Педро Фридеберг

Педро Фридеберг (родился 11 января 1936 г.) — мексиканский художник и дизайнер, известный своими сюрреалистическими работами, наполненными цветами линий и древними религиозными символами. Его самая известная работа — «Стул-ручка», скульптура/стул, предназначенный для того, чтобы люди сидели на ладони, используя пальцы в качестве спинки и подлокотников. Фридеберг начал учиться на архитектора, но не завершил учебу, так как начал рисовать проекты на фоне обычных форм 1950-х годов и даже совершенно неправдоподобных, таких как дома с из артишоков крышами . Однако его работы привлекли внимание художника Матиаса Герица , который вдохновил его продолжать карьеру художника. Фридеберг стал частью группы художников-сюрреалистов в Мексике, в которую входили Леонора Кэррингтон и Элис Рахон , которые были непочтительны и отвергали социальное и политическое искусство, которое доминировало в то время. Фридеберг на протяжении всей жизни имел репутацию эксцентричного человека и утверждал, что искусство мертво, потому что не создается ничего нового.
Жизнь
[ редактировать ]Педро Фридеберг родился 11 января 1936 года во Флоренции , Италия, в семье немецко-еврейских родителей. [ 1 ] Его родители бежали из Европы в начале Второй мировой войны и прибыли в Мексику, когда ему было три года. [ 2 ] Он помнит, как его бабушка отмечала в европейских газетах имена членов семей, переживших Холокост . Он говорит, что не говорит о своем детстве, потому что оно было «немецким», описывая его как «дисциплину», «пытки» и «наказание». Его заставили учиться играть на скрипке и говорить на нескольких языках, и он ненавидел находиться дома. [ 2 ] Он был воспитан не евреем, а скорее атеистом. Однажды слуга тайно отвел его в церковь крестить. Он говорит, что благодаря этому опыту у него появилось семь религий, по одной на каждый день недели. [ 2 ]
В детстве он рано проявил интерес к искусству. [ 3 ] Его мать рассказала, что, когда ему было два года, он любил сидеть перед церковью Санта-Мария-Новелла во Флоренции и пытаться ее нарисовать. [ 2 ] В юности он был очарован архитектурой эпохи Возрождения церквей и Пизанской башней . Когда он стал старше, он просматривал изображения в книгах по искусству, принадлежавших его отцу, отдавая предпочтение работам Каналетто , Пиранези и других XVIII века. Ему также понравилась перспектива рисунков М. К. Эшера . [ 2 ] [ 3 ]
Некоторое время он учился в Бостоне, а затем в 1957 году поступил в Ибероамериканский университет, чтобы изучать архитектуру. [ 3 ] Он начал изучать архитектуру из-за собственного интереса и давления родителей, но дожил только до третьего курса. Его профессора отдавали предпочтение симметричной архитектуре, такой как архитектура Людвига Миса ван дер Роэ , спроектировавшего здание Сиграм в Нью-Йорке, которое Фридеберг считал скучным. Он предпочитал работы Антонио Гауди , создавая круговые планы, и начал проектировать невозможные произведения, такие как дома с крышами из артишоков и небоскребы, увенчанные грушами, за что он получал плохие оценки. [ 2 ] [ 4 ]
Однако время, проведенное в Iberoamericana, позволило ему познакомиться с художником Матиасом Геритцем , который высоко оценил его работы. Гериц посоветовал Фридебергу продолжать заниматься искусством и игнорировать родителей. Летом Фридеберг работал секретарем Герица, в том числе помогал в художественных проектах. [ 2 ]
Через семью и друзей он познакомился с художниками-сюрреалистами, такими как Ремедиос Варо , которая порекомендовала его работы Galería Diana, что привело к первой выставке Фридеберга в 1960 году, когда ему было всего двадцать два года. Благодаря этим связям он начал знакомиться с другими художниками-сюрреалистами, такими как Леонора Кэррингтон и Элис Рахон, и в 1961 году стал членом Los Hartos (The Fed-Up). [ 2 ] Эта группа основывалась на дадаистских принципах: создание антиискусства ради искусства, отказ от политической и социальной живописи. Влияние этой группы заставило Фридеберга поверить в автономию эстетизма. [ 1 ] Позже он и Хавьер Хирон организовали «движение» под названием «Chinchismo» от мексиканского испанского слова «chinche», что означает «жук». Они попросили тридцать художников придумать слова-жучки и назвали Питу Амор своей музой с идеей высмеивать «-измы» или движения в искусстве. [ 2 ]
Репутация эксцентричного человека Фридеберга сохранялась на протяжении всей его жизни и была связана не только с художником-сюрреалистом, но и с другими эксцентриками, такими как Эдвард Джеймс и Антонио Соуза. [ 5 ] Фридеберг имела тенденцию защищать тех, кто потерял свою славу и богатство, как это сделала Пита Амор в старости, когда над ней высмеивали элементы мексиканского общества. [ 6 ] Он говорит, что каждый день обращается к «И-Цзин» и у него есть коллекция святых. [ 2 ] [ 5 ] В его биографии в Интернете есть отрывок, который гласит: «Я встаю ровно в полдень и, полив свои пираньи, завтракаю коринфскими вещами. Позже в тот же день я участвую в ионическом обеде, за которым следует дорический сон. По вторникам я рисую одну или две волюты и, возможно, фронтон, если меня захватывает настроение. Среду я отвел для антимедитации. По четвергам я обычно расслабляюсь, а в пятницу пишу автобиографии». [ 7 ] Он говорит, что сегодня в мире не хватает чудаков, потому что люди снова стали овцами благодаря потребительской культуре и телевидению, которое хочет, чтобы мы все были одинаковыми. [ 5 ]
Фридеберг был женат четыре раза. Его третьей женой была польская графиня Ванда Замойская. [ 6 ] Этот брак продлился двенадцать лет, которые он описывает как сюрреалиста, циркового и сумасшедшего, но утомительного. [ 2 ] Его последняя жена - Кармен Гутьеррес, от которой у него двое детей, Диана и Дэвид. Он говорит, что Кармен очень серьезная женщина, в отличие от других его бывших жен. Рождение детей изменило его жизнь, потому что он больше не мог путешествовать по миру и пить до 5 утра. [ 2 ]
В настоящее время он живет в Мехико . Когда он умрет, он говорит, что надеется быть похороненным на том же венецианском кладбище, где находятся Стравинский и Дягилев , в гробнице с белой гондолой и черными перьями. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]
Фридеберг рисовал, создавал фрески для учреждений в Мексике и за рубежом, иллюстрировал книги и книжные обложки, создавал мебель и декорации. [ 8 ] Вместе с Серджио Вильегасом он был арт-директором спектакля «Арболь де ла Вида». [ 3 ] Он начал проектировать мебель в 1960-х годах, отвергая доминирующий тогда международный стиль архитектуры. Он разработал стулья, столы, диваны и кресла фантастического дизайна. [ 1 ] [ 3 ] Он наиболее известен своим ручным креслом, продано более 5000 экземпляров с момента его создания в 1962 году. [ 5 ] Оригинальный стул был сделан из дерева и покрыт сусальным золотом. [ 9 ] [ 10 ] Он предназначен для того, чтобы можно было сидеть на ладони, используя пальцы как спинку и подставку для рук. [ 3 ] Он заявил, что никогда по-настоящему не расслабляется, и заявил, что на протяжении пятидесяти лет своей карьеры он рисовал по одному холсту в неделю, 52 недели в году, помимо скульптур и конструкций стульев. [ 6 ] Его картины, скульптуры и мебель были очень модными, назывались «шикарными» в 1960-х и 1970-х годах. [ 2 ]
Его первые две индивидуальные выставки прошли в галерее Diana в 1959 году и галерее Protec в 1960 году, обе в Мехико. В 1960-х годах у него было шестнадцать выставок в Мексике, Франции, Нью-Йорке, Португалии и Панамериканском союзе в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1963 году. В 1970-х годах у него было девятнадцать выставок в различных городах Мексики и США, Барселоне , Хайфе. (Израиль) и Канада. В 1980-х годах у него было тринадцать, включая Музей современного искусства в Мехико. В 1990-е годы у него была двадцать одна работа, в основном в Мексике, что было данью уважения его работам в 1997 году и выставке в Колумбии . В 2000-х годах у него было девять, все в Мексике, за исключением одной в Германии в 2000 году и одной в Бельгии в 2003 году. Он также участвовал во многих групповых выставках с 1960 по 2003 год. [ 8 ]

Награды включают Аргентинскую биеннале в Кордове в 1966 году (2-я премия), Солнечную выставку в Мехико в 1967 году (1-я премия), Аргентинскую триеннале гравюры в Буэнос-Айресе в 1979 году, XI Биеннале графических работ в Токио (специальная награда) в 1984 году. и был назван «Художественным творцом» Национальной системой мексиканских и иностранных творцов в 1993 году. Его работа и жизнь были описаны во многих книгах с 1972 года по настоящее время. [ 8 ] В число этих книг входит его автобиография, изданная в Мексике «В отпуске на всю жизнь, Несанкционированные воспоминания» под редакцией Trilce и CONACULTA . [ 11 ] В своей автобиографии Фридеберг пишет об опыте общения со своими многочисленными друзьями в мире искусства, включая Сальвадора Дали , Леонору Кэррингтон , Кати Хорна , Тамару де Лемпицка , Матиаса Герица , Эдварда Джеймса , Закари Селига и Бриджит Бэйт Тиченор . [ 12 ]
Его работы можно найти в постоянных коллекциях Музея современного искусства, Музея Хосе Луиса Куэваса , Культурного центра Телевиса, все в Мехико, Музея современного искусства в Толуке , Музея современного искусства в Кулиакане , Музея современного искусства. современного искусства в Пацкуаро , Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей современного искусства в Чикаго , Музей современного искусства в Новом Орлеане, Библиотека Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, Музей розового искусства Университета Брандейса в Бостоне, Национальная исследовательская библиотека в Оттаве , Музей Лувра в Париже, Музей Израиля в Иерусалиме, Национальный музей современного искусства в Багдаде , Художественный музей Понсе в Пуэрто-Рико , Музей Франклина Роусона в Аргентине , Музей Омара Райо в Колумбия и Смитсоновский институт в Вашингтоне, округ Колумбия, Музей искусств и дизайна в Нью-Йорке. [ 3 ] [ 8 ]
Артистизм
[ редактировать ]С первой выставки его работы имели легко узнаваемый стиль, хотя его нелегко классифицировать. [ 1 ] [ 3 ] Он часто использует архитектурный рисунок в качестве средства создания необычных композиций, в том числе рисунков бесполезных предметов, часто из-за скуки. [ 1 ] Он изучил и включил элементы различных художественных и дизайнерских направлений своей жизни, от модерна до оп-арта . Большая часть его работ имеет индустриальный характер, что обусловлено его образованием архитектора. [ 10 ] Однако есть и мечта, подобная качеству, рисующая невозможные дворцы и другие сооружения с бесчисленными залами и комнатами, тайными ходами и лестницами, которые часто абсурдны. [ 11 ]
Ирония и излишество обычно выражаются через почти галлюциногенное повторение элементов и формальный беспорядок, но это результат сознательного мышления. [ 1 ] Он классифицирует свое творчество как эклектичное и гибридное. [ 9 ] Его искусство не политическое, это искусство ради искусства, и он утверждает, что оно элитарное. Он не верит в создание искусства «для людей», потому что большинству людей это неинтересно. [ 9 ] Его искусство почти всегда имеет саркастический и циничный оттенок. [ 9 ] Он говорит, что его единственная цель в своем искусстве — посмеяться над собой и всеми остальными. [ 10 ]
Картины, мебель и многое другое часто характеризуются как наполненные орнаментом, с небольшим количеством пустого пространства или вообще без него, с линиями, цветами и символами, отсылающими к древним писаниям, ацтекским кодексам , католицизму, индуизму и оккультизму. [ 1 ] [ 6 ] Хотя его искусство критиковали за добавление орнамента ради самого себя или даже для отвлечения внимания, он не согласен с этим, говоря, что орнамент — это старейшая форма изобразительного искусства, добавленная для того, чтобы придать объектам исключительное, даже религиозное качество. [ 2 ] Свой обширный орнамент, включающий элементы древних текстов, он назвал «Nintendo Churrigueresque ». [ 10 ]
Фридеберг принадлежит к группе художников-сюрреалистов 20-го века, в которую в Мексике входят Гюнтер Герцсо , Матиас Гериц , Алиса Рахон , Кати Хорна , Леонора Кэррингтон , Ремедиос Варо и Поль Антрань , которые были объединены под именем Лос Хартос. Они были оригинальными, эксцентричными, непочтительными и иконоборческими. [ 6 ] Его техника не изменилась с тех пор, как он начал, а темы изменились лишь немного, поскольку сегодня он включает в некоторые свои работы фантастические гибриды животных. [ 9 ] Он раскритиковал современных художников, заявив: «Искусство умерло, после сюрреализма нет ничего нового». [ 5 ] Он говорит, что люди потеряли вкус к иронии, сарказму и абсурду. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Педро Фридеберг, мексиканец (1936-)» . Галерея Ро . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Сильвия Черем (16 января 1999 г.). «Педро Фридеберг: Последний из «Сытых по горло»». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Педро Фридеберг - архитектор, художник, рисовальщик, дизайнер, скульптор и гравер» [Педро Фридеберг-архитектор, художник, рисовальщик, дизайнер, скульптура и гравер] (на испанском языке). Мексика: Правительство Мексики. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Эрика П. Бусио (21 октября 2009 г.). «Путешествуйте дорогами Питера Фридеберга. Реформация (на испанском языке). Мехико. п. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Висенте Гутьеррес (7 сентября 2011 г.). «Педро Фридеберг: последний чудак» . Экономист (на испанском языке). Мехико . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Елена Понятовская (11 сентября 2011 г.). «Педро Фридеберг» . День (на испанском языке). Мехико . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Фридеберг, Педро. «Биологическая заметка» . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фридеберг, Педро. "Резюме" . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мирна И. Мартинес (14 марта 2008 г.). «Интервью / Педро Фридеберг / Patafisica Retrospective» [Интервью/Педро Фридеберг «Patafisica» Retrospective]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д Алехандро Алонсо (8 января 1999 г.). «El arte optico de Pedro Friedeberg» [Оптическое искусство Педро Фридеберга]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Оскар Сид де Леон (9 сентября 2011 г.). «Целебранная фантазия Педро Фридеберга» [Прославляем фантазию Педро Фридберга]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 22.
- ^ Фридеберг, Питер. (2011) Из каникул на всю жизнь - Несанкционированные мемуары художника Педро Фридеберга: Trilce Ediciones, Mexico DF, Мексика, редактор Дебора Хольц, Главное управление публикаций Конакульты и Автономного университета Нуэво-Леон (UANL) 2011, ISBN 9786077663249 .