Тамара де Лемпицка
Тамара де Лемпицка | |
---|---|
Тамара Лемпицка | |
![]() Бюст Лемпицкой в Кельце , Польша. | |
Рожденный | Тамара Розалия Гурвик-Горска 16 мая 1898 г. |
Умер | 18 марта 1980 г. | (81 год)
Образование | Академия Гранд Шомьер в Париже. |
Заметная работа | Мечта (1927) Автопортрет Тамара в зеленом «Бугатти» (1929). Музыкант (1929) Адам и Ева (1932) |
Стиль | Арт Деко |
Супруги | Тадеуш Лемпицки Рауль Куффнер де Диосег |
Дети | Мария Кристина «Кизетта» Лемпицка Фоксхолл (дочь) (1916–2001) |
Родственники | Адриенна Горска , архитектор (сестра) |
Веб-сайт | www |
Тамара Лемпицка (англ. произносится [тамара вэмпицка] ; урожденная Тамара Розалия Гурвик-Горска [1] [тамара rɔzalja ˈɡurviɡ ˈɡurska] ; 16 мая 1898 — 18 марта 1980), более известная как Тамара де Лемпицка , была польской художницей , которая провела свою трудовую жизнь во Франции и США. Она наиболее известна своими безупречными и богатых людей в стиле ар-деко портретами аристократов , а также своими сильно стилизованными картинами обнаженной натуры.
родилась в Варшаве Гурвик-Гурска и ненадолго переехала в Санкт-Петербург, где вышла замуж за Тадеуша Лемпицкого, известного польского юриста, а затем отправилась в Париж . Она училась живописи у Мориса Дени и Андре Лота . Ее стиль представлял собой смесь позднего, изысканного кубизма и неоклассического стиля , особенно вдохновленного работами Жана-Доминика Энгра . [2] Она была активной участницей художественной и общественной жизни Парижа между войнами. В 1928 году она стала любовницей барона Рауля Куффнера, богатого коллекционера произведений искусства из бывшей Австро-Венгерской империи . После развода с Тадеушем Лемпицким в 1931 году и смерти жены Куффнера в 1933 году Лемпицка вышла замуж за Куффнера в 1934 году, после чего в прессе она стала известна как «Баронесса с кистью».
После начала Второй мировой войны в 1939 году она и ее муж переехали в Соединенные Штаты и писали портреты знаменитостей, а также натюрморты , а в 1960-х годах - несколько абстрактных картин . Ее работы вышли из моды после Второй мировой войны, но вернулись в конце 1960-х годов с новым открытием ар-деко. В 1974 году она переехала в Мексику, где и умерла в 1980 году. По ее просьбе ее прах развеяли над вулканом Попокатепетль .
Ранняя жизнь [ править ]
Варшава и Петербург (1898–1917) [ править ]
Она родилась 16 мая 1898 года в Варшаве, тогда входившей в состав Конгресса Польши Российской Империи . [3] Ее отцом был Борис Гурвик-Горский, российский еврей, поверенный французской торговой компании. [3] [4] [5] [6] а ее матерью была Мальвина Деклер, польско-еврейская [7] [8] светская львица, прожившая большую часть жизни за границей и встретившая своего мужа на одном из европейских курортов. [9]
Тамару воспитывали в Варшаве ее мать, бабушка и дедушка Бернард и Клементина Деклер, которые были представителями общественной и культурной элиты - они дружили с Игнацием Яном Падеревским и Артуром Рубинштейном . [5] Их семейная могила находится на еврейском кладбище на улице Окоповой в Варшаве . [10] Когда Тамаре было десять лет, мать заказала ее портрет пастелью известному местному художнику. Она ненавидела позирование и была недовольна готовой работой. Она взяла пастель, позировала младшей сестре и сделала свой первый портрет. [11]
В 1911 году родители отправили ее в школу-интернат в Лозанне , Швейцария , но ей было скучно, и она притворилась больной, чтобы ей разрешили покинуть школу. Вместо этого бабушка взяла ее с собой в тур по Италии, где у нее развился интерес к искусству. После того, как ее родители развелись в 1912 году, она решила провести лето у своей богатой тети Стефы в Санкт-Петербурге . [12] Там в 1915 году она познакомилась и полюбила известного польского юриста Тадеуша Лемпицкого (1888–1951). Ее семья предложила ему большое приданое, и они обвенчались в 1916 году в часовне Мальтийских рыцарей в Санкт-Петербурге. [13] [11]
Русская революция ноября 1917 года опрокинула их комфортную жизнь. В декабре 1917 года Тадеуш Лемпицкий был арестован среди ночи ЧК , тайной полицией. Тамара обыскала его по тюрьмам и с помощью шведского консула, которому она предложила свою благосклонность, добилась его освобождения. [11] Они поехали в Копенгаген , затем в Лондон и, наконец, в Париж, где также нашла убежище семья Тамары. [14] [13]
Карьера [ править ]
Париж (1918–1939) [ править ]
В Париже Лемпицки какое-то время жили за счет продажи фамильные драгоценности. Тадеуш не захотел или не смог найти подходящую работу. Их дочь Мария Кристина «Кизетта» родилась примерно в 1919 году. [15] увеличивая их финансовые потребности. Лемпицка решила стать художницей по предложению сестры и училась как в Санкт-Петербургской Академии художеств , так и в Академии Гранд Шомьер у Мориса Дени , а затем у Андре Лота , который должен был оказать большее влияние на ее стиль. [16] [17] [18] Ее первыми картинами были натюрморты и портреты дочери Кизетты и ее соседки. Она продала свои первые картины через галерею Colette-Weil, что позволило ей выставляться в Салоне независимых , Осеннем салоне и Салоне des moins de trente ans для многообещающих молодых художников. [11] она выставлялась в Осеннем салоне в 1922 году. В этот период она подписывала свои картины «Лемпицки» — мужская форма своего имени. Впервые [19]
Ее прорыв произошел в 1925 году с Международной выставкой современного декоративного и промышленного искусства , которая позже дала название стилю ар-деко . Она выставляла свои картины на двух крупнейших площадках: Салоне Тюильри и Салоне женщин-художниц . Ее картины заметили американские журналисты Harper's Bazaar и других модных журналов, а ее имя стало известно. [11] В том же году состоялась ее первая крупная выставка в Милане, Италия, организованная для нее графом Эммануэле Кастельбарко. Для этой выставки Лемпицка за шесть месяцев нарисовала 28 новых работ. [20] Во время своего турне по Италии она завела нового любовника, маркиза Сомми Пиченарди. Ее также пригласили на встречу со знаменитым итальянским поэтом и драматургом Габриэле д'Аннунцио . Она дважды навещала его на его вилле на озере Гарда , стремясь написать его портрет; он, в свою очередь, был настроен на соблазнение. После безуспешных попыток получить комиссию она ушла разгневанная, а д'Аннунцио тоже остался неудовлетворенным. [21]

В 1927 году Лемпицка получила свою первую крупную награду, первый приз на Международной выставке изящных искусств в Бордо , Франция, за портрет Кизетты на балконе . В 1929 году другой портрет Кизетты во время ее Первого причастия получил бронзовую медаль на международной выставке в Познани , Польша. [11]
В 1928 году она развелась с Тадеушем Лемпицким. [11] В том же году она познакомилась с Раулем Куффнером, бароном бывшей Австро-Венгерской империи и коллекционером произведений искусства. Его титул не был древним; его семья получила этот титул от предпоследнего австро-венгерского императора Франца-Иосифа I , потому что семья Куффнера была поставщиком говядины и пива для императорского двора. [22] Он владел значительной недвижимостью в Восточной Европе. Он поручил ей нарисовать свою любовницу, испанскую танцовщицу Нану де Эррера; после его завершения Лемпицка и барон начали свои отношения. [14] Она купила квартиру на улице Мешен в Париже и заказала ее оформление модернистскому архитектору Роберту Малле-Стивенсу и своей собственной сестре Адриенне де Монто .Мебель была от Рене Хербста .Строгие, функциональные интерьеры появились в журналах по декорированию. [23]
В 1929 году Лемпицка нарисовала одну из своих самых известных работ «Автопортрет» (Тамара в зеленом «Бугатти») для обложки немецкого журнала мод Die Dame . На нем она была изображена за рулем гоночного автомобиля Bugatti в кожаном шлеме, перчатках и в сером шарфе — портрет холодной красоты, независимости, богатства и недоступности. [24] На самом деле у нее не было автомобиля Bugatti ; ее собственной машиной был маленький желтый «Рено», [25] который был украден однажды ночью, когда она и ее друзья праздновали в Ла Ротонде на Монпарнасе .
Впервые она поехала в Соединенные Штаты в 1929 году, чтобы написать портрет невесты американского нефтяника Руфуса Т. Буша и устроить выставку своих работ в Институте Карнеги в Питтсбурге. Выставка имела успех, но заработанные ею деньги были потеряны, когда банк, которым она пользовалась, обанкротился после краха фондового рынка в 1929 году . Портрет Джоан Джеффри, невесты Руфуса Т. Буша, был завершен, но сдан на хранение после развода пары в 1932 году. Он был продан аукционным домом Christie's в 2004 году после смерти Джоан (ныне Вандерпул). [26] Карьера Лемпицки достигла пика в 1930-е годы. Она писала портреты короля Испании Альфонсо XIII и королевы Греции Елизаветы . Музеи начали собирать ее работы. В 1933 году она поехала в Чикаго, где ее фотографии были показаны рядом с фотографиями Джорджии О'Киф , Сантьяго Мартинеса Дельгадо и Виллема де Кунинга . Несмотря на Великую депрессию , она продолжала получать заказы и выставляла свои работы в нескольких парижских галереях. [11]
Жена барона Куффнера умерла в 1933 году. [27] Де Лемпицка вышла за него замуж 3 февраля 1934 года в Цюрихе. [28] Она была встревожена приходом нацистов и убедила мужа продать большую часть своей собственности в Венгрии и перевезти свое состояние и имущество в Швейцарию . [11]
США и Мексика 1939–1980 ( )
Зимой 1939 года, после начала Второй мировой войны, Лемпицка и ее муж переехали в Соединенные Штаты. Сначала они поселились в Лос-Анджелесе. Галерея Пола Рейнхарда организовала выставку ее работ, и они переехали в Беверли-Хиллз , поселившись в бывшей резиденции кинорежиссера Кинга Видора . Выставки ее работ были организованы в галерее Джулиана Леви в Нью-Йорке, галереях Курвуазье в Сан-Франциско и Институте искусств Милуоки, но ее выставки не имели того успеха, на который она надеялась. Ее дочери Кизетт удалось бежать из оккупированной Франции через Лиссабон и присоединиться к ним в Лос-Анджелесе в 1941 году. Кизетт вышла замуж за техасского геолога Гарольда Фоксхолла. В 1943 году барон Куффнер и де Лемпицка переехали в Нью-Йорк . [11]
В послевоенные годы она продолжала бурную светскую жизнь, но заказов на светские портреты у нее было меньше. Ее стиль ар-деко выглядел анахронизмом в период послевоенного модернизма и абстрактного экспрессионизма . Она расширила свою тематику, включив в нее натюрморты, а в 1960 году начала писать абстрактные работы и использовать мастихин вместо своей гладкой предыдущей кисти. Иногда она переделывала более ранние произведения в своем новом стиле. Яркая и прямая Аметиста (1946) превратилась в розовую и пушистую «Девушку с гитарой» (1963). В мае и июне 1961 года у нее была выставка в галерее Ror Volmar в Париже, но она не возобновила ее прежний успех. [29]
Барон Куффнер умер от сердечного приступа в ноябре 1961 года на океанском лайнере «Либерте», направлявшемся в Нью-Йорк. [30] После его смерти Лемпицка продала большую часть своего имущества и совершила три кругосветных путешествия на корабле. В 1963 году Лемпицка переехала в Хьюстон , штат Техас , чтобы быть с Кизетт и ее семьей, и ушла из жизни как профессиональная художница. [11] Она продолжала перекрашивать свои ранние работы. Свой знаменитый «Автопортрет» (1929) она перерисовывала дважды, в период с 1974 по 1979 год; «Автопортрет II» был продан, хотя «Автопортрет III» она повесила в своей квартире для престарелых, где он и оставался до ее смерти. [31] Последней ее работой была четвертая копия ее картины «Святой Антоний». [32]
В 1974 году она решила переехать в Куэрнаваку , Мексика. После смерти мужа в 1979 году Кизетт переехала в Куэрнаваку, чтобы заботиться о де Лемпицке, здоровье которой ухудшалось. Де Лемпицка умерла во сне 18 марта 1980 года. По ее желанию ее прах был развеян над вулканом Попокатепетль . [20]
Повторное открытие [ править ]
Возрождение интереса к ар-деко началось в конце 1960-х годов. Ретроспектива ее работ прошла в Люксембургской галерее в Париже летом 1972 года и получила положительные отзывы. [33] [34] Обширный каталог был опубликован в Италии редактором Франко Марией Риччи в 1977 году. [35] После ее смерти ее ранние картины в стиле ар-деко снова выставлялись и покупались. Спектакль «Тамара » был вдохновлен ее встречей с Габриэле Д'Аннунцио и впервые был поставлен в Торонто; Затем он шел в Лос-Анджелесе в течение одиннадцати лет (1984–1995) в Hollywood American Legion Post 43, что сделало его самой продолжительной пьесой в Лос-Анджелесе, и за эти годы в ней было задействовано около 240 актеров. Впоследствии пьеса была также поставлена в Оружейной палате Седьмого полка в Нью-Йорке. [36] В 2005 году актриса и художница Кара Уилсон исполнила «Деко Дива» , пьесу одной женщины, основанную на жизни Лемпицки. Ее жизнь и отношения с одной из ее моделей описаны в Эллиса Эйвери романе «Последняя обнаженная» . [37] который получил Американской библиотечной ассоциации Stonewall Book Awards литературную премию Барбары Гиттингс в 2013 году. [38]
Стиль и сюжеты [ править ]
Собственное описание своей работы Лемпицкой:
Я была первой женщиной, создавшей ясные картины, и в этом был источник моего успеха... Среди сотни полотен мои всегда были узнаваемы. Галереи, как правило, размещали мои картины в лучших залах, потому что они привлекали людей. Моя работа была ясна и закончена. Я огляделся вокруг и увидел только полное разрушение живописи. Банальность, в которой погрузилось искусство, вызывала у меня чувство отвращения. Я искал ремесло, которого больше не существовало; Я работал быстро тонкой кистью. Я искал технику, ремесло, простоту и хороший вкус. Моя цель: никогда не копировать. Создайте новый стиль с помощью ярких и ярких цветов, заново откройте для себя элегантность моих моделей. [2] [39]
Она была одним из самых известных художников стиля ар-деко , в группу которого входили Жан Дюпа , Диего Ривера , Хосеп Мария Серт , Луи Лозовик и Рокуэлл Кент , но в отличие от этих художников, часто рисовавших большие фрески с толпами сюжетов. , она сосредоточилась почти исключительно на портретах.
Ее первым учителем в Академии Рансона в Париже был Морис Дени , который учил ее согласно своему знаменитому принципу: «Помните, что картина, прежде чем она станет боевым конем, обнаженной женщиной или каким-нибудь анекдотом, представляет собой, по сути, плоскую поверхность, покрытую красками. собраны в определенном порядке». В первую очередь он был художником-декоратором, который научил ее традиционному мастерству живописи. [40] Другим ее влиятельным учителем был Андре Лот , который научил ее следовать более мягкой и изысканной форме кубизма , которая не шокировала зрителя и не выглядела неуместно в роскошной гостиной. Ее кубизм был далек от кубизма Пабло Пикассо или Жоржа Брака ; для нее Пикассо «воплотил новизну разрушения». [39] Лемпицка объединил этот мягкий кубизм с неоклассическим стилем, вдохновленным в основном Энгром . [41] особенно его знаменитая Турецкая баня с преувеличенными обнаженными телами, заполнившими холст. На ее картину «Прекрасная Рафаэлла» особое влияние оказал Энгр. Техника Лемпицки, следуя Энгру, была чистой, точной и элегантной, но в то же время наполненной чувственностью и намеком на порок. [2] Кубистические элементы ее картин обычно находились на заднем плане, за фигурами ингресков. Гладкая текстура кожи и столь же гладкие, светящиеся ткани одежды были доминирующими элементами ее картин. [2]
Известная особенно своими портретами богатых аристократов, она также писала стилизованные обнаженные тела. [42] Обнаженные тела обычно женские, изображены ли они поодиночке или группами; «Адам и Ева» (1931) представляет собой одну из немногих ее обнаженных мужских фигур. [43] После середины 1930-х годов, когда ее портреты в стиле ар-деко вышли из моды и «серьезный мистический кризис в сочетании с глубокой депрессией во время экономического спада спровоцировали радикальные перемены в ее творчестве», [18] она обратилась к рисованию более традиционных сюжетов в том же стиле. Она написала ряд мадонн и женщин в тюрбанах, вдохновленных картинами эпохи Возрождения, а также скорбные сюжеты, такие как «Мать-настоятельница» (1935), изображение монахини со слезой, катящейся по ее щеке, и «Побег» (1940), на котором изображены беженцы. . [44] О них историк искусства Жиль Нере писал: «Надо сказать, что более «добродетельным» предметам баронессы недостает убедительности по сравнению с утонченными и галантными произведениями, на которых была основана ее прежняя слава». [45] Лемпицка представила элементы сюрреализма в таких картинах, как «Рука сюрреалиста» (ок. 1947), а также в некоторых своих натюрмортах, таких как «Ключ» (1946). Между 1953 и началом 1960-х годов Лемпицка рисовал резкие абстракции, стилистически схожие с пуризмом 1920-х годов. [46] Ее последние работы, написанные мастихином в теплых тонах, обычно считались наименее удачными. [46] [45]
Личная жизнь [ править ]
Лемпицка высоко ценила работу по созданию собственного состояния, говоря знаменитую фразу: «Чудес не бывает, есть только то, что ты делаешь». Она воспользовалась этим личным успехом и создала для себя гедонистический образ жизни, сопровождавшийся интенсивными любовными романами в высшем обществе. [47]
Ее дочь Кизетта редко видела Лемпицку, но была увековечена в ее картинах. Лемпицка неоднократно рисовала ее, создав яркую серию портретов: «Кизетта в розовом» (1926), «Кизетта на балконе» (1927), «Спящая Кизетта» (1934), «Портрет баронессы Кизетт» (1954–1955) и другие. На некоторых других картинах Лемпицки изображены женщины, похожие на Кизетту.
Бисексуальность [ править ]
Лемпицка была бисексуалкой . [48] Ее отношения как с мужчинами, так и с женщинами велись способами, которые в то время считались скандальными. В своих портретах она часто использовала формальные и повествовательные элементы, а ее этюды обнаженной натуры включали темы желания и соблазнения. [49] В 1920-х годах она стала тесно сотрудничать с лесбиянками и бисексуальными женщинами в писательских и художественных кругах, среди них Вайолет Трефузис , Вита Саквилл-Уэст и Колетт . Она также связалась с Сюзи Солидор , певицей ночного клуба Boîte de Nuit , чей портрет она позже нарисовала. [50]
Наследие [ править ]
Американская певица Мадонна — поклонница и коллекционер творчества Лемпицки. [51] Мадонна использовала работы Лемпицки в своих клипах на песни « Open Your Heart » (1987), « Express Yourself » (1989), « Vogue » (1990) и « Drowed World/Substitute for Love » (1998). Она также использовала картины Лемпицки на съемках своих мировых туров Who's That Girl 1987 года , Blond Ambition 1990 года и Celebration Tour 2023 года .
Среди других известных коллекционеров Лемпицки — актер Джек Николсон и певица-актриса Барбра Стрейзанд . [52]
Роберта Дассановского В книгу «Телеграммы из Метрополя: Избранные стихи 1980–1998 годов» вошли стихотворения «Тамара де Лемпицка» и «Донна д'Оро», посвященные Кизетте де Лемпицка.
Картины Лемпицки изображены на обложках британских книг «Атлант расправил плечи» и «Источник» Айн Рэнд . [53] [54]
16 мая 2018 года, в честь 120-летия со дня ее рождения, Google сделал ее героем ежедневного дудла Google. [55]
состоялась премьера биографического мюзикла «Лемпицка» В июле 2018 года на театральном фестивале в Уильямстауне . [56] [57] Позже спектакль был показан в La Jolla Playhouse в 2022 году и на Бродвее с апреля по май 2024 года. В мюзикле играла Иден Эспиноза в роли Лемпицки, а режиссером выступила победительница «Тони» Рэйчел Чавкин . В апреле 2024 года Эспиноза была номинирована на премию Тони за свою роль. [58]
С сентября 2022 года по март 2023 года Национальном музее в Кракова прошла крупная выставка ее работ из музеев и частных коллекций Европы и США под названием «Лемпицка» . [59]
В январе 2023 года Jeff Ruby Culinary Entertainment, ресторанная компания из нескольких штатов, расположенная в Цинциннати, штат Огайо, назвала свое первое специализированное пространство для проведения мероприятий The Lempicka, чтобы признать влияние ее эстетики на дизайн интерьеров ее ресторанов. [60] Центр открылся в июне 2023 года. [61]
Арт-рынок [ править ]
В ноябре 2019 года картина Лемпицки «Роза Туник» (1927). [62] была продана на аукционе Sotheby's за 13,4 миллиона долларов. [63] В феврале 2020 года ее картина «Портрет Марджори Ферри» (1932) установила рекорд для произведений Лемпицки, принеся 16,3 миллиона фунтов стерлингов (21,2 миллиона долларов) на вечерней распродаже импрессионистов и современного искусства на аукционе Christie's в Лондоне. [64]
Галерея [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Варшава тогда была частью Конгресса Польши , находившейся под контролем Российской Империи .
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ↑ Ее полное имя по данным Claridge (1999), с. 10; и Мори (2011), с. 22. В биографиях Де Лемпицки-Фоксхолл и Филлипс (1987), Нерет (2000), Блонделя, Брюггера и Гронберга (2004) и Баде (2006) также указано ее имя при рождении - Тамара; в некоторых других источниках говорится, что ее имя при рождении было Мария (например, Хелена Рекитт, Искусство феминизма: образы, которые сформировали борьбу за равенство, 1857–2017 , 2018, стр. 84).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Нерет (2016) , стр. 27–31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коммир (2002) .
- ^ Маккарти, Фиона (15 мая 2004 г.). «Старые добрые непослушные времена» . Хранитель . Лондон . Проверено 18 августа 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Врублевская, Магдалена. «Тамара де Лемпицка» . Культура.пл . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ Винсент, Глин (24 октября 1999 г.). «Глиттер Арт» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ Джоанна Сосновска (21 января 2021 г.). «В тени Тамары» . Вестник истории искусств . 82 (4). Варшава, Институт искусств Польской академии наук: 643–658. дои : 10.36744/bhs.698 . S2CID 234191873 . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ Сильвия Зиентек (8 марта 2022 г.). «Тамара Лемпицка: десять неизвестных фактов о ней» . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ Claridge & Lempicka (1999) , стр. 15, 377.
- ^ «Могила семьи Деклер в базе данных еврейских надгробий Польши» . Проверено 8 августа 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Нерет (2016) , с. 93.
- ^ Кларидж и Лемпицка (1999) , с. 44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кларидж и Лемпицка (1999) , стр. 39–40, 53.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хендерсон (2005) , стр. 106–109.
- ^ Блондель, Брюггер и Гронберг (2004) , с. 131.
- ^ Баде (2006) , с. 27.
- ^ Блондель, Брюггер и Гронберг (2004) , с. 17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адер, Лаура (2019). Проблемы с женщинами-художницами: переосмысление истории искусства . Париж: Фаммарион. п. 73. ИСБН 978-2-08-020370-0 .
- ^ Мори (2011), с. 379.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лемпицка-Фоксхолл (1987) , с. 58.
- ^ Норин (2016) , с. 93.
- ^ Нерет (2016) , с. 75.
- ^ Современная архитектура; Мастерская мадам де Лемпицка , Жорж Ремон , январь 1931 года, Мебель и украшения .
- ^ Лемпицка-Фоксхолл (1987) , с. 77.
- ^ Нерет (2016) , с. 7.
- ^ Фогель, Кэрол (5 мая 2004 г.). «Современное искусство преуспевает с открытием аукционного сезона» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ Баде (2006) , с. 99.
- ↑ Адлер , 4/2001, 31. [ нужна полная цитата ]
- ^ Кларидж и Лемпицка (1999) , с. 281.
- ^ Мори (2011), стр. 322, 324.
- ^ Лопес, Томас (2 августа 2009 г.). «Тамара де Лемпицка и Виктор Контрерас: бесконечная дружба » . oem.com.mx (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ «Тамара де Лемпицка. 1972–1980» . delempicka.org . Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ «Тамара де Лемпицка (1898–1980)» . www.christies.com .
- ^ Блондель, Брюггер и Гронберг (2004) , с. 137.
- ^ «Тамара де Лемпицка» . Издательство Франко Марии Риччи . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ↑ Обзор Тамары в New York Times от 3 декабря 1987 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ « Последняя обнаженная: страстный портрет художницы и ее музы» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 31 декабря 2011 года . Проверено 23 августа 2016 г. .
- ^ «Объявлена книжная премия Stonewall 2013» . Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 6 февраля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лемпицка-Фоксхолл (1987) , с. 52.
- ^ Нерет (2016) , с. 21.
- ^ Редакторы Phaidon (2019). Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. п. 239. ИСБН 978-0714878775 .
- ^ Вайдеманн, Ларасс и Клиер (2008) .
- ^ Баде (2006) , с. 184.
- ^ Баде (2006) , стр. 103–104, 113.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нерет (2016) , с. 71.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Баде (2006) , с. 119.
- ^ Брэди, Хелен (26 июня 2013 г.). «Бурная жизнь Тамары де Лемпицкой: икона ар-деко» . Культурное путешествие . Проверено 26 октября 2016 г.
- ^ Блондель и Брюггер (2004) , стр. 34, 42–43.
- ^ «Знаменитый ГЛТБ» . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Проверено 17 марта 2006 г. .
- ^ «Лемпичка, Тамара де (1898?–1980)» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 года . Проверено 3 ноября 2007 г. .
- ^ Кросс (2007) , с. 47.
- ^ Арт, Р.-атенсио (12 октября 2011 г.). «Мадонна, Барбра Стрейзанд и Джек Николсон собирают ее» . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Атлас пожал плечами . Книги о пингвинах . Февраль 2007 года.
- ^ Источник . Книги о пингвинах . Февраль 2007 года.
- ^ «Что нужно знать о художнице ар-деко Тамаре де Лемпицка» . Время . 16 мая 2018 года . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ Валленберг, Кристофер. «В Лемпицке художница, проживающая свою жизнь смелыми мазками» . Бостон Глобус . Проверено 12 июля 2018 г.
- ^ Левитт, Хейли (14 июля 2018 г.). «Иден Эспиноза и Кармен Кьюсак Белт об искусстве и любви в Лемпицке» . Театромания . Проверено 14 июля 2018 г.
- ^ Эванс, Грег (3 мая 2024 г.). «Бродвейская «Лемпика» закроется после закрытия лучшего мюзикла «Тони»» . Крайний срок . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ «Лемпичка» . Национальный музей в Кракове . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ «Jeff Ruby Culinary Entertainment представляет в центре города пространство для частных мероприятий Lempicka от Джеффа Руби» . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ «Новое место проведения мероприятий, Lempicka от Джеффа Руби, знаменует собой дебют в центре города» . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ «Тамара де Лемпицка | РОЗОВАЯ ТУНИКА (1927) | MutualArt» . www.mutualart.com .
- ^ Вестерби, Ник (14 ноября 2019 г.). «Картина Лемпицки продана на аукционе Sotheby's за невероятные 13 миллионов долларов» . Первые новости . Проверено 2 октября 2021 г.
- ^ «Тамара де Лемпицка (1898–1980)» . Проверено 6 февраля 2020 г. .
Источники [ править ]
- Олдрич, Роберт и Уотерспун, Гарри, ред. (2002). Кто есть кто в истории геев и лесбиянок от античности до Второй мировой войны . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-15983-8 .
- Баде, Патрик (2006). Тамара де Лемпицка . Нью-Йорк: Parkstone Press. ISBN 978-1-85995-903-9 .
- Бирнбаум, Паула (2011). Женщины-художницы в межвоенной Франции: создание женственности . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6978-4 .
- Блондель, Ален (1999). Тамара де Лемпицка: Каталог-резонне 1921–1980 гг . Лозанна: Editions Acatos.
- Блондель, Ален; Брюггер, Ингрид и Гронберг, Таг (2004). Тамара де Лемпицка: икона ар-деко . Королевская академия художеств. ISBN 978-1-903973-43-1 .
- Блондель, Ален и Лемпицка, Тамара де (2004). Тамара де Лемпицка: Каталог Резонне 1921–1979 гг . Лондон: Книги Королевской академии.
- Кларидж, Лаура П. и Лемпицка, Тамара де (1999). Тамара де Лемпицка: Жизнь в стиле деко и декаданса . Кларксон Поттер. стр. 15, 377. ISBN. 978-0517705575 .
- Коммир, Энн , изд. (2002). «Лемпичка, Тамара де (1898–1980)» . Женщины в мировой истории: Биографическая энциклопедия . Проверено 23 августа 2016 г. .
- Кросс, Мэри (2007). Мадонна: Биография . Гринвуд. ISBN 978-0-313-33811-3 .
- Гросеник, Ута и Беккер, Илька (2001). Женщины-художницы в 20 и 21 веке . Ташен. ISBN 978-3-8228-5854-7 .
- Хендерсон, Андреа, изд. (1998). «де Лемпицка, Тамара». Энциклопедия мировой биографии . Том. 24 (2-е изд.). Детройт: Гейл Исследования.
- Лемпицка-Фоксхолл, Кизетт (1987). Филлипс, Чарльз (ред.). Страсть к дизайну: искусство и времена Тамары де Лемпицка . Нью-Йорк: Абвиль Пресс. ISBN 9780789205032 .
- Макрелл, Джудит (2013). Флэпперс: шесть женщин опасного поколения . ISBN 978-0-330-52952-5 .
- Мори, Джоя (2006). Тамара де Лемпицка (экс. кат. изд. Милан, Палаццо Реале). Милан: Скира.
- Мори, Джоя (2006). Тамара де Лемпицка. Королева современности (эксп. кат. Ред. Рим, Complesso del Vittoriano) (на итальянском языке). Милан: Скира.
- Мори, Джоя (2011). Тамара де Лемпицка, королева модерна: [экспозиция, Рим, Complesso del Vittoriano, 11 марта – 10 июля 2011 г.] . Милан: Скира. ISBN 9788857209319 .
- Нере, Жиль (2016). Тамара де Лемпицка: 1898–1980, богиня автомобильной эпохи [ Тамара де Лемпицка: 1898–1980, богиня автомобильной эпохи ] (на французском языке). Ташен. ISBN 978-3-8365-3225-9 .
- Вайдеманн, Кристиана; Ларасс, Петра и Клиер, Мелани (2008). 50 женщин-художников, которых вы должны знать . Престель. ISBN 978-3-7913-3956-6 .
Внешние ссылки [ править ]

- Тамара Лемпицка (Tamara De Lempicka) , Culture.pl
- Наследие ар-деко Тамары Лемпицкой , Culture.pl
- 14 самых дорогих произведений искусства из Польши, выставленных на аукционе , Culture.pl
- 1898 рождений
- 1980 смертей
- Польские художники 20 века.
- Польские художницы ХХ века
- Выпускники Академии Гранд Шомьер
- Художники ар-деко
- Художники из Варшавы.
- Бисексуальные художники
- Бисексуальные женщины-художницы
- Эмигранты из Конгресса Польши в США
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Эмигранты из Российской империи в Мексику
- Эмигранты из Российской империи в Швейцарию
- Еврейские женщины-художницы
- Еврейские художники
- Польские художники-ЛГБТ
- Американские художники ЛГБТ
- Бисексуальные евреи
- Польские бисексуальные женщины
- Американские бисексуальные артисты
- Американские бисексуальные женщины
- Люди из Беверли-Хиллз, Калифорния
- Люди из Куэрнаваки
- Художники из Парижа
- Люди из Варшавской губернии
- Польские эмигранты во Франции
- Польские эмигранты в Мексике
- Польские эмигранты в США
- Польские эмигранты в России
- Польские эмигранты в Швейцарии
- Польское дворянство ХХ века
- Поляки еврейского происхождения
- Польские женщины-художницы
- Белые русские эмигранты во Франции
- Белые русские эмигранты в Мексике
- Белые русские эмигранты в Швейцарии
- Белые русские эмигранты в США
- Польские ЛГБТ 20-го века
- Женщины-художницы 20-го века
- Американские женщины-художницы ЛГБТ