Стефан Геровски
Стефан Геровский (21 мая 1925 — 14 августа 2022) — польский художник и авангардист послевоенной Польши. [ 1 ]
В течение многих лет он был профессором Академии изящных искусств в Варшаве , где получил множество наград. В середине 1950-х годов он отказался от репрезентативной и реалистической живописи и полностью посвятил себя абстрактным и оптическим эффектам . Признавая конкретность материалов и красок, художника, по его собственному признанию, больше всего интригует двойственная природа света, то, как свет заключен в картине и каким-то образом избегает ее. По словам художника, каждая картина имеет структуру и рамки, основанные на физических законах, пока она не покидает студию и не становится загадкой в распоряжении зрителя, который распознает ее содержание посредством сочетания эмоционального отклика и самоанализа. Его картины висят в крупнейших галереях Европы и США, а также во многих странах мира.
Ранние годы
[ редактировать ]Стефан Геровский родился 21 мая 1925 года в Ченстохове, но вырос в Кельце, куда вскоре после его рождения переехала семья Геровских. Он происходил из интеллигентной семьи, его отец, Йозеф Геровский, был врачом, чье увлечение живописью сыграло важную роль в развитии художественного таланта сына. Художественные традиции в семье также сильно присутствовали благодаря фигуре Антония Геровского, дяди Юзефа, художника и рисовальщика девятнадцатого века. Не менее важны для воспитания молодого художника патриотические традиции. С ранних лет он проявлял интерес к живописи и желание совершенствоваться в ней. [ 2 ] [ 3 ] После начала Второй мировой войны Стефан Геровский вместе со своей матерью Стефанией вступил в Союз вооруженной борьбы (польский: Związek Walki Zbrojnej, ZWZ), а затем в Армию Крайову (польский: Armia Krajowa, AK) и активно участвовал в подпольной деятельности. деятельность под псевдонимом «Юбер». В 1941 году, в возрасте 16 лет, он начал подпольное художественное образование под руководством Анджея Олеся, известного кельцкого акварелиста, которое он был вынужден прервать в 1944 году из-за перевода в Ченстоховскую инспекцию. [ 4 ]
Период обучения
[ редактировать ]После роспуска Армии Крайовой Геровский переехал в Краков, где начал параллельное обучение в Академии изящных искусств и на факультете истории искусств Ягеллонского университета. Опыт изучения истории искусства оказался решающим для молодого Геровского, расширив его взгляды на живопись и искусство и тем самым открыв его для современности. [ 3 ] Под руководством Войслава Моле он написал семинарскую работу под названием «Импрессионизм как часть французской культуры». Первоначально художник учился в школе профессора Владислава Яроцкого, но после прохождения подпольных занятий под руководством Олеся был переведен на третий курс. [ 5 ] Учился в ателье Збигнева Пронашко, бывшего формиста, а также Кароля Фрича, где изучал живопись в архитектуре и создавал сценические декорации. Занятия и беседы с Фричем познакомили Геровского с искусством молодой Польши. Он также встретился с Ежи Панеком, Збигневом Гжибовским, Станиславом Войчиком и Анджеем Врублевским в своей студии и в университете. Во время учебы он наладил сотрудничество с общественно-литературным еженедельником «Wieś», публикуя статьи о современном искусстве, а также иллюстрируя последующие выпуски. [ 5 ]
Деятельность в художественном сообществе
[ редактировать ]После завершения учебы в 1948 году Геровский вернулся в родной город Кельце, где начал работать советником по искусству в отделе культуры Губернского совета. Он также организовал арт-костёр в Ассоциации польских художников и дизайнеров (польский: Związek Polskich Artystów Plastyków, ZPAP). В 1949 году художнику предложили работу техническим редактором журнала «Весь», в результате чего он переехал в Варшаву. В июне того же года в Национальном музее в Познани произошла случайная встреча художника с Владиславом Стржеминьским – в журнале «Весь» были опубликованы фрагменты текстов Стржеминского о «Теории видения» и унизме.
Следующие годы — период расцвета семейной жизни: брак с Анной Голкой и рождение двоих детей — дочери Магдалены и сына Юзефа. В это время художник также иллюстрировал романы своего друга, тоже кельцеера, Эдмунда Низюрского – например, «Ксенгу Урвисову». В 1951 году Геровский начал работать в художественно-графическом издательстве в отделе портфолио и альбомов. В 1955 году он принял участие в Международной выставке молодых художников в Национальной художественной галерее Захента , где его композиция «Я люблю жизнь» получила вторую премию. Эта награда положила начало популярности и признанию Геровского как художника нового поколения.
Эту позицию укрепила работа «Голенбник» / «Голубьня» (1955), выставленная на 6-й выставке Варшавского округа в ноябре того же года, получившая большую популярность среди критиков. Также в июле 1955 года художник принял участие в Национальной выставке молодого искусства «Против войны – против фашизма», также известной как «Арсенал», которая оказалась выставкой поколений художников, выступающих против стиля соцреализма. Художники, которых он встретил там, в том числе Анджей Врублевский , Тадеуш Доминик, Магдалена Венчек , Мариан Богуш, Раймунд Зиемский, Ежи Чожевский, Яцек Семполинский и Алина Шапочников , стали давними друзьями Геровского. Вскоре этим художникам суждено было стать ведущими деятелями искусства своего поколения. В январе 1957 года художник впервые выставил свои работы в галерее «Крживе Коло», положив начало долгому и плодотворному сотрудничеству с Марианом Богушем и художественным кругом галереи. Тогда как в феврале того же года на общем собрании делегатов округов ЗПАП Стефан Геровский был избран секретарем. Вместе с вновь избранным правлением, в которое вошли Ян Цибис , президент Ассоциации и лично его друг, начал работу над новым уставом ZPAP. Статут был полностью реорганизован, из него были удалены политические или социалистические элементы. Его задачей было реорганизовать выставочно-популярную структуру и оживить художественную жизнь в стране. Благодаря усилиям Геровского по всей Польше было открыто несколько десятков выставочных площадей, подчиненных объединению.
В том же 1957 году, ставшим переломным в творчестве художника, Геровский начал серию картин, пронумерованных римскими цифрами. Эти работы, показанные на Второй выставке современного искусства в Национальной художественной галерее Захента, принесли художнику широкое признание среди критиков, в том числе Юлиана Пшибося и Збигнева Герберта . В последующие годы Стефан Геровский вместе с Александром Войцеховским и Марианом Богушем вошел в организационный комитет «Противостояния 1960», мероприятия, организованного галереей «Крживе Коло», итоги которого были подведены 8 сентября 1960 года во время 7-го Конгресса Международной ассоциации. искусствоведов (AICA). Вместе с Богушем и Войцеховским он отвечал за программу «Противостояния», а также экспонировал в рамках одной из выставок собственные работы. [ 6 ]
В конце 1950-х — начале 1960-х годов Стефан Геровский неоднократно выставлял свои работы за рубежом – он участвовал в таких художественных мероприятиях, как первая Парижская биеннале (1959), 5-я Международная биеннале современного искусства в Сан-Паулу (1959) и выставка «15 польских художников» Музей современного искусства в Нью-Йорке (1961). В результате успеха польских художников на Парижской биеннале 1959 года Геровскому, как второму польскому художнику, было предложено создать индивидуальную выставку в парижской галерее Лаклош, которая открылась в апреле 1961 года. В том же году По уговорам Мариана Внука и Яна Цибиса Геровский начал работать в Академии изящных искусств в Варшаве , пройдя курс живописи в архитектуре на факультете Александра Кобздея. Вскоре после этого, в 1965 году, он открыл собственное ателье и начал обучать своих учеников.
Его стиль преподавания характеризовался дружелюбным подходом, открытостью и программой, основанной на общих вопросах живописи, таких как цвет или жанр. За годы работы студия Геровского выпустила более сотни выпускников, среди которых Мариан Чапла, Кшиштоф Ваховяк, Ярослав Модзелевский, Марек Собчик, Рышард Возняк, Влодзимеж Павляк, Томаш Милановский, Антоний Старовейский и Ежи Калина. В 1975–1981 годах он был деканом факультета живописи, а в 1983 году был избран ректором академии, но из-за противодействия властей военного положения не занял свой пост.
В 1980 году он стал активистом Академии изящных искусств «Солидарность», а в 1981 году был членом оргкомитета Конгресса польской культуры. Позже, в 1982–1988 годах, он был членом Совета общего и высшего образования и Совета высшего художественного образования. В 1986 году получил звание профессора. Десять лет спустя, в 1996 году, он ушел из образования. До 1995 года он поддерживал постоянную связь с ЗПАП, несколько раз занимая должность председателя секции живописи.
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]С 1996 года Геровский жил и работал в Констанцине-Езёрне , недалеко от Варшавы. Он умер 14 августа 2022 года в возрасте 97 лет. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Стефан Геровский» . Культура.PL . Проверено 9 марта 2014 г.
- ^ Загродский 2005 , стр. 16.
- ^ Jump up to: а б «Профессор Стефан Геровский. Воспоминания именинника» . PolskieRadio.pl . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Загродский 2005 , стр. 20–24.
- ^ Jump up to: а б Загродский 2005 , стр. 24.
- ^ Загродский 2005 , стр. 28–64.
- ^ «Стефан Геровски мертв» . РП.пл. 17 августа 2022 г. . Проверено 17 августа 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Загродский, Януш (2005). Стефан Геровский (на польском языке). Президентская галерея. ISBN 978-8389389855 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография 1 (на польском языке)
- Биография 2 (на польском языке)
- Информация о работе
- СТАНИСЛАВ ФИЯЛКОВСКИЙ, СТЕФАН ГЕРОВСКИЙ Сопот, Государственная художественная галерея, 2 – 25 августа 2002 г.
- 1925 рождений
- 2022 смертей
- Польские художники 20 века.
- Польские художники-мужчины ХХ века
- Польские художники XXI века
- Художники-мужчины 21 века
- Лауреаты Золотой медали «За заслуги перед культурой» – Глория Артис
- Академический состав Академии художеств в Варшаве
- Польские художники-мужчины
- Люди из Ченстоховы