплина оказало влияние на их театр, а Эйзенштейн находился под влиянием театра ФЭКС в своих более поздних фильмах, оба старались отличить методы художественного кино от методов театра, в отличие от Мейерхольда, который стремился объединить свои стили. Виктор Шкловский писал о невозможных, неожиданных и «эксцентричных» эффектах в фильме Эйзенштейна 1925 года «Забастовка». [ 15 ]
Эксцентризм в кино
[ редактировать ]На базе театра ФЭКС формировалась новая киногруппа. [ 10 ] Их заботил не просто «выбор памятных моментов», по выражению современного российского критика-формалиста Виктора Шкловского, а «новая, неавтоматическая связь между ними». Это соответствовало идеям Эйзенштейна о «монтаже притяжения». Мотивацию этого резюмировал Шкловский в 1928 году: «Эксцентризм — это борьба с однообразием жизни, отказ от традиционного ее понимания и подачи». [ 16 ]
Однако вскоре Эйзенштейн порвал с эксцентризмом и теоретизировал свое понятие «притяжения» в театре и кино как включающее, но выходящее за рамки самих по себе «трюков» и «трюков», в пользу структуры, основанной на идеологическом подходе. реакции аудитории. [ 17 ] Дзига Вертов также должен был выйти за рамки эксцентризма в своем творчестве, заявив в своей «Фабрике фактов» 1926 года, что кино должно быть «не ФЭКС (Ленинградская фабрика эксцентричного актера) и не «фабрикой аттракционов» Эйзенштейна», а «не фабрика фактов». [ 18 ]
С 1924 по 1929 год ФЭКС снял пять фильмов под лозунгом эксцентризма. [ 19 ] На данный момент Неделя советского кино сообщила, что коллектив ФЭКС состоит из двадцати пяти членов, включая Леонида Трауберга и Григория Козинцева в качестве сорежиссеров, венгерского коммуниста Евгения Энея в качестве художественного руководителя и важного дополнения Андрея Москвина в качестве оператора/оператора. [ 20 ] Их фильмы славились преувеличенными движениями тела, комедийной игрой и экстравертной психологией персонажей. [ 21 ] Первым фильмом ФЭКС стали « Похождения Октябрина » 1924 года — агитационный спектакль с участием фарса-злодея и сцены погони, происходящий в куполе Петроградского Исаакиевского собора. [ 13 ] [ 22 ] Сочетание комедийного развлечения и пропаганды в фильме получило положительную реакцию зрителей и критиков, но «оно ознаменовало конец страсти ФЭКС к причудливому как к самодостаточной художественной цели». [ 23 ]
В следующем фильме «Чертово колесо» («Колесо дьявола», 1926) любовная сцена разворачивается на холме перед ярмаркой. [ 13 ] Козинцев охарактеризовал их фильм как основанный на идее о том, что «все должно быть активно». [ 19 ] Хотя фон популярной ярмарки заманчив и отражает дух манифеста ФЭКС, в фильме карнавал рассматривается как отдых от более серьезных большевистских усилий по построению нового мира, и поэтому его можно рассматривать как идеологическую самокритику предыдущие увлечения ФЭКС. [ 19 ]
То же самое можно сказать и о фильме «СВД» 1927 года, где персонаж-трикстер выступал в сюжете как контрреволюционный плохой персонаж, ставящий под сомнение четкое отождествление эстетики ФЭКС с эксцентричным клоуном. [ 24 ]
В этих фильмах технология рассматривалась как сторона прогрессивного модернизма , но в последнем фильме ФЭКС, «Новом Вавилоне» 1929 года , рассказывающем о восстании и подавлении Парижской Коммуны , на первый план выходят безличные машины в виде оружия. сторона угнетения. По форме острый фокус « Похождения Октябрина» уступил место диффузной кинематографии с использованием дыма, диффузионных дисков или вазелина на объективе. Изменение отношения к эстетике машин происходит параллельно с вырождением русской революции, и фильм получил негативную оценку критиков. [ 13 ] [ 23 ]
Упадок эксцентризма
[ редактировать ]В своем развитии на основе манифеста 1921 года эксцентризм столкнулся со многими перекрестками; эстетические традиции народного театра и нового кино; немое и звуковое кино, авангардные эксперименты и социалистический реализм — все это в рамках быстро меняющихся представлений о роли искусства 20-х годов. [ 25 ] К 1928 году кинопроизводство фактически оказалось под контролем государства, а советское правительство все больше находилось под бюрократическим контролем Иосифа Сталина. Эксцентризм, как и многие ранние советские авангардные движения, не смог пережить переход к спонсируемому государством «социалистическому реализму». В конце 1940-х — начале 1950-х годов Григорий Козинцев, один из основателей театра ФЭКС, перешедший в кинопроизводство ФЭКС, поставил более традиционные постановки Шекспира в Театре имени Пушкина в Ленинграде (бывший Петроград). Позже он снял фильмы «Дон Кихот» (1957) и «Гамлет» (1964). [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Тейлор (30 октября 2008 г.). Политика советского кино 1917-1929 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 145–9. ISBN 978-0-521-08855-8 .
- ^ Дениз Дж. Янгблад (1991). Советское кино в эпоху немого кино, 1918–1935 . Издательство Техасского университета. стр. 11, 96. ISBN. 978-0-292-77645-6 .
- ^ Энни ван ден Овер (2010). Остраннение: О «странности» и движущемся изображении: история, рецепция и актуальность понятия . Издательство Амстердамского университета. стр. 89–96. ISBN 978-90-8964-079-6 .
- ^ Запись «Эксцентризм» в Оксфордской энциклопедии театра и перформанса , Oxford University Press, 2005.
- ^ Юстус Ниланд (2008). Чувствовать себя современно: эксцентричность общественной жизни . Издательство Университета Иллинойса. стр. 24, 66–93. ISBN 978-0-252-07546-9 .
- ^ Ян Кристи; профессор Ричард Тейлор; Ричард Тейлор (12 октября 2012 г.). Кинофабрика: российское и советское кино в документах 1896-1939 гг . Рутледж. стр. 17, 58–64, 311. ISBN. 978-1-135-08251-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Ниланд, Юстус (2008). Чувствовать себя современно: эксцентричность общественной жизни . Издательство Университета Иллинойса. страница 6.
- ^ Grigory Kozintsev, Leonid Trauberg, Sergi Yutkevich, and Gregory Kryzhitsky, "Ekstsentrism," 1922, reprinted in Тейлор, Ричард; Кристи, Ян, ред. (1988). Кинофабрика: российское и советское кино в документах 1896-1939 гг . Рутледж.
- ^ Эллиот, Дэвид (1986). Новые миры, русское искусство и общество 1900-1937 гг . Риццоли. п. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор, Ричард; Кристи, Ян, ред. (1988). Кинофабрика: российское и советское кино в документах 1896-1939 гг . Рутледж.
- ^ Перейти обратно: а б с Сенекик, Лоуренс; Островский, Сергей, ред. (2014). Советский театр: Документальная история . Издательство Йельского университета.
- ^ Сергей Радлов, «Будущее ФЭКС» Театр 3 (1923), цитируется по Сенекику и Островскому (ред.), с. 190.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тейлор, Ричард (1979). Политика советского кино, 1917-1929 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521088558 .
- ^ Эллиот, Дэвид (1986). Новые миры, русское искусство и общество 1900-1937 гг . Риццоли. п. 100.
- ↑ Шкловский Виктор, «Забастовка» (1922) в Кристи, Ян; Джиллетт, Джон, ред. (1978). Футуризм/Формализм/ФЭКС: Эксцентризм и советское кино, 1918-36 . Британский институт кино. стр. 31–35.
- ^ ван ден Овер, Энни (2010). Остраннение: О «странности» и движущемся изображении . Издательство Амстердамского университета. п. 96.
- ^ Сержи Эйзенштейн, «Монтаж аттракционов» в LEF no. 3, 1923 г., переведено и перепечатано в журнале Taylor and Christie, стр. 87-89.
- ^ Дзига Вертов, «Фабрика фактов» (1926), переведено и перепечатано в журнале Taylor and Christie, стр. 150–151.
- ^ Перейти обратно: а б с Виддис, Эмма, «Исследовать или завоевывать?: О советской культурной революции», в книге Евгения Добренко и Эрика Наймана (редактор), « Пейзаж сталинизма: искусство и идеология советского пространства» , U Washington Press, 2003, стр.222.
- ^ Янгблад, Дениз Дж (1991). Советское кино в эпоху немого кино . Университет Техаса Пресс. п. 94.
- ^ Боймерс, Биргит (2016). Спутник российского кино . Уайли Блэквелл. п. 6.
- ^ "Pokhozhdeniya Oktyabriny" . Internet Movie Database .
- ^ Перейти обратно: а б Кавендиш, Филип (2013). Мужчины с киноаппаратом: Поэтика визуального стиля в советском авангардном кино 1920-х годов . Книги Бергана.
- ^ Корриган, Мария (2017). «Противник эксцентризма: знак, обманщик и конец ФЭКС». Исследования российского и советского кино . 11 (3): 180–197. дои : 10.1080/17503132.2017.1366058 . S2CID 194537632 .
- ^ Корриган, Марина Наташа, (2015) «Советский эксцентризм: кан-кан на канате логики», диссертация в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре.