Jump to content

Эксцентризм

(Перенаправлено с Эксцентриста )

Эксцентризм авангардное художественное движение в Советском Союзе, действовавшее в 1920-е годы. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В начале 1920-х годов это было движение в театре, связанное с фабрикой эксцентричного актера [ Викиданные ] (ФЭКС), которое отказалось от традиционной театральной игры в пользу современного и физического представления, включающего шокирующие трюки, заимствованные из цирка и других популярных развлечений. . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В конце 20-х годов из театрального кружка возникла школа эксцентристского кино. Сергей Эйзенштейн некоторое время был связан с этим движением.

Эксцентризм в театре

[ редактировать ]

В русском языке слово эксцентрик употреблялось как художественный термин для артистов цирка, имея в виду трюки, исполняемые для зрителей. театральную мастерскую «Фабрику эксцентрического актера» (ФЭКС) В 1921 году молодые режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Сергей Юткевич и Григорий Крыжицкий основали в Петрограде . Это была одна из множества групп художников-авангардистов, расцветавших в этот период, которые пытались ответить на более быстрые темпы современности в рамках возможностей, возникших после революции 1917 года. ФЭКС, в частности, выступал за «нелогичный стиль исполнения, основанный на телесности цирковых трюков», а также на популярности американского кино того периода, такого как Чарли Чаплин. [ 7 ]

В декабрьском 1921 года манифесте эксцентрического театра «Эксцентризм» говорилось: «1) для актера — от эмоции к машине, от надрыва к трюку. Техника — цирк…. 2) для режиссёра — максимум аппаратов, рекордное количество изобретений, турбина ритмов. 3) для драматурга — сочинителя трюков. 4) для художника — оформление в прыжках». [ 8 ] В истинно футуристической манере манифест требовал отказа от старой культуры и раздавался на улицах Петербурга.

В книге « Новые миры, русское искусство и общество » Дэвид Эллиотт утверждает, что «эксцентризм был логическим развитием алогической мысли футуристов. Художники вносили в свои работы абсурдные элементы или разрывы логики, чтобы реструктурировать и переориентировать реальность». [ 9 ] В июле 1922 года основные участники ФЭКС расширили манифест эксцентристов и назвали в качестве родителей движения уличную лексику, цирковые плакаты, негритянские джаз-бэнды, кино, мюзик-холл, цирк и бокс. Ключом к эксцентризму в действии был «синтез движений: акробатических, гимнастических, балетных, конструктивно-механических», чтобы дать «ОСНОВНОЙ ТЕМП эпохи». [ 10 ]

Лишь в сентябре 1922 года ФЭКС поставила свой первый публичный спектакль, основанный на мотивах « Женитьбы» Николая Гоголя , но под названием «Женитьба (не по Гоголю): Трюк в трёх действиях». [ 11 ] Афиша обещала: «Эксцентризм представляет: оперетту, мелодраму, фарс, кино, цирк, эстраду, кукольный театр в одном спектакле!» По отзывам современников, двух главных героев, учёных Альберта и Эйнштейна, «сыграли цирковые чудаки Серж и Таурек», «к полнейшему удовольствию зрителей». «Эксцентризм был принципом организации всего спектакля», к актерам которого присоединились танцор и толпа демонстрантов. [ 11 ]

В «Будущем ФЭКС» 1923 года Сергей Радлов объявил, что с этого сезона «ФЭКС продолжит работу как самостоятельная студия в составе Петропрокеткульта». [ 12 ] Петроградская манифестация новой советской федерации Пролеткульта, посвященная революционному эстетическому производству рабочего класса. Именно в этой форме группа создала книгу « Внешняя торговля на Эйфелевой башне» под влиянием Кокто (1923). К тому времени в состав группы входили известные театральные деятели, такие как С. Г. Мартинсон, Ф. Ф. Кнорре, а также танцовщица и актриса немого кино З. Тарховская.

Несмотря на заявленные связи с цирком, сочувствующий критик Владимир Недоброво писал в 1928 году, что «эксцентризм ФЭКС - это не то же самое, что эксцентризм мюзик-холла» и направлен на раскрытие неестественного восприятия через «затрудненную форму». и «отчуждение предмета» от его автоматического состояния — видение, в чем-то обязанное русской формалистической поэтике. [ 13 ] Юткевич пошел еще дальше и заявил, что «целью является окончательное разрушение буржуазного мира». [ 13 ]

Молодой Серги Эйзенштейн (тогда связанный с более механизированной эстетикой актерской мастерской Мейерхольда) был представлен ФЭКС Сергием Юткевичем в 1922 году. Он находился под ее сильным влиянием, когда поставил свою первую крупную работу для театра « Монтаж аттракционов» (1923). ), и работал с Третьяковым над «Мудрцем» , показанным в Московском театре Пролеткульта в 1923 году. [ 7 ] [ 14 ] В то время как ФЭКС считала, что кино Чаплина оказало влияние на их театр, а Эйзенштейн находился под влиянием театра ФЭКС в своих более поздних фильмах, оба старались отличить методы художественного кино от методов театра, в отличие от Мейерхольда, который стремился объединить свои стили. Виктор Шкловский писал о невозможных, неожиданных и «эксцентричных» эффектах в фильме Эйзенштейна 1925 года «Забастовка». [ 15 ]

Эксцентризм в кино

[ редактировать ]

На базе театра ФЭКС формировалась новая киногруппа. [ 10 ] Их заботил не просто «выбор памятных моментов», по выражению современного российского критика-формалиста Виктора Шкловского, а «новая, неавтоматическая связь между ними». Это соответствовало идеям Эйзенштейна о «монтаже притяжения». Мотивацию этого резюмировал Шкловский в 1928 году: «Эксцентризм — это борьба с однообразием жизни, отказ от традиционного ее понимания и подачи». [ 16 ]

Однако вскоре Эйзенштейн порвал с эксцентризмом и теоретизировал свое понятие «притяжения» в театре и кино как включающее, но выходящее за рамки самих по себе «трюков» и «трюков», в пользу структуры, основанной на идеологическом подходе. реакции аудитории. [ 17 ] Дзига Вертов также должен был выйти за рамки эксцентризма в своем творчестве, заявив в своей «Фабрике фактов» 1926 года, что кино должно быть «не ФЭКС (Ленинградская фабрика эксцентричного актера) и не «фабрикой аттракционов» Эйзенштейна», а «не фабрика фактов». [ 18 ]

С 1924 по 1929 год ФЭКС снял пять фильмов под лозунгом эксцентризма. [ 19 ] На данный момент Неделя советского кино сообщила, что коллектив ФЭКС состоит из двадцати пяти членов, включая Леонида Трауберга и Григория Козинцева в качестве сорежиссеров, венгерского коммуниста Евгения Энея в качестве художественного руководителя и важного дополнения Андрея Москвина в качестве оператора/оператора. [ 20 ] Их фильмы славились преувеличенными движениями тела, комедийной игрой и экстравертной психологией персонажей. [ 21 ] Первым фильмом ФЭКС стали « Похождения Октябрина » 1924 года — агитационный спектакль с участием фарса-злодея и сцены погони, происходящий в куполе Петроградского Исаакиевского собора. [ 13 ] [ 22 ] Сочетание комедийного развлечения и пропаганды в фильме получило положительную реакцию зрителей и критиков, но «оно ознаменовало конец страсти ФЭКС к причудливому как к самодостаточной художественной цели». [ 23 ]

В следующем фильме «Чертово колесо» («Колесо дьявола», 1926) любовная сцена разворачивается на холме перед ярмаркой. [ 13 ] Козинцев охарактеризовал их фильм как основанный на идее о том, что «все должно быть активно». [ 19 ] Хотя фон популярной ярмарки заманчив и отражает дух манифеста ФЭКС, в фильме карнавал рассматривается как отдых от более серьезных большевистских усилий по построению нового мира, и поэтому его можно рассматривать как идеологическую самокритику предыдущие увлечения ФЭКС. [ 19 ]

То же самое можно сказать и о фильме «СВД» 1927 года, где персонаж-трикстер выступал в сюжете как контрреволюционный плохой персонаж, ставящий под сомнение четкое отождествление эстетики ФЭКС с эксцентричным клоуном. [ 24 ]

В этих фильмах технология рассматривалась как сторона прогрессивного модернизма , но в последнем фильме ФЭКС, «Новом Вавилоне» 1929 года , рассказывающем о восстании и подавлении Парижской Коммуны , на первый план выходят безличные машины в виде оружия. сторона угнетения. По форме острый фокус « Похождения Октябрина» уступил место диффузной кинематографии с использованием дыма, диффузионных дисков или вазелина на объективе. Изменение отношения к эстетике машин происходит параллельно с вырождением русской революции, и фильм получил негативную оценку критиков. [ 13 ] [ 23 ]

Упадок эксцентризма

[ редактировать ]

В своем развитии на основе манифеста 1921 года эксцентризм столкнулся со многими перекрестками; эстетические традиции народного театра и нового кино; немое и звуковое кино, авангардные эксперименты и социалистический реализм — все это в рамках быстро меняющихся представлений о роли искусства 20-х годов. [ 25 ] К 1928 году кинопроизводство фактически оказалось под контролем государства, а советское правительство все больше находилось под бюрократическим контролем Иосифа Сталина. Эксцентризм, как и многие ранние советские авангардные движения, не смог пережить переход к спонсируемому государством «социалистическому реализму». В конце 1940-х — начале 1950-х годов Григорий Козинцев, один из основателей театра ФЭКС, перешедший в кинопроизводство ФЭКС, поставил более традиционные постановки Шекспира в Театре имени Пушкина в Ленинграде (бывший Петроград). Позже он снял фильмы «Дон Кихот» (1957) и «Гамлет» (1964). [ 11 ]

  1. ^ Ричард Тейлор (30 октября 2008 г.). Политика советского кино 1917-1929 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 145–9. ISBN  978-0-521-08855-8 .
  2. ^ Дениз Дж. Янгблад (1991). Советское кино в эпоху немого кино, 1918–1935 . Издательство Техасского университета. стр. 11, 96. ISBN.  978-0-292-77645-6 .
  3. ^ Энни ван ден Овер (2010). Остраннение: О «странности» и движущемся изображении: история, рецепция и актуальность понятия . Издательство Амстердамского университета. стр. 89–96. ISBN  978-90-8964-079-6 .
  4. ^ Запись «Эксцентризм» в Оксфордской энциклопедии театра и перформанса , Oxford University Press, 2005.
  5. ^ Юстус Ниланд (2008). Чувствовать себя современно: эксцентричность общественной жизни . Издательство Университета Иллинойса. стр. 24, 66–93. ISBN  978-0-252-07546-9 .
  6. ^ Ян Кристи; профессор Ричард Тейлор; Ричард Тейлор (12 октября 2012 г.). Кинофабрика: российское и советское кино в документах 1896-1939 гг . Рутледж. стр. 17, 58–64, 311. ISBN.  978-1-135-08251-2 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Ниланд, Юстус (2008). Чувствовать себя современно: эксцентричность общественной жизни . Издательство Университета Иллинойса. страница 6.
  8. ^ Grigory Kozintsev, Leonid Trauberg, Sergi Yutkevich, and Gregory Kryzhitsky, "Ekstsentrism," 1922, reprinted in Тейлор, Ричард; Кристи, Ян, ред. (1988). Кинофабрика: российское и советское кино в документах 1896-1939 гг . Рутледж.
  9. ^ Эллиот, Дэвид (1986). Новые миры, русское искусство и общество 1900-1937 гг . Риццоли. п. 100.
  10. ^ Перейти обратно: а б Тейлор, Ричард; Кристи, Ян, ред. (1988). Кинофабрика: российское и советское кино в документах 1896-1939 гг . Рутледж.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Сенекик, Лоуренс; Островский, Сергей, ред. (2014). Советский театр: Документальная история . Издательство Йельского университета.
  12. ^ Сергей Радлов, «Будущее ФЭКС» Театр 3 (1923), цитируется по Сенекику и Островскому (ред.), с. 190.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Тейлор, Ричард (1979). Политика советского кино, 1917-1929 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521088558 .
  14. ^ Эллиот, Дэвид (1986). Новые миры, русское искусство и общество 1900-1937 гг . Риццоли. п. 100.
  15. Шкловский Виктор, «Забастовка» (1922) в Кристи, Ян; Джиллетт, Джон, ред. (1978). Футуризм/Формализм/ФЭКС: Эксцентризм и советское кино, 1918-36 . Британский институт кино. стр. 31–35.
  16. ^ ван ден Овер, Энни (2010). Остраннение: О «странности» и движущемся изображении . Издательство Амстердамского университета. п. 96.
  17. ^ Сержи Эйзенштейн, «Монтаж аттракционов» в LEF no. 3, 1923 г., переведено и перепечатано в журнале Taylor and Christie, стр. 87-89.
  18. ^ Дзига Вертов, «Фабрика фактов» (1926), переведено и перепечатано в журнале Taylor and Christie, стр. 150–151.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Виддис, Эмма, «Исследовать или завоевывать?: О советской культурной революции», в книге Евгения Добренко и Эрика Наймана (редактор), « Пейзаж сталинизма: искусство и идеология советского пространства» , U Washington Press, 2003, стр.222.
  20. ^ Янгблад, Дениз Дж (1991). Советское кино в эпоху немого кино . Университет Техаса Пресс. п. 94.
  21. ^ Боймерс, Биргит (2016). Спутник российского кино . Уайли Блэквелл. п. 6.
  22. ^ "Pokhozhdeniya Oktyabriny" . Internet Movie Database .
  23. ^ Перейти обратно: а б Кавендиш, Филип (2013). Мужчины с киноаппаратом: Поэтика визуального стиля в советском авангардном кино 1920-х годов . Книги Бергана.
  24. ^ Корриган, Мария (2017). «Противник эксцентризма: знак, обманщик и конец ФЭКС». Исследования российского и советского кино . 11 (3): 180–197. дои : 10.1080/17503132.2017.1366058 . S2CID   194537632 .
  25. ^ Корриган, Марина Наташа, (2015) «Советский эксцентризм: кан-кан на канате логики», диссертация в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5c9e4574417619d1a57a60f97a19a35__1723258380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/35/a5c9e4574417619d1a57a60f97a19a35.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eccentrism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)