Франсиско Икаса
Франсиско Икаса | |
---|---|
Рожденный | Франсиско Икаса Гонсалес 5 октября 1930 г. Посольство Мексики, Сальвадор |
Умер | 3 мая 2014 г. Мехико , Мексика | (83 года)
Известный | Живопись, рисунок |
Движение | Поколение расставания |
Супруги |
|
Франсиско Икаса (5 октября 1930 — 3 мая 2014) был мексиканским художником, наиболее известным своими рисунками о своих путешествиях и картинами, написанными маслом. Большую часть своей жизни он провел, живя и посещая различные страны мира. Он начал рисовать еще ребенком, когда жил в качестве беженца в посольстве Мексики в Германии. Икаса выставлял свои работы как в Мексике, так и за рубежом в Европе, Южной Америке, на Ближнем Востоке, в Азии и Индии, особенно на трех крупных персональных выставках в Музее современного искусства в Мехико . Он также нарисовал фреску, посвященную Бертольту Брехту , «Ла Фарандула» , в Казино де ла Сельва в Куэрнаваке , которая стала предметом споров, когда работа была перенесена и восстановлена в начале 2000-х годов. Он нарисовал дополнительные фрески для мексиканского павильона на выставке HemisFair в Техасе ( «Городские цветы »); для мексиканского павильона на выставке Expo 67 в Монреале, Канада ( Canto al Barroco Maya ); и для мексиканского павильона в Осаке ( «Репрессивные компьютеры ») на выставке «Экспо-70» . Эта последняя фреска хранится в Музее абстрактного искусства Мануэля Фельгереса. в городе Сакатекас . Он был активным членом Salón de la Plástica Mexicana , а также членом и основателем нескольких важных мексиканских художественных движений, включая Los Interioristas (Nueva Presencia), El Salón Independentiente и La Confrontación 66.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Икаса родился в посольстве Мексики в Сан-Сальвадоре 5 октября 1930 года. [ 1 ] сын известного дипломата. [ 2 ] Большую часть своего детства он провел в Германии во время прихода к власти нацистов. Поскольку в детстве он проводил много времени один, он начал рисовать. [ 3 ] Его юность была очень кочевой, так как его семья путешествовала по странам Европы, Азии, Ближнего Востока и Америки. [ 2 ]
Пребывание в Мадриде познакомило Икасу с работами европейских мастеров. После года изучения политологии в Левенском университете он решил изучать живопись в Брюссельской академии изящных искусств . В 1951 году он переехал в Нью-Йорк по приглашению мексиканского художника Руфино Тамайо , у которого учился. Находясь в Нью-Йорке, Икаса также работал фотографом-постановщиком. [ 2 ] В возрасте 25 лет он вернулся в Мексику и женился на Консепсьон Солане Моралес. У них было пятеро детей: Франциско, Мигель, Пабло, Конча и Тереза. В первые годы своего пребывания в Мехико он продолжал изучать искусство живописи под руководством Антонио Родригеса Луны и считал его одним из своих основных учителей.
С 1950-х по 1968 год Икаса оставался в Мексике, но политические потрясения, последовавшие за резней в Тлателолко, заставили его снова покинуть Мексику и не возвращаться навсегда до 1990 года. В это время он жил или проводил время в США, Гватемале, Колумбии, Испании и Испании. Соединенное Королевство. [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]Икаса начал свою карьеру в 1947 году у своего первого учителя, армянского художника и беженца, на побережье Средиземного моря в Ливане, где Икаса поклялся перед олимпийскими богами, что остаток своей жизни будет посвящен живописи. основал группу художников под названием Los Interioristas или Nueva Presencia В 1961 году Икаса вместе с художником Арнольдом Белкиным . [ 2 ] В 1968 году он основал Salón Independentiente вместе с Висенте Рохо Альмазаном и Мануэлем Фельгересом . [ 2 ] [ 4 ]
За свою жизнь Икаса работал во многих средах и форматах. Икаса нарисовал фреску в Казино де ла Сельва для театра, отремонтированного архитектором Феликсом Канделой . Фреска « Ла Фарандула» была посвящена Бертольту Брехту как апология мира клоунов и актеров, вдохновленная «Трехгрошовой оперой» . [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Другие фрески, созданные Икасой, включают: Computadoras Represoras для мексиканского павильона в Осаке, Япония; Canto al Barroco Maya для мексиканского павильона в Монреале, Канада; и «Городские цветы» для мексиканского павильона на выставке Hemisfair в Хьюстоне, штат Техас. Икаса также создал монументальную скульптуру, посвященную художнику-монументалисту Хосе Клементе Ороско . Икаса был плодовитым станковым художником, масляным художником и большим любителем тушью, гуаши и акварели. Икаса также опубликовал несколько книг, в том числе « La Fiera Malvada» (1971), «Me quiero ir al mar» (1985) и «Llegando a puerto en sense contrario» . [ 6 ]
Икаса отверг коммерциализацию искусства, но признал, что художнику нужно жить за счет своего творчества, используя разные возможности. [ 4 ] Несмотря на его резкую критику мексиканского правительства при жизни, он не чувствовал противоречия в получении грантов из официальных источников, заявляя, что искусство страны — это всегда лучшее, что можно показать миру, и он является частью этого. [ 4 ] Его работа в правительстве включала должность атташе по культуре в посольстве Мексики в Колумбии . [ 2 ] В 1993 году он получил специальный грант от CONACULTA , чтобы вернуться в Мексику и постоянно писать маслом после работы над рисунками, в которых выражалось его желание «уехать к морю» ( Me quiero ir al mar ). [ 4 ]
Работы Икасы выставлялись на различных площадках в Мексике и за рубежом. Основные выставки при его жизни включают Museo de Arte Moderno (1979, 1981 и 1998), Художественный музей Феникса и Музей современного искусства Сан-Диего . [ 2 ] [ 4 ] В 2011 году у него была выставка в Galería Machado в Мехико, спонсируемая CONACULTA. [ 7 ] [ 8 ] В Музее современного искусства хранится несколько работ Икасы. [ 4 ]
Икаса был членом Salón de la Plástica Mexicana. [ 9 ] и активный член Салона Независимых и движения Confrontación 66.
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]В начале 2000-х Икаса был вовлечен в спор, связанный с его фреской, установленной в Казино де ла Сельва в Куэрнаваке . В 2001 году группа Costco купила бывшее казино для строительства новых объектов, обоснованность этого шага Icaza поставила под сомнение. [ 5 ] Он протестовал против продажи и против плана по восстановлению своей и других фресок. Проект продолжился, но художников не допустили к реставрационным работам. После того, как фрески были показаны публике на новом месте в 2004 году, Икаса и другие художники объявили работы копиями или подделками, заявив, что оригиналы были уничтожены. [ 10 ]
Он был женат на Тони Марсине 24 года. [ 7 ] и жил в Мексике до своей смерти. [ 2 ]
Икаса умер в возрасте 83 лет в Мехико днем 3 мая 2014 года. [ 11 ]
Артистизм
[ редактировать ]Икаса был классифицирован как часть Generación de la Ruptura , художественного движения, последовавшего за мексиканским мурализмом . [ 4 ] Его работы имели социальное содержание, отражающее его социалистические идеалы, как и у художников-монументалистов; однако его живопись не была средством общения с массами. [ 2 ]
Он экспериментировал с широким спектром тем и техник. В его творчестве были отмечены периоды: от неофигурации до критики, а затем к произведениям, которые напоминают древние культуры как юмористические и сатирические повторы. Следуя линии интериористов, он писал автопортреты, раскрывающие его собственное душевное состояние. Он создал серию картин маслом и рисунков проституток и Люмпенпролетариата , которые демонстрируют влияние немецкого экспрессионизма и художника-символиста Джеймса Энсора . [ 2 ] Художник утверждает, что хотя он и менял стили и техники, элементы экспрессионизма в его работах остаются неизменными. [ 12 ] заявляя: «Когда я рисую, я пытаюсь передать свои навязчивые идеи как мыслящее существо, как жизненно важную часть 20-го века; мои обычные темы — жизнь и смерть». [ 2 ]
Икаса создавал гуаши , гравюры и рисунки, задуманные в форме книг, таких как «Злой зверь», «Мифические животные», «Краткая история игривой руки», «Эротическое путешествие», «Санчо, слушающий чтение Дон Кихота», «Я хочу пойти на море» и «Прибытие в Порт в противоположном направлении. Изображения здесь не были задуманы как иллюстрации к текстам, скорее он придумал аргументы и использовал язык иероглифов, имеющих сходство с символизмом и сюрреализмом . [ 2 ]
Художник говорил на нескольких языках и был страстным читателем Альбера Камю . Он был другом Рэя Брэдбери и Олдоса Хаксли и поклонником Хосе Клементе Ороско , все из которых повлияли на его творчество, а также на его политические идеи, которые были строго социалистическими и не изменились на протяжении его жизни. [ 4 ] Икаса хорошо разбирался в современных и прошлых художественных движениях, а также обладал обширными знаниями о древних культурах и литературах разных стран и эпох. [ 3 ] Художник заявил, что его восхищают кодексы и другие исторические произведения, которые используют знаки и изображения для передачи своего значения. [ 13 ]
Наследие
[ редактировать ]представил ретроспективную выставку 145 работ Икасы под названием «Франсиско Икаса: я Quiero ir al mar». В 2019 году Музей изящных искусств в Мехико [ 14 ] [ 15 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Современная мексиканская живопись во времена перемен» Шифры М. Голдман (University of New Mexico Press), 1981.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Умер художник Франсиско Икаса» . Процесс (на испанском языке). 4 мая 2014 года . Проверено 4 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Гильермо Товар де Тереза (1996). Репертуар художников Мексики: пластическое и декоративное искусство . Том. II. Мехико: Grupo Financio Bancomer. п. 186. ИСБН 968 6258 56 6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Откроется выставка картин Франсиско Икасы». Мехико: НОТИМЕКС. 18 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вирджиния Баутиста (25 ноября 1998 г.). «Франсиско Икаса воссоздает суть своих путешествий». Мехико: Реформа. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Ракель Фиерро (23 июля 2001 г.). «Икаса ставит под сомнение право собственности» . Мехико: Реформа. п. 4.
- ^ «Икаса, Франциско» . литература.inba.gob.mx . Национальная литературная координация. 6 января 2011 года . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Они открывают выставку «Масла художника Франсиско Икасы» » . Мехико: Миленио. 27 августа 2011. Архивировано из оригинала 5 августа 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ «Тайны Франсиско Икасы на выставке» . Гвадалахара: Информатор. 27 августа 2011 года . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ «Список членов» (на испанском языке). Мехико: Салон мексиканской пластики. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ «Авторы отвергают восстановленные работы» . Мехико: Реформа. 7 мая 2004 г. с. 1.
- ^ «Художник Франсиско Икаса умер в возрасте 83 лет» . Миллениум (на испанском языке). 4 мая 2014 года . Проверено 4 мая 2014 г.
- ^ Алехандро Алонсо (11 декабря 1998 г.). «Поэзия и живопись в МАМ». Мехико: Реформа. п. 27.
- ^ Алехандро Алонсо (11 декабря 1998 г.). «Поэзия и живопись в МАМ». Мехико: Реформа. п. 27.
- ^ Кихас, Фабиола Палапа (9 июля 2019 г.). «Скрытые коды Франсиско Икасы показаны в Fine Arts – La Jornada» . Ла Хорнада (на испанском языке) . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «Большая выставка Франсиско Икасы открылась в Музее Дворца изящных искусств» . ИНБА — Национальный институт изящных искусств (на мексиканском испанском языке). 14 июня 2019 г. Проверено 9 июля 2019 г.