Jump to content

Айно Аалто

Айно Аалто
Рожденный
Единственная и неповторимая Мария Мандель

25 января 1894 г.
Умер 13 января 1949 г. ( 1949-01-13 ) (54 года)
Хельсинки, Финляндия
Национальность финский
Другие имена Айно Марсио Аалто, Айно Аалто, Айно Мария Марсио-Аалто
Альма-матер Финская школа для девочек в Хельсинки
Хельсинкский технологический университет
Род занятий Архитектор, дизайнер
Супруг
Дети 2 (Йохан Хенрик Гамилькар и Йоханна [«Ханни»])
Упражняться Сооснователь « Артека»

Айно Мария Марсио-Аалто (урожденная Айно Мария Манделин ; [1] 25 января 1894 — 13 января 1949) — финский архитектор и пионер скандинавского дизайна . [2] Она известна как партнер по дизайну архитектора Алвара Аалто , с которым она проработала 25 лет, а также как соучредитель вместе с ним Майре Гуллихсен и Нильса-Густава Халя дизайнерской компании Artek , сотрудничавшей во многих ее наиболее успешных проектах. известные конструкции. [3] Будучи первым художественным руководителем «Артека», ее творческая деятельность охватывала текстиль, лампы, стеклянную посуду и здания. [4] Ее работы находятся в постоянной коллекции Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, а МоМА включил ее работы в девять выставок. [5] первым из них был «Аалто: архитектура и мебель» 1938 года. [6] Другие крупные выставки прошли в Художественной галерее Барбикан в Лондоне и в Chelsea Space в Лондоне. Айно Аалто выставлялась вместе с Пабло Пикассо. [7]

Биография

[ редактировать ]

Айно Манделин родилась в Хельсинки . Ее семья жила в кооперативном многоквартирном доме в Хельсинки, где она познакомилась с соседними мастерами-плотниками и столярами, у которых она позже пошла в ученики. [8] Айно получила школьное образование в 1913 году в Helsingin Suomalainen Tyttökoulu (финская женская школа Хельсинки). В том же году она начала изучать архитектуру в Технологическом институте Хельсинки и получила квалификацию архитектора в 1920 году. Айно окончила учебу вместе с несколькими другими женщинами-архитекторами, включая Сальме Сетяля . Она также встретила своего будущего мужа Алвара Аалто , когда они оба были студентами. [8] В 1920 году она пошла работать к архитектору Оиве Каллио в Хельсинки. В 1923 году она переехала в город Ювяскюля , чтобы работать в бюро архитектора Гуннара Ахиллеса Валроса, но в следующем году перешла на работу в бюро Алвара Аалто. Манделин вышла замуж за Алвара Аалто в 1925 году. Медовый месяц семья Аалто провела на севере Италии. В то время молодые архитекторы Скандинавии часто ездили в Италию, чтобы изучать народную архитектуру , которая оказала глубокое влияние на скандинавскую архитектуру 1920-х годов, процветавшую в так называемом стиле скандинавского классицизма .

Семья Аалто перенесла свой офис в Турку в 1927 году и начала сотрудничать с архитектором Эриком Бриггманом . В 1933 году офис снова переехал в Хельсинки. Семья Аалто спроектировала и построила для себя совместный дом-офис (1935–36) в Мунккиниеми , пригороде Хельсинки, но позже (1954–55) построила специально построенный офис в том же районе.

Роль Айно Аалто в проектировании архитектуры, приписываемой Алвару Аалто, никогда конкретно не проверялась. Их ранние постройки представляли собой в основном небольшие постройки, особенно летние виллы, спроектированные в стиле северного классицизма . Первым проектом Айно, который был полностью ей приписан, была Вилла Флора (1926, расширена в 1938), дом отдыха семьи Аалто в Алаярви , Южная Остроботния , который выразил эффективность модернизма и простоту сельской финской жизни. [8] Айно не был полностью согласен с идеологиями модернизма, распространявшимися по Европе. Вместо этого она проектировала дома для домашнего хозяйства, а не для архитектурной идеологии. Она обратила внимание на уровень комфорта дома и использовала материальность и мебель, чтобы создать теплое и практичное пространство, что было редкостью в модернизме 20-го века. [8]

Известно, что в дизайнерской работе она больше концентрировалась на дизайне интерьеров (например, виллы Майреа в Ноормаркку 1937–39), а также мебели (например, санатория Паймио 1927–29). В 1935 году Аалтос вместе с Майре Гуллихсен (главным клиентом виллы Майреа) и Нильсом-Густавом Халем основали Artek , фирму по продаже осветительных приборов и мебели, разработанных Аалтос. Недавно выяснилось, что именно Айно в 1936 году выполнила первую работу по дизайну интерьера по заказу «Артека» — Выборгской библиотеки . [9] Айно была главным дизайнером «Артека», а позже стала управляющим директором. [10] «Артек» по-прежнему производит мебель Aalto, но теперь принадлежит частной компании. [10] В первые годы существования «Артека» проекты и стандарты мебели создавал и пересматривал Айно, а из сотен проектов лишь несколько — Алвара Аалто. Она также курировала заказы на интерьеры, освещение, экраны, текстиль и другие предметы домашнего обихода. Под руководством Айно «Артек» выполнил более восьмидесяти интерьеров. [11] Айно была разносторонним дизайнером задолго до создания «Артека». Ее серия предметов из прессованного стекла была удостоена награды на Миланской триеннале в 1936 году. [11] В первые годы своего брака и партнерства в области дизайна Айно Аалто и ее муж участвовали в архитектурных конкурсах со своими отдельными работами. В середине 1920-х годов Аалто стали первыми архитекторами в Финляндии, принявшими чистый функционалистский стиль архитектуры, пришедший из Центральной Европы. В индивидуальной работе Айно Аалто это проявляется в ее работе для финского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года , первый приз за которую получил Алвар Аалто. Работа Айно всегда оценивалась по достижениям ее мужа, и она часто стояла в стороне, пока Альвар получал признание за их совместные проекты. [11]

Стекло Iittala, дизайн Айно Аалто

Айно Аалто также разработала несколько предметов стеклянной посуды для финской компании Iittala , которая производила предметы домашнего обихода. Ее самая известная стеклянная конструкция до сих пор продается, а также несколько иные копии, изготовленные такими компаниями, как IKEA широко распространены . Дизайн Аалто «Bölgeblick» послужил источником вдохновения для линии столовой посуды, производимой Iittala. [12] Вместе со своим мужем она также работала над дизайном знаменитой вазы «Савой» в 1936 году.

Аалто работала в конторе «Артека» до 1949 года, пока не умерла от рака. Айно задала тон творческому и коммерческому подходу «Артека», который сохранился до сих пор. [8]

в Ювяскюля, Финляндия, была организована выставка и книга (под редакцией Уллы Киннунен) В 2004 году в Музее Алвара Аалто , посвященная творчеству Айно Аалто.

Выставки

[ редактировать ]

2021 «Дизайн для современной жизни» MoMA, Нью-Йорк, США

2018 Современные пары – искусство, близость и авангард Художественная галерея Барбакан, Лондон, Великобритания

2017 Айно Аалто — звезда выставки «Детский масштаб» Музей Алвара Аалто, Ювяскюля, Финляндия

2016/2017 Как нам жить? Предложения для современного интерьера МоМА, Нью-Йорк, США

2014 Галерея скандинавского искусства и винтажного дизайна Кристиан Роеллин, Санкт-Галлен, Швейцария

2013–2014 «Дизайн современных женщин 1890–1990» МоМА, Нью-Йорк, США

2009 В ЛЕС: Исследование пространства Челси Itala Лондон, Великобритания

2006 Искусство и технологии. Моменты истории «Артека» Музей Алвара Аалто Ювяскюля, Финляндия

2006 Выбор художника: Herzog & de Meuron, Perception Restained MoMA, Нью-Йорк, США

2004 Скромные шедевры МоМА, Нью-Йорк, США.

2004 Персональная выставка в музее Алвара Аалто, Ювяскюля, Финляндия. [13] [5]

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. С 1906 года семья была известна как Марсио.
  2. ^ Айно Аалто - Британский музей
  3. ^ Яри ​​Йетсонен; Сирккалииса Джетсона (20 марта 2008 г.). Финские летние домики . Принстонская архитектурная пресса. п.п. 48–. ISBN  978-1-56898-752-1 .
  4. ^ Люси Райдер, Ричардсон (8 декабря 2016 г.). 102 стула Mid Century: и их истории . Павильон Книги. стр. 91–. ISBN  978-1-911216-80-3 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  5. ^ Перейти обратно: а б «Айно Аалто | МоМА» . Музей современного искусства .
  6. ^ «Аалто: Архитектура и мебель. | МоМА» (PDF) . Музей современного искусства . В каталоге выставки отмечается, что после свадьбы Альвара и Айно Марсио в 1925 году «все работы после этой даты созданы в сотрудничестве с госпожой Аалто» (так в оригинале).
  7. ^ «Айно Аалто | Художник» . АртФакты .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Селлерс, Либби (7 июня 2018 г.). Женский дизайн . Фрэнсис Линкольн. стр. 69–70. ISBN  978-0-7112-3923-4 .
  9. ^ «Артек и Аалтос» . Бардский аспирантский центр . Бардский аспирантский центр . Проверено 5 мая 2021 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Ли, Винни (01 сентября 2012 г.). «Дом, который построил Алвар Аалто» . Таймс . ISSN   0140-0460 . Проверено 22 марта 2018 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Кокконен, Ренья. Грани профессии . стр. 79–80.
  12. ^ «Отображение полной записи ULAN (Getty Research)» . www.getty.edu .
  13. ^ «Айно Аалто | Художник» . АртФакты .
  • Хеламаа, Эркки и Йетсонен, Яри: Летние домики Алвара Аалто . Хельсинки: Ракеннустието, 2007.
  • Киннунен, Улла (ред.): Айно Аалто . Ювяскюля: Музей Алвара Аалто, 2004.
  • Суоминен-Кокконен, Ренья: Айно и Алвар Аалто. Совместное путешествие: интерпретации повседневного модернизма . Ювяскюля: Музей Алвара Аалто, 2007.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce9b56fa9cfbbbe6108b67398a66c5ef__1717727220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/ef/ce9b56fa9cfbbbe6108b67398a66c5ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aino Aalto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)