Вернер Пантон
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2021 г. ) |
Вернер Пантон | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 5 сентября 1998 г. Копенгаген , Дания | ( 72 года
Национальность | датский |
Занятие | Архитектор |
Вернер Пантон (13 февраля 1926 — 5 сентября 1998) считается одним из Дании 20-го века самых влиятельных дизайнеров мебели и интерьеров . За свою карьеру он создавал инновационные и футуристические проекты из различных материалов, особенно из пластика , ярких и экзотических цветов. Его стиль был очень «60-м», но вновь обрел популярность в конце 20-го века. По состоянию на 2004 год самые известные модели мебели Panton все еще находятся в производстве (в в Vitra частности, ).
Биография
[ редактировать ]Пантон уже был опытным художником в Оденсе , когда отправился изучать архитектуру в Датскую королевскую академию искусств ( Det Kongelige Danske Kunstakademi ) в Копенгагене , которую окончил в 1951 году. В течение первых двух лет своей карьеры, 1950–1952, он работал в архитектурная практика Арне Якобсена , еще одного датского архитектора и дизайнера мебели. [1] Пантон оказался «ужасным ребенком» и открыл собственное дизайнерское и архитектурное бюро. Он стал хорошо известен своими новаторскими архитектурными предложениями, в том числе сборным домом (1955 г.), Картонным домом и Пластиковым домом (1960 г.). Ближе к концу 1950-х годов дизайн его стульев стал гораздо более нетрадиционным, без ножек и заметной спинки. В 1960 году Пантон разработал самый первый пластиковый стул единой формы, отлитый под давлением. Стул Stacking или S-стул производился серийно и стал самым известным из его проектов, основанных на органических формах, повторяющих изгибы человеческого тела – в данном случае языка. [2]
В конце 1960-х и начале 1970-х годов Вернер Пантон экспериментировал с созданием целых сред: радикальных и психоделических интерьеров, которые представляли собой ансамбль его изогнутой мебели, обивки стен, текстиля и освещения. Он, пожалуй, наиболее известен благодаря серии дизайнов интерьеров для . ежегодной выставки продукции Bayer, проводимой на борту экскурсионных катеров [3]
Карьера
[ редактировать ]С 1950 по 1952 год Вернер Пантон работал у архитектора Арне Якобсена , который стал еще одним важным наставником. Находясь в офисе Якобсена, Пантон занимался в основном дизайном мебели, в частности, разработкой стула «Муравей» . После работы у Якобсена Пантон в течение трех лет совершил ряд обширных поездок по Европе. За это время он устанавливает ряд международных контактов с коллегами-дизайнерами, производителями и дилерами. Благодаря этому Panton получил большое количество архитектурных и мебельных проектов, включая стул Bachelor Chair и стул Tivoli , созданный по заказу престижного датского производителя мебели Фрица Хансена в 1955 году.
В середине пятидесятых годов Вернер Пантон впервые задумался о стуле, состоящем из одного элемента. В 1956 году Neue Gemeinschaft für Wohnkultur (WK-Möbel) организовала конкурс, в котором принял участие Пантон. Его работа представляла собой целую коллекцию мебели, в которую также входил штабелируемый стул, в котором сиденье и спинка составляли единое целое. так называемый « S-Chair Это проект, на основе которого создан ». Сама конкурсная работа не увенчалась успехом, его проекты не получили приза. В 1957 году небольшой серией выпускается сборный дачный дом под названием All Round House.
В 1958 году Пантон перепроектировал гостиницу своих родителей Kom-igen в парке Лангесё на острове Фюнен, для которой он также спроектировал конусное кресло. Гостиница Ком-иген была одним из первых крупных заказов Пантона. Пантон спроектировал интерьер, а также одноэтажную пристройку с террасой на крыше. Он использовал пять разных оттенков красного для интерьера, чтобы придать ему теплоту, а также темные цвета для столового белья. Компания Panton разработала гибкую систему из тканей с геометрическими узорами, которые можно подвешивать к потолку и разделять комнату. С этого началось сотрудничество с датскими фирмами Plus-Linje (серия мебели Cone Chair), Unika Væv (текстиль) и Louis Poulsen (освещение).
Пантон спроектировал ресторан отеля Astoria в Тронхейме, Норвегия, в 1960 году, который включал в себя вестибюль с гардеробом, дневной ресторан с зимним садом, вечерний ресторан с танцполом, а также ресторан самообслуживания. Пантон использовал текстильный дизайн для полов, стен и потолков, чтобы придать помещению единый образ. Стулья представляли собой различные версии стульев-конусов. За это время Panton также разработал первые в истории мебели надувные элементы для сидения из прозрачного пластика.
В 1961 году Пантон представляет свою мебель, текстиль и светильники в легендарной черной книге дизайнерского журнала Mobilia и в мебельных салонах Pfister в Цюрихе. Лампы Shell впервые представлены на стенде Lüber во Франкфурте в 1964 году. На Международной мебельной ярмарке в Кёльне « Летающие стулья» стали настоящей сенсацией. В 1965 году компания Thonet выпустила S-Chair (модель 275) от Panton, который стал первым консольным стулом, изготовленным из формованной фанеры. Этот штабелируемый стул был сделан из фанеры, край сиденья которой был слегка наклонен вверх. Существует две разные версии стула S: Модель 275 и Модель 276. В 1965/66 году была разработана модульная мебельная система из секций пенопласта, которая с 1967 года производится компанией Kill, Metzeler и продается сетью Kaufhof.
Датский журнал о дизайне Mobilia впервые представил публике стул Panton Chair в 1967 году. Оформление выставки на корабле Dralon (позже переименованном в Visiona 0) для компании Bayer по случаю Кёльнской мебельной ярмарки. светильник «Цветочный горшок» Выпускается . Дизайн офиса издательства Шпигель. « Живая башня» представлена на совместной выставке с Чарльзом Имсом , Джо Коломбо и другими в Лувре в Париже. Для издательства Spiegel , которое в 1969 году переехало в модернизированное помещение на улице Ост-Вест в Гамбурге, Пантон спроектировал входную зону с внутренним двором и вестибюлем, столовую и бар, бассейн для сотрудников в подвале здания. , залов редакционных совещаний и холлов, а также цветовое решение холлов администрации или редакционных высотных зданий. Дизайн выставки Visiona 2 (1970) для Bayer по случаю Кёльнской мебельной ярмарки, где Mira X. также представлена первая коллекция Редизайн Ресторан Варна , Орхус ДК
Хронология
[ редактировать ]- 1974 г. – Дизайн офиса издательства Gruner & Jahr в Гамбурге.
- 1977 – Фриц Хансен выпускает программу сидений System 1-2-3 .
- 1978 – Луи Поульсен запускает серию светильников VP Europa .
- 1978 — Цветовая и художественная концепция перехода на подземную автостоянку университетской больницы в Базеле .
- 1984 г. - Здание цирка в Копенгагене отремонтировано на основе цветового дизайна Panton.
- перезапускает стул Panton Chair 1990 – Vitra , что дает известным коллегам-дизайнерам возможность представить свой Hommage à Panton.
- 1994 — Для Ikea он разрабатывает стул Vilbert .
- 1995 – Начало сотрудничества с VS-Möbel .
- 1995/96 – По случаю летних Олимпийских игр в Атланте в 1995 году компания Panton спроектировала часовую башню Swatch Art. Впервые башня была установлена на озере в Лозанне в 1996 году. Она состоит из 63 отдельных цветных колец и большого Образец часов посередине. Позже, летом 1996 года, он был выставлен в Олимпийском музее в Лозанне с двумя укороченными этажами.
- 1996 – Panton разрабатывает инсталляцию цветового пространства « Farbräume » для галереи Littmann в Базеле.
- 1997 – Panton получает заказ на проектирование офиса Erco в Лондоне.
- 1998 - Выставка «Свет и цвет» , последняя выставка, спроектированная Пантоном, открывается в Музее Трапхолта в Кольдинге 17 сентября 1998 года.
Проекты
[ редактировать ]Отель и ресторан Astoria в Тронхейме, Норвегия
[ редактировать ]Проект отеля-ресторана Astoria в Тронхейме включал входную зону с гардеробом, дневной ресторан с зимним садом, вечерний ресторан с танцполом, а также ресторан самообслуживания. Пантон использовал текстильный дизайн Geometry I–IV для полов, стен и потолков, чтобы придать помещению единый вид. Стулья представляют собой различные версии стульев-конусов. Стулья, сгруппированные вокруг столов, и светильники Topan работают вместе, разделяя большую комнату на отдельные зоны отдыха с интимной ноткой.
Вижн I и Вижн II
[ редактировать ]С конца шестидесятых до середины семидесятых годов корпорация Bayer арендовала экскурсионный пароход по Рейну во время каждой мебельной ярмарки в Кельне и поручала известному дизайнеру превратить его во временный выставочный зал. Основной целью было продвижение различной синтетики, используемой в предметах интерьера. Bayer Синтетическое волокно Dralon и его применение в области домашнего текстиля сыграли важную роль на выставке. В результате выставочный зал первоначально назывался «Корабль Дралон», пока по предложению Пантона с 1969 года он не стал известен как «Висиона». Пантон, которому было поручено спроектировать корабль в 1968 году, с самого начала нашел способы обойти любые чрезмерные ограничения в области текстиля. Объединив в своей презентации мебель и освещение, он создал атмосферно плотные пространства, в которых цвет и свет играли доминирующую роль. Еще на выставке Visiona 0 Пантон создавал экспериментальные интерьерные пейзажи, в которых имел возможность свободно реализовать и продемонстрировать свои дизайнерские идеи, часто интерпретируемые как утопические. В результате «корабль Дралон» произвел фурор среди посетителей, выходящих далеко за рамки узкого круга специалистов.
Вернеру Пантону не менее двух раз было поручено оформить выставку под названием «Видение». На выставке «Висона 2» 1970 года был показан Фантазийный пейзаж, созданный в этой среде. Получившаяся в результате комнатная инсталляция, состоящая из ярких цветов и органических форм, является одним из главных моментов работы Пантона. С точки зрения истории дизайна эта инсталляция считается одним из крупнейших пространственных проектов второй половины двадцатого века.
Творческий фейерверк, который Пантон зажег в своей студии всего за несколько месяцев подготовки к «Видению 2», выражается не только в весьма разнообразном дизайне помещений выставочного корабля, но и в широком ассортименте мебели, освещения, стен покрытия и текстиль, разработанные специально для этой презентации. Некоторые из них были адаптированы и позже пошли в серийное производство.
Издательство Шпигель
[ редактировать ]Обстановка издательства Spiegel зданий в Гамбурге считается одним из самых выдающихся примеров внутреннего дизайна Panton и одним из немногих, которые до сих пор сохранились, по крайней мере частично. Для известного новостного журнала, который в 1969 году переехал в модернизированное помещение на улице Ост-Вест в Гамбурге, Пантон спроектировал входную зону с внутренним двором и вестибюлем, столовую и бар, бассейн для сотрудников в подвале здания, помещения редакционных совещаний и гостиных, а также цветовое решение холлов администрации или редакционных высоток. И здесь цветовые схемы стали основным элементом дизайна, обеспечивая типичное для Panton сочетание дизайна комнаты. Все дизайны были его собственными – светильники, текстиль и облицовка стен, только мебель пришлось заказывать в Knoll International согласно его контрактам. Большое значение имело специально разработанное зеркальное освещение, использованное на стенах и потолках. Хотя зона бассейна вскоре была уничтожена пожаром, а вход и вестибюль претерпели капитальную реконструкцию в 90-х годах, столовая до сих пор сохранилась в первоначальном виде и сегодня представляет собой уникальный и ценный исторический документ.
Частный дом в Биннингене
[ редактировать ]Открытые для гостей комнаты в этом особняке были спроектированы Пантоном таким образом, что они служили своего рода выставочным залом для его работ. Особенно заметными были прихожая с кольчатыми светильниками, столовая с эффектным потолком-ракушкой и большая столовая. В нем доминировала Живая скульптура, которая сегодня является частью дизайнерской коллекции Центра Помпиду в Париже .
Издательство Gruner & Jahr, Гамбург
[ редактировать ]Комиссия по проектированию нового головного офиса издательства Gruner & Jahr в Гамбурге была такой же обширной, как и у издательской компании Spiegel несколькими годами ранее. Если при оформлении офисов Пантон ограничился простой системой цветов и узоров, то в вестибюле и столовой ему вновь удалось с помощью визуальных эффектов обманки создать впечатляющие и неожиданные дизайнерские решения. В вестибюле внимание привлек зеркальный потолок, к которому подвешивались, казалось бы, бесчисленные лампы VP Globe, а в столовой ковровое покрытие с волнистым рисунком придавало полу трехмерный вид.
Панторама
[ редактировать ]В 1979 году Пантону удалось организовать специальную выставку «Панторама» в рамках швейцарской мебельной ярмарки в Базеле . Здесь он создал монохромные цветовые пространства, в которых простые геометрические светильники и предметы создают атмосферу, одновременно архаичную и в высшей степени искусственную.
Цветовые пространства
[ редактировать ]В инсталляции «Цветовые пространства», которую Пантон показал в галерее Littmann в Базеле в 1996 году, он физически продемонстрировал силу цвета. Проходя через восемь круглых комнат, каждая из которых была окрашена в один цвет, посетители могли ощутить эффект цвета, то согревающего, то охлаждающего. Этот цветовой туннель был дополнен элементами из пенопласта разных форм и цветов, которые были разбросаны по черной комнате, как огромные строительные блоки.
Выставка «Свет и цвет» в Трапхолте
[ редактировать ]Выставка «Свет и цвет», открывшаяся в Музее Трапхолта 17 сентября 1998 года, всего через несколько дней после смерти Пантона, стала его последним дизайнерским проектом. В восьми красочных залах, которые еще раз продемонстрировали впечатляющую демонстрацию его мастерского использования цвета, Пантон представил репрезентативный срез всего своего творения как дизайнера.
Избранные работы
[ редактировать ]Дизайн интерьера
[ редактировать ]- Гостевой дом «Приходи снова»
- Отель и ресторан Astoria в Тронхейме, Норвегия
- Вижн I и Вижн II
- Частный дом в Биннингене
- Издательство Gruner & Jahr , Гамбург
- Панторама
- Цветовые пространства
- Выставка «Свет и цвет» в Музее Трапхолта , Колдинг, Дания
- Ресторан Варна (Орхус)
- Университетская больница в Базеле
- Здание Цирка
- Офисы Эрко
- Выставка «Свет и цвет»
Дизайн мебели
[ редактировать ]- Конусный стул
- Триволи Стул
- Стул бакалавра
- Пантон Стул
- Система 1-2-3
- Вильберт Стул
- Пантофлекс
- Скульптура Диван
Световой дизайн
[ редактировать ]- Лампа-ракушка
- Лампа Пантелла
- Лампа из цветочного горшка
- Вице-президент по освещению Европы
- Кулон «Луна», 1960 г. [4]
- Висящий глобус, 1969 год. [5]
- Спиральный кулон, 1969 г. [6]
- Настенный светильник «Шпигель», 1969 год. [7]
Текстильный дизайн
[ редактировать ]- Живая башня
Промышленный дизайн
[ редактировать ]- Образец Арт-башни с часами
- Подсвечники, несколько коллекций ваз, часы, телевизор, WEGA , радио [8] зеркальные скульптуры, эмалированные настенные панели и эмалированные предметы, настенное искусство, игрушки, вазоны и блюдца, стеклянная одежда, столовые принадлежности, оконные покрытия.
Архитектура
[ редактировать ]- Круглый дом
Награды и почести
[ редактировать ]- Международная премия дизайна (1963, 1968, 1981, 1986).
- Премия студии Розенталя (Германия, 1966).
- Премия Пола Хеннингсена (Дания, 1967).
- Евродомус 2 (Италия, 1968)
- Медаль Австрийского строительного центра (Австрия, 1968 г.).
- Почетный приз: 4-я Австрийская мебельная выставка (Австрия, 1969 г.).
- Премия за хорошую форму (Германия, 1972, 1986)
- Møbelprisen, специальная выставка Pantorama представлена на международной швейцарской мебельной ярмарке в Базеле (Дания, 1978 г.).
- Немецкий отбор пять раз (Германия, 1981–1984)
- Премия Садолина Фарве (Дания, 1986 г.)
- Премия Danish Design Gråd Annual Award (Дания, 1991 г.)
- Премия IF (1971, 1972, 1992).
- Премия Норвегии в области дизайна (1992 г.)
- Живите лучше, цена (1998)
- Орден Даннеброга (1998 г.)
- Музей дизайна Vitra посвящает Ретроспективу (2000)
- Вайль-на-Рейне, демократ, в честь Вернера Пантона присвоено название улицы: Verner-Panton-Weg (2012).
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Биография» . Вернер Пантон . 19 января 2021 г.
- «Вернер Пантон: Visiona 1970» . Отключить . 2014.
- Гимапанг, Кэтрин (3 января 2019 г.). «Глазами Вернера Пантона: мастер цвета в современном выражении» . Архитекторские новости .
- Мартин, Ханна (3 июня 2018 г.). «История культового кресла Вернера Пантона» . Архитектурный дайджест .
- Харрисон, Дэвид (2020). Век цвета в дизайне: 250 инновационных объектов и истории, стоящие за ними . Темза и Гудзон . ISBN 9781760760533 .
- Литкен, Мален (2019). Датские лампы – с 1920 г. по настоящее время (на датском языке). Издательство Страндберг. ISBN 9788793604667 .
- Энгхольм, Ида; Михельсен, Андерс (2017). Pantone: Среда, цвета, системы, узоры . Издательство Страндберг. ISBN 9788793604063 .
- Диксон, Томас (2017). Датский дизайн (на датском языке). Гилден-Вэлли . ISBN 9788702193909 .
- Шульце, Сабина; Грец, Ина, ред. (2012). Вернер Пантон: Столовая Шпигеля (на немецком языке). Гамбург : Музей искусства и промышленности Гамбурга . ISBN 9783775733212 .
- Бернсен, Йенс (2003). Вернер Пантон: Пространство, время, субстанция (на датском языке). Датский центр дизайна. ISBN 9788790904357 .
- фон Вегезак, Александр; Реммеле, Матиас (2000). Вернер Пантон: Собрание сочинений . Музей дизайна Витра . ISBN 3931936244 – через Интернет-архив .
- Филл, Шарлотта; Филл, Питер (1999). Дизайн 20 века . Ташен . ISBN 9783822870396 .
- Хвидберг-Хансен, Гертруда; Хвидберг-Хансен, Пол (1998). Вернер Пантон: Свет и цвет (на датском языке). Трапхолт – через Интернет-архив .
- Филипп, Гарнер (1996). Дизайн шестидесятых . Сумки . ISBN 3822889342 – через Интернет-архив .
- Эневолдсен, Биргит; Эневолдсен, Кристиан (1958). Прикладное искусство: Мебель, Текстиль, Светильники (на датском языке). Аркитектенс Форлаг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. п. 542. ИСБН 9783822840788 . OCLC 809539744 .
- ^ Хоффман, Анна. «Секс и шестидесятые: поп-фантазия Вернера Пантона» . Квартирная терапия . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Музей дизайна Витра» . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ Луна на verpan.com .
- ^ Подвеска VP Globe на verpan.com .
- ^ Спиральный кулон на verpan.com .
- ^ Зеркало на verpan.com .
- ^ «Дизайн хорош. История моя. (Stereo Bar 3300)» . 13 апреля 2014 года . Проверено 5 сентября 2021 г.