София Басси
София Басси | |
---|---|
Рожденный | София Селорио Мендоса 28 июля 1913 г. Сьюдад-Камерино-Мендоса, Веракрус, Мексика |
Умер | 11 сентября 1998 г. | (85 лет)
Известный | Рисование |
София Басси (28 июля 1913 г. - 11 сентября 1998 г.) [ 1 ] была мексиканской художницей и писательницей, известной своими сюрреалистическими работами, а также личной жизнью, которая включала пять лет тюремного заключения за убийство. , она продолжала активную карьеру Несмотря на тюремное заключение , нарисовав свою первую фреску в тюрьме в Акапулько при содействии Альберто Хиронеллы , Хосе Луиса Куэваса , Рафаэля Коронеля и Франсиско Корзаса . Эту фреску сейчас можно найти в муниципальном здании города.
Жизнь
[ редактировать ]Басси родилась в Сьюдад-Камерино-Мендоса , Веракрус , городе, названном в честь ее дяди, участвовавшего в мексиканской революции . [ 2 ] [ 3 ] Ее первоначальное имя было София Селорио Мендоса, позже она изменила его в художественных целях. [ 4 ]
В течение двух лет она изучала философию в Национальном автономном университете Мексики . Однако в 1964 году она начала учиться рисовать. [ 4 ] [ 5 ]
Басси был женат дважды. Ее первый брак был заключен, когда она была очень молода, и закончился разводом после того, как у нее родились двое первых детей, Хаделин и Клэр Дирикс. Ее второй брак был с Жаном Франко Басси, выходцем из мексиканской знати . В этом союзе у нее родился третий ребенок, Франко. [ 1 ]
В 1968 году она обратилась в полицию и была заключена в тюрьму за смерть графа Чезаре Д'Аквароне, мужа ее дочери Клэр. [ 5 ] Инцидент, который, по ее словам, был несчастным случаем, хотя ходили слухи, что именно ее дочь застрелила мужа Басси. [ 1 ] [ 4 ] Она провела пять лет до своего освобождения в 1972 году, но постановление означало, что Клэр сохранила за собой королевский титул и наследство от своего покойного мужа. [ 1 ] Тем не менее, она продолжала создавать искусство, в том числе свою первую фреску, созданную на стене своей тюрьмы, в сотрудничестве с Рафаэлем Коронелем, Франсиско Корсасом, Хосе Луисом Куэвасом и Альберто Хиронеллой. Многие из других ее работ были опубликованы в книге под названием «100 образов Софии Басси, реализованных в тюрьме», когда она еще находилась в тюрьме. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] В 1978 году она написала книгу об этом эпизоде. [ 4 ] В январе 2011 года в Мексике был выпущен документальный фильм под названием «Акапулько 68», в котором также рассказывается об инцидентах и неоднозначности убийства. Режиссерами выступили Гектор Седрун и Хавьер Либерман.
Позже она работала членом Всемирного комитета по правам человека в Нью-Йорке . В 1991 году она получила медаль правительства Мексики за работу с пожилыми людьми. [ 5 ]
Она жила в Ломас-де-Чапультепек , рисовала и писала до самой смерти. [ 3 ] [ 4 ] Последние несколько лет она провела со своей дочерью Клэр. У них было мало посетителей, и они наслаждались обществом друг друга, пока София рисовала. Она часто использовала Клэр в качестве модели для своих работ. [ 6 ] Примерно за двенадцать лет до своей смерти она спроектировала и раскрасила «яйцо-саркофаг» из стекловолокна для своих похорон. Она считала яйцо знаком плодородия и возрождения, изображение такого яйца появилось на картине, которую она написала для НАСА . [ 3 ] [ 4 ] В 1998 году Басси умерла от сердечной недостаточности в возрасте 85 лет. Ее останки были кремированы в Испанском Пантеоне и захоронены в Капилья-де-ла-Пас в Акапулько под крестом, спроектированным архитектором Рикардо Легоррета с видом на залив. [ 4 ] «До двух недель назад она все еще рисовала в своем доме в Ломас-де-Чапультепек, у нее было хорошее настроение и она не болела, ее смерть наступила из-за возраста», - прокомментировал Дирикс (внук Басси). [ 7 ] Что в грубом переводе означает; «Она рисовала за две недели до своей смерти в своем доме в Лас-Ломас-де-Чапультепек. Она была сильной и не болела. Ее смерть наступила из-за старости», - прокомментировал Дирикс.
Карьера
[ редактировать ]При поддержке мужа Басси начала учиться рисовать. [ 2 ]
За свою карьеру она провела около девяноста индивидуальных выставок и участвовала в более чем 165 коллективных. [ 4 ] Ее первые выставки прошли в Galería Plástica и Lys Gallery в Нью-Йорке всего через год после того, как она начала рисовать. [ 2 ] [ 5 ] С тех пор она выставлялась в Мексике, США, Европе и Африке. [ 5 ] Важные экспонаты включают экспонаты в Музее современного искусства , La Maison de L'Amerique Latine в Париже, Музее Сельмы Лагерлёф в Стокгольме , Тель-Авивском художественном музее и Галерее президента Республики в Мехико. [ 2 ] [ 5 ]
В 1974 году она и более семидесяти ее работ были представлены в книге « Los Continents del Sueño», написанной Сальвадором Элизондо и опубликованной на пяти языках. [ 2 ]
За свою жизнь она нарисовала две фрески. Впервые она была в тюрьме в Акапулько, которую она сделала в сотрудничестве с Альберто Хиронеллой, Хосе Луисом Куэвасом, Рафаэлем Коронелем и Франсиско Корсасом в 1969 году под названием Primero mi patria, luego mi vida . Позже тюрьма была преобразована в среднюю школу, а фреска была позже восстановлена и перенесена в мэрию на сохранение. [ 2 ] [ 4 ] Другая ее фреска была написана в 1994 году под названием «Мудрость — это мир» в Национальном автономном университете Мексики. [ 5 ] После первых высадок на Луну НАСА предложило ей создать работу в ознаменование этого достижения, результатом чего стала работа Viaje Espacial , которую представил Аполлона-11 астронавт Майкл Коллинз . [ 1 ]
Помимо сольных работ, она сотрудничала с такими артистами, как Асгер Йорн , Альберто Джионелла и Хаделин Дириекс. [ 2 ] В 1970 году она создала декорации к произведению «Адриано VII», а в 1976 году нарисовала перегородку главной сцены Театра единой Америки в Мехико. [ 2 ] Она иллюстрировала большое количество книг, в том числе «Уничтожение» Родольфо Усигли , «Серо в рететике» Альфонсо Симона Пелегри, «Архангел по имени Клэр» Карлоса Мануэля Пеллесера , «Дон К» Хосе Лопеса Портильо , ставшего президентом Мексики. [ 2 ] [ 5 ]
Ее работы можно найти в музеях Мексики, Бельгии, США и Франции. [ 4 ] К ним относятся коллекции Музея современного искусства, Музея Сельмы Лагерлёф в Стокгольме, Музея современного искусства в Тель-Авиве и Музея Гвадалахары. Ей было поручено написать портрет Амадо Нерво, который является частью коллекции Дома-музея Амадо Нерво в Тепике, Наярит. [ 2 ] Для НАСА в 1969 году она написала работу «Космическое путешествие», которая позже вошла в коллекцию Смитсоновского института. [ 2 ] [ 5 ]
Помимо творчества, она была еще и писательницей. В 1966 году она опубликовала роман под названием El color del aire , за которым последовал El hombre leyenda . [ 3 ] За ними последовали «Басси, prohibido pronunciar su nombre» в 1978 году и «Альфоли» , книга рассказов, написанная совместно с поэтессой Бертой Розалией Гонсалес Арагон. [ 5 ] После смерти она оставила после себя два неопубликованных романа. [ 4 ]
Она также была частым участником круглых столов, конференций и выступала на радио и телевидении, в том числе в своих собственных шоу на XEW, для обсуждения художественных и академических тем. [ 2 ]
Награды Басси включают Крест Мальтийского ордена в 1967 году, Кубок Префетто ди Терни на конкурсе Сан-Валентино Д'Оро в Италии в 1970 году, Орден Почетного легиона в 1975 году и членство в Мексиканском салоне пластмасс . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В 1988 году Polyforum Culture Siqueiros провел ретроспективу в ее честь. [ 5 ]
Артистизм
[ редактировать ]Жан Мишель Кропсаль в 1972 году назвал ее творчество «магическим импрессионизмом», но чаще относил к стилю сюрреализм. [ 2 ] [ 4 ] Басси описала искусство как эликсир, который она хочет пить до конца своей карьеры, чтобы не умереть. [ 8 ] Она рисовала антропоморфные пейзажи, изображающие затерянные континенты и города, иногда окруженные рукавами океанов, и вдохновила фильм Trampa para una nina , снятый в Гватемале режиссером Исмаэлем Родригесом . [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Женщины Мексиканского салона пластики . Том 1. Мехико: КОНАКУЛЬТА/ИНБА. 2014. стр. 32–33. ISBN 978-607-605-255-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Наличие Salon de la Plastica Mexicana [ Присутствие Salon de la Plastica Mexicana ] (на испанском языке). Мексика: ИНБА. 1979. стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с д и Клаудия Сильва (13 сентября 1998 г.). «Верните Софию Басси к ее истокам» Мехико: Реформа. п. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Хуан Карлос Гарда; Антонио Бертран (12 сентября 1998 г.). «Мать София Басси». Мехико: Реформа. п. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гильермо Товар де Тереза (1995). Репертуар артистов Мексики . Том 1. Мехико: Grupo Financiero Bancomer. п. 142. ИСБН 968-6258-54-Х .
- ^ Хавьер Либерман (25 января 2017 г.), замена Acapulco 68 , получено 11 ноября 2017 г.
- ^ «Гейл — вход в продукт» . galeapps.gale.com .
- ^ Хьюго Ковантес (2009). Слово художника . (на испанском языке) Мехико: Master Works Associates. 032009042810512600.