Карлос Мерида
Карлос Мерида | |
---|---|
![]() Карлос Мерида, ок. 1950 / Флоренс Аркен, фотограф. Документы Флоренс Аркин, Архив американского искусства , Смитсоновский институт. | |
Рожденный | |
Умер | 21 декабря 1985 г. | ( 94 года
Известный | Живопись , Рисунок , Эстамп , Литография |
Заметная работа | Лето (1981) Мэр Альмолонги (1919 г.) Узкая дверь (1936 г.) |
Движение | Кубизм |
Карлос Мерида (2 декабря 1891 – 21 декабря 1985) был гватемальским художником , который был одним из первых, кто соединил европейскую современную живопись с латиноамериканскими темами, особенно с теми, которые связаны с Гватемалой и Мексикой. Он был частью мексиканского движения мурализма по тематике, но в меньшей степени по стилю, отдавая предпочтение нефигуративному, а затем и геометрическому стилю, а не фигуративному, повествовательному стилю. Мерида наиболее известна своими холстами и фресками, включая такие элементы, как стеклянная и керамическая мозаика на крупных сооружениях 1950-х и 1960-х годов. Одна из его главных работ площадью 4000 м2 в жилом комплексе Бенито Хуарес была полностью разрушена землетрясением в Мехико в 1985 году , но памятник ей существует в другом комплексе на юге города.
Жизнь
[ редактировать ]Карлос Мерида родился Карлос Сантьяго Ортега в городе Гватемала в семье Серапио Сантьяго Мериды и Гваделупе Ортеги Барнойя. Позже он изменил свое имя, так как считал его более звучным. Его братья и дети позже также взяли имя Мерида. [ 1 ] [ 2 ] У него было смешанное испано- майя-кише наследие, которое он пропагандировал на протяжении всей своей жизни. [ 3 ] [ 4 ]
В детстве Мерида брал уроки музыки и искусства, и его первой страстью была музыка, которая привела к урокам игры на фортепиано. [ 1 ] [ 5 ]
С 1907 по 1909 год семья переехала жить в небольшой городок Альмолонга в департаменте Кесальтенанго в Гватемале, откуда они были родом. Здесь он продолжил уроки музыки и искусства. [ 3 ] [ 6 ]
В 15 лет из-за порока развития уха он потерял часть слуха, поэтому отец направил его к рисованию. [ 1 ] [ 3 ] Он чувствовал себя «побежденным» музыкой, но считал искусство приемлемой заменой. [ 1 ] После того, как он окончил среднюю школу и семья вернулась в Гватемалу, он поступил в профессиональное училище под названием Instituto de Artes y Oficios, а затем в Instituto de Ciencias y Letras. [ 7 ] Здесь он начал иметь репутацию авангарда. [ 2 ]
В 1919 году он женился на Далиле Гальвес, от которой у него родились две дочери, Альма и Ана. Она была из богатой семьи и понимала стремления Мериды, хотя у ее родителей были сомнения по поводу брака. Она умерла за десять лет до него, в 1974 году. [ 1 ] [ 5 ]
Первая поездка Мериды в Соединенные Штаты состоялась в 1917 году, где он встретил писателя Хосе Хуана Табладу . [ 8 ] За свою жизнь Мерида совершил несколько поездок в Европу, чтобы изучать искусство, работать художником и дипломатом. Его ранние поездки в 1920-е и 1930-е годы позволили ему познакомиться как с авангардными движениями в Европе, так и с известными латиноамериканскими художниками, особенно из Мексики. Последняя его поездка состоялась в 1950-х годах. [ 1 ] [ 3 ]
В 1963 году он подарил холсты, графические произведения и эскизы фресок Национальному автономному университету Мексики . [ 9 ]
Мерида была одним из многих художников, таких как Диего Ривера и Херардо Мурильо , которые взяли на себя обязательство продвигать ремесла и народное искусство Мексики и Центральной Америки, проявляя особый интерес к ремеслам и народному искусству Гватемалы, часто используя текстиль или элементы майя в своем декоре. его произведения. [ 3 ] [ 5 ] Он умер в Мехико в возрасте 94 лет 21 декабря 1985 года. [ 8 ]
Карьера
[ редактировать ]Художественная карьера Мериды началась, когда он был еще подростком. Переезд его семьи обратно в Гватемалу позволил ему познакомиться с различными художниками и интеллектуалами. В девятнадцать лет он обратился к каталонскому художнику и писателю Хайме Сабартесу , который помог Мериде организовать его первую индивидуальную выставку в офисе газеты El Economista в Гватемале в 1910 году. [ 1 ] [ 5 ]
Поскольку в Гватемале у художников было мало возможностей, в 1910 году Мерида отправилась в Париж с другом по имени Карлос Валенти на немецком грузовом корабле. [ 1 ] [ 3 ] С тех пор и до 1914 года он жил и работал в Париже и объездил большую часть Европы. Это позволило ему познакомиться с европейскими художниками-авангардистами, такими как Ван Даген, Амедео Модильяни , Пабло Пикассо и Пит Мондриан, а также с латиноамериканскими художниками, обучавшимися в Европе, такими как Диего Ривера , Хорхе Энсизо , Анхель Саррага и доктор Атл . [ 1 ] [ 3 ] Он выставлял свои работы на таких площадках, как Независимый салон и Галерея Жиру в Париже. [ 8 ] По неизвестным причинам его спутник покончил жизнь самоубийством в своей студии, что глубоко повлияло на Мериду, и она временно потеряла интерес к искусству. Преодолеть это ему помог Роберто Монтенегро . [ 1 ]
В 1914 году Мерида вернулся в Гватемалу и увидел свою страну в другом свете, увлекшись фольклором. разнообразие. Его вторая выставка в Гватемале состоялась в здании Розенталя в 1915 году и положила начало современной живописи в Гватемале. [ 3 ] [ 5 ] Время, проведенное с мексиканскими художниками в Европе, побудило его поехать в Мексику в 1919 году, когда боевые действия Мексиканской революции закончились, но беспорядки все еще существовали. [ 1 ] Он прибыл в страну за год до возвращения Диего Риверы из Европы. [ 10 ]
Мерида известна как станковыми, так и фресковыми работами. Его первая выставка в Мексике состоялась в 1920 году в Национальной школе изящных искусств. В том же году он выставлялся в США в Латиноамериканском обществе Нью-Йорка . [ 6 ] [ 8 ] Он участвовал в коллективной выставке под названием «Выставка независимых художников» в Нью-Йорке в 1922 году и индивидуально выставлялся в Национальной академии изящных искусств в Гватемале и галерее Валентина Дудезинга в Нью-Йорке в 1926 году. [ 3 ] В 1930-х и 1940-х годах репутация мексиканской живописи росла; однако Мериде все еще нужно было работать, чтобы продать свои картины. Одной из причин этого было то, что его работы отличались от работ мексиканских монументалистов и часто не были хорошо приняты критиками. С 1928 по 1948 год Мерида провела сорок пять выставок в США и восемнадцать в Мексике. [ 1 ] В их число входили выставка с Руфино Тамайо в Центре искусств Нью-Йорка (1930), галереях Джона Беккера и Валентайна в Нью-Йорке (1930), Клубе писателей Мексики и Галерее Посада в Мехико (1931), Стедале Gallery и Галерея Стэнли Роуз в Лос-Анджелесе, Галерея East West в Сан-Франциско, Дворец изящных искусств и Жоржетта Пасседуа и Галереи Кюхница в Нью-Йорке (1939–1940), а также Международная выставка сюрреалистов 1940 года в Мехико. [ 5 ] [ 8 ] В 1950-е, 1960-е и 1970-е годы он интенсивно работал, создавая рисунки, графику, сценографические эскизы для танцев и гобелены, играя с геометрическими вариантами. [ 2 ] Другие места проведения его выставок включали Гарвардский университет, Художественный музей Беркли при Калифорнийском университете в Беркли, Метрополитен-музей и Музей изящных искусств в Бостоне . В 1954 году он выставлялся в Музее изящных искусств в Каракасе . [ 3 ]
Его важные работы включают Алькальде де Альмолонга , Буколика , Изображения Гватемалы (портфолио), Танцы Мексики (альбом), Карнавал в Мексике (альбом), Мексиканский костюм (альбом), Мексиканские региональные костюмы (альбом), Костюмы коренных народов Гватемалы (альбом). ), «Богоматерь и дикие звери» , «Пластические рассуждения на ацтекскую тему» (сериал), «Стилизация под мотивы майя» и «Местисы Гватемалы» . [ 3 ] [ 8 ]
Ранние монументальные работы Мериды были связаны с мексиканским монументализмом, что стало одной из причин, по которой он переехал в Мексику в конце Мексиканской революции . Там он присоединился к группе под названием Renacimiento Mexicano (Мексиканский ренессанс), а затем работал с Диего Риверой в качестве ассистента в Амфитеатре Боливара ( колледж Сан-Ильдефонсо ) вместе с Жаном Шарло , Амадо де ла Куэва и Ксавьером Герреро . [ 1 ] [ 8 ] Он также нарисовал «Красную каперучиту» и «четыре элемента» в детской библиотеке Секретариата народного образования в 1920-х годах. [ 4 ]
В конце 1940-х годов он снова работал над фресками в Secretaria de Rucursos Hidraulicos и детской зоне жилого комплекса Мигеля Алемана вместе с Марио Пани . [ 8 ] Это вызвало интерес к концепции «пластической интеграции», объединяющей искусство и архитектуру. [ 2 ] В 1950 году он вернулся в Европу, изучая технику венецианской мозаики в Италии. [ 3 ] Его следующим крупным проектом с Пани был жилищный проект Бенито Хуареса площадью 4000 м2. Идея этого проекта заключалась в том, чтобы работы были хорошо видны машинам, проезжающим мимо зданий. [ 8 ] [ 9 ] Однако это сооружение было разрушено вместе с большей частью жилого комплекса во время землетрясения в Мехико в 1985 году . Памятник проекту Хуареса был создан студентом Мериды Альфонсо Сото Сориа в жилом комплексе Фуэнтес Бротантес на юге Мехико с использованием планов оригинальной работы. [ 9 ] Другие проекты этого типа включали фрески из стеклянной мозаики в здании Reaseguros Alianza Building в Мехико (1953 г.), произведения искусства в Торре Банобрас в центре Тлателолко , Cine Macar и Национальном музее антропологии (1964 г.). [ 8 ] В Гватемале он также создал фрески и другие монументальные произведения, в том числе Муниципальный дворец Гватемалы ( La mestiza de Guatemala ), Канцелярию Гватемалы ( Glorificación de Quetzal , 1955), Гватемальский институт социальной безопасности, Национальный ипотектарио и в Банке Гватемалы (1956 г.). [ 3 ]
Помимо холстов и фресок, Мерида также работала в сфере образования. В 1932 году он вместе с Карлосом Ороско Ромеро основал танцевальную школу Секретариата народного образования и пригласил к участию других артистов, таких как Агустин Ласо , Леопольдо Мендес , Сильвестре Ревуэльтас и Блас Галиндо . [ 1 ] [ 2 ] Он руководил школой в течение трех лет, работая с такими танцорами, как Глория и Нелли Кампобелло , Грасиела Арриага, Анна Сололоу, Уолдин, Глория Контрерас, Эвелия Беристейн, Роза Райна и его собственная дочь Ана Мерида . [ 5 ] [ 8 ] Для Мериды танец был способом выразить то, чего не могли выразить живопись и музыка. Его дочь Ана училась в школе и стала известным мексиканским хореографом. [ 1 ] Этот интерес к танцу привел его к созданию декораций и костюмов для двадцати двух произведений с 1940 по 1979 год. Он особенно интересовался танцами коренных народов, задокументировав 162 из них, некоторые из которых были совершенно доиспанскими. [ 5 ] [ 11 ] Кроме того, в 1942 году его пригласили преподавать фресковую живопись в Педагогическом колледже штата Северный Техас в Дентоне, ныне Университете Северного Техаса . [ 5 ] [ 12 ]
В 1957 году Мерида выиграла приз на IV биеннале в Сан-Паулу, Бразилия. [ 3 ] Его первое серьезное признание было в 1958 году, когда он получил Орден Кетсаля от правительства Гватемалы. За этим последовало присвоение его имени ежегодной премии в области искусств Института изящных искусств Гватемалы и Ордену за заслуги в области культуры и искусства также из Гватемалы. Его первая ретроспектива состоялась в 1966 году, организованная Банком Гватемалы. [ 3 ] Он участвовал в III Биеннале Латиноамериканского Грабадо в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, в 1974 году и в Panorama Artístico de la Graficia во Дворце изящных искусств в 1979 году. [ 11 ] В 1980 году он получил Орден дель Агила Ацтека — высшую награду, которую Мексика вручает иностранцам. [ 4 ] Во Дворце изящных искусств проводились важные ретроспективы в 1981 и 1992 годах. [ 2 ] [ 11 ] После его смерти были проведены и другие мероприятия в честь его творчества, включая ретроспективу в Музее Метрополитано в Монтеррее (2000 г.), [ 9 ] ретроспектива в Институте графических искусств Оахаки (2008 г.), [ 11 ] еще один в Museo Modelo de Ciencia e Industria (2010), [ 13 ] и Галерея Аны Люсии Гомес в Гватемале отдала дань уважения художнику (2011). [ 4 ]
Работы Мериды можно найти в крупнейших государственных и частных коллекциях по всему миру. [ 2 ]
Артистизм
[ редактировать ]
Карлос Мерида наиболее известен своими холстами и фресками, большая часть которых была написана в Мексике. Однако он также занимался гравюрой, сценографией и мозаикой. [ 14 ]
Его художественное направление сравнивают с направлением Руфино Тамайо, который обычно отказывается от крупномасштабных повествовательных картин, отдавая предпочтение холсту, [ 12 ] больше интересоваться карьерой художника, чем политикой [ 15 ] (за исключением 1950-х годов, когда он был в ужасе от ядерных испытаний). [ 1 ] Он экспериментировал с цветом и формой, а также с техникой. Музыка и танец были интересами всей его жизни и повлияли на его картины ритмичными, поэтическими и лирическими произведениями. [ 2 ]
У него было три основные эпохи: фигуративный период с 1907 по 1926 год, фаза сюрреализма с конца 1920-х до середины 1940-х годов и с 1950 года до его смерти, его работы характеризовали геометрические формы. [ 12 ] Его ранние работы отмечены экспериментами. [ 16 ] Он был в Европе, когда авангард переходил от импрессионизма к кубизму , и находился под влиянием работ Модильяни и Пикассо. [ 2 ] Его сюрреалистическая фаза снова пришла из Европы, где он встретил не только Пола Клее и Миро, но и своего соотечественника из Гватемалы Луиса Кардосу-и-Арагона . [ 2 ] В это время он отказался от своего прежнего фигуративного стиля и стал одним из первых нефигуративных художников Мексики, склоняясь к абстракционизму и отделяя его от других мексиканских художников. [ 2 ] [ 12 ] Этот акцент на бесфигуративности продолжился и в его более поздних работах, но с акцентом на геометрические элементы, особенно те, которые связаны с культурами коренных народов Нового Света, такими как майя. [ 2 ] [ 3 ] Его работы считаются высокоинтеллектуальными: они представляют не вещи, а скорее их концепцию. Сальвадор Ново писал: «Доиспанский мир в Карлосе Мериде достигает совершенного синтеза, идеальной сублимации числового ритма, возникшего из геометрии. Таким образом, долг абстрактной живописи нашего времени перед Карлосом Меридой настолько же велик, насколько его работы неизменно солидны и актуальны. [ 2 ]
Находясь под сильным влиянием тенденций в Европе, особенно его ранних работ, Мерида считал важным подчеркнуть свою американскую (Нового Света) идентичность и культуру. Он соединил европейский модернизм с формами и предметами, характерными для Америки. [ 12 ] Одной из причин этого было то, что в Европе он обнаружил, что европейских художников не интересует то, что происходит по другую сторону Атлантики. [ 15 ] Он пришел к убеждению в необходимости создать исконно американское искусство, которое выражало бы «оригинальный характер, оживляющий нашу природу и нашу расу, неизбежно порождающий личное художественное выражение». [ 2 ] Его работы отражают как цивилизации майя, так и ацтеков, а также колониальный период, представляя коренные народы как символы послереволюционной Мексики. [ 1 ] Он даже использовал местную бумагу амате в некоторых своих работах. [ 12 ] Будучи частью мексиканского мурализма, он немного опередил его, продвигая мотивы коренных народов за семь лет до того, как Ривера привел мексиканскую живопись к славе. [ 12 ] Луис Кардоса-и-Арагон называл его пионером латиноамериканского искусства, рисующим такие элементы, как коренные жители, мексиканские и центральноамериканские пейзажи, без чрезмерной сентиментализации, чего раньше не делалось. [ 17 ] Этот акцент на Новом Свете выражался не только в фольклорных образах, особенно в его раннем творчестве, но и в более позднем творчестве. Открытие Бонампака глубоко мотивировало его, почерпнув из руин новые идеи, и в конечном итоге привело к его интересу к интеграции живописи и скульптуры в архитектуру. [ 1 ] [ 2 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Луис Кардоса и Арагон (1992). Карлос Мерида: Цвет и форма [ Карлос Мерида: Цвет и форма ] (на испанском языке). Мексика: КОНАКУЛЬТА. ISBN 968-29-4347-7 .
- Харпер Монтгомери, «Карлос Мерида и мобильность модернизма: космополит майя переезжает в Мехико». Художественный бюллетень , декабрь 2016, вып. 98, номер 4, стр. 488–509.
- Нита Ренфрю, «Интервью с Карлосом Меридой», в книге «Приветствие Карлосу Мериде ». Каталог выставки. Остин: Университетский художественный музей, Техасский университет в Остине, 1976.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Элизондо, Люпина Лара, изд. (2001). ее художников 20 века 1901-1950 гг Видение Мексики и . Мехико: Страховая компания Qualitas. стр. 132–135. ISBN 968-5005-58-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Товар де Тереза, Гильермо, изд. (1996). Репертуар артистов Мексики Том II . Мехико: Финансовая группа Bancomer. п. 338. ИСБН 968-6258-56-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Карлос Мерида)» (PDF) (на испанском языке). Каракас: Апорреа. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Посвящение Карлосу Мериде выставкой в Гватемале» (на испанском языке). Мехико: Нотимекс. 20 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Мерида, Карлос» (PDF) . Иммиграция и культурное разнообразие Мексиканцы, которые подарили нам мир (на испанском языке). Мехико: УНАМ . Проверено 27 июня 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Олесь, Джеймс, изд. (2007). Arte Moderno de México Colección Andrés Blaisten [ Коллекция современного искусства Мексики Андреса Блейстена ] (на испанском языке). Фаусто Рамирес. Мехико: УНАМ. п. 70. ИСБН 978-970-32-2879-9 .
- ^ Сокровища Салона гражданского реестра Salón de la Plástica Mexicana [ Сокровища Салона гражданского реестра Salón de la Plástica Mexicana ] (на испанском языке). Мексика: Правительство Мехико и КОНАКУЛЬТА. 2012. стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сокровища Салона гражданского реестра Salón de la Plástica Mexicana [ Сокровища Салона гражданского реестра Salón de la Plástica Mexicana ] (на испанском языке). Мексика: Правительство Мехико и КОНАКУЛЬТА. 2012. стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б с д Берта Варио (6 октября 2000 г.). «Показать сокровища Карлоса Мериды» (на испанском языке). Монтеррей: Север. п. 4.
- ^ Кардоса-и-Арагон, стр. 17.
- ^ Jump up to: а б с д «Через 24 года после его смерти работы Карлоса Мериды остаются актуальными. «Color en el cauce de la forma» показывает вселенную художника» [24 года после его смерти, работы Карлоса Мериды остаются актуальными] (на испанском языке) . Мехико: Нотимекс. 20 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Карлос Мерида, Гватемала (1891 – 1985)» . Лонг-Айленд-Сити: Галерея Ро . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Хорхе Лопес (9 сентября 2010 г.). «Вспоминая Карлоса Мериду» (на испанском языке). Мехико: Реформа. п. 14.
- ^ О Горман, Эдмундо, изд. (1971). современное искусство ] Сорок веков мексиканского искусства - современное и (на испанском языке). Хустино Фернандес Луис Кардоса-и-Арагон, Ида Родригес Прамполини и Карлос Дж. Михарес Брачо. Мехико: Редакция Herrero. п. 380.
- ^ Jump up to: а б Кардоса и Арагон, стр. 32.
- ^ Кардоса-и-Арагон, стр. 31.
- ^ Кардоса-и-Арагон, стр. 12.
- 1891 рождений
- 1985 смертей
- Художники из Гватемалы
- Гватемальский народ майя
- Гватемальские художники
- Гватемальские граверы
- Художники майя
- Гравёры майя
- Иллюстраторы майя
- Сапотекский народ
- Латиноамериканские художники коренного происхождения
- Художники коренных народов Америки 20-го века
- Гравюры 20-го века
- Художники-кубисты
- Коренные американцы 20-го века
- Разные люди