Збигнев Либера
![]() |
Збигнев Либера | |
---|---|
Рожденный | |
Национальность | Польский |
Образование | Университет Коперника в Торуни |
Известный | Фотография, поп-арт |
Заметная работа | Концентрационный лагерь LEGO |

Збигнев Станислав Либера (родился 7 июля 1959 года) — польский художник, родился в Пабянице , Польша . Считается, что работы Либеры относятся к стилям поп-арта и критического искусства и часто используются для комментариев по политическим и социальным вопросам. [ 1 ] [ 2 ]
Считается одним из самых известных польских художников на сегодняшний день. [ 2 ] Либера считает себя «отцом критического искусства». [ 3 ] Либера наиболее известен своей скандальной работой 1996 года под названием LEGO Concentration Camp , изображающей нацистский концентрационный лагерь, сделанный из Lego кирпичей . Произведение вызвало много споров, в том числе The Lego Group пригрозила судебным иском. [ 4 ]
Либера также известен своими фотографиями и видеосъемками, такими как «Интимные обряды» (1984), «Как дрессировать маленьких девочек» (1987) и Pozytywy (англ. Positives ). [ 1 ] Pozytywy — это серия фотографий Либеры, на которых запечатлены люди, живущие в разрушенных войной городах. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Збигнев Либера родился и вырос в Пабьянице , Лодзинское воеводство , Польша , в семье матери-одиночки, которая работала медсестрой. [ 2 ] [ 4 ]
Либера провел большую часть своей жизни в Польше и учился в Университете Николая Коперника в Торуни . [ 1 ] Либера начал свою карьеру художника в середине 1980-х годов, работая с авангардной группой, известной как «Sternenhoch». [ 1 ] Среди группы «Штерненхох» были такие художники, как Анджей Партум и Зофья Кулик . [ 1 ] В 1982 году Либера провел свою первую выставку в Лодзи . [ 3 ]
В декабре 1981 года, во время коммунистического правления Польшей , [ 4 ] Либера создавала, печатала и публиковала листовки, плакаты и политические карикатуры. [ 4 ] призванный бросить вызов законам, которые были приняты для подавления протестов на угольной шахте Вуек , что в конечном итоге привело к умиротворению Вуека . [ 3 ] За распространение антиправительственных материалов Либера был арестован в 1982 году и приговорен в общей сложности к восемнадцати месяцам тюремного заключения. [ 3 ] Искусствоведы и коллеги-художники говорят, что время, проведенное Либерой в тюрьме, способствовало его развитию как художника. [ 3 ]
Либера создала несколько других фоторабот и видео, в том числе « La Vue 2004–2006» , [ 5 ] Интимные обряды 1984 [ 1 ] и Позитивы 2002–2003 гг . [ 6 ]
Концентрационный лагерь LEGO
[ редактировать ]Либера наиболее известен своей работой LEGO Concentration Camp , созданной в 1996 году. [ 4 ] Работа, входившая в серию под названием «Корректирующие приспособления», считается самой противоречивой работой Либеры из-за ее тематики, поскольку на ней были изображены нацистские концентрационные лагеря , которые использовались нацистской Германией для систематического истребления евреев и других «нежелательных лиц» во время войны. Холокост . [ 4 ]
Модели, сделанные из кирпичей Lego и в основном состоящие из немодифицированных минифигурок Lego (со скелетами заключенных, охранниками в стиле Schutzstaffel и отдельными частями тел), изображают бараки , сторожевые вышки и заборы из колючей проволоки, которые можно увидеть в концентрационных лагерях. Концентрационный лагерь LEGO включает в себя коробки для наборов, которые были разработаны так, чтобы очень напоминать настоящую упаковку, используемую для наборов Lego, при этом дизайн коробок включал текстовые этикетки с надписью «Эта работа Збигнева Либеры была спонсирована LEGO» с заметным логотипом Lego. После создания каждой модели Либера сфотографировал наборы и минифигурки (включая такие сцены, как массовые могилы и избиение охранниками скелетированных заключенных, что напоминало образы Холокоста), разрезал каждую фотографию на кусочки головоломки и сложил их в коробки. [ 4 ]
Lego Group предоставила Либере кубики и минифигурки после того, как он запросил пожертвование от их программ по работе с общественностью в Польше. По данным The Lego Group, единственная информация, которую они получили от Либеры о его творческих намерениях, заключалась в том, что он построит из их кирпичей либо дом, либо больницу. [ 4 ] Либера рассматривал это пожертвование как прямое спонсорство и поддержку своей работы и поэтому разместил на упаковке этикетку, в которой утверждалось, что Lego Group спонсировала работу, несмотря на то, что Lego Group не знала, для чего будут использоваться кубики. [ 4 ] [ 7 ]
С тех пор модели, фотографии, упаковки и кусочки пазлов были куплены за тысячи долларов и выставлены в музеях и художественных галереях по всему миру. [ 4 ] Работы Либеры также вдохновили Еврейский музей в Нью-Йорке провести в 2002 году выставку «Отражение зла: нацистские образы / новейшее искусство». [ 8 ] Концентрационный лагерь LEGO в настоящее время принадлежит и экспонируется Музею современного искусства в Варшаве. [ 8 ]
Прием
[ редактировать ]Концентрационный лагерь LEGO привлек много внимания и споров, в основном из-за его тематики и имиджа Lego Group как уважаемой компании по производству игрушек, производящей товары, удобные для детей. [ 4 ]
Либеру раскритиковал куратор Польского павильона и скульптор Ян Станислав за ненадлежащее использование детских игрушек. [ 4 ] Польский павильон пригласил Либеру представить свои работы на знаменитой художественной выставке Венецианской биеннале ; однако Станислав посоветовал Либере не включать концентрационный лагерь LEGO . в экспозицию [ 4 ]
Заметная критика исходила от самой Lego Group, которая считала, что Либера создал эту деталь с намерением стать центром дискуссий и внимания. [ 4 ] Lego Group также заявила, что они не знали о намерениях Либеры, когда предоставили ему строительные блоки, и заявила, что если бы они знали, что Либера собирался строить здания концентрационных лагерей, используя их продукцию, они бы не дали ему кирпичи. [ 4 ] 24 февраля 1997 года компания Lego Group выпустила официальный пресс-релиз по этому вопросу, заявив, что они считают работу Либеры «тревожной и прискорбной», и отказываясь взять на себя ответственность за спонсирование произведения искусства. [ 4 ]
Либера предпринимал последовательные попытки бороться с критикой, заявляя, что он никогда не собирался предоставлять концентрационный лагерь LEGO в качестве игрушки и что при создании этой работы у него было только художественное намерение. детям [ 4 ] Он пояснил, что смысл этого произведения искусства заключался в том, чтобы подчеркнуть контраст между ужасами реального мира и идеальным миром, представленным детям. [ 4 ]
Еврейский музей в Нью-Йорке поддерживает произведение Либеры, поскольку оно представляет собой «ключевое событие в еврейской истории» и важные культурные отношения. [ 4 ] Джоан Салл, куратор выставки Левинталя в Музее иудаики , также поддерживает работы Либеры, утверждая, что они ловко демонстрируют ироническую точку зрения, когда безобидная в остальном детская игрушка используется, чтобы показать разрушительный момент в истории. Салл утверждает, что явная ирония произведений Либеры означает, что Холокост — это не только еврейская история, но и мировая история. [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]Видеосъемка
[ редактировать ]Восхождение Либеры к славе как художника началось в 1980-х годах в Европе , когда он выпустил серию видео, начиная с «Интимных обрядов» (1984), за которыми следовали «Как дрессировать маленьких девочек» (1987) и «Мистическое упорство » (1984–1990). [ 1 ]
Эти видео стали популярными в Европе из-за спорной темы, на которой их основывает Либера; больницы и смерть. [ 1 ] Утверждается, что на «Интимные обряды» повлияло обращение, которое бабушка Либеры пережила в ее более поздней жизни, например, принятие душа, кормление с ложки и смена подгузников. [ 3 ] Говорят, что на «Мистическую настойчивость» также повлияла бабушка Либеры и ее странные действия, которые произошли в результате ее медленного ухудшения из-за болезни. [ 3 ] «Как дрессировать маленьких девочек» — это политический комментарий к социальным нормам, таким как сексуальные роли. [ 3 ]
Фотография
[ редактировать ]Либера создала серию фотографий под названием «Позитивы» (2002–2003), в которую вошли фотографии солдат Вермахта , разрушающих пограничный заграждение в Гданьске в 1939 году, вьетнамской девушки, сбежавшей из Чунг Банга во время войны во Вьетнаме в 1972 году, и узников освобожденного концентрационного лагеря. [ 3 ] Серия «Позитивы» стала еще одной попыткой Либеры прокомментировать травму в том же ключе, что и его видеосъемка. [ 6 ]
Mistrzowie (2004; английский: Masters ) — еще одна серия фотографий Либеры, в которой запечатлены разделы опубликованных газет и журналов, в которых представлены интервью с другими художниками его лиги. [ 3 ]
Под влиянием французского писателя начала двадцатого века Раймона Русселя , [ 5 ] La Vue (2004–2006) — серия фотографий пространства между страницами глянцевого журнала. [ 3 ]
Другие работы
[ редактировать ]В 1995 году Либера выпустила произведение под названием Kens Aunt , состоящее из двадцати пяти копий упаковки Барби в виде коробки и пузырчатой пленки . [ 1 ] Он был куплен и выставлен Музеем современного искусства в Чикаго . [ 1 ]
Подобно «Тетушке Кенса» , Либера создала еще один набор из четырех коробок под названием «Героика» , в котором были представлены крошечные женские фигурки, основанные на моделях рабов. [ 1 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Збигнев Либера в настоящее время проживает и работает в Варшаве . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Файнштейн, Южная Каролина (2000). Концлагерь Лего Збигнева Либеры: иконоборчество в концептуальном искусстве о Шоа . Другие голоса.
- ^ Jump up to: а б с Сенайх, Петр (2 марта 2020 г.). «Архив Збигнева Либеры – Реестр – Мужество – Соединение коллекций» . культурная оппозиция.eu . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Збигнев Либера» . Культура.пл . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Файнер, Ричард (январь 1999 г.). «Насколько это свободно? Художественное самовыражение и новые структуры власти в новой Европе» . Журнал управления искусством, права и общества . 28 (4): 278–295. дои : 10.1080/10632929909599563 . ISSN 1063-2921 .
- ^ Jump up to: а б Заремба, Лукаш (04 сентября 2013 г.). Передача визуального опыта: фотографические работы Збигнева Либеры и изображения Google Street View . Журнал невидимой культуры. OCLC 869418142 .
- ^ Jump up to: а б «Позитивы – Збигнев Либера» . Культура.пл . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Рэй, Джин (2005), «Отражение зла: Освенцим, искусство и «война с террором» » , «Террор и возвышенное в искусстве и критической теории» , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 61–72, doi : 10.1057/ 9781403979445_5 , ISBN 978-1-349-53124-0 , получено 12 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Варшавский музей современного искусства, Варшавский музей современного искусства (11 мая 2022 г.). «Збигнев Либера» . Проверено 11 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Збигнев Либера
- Konzentrationslager , о скандальных наборах LEGO для концлагерей Либеры, с картинками.
- Концентрационный лагерь Lego Збигнева Либеры: иконоборчество в концептуальном искусстве о Холокосте, опубликованный в журнале «Другие голоса», т.2, №1, 2000.
- Резиденция и выставка 2006, Мичиганский университет.
- Профиль на сайте Culture.pl