Jump to content

Мария Искьердо (художник)

Мария Искьердо
Рожденный
Мария Сенобия Искьердо Гутьеррес

( 1902-10-30 ) 30 октября 1902 г.
Умер 2 декабря 1955 г. ) ( 1955-12-02 ) ( 53 года
Мехико , Мексика
Образование Национальная школа изящных искусств (Академия изящных искусств)
Занятие Художник
Супруг Кандидо Посадас

Мария Искьердо (урожденная Мария Сенобия Искьердо Гутьеррес ; 30 октября 1902 — 2 декабря) [ 1 ] 1955) — мексиканский художник. [ 2 ] Она известна как первая мексиканка, чьи работы выставлялись в Соединенных Штатах. [ 3 ] Она посвятила свою жизнь и карьеру искусству, которое отражало ее мексиканские корни, и занимала свое место среди известных мексиканских художников, таких как Диего Ривера , Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос . [ нужна ссылка ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Искьердо родился в Сан-Хуан-де-лос-Лагос , Халиско , Мексика. [ 2 ] В пять лет она и ее мать переехали в Торреон после смерти отца. Ее мать позже вышла замуж за доктора Никанора Вальдеса Родригеса, после чего Искьердо воспитывали ее бабушка, дедушка и родственники в небольших городках Северной Мексики. [ 4 ] Ее бабушка и тетя были набожными католиками, и большая часть ее воспитания вращалась вокруг повседневных католических традиций. [ 3 ]

Всегда интересовавшаяся искусством, Искьердо проводила большую часть времени в одиночестве, обучаясь художественным приемам. В 1923 году она с семьей переехала в Мехико . [ 4 ] где она смогла пойти в школу, чтобы изучать искусство и стать профессиональным художником.

Обучение

[ редактировать ]

Искьердо начал учиться в январе 1928 года в Национальной школе изящных искусств (Академии изящных искусств). [ 3 ] Ее переезд в Мехико в 1920-х годах побудил ее исследовать свою растущую страсть к искусству и произошел примерно в то же время, когда в Мексике произошел сдвиг парадигмы. В то же время Мексиканская революция подошла к концу, что привело к изменению ценностей в Мексике. Через президента Альваро Обрегона было подчеркнуто множество новых политик реформ, направленных на создание большего количества социальных и образовательных учреждений, поддерживающих традиционные мексиканские верования и культуру. Эти идеалы нашли отклик в Искьердо, побудив ее поступить в художественную академию.

До реформ Обрегона европейское искусство служило образцом для художественных учреждений. Его новые реформы привлекли многих самых талантливых художников Мексики, которые заказали создание фресок, посвященных важности традиционных мексиканских ценностей, которые были нарисованы как на школах, так и на правительственных зданиях. Во время учебы в Академии изящных искусств Искьердо обучался у Руфино Тамайо , Мануэля Родригеса Лосано и Германа Гедовиуса . На нее также большое влияние оказал Диего Ривера, который был директором Академии изящных искусств в 1929 году, а позже сыграл решающую роль в начале карьеры Искьердо.

Признанная одной из любимых учениц Риверы, похвала, которую она получила от Риверы, привела к тому, что она часто подвергалась враждебности со стороны сверстников. В феврале 1931 года Искьердо покинула Академию изящных искусств из-за враждебности, которую она получила от одноклассников, и из-за разочарования растущей концентрацией школы на искусстве, служащем лишь катализатором политических перемен. В начале 1920-х годов кружок молодых писателей и художников, в том числе Мария Искьердо, издавал журнал Contemporáneos. Позже группа приняла это имя, чтобы идентифицировать себя. Искьердо, наряду с Мануэлем Родригесом Лосано, Руфино Тамайо и Хулио Кастельяносом , все были связаны с Movimiento Pro-Arte Mexicano, основанным Адольфо Бестом Могардом . Помимо статуса коллег и друзей, современники были сотрудниками. Для современников город был центром развивающейся современности Мексики. Прославляя уникальные традиции Мексики, современники приняли идею универсального космополитизма и считали, что мексиканская культура должна оставаться открытой для международных влияний и голоса городских интеллектуалов. [ 5 ]

Преподавателем, который продолжал выполнять функции наставника даже после того, как она покинула Академию изящных искусств, был Руфино Тамайо . Говорили, что он был ее любовником. [ 6 ]

Разделив студию с молодым художником в течение четырех лет, Тамайо оказал глубокое влияние на раннее развитие Искьердо как художника. Познакомив ее с акварелью, у них были схожие темы и цветовые палитры. Оба считали, что искусство должно служить скорее поэтическим, а не политическим средством, и по мере того, как их профессиональные отношения росли, росли и романтические. На протяжении всего их отношений Искьердо оставался независимым. Став активным членом Liga de Escritres y Artistas Revoluctionaros (LEAR; Лига революционных писателей и художников) в 1934 году, Искьердо продолжила использовать художественные приемы, которые Тамайо помогла ей развить, для создания своего собственного художественного стиля.

Начальная карьера и выставки

[ редактировать ]

В начале 1920-х годов Искьердо начала сотрудничать с Movimiento Pro-Arte Mexicano и Contemporáneos . [ 7 ] Одна из ее коллег и близкая подруга, Лола Альварес Браво, вспоминает ее как «очень жизнерадостную женщину с народным духом… как кувшин, полный чистой пресной воды… Склонность Марии к фольклору не была какой-то далекой зрителю она казалась скорее своим человеком, как еще один народный элемент». [ 8 ]

Всего за первый год обучения в Академии изящных искусств Искьердо приняла участие в четырех художественных выставках. [ 8 ] Первая художественная выставка открылась 19 ноября 1928 года и была организована студенческим союзом Академии, на ней были представлены три ее картины: « Марина » (Морской пейзаж), « Эль жусио де Тораль » (Испытание Торала) и « Камара кон галло». (Камера с Петухом). Выставку посетили те, кто занимал престижные должности в Академии. Получив похвалу от руководителей художественных академий, таких как помощник министра образования Мойзес Саенс , толпа сразу же была впечатлена ее талантом. [ 8 ] Получив известность в мире искусства, имя Искьердо продолжало распространяться в последующие годы. Диего Ривера описал ее на своей первой индивидуальной выставке как «одну из самых привлекательных фигур на художественной сцене Мексики». [ 8 ] Он часто называл ее «одной из лучших в академии». [ 8 ] и во многих публикациях рассматривалась персональная выставка 1929 года, в которой подчеркивалось восклицание Риверы о том, что Искьердо «был единственным настоящим достойным художником» в Академии). [ 9 ]

Искусство Искьердо получило международное признание в 1930 году, когда она стала первой мексиканкой, проведшей персональную выставку в Соединённых Штатах. [ 3 ] Выставка работ Искьердо, финансируемая и организованная Фрэнсис Флинн Пейн , была показана в Центре искусств в Нью-Йорке. [ 3 ] Пока искусство Искьердо выставлялось в Нью-Йорке, две другие ее картины были частью Рене д'Арнонкура передвижной выставки . Обе картины, составившие ее персональную выставку и вошедшие в передвижную выставку Рене д'Арнонкура, стали частью обширной выставки в Центре искусств на 56-й улице на 5 лет. [ 10 ] Ее работы были выставлены в Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1940 году, а в том же году были выставлены в Париже. [ 11 ]

Быстро став всемирно известной художницей, Искьердо достигла пика своей карьеры в начале 1940-х годов. В мае 1944 года она начала работать послом культуры Мексики и до конца сентября побывала в нескольких странах Южной Америки. [ 3 ] Однако в середине 1940-х годов ее карьера пережила тяжелый период как в финансовом, так и в творческом плане, когда у нее случился первый инсульт . В том же году она потеряла комиссию за написание цикла фресок в Palacio del Departamento del Distrito Federal (Федеральный департамент округа) на тему «Los Tres Grandes». Мексиканские художники-монументалисты Диего Ривера, Хосе Ороско и Дэвид Сикериос заявляли, что ей не хватало ни таланта, ни опыта для завершения такого большого проекта. Диего Ривера, человек, который когда-то был ее главным сторонником, затем помешал ее карьере. [ 3 ] Искьердо хорошо известна тем, что опровергла действия мексиканских художников-монументалистов своей знаменитой цитатой: «Родиться женщиной и иметь талант — преступление». [ 9 ]

На выставке, которая проходила во Франкфурте, Вене и Далласе в 1987–88 годах, была представлена ​​​​группа ярких картин Искьердо, которые объявили немексиканской публике о мощном присутствии другого художника почти такого же уровня и оригинальности. [ 12 ] Карьера этого выдающегося художника стала темой недавней новаторской выставки, организованной Centrocultural/Arte Contemporaneo в Мехико. [ 12 ] Работы Искьердо разделяют многие из тех же тем и забот, что и работы Кало. [ 12 ] Ее картины часто отсылают к трагическим элементам ее жизни и включают в себя сказочные фантазии, которые можно найти в работах художников мексиканской школы. [ 12 ] В экспозицию вошли 160 работ. В превосходном каталоге представлены пять биографических и интерпретативных эссе с полной библиографией, хронологией и историей выставок. Обширный корпус фотографий художницы и ее работ дает визуальный репертуар практически всех известных картин, рисунков и гравюр. [ 12 ] Это важное дополнение к библиографии современной мексиканской живописи. [ 12 ]

Мария Искьердо, которую некоторые называют художницей -сюрреалистом , никогда не считала себя сюрреалистом. Вместо этого Искьердо отождествлял себя с современниками, которые считали, что мексиканскую культуру следует по праву рассматривать как жизненно важный вклад в доминирующую западную культуру. Она не боялась идти против популярных мексиканских художественных движений и следовать своему собственному стилю живописи. Ее культура как метисы была важной частью ее художественного стиля и тем, используемых в ее работах. [ 7 ] Искьердо прославилась как художница с искренним пониманием местных и сельских традиций, а ее алтарные картины были признаны в то время за «восхитительную местную простодушность». [ 13 ] Ее наивная живописная техника, призванная напомнить народную живопись региональных мастеров, усиливала эффект. [ 13 ] Тем не менее, многие из ее картин содержат необычные сюжеты и интересные сопоставления. [ 13 ] Своеобразное включение Искьердо в мексиканский националистический дискурс предлагает способы объединения нескольких групп дискурсов, которые слишком часто держатся раздельно: дискурсов Латинской Америки, феминизма, модернизма и национализма. [ 13 ] Тем не менее, многие из ее картин содержат необычные сюжеты и интересные сопоставления. Известная своим использованием смелых, насыщенных и ярких цветов, большинство картин Искьердо были написаны масляными красками или акварелью. [ 3 ] Хотя ее часто сравнивали и до сих пор сравнивают с Фридой Кало, поскольку обе женщины начали свою карьеру в одно и то же время, у них очень индивидуальный стиль. Вначале она писала натюрморты и портреты. Она экспериментировала с множеством разных стилей и техник; такие как живопись маслом, акварель, натюрморт и пейзаж. [ 14 ]

Когда она была звездной ученицей Диего Риверы, он описывал ее работы как «гордые, но скромные». Портреты Искьердо представляют собой зрелые исследования интерпретации, стилистически они очень женственны и безошибочно мексиканские. [ 15 ] В 1937 году в обзорах ее работ стали использоваться такие слова, как «примитивный», а ее работы определялись как примитивистские, и эти комментарии приобрели определенный региональный изоляционизм. [ 8 ] Искьердо написал значительное количество работ на религиозные темы, которые попадают в категорию образов, посвященных народному католицизму, популярному искусству или тому и другому. [ 7 ] Некоторые изображения народной преданности можно интерпретировать как религиозные сюжеты или как дань уважения народным и ремесленным традициям Мексики, особенно сельской Мексики. [ 7 ] Эту категорию, которая часто неоднозначна по своему назначению, иллюстрирует «Кальварио» (Голгофа) Марии Искьердо 1933 года. Искьердо нарисовал большинство своих изображений по памяти. [ 7 ] Ее подруга поэтесса Маргарита Микелена вспоминала, что они часто вместе ездили за город, а Искьердо посвятила себя просто поиску. Искьердо пробуждала воспоминания в своих картинах двумя способами. Во-первых, она использовала формальные средства, чтобы создать ощущение прошлого. До 1940 года она использовала свободные мазки и избегала деталей. [ 7 ] На протяжении всей своей жизни она создавала картины, в которых отсутствует направленный свет и отбрасываются тени, напоминающие определенное время суток. [ 7 ] Во-вторых, после 1940 года она изображала традиционные аспекты мексиканской культуры, которые, как известно, исчезали, такие как коскоматы (зернохранилища) и алтари Скорбящей Богородицы. [ 7 ] Традиция изготовления алтарей Вьерн-де-Долорес начала исчезать в 1940-х годах. Это как раз то десятилетие, когда Искьердо написала серию алтарей Вьерн де Долорес. [ 7 ]

Тема сообщения

[ редактировать ]

Вначале Искьердо зарекомендовала себя как художница натюрмортов , алтарей, цирковых сцен и женских портретов. Ее полотна отличаются провинциальной простотой, вдохновленной народным религиозным искусством и французскими художниками, такими как Анри Матисс и Мане . [ нужна ссылка ] В частности, они демонстрируют «мастерское использование цвета» и часто включают в себя шкафы, алтари, фрукты, лошадей, портреты и цирк. [ 16 ]

Стремясь связать свое искусство с мексиканскими народными традициями, Искьердо отказалась от того, что делали многие ее сверстники в Академии изящных искусств. Вместо того, чтобы рисовать политические послания, она рисовала изображения, имеющие личное значение и основанные на мексиканских традициях. [ 3 ] Изображения Día de los Muertos (Дня мертвых), мексиканской сельской местности и католических святых были обычным явлением в ее картинах. [ 17 ] Она рассматривала искусство как общение с душой, и ее частые образы цирка восходят к ее воспоминаниям о посещении цирка с тетей и бабушкой в ​​Сан-Хуан-де-лос-Лагос, Халиско . [ 3 ] Ее автопортреты часто изображали ее в традиционной мексиканской одежде, например, Autorretrato (« Автопортрет »), сделанный в 1940 году. [ 8 ]

Искьердо отождествлял себя с идеалами и эстетикой современников, которые были приверженцами аполитичной мексиканскости или A lo Mexicano и критиковали художников-монументалистов-националистов. [ 15 ] Селеста Донован утверждает, что она часто «рисует сложную картину социальных ролей современных мексиканских женщин», особенно роли, которую женщины играют в увековечении мексиканских традиций. [ 18 ] По мнению ученого Робина Адель Грили, картины Искьердо предлагают деконструкцию «героического» мексиканского национализма с использованием маргинальной идентичности женщины на двух различных уровнях:

  1. более традиционный протест против социальной дискриминации женщин и более интригующий
  2. как отправная точка для различных живописных исследований. [ 13 ]

Взрослея, Мария жила с бабушкой и тетей, как это было принято в то время. Они воспитали ее в соответствии с дисциплинами католической церкви, и ее воспитание характеризовалось строгим соблюдением католических традиций и обычаев. Это широко представлено в ее повествованиях, ориентированных на традиции, которые демонстрируют такие сцены, как вотивные святилища. [ 15 ]

Взгляды на феминизм

[ редактировать ]
Карусель выдающихся личностей (Мексика)

В 1945 году Искьердо стала первой женщиной, получившей крупную правительственную фреску на центральной лестнице здания правительства Федерального округа. Однако на начальных этапах его реализации губернатор Мехико отозвал комиссию из-за вмешательства Риверы и Давида Альфаро Сикейроса, которые утверждали, что Искьердо не хватало необходимого опыта для столь громкого проекта. [ нужна ссылка ]

Искьердо получила огромную критическую реакцию в прессе за то, что выступила против идеи, что к женщине относятся и не уважают ее как к чему-то еще в рабочей силе, но она никогда не отступала от своего утверждения о том, что она заслужила заказ на фреску. [ нужна ссылка ] Искьердо усердно спорил против того, как мужчины относятся к женщине как к нижней половине спектра, поскольку женщина никогда не получает истинного признания на работе и не более критично в искусстве. [ нужна ссылка ] Она говорит:

Я бы добавил уточнения: я бы включил субъективность в число нематериальных активов. Потому что все, о чем мы говорим, и направление, в котором это происходит, зависит от субъективности: эмоций и когнитивных процессов. [Я бы добавил уточнения: отнесу к нематериальным активам субъективность. Потому что это то, о чем мы все говорим, и направление, которое мы идем, зависит от субъективности: эмоций и когнитивного процесса]. [ 19 ]

Несмотря на то, что она была мексиканской художницей, которая рисовала примерно в то же время, что и латиноамериканские художницы-феминистки Ремедиос Варо и Леонора Кэррингтон , Искьердо не называла себя феминисткой . [ 8 ] Ее тетя и бабушка привили Искьердо идею сильных традиционных семейных ролей, но она также считала, что женщины должны иметь возможность исследовать различные профессиональные сферы. [ 3 ] Искьердо раскритиковал феминизм и «псевдоинтеллектуальных» женщин, заявив:

они думают, что хвастовство вслух делает их лучше [чем мужчин]; но глубоко внутри они еще полны старых предрассудков и лишь прикрывают театральными установками свой комплекс неполноценности. Я думаю, феминистки ничего не завоевали ни для человечества, ни для себя, и вместо того, чтобы помогать женщинам расти (которые столько лет были рабами всего), они мешают эмансипации. [ 8 ]

В то время как ее картина «Шкатулка для драгоценностей» посылает сатирический посыл, окружающий роли женщин и ее работу, Alegoría del trabajo («Аллегория труда») действительно провоцирует идею женского угнетения. Ее картина 1940 года «Mis Sobrinas» («Мои племянницы») показывает, насколько она ценила семейные узы и женские обязательства перед семьей. [ 17 ]

Она часто изображала женщин в самых разных социальных условиях и происхождении, но рисовала себя только с семьей или одна. [ 3 ] Она была частью группы Contemporáneos, которая предлагала альтернативные изображения мужественности, а также различные изображения женщин в современной Мексике. новая « чика модерна » или «современная девушка». В Мексике развивалась [ нужна ссылка ] Искьердо принял этот новый образ, который часто можно увидеть в характерной современной одежде с зажженной сигаретой во рту. Совместно с Contemporáneos группа раскритиковала особую идеологию мужественности, герой-воин использовался монументалистами для определения национальной идентичности. Современники определяли альтернативные концепции национальной идентичности, сопротивлялись идее героя-воина и продвигали более полное представление о женщинах. [ 8 ]

Впервые Искьердо упомянул о правах женщин в 1935 году во время поездки в Гвадалахару на открытие выставки плакатов женщин-художниц. [ 7 ] В ответ на вопрос левого журналиста о роли женщин в революционной борьбе она ответила:

Прежде всего, женщины должны объединиться и решительно бороться за улучшение своего положения. Женщины должны перестать быть объектом роскоши и превратиться в фактор классовой борьбы; они должны развиваться социально и непосредственно участвовать в революционной борьбе.

Это единственный раз, когда Искьердо выступал за групповые действия. [ 7 ]

Более поздние работы

[ редактировать ]

В период с 1940 по 1948 год Искьердо нарисовал как минимум двенадцать оренда. Некоторые из картин наполнены игрушками, сладостями и поделками, связанными с популярным мексиканским наследием и католическими событиями. Вьернес де Долорес, как и другие ее картины из этой серии, точно передает обычное содержание домашних алтарей мексиканских католиков. Алтарь возведен на восходящих ярусах, а полки выложены папель-пикадо , традиционным мексиканским ремеслом из вырезанной вручную яркой бумаги. Местная керамика, изделия, фрукты и цветы символизируют продукты земли и народа Мексики, как и во всем мексиканском постколониальном и современном искусстве. Одно из первых исследований Искьердо мотива кабинета произошло в ее «Аласене» 1942 года.

«Trigo crecido» («Растущая пшеница») 1940 года представляет объекты и символы, имеющие ярко выраженное местное и традиционное значение, посредством транснациональной модернистской лексики. Триго кресидо, обычно объединяемый с серией внутренних интерьеров Искьердо, был первым домашним алтарем, который она нарисовала. Поздняя отечественная кабинетная композиция 1952 года, La alacena (Viernes de jugueteria), возвращается к домашним алтарям Искьердо предыдущего десятилетия. Назвав работу Viernes de jugueteria (Пятница в магазине игрушек), Искьердо игриво связал картину с серией алтарей Вьернес де Долорес. Композиция включает в себя элементы, обычно встречающиеся в ее алтарях, такие как задернутые кружевные занавески, потухшие свечи, игрушечные фигурки и папель-пикадо . Naturaleza viva con huachinango, написанная в 1946 году Марией Искьердо, противопоставила взгляду монументалистов на мексиканскую идентичность видение, глубоко противоположное ему. В отличие от изображений человеческой и классовой борьбы, представленных монументалистами, в этом пейзаже нет явного человеческого присутствия. Человеческая деятельность проявляется в заброшенных зданиях без окон и нетронутой еде, предназначенной для неизвестных, невообразимых посетителей – ироничная и абсурдная демонстрация изобилия, которая лишь указывает на бедность окружающего ландшафта.

Одной из последних картин, написанных Искьердо, была Sueño y premonión («Сон и предчувствие») в 1947 году. [ 20 ] Рисуя себя, держащей за волосы отрубленную голову, на ветвях деревьев, окружающих ее, также свисают отрубленные головы. Уменьшающиеся фигуры бегут по нижней половине картины, а из ее отрубленной головы падают слезы. Хотя картину можно интерпретировать как сюрреалистическую, ее часто интерпретируют как свидетельство страданий, которые она пережила в последние годы жизни. [ 17 ]

Карьера Марии Искьердо помогла открыть двери многим художницам. Ее репутацию часто сравнивают с репутацией Мари Лорансен из Парижской школы. [ 21 ] и хотя она не так широко известна, как Фрида Кало , она помогла создать фонд для женщин-художниц. Сохраняя ценность искусства, основанного на традиционных мексиканских ценностях, искусство Искьердо выделялось своим гениальным изображением Мексики среди области высоко политизированного искусства. [ 17 ]

Личная жизнь и кончина

[ редактировать ]

В четырнадцать лет она вышла замуж по расчету за высокопоставленного армейского офицера, полковника Кандидо Посадаса. [ 3 ] и к 17 годам родила троих детей (двух мальчиков и девочку). [ 2 ] Говорят, что ее дочь повлияла на некоторые работы Искьердо, в том числе на «Ниньяс Дурмиендо». Она развелась примерно в 1928 году. [ 4 ] У Искьердо был второй брак, тоже недолговечный, с чилийским художником Раулем Урибе. [ 22 ]

В середине 1940-х годов она перенесла инсульт , который существенно повлиял на ее здоровье, работу и ловкость, но она упорствовала. Хотя ее последние годы были одними из самых болезненных в ее жизни, она не прекращала рисовать до тех пор, пока не стала физически неспособна. В декабре 1955 года она умерла от второго инсульта в Мехико. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Деффебах, Нэнси (июль – декабрь 2018 г.). «Мария Искьердо: чистое искусство и мексиканец» . Совместное наследование . 29 . Медельин – через eafit.edu.co.
  • Феррер, Элизабет (1997). Настоящая поэзия: искусство Марии Искьердо . Нью-Йорк: Американское общество. ISBN  1-879128-15-2 .
  1. ^ Взгляд, Делия, изд. (1997). «Мария Искьердо» . Словарь женщин-художников, Том 1 . Чикаго: Издательство Фицрой Дирборн. ISBN  978-1-884964-21-3 .
  2. ^ Jump up to: а б с Конгдон, Кристин Г.; Отличительная черта, Кара Келли (2002). «Мария Искьердо» . Художники латиноамериканских культур: Биографический словарь . Гринвуд Пресс. стр. 115–117. ISBN  978-0-313-31544-2 . Проверено 10 мая 2009 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Феррер, Элизабет (1997). Настоящая поэзия: искусство Марии Искьердо . Нью-Йорк: Американское общество. ISBN  1-879128-15-2 .
  4. ^ Jump up to: а б с Гонсалес, Мария де Хесус (2004). «Мария Искьердо: Портрет художника». Латиноамериканец . 47 (3–4): 29–45. дои : 10.1111/j.1557-203X.2004.tb00013.x .
  5. ^ Кастро, Марк (2016). Раскрасьте революцию: мексиканский модернизм 1910–1950 гг . Художественный музей Филадельфии. ISBN  978-0-87633-271-9 .
  6. ^ Помада, Рита. «Мария Левая: Памятник нации» . Mexconnect.com .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Деффебах, Нэнси (2015). Мария Искьердо и Фрида Кало: сложные видения современного мексиканского искусства . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-77242-7 . OCLC   952187681 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Лозано, Луис-Мартин (1996). Мария Искьердо: 1902–1955 гг . Чикаго: Музей Центра мексиканских изящных искусств. ISBN  1-889410-00-4 .
  9. ^ Jump up to: а б Крэйвен, Дэвид (2002). Искусство и революция в Латинской Америке, 1910–1990 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-08211-1 .
  10. ^ Стюарт, Вирджиния. 45 современных мексиканских художников .
  11. ^ Бенсон, Элизабет. 2000 лет латиноамериканских портретов . Художественный музей Сан-Антонио.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Салливан, Эдвард Дж. (1989). «Мария Искьердо. Мехико». Журнал Берлингтон . 131 (1032): 247. ISSN   0007-6287 . JSTOR   883695 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и Грили, Робин Адель (2000). «Изображение мексиканской идентичности: национализм и гендер в творчестве Марии Искьердо». Оксфордский художественный журнал . 23 (1): 53–71. дои : 10.1093/oxartj/23.1.51 . ISSN   0142-6540 . JSTOR   3600461 .
  14. ^ «Мария Искьердо» . База данных Клары женщин-художников . Национальный музей женщин в искусстве.
  15. ^ Jump up to: а б с Крэйвен, Дэвид (2006). Мексиканский модерн: Мастера ХХ века . Санта-Фе: Музей прессы Нью-Мексико.
  16. ^ Моралес, Леонор (18 января 2006 г.). «Мария Искьердо» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 11 мая 2009 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д Тарвер, Джина (апрель 1996 г.). «Проблемы инаковости и идентичности в творчестве Искьердо, Кало, Арто и Бретона». Латиноамериканский институт: Университет Нью-Мексико (27).
  18. ^ Донован, Селеста (2010). «Иконы за алтарями: религиозные образы Марии Искьердо и современная мексиканская католичка». Журнал декоративного и пропагандистского искусства (26). Международный университет Вольфсониан-Флорида. ISBN  978-1-930776-18-0 .
  19. ^ Гринспен, Ребека; Слева — Мария Хесус; Соджо, Ана; Суарес, Эстела (2005). «Работа, забота, женщины и мужчины». Феминистские дебаты . 31 : 41–77. doi : 10.22201/cieg.2594066xe.2005.31.2032 (неактивен 11 февраля 2024 г.). ISSN   0188-9478 . JSTOR   42624862 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка )
  20. ^ Форт, Илен Сьюзен (2012). В стране чудес: сюрреалистические приключения женщин-художниц в Мексике и США . Книги ДельМонико, Престель. п. 225.
  21. ^ Стюарт, Вирджиния. 45 современных художников .
  22. ^ «О Марии Искьердо» . Женщины-художницы-сюрреалисты . Колледж Хоуп, финансируемый GLCA. Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Получено 8 февраля 2021 г. - через Hope.edu.
  23. ^ «Мария Искьердо» . Современные женщины-художницы . Гейл. 1999 год . Получено 4 марта 2020 г. - через Gale In Context: Biography.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66165f0f64925258f6f021ab70257a73__1717285080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/73/66165f0f64925258f6f021ab70257a73.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
María Izquierdo (artist) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)