Юлиан Станчак
Юлиан Станчак | |
---|---|
![]() Джулиан Станчак в своем доме в Огайо (2013) | |
Рожденный | |
Умер | 25 марта 2017 г. | (88 лет)
Альма-матер | Кливлендский институт искусств Йельский университет |
Занятие | Художник |
Движение | Оп-арт , геометрическая абстракция. |
Супруг | Барбара Станчак |
Джулиан Станчак ( польский : Stańczak [ˈstaɲt͡ʂak] ; 5 ноября 1928 - 25 марта 2017) был польского происхождения американским художником и гравером , который считается центральной фигурой движения оп-арта в США в 1960-х и 1970-х годах. [1] [2] Описанный как художник, чьи работы «продемонстрировали огромную геометрическую изобретательность», Станчак прежде всего известен своими крупномасштабными полихроматическими абстрактными композициями, созданными с использованием акриловой краски на холсте , в которых он исследовал перцептивные измерения цвета . [3]
Станчак родился в 1928 году в Боровнице , Польша. Он пережил сибирский трудовой лагерь во время Второй мировой войны, где потерял возможность пользоваться правой рукой. Он переучился рисовать левшой и эмигрировал в Соединенные Штаты в 1950 году, где в конце концов стал гражданином. В 1956 году Станчак получил степень магистра искусств в Йельском университете , где он учился у Йозефа Альберса и Конрада Марка-Релли , а также был соседом по комнате с другим художником-абстракционистом Ричардом Анушкевичем . Термин «оп-арт», который с тех пор использовался для описания недолговечного движения 1960-х и 1970-х годов, возник из работ Станчака, когда художник-минималист и скульптор Дональд Джадд использовал его в своем критическом обзоре выставки 1964 года под названием «Джулиан Станчак: Оптические картины в Галерея Марты Джексон в Нью-Йорке. Станчак добился более широкого коммерческого признания после того, как в 1965 году его представили на знаковой выставке «Отзывчивый глаз» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Поскольку в конце 1970-х годов популярность оп-арта снизилась, Станчак оставался активным художником и продолжал выставлять свои работы, но постепенно отделялся от основного направления современного искусства в США. Помимо того, что Станчак был практикующим художником, он работал преподавателем. в Академии художеств Цинциннати с 1957 по 1964 год, а затем в качестве профессора живописи в Кливлендском институте искусств с 1964 по 1995 год. В 2013 году он был удостоен звания почетного доктора Университета Кейс Вестерн Резерв в Огайо. Станчак жил и работал в Севен-Хиллз, штат Огайо , со своей женой, скульптором Барбарой Станчак, до своей смерти в 2017 году. Его работы включены в постоянные коллекции музеев Северной Америки и Европы.
Ранняя жизнь и работа
[ редактировать ]Молодость и образование (1928-1950)
[ редактировать ]
Юлиан Станчак ( польский : Stańczak) родился в Боровнице , Польша, в 1928 году. [3] В 1940 году, в начале Второй мировой войны , Станчак и его семья были отправлены в советский трудовой лагерь в Перми, Сибирь, где его правая рука была серьезно ранена; он был правшой. В 1942 году Станчаку и его семье удалось бежать из лагеря. [4] В шестнадцатилетнем возрасте Станчак решил присоединиться к Польским вооруженным силам на Западе, чтобы получать продовольственный паек и медицинскую помощь, и отделился от своих родителей, сестры и брата. Понимая, что он навсегда потеряет способность пользоваться правой рукой, Станчак дезертировал . [4]
Затем он отправился в лагерь беженцев в Тегеране , где присоединился к своей матери, братьям и сестрам; его отец к тому времени пропал без вести. Затем семью перевезли в лагерь польских беженцев в Масинди , Британская Уганда . [4] Станчак оставался там шесть лет. В этот период он получил свои первые уроки искусства у другого польского беженца по имени Генрик Фрудист. Позже Станчак заявит, что время, проведенное в Уганде, оказало важное визуальное и художественное влияние на его творчество; в частности, он нашел вдохновение в геометрических узорах местного текстиля, используемого угандийскими женщинами для изготовления одежды, местной музыке , а также Восточной Африки фауне и флоре , которые он назвал «ослепительными экспонатами». [5] : 3 В 1948 году Станчак и его семья переехали в Англию, где он поступил в городской политехнический институт, чтобы изучать искусство. [5] : 3
Иммиграция в США (1950)
[ редактировать ]
В конце концов Станчаки иммигрировали в Соединенные Штаты в 1950 году и навсегда переехали в Кливленд, штат Огайо , где Станчак проведет остаток своей жизни и карьеры. [3] Станчак получил степень бакалавра изящных искусств в Кливлендском институте искусств , Кливленд, штат Огайо , в 1954 году, а затем обучался у Йозефа Альберса и Конрада Марка-Релли в Йельском университете , где он соседствовал по комнате с Ричардом Анушкевичем , который позже стал одним из ключевые художники, связанные с оп-артом. Станчак два года учился у Альберса и в 1956 году получил степень магистра изящных искусств Йельского университета. [3]
Альберс, который раньше работал преподавателем в Баухаусе и преподавал теорию цвета , оказал большое влияние на Станчака, и его «работа смоделировала практики восприятия» Станчака. [6] : 65 По словам американского ученого Джо Хьюстона, исследование цвета стало основным интересом Станчака и Анушкевича во время учебы в Йельском университете. В частности, Станчака вдохновила книга 1954 года Рудольфа Арнгейма , немецкого теоретика гештальта , имеющего сильные связи с Баухаусом, под названием «Восприятие: Психология творческого глаза », которую художник перевел на польский язык. [7] В 1992 году критик «Артфорума» Элизабет Ликата сказала, что точные линейные системы Станчака действуют в пределах визуальной строгости и ограничений, установленных Альберсом, который, по словам Станчака, «учил тревоге конфронтации». [8] В 1955 году картины Станчака «абстрактный линейный узор» были включены в ежегодную выставку нового искусства в Кливлендском художественном музее , где он был удостоен почетной награды. [9] : 78 Он стал гражданином США в 1957 году и в течение 7 лет преподавал в Академии художеств Цинциннати. [3]
Карьера в США
[ редактировать ]Оп-арт (1964-1970-е)
[ редактировать ]Термин «оп-арт» был впервые введен американским минималистом художником- Дональдом Джаддом в обзоре книги Arts Magazine журнала «Джулиан Станчак: Оптические картины» , состоявшемся в галерее Марты Джексон в Нью-Йорке в 1964 году. [3] Джадд описал свои картины как «в основном поля узких вибрирующих полос» и сравнил их с работами британской художницы Бриджит Райли, прежде чем заявить, что оптические эффекты «это одно, узкое явление, а цветовые эффекты — это другое, широкий диапазон». Оп-арт». [10] Критик Бертон Вассерман позже охарактеризовал выставку как «демонстрацию чистоты бережливого пластика». [11] : 16 В 1965 году работы Станчака были включены в Музея современного искусства знаковую выставку «Отзывчивый глаз» , куратором которой был Уильям К. Зейтц. Хотя выставка была плохо принята критиками, она оказалась популярной среди широкой публики и помогла утвердить оп-арт как отдельное художественное движение , в то время как многие участвующие художники получили значительное признание на рынке. [3] По словам искусствоведа Кристофера Бедфорда, «эгалитарное обращение оп-арта к нашим основным оптическим способностям хорошо служит Станчаку, делая его картины столь же щедрыми концептуально, сколь и требовательными с практической точки зрения». [12] Станчак, однако, предпочитал называть свой стиль «перцептуальным искусством», а не «оптическим». [5] : 8
назвал его «новым талантом» В 1966 году журнал Art in America . [13] В 1973 году Станчак спроектировал фреску для 12-этажного жилого дома в Кливленде под названием Carter Manor, который впоследствии сильно пострадал из-за решения подрядчика использовать эмалевую краску . [14] В конечном итоге фреска была восстановлена в 2018 году художниками, участвовавшими в выставке FRONT Triennial того года в Кливленде. [15] Когда в конце 1970-х годов популярность оп-арта начала снижаться, его вытеснили такие движения, как минимализм , а затем и постминимализм , работы Станчака постепенно отделились от основного американского искусства. Он продолжал часто выставляться до конца своей жизни, в основном на Среднем Западе . [3] Станчака Некоторые критики отмечают, что акриловая краска и его визуальный словарь практически не изменились с 1960-х годов и состоят в основном из параллельных линий, прямых или изогнутых, различных сеток и основных геометрических форм, таких как круги или квадраты. [10]
- Запоздалое эхо , 1965, холст, акрил, 53 х 53 дюйма.
- Chromatic Fold, Acra Yellow , 1970, холст, акрил.
Более поздняя карьера (1980-2017)
[ редактировать ]Говорят, что в начале 1990-х годов работы Станчака повлияли на новое поколение художников, включая Питера Галлея и Филипа Тааффа . [8] Помимо того, что Станчак был художником, он также был учителем, работая в Академии художеств Цинциннати с 1957 по 1964 год и профессором живописи в Кливлендском институте искусств с 1964 по 1995 год. » назвала его «Выдающимся американским педагогом» В 1970 году организация «Просветители Америки . [3]
В 2007 году Станчак дал интервью Брайану Шервину для Myartspace блога . Во время интервью Станчак вспомнил свой опыт войны и потерю правой руки, а также то, как оба события повлияли на его искусство. Станчак объяснил: «Переход от использования левой руки в качестве правой, основной руки, был очень трудным. Мой юношеский опыт зверств Второй мировой войны со мной, но я хотел забыть их и жить «нормальной» жизнью. и более полно адаптироваться в обществе. В поисках искусства нужно разделять эмоциональное и логическое (...) Я искал анонимности действий через нереференциальное, абстрактное искусство». [16] В 2008 году Станчак разработал фреску высотой 364 фута из окрашенных металлических стержней для фасада корпоративного здания в центре Цинциннати. [14] В 2013 году Станчак был удостоен звания почетного доктора Университета Кейс Вестерн Резерв в Кливленде, штат Огайо. [13] Большую часть своей жизни он жил и работал в Севен-Хиллз , штат Огайо, со своей женой, скульптором Барбарой Станчак. Он умер дома 25 марта 2017 года в возрасте 88 лет после непродолжительной болезни. [3]
Выберите музейные коллекции
[ редактировать ]Работы Джулиана Станчака хранятся в постоянных коллекциях музеев Северной Америки, Центральной и Южной Америки и Европы. К ним относятся: [17]
- Художественная галерея Олбрайт-Нокс , Буффало, Нью-Йорк
- Художественная галерея Онтарио , Торонто, Канада
- Бруклинский музей , Бруклин, Нью-Йорк
- Кливлендский институт искусств , Кливленд, Огайо
- Кливлендский художественный музей , Кливленд, Огайо
- Музей американского искусства Кристал Бриджес , Бентонвилл, Арканзас
- Далласский художественный музей , Даллас, Техас
- Музей Хиршхорна и сад скульптур , Смитсоновский институт , Вашингтон, округ Колумбия
- Музей искусств округа Лос-Анджелес , Лос-Анджелес, Калифорния
- Метрополитен-музей , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
- Музей современного искусства Буэнос-Айреса, Буэнос-Айрес, Аргентина
- Музей Руфино Тамайо , Музей современного искусства, Мехико, Мексика
- Музей изящных искусств , Хьюстон, Техас
- Музей современного искусства , Нью-Йорк, Нью-Йорк
- Национальная галерея искусств , Смитсоновский институт , Вашингтон, округ Колумбия
- Музей искусств Нового Орлеана , Новый Орлеан, Луизиана
- Художественный музей Филадельфии , Филадельфия, Пенсильвания
- Музей современного искусства Сан-Франциско , Сан-Франциско, Калифорния
Библиография
[ редактировать ]- Арнгейм, Рудольф, Гарри Рэнд и Роберт Бертольф. Джулиан Станчак: Десятилетия света (Университет Буффало, Коллекция поэзии и редких книг, 1990)
- Макклелланд, Элизабет. Джулиан Станчак, Ретроспектива: 1948-1998 ( Институт американского искусства Батлера , 1998)
- Сериграфии и рисунки Джулиана Станчака 1970–1972 гг. (эксп. Cat. Джина Баро, Художественная галерея Коркоран, 1972)
- Джулиан Станчак: Цвет = Форма (экспозиция Жаклин Шиннерс и Рудольфа Арнхейма, Музейный центр Деннос , Колледж Северо-Западного Мичигана , 1993)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гринбергер, Алекс (28 марта 2017 г.). «Юлиан Станчак, центральная фигура движения оп-арта, умер в возрасте 88 лет» . АРТньюс . Проверено 12 апреля 2024 г.
Станчак был одним из лидеров недолговечного движения оп-арта 1960-х годов.
- ^ Назиф, Первана (29 марта 2017 г.). «Польско-американский художник Джулиан Станчак умер в возрасте 88 лет» . Новости Артнета . Проверено 17 апреля 2024 г.
ведущий член движения оп-арта и влиятельный профессор искусства
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Смит, Роберта (11 апреля 2017 г.). «Юлиан Станчак, художник-абстракционист, умер в возрасте 88 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Смолинская, Марта (2014). Юлиан Станчак. Оп-арт и динамика восприятия . Варшава: Muza SA с. 12. ISBN 978-83-7758-819-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Крамер, Линда Конхейм (2018). «Гравюры Юлиана Станчака» . Искусство в печати . 8 (1): 3–8. ISSN 2330-5606 .
- ^ Салетник, Джеффри (2015). «Сопоставления и созвездия: Альберс и оп-арт». В Маллое, Ваня (ред.). Пересекающиеся цвета: Йозеф Альберс и его современники . Амхерст, Массачусетс: Издательство Амхерстского колледжа. стр. 65–78. ISBN 978-1-943208-01-2 .
- ^ Хьюстон, Джо (2007). Зрительный нерв: перцептивное искусство 1960-х годов . Лондон: Издательство Меррелл. стр. 45–49. ISBN 978-1858943893 .
- ^ Перейти обратно: а б Ликата, Элизабет (лето 1992 г.). «Джулиан Станчак (Галерея Андерсона)» . Артфорум . 30 (10): 113–114.
- ^ Фрэнсис, Генри С.; Милликен, Уильям М. (1955). «Обзор выставки» . Бюллетень Художественного музея Кливленда . 42 (5): 77–100. ISSN 0009-8841 .
- ^ Перейти обратно: а б Истомина, Татьяна (18 декабря 2014 г.). «Юлиан Станчак из жизни» . Бруклинская железная дорога . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Вассерман, Бертон (1969). «Осмотр сцены: Американский музей около 1968-69 годов» . Художественное образование . 22 (5): 17–21. дои : 10.2307/3191254 . ISSN 0004-3125 .
- ^ Бедфорд, Кристофер (декабрь 2009 г.). «Джулиан Станчак. MOCA Кливленд» . Артфорум . 48 (4): 239–240.
- ^ Перейти обратно: а б Адамс, Генри (12 марта 2013 г.). «При всем уважении: пионер оп-арта из Кливленда Джулиан Станчак должен получить степень почетного доктора» . Сеть коллективного искусства — журнал CAN . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мейер, Рут К. (февраль 2008 г.). «Оп-арт на улице». Искусство в Америке . 96 (2): 80–83. ISSN 0004-3214 .
- ^ Барнетт, Дэвид К. (25 июля 2018 г.). «Давно потерянная фреска возвращается в центр Кливленда» . Общественные СМИ Ideastream . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ «Разговор об арт-пространстве: Джулиан Станчак». Архивировано 4 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Myartspace , 23 июля 2007 г. Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ «Коллекции (Юлиан Станчак)» . Фонд Станчака . Проверено 15 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1928 рождений
- смертей в 2017 году
- Польские художники 20 века.
- Польские художники-мужчины ХХ века
- Польские художники XXI века
- Художники-мужчины 21 века
- Польские граверы
- Современные граверы
- Польские эмигранты в США
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины
- Американские художники XXI века
- Американские граверы
- Факультет Академии художеств Цинциннати
- Об искусстве
- Жители Севен-Хиллз, штат Огайо
- Польские художники-мужчины