Еврейское кладбище, Варшава
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Варшавское еврейское кладбище | |
---|---|
![]() Могилы на еврейском кладбище на улице Окоповой | |
![]() | |
Подробности | |
Учредил | 1806 |
Расположение | |
Координаты | 52 ° 14'51 ″ с.ш. 20 ° 58'29 ″ в.д. / 52,24750 ° с.ш. 20,97472 ° в.д. |
Тип | Еврейское кладбище |
Размер | 33 га |
Количество могил | 200,000-300,000 [ 1 ] |
Варшавское еврейское кладбище — одно из крупнейших еврейских кладбищ в Европе и мире. расположенный на в Варшаве улице Окоповой и примыкающий к христианскому Повонзскому кладбищу Еврейский некрополь, , был основан в 1806 году и занимает 33 гектара (83 акра) земли. На кладбище находится более 250 000 обозначенных могил. [ 1 ] а также братские могилы жертв Варшавского гетто . Хотя кладбище было закрыто во время Второй мировой войны , после войны оно было вновь открыто, и небольшая его часть остается активной, обслуживая существующее еврейское население Варшавы.
Поскольку некрополь был основан взамен множества небольших кладбищ ближе к центру города, он был спроектирован для обслуживания всех еврейских общин Варшавы, независимо от их принадлежности. Следовательно, он разделен на несколько районов, получивших название кварталов ( кватеры ), исторически предназначенных для различных групп. Среди них трое православных (мужчины, женщины и один за Священное Писание), реформистский иудаизм , дети, военные и жертвы восстания в Варшавском гетто .
Кладбище, превратившееся в послевоенный период в густой лес, заполнено памятниками, посвященными выдающимся личностям, таким как политики, духовные лидеры, изобретатели, экономисты и другие. Многие маркеры просты, другие украшены искусной резьбой и богато украшены. Большие мавзолеи появляются в стилях от египетского возрождения до ар-деко .
История
[ редактировать ]
В 1806 году Варшавская еврейская коммуна обратилась к правительству с просьбой создать новое кладбище для еврейских жителей Варшавы. [ 2 ] Бродненское еврейское кладбище , существовавшее с 1769 года, было почти заполнено, и чевра кадиша искала новое место для захоронения. [ 3 ] Выбранный участок находился прямо за чертой города, в местечке Воля , рядом с новым католическим Повонзким кладбищем, основанным в 1790 году. Ходатайство было принято, и в следующем году кладбище было основано. Самое раннее надгробие датировано 6 декабря 1806 года и принадлежало некоему Нахуму, сыну Нахума Семятыцкого , но до наших времен оно не сохранилось. Первой женщиной, похороненной там, была некая Элька Юнгхофф, дочь Иегуды Лейба Мулрата из Калиша . Ее надгробие датировано 26 ноября 1804 года, но дата, скорее всего, неправильная. Следовательно, самое старое из сохранившихся надгробий принадлежит Саре, дочери Элиезера (умерла 8 сентября 1807 г.). [ 4 ]
В отличие от других кладбищ Европы, все могилы на кладбище на улице Окоповой обращены спиной к воротам кладбища. Традиция располагать могилы лицом к воротам кладбища исходит из поверья, что при будущем воскресении мертвых мертвые поднимутся и смогут покинуть кладбище, не оборачиваясь. [ 3 ] Однако в 1819 году, когда один член общины был случайно похоронен головой, а не ногами, лицом к воротам кладбища, раввин Шломо Залман Липшиц , первый главный раввин Варшавы, постановил, что все будущие захоронения должны производиться таким же образом: чтобы не смущать первого, кого похоронят таким образом. [ 3 ]
В первые десятилетия своего существования новое кладбище на улице Окоповой использовалось в основном высшими слоями еврейского общества, а более бедные евреи хоронились на Бродненском еврейском кладбище в самом восточном районе Бродно , на правом берегу Вислы . Несмотря на это, кладбище быстро стало переполненным, и уже в 1824 году его пришлось расширить. Примерно в это же время царские власти взяли на себя управление кладбищем от чевра кадиша и к 1850 году создали отдельное похоронное управление. Первое похоронное бюро на месте было основано в 1828 году, но уже в 1831 году оно было разрушено русской армией в ходе Ноябрьского восстания . Новое здание было построено в следующем году и расширено в 1854 году. Тем временем некрополь расширялся дважды: в 1840 и 1848 годах. Примерно в это же время он стал главным еврейским кладбищем Варшавы, как для богатых, так и для бедных.
Исторически кладбище было отделено от центра города и квартала, населенного евреями, глубоким рвом, так называемым Любомирским валом , созданным в 1777 году для прекращения распространения чумы и в качестве налоговой меры. Лишь в 1873 году и еврейской, и католической общинам было разрешено построить мост через ров, чтобы облегчить доступ к обоим кладбищам. В 1860 и 1863 годах кладбище вновь расширялось и в 1869 году приобрело нынешний вид. Однако оно начало переполняться, и в 1885 году все захоронения, финансируемые еврейской общиной (т. е. бедняками), были направлены на Бродненское еврейское кладбище . В 1877 году несколько известных еврейских семей Варшавы профинансировали строительство нового здания в стиле позднего неоклассицизма Адольфа Шиммельпфеннига, в котором располагались синагога и два похоронных дома (одно для мужчин и одно для женщин). Второй этаж отводился под квартиру раввина.

Поскольку кладбище использовалось всеми группами варшавского еврейства, возникали конфликты по поводу контроля над кладбищем и различных вопросов, связанных с захоронением. В 1913 году было решено разделить его на четыре части: одну для ортодоксальных евреев, одну для евреев -реформистов , одну для детей и одну для военных и государственных захоронений. После Первой мировой войны кладбище снова стало переполненным. Впоследствии на территории квартала, ранее отведенного для детей, был возведен курган или земляная терраса, чтобы можно было проводить больше захоронений. С 1918 по 1936 год было создано четырнадцать таких курганов. В 1930-х годах все кладбище было обнесено высокой стеной, а в 1939 году началось строительство Мавзолея евреев, борющихся за независимость Польши. Работы были остановлены началом Второй мировой войны и немецкой оккупацией Польши .
Во время Великой Отечественной войны кладбище было частично снесено. Немецкие войска использовали его для массовых казней и захоронения жертв Варшавского гетто , восстания в Варшавском гетто , Варшавского восстания 1944 года и других массовых убийств. В этих захоронениях были как евреи, так и неевреи. После восстания в гетто 15 мая 1943 года немцы взорвали все здания на территории кладбища, включая синагогу и похоронные дома. До наших дней сохранился лишь небольшой колодец. Дальнейший ущерб кладбищу был нанесен во время Варшавского восстания 1944 года, когда линия фронта проходила прямо через кладбище. [ 2 ] После войны кладбище было вновь открыто. Коммунистические власти Польши планировали провести дорогу прямо через середину кладбища. Планы так и не были реализованы благодаря усилиям американского дипломата Альфреда Брейнарда, откликнувшегося на призыв о помощи еврейских организаций.
В 1990-х годах заброшенное кладбище начало ремонтироваться впервые с 1930-х годов, в основном силами воссозданной Варшавской еврейской коммуны и Фонда семьи Ниссенбаум , а также муниципального управления города Варшавы. Кладбище все еще открыто, ежегодно здесь происходит от 20 до 30 новых захоронений.
Известные погребения
[ редактировать ]

- Соломон Ански , писатель (Соломон Зангвилл Раппапорт), автор « Диббука »
- Шимон Ашкенази , археолог
- Меир Балабан
- Нафтали Цви Иегуда Берлин , Рош-ешива Воложинской ешивы и автор нескольких крупных еврейских произведений.
- Матиас Берсон , филантроп
- Адам Черняков (1880–1942), глава юденрата Варшавского гетто.
- Шимон Датнер , историк
- Джейкоб Динезон (1852–1919), писатель
- Марек Эдельман
- Максимилиан Фаянс , художник, литограф и фотограф.
- Мауриций Фаянс , основатель первой пароходной линии на Висле.
- Александр Фламберг , мастер по шахматам
- Эдвард Флатау , невролог
- Ури Ниссан Гнесин , писатель
- Сэмюэл Голдфлам , невролог
- Эстер Рэйчел Каминская (1870–1925), «мать идишского театра», мать Иды Каминской.
- Михал Клепфиш
- Януш Корчак , известный писатель и врач
- Исаак Крамштик , раввин и юрист
- Александр Лессер , художник и искусствовед
- Шломо Залман Липшиц , первый главный раввин Варшавы
- Доу Бер Мейзельс , раввин Кракова и Варшавы
- Элияху Шломо ха-Леви из Лиды , хасидский раввин
- Сэмюэль Оргельбранд , издатель Универсальной энциклопедии
- Исаак Леб Перец (1852–1915), один из самых выдающихся писателей на идише XIX-XX веков.
- Самуэль Авраам Познаньский
- Юзеф Рожанский , коммунистический активист
- Юзеф Сандель , историк искусства и критик
- Хайим Селиг Слонимский , еврейский издатель, астроном, изобретатель и научный автор.
- Хаим Соловейчик , основатель раввинской династии Брисков и «быстрый метод» изучения Талмуда. [ 2 ]
- Юлиан Стрыйковски (урожденный Песах Старк) 1905–1996, писатель, автор книги «Аустерия» «Голоса во тьме».
- Иполит Вавельберг , основатель Варшавского технического колледжа,
- Шимон Винавер , шахматист
- Люциан Волановский
- Людвик Заменгоф , врач и изобретатель эсперанто .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "Еврейское кладбище на улице Окопова - Достопримечательности - Варшава" . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Теркатин, Росселла (22 июля 2020 г.). «На еврейском кладбище Варшавского гетто обнаружен неразорвавшийся нацистский миномет» . «Джерузалем Пост» . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Золото, раввин Йоэль. «Хесед Шел Эмес». Ами Ливинг , 25 января 2017 г., с. 16.
- ^ «Виртуальное кладбище» . Проверено 12 января 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейское кладбище на улице Окоповой в Музее истории польских евреев, Виртуальный штетл
- Веб-сайт текущего проекта по записи всех имен с еврейского кладбища на улице Окопова.
- Фонд еврейского кладбища «Гесия» - https://web.archive.org/web/20180131184103/http://www.jewishcem.waw.pl/english/start.htm
- http://history1900s.about.com/library/holocaust/aa100499.htm. Архивировано 6 января 2017 г. в Wayback Machine.