Хуан Сориано (художник)

Хуан Сориано (урожденный Хуан Франсиско Родригес Монтойя ; 18 августа 1920 — 10 февраля 2006) — мексиканский художник, известный своими картинами, скульптурами и театральными работами. Он был вундеркиндом, чья карьера началась рано, как и его известность благодаря различным писателям, написавшим о нем произведения. Он выставлялся в США и Европе, а также на крупных площадках Мексики, таких как Музей современного искусства и Дворец изящных искусств . Его монументальные скульптуры можно найти в различных частях Мексики, а также в Европе. Признания его работ включают Национальную художественную премию Мексики , Кавалера искусств и литературы Франции и членство в Почетном легионе .
Жизнь
[ редактировать ]Сориано родился Хуан Франсиско Родригес Монтойя в Гвадалахаре в семье Рафаэля Родригеса Сориано и Амалии Монтойя Наварро. [ 1 ] Начиная с детства, он стал называть себя Хуаном Сориано, предпочитая материнскую фамилию отца. [ 2 ] Он описал свою родную семью как «эксцентричную». [ 3 ]
Он был вундеркиндом , и в 1933 году сестра познакомила его с художником Альфонсо Мишелем Мартинесом, который научил его современным способам живописи экспрессионизма и необарокко . Затем он учился у Франсиско Родригеса «Каракаллы» в студии Evolución в Гвадалахаре, где также обучались Рауль Ангиано и Хесус Герреро Гальван . [ 1 ] [ 4 ]

В это время он также был постоянным гостем в доме и на работе Хесуса Рейеса Феррейры . Рейес дал ему работу в своем магазине по изготовлению декорированной оберточной бумаги, но Сориано нашел эту работу сложной. [ 5 ] Однако время, проведенное там, позволило ему встретиться с такими творцами, как Луис Барраган и Роберто Монтенегро , познакомиться с европейским искусством в книгах и журналах и открыть для себя портреты Хосе Марии Эстрады, которые собирал Рейес. Сориано также пошел в свой первый музей и начал читать классические книги под редакцией Хосе Васконселоса . [ 2 ] [ 6 ]
Первая выставка его работ позволила ему познакомиться с такими художниками, как Хосе Чавес Морадо , Лола Альварес Браво и Мария Искьердо , которые побудили его переехать в Мехико , что он и сделал в 1935 году в возрасте пятнадцати лет вместе со своей сестрой Мартой. [ 1 ] [ 5 ] Здесь он на протяжении всей жизни продолжал развивать дружбу с художниками, писателями и интеллектуалами, что, по словам Сориано, было одним из главных сокровищ его жизни. [ 3 ] В их число входили Ксавьер Вильяуррутиа , Карлос Пеллисер , Октавио Пас (написавший о нем несколько эссе), Лола и Мануэль Альварес Браво , Рафаэль Солана (с которым он поехал в Калифорнийский университет в Беркли в 1938 году), Изабель Вильясеньор , Фрида Кало , Лупе Марин и Сальвадор Ново. . [ 4 ] [ 6 ] Он был частью постоянного круга общения с Октавио Дж. Барредой из-за своей любви к поэзии и писательству, участвуя в таких журналах, как El hijo prodigo и La Revista de la Universidad de México . [ 2 ] [ 6 ]
Сориано впервые посетил Рим в 1952 году, а в 1954 году посетил Крит , где написал картину «Аполо и лас-мусас». Он снова вернулся в Рим, чтобы жить с 1969 по 1975 год, что позволило ему изучать классическое искусство. [ 4 ] [ 6 ]
В 1963 году он попал в автомобильную аварию, которую запечатлел на картине под названием «Авария» . [ 6 ]
В 1974 году Сориано познакомился с польским танцором Мареком Келлером во время визита в Париж, которого представил писатель Серджио Питол . Это было началом более чем тридцатилетних отношений. Сориано работал беспрерывно и заботился только о своей работе, оставляя остальные дела в беспорядке. Келлер взял на себя управление большинством из них и навел некоторый порядок в жизни художника. Они оставались вместе, живя в Мехико и Париже до смерти Сориано. [ 3 ] С тех пор Келлер работал над популяризацией наследия художника в различных частях мира. [ 7 ]
Хуан Сориано умер в 2006 году в возрасте 85 лет в Национальном институте питания Сальвадора Зубирана в Мехико по нескольким причинам. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]
Сориано рано начал свою карьеру, и слава пришла также рано. [ 3 ] Работы Сориано были впервые выставлены в музее Гвадалахары, что привело к его переезду в Мехико в 1935 году. С 1936 по 1937 год он учился в Escuela Noctura de Arte para Obreros у Эмилио Каэро и Сантоса Балмори . Балмори помог ему быть принятым в Лигу писателей и революционных художников (LEAR), а небольшая выставка в конце этого курса во Дворце изящных искусств привлекла к нему внимание Инес Амор. Однако он пробыл в ЛИР недолго и ушел в 1938 году, потому что ему не нравилась его политика. [ 1 ] [ 6 ]
Его первая индивидуальная выставка состоялась в 1936 году в Галерее мексиканского искусства в Мехико. [ 4 ] За этим последовала еще одна выставка в Художественной галерее Национального автономного университета Мексики . [ 6 ] В течение оставшейся части 1940-х годов он выставлялся на различных площадках Нью-Йорка и Филадельфии, а также в Galería de Arte Mexicano. В 1950-х годах он выставлялся в галерее Шнайдер в Риме, что стало первой из многих индивидуальных выставок в Европе, а также выставками в таких местах в Мексике, как Галерея Антонио Соуза, Галерея Резерфорда в Сан-Франциско, и его первая ретроспектива и трибьют в Музее. de Arte Moderno и Дворец изящных искусств в 1959 году. [ 6 ] В 1960-х годах у него была важная выставка во Дворце изящных искусств (1966), а также выставка серии портретов, созданных ею с участием только Лупе Марин в качестве модели, в галерее Мисрачи. В 1970-х годах он получил грант от Fundación Culture Televisa на создание тридцати крупных работ и тридцати небольших работ, которые затем были выставлены в Музее современного искусства. [ 3 ] [ 6 ] В 1993 году у него была выставка скульптур в Коллегии Халиско и Институте культуры Мексики в Сан-Антонио . Его последние крупные выставки перед смертью включали Испанский культурный центр ибероамериканского сотрудничества в Майами (2001 г.), Real Casa de Correos в Мадриде (2002 г.), Музей Медоуз и Южный методистский университет (2002 г.), Итало-латиноамериканский институт в Рим (2003 г.) и многочисленные выставки в Институте Мора в Мехико (2005 г.). [ 6 ]

За свою карьеру Сориано создал ряд монументальных скульптур, которые можно найти в Мексике и Европе. К ним относятся Эль Торо в парке Томаса Гарридо Канабаля в Вильяэрмосе (1987 г.), Ла Палома в музее МАРКО в Монтеррее (1989 г.), Ла Ола для Всемирного торгового центра в Гвадалахаре (1989 г.), Эль Караколь для музея Ампаро в Пуэбле (1989 г.) 1989), «Луна» для Национальной аудитории в Мехико (1993), «Ла Сирена» для площади Лорето в Мехико (1994), [ 4 ] Дафне для здания Аркос-Боскес (1995 г.), Мано для штаб-квартиры Herdez Group (1995 г.), две скульптуры для выставки Expo Hannover 2000 в Германии, шесть монументальных скульптур для разных частей Мексики в 2003 г., а несколько его работ можно найти в парк в Варшаве . [ 6 ] [ 7 ]
Сориано посвятил большую часть своей карьеры с 1930-х по 1960-е годы театру, начиная с детства с кукольного театра. [ 3 ] Большая часть этой работы была проделана с группой, которую он создал вместе с Хайме Гарсиа Террес, Леонорой Кэррингтон отметил и другими, под названием Poesís en Voz Alta, которую Карлос Монсивайс как «освободительное движение театра» в Мексике. [ 3 ] [ 4 ] Большая часть этой работы была связана с декорациями и дизайном костюмов, например, для Teatro del Sindicato de Electricistas , Teatro Orientación (с Селестино Горостиса), El Caballito театра и театра Салливана . [ 3 ] [ 6 ] В 1940-х годах он написал и поставил балет с Диего де Меса под названием « Птица и лас-донселлас » по мотивам картины Карлоса Мериды на музыку Карлоса Хименеса Мабарака . [ 6 ]
Сориано начал преподавать искусство вскоре после прибытия в Мехико, начав с Escuela Primaria de Arte при Секретариате народного образования . С 1939 по 1941 год он давал уроки рисования обнаженной натуры в Escuela Nacional de Pintura, Escultura y Grabado «La Esmeralda» , обучая таких студентов, как Томас Парра . С 1961 по 1962 год он преподавал керамику в Escuela De Diseño y Artesanias Национального института изящных искусств . [ 3 ] [ 6 ]

Его близость к поэзии и общение со многими писателями привели к сотрудничеству в качестве иллюстратора в ряде проектов. В 1953 году он проиллюстрировал книгу «Homenaje a Sor Juana» под редакцией Хуана Хосе Арреолы в сборнике «Los Presentes». В 1967 году проиллюстрировал «Эль Бестиарио» Гийома Аполлинера . иллюстрировал обложку книги Октавио Паса В 1979 году он лично и в работе «Ксавье Вильяррутиа» . В 1980 году он создал коллекцию из тридцати двух гравюр с текстом Серджио Питона под названием El único Argumento. В 1989 году он начал иллюстрировать книгу Antológico Animalía Альфонсо Рейеса . В 2003 году я иллюстрировал «La Fuerza del Destino» Хульеты Кампос и «El Aguila o Sol» Октавио Паса. [ 6 ] [ 8 ]
Художник получил множество наград и других признаний за свое искусство и карьеру при жизни и посмертно. В 1950 году он получил первую премию на Salón de Invierno , а в 1957 году получил Хосе Клементе Ороско премию от правительства Халиско . В 1963 году Casa del Lago Хуана Хосе Арреолы в Мехико провела дань уважения и ретроспективу его театральных работ. В 1976 году получил награду VII Международного фестиваля живописи в Кань-сюр-Мер , Франция. В 1984 году он получил золотую медаль Института культуры Кабаньяс . [ 6 ] В 1985 году, к 50-летию его творческой деятельности, Институт культуры Хижин и Дворец изящных искусств провели ретроспективы. [ 3 ] В 1987 году он получил Национальную премию искусства , Франция назвала его членом Chevalier des Arts et Lettres , и он получил Художественную премию Халиско. [ 4 ] В 1990 году ему была посвящена дань уважения в Национальном музее мексиканского искусства , а в 1995–1996 годах ретроспектива его графических работ гастролировала по Соединенным Штатам. В 1997 году Национальный музей искусств королевы Софии в Мадриде провел ретроспективу. В 1998 году Елена Понятовская опубликовала «Хуан Сориано, дитя тысячи лет». В 1999 году Автономный университет Метрополитана провел ретроспективу, а в 2000 году коллекция его монументальных скульптур была выставлена в Сокало в Мехико к его 80-летию. В 2001 году Артуро Рипштейн снял биографию Сориано под названием «Диксит-Диксит». В 2004 году он был удостоен звания офицера Французского Почетного легиона , а в 2005 году он получил Premio de Excelencia Universal , Premio Velázquez de Artes Plásticas от правительства Испании, золотую медаль Дворца изящных искусств и звание почетного доктора. из Университета Колимы . Последней его наградой при жизни был Орден «За заслуги перед польским правительством». [ 6 ] С тех пор его работы вспоминают на таких мероприятиях, как ретроспектива в Автономном столичном университете в 2012 году и дань уважения, спонсируемая КОНАКУЛЬТА в 2013 году. [ 5 ] [ 8 ]
В 2004 году, незадолго до своей смерти, он вместе со своим партнером основал Fundación Juan Soriano и Marek Keller. В честь художника были названы и другие учреждения, такие как Галерея Хуана Сориано Национального центра искусств , а в 2012 году была учреждена Премия Хуана Сориано в области скульптуры. [ 9 ] [ 10 ]
Артистизм
[ редактировать ]

Работы Сориано, классифицированные как часть второй волны мексиканского движения мурализма , включают живопись, скульптуру, керамику, графику, иллюстрации, гобелены, а также дизайн декораций и костюмов для таких произведений, как работы Эжена Ионеско , Педро Кальдерона де ла Барка , Франсиско де Кеведо , Хуан Ибаньес и другие. Его работы высоко ценились различными писателями, в том числе Октавио Пасом, Карлосом Пеллисером и Еленой Понатовской, а искусствовед Луис Кардоса-и-Арагон назвал его «поэтом, глубоким художником визуальных притч». [ 1 ] [ 4 ] Сориано не считал, что искусство должно быть политическим или торжественным, и Хесус Рейес Феррейра оказал раннее влияние на его творчество. [ 5 ] Его стиль живописи действительно изменился почти резко в середине 1950-х годов, ознаменовавшись такими работами, как La Carrera de bicicletas , Apolo y las muas и Peces luminosos , а также портретом Марии Самбрано , демонстрирующим, вероятно, влияние художника Роберто Матты . [ 3 ] В 1960-х годах он кратко экспериментировал с абстрактной живописью. [ 4 ] Он был известным художником-портретистом, чей стиль Тереза дель Конде называла «всегда разборчивым и в то же время странно проблематичным». [ 4 ] Большая часть его самых ранних работ представляла собой портреты по выбору или по заказу, похожие на портреты Хулио Кастелланоса и Федерико Канту . [ 3 ] Одной из примечательных серий портретов были портреты модели и писательницы Лупе Марин, сделанные в 1960-х годах. [ 4 ] Сориано заявил, что он не верит, что живопись является точным отражением времени или художников, а скорее «формой интуиции, выходящей за рамки сознательной жизни». [ 4 ]
С 1951 по 1953 год он находился в Риме, где работал над керамикой с чилийцами Пьеро и Андреа Каселла, а в 1960-х годах начал создавать произведения и из бронзы. [ 6 ]
Его графические работы менее известны, но он начал создавать их в 1944 году и продолжал до 2001 года. В 1975 году он получил заказ на графические работы в мастерской Bramsen et Colt в Париже, что заставило его делить свое время между Парижем и Мехико. . Одной из примечательных серий являются интерпретации произведений Хуана Рульфо . [ 4 ] [ 8 ]
В 2003 году он работал над дизайном гобелена на тему смерти для Мастерской Gobelinos в Гвадалахаре. [ 6 ]
Музей Хуана Сориано
[ редактировать ]Museo Morelense de Arte Contemporáneo (MMAC) Хуана Сориано открылся 8 июня 2018 года в Куэрнаваке , Морелос . [ 11 ] MMAC — это проект компании JSa Arquitectura под руководством архитектора Хавьера Санчеса Коррала. Его расположение связывает Аматитлан , символический город Куэрнаваки, история которого насчитывает 1500 лет, с историческим центром Куэрнаваки, обогащая городской опыт. Это крупнейшее выставочное пространство в штате Морелос, распределенное по двум галереям для временных выставок: Центральной галерее и Кубу, а также Открытому форуму, многопрофильному пространству. В музее есть библиотека, сад скульптур и мастерские для общественных программ.
Музей занимает площадь 4455 квадратных метров (47 950 квадратных футов) и был построен за 300 миллионов мексиканских песо ( 14,8 миллиона долларов США ). [ 12 ] [ 13 ] Здесь хранится 1200 работ Сориано, включая скульптуры, картины, рисунки и фотографии.
Музей не остался без споров. Перед открытием группа под названием Coordinadora Morelense de Movimientos Ciudadanos (Координатор гражданских движений Morelense) подала в суд, утверждая, что прогнозируемая стоимость в 195 миллионов песо увеличилась до 300 миллионов песо. Кроме того, они жаловались на то, что музей создан для того, чтобы освещать работы художников из западной части страны, игнорируя при этом местных художников. [ 14 ] [ 15 ] Затем, после открытия музея, члены местного художественного сообщества пожаловались, что выбор нового губернатора куратора музея был основан на политике (она была местным инспектором по контролю за животными), а не на квалификации. [ 16 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Луна , скульптура возле Национальной аудитории в Мехико.
- Ла Палома в Колиме и Монтеррее
- La Capilla del Rosario ( испанский : Часовня Росарио ) в Мехико.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Сокровища Салона гражданского реестра Salón de la Plástica Mexicana [ Сокровища Салона гражданского реестра Salón de la Plástica Mexicana ] (на испанском языке). Мексика: Правительство Мехико и КОНАКУЛЬТА. 2012. стр. 208–209.
- ^ Jump up to: а б с «Конакулта напоминает Хуана Сориано через 93 года после его рождения» (на испанском языке). Гвадалахара: Информатор. 18 августа 2013 года . Проверено 25 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тереза дель Конде. «Следы и следы Хуана Сориано. Профиль» . Электронный журнал изображений (на испанском языке). Мехико: Институт эстетических исследований-УНАМ . Проверено 25 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гильермо Товар де Тереза (1996). Репертуар художников Мексики: пластическое и декоративное искусство . Том. III. Мехико: Grupo Financio Bancomer. п. 300. ИСБН 968-6258-56-6 .
- ^ Jump up to: а б с д «Хуан Сориано, вечный ребенок, нестареющий, злой, беспомощный: Октавио Пас» (пресс-релиз) (на испанском языке). Мексика: КОНАКУЛЬТА. 17 августа 2013 года . Проверено 25 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Биография» (на испанском языке). Мехико: Fundacion Juan Soriano y Marek Keller . Проверено 25 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Сад скульптур Сориано в Варшаве» (на испанском языке). Гвадалахара: Информатор. 6 января 2009 года . Проверено 25 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Хуан Карлос Талавера (2012). «Они представят графические работы Хуана Сориано» (на испанском языке). Мехико: Хроника . Проверено 25 октября 2013 г.
- ^ «Галерея Хуана Сориано» (на испанском языке). Мехико: CENART . Проверено 25 октября 2013 г.
- ^ «Они вручают премию Хуана Сориано в области скульптуры» (на испанском языке). Гвадалахара: Информатор. 30 июля 2012 года . Проверено 25 октября 2013 г.
- ^ «Музей современного искусства Хуана Сориано Мореленсе начнет свою деятельность 8 июня» . www.eluniversal.com.mx . 6 июня 2018 г. Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ «Музей современного искусства Мореленсе (MMAC) «Хуан Сориано» открывается для публики в Куэрнаваке» . www.milenio.com . 6 июля 2018 года . Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ «Искусство и повседневная жизнь | Арквин» . www.arquine.com . 11 июня 2018 года . Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ «Координатор Мореленсе подаст жалобу на предполагаемые отклонения в строительстве музея Хуана Сориано – Zona Centro Noticias» . www.zonacentronoticias.com . Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ https://www.pressreader.com/mexico/la-jornada/20180321/282149291849770 . Проверено 23 декабря 2018 г. - через PressReader.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ название отсутствует ] - ^ «Начните кампанию от музея Хуана Сориано» . www.eleconomista.com.mx . Проверено 23 декабря 2018 г.
- Мексиканские гончары
- 1920 рождений
- смертей в 2006 г.
- Современные художники
- Современные скульпторы
- Художники из Гвадалахары, Халиско
- Преподавательский состав Национальной школы живописи, скульптуры и гравюры «Эсмеральда»
- Мексиканские художники 20-го века
- Мексиканские художники-мужчины
- Мексиканские художники XXI века
- Мексиканские скульпторы XX века
- Мексиканские керамисты XX века
- керамисты 21 века
- Мексиканские художники-мужчины 20-го века
- Мексиканские художники-мужчины XXI века