Елена Уэрта Музкис
Елена Уэрта Музкис | |
---|---|
Рожденный | Елена Энрикета Уэрта Мускис 15 июля 1908 г. |
Умер | 1997 (88-89 лет) |
Другие имена | Елена Уэрта де Ареналь, Ла Нена Уэрта |
Образование | Академия искусств Сальтильо, Академия Сан-Карлоса |
Занятие | Художник |
Известный | Фрески |
Движение | Мексиканский мурализм |
Супруг | Луис Леопольдо Ареналь |
Дети | 3 |
Елена Уэрта Мускис, также известная как Елена Уэрта де Ареналь (род. 15 июля 1908 г. - смерть в 1997 г.) [ 1 ] [ 2 ] была мексиканской художницей. Она была наиболее известна своими фресками в своем родном городе Сальтильо, Коауила, Мексика. она была одним из основателей Compañía de Teatro Infantil Большую часть своей художественной карьеры она посвятила преподаванию, но вместе с Германом Куэто , Лолой Куэто , Анджелиной Белофф и Леопольдо Мендесом , Liga de Escritores y Artistas Revolucionarios и одним из основателей Салона . Мексиканских пластических искусств .
Она создала три проекта фрески в Сальтильо, последний из которых был выполнен, когда ей было 65 лет, и это самая большая фреска, созданная женщиной в Мексике.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Художница родилась в Сальтильо , Коауила , Мексика, в влиятельной традиционной семье по имени Елена Энрикета Уэрта Музкис. Ее отец, Адольфо Уэрта Варгас, и ее дед по материнской линии, Хосе Мария Мускис, были губернаторами штата Коауила с конца 19 - начала 20 веков. [ 1 ] [ 3 ] По прозвищу Ла Нена Уэрта (англ. «Девушка Уэрта»), ее художественные таланты проявились еще в детстве. [ 2 ] Однако смерть ее отца отрицательно повлияла на экономическое положение семьи, и ей приходилось работать на разных работах, например, телефонисткой, чтобы жить и платить за свое художественное образование. [ 1 ] [ 3 ]
Уэрта начала свое образование в конце 1920-х годов, получив сертификат учителя рисования на первом курсе. [ 3 ] Большую часть формального художественного образования она получила в Академии искусств Сальтильо с конца 1920-х по начало 1930-х годов под руководством Рубена Эрреры. Эррера был выдающимся художником и педагогом, который учился и работал в Италии, пока президент Мексики Венустиано Карранса не попросил его вернуться в Мексику. Здесь Рубен основал и взрастил движение под названием Corriente Pictórica de Saltillo , самым известным художником которого стал Уэрта. [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] Вскоре после окончания учебы в Сальтильо она переехала в Мехико, где прошла ряд курсов живописи и скульптуры в Академии Сан-Карлос . [ 2 ] [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Уэрта достиг совершеннолетия во времена мексиканского движения мурализма . Она была в хороших отношениях с художником Диего Риверой и стала частью семьи Давида Сикейроса , выйдя замуж за брата жены Сикейроса, Луиса Леопольдо Ареналя, которого Уэрта знала через свою семью, а также через Коммунистическую партию Мексики . У пары было трое детей: мальчик и две девочки. [ 1 ] [ 3 ] Ее дочь Электа Ареналь стала художником-монументалистом, а ее дочь Сандра Ареналь Уэрта была известной активисткой, феминисткой и писательницей. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
В молодости Уэрта стала политически радикализированной, и она, ее муж и их дети были левыми активистами. Ривера назвал ее и ее дочь Электу Лас Руситас («Малороссияне»). [ 1 ] Она несколько раз ездила в Советский Союз по политическим и медицинским причинам. Во время Второй мировой войны она путешествовала по Восточной Европе и большую часть военных лет провела в Советском Союзе с мужем и детьми. [ 1 ] [ 3 ]
Большая часть художественной карьеры Уэрты была посвящена преподаванию, особенно рисованию, гравюре и живописи. [ 2 ] Этот аспект ее карьеры начался в 1929 году, когда она стала учителем декоративно-прикладного искусства на тогдашнем факультете изящных искусств, работая в начальных школах. [ 1 ] [ 3 ]
В 1931 году она оставила преподавательскую деятельность и пошла работать по заказу государственного театрального ведомства по созданию труппы детского кукольного театра. Вместе с Германом Куэто, Лолой Куэто, Анджелиной Белофф и Леопольдо Мендесом она основала Compañía de Teatro Infantil , которая открылась пьесой El gigante Melchor . В 1935 году Министерство просвещения приняло для кукольного театра новые произведения, ориентированные на социалистические идеи и оставившие за собой право цензуры и радикального изменения представлений. Елена представила пьесу под названием Comino escudero de Don Quijote . Ее работа была отвергнута, поскольку ей не хватало «ясности и силы». [ 8 ] Она продолжала эту работу до 1937 года, когда вернулась к преподаванию рисования, возможно, по состоянию здоровья. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
В 1933 году она стала соучредителем Союза революционных писателей и художников (ЛИР). [ 1 ] [ 9 ]
Из-за проблем со здоровьем в 1939 году она оставила преподавание и стала приглашенной художницей в Taller de Gráfica Popular . Два года спустя она приостановила свою художественную карьеру, проведя большую часть 1940-х годов в Советском Союзе на лечении. Когда она вернулась в Мексику в 1948 году, ей пришлось какое-то время работать вне своей карьеры, пока она не получила должность в Музее изящных искусств Национального института изящных искусств (INBA). В это время она вернулась к работе с Taller de Gráfica Popular. [ 3 ]
Ее семья вернулась в Мексику в 1948 году и вскоре развелась. Уэрта закончила воспитывать детей самостоятельно, потеряв сына в 1950-х годах. [ 3 ] [ 1 ] Ее дочь Электа умерла примерно двадцать лет спустя, упав с строительных лесов во время работы со своим дядей Сикейросом на Полифоруме в Мехико. [ 1 ] [ 9 ] Ее выжившая дочь Сандра стала писательницей и активисткой, борющейся за права женщин и детей. Многие из ее внуков сделали карьеру в сфере искусства в районе Монтеррея. [ 1 ]
В 1949 году она стала одним из основателей Мексиканского салона пластмассы . В 1951 году она стала директором галереи Хосе Гуадалупе Посада в Кельне. Доктора. Менее чем через год она переехала в галерею Хосе Клементе Ороско, сегодня галерею Хосе Марии Веласко в Колонии Перальвилло. [ 3 ] [ 1 ]
В конце жизни
[ редактировать ]Почти через двадцать лет после своих первых двух проектов фресок Уэрта ушла с преподавания в 1972 году и переехала в Монтеррей , где продолжала преподавать в Панамериканском университете и Автономном университете Нуэво-Леона . В это время тогдашний президент муниципалитета Сальтильо Луис Орасио Салинас предложил комиссию нарисовать фреску, посвященную истории города, в тогдашнем муниципальном зале. Хотя на тот момент ей было 65 лет, Уэрта согласилась. В сотрудничестве с художниками Неа Мургией, Куаутемоком Гонсалесом, Мануэлитой Санчес, Моисесом дела Пенья и Хесусом Негрете работа охватывает 400-летнюю историю с момента основания города. [ 3 ] [ 9 ] [ 1 ] Фреска занимает площадь более 450 м² и является самой обширной, выполненной женщиной в Мексике. [ 1 ] [ 2 ] [ 9 ] Работа продолжалась с 1973 по 1975 год. [ 9 ] [ 10 ] Это одна из самых важных фресок Коауилы и одна из последних, соответствующих стилю мексиканского мурализма. [ 10 ] Эта фреска была восстановлена в 1999 году двумя художниками, которые изначально с ней работали. [ 10 ]
Помимо искусства, она также писала такие публикации, как книги, посвященные сельской жизни Мексики. [ 9 ] Ближе к концу жизни она написала мемуары, опубликованные под названием « Круг, который замыкается в 1999 году» Автономного университета Коауилы . [ 1 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Уэрта умер в 1997 году в возрасте 89 лет. [ 2 ]
Хотя ее фреска была написана намного позже, Уэрта считается современницей Ороско, Риверы и Сикейроса, с влиянием также Гвадаррамы . [ 1 ] [ 9 ] Ее фрески остаются верными мексиканскому движению мурализма, поскольку она является одним из художников, которые работали над сохранением традиции, а также демонстрируют влияние советского искусства . [ 2 ] [ 4 ] Эти фрески содержат лица из ее собственной истории, например, лица Рубена Эрреры, а также лица общественных и политических активистов. [ 1 ]
Работа
[ редактировать ]Хотя она наиболее известна своими фресками, она приступила к этой работе лишь в более позднем возрасте. Одной из причин этого было то, что женщины не получали заказов на фрески на протяжении большей части 20-го века, и многие годы ее жизни были посвящены заботам о здоровье, семейным обязанностям, преподаванию и участию в Коммунистической партии. [ 3 ] Ее фрески состоят из трех проектов: один в Высшей сельскохозяйственной школе Антонио Нарро (ныне Автономный аграрный университет), Институте наук и искусств Сальтильо (сегодня Технологический институт Сальтильо) и последний в тогдашнем муниципальном зале Сальтильо. город Сальтильо (сегодня Культурный центр Вито Алессио Роблеса). [ 3 ] [ 9 ] В начале 1950-х годов Уэрта начал искать возможности рисовать фрески, хотя это занятие все еще было в основном закрыто для женщин. Наилучшая возможность для нее была в родном городе, где ее семья все еще имела влияние. Переговоры о первой работе прошли извилистый путь с президентами нескольких муниципалитетов, государственными чиновниками и директорами федеральных учреждений культуры. [ 3 ] Хотя первоначальное одобрение было получено сначала для Instituto de Ciencias y Artes, в конечном итоге первый проект был реализован в Высшей сельскохозяйственной школе Антонио Нарро в 1952 году. Этот проект был реализован в аудитории строящегося в то время кампуса, на котором она сотрудничала со своей дочерью Электой и коллегой-художником из Коауилы Элой Сересеро. [ 1 ] [ 3 ] Вскоре после этого она начала проект Instituto de Ciencias y Artes, работая с Марией Романой Эррерой, дочерью своего бывшего учителя, и Чачей Мартинес Мортон. Эта фреска посвящена феминистской тематике, причем большинство главных героев — женщины. По завершении этих проектов штат Коауила при поддержке INBA предложил Уэрте должность преподавателя полиграфии и живописи. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Женщины Мексиканского салона пластики . Том 1. Мехико: КОНАКУЛЬТА/ИНБА. 2014. стр. 90–91. ISBN 978-607-605-255-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фрэнсис Тобиас (20 мая 2013 г.). «Еленинский сад » Сокало Сальтильо. Архивировано из оригинала 24 июня . Получено 23 , июня
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Гильермина У. Гуадаррама Пенья. «Несмотря ни на что... Елена Уэрта была монументалисткой хроник» . Хроники . УНАМ . Проверено 23 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Марио Эррера (28 сентября 2008 г.). «ПОЛИУГОЛЬНЫЕ / Самая большая фреска, написанная мексиканкой: Елена Уэрта (4)». Слово . Сальтильо. п. 9.
- ^ «Полифорум Культурный Сикейрос, коллективная и многонациональная работа» [Полифорум Культурный Сикейрос, коллективная и многонациональная работа]. Эксельсиор (на испанском языке). 20 мая 2014 г. Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Хеллер, Жюль; Хеллер, Нэнси Г. (2013). Североамериканские женщины-художницы двадцатого века: биографический словарь . Рутледж. ISBN 9781135638894 .
- ^ Франко Саенс, Эктор; Сепеда Обрегон, Мартин (2012). Учителя Нуэво-Леона . Нуэво-Леон, Мексика: Редакционный фонд NL. стр. 88–89. ISBN 9786077577867 .
- ^ Джексон Альбарран, Елена (2011). « Comino Vence al Diablo» и другие ужасающие эпизоды: странствующий кукольный театр театра Гиноль в Мексике 1930-х годов» . Америки . 67 : 355–374 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Стены Салтильенсе» . Авангардия . Сальтильо. 11 марта 2012. Архивировано из оригинала 24 июня 2015 года . Проверено 23 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Энрике Абасоло (6 февраля 1999 г.). «Мургия и Гонсалес: восстановить историю». Слово . Сальтильо. п. 8.