Катажина Кобро
Катажина Кобро | |
---|---|
![]() Катажина Кобро с дочерью в 1938 году. | |
Рожденный | |
Умер | 21 февраля 1951 г. | ( 53 года
Национальность | Польский (натурализованный) |
Известный | Скульптура |
Движение | Конструктивизм |
Супруг |
Катажина Кобро (26 января 1898 г. - 21 февраля 1951 г.) [1] был польским скульптором -авангардистом и видным представителем конструктивистского движения в Польше . Пионер инновационной многомерной абстрактной скульптуры , она отвергла эстетизм и выступала за интеграцию пространственного ритма и научных достижений в изобразительное искусство . [2]
Кобро родилась в Москве в семье смешанного немецкого и русского происхождения. Иммигрировала в Польшу в 1920-х годах, где создала большую часть своих работ. Вместе со своим мужем Владиславом Стржеминьским она работала над концепцией пространственности , включая в скульптуру пространственную композицию, а также сборные элементы и промышленные или искусственные изделия. [3]
Ранняя жизнь [ править ]
Катажина Кобро родилась 26 января 1898 года в Москве , на территории тогдашней Российской империи , в многонациональной семье. [4] Ее отец, Николай Александр Михаэль фон Кобро, происходил из семьи балтийских немцев из нынешней Латвии , а мать, Евгения Розанова, была русской . [1] [4]
Детские годы провела в Риге , затем в 1915 году переехала с семьей в Москву. С 1917 по 1920 год училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества . [5] Она была членом Московского Союза Художников вместе с Казимиром Малевичем , Ольгой Розановой , Владимиром Татлиным , Александром Родченко и другими. В 1920 году Кобро вышла замуж за польского художника Владислава Стржеминского (1893–1952). [1] В начале 1922 года она бежала в Польшу и в 1924 году получила польское гражданство.
Карьера [ править ]
Супруги обосновались в небольшом польском городке Щекоцины , а позже переехали в Колушки , где работали учителями. [1] и Шимоном Сиркусом основал Praesens В 1926 году Кобро вместе с архитекторами Богданом Лахертом Group , но покинул группу в 1929 году из-за разногласий по содержанию. Кобро, Стржеминский, художник Генрих Стажевский и поэты Ян Бженковский и Юлиан Пшибош затем основали группу ar , инициализацию, которую обычно интерпретируют как «Революционные художники» или «Настоящий авангард».
Она сыграла важную роль в создании Художественного музея в Лодзи . В 1932 году она и ее муж присоединились к группе Abstraction-Création . В 1937 году Кобро подписал Манифест размерности 1936 года, опубликованный Жаном Арпом , Марселем Дюшаном и Ласло Мохой-Надем . [6]
Стиль [ править ]

Кобро был одним из самых прогрессивных художников-авангардистов межвоенного периода. Под влиянием конструктивизма она отвергла концепции эстетизма , индивидуализма и субъективизма и вместо этого постулировала абсолютный объективизм формы. [2] Ее главной целью было создание абстрактного произведения искусства, основанного на универсальных и объективных правилах, открытых посредством экспериментов и пространственного анализа. [3]
Ее скульптура концептуализировала бесконечное пространство, которое нужно было рассматривать как единое, без фокусных точек или точек отсчета, таких как начало системы координат. Поэтому она стремилась организовать пространство так, чтобы оно не было разделено на пространство, заключенное в форме и исключенное из нее, а чтобы произведение сосуществовало с пространством и позволяло пространству проникнуть в него.
Наследие [ править ]
Уникальные пространственные композиции Кобро оказали значительное влияние на различных современных художников, в том числе на бельгийского скульптора и художника Жоржа Вантонгерлоо, чьи скульптуры развивались в течение 1920-х и 1930-х годов под влиянием творчества Кобро. [7] Ее работы выставлялись в музеях по всему миру, включая Центр Помпиду , [8] [9] Музей королевы Софии , [10] Музей современного искусства , [11] Музей Модерны в Мальмё , [12] и Галерея Уайтчепел . [13]
12 декабря 2012 года Международный астрономический союз назвал кратер, расположенный в южном полушарии Меркурия, в честь Кобро.
26 января 2022 года Google представил дудл в честь ее 124-летия. [14] [15]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б с д Ладновска, Янина (2001). «Катаржина Кобро: Скульптор космоса». Искусство и история 22 (43): 161–185. дои : 10.2307/1483659 . JSTOR 1483659 .
- ^ Перейти обратно: а б «Авангард 20 века – Катажина Кобро – Интегрированная образовательная платформа» . zpe.gov.pl. Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Катаржина Кобро - Биография | Художник" . Культура.пл . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Катаржина Кобро» . geni_family_tree . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Китовска-Лысяк, Малгожата. «Катаржина Кобро» . Культура.пл . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ «Кобро и Стржеминский. Прототипы авангарда» . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Вендерский, Михал (2018). Культурная мобильность в межвоенной сети авангардного искусства: Польша, Бельгия и Нидерланды . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 88–90. ISBN 9781138493544 .
- ^ «UNE AVANT-GARDE POLONASE - KATARZYNA KOBRO ET WLADYSŁAW STRZEMIŃSKI» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Польский авангард: Катажина Кобро и Владислав Стржеминьский в Центре Помпиду» . Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ «Кобро и Стржеминский. Прототипы авангарда» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Конструктивизм в Польше, 1923–1936» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «КОБРО И СТРЖЕМИНСКИЙ НОВОЕ ИСКУССТВО В ТУРБУЛЕНТНЫЕ ВРЕМЕНА» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Приключения Черного квадрата: абстрактное искусство и общество 1915–2015» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ Касконе, Сара (26 января 2022 г.). «Google Doodle чтит художницу-авангардистку Катажину Кобро, чьи революционные абстрактные скульптуры были уничтожены нацистами» . Новости Артнета . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ «124 лет со дня рождения Катажины Кобро» . www.google.com . Проверено 25 января 2023 г.
Внешние ссылки [ править ]
