Jump to content

Фордизм

(Перенаправлено с Фордиста )

Фордизм — это система промышленной инженерии и производства, которая служит основой современных социальных и трудово-экономических систем, поддерживающих индустриализированное, стандартизированное массовое производство и массовое потребление . Концепция названа в честь Генри Форда . Он используется в социальной , экономической и управленческой теории производства условий , труда , потребления и связанных с ними явлений, особенно в отношении 20-го века. [ 1 ] Он описывает идеологию развитого капитализма, сосредоточенную вокруг американских социально-экономических систем, существовавших в период послевоенного экономического бума.

Фордизм — это «одноименная производственная система, предназначенная для производства стандартизированных, недорогих товаров и предоставления своим работникам достаточно приличной заработной платы, чтобы покупать их». [ 2 ] Ее также описывают как «модель экономического роста и технического прогресса, основанную на массовом производстве: производстве стандартизированной продукции в огромных объемах с использованием специального оборудования и неквалифицированной рабочей силы». [ 3 ] Хотя фордизм был методом повышения производительности в автомобильной промышленности, этот принцип можно было применить к любому производственному процессу. Главный успех обусловлен тремя основными принципами:

  1. Стандартизация продукта (ничего не делается вручную, а все делается с помощью машин и форм неквалифицированными рабочими)
  2. Использование сборочных линий , на которых используются специальные инструменты и/или оборудование, позволяющие работникам общей квалификации вносить свой вклад в производство готовой продукции.
  3. Работникам платят более высокую «прожиточную» заработную плату, чтобы они могли позволить себе покупать производимую ими продукцию. [ 3 ]

Эти принципы в сочетании с технологической революцией во времена Генри Форда позволили процветать его революционной форме труда. Его сборочная линия была революционной, но не оригинальной, поскольку раньше она использовалась на скотобойнях. Его самым оригинальным вкладом в современный мир было разбиение сложных задач на более простые с помощью специализированных инструментов. [ 4 ] Более простые задачи создавали взаимозаменяемые детали, которые можно было каждый раз использовать одинаково. [ 5 ] Это позволило добиться очень гибкой адаптации, создав сборочную линию, которая могла менять составные компоненты в соответствии с потребностями собираемого продукта. [ 4 ] На самом деле сборочная линия существовала и до Форда, хотя и не с той эффективностью, которую он создал. Его настоящим достижением было осознание потенциала путем разложения всего этого на компоненты только для того, чтобы снова собрать его в более эффективную и продуктивную комбинацию, создав тем самым оптимальный метод для реального мира. [ 4 ]

Основными преимуществами такого изменения было то, что оно сократило рабочую силу, необходимую для работы фабрики, и привело к деквалификации самой рабочей силы, сократив производственные затраты. [ 4 ]

Существует четыре уровня фордизма, как описал Боб Джессоп . [ 6 ] [ 7 ]

  1. Капиталистический трудовой процесс : посредством внедрения высокоорганизованных, тейлористских методов производства, предназначенных для производства более высокой продукции, можно увеличить выпуск продукции и полностью использовать рабочих.
  2. Режим накопления: при приверженности вере в «благотворный круг роста » за счет повышения производительности заработная плата растет, что приводит к повышению производительности, спроса, инвестиций и операционной эффективности.
  3. Социальный режим экономического регулирования: Ясность достигается путем анализа притока/оттока капитала, как в микро- [заработная плата, внутреннее движение], так и в макро- [денежное тело, коммерция, внешние отношения].
  4. Общий режим «социетализации»: расшифровка роли государства и компаний в повседневном экономическом образе жизни и моделях рабочей силы, их экономических привычках и региональном влиянии.
Автомобили Ford (показана модель A) стали символом эффективного массового производства. Эффективность снизила цены на автомобили и позволила Форду повысить заработную плату своим работникам. Таким образом, простые рабочие могли покупать собственные автомобили.

Компания Ford Motor была одним из нескольких сотен небольших производителей автомобилей, возникших между 1890 и 1910 годами. После пяти лет производства автомобилей Форд представил модель Т , которая была простой и легкой, но достаточно прочной, чтобы ездить по примитивным дорогам страны. [ 8 ] Массовое производство этого автомобиля снизило его цену за единицу, сделав его доступным для среднего потребителя. Более того, Форд существенно повысил заработную плату своим работникам. [ 9 ] для борьбы с безудержными прогулами и текучестью кадров, которая приближалась к 400% в год, что побочным продуктом дало им возможность стать клиентами. Это привело к массовому потреблению. Фактически, Модель Т превзошла все ожидания, поскольку достигла пика в 60% производства автомобилей в Соединенных Штатах. [ 10 ]

Производственная система, которую продемонстрировал Форд, предполагает синхронизацию, точность и специализацию внутри компании. [ 11 ]

Форд и его старшие менеджеры сами не использовали слово «фордизм» для описания своих мотивов или мировоззрения, которое они не считали « измом ». Однако многие современники сформулировали свое мировоззрение как единое и применили к нему название фордизм. [ 12 ]

Термин получил известность, когда его использовал Антонио Грамши в 1934 году в его эссе «Американизм и фордизм» в его « Тюремных тетрадях » . [ 13 ] С тех пор его использовали ряд авторов по экономике и обществу, в основном, но не исключительно, в марксистской традиции.

По словам историка Чарльза С. Майера , собственно фордизму в Европе предшествовал тейлоризм — метод трудовой дисциплины и организации рабочего места, основанный на предположительно научных исследованиях человеческой эффективности и систем стимулирования. Оно привлекало европейских интеллектуалов, особенно в Германии и Италии, начиная с конца века и заканчивая Первой мировой войной . [ 14 ]

Однако после 1918 года цель тейлористской мысли об эффективности труда в Европе сместилась к «фордизму», реорганизации всего производственного процесса с помощью движущегося сборочного конвейера, стандартизации и массового рынка. Великая привлекательность фордизма в Европе заключалась в том, что он обещал смести все архаические остатки докапиталистического общества, подчинив экономику, общество и даже человеческую личность строгим критериям технической рациональности. [ 4 ] Великая депрессия стерла утопическое видение американской технократии , но Вторая мировая война и ее последствия возродили этот идеал.

Позже, под вдохновением Грамши, марксисты подхватили концепцию фордизма в 1930-х годах и разработали постфордизм в 1970-х годах. Роберт Дж. Антонио и Алессандро Бонанно (2000) прослеживают развитие фордизма и последующие экономические этапы, от глобализации до неолиберальной глобализации, в течение 20-го века и подчеркивают роль Соединенных Штатов в глобализации. «Фордизм» для Грамши означал рутинный, напряженный труд, направленный на развитие производства. Антонио и Бонанно утверждают, что фордизм достиг своего пика в послевоенные десятилетия американского доминирования и массового потребления, но рухнул в результате политических и культурных атак на людей в 1970-х годах.

Развитие технологий и окончание « холодной войны » открыли новую «неолиберальную» фазу глобализации 1990-х годов. Антонио и Бонанно далее предполагают, что негативные элементы фордизма, такие как экономическое неравенство, остались, что позволило выйти на поверхность связанным с ним культурным и экологическим проблемам, которые препятствовали стремлению Америки к демократии. [ 15 ]

Историк Томас Хьюз подробно описал, как Советский Союз в 1920-х и 1930-х годах с энтузиазмом воспринял фордизм и тейлоризм, импортируя американских экспертов в обеих областях, а также американские инженерные фирмы для строительства частей своей новой промышленной инфраструктуры. Идеи пятилетнего плана и централизованно- плановой экономики можно проследить непосредственно до влияния тейлоризма на советское мышление. Хьюз цитирует Иосифа Сталина : [ 16 ]

«Американская эффективность — это та неукротимая сила, которая не знает и не признает препятствий; которая продолжает выполнение однажды начатой ​​задачи до тех пор, пока она не будет завершена, даже если это второстепенная задача; и без которой немыслима серьезная конструктивная работа... Революционный размах с американской эффективностью — это суть ленинизма». [ 16 ] : 251 

Хьюз описывает, как по мере развития и роста могущества Советского Союза и Советы, и американцы предпочитали игнорировать или отрицать вклад американских идей и опыта. Советы сделали это, потому что они хотели представить себя творцами своей судьбы и не быть в долгу перед своими соперниками, в то время как американцы сделали это потому, что во время холодной войны они не желали признавать свою роль в создании могущественного соперника. [ 16 ]

Постфордизм

[ редактировать ]
Информационные технологии, работа «белых воротничков» и специализация — вот некоторые из атрибутов постфордизма.

Период после фордизма был назван постфордистским и неофордистским. Первое подразумевает, что глобальный капитализм полностью порвал с фордизмом, в том числе преодолел его противоречия, но второе подразумевает, что элементы фордистской ROA продолжают существовать. Школа регулирования предпочитала термин «После-фордизм» (или французский « Après-Fordisme» ), чтобы обозначить, что то, что следует за фордизмом, было или неясно. [ 17 ]

В постфордистских экономиках: [ 17 ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]

массового производства Роботы в Карела Чапека пьесе «РУР» описываются как олицетворение «травматической трансформации современного общества в результате Первой мировой войны и фордистской сборочной линии». [ 19 ]

Религия, основанная на поклонении Генри Форду, является центральной чертой технократии в « Олдоса Хаксли » О дивном новом мире , где принципы массового производства применяются как к поколению людей, так и к промышленности. [ 20 ] [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фордизм и постфордизм , willamette.edu , получено 26 декабря 2008 г.
  2. ^ Де Грация 2005 . п. 4.
  3. ^ Перейти обратно: а б Толлидей, Стивен; Зейтлин, Джонатан. (1987). Автомобильная промышленность и ее рабочие: между фордизмом и гибкостью . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 1–2. ISBN  0-312-00553-9 . OCLC   14905148 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Под редакцией; Берроуз, Робер; Гилберт, Найджел; Поллерт, Анна. Фордизм и гибкость: разделения и изменения St. Martin's Press (Нью-Йорк: 1992), стр. 13–17.
  5. ^ «Научная одиссея: Люди и открытия: Ford устанавливает первую движущуюся сборочную линию» . www.pbs.org .
  6. ^ Джессоп, Боб (1992), «Фордизм и постфордизм: критическая переформулировка», в Сторпер, М.; Скотт, А.Дж. (ред.), «Пути к индустриализации и региональному развитию» , Лондон: Routledge , стр. 42–62.
  7. ^ Джессоп, Боб. (1992). Фордизм и постфордизм: критическая переформулировка. Фордизм и постфордизм: критическая реформация. 46-69.
  8. ^ Фонер, Эрик (2006). Дайте мне свободу!: Американская история . Нью-Йорк: WW Norton & Company, стр. 591–592.
  9. ^ Свард, Кейт (1948). Легенда о Генри Форде. Нью-Йорк: Райнхарт и компания, с. 53.
  10. ^ Рэй, Джон Б. (1969). Генри Форд. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, с. 45.
  11. ^ Рэй, Джон Б. (1969). Генри Форд. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, с. 36.
  12. ^ Хауншелл 1984 , стр. 263, 376.
  13. ^ Грамши, Антонио (1999). «Американизм и фордизм». В Хоаре, Квентин; Смит, Джеффри Ноуэлл (ред.). ВЫБОРКИ ИЗ ТЮРЕМНЫХ ЗАПИСНЫХ ЗАПИСЕЙ АНТОНИО ГРАМШИ (PDF) (Электронное издание). Электронная книга. стр. 561–563. ISBN  1-901843-05-Х . Проверено 7 августа 2019 г.
  14. ^ Майер, Чарльз С. (1970), «Между тейлоризмом и технократией: европейские идеологии и видение промышленной производительности в 1920-е годы», Журнал современной истории , 5 (2), Sage Publications: 27–61, doi : 10.1177/002200947000500202 , JSTOR   259743 , S2CID   162139561
  15. ^ Антонио и Бонанно, 2000.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Хьюз, 2004.
  17. ^ Перейти обратно: а б Холл, С. О дивный новый мир. Марксизм сегодня , октябрь 1988 г., с. 24.
  18. ^ Перейти обратно: а б Вебстер, Фрэнк (2006). Теории информационного общества . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 80 .
  19. ^ Джон Ридер, «Карл Чапек», в Марке Боулде, изд. Пятьдесят ключевых фигур научной фантастики . Лондон, Рутледж, 2010. ISBN   9780415439503 (стр. 47–51)
  20. ^ « О дивный новый мир» представляет собой критику этого процесса оптимизации, его слишком прагматичного отца Генри Форда и, наконец, фордистских рабочих, чья жизнь, состоящая из повторяющегося труда и целей материального комфорта, казалось, восторжествовала над идеями интеллектуального исследования и саморефлексия». Дэвид Гаррет Иззо, Ким Киркпатрик (ред.) О дивный новый мир Хаксли: Очерки МакФарланда, 2008 г. ISBN   0786480033 , (стр. 63).
  21. ^ «О дивный новый мир» Илона Маска: это сработало для Генри Форда; почему не Тесла? : Разговор

Библиография

[ редактировать ]
  • Антонио, Роберт Дж. и Бонанно, Алессандро. «Новый глобальный капитализм? От« американизма и фордизма »к« американизации-глобализации »». American Studies 2000 41 (2–3): 33–77. ISSN   0026-3079 .
  • Банта, Марта. Адаптированные жизни: повествовательное производство в эпоху Тейлора, Веблена и Форда. Университет Чикаго Press, 1993. 431 стр.
  • Бака, Джордж. «Легенды фордизма». Социальный анализ , осень 2004 г.: 171–180.
  • Де Грация, Виктория (2005), Непреодолимая империя: продвижение Америки через Европу 20-го века , Кембридж: Belknap Press of Harvard University Press, ISBN  0-674-01672-6
  • Дорэй, Бернард (1988). От тейлоризма к фордизму: рациональное безумие .
  • Холден, Лен. «Переход через Атлантику: Форд и фордизм в Европе» в журнале Business History, том 47, № 1, январь 2005 г., стр. 122–127.
  • Хауншелл, Дэвид А. (1984), От американской системы к массовому производству, 1800–1932: Развитие производственных технологий в Соединенных Штатах , Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса , ISBN  978-0-8018-2975-8 , LCCN   83016269 , OCLC   1104810110
  • Хьюз, Томас П. (2004). Американский генезис: век изобретений и технологического энтузиазма 1870–1970 гг . 2-е изд. Издательство Чикагского университета. [1]
  • Дженсон, Джейн. «Разные», но не «исключительные»: проницаемый фордизм Канады», Canadian Review of Sociology and Anthropology, Vol. 26, 1989.
  • Кох, Макс. (2006). Дороги к постфордизму: рынки труда и социальные структуры в Европе.
  • Линг, Питер Дж. Америка и автомобиль: технологии, реформы и социальные изменения, глава «Фордизм и архитектура производства»
  • Линк, Стефан Дж. Формирование глобального фордизма: нацистская Германия, Советская Россия и борьба за промышленный порядок (2020) , отрывок
  • Майер, Чарльз С. «Между тейлоризмом и технократией: европейские идеологии и видение промышленной производительности». Журнал современной истории (1970) 5 (2): 27–61. ISSN   0022-0094 Полный текст онлайн на Jstor
  • Нолан, Мэти. Видения современности: американский бизнес и модернизация Германии Oxford University Press, 1994 г., онлайн. Архивировано 17 ноября 2011 г. в Wayback Machine.
  • Мид, Уолтер Рассел. «Упадок фордизма и вызов американской мощи». Ежеквартальный журнал «Новые перспективы» ; Лето 2004 г.: 53–61.
  • Мейер, Стивен. (1981) «День пяти долларов: управление трудом и социальный контроль в Ford Motor Company, 1908–1921» State University of New York Press.
  • Спод, Хассо. «Фордизм, массовый туризм и Третий рейх». Журнал социальной истории 38 (2004): 127–155.
  • Петриковски, Брюс. «Фордизм в Форде: пространственная децентрализация и сегментация труда в Ford Motor Company, 1920–1950», Economic Geography , Vol. 71, (1995) 383–401 онлайн
  • Рёдигер, Дэвид, изд. «Американизм и фордизм - американский стиль: Кейт Ричардс О'Хара: «Генри Форд добился успеха?»» Labor History 1988 29 (2): 241–252. Социалистическая похвала Форду в 1916 году.
  • Сеттис, Бруно. (2016) Фордизмы. Политическая история массового производства , Иль Мулино, Болонья.
  • Сиоми, Харухито и Вада, Кадзуо. (1995). Трансформированный фордизм: развитие методов производства в автомобильной промышленности Oxford University Press.
  • Толлидей, Стивен и Зейтлин, Джонатан, ред. (1987) Автомобильная промышленность и ее рабочие: между фордизмом и гибкостью Сравнительный анализ событий в Европе, Азии и Соединенных Штатах с конца 19 века до середины 1980-х годов.
  • Уоттс, Стивен. (2005). Народный магнат: Генри Форд и американский век .
  • Уильямс, Карел, Колин Хаслам и Джон Уильямс, «Форд против фордизма: начало массового производства?» Работа, занятость и общество , Том. 6, № 4, 517–555 (1992). Сделайте акцент на гибкости компании Ford и ее стремлении к постоянному совершенствованию.
  • Гилен, Паскаль. (2009). Ропот художественной массы. Глобальное искусство, память и постфордизм. Валис: Амстердам.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a0d75f575c37592401108f9959f4c42__1714682760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/42/3a0d75f575c37592401108f9959f4c42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fordism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)