Пространственность (архитектура)
Пространственность — это термин, используемый в архитектуре для обозначения характеристик, которые, если смотреть с определенного аспекта, определяют качество пространства . [ 1 ] По сравнению с термином «пространство» , который включает формальное, размерное определение размера — глубины, ширины или высоты, — пространственность является термином более высокой категории. Оно включает в себя не только формальные, но и другие качества пространства — такие как четкость, открытость , наглядность , выразительность и т. д. [ 2 ]
Пространственность в архитектуре достигается разными способами, используя один из принципов проектирования . В общем смысле принципы подразделяются на: а) те, которые используют организацию пространства для определения или переопределения границ, и б) те, которые используют визуальную обработку для создания перцептивного опыта его расширения. В физическом смысле принципы могут относиться к:
- объем помещения ( открытая планировка , гибкость , анфилада и круговое соединение) [ 3 ] ),
- поверхность пространства (перекрытие и градация плоскостей) и
- материализация элементов или поверхностей.
Пространственность может определяться пользователем пространства или дизайнером пространства. В попытках найти место для ночлега бездомные или лица, не имеющие жилья, ищут общественные места в качестве временного жилья. Пространственность используется в архитектурном контексте, чтобы предотвратить проживание в этих пространствах людей, не имеющих жилья. Он часто нацелен на людей, которые используют или полагаются на общественное пространство больше, чем другие, например, на бездомных и молодежь, что можно назвать враждебной архитектурой . [ 4 ] [ 5 ] Враждебная архитектура определяется как «стратегия городского дизайна, в которой общественные пространства и структуры используются для предотвращения определенных действий или ограничения использования этих пространств определенными людьми». [ 6 ] Формальные качества дизайна и архитектуры помогают определить качество пространства как непригодное для определенной субкультуры людей. «Форма, функции и значение общественного пространства различаются в зависимости от многочисленных культурных традиций и находятся под влиянием различной степени социального и политического контроля». [ 4 ] Использование таких предметов, как шипы, металлические зубья, металлические стержни, большие болты, перегородки и крутые выступы, — все это физические качества, которые остаются незамеченными, но служат цели удержать людей подальше от этого физического пространства, не позволяя им отдыхать в этом пространстве и удерживая их от использования. этого пространства. [ 5 ] Примером может служить молодежный скейтбординг, где формы исключающей архитектуры не позволяют им совершать определенные действия, такие как катание по перилам или по бокам зданий. [ 4 ] Еще одним примером исключающей архитектуры является сокращение количества мест в общественных местах на вокзалах или автобусных остановках, что ограничивает не только целевые группы, такие как лица, не имеющие жилья, но и тех, кто нуждается в дополнительной помощи для обеспечения доступности. Использование формальных качеств и определение пространственности могут контролировать поведение тех, кто предназначен, но непреднамеренно подавлять поведение других. Спроектированные пространства, включающие враждебные аспекты и ограничивающие или исключающие ( исключающая архитектура ) людей, создают спроектированный опыт для тех, кто в них проживает. Запрещая людям спать на скамейке в парке, опыт пребывания в этом пространстве меняется для человека, ищущего место для сна, а также для тех, кто сосуществовал в этом общественном пространстве. [ 4 ]
Социальная пространственность (архитектура)
[ редактировать ]Социальная пространственность (социальная пространственность) — это концепция, которую в сфере архитектуры можно определить как способ существования, способ «видения; и способ действия». [ 7 ] [ 8 ] Наряду с термином «пространственность», социальная пространственность фокусируется на культурной доступности , которая определяется в психологии как возможность действия или события, происходящего по отношению к пользователю и объекту в определенном контексте. [ 9 ] Важно учитывать пространственность в социальном и культурном контексте в ряде различных профессиональных дисциплин и практик, включая, помимо прочего, философию, естественные науки, искусство и поэзию. [ 10 ]
Примером социальной пространственности, применяемой в архитектурном контексте, являются кабильские дома. Кабильский дом и берберская культура представляли собой североафриканское сообщество и группу людей, изучавшихся Бурдье . Дом Kabyle разделяет различные части дома формальными качествами дизайна. Отношения между домом и внешним миром и предлагаемые возможности связаны с ролями мужской и женской культуры. Женщины берут на себя ответственность за темноту внутри дома и следят за водой, приготовлением пищи и навозом. Они остаются в доме и саду, в то время как самец проводит время вне дома, работая в сельском хозяйстве. Планировка домов отражает эти роли: нижняя часть дома отведена для людей, и задачи, которые необходимо выполнить, включая деторождение, смерть и формы близости, должны выполняться в этой части дома. Бурдье подчеркивает, что социальная идентичность и действия берберов отражаются в спроектированном ими пространстве. Каждая роль отражается в иерархии своего пространства, объектах, которые находятся внутри них, а также в свете или направлении солнца, которому она следует. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алфиревич, Джордже; Симонович-Алфиревич, Саня (2019). «Принципы проектирования для достижения пространственности жилого пространства» (PDF) . Архитектура и урбанизм (48): 37–53. дои : 10.5937/a-u0-19740 .
- ^ Чинг, Ф. (2007) Архитектура - форма, пространство и порядок , Хобокен, John Wiley & Sons Inc.
- ^ Алфиревич, Джордже; Альфиревич-Симонович, Саня (2018). « Концепция «Кругового соединения» в жилищной архитектуре» (PDF) . Архитектура и урбанизм (46): 26–38. дои : 10.5937/a-u0-16252 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Челлью, Кара (июнь 2019 г.). «Защита пригорода: изучение использования защитного городского дизайна за пределами центра города» . Канадский журнал городских исследований . 28 (1): 19–33.
- ^ Перейти обратно: а б Ху, Винни (8 ноября 2019 г.). « « Враждебная архитектура »: как общественные места не пускают публику» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Понимание враждебной архитектуры: причина и следствие ограничения общественного пространства» . Центр городского дизайна .
- ^ Шилдс, Р. (2003). «Конечный комментарий: геополитическая пространственность» . Геополитика . 8 : 203–210. дои : 10.1080/714001014 . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Шилдс, Роберт (1989). «Социальная социализация и искусственная среда: торговый центр West Edmonton». 7 (2).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тейлор, Дориан. «Что такое возможности?» . сайт взаимодействия-дизайна .
- ^ Мерриман, Питер; Джонс, Мартин; Олссон, Гуннар; Шеппард, Эрик; Бережливость, Найджел; Туан, И-Фу (март 2012 г.). «Пространство и пространственность в теории». Диалоги в человеческой географии . 2 (1): 3–22. дои : 10.1177/2043820611434864 .
- ^ «Гендер, дом и семья в теории культурного капитала». Британский журнал социологии . 2005.