Ганс Вегнер
Ханс Йоргенсен Вегнер | |
---|---|
Рожденный | 2 апреля 1914 г. |
Умер | 26 января 2007 г. |
Место отдыха | Мариебьергское кладбище |
Национальность | Немецко-Датский |
Образование | технологический институт Датская школа дизайна |
Известный | Дизайн стула |
Стиль | Датский модерн |
Движение | Модернизм |
Супруг | Инга Хельбо (м. 1940) |
Дети | Марианна Вегнер Соренсен Ева Вегнер |
Награды | Премия Ланнинга (1951) Гран-при IX Миланской триеннале (1951). Золотая медаль Миланского триеннале (1956). Медаль Эккерсберга (1956 г.) Почетная грамота института Пратта (1961). Медаль принца Евгения (1961) Премия AID за дизайн (1961) [1] Королевские дизайнеры для промышленности (1969) Диплом трехлетнего сотрудничества Милана (1973 г.) Датская мебельная премия (1980) Медаль CF Хансена (1982) Ежегодная премия Датского совета дизайна (1987) [2] 8-я Международная премия в области дизайна (1997). [3] |
Ханс Йоргенсен Вегнер (2 апреля 1914 – 26 января 2007) был датским дизайнером мебели. [4] Его работа, наряду с совместными усилиями нескольких его производителей, [5] способствовал международной популярности датского дизайна середины века . Его стиль часто называют органической функциональностью, модернистской школой с упором на функциональность. Эта школа мысли возникла прежде всего в скандинавских странах при участии Пола Хеннингсена , Алвара Аалто и Арне Якобсена . [5]
Вегнера называли «королем стульев» за его обширную работу по проектированию сидений. [6] За свою жизнь он спроектировал более 500 различных стульев, более 100 из которых были запущены в серийное производство и многие из которых стали узнаваемыми иконами дизайна. [7]
«Если бы вы могли спроектировать хотя бы один хороший стул в своей жизни… но вы просто не можете». [6]
— Ханс Вегнер
Вегнер за свою жизнь получил несколько крупных наград в области дизайна: от премии Луннинга в 1951 году и Гран-при Миланской триеннале в том же году до медали принца Евгения в Швеции и датской медали Экерсберга . [8] присвоило ему звание почетного промышленного дизайнера . В 1969 году Королевское общество искусств в Лондоне [9]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Вегнер родился в семье сапожника Питера Матиесена Вегнера и Николин Лаузен на Смедегаде 12 в Тондере . [10] [11] В раннем возрасте Вегнер проявил интерес к ремеслу и умел рисовать и вырезать вырезки из бумаги, прежде чем научился ходить. [12] Дома Вегнер увлекался резьбой по дереву и создавал деревянные скульптуры на основе статуэток Royal Copenhagen, которые он видел в музее Тёндера. [12]
В 14 лет он работал ребёнком-подмастерьем у мастера -краснодеревщика Г. Ф. Штальберга. [13] Вскоре он обнаружил, что имеет чувство дерева и развил близость к этому материалу. В 15 лет он сделал свой первый стул. [14] Завершив обучение в 17 лет, он изготовил женский стол в рамках своего подмастерья и продолжал работать в мастерской, прежде чем пойти в армию. [12]
Во время службы в армии он впервые увидел выставку Копенгагенской гильдии краснодеревщиков в 1935 году. [12] [15] Экспонаты представляли собой лабораторию для экспериментов между мастерами-краснодеревщиками (такими как Йоханнес Хансен, Л. Понтоппидан, Нильс Воддер, Якоб Кьер и А. Дж. Иверсен ) и лучшими архитекторами того времени (такими как Кааре Клинт , Вильгельм Лауритцен и Оле Ваншер ). . Эти экспонаты дали Вегнеру возможность из первых рук узнать, чего может дать сочетание мастерства и дизайна. Вегнер решил стать дизайнером с целью производить и продавать свою мебель.
Вегнер понял, что его навыки нуждаются в совершенствовании, если он хочет осуществить свою мечту об открытии собственной мастерской. [12] После армии Вегнер прошел 2,5-месячный курс столярного дела в Датском технологическом институте. [16] Впоследствии он посетил программу столярного дела в Школе искусств и ремесел, расположенную на территории Датского музея искусства и дизайна в Копенгагене. [15] Вегнером руководила инструкция Орлы Мёлгаард-Нильсен , ученицы школы Клинта , и он находился под сильным влиянием функционализма. [15] Вегнер привлек внимание учителей в школе своими развитыми навыками рисования. Его учитель рисования пытался убедить его продолжить карьеру художника-портретиста. [17]
Он участвовал в своей первой выставке Гильдии краснодеревщиков в 1938 году, где представил стул Stangerup, названный в честь человека, который его купил. [18]
Ранняя карьера в Орхусе
[ редактировать ]взял годовой отпуск, чтобы работать над проектом мэрии Орхуса В 1938 году Вегнер по рекомендации своего учителя . Арне Якобсен и Эрик Мёллер выиграли тендер на проектирование мэрии Орхуса и наняли Вегнера для создания мебели. [19] Однако Вторая мировая война вызвала задержки в проекте мэрии, и сначала ему поручили работать над Публичной библиотекой Нюборга под руководством Мёллера и Флемминга Лассена . [14] Сегодня в библиотеке представлены ранние фотографии вклада Вегнера в библиотеку. [20] а также веб-сайт, посвященный историческому дизайну. Хотя библиотека была хорошо принята, а Мёллер и Лассен были награждены медалью Эккерсберга , [21] В то время вклад Вегнера не получил такой широкой огласки. В 1939-1942 годах Вегнер работал над проектом мэрии Орхуса и отвечал за всю обстановку. [22] Вегнер начал работать над тремя линиями модульной офисной мебели для Planmøbler, работая в мэрии. [22] Часть мебели Planmøbler использовалась в офисных крыльях мэрии. [22] [23]
- Стул публичной библиотеки Нюборга
- Детский стул и табуретки для публичной библиотеки Нюборга.
- Интерьер и стулья зала Зала Совета мэрии Орхуса
- Фонтан и места для сидения в мэрии Орхуса
В 1940 году Вегнер завязал то, что можно назвать двумя самыми важными отношениями в его жизни. Первым было личное отношение. Он встретил Ингу Хельбо, секретаршу в офисе Якобсена, и 9 ноября 1940 года они поженились. [19] [24] Вторые отношения были профессиональными. Орла Мёлгаард-Нильсен сыграла еще одну важную роль в жизни Вегнера, связав его с мастером-краснодеревщиком Йоханнесом Хансеном . [24]
После завершения проекта мэрии Орхуса Вегнер не смог вернуться в Копенгаген из-за ограничений на поездки во время нацистской оккупации . Вегнер так и не вернулся в школу, чтобы завершить программу столярного дела, и, как следствие, он так и не получил инструкций от «отца датского дизайна современной мебели» Кааре Клинта (который преподавал заключительную часть программы). [25] Он продолжал работать на Якобсена до 1943 года, когда открыл независимую студию в Орхусе. [10] В это время он работал над дизайном для Микаэля Лаурсена. [25] Позже его нанял его одноклассник Бёрге Могенсен , который был руководителем отдела дизайна мебели в FDB Møbler (подразделение датского кооператива FDB ).
В 1944 году Вегнер создал стул Питера (CH410). Вегнер искал подарок на крестины для сына Бёрге Могенсена , Питера, но не смог его найти, поскольку ресурсы были ограничены во время нацистской оккупации. Вместо этого Вегнер сам спроектировал детский стул. Стул состоял из четырех частей, которые соединялись друг с другом, как трехмерный пазл, без необходимости использования клея или креплений. Впечатленный дизайном, Могенсен запустил кресло в производство и продал его в FDB. [26] Стул и сопутствующий стол, которые позже спроектировал Вегнер, до сих пор производятся компанией Carl Hansen & Søn . [27]
Для стенда Йоханнеса Хансена на выставке Гильдии краснодеревщиков 1944 года Вегнер создал то, что можно считать его самым декоративным и самым трудоемким произведением: Рыбный шкаф. Внешний вид шкафа соответствует строгому функциональному стилю Кааре Клинта с рациональной геометрической формой и небольшим количеством декоративных элементов. Однако интерьер представляет собой тщательно продуманную визуализацию подводной сцены. Из-за технически сложной конструкции интарсии Йоханнес Хансен не согласился производить шкаф. Вегнер решил изготовить его сам, используя карманный нож, и на сборку всех примерно 3000 кусков дерева ушло три недели. [28]
Вегнер выполнил лишь несколько работ для FDB Møbler, прежде чем его нанял один из субподрядчиков FDB, Фриц Хансен . [23] В 1944 году он создал серию «Китайские стулья» для Фрица Хансена. Живя в Орхусе, Вегнер проводил большую часть своего времени в библиотеке, где узнавал о различных направлениях и стилях мебели. [24] Он увидел китайский стул в книге Оле Ваншера , которая послужила вдохновением для этой серии стульев. [22] Два из четырех китайских стульев будут запущены в производство.
Возвращение в Копенгаген и международный успех
[ редактировать ]принял должность преподавателя в Датской школе искусств и ремесел . Вегнер вернулся в Копенгаген в 1946 году, где по предложению Мёлгаарда-Нильсена [24] Во время преподавания Вегнер также работал в студии Палле Суэнсона , где он в основном отвечал за ремонт и проектирование мебели для теплохода «Венера», корабля, который был поврежден немцами во время оккупации. [24] [29]
В 1947 году Вегнер разработал стул «Павлин» для Йоханнеса Хансена.
Вегнер начал экспериментировать с формованной фанерой в 1948 году. Фанера стала популяризироваться как мебельный материал благодаря Имсам и Алвару Альто , и многие дизайнеры были привлечены к использованию этой новой технологии ламинирования. В том же году он представил проекты фанерного стула на MoMA . Международном конкурсе дизайна недорогой мебели [30] Его первый стул-ракушка (FH1936), а также версия скамейки (FH1935) были запущены в производство для Фрица Хансена в том же году.
Две наиболее известные работы Вегнера, « Круглый стул» и «Круглой стул» , появились в 1949 году. [19] В том же году Вегнер, работая у Йоханнеса Хансена, представил три стула на ежегодной выставке Копенгагенской гильдии краснодеревщиков: трехчастный (трехчастный) стул из фанерного корпуса, складной стул и круглый стул . [31] [32] Присутствовавшая на мероприятии датская пресса изначально обратила внимание на трехстороннее председательство. [33] В то время как трехстороннее кресло привлекло внимание датской прессы, американские журналисты впервые посетили мероприятие и были привлечены к «Круглому креслу». [34] Американские журналисты поделились новостью об этом кресле дома, и оно стало предметом большого внимания на международном уровне. Американский журнал Interiors представил это кресло в своей статье о мероприятии и назвал его «самым красивым креслом в мире». [35] [36] [37] Это было первое освещение датского модерна в американской прессе. [34]
В том же году Вегнер также создал кресло Wishbone Chair. Компания Carl Hansen & Søn поручила Вегнеру создать стул, который был бы одновременно высококачественным и пригодным для массового производства. [38] Вегнер представил для Карла Хансена 4 дизайна стульев: CH22, CH23, Wishbone Chair (CH24) и CH25. [39] Хотя в следующем году все стулья были запущены в производство, кресло Wishbone Chair стало его самым большим коммерческим успехом и до сих пор находится в непрерывном производстве. [40]
- Стул с поперечным рычагом
- Круглый стул
В 1951 году Эйвинд Колд Кристенсен создал Salesco A/S, компанию, которая эксклюзивно продвигала работы Вегнера как внутри страны, так и за рубежом. [41] Видя большой потенциал коммерческого успеха за рубежом, Salesco стала партнерством пяти любимых производителей Вегнера, каждый со своей специализацией, которые могли бы извлечь выгоду из общих ресурсов маркетинга и продаж, чтобы донести работы Вегнера до большего числа клиентов. Пятью производителями были: Ry Møbler производил книжные шкафы, столы и громоздкие предметы; AP Stolen изготавливала крупную мягкую мебель; Гетама изготовил мебель со свободными подушками; Андреас Так делал таблицы; и Carl Hansen & Søn производили стулья. Компания позволит Вегнеру производить работы на многих фабриках в массовом производстве и не зависеть от ежегодных выставок для сбыта своих работ. Благодаря такому централизованному бизнесу международным покупателям достаточно было посетить единственный выставочный зал на Rygårds Alle в Копенгагене, чтобы увидеть всю коллекцию Wegner Salesco. [25] Эта организация позволила работе Вегнера распространяться, и дизайнеру не приходилось беспокоиться о сетях производства и экспорта. [38]
В 1951 году Вегнер выиграл первую премию Луннинга вместе с финским дизайнером Тапио Вирккала . Призовые деньги позволили Вегнеру и его жене совершить трехмесячную ознакомительную поездку в США и Мексику. Пара отправилась в путешествие в 1953 году, когда их две дочери стали достаточно взрослыми, чтобы остаться с бабушкой и дедушкой. Вегнер был свидетелем индустриального производства мебели в США, но предпочел придерживаться традиционных методов Дании и отклонил многочисленные предложения, в том числе одно от Раймонда Лоуи , о переносе своего мебельного производства в США. Вегнер оставался с Эдгаром Кауфманном-младшим в Фоллингуотере . Во время поездки [42]
В 1959 году Фредерик Луннинг провел ретроспективу работ Вегнера в магазине Георга Йенсена в Нью-Йорке. [43]
Через десять лет после своего первого выпуска «Круглый стул» стал предметом еще большего внимания и похвал, когда был выбран в качестве места для проведения первых телевизионных президентских дебатов США между Ричардом Никсоном и Джоном Ф. Кеннеди 26 сентября 1960 года. [44] [45] [46]
В 1962–1963 годах Вегнер работает с архитекторами Алланом Йессеном и Арне Карлсеном над проектированием своего семейного дома и дизайн-студии в Гентофте . [47]
Проблемы с поставщиками и снижение популярности
[ редактировать ]Импорт мебели Вегнера в США снизился в конце 1960-х годов из-за злополучной сделки с Georg Jensen, Inc (Нью-Йоркское агентство Георга Йенсена и ведущий розничный продавец датских товаров для дома). По этому соглашению Salesco предоставила Георгу Йенсену эксклюзивные права на распространение на территории США. Георг Йенсен добавил колоссальную надбавку ко всей мебели Вегнера, что расстроило дизайнеров интерьера, которые отказались платить в 3-4 раза выше розничных цен в Дании. Когда компания Georg Jensen закрылась в 1968 году, США остались без дистрибьютора пяти производителей Salesco. Йоханнес Хансен не был членом организации, и на него это не повлияло. [48]
Проблемы со сделкой с Георгом Йенсеном возникли на фоне гораздо более серьезной и надвигающейся проблемы, связанной с импортом датской мебели. В конце 1960-х и в 1990-х годах датская мебель страдала от истощения международного рынка, всплеска низкокачественной мебели из Дании, что уменьшило ее привлекательность, и безудержного плагиата из-за границы. Новые тенденции, такие как кресла-мешки , кресло Ээро Аарнио из Финляндии и красочная мебель Memphis Group из Италии, теперь считались более привлекательными. [49] Помимо изменений в стилевых предпочтениях, покупательские привычки изменились в пользу доступной и недорогой мебели, а не единой инвестиции, которая прослужит всю жизнь. [50]
В 1969 году мебельная компания Knoll приобрела права на распространение в США моделей Wegner, произведенных Йоханнесом Хансеном в Копенгагене. В коллекцию вошли более десятка стульев и конструкция шкафа. [51]
В статье New York Times отмечалось, что «[датская мебель] вышла из моды. [...] После того, как она получила широкое признание и была приобретена, ее копировали и удешевляли, а затем заменяли те, чей бизнес заключается в рыночных новинках и изменениях». [52] Мебельная промышленность Дании сильно пострадала. Выставка Гильдии краснодеревщиков , на которой Вегнер представил новый дизайн совместно с Йоханнесом Хансеном, завершилась в 1966 году после того, как в Копенгагене осталось слишком мало краснодеревщиков, чтобы поддержать ее. [53] Производители мебели Вегнера в это время преуспевали лучше других, но многие в конечном итоге закрылись: Андреас Так закрылся в 1972 году, AP Stolen обанкротилась в 1974 году, [49] и Йоханнес Хансен закрылись в 1990-х годах. [25]
Сотрудничество Salesco с Вегнером рухнуло в 1969 году. Существуют разные мнения о том, что привело к этому переломному моменту. [23] В книге, посвященной корпоративной истории, опубликованной Carl Hansen & Søn, автор объясняет недовольство Вегнера попыткой управляющего директора Salesco Хеннинга Фосс-Педерсена повлиять на то, какие продукты разрабатывает Вегнер, и диктовать, каким производителям будут поручены новые разработки. [49] В биографии основателя PP Møbler распад также объясняется соперничеством между пятью производителями и тем, что Salesco начал работать с другими дизайнерами. [54] Вегнер поставил совету директоров Salesco ультиматум: выберите его или Фосс-Педерсена. Салезко выбрал Фосс-Педерсена из-за очень большого выходного пособия в его контракте. [55] [54] Вегнер поклялся, что никогда больше не ступит ни в одну из компаний Salesco; Компании продолжат производство предметов существующего дизайна, но Вегнер не будет создавать для них новую мебель. [55] Вегнер сдержал свое обещание и больше никогда не работал ни с одной из этих компаний. Чтобы еще больше дистанцировать компанию от своего бывшего сотрудника, Salesco обновила свой логотип, включив в него букву «S» вместо инициалов Вегнера. [55]
Гетама покинул Салеско еще до ссоры. Вегнер сначала встал на сторону Салезко и заявил газете, что продолжать работать с Гетамой будет сложно. [56] Однако Вегнер изменил курс после того, как расстался с Salesco и продолжил производить мебель для Getama. Getama и Wegner добились дальнейшего успеха в серии мебели для общежитий, предназначенной для растущего числа университетов Дании. [55]
Спустя годы и возрождение
[ редактировать ]После разлада с Salesco Вегнер еще больше привязался к П. П. Мёблеру. PP Møbler была поставщиком AP Stolen, но не производила мебель под своим именем. [53] С 1962 по 1968 год Вегнер использовал мастерскую П. П. Мёблера для создания прототипов и экспериментов; В случае успеха разработки будут запущены в производство совместно с другими производителями, такими как Getama и AP Stolen. [57] В 1969 году он призвал компанию производить продукцию под собственной торговой маркой. [46] и его первое кресло специально для PP Møbler (PP201). [53] Вегнер также разработал логотип. [46] Поскольку другие производители Вегнера закрылись, он перенес производство многих изделий, первоначально разработанных для Андреаса Така. [49] А. П. Столен и Йоханнес Хансен — П. П. Мёблеру.
Более поздние работы Вегнера под руководством П. П. Мёблера отличались от его более ранних разработок. Его стулья стали выглядеть более скандинавскими, функционалистскими и аполлоническими . [58] Он начал использовать древесину более светлых тонов, поскольку зарубежная и экзотическая древесина стала менее привлекательной для потребителей. [58] Чтобы удовлетворить интересы потребителей, многие из ранних моделей Вегнера, унаследованных от ПП, были выпущены из более светлой древесины (например, клена) вместо более темной древесины (например, тика), из которой изначально производились конструкции. [58] Отличительной чертой многих стульев, созданных для PP Møbler, является стул из светлого дерева с инкрустацией из более темного дерева на верхней перекладине. [58] Это можно увидеть в PP201, PP62, PP63 и PP701.
- Логотип Wegner для PP Furniture
- ПП201 Стул
- Выставка мебели из ПП в Illums Bolighus
- Инкрустация из темного дерева из PP701.
В 1973 году Вегнер нанял свою дочь Марианну, которая также была дизайнером, для работы в своей дизайн-студии. [16] В 1975 году они вместе работали над созданием уличного фонаря для конкурса дизайнеров Луи Поульсена . Лампа, неофициально называемая «Лампа Вегнера» (датский: Wegner lygten ), заняла первое место в конкурсе, и сегодня ее можно найти в окрестностях Тёндера, Дания. [59] [60] [14]
В 1978 году DFDS поручила Вегнеру и П.П. Мёблеру изготовить 800 кресел для парома Dana Anglia . Получившийся в результате стул (PP52/PP62 или «Кресло-паром») заслужил признание за свою исключительную долговечность. В 1982 году кто-то связался с PP Møbler по поводу замены сиденья после того, как обнаружил кресло PP52, выброшенное волнами на западное побережье Дании. Это оказалась версия, сделанная исключительно для парома. Несмотря на то, что кресло упало с парома и пересекло Северное море , рама осталась неповрежденной, и потребовалось только новое сиденье. [61]
В конце 1990-х годов датское современное движение и более широкое современное движение середины века пережили возрождение международного интереса. [62] Вегнер, как и многие дизайнеры того времени, увидел всплеск интереса к своей работе. Мебель Вегнера теперь пользовалась таким спросом, что в статье New York Times 1998 года он был назван «человеком часа на горячем рынке коллекционирования». [63]
Выход на пенсию и наследие
[ редактировать ]Когда Вегнер стал старше, его здоровье начало ухудшаться, и он ушел с работы. Вегнер вышел на пенсию в 1993 году, и его студию взяла на себя его дочь Марианна. [19] Марианна сказала об уходе Вегнера на пенсию: «К концу 1980-х годов я чувствовала, что уровень энергии моего отца падает... но я была рядом, чтобы помочь. По пути я брала на себя все больше и больше задач. [... ] Он продолжал рисовать мебель до 1993 года, но после этого он больше не мог сосредоточиться на работе, а также ему было трудно спускаться по лестнице в гостиную». [64] В 2001 году его поместили в дом престарелых, и он начал передвигаться в инвалидной коляске. [64]
В августе 1995 года музей Сёндеръюлланд открыл постоянную экспозицию работ Вегнера в водонапорной башне Тёндер . [65] Вегнер подарил для выставки 36 стульев, которые, по его мнению, были его лучшими работами. [66]
26 января 2007 года Вегнер скончался в возрасте 92 лет. При жизни Вегнер стал свидетелем всплеска возобновления интереса к своей работе. [19] П. П. Мёблер и Марианна Вегнер работали вместе над созданием гравированного дубового надгробия для его могилы на кладбище Мариебьерг в Гентофте. [67]
По случаю 100-летия со дня рождения Вегнера в 2014 году прошла серия мероприятий, посвященных памяти художника. Музей дизайна в Дании открыл выставку Just One Good Chair , чтобы продемонстрировать ретроспективу работ Вегнера, а также опубликовал сопроводительную книгу на английском, датском и немецком языках. [68] Художественный музей в Тёндере организовал выставку « Ханс Дж. Вегнер: икона скандинавского дизайна из Тёндера » вместе с одноименной книгой на датском и английском языках. [69] Художественный музей в Тондере также выпустил Ганс, его стулья и мир» о жизни Вегнера. детскую книгу « [70] Почта Дании выпустила памятную марку. [71]
Некоторое количество мебели Wegner было запущено в производство в 2014 году по случаю 100-летия Wegner. Компания PP Møbler впервые выпустила кресло-павлин с обивкой (PP550) и кресло-гамак (PP135), а также впервые запустила в производство кресло-ванну (PP530). [72] Carl Hansen & Søn выпустила стул CH88 и комод CH825. [73] [74]
Художественный музей в Тёндере и муниципалитет Тёндера учредили Премию Вегнера в 2015 году для признания дизайнеров или учреждений, внесших вклад в память о Вегнере или развитие скандинавского дизайна. [75] Лауреатами премии стали Норицугу Ода , мэрия Орхуса, Осенняя выставка краснодеревщиков, а также компании PP Møbler, Getama и Carl Hansen & Søn. [76]
В феврале 2020 года группа сформировала Ассоциацию по созданию музея Ганса Й. Вегнера (датский: Foreningen til etablering af et Museum for Hans J. Wegners møbelkunst ), чтобы изучить возможность создания целого музея, посвященного Вегнеру в Тёндере. Ассоциация планирует потратить до трех лет на изучение осуществимости и поиск грантов для воплощения этой идеи в жизнь. Семья Вегнера поддержала его и предложила экспонаты из его дизайн-студии для показа в музее. [77]
Личный стиль и особенности дизайна
[ редактировать ]Использование древесины
[ редактировать ]Почти все творения Вегнера выполнены из дерева. Работая с деревом с ранних лет и получив образование краснодеревщика, дизайнер очень привязался к этому материалу. Помимо дерева, Вегнер также использовал другие традиционные строительные материалы, такие как обивка, трость и бумажный шнур. Его стиль известен тем, что он берет традиционные элементы и доводит их до предельных допусков и дистилляций. В отличие от своих современников, Вегнер не сосредотачивался на таких материалах, как стекловолокно и пластик ( Вернер Пантон ), сталь ( Пол Кьерхольм ) или пенополиуретан ( Арне Якобсен ).
Хотя Вегнер предпочитал дерево, иногда он создавал стулья, которые невозможно было бы сделать из дерева. Для кресла Circle (PP130) Вегнер изначально разработал его со стальным кольцом, поскольку такой метод изготовления большого кольца из дерева не был доступен в 1965 году, однако, когда оно было наконец запущено в производство в 1985 году, PP Møbler смог сделать его полностью из дерева.
Вариации на тему
[ редактировать ]Вегнер часто использовал свои собственные разработки при создании новых стульев. Многие стулья Вегнера заимствованы из его предыдущих работ. Датский искусствовед Хенрик Стен Мёллер назвал свою книгу 1979 года о Вегнере Tema Med Variationer (англ. «Вариации на тему» ) в честь склонности Вегнера возвращаться к более ранним работам и развивать их. [78]
Китайский стул был создан в 4 различных вариантах. Позже кресло Wishbone Chair было основано на ранней серии китайских стульев. [79] Стул из коровьего рога и вращающийся стул повторяют изогнутую спинку круглого стула. [32]
Приверженность традиционному ремеслу
[ редактировать ]Вегнер сказал о своей работе: «Я всегда хотел создавать незаурядные вещи исключительно высокого качества». [7] Многие деревянные стулья Вегнера характеризуются традиционными столярными методами, включая пазы и шипы, шарниры на пальцах и скульптурные элементы, такие как подлокотники и опоры для сидений. В ранних моделях круглого стула Вегнер использовал пазовое и шиповое соединение для соединения подлокотников в середине спинки. Вегнер был недоволен тем, как это выглядело, и обернул спинку тростником, чтобы скрыть то, что он считал неприглядным дизайном. Недовольный этим компромиссом и обманчивой иллюзией, что подлокотники и спинка были изготовлены из цельного куска дерева, Вегнер позже обновил конструкцию, используя зигзагообразное соединение пальцев для соединения трех частей. [80] В кресле Peacock соединение ножек с сиденьем подчеркнуто использованием клина из темного дерева в пазовом и шиповом соединении. Эти особенности подчеркивают процесс сборки мебели и помогают информировать пользователя о мастерстве, использованном в его работе.
Дань уважения историческим произведениям
[ редактировать ]Помимо приверженности традиционному мастерству, многие изделия Вегнера также отдают дань уважения историческим и традиционным стульям. Это можно увидеть в стуле Peacock Chair, который основан на классическом виндзорском стуле, и в серии китайских стульев, вдохновленной дизайном стульев династии Мин. [81] Вегнер описал свой подход как «лишение старых стульев их внешнего стиля и предоставление им возможности проявиться в своей чистой конструкции». [79]
Известный дизайн
[ редактировать ]Изображение | Имя и описание | Оригинальный производитель (Текущий) | Год |
---|---|---|---|
Кресло-качалка (J16) | ФДБ Мебель (Фредерисия) | 1944 | |
Китайский стул (№1) / (FH4283) . Серия «Китайский стул» была вдохновлена портретом датских торговцев, сидящих на традиционных стульях эпохи династии Мин. [5] Первая, созданная Фрицем Хансеном, наиболее близка к исходному материалу: задняя планка вмонтирована в подлокотник, который заканчивается декоративным изогнутым наконечником. | Фриц Хансен | 1944 | |
Китайский стул (№4) / (PP66) . Четвертый китайский стул представляет собой более чистую версию оригинальной формы. Он включает в себя множество явно датских элементов, таких как плавающая опора сиденья (на модели с мягкой обивкой). Также присутствует арочная и строганная спинка, которая появляется на многих последующих стульях Wegner, включая кресло Wishbone ниже. | Фриц Хансен (ПП Мебель) | 1945 | |
Стул Павлин Кресло Peacock было вдохновлено традиционным креслом Windsor. Вегнер преувеличил выгнутую спинку, создав при этом воздушное кресло с высокой спинкой. Задние веретена уплощены примерно в районе лопаток человека, визуальный результат чего напоминает оперение птичьего хвоста. | Джон Хансен (ПП Мебель) | 1947 | |
Круглый стул Стул лучше всего отражает философию дизайна Вегнера, заключающуюся в «постоянном очищении… чтобы сократить до простейших элементов, состоящих из четырех ножек, сиденья и комбинированной верхней перекладины и подлокотника». [7] Он приобрел известность в телевизионных дебатах 1960 года между Ричардом Никсоном и Джоном Ф. Кеннеди. Оба кандидата в президенты во время дебатов сидели в кресле. | Джон Хансен (ПП Мебель) | 1949 | |
Складной стул (JH512) Легкий, с тростниковым сиденьем, напоминающим исторические складные стулья. Вегнер создал крючок, чтобы стул можно было повесить на стену, чтобы сэкономить место. | Джон Хансен (ПП Мебель) | 1949 | |
Стул на поперечном рычаге (CH24) Стул Wishbone был первым продуктом сотрудничества Вегнера и производителя Карла Хансена, который производил его с 1950 года. В 1944 году Вегнер начал серию стульев, вдохновленных портретом датских торговцев, сидящих на традиционных стульях династии Мин. Кресло Wishbone — последнее и самое яркое из серии. Вдохновение ясно видно, но стул имеет оригинальную форму. Задние ножки изогнуты паром, образуя изгиб, который сужается, присоединяясь к круглой изогнутой паром задней направляющей. Столярные работы были трудными, но в результате получился прочный и легкий стул. | Карл Хансен и сын | 1949 | |
Флаг Фаловое кресло (GE225) Хотя Вегнер часто опирался на исторические формы, он также создавал беспрецедентные формы. Создание флаг-фала было вдохновлено поездкой на пляж, во время которой Вегнер вырезал форму на песке. [5] Стул из металла, веревки и овчины — необычный, но не беспрецедентный отход от обильного использования Вегнером дерева. | Гетама (ПП Мебель) | 1950 | |
Стул Папа Медведь (AP19) Мягкое кресло с деревянными подлокотниками, напоминающими медвежьи лапы. Иногда его называют креслом-мишкой Тедди. | АП украден (ПП Мебель) | 1951 | |
Легкое кресло Sawhorse | Карл Хансен и сын | 1952 | |
Стул камердинера В этом стуле есть элементы для подвешивания или хранения каждой детали мужского костюма. Спинка вырезана таким образом, чтобы ее можно было использовать в качестве вешалки, брюки можно повесить на перекладину на краю сиденья, а все остальное можно сложить в место для хранения под сиденьем. | Джон Хансен (ПП Мебель) | 1953 | |
Вращающийся стул (JH502, PP502) Вегнер создал это офисное кресло, вдохновленное критикой доктора Эгилла Сноррасона о том, как датская мебель игнорирует эргономику. [82] | Джон Хансен (ПП Мебель) | 1955 | |
Ox Chair , выпускавшийся с рогами или без них, демонстрировал менее серьезную сторону замыслов Вегнера. «Мы должны позаботиться, — сказал он однажды, — чтобы все не стало настолько ужасно серьезным. Мы должны играть, но мы должны играть серьезно». [5] «Бык» был любимым стулом Вегнера и занимал место в его гостиной до самой его смерти. [5] | Джон Хансен (Эрик Йоргенсен) [83] | 1960 | |
Стул Shell (CH07) Хотя кресло было разработано в 1960 году, оно производилось лишь в течение короткого времени из-за дискомфорта потребителей от резкого дизайна. Позднее кресло было перевыпущено в 1990-х годах и приобрело большую популярность у современных потребителей. [83] | Карл Хансен и сын | 1963 | |
Круглый стул (PP130) В 1985 году PP Møbler запустил в производство стул Circle Chair, первоначально разработанный в 1965 году со стальным трубчатым основанием, с полностью деревянным основанием. | ПП Мебель | 1985 |
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Холмстед Олесен, Кристиан (2006). Ганс Дж. Вегнер . Хумлебек : Музей современного искусства Луизианы . ISBN 87-11-23067-3 . OCLC 474849564 . — биография
- Блондинка, Энн (2014). Ханс Й. Вегнер: икона скандинавского дизайна из Тёндера . Тёндер : Музей Сёндеръюлланд в Тёндере. ISBN 978-87-88376-79-1 . OCLC 911259806 . — биография
- Ода, Норицугу (2002) Hansu uegunā no isu 100 [ 100 стульев Ганса Дж. Вегнера на японском языке : Heibonsha ) . ] ( 4-582-63398-6 . OCLC 778631499 . - обзор работ Вегнера
- Рахлин, Сэмюэл (2014). Эйнар Педерсен : Ремесла и дело жизни (на датском языке). Гилден-Вэлли . ISBN 978-87-02-14477-2 . OCLC 901030070 . — об отношениях Вегнера с производителями
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мебель . Копенгаген: Постоянное логово. 1965. с. 13.
- ^ Ода, Норицугу (февраль 1999 г.). Датские стулья . Книги летописи. ISBN 978-0-8118-2257-2 .
- ^ «Ханс Дж. Вегнер: движущая сила датского модерна» . Карл Хансен и Сон . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Вудхэм, Джонатан (2016). «Вегнер, Ганс Дж.». Словарь современного дизайна (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191762963 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бернсен 2001 .
- ^ Jump up to: а б Данн, Кэри (20 марта 2014 г.). «Как Ганс Вегнер 500 раз переделывал стул» . Компания Фаст . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Холлингсворт 2009 .
- ^ «Ганс Й. Вегнер» . scandinaviandesign.com . Архивировано из оригинала 18 июля 2007 года.
- ^ «Бывшие королевские дизайнеры для промышленности» . Королевское общество искусств . Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хардинг, Мерете; Аареструп Соренен, Элин (7 апреля 2014 г.). «Ганс Й. Вегнер» . Датский биографический лексикон (на датском языке) . Проверено 10 октября 2020 г.
- ^ «Орхусский Родхус для тюрьмы Вегнера» . Датский союз архитекторов (на датском языке). 4 апреля 2016 года . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Холмстед Олесен 2014 , стр. 18.
- ^ «Молодой Вегнер» . ПП Мёблер . Проверено 30 сентября 2020 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с «Вегнер» . ПП Мёблер . Проверено 30 сентября 2020 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с Петерссон, Франк (22 марта 2007 г.). «Датские золотые мальчики Клинт и Вегнер» . Северная Ютландия (на датском языке) . Проверено 30 сентября 2020 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Холмстед Олесен 2014 , стр. 248–249, Биография.
- ^ Холмстед Олесен 2014 , стр. 26.
- ^ Холмстед Олесен 2014 , стр. 30.
- ^ Jump up to: а б с д и Колман, Дэвид (6 февраля 2007 г.). «Ганс Вегнер умер в 92 года; датский дизайнер мебели» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
- ^ Эйрикссон, Мари (27 сентября 2019 г.). «Публичная библиотека Нюборга, Дания: жемчужина датского современного дизайна середины века» . Библиотечная планета . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ Утофт Кристенсен, Кирстен. «Флемминг Лассен» . Немецкий дог (на датском языке) . Проверено 10 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Холмстед Олесен 2014 .
- ^ Jump up to: а б с «Ханс Дж. Вегнер: стол и стул для мэрии Орхуса, План Мёблер, Дания, 1941 год» . Буковскис . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ганди, Чарльз Д.; Циммерманн-Стидхэм, Сьюзен (1981). Современная классика: мебель мастеров . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл . стр. 111–130. ISBN 978-0-07-022760-6 – через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б с д «Ганс Й. Вегнер (1914–2007): прежде всего мастер» . Буковскис Стокгольм. 2019 . Проверено 2 октября 2020 г.
- ^ Диксон, Томас (2008). Датский дизайн . Аллен и Анвин. стр. 30–31. ISBN 978-1-74196-317-5 .
- ^ «CH410: Кресло Петра» . Карл Хансен и Сон . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Холмстед Олесен 2014 , стр. 44, 221–223.
- ^ «Ханс Дж. Вегнер и Палле Суенсон: 3 похожих стула для «M/S Venus» в 1948 году» . Буковскис . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Холмстед Олесен 2014 , стр. 159–164.
- ^ «Клапстол/Складной стул JH512, Ганс Вегнер, 1949 год» . Датский обзор дизайна . 19 апреля 2018 года . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Классика дизайна: стул Ганса Вегнера, 1949 год» . Датский обзор дизайна . 12 декабря 2015 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Холмстед Олесен, 2014 , стр. 52–57.
- ^ Jump up to: а б Рыбчинский, Витольд (23 августа 2016 г.). Теперь я сажусь: от клисмоса до пластикового стула: естественная история . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 146–148. ISBN 978-0-374-71335-5 .
- ^ Фельдман, Мелисса (2 августа 2001 г.). «Простые, но богато украшенные стулья от выдающегося дизайнера» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Карник, Анна. «Единственный и неповторимый: «Стул» Ганса Вегнера » . pamono.com . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Гланси, Джонатан (5 августа 2014 г.). «Горячие сиденья: культовые стулья» . Би-би-си . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Холмстед Олесен 2014 , стр. 57.
- ^ «За иконой: кресло на поперечном рычаге Ганса Й. Вегнера» . Карл Хансен и Сон . Архивировано из оригинала 01 октября 2022 г. Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ «Кресло-рычаг» . Метрополитен-музей . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ «История» . Карл Хансен и Сон . Архивировано из оригинала 08.10.2020 . Проверено 2 октября 2020 г.
- ^ Холмстед Олесен 2014 , стр. 62, 66–69, 75.
- ^ Холмстед Олесен 2014 , стр. 66–67.
- ^ Паттон, Фил (11 октября 2008 г.). «В дебатах мебель — это послание» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Колман, Дэвид (6 февраля 2007 г.). «Ганс Вегнер умер в 92 года; датский дизайнер мебели» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Маркус, Дж.С. (26 сентября 2013 г.). «Престолы власти из Дании» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Холмстед Олесен, 2014 , стр. 75–79.
- ^ Моцкус 2008 , стр. 96–98.
- ^ Jump up to: а б с д Моцкус 2008 .
- ^ Хансен, Пер Х. (2006). «Сети, повествования и новые рынки: взлет и упадок датского дизайна современной мебели, 1930-1970» . Обзор истории бизнеса . 80 (3): 481. дои : 10.2307/25097226 . ISSN 0007-6805 . JSTOR 25097226 .
- ^ «Ганс Вегнер» . Нолл . Проверено 15 сентября 2022 г.
- ^ Хакстейбл, Ада Луиза (21 августа 1980 г.). «Датский дизайн: от его знаменитого прошлого до настоящего; меланхоличная судьба датского современного стиля» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Холмстед Олесен 2014 , стр. 84.
- ^ Jump up to: а б Рахлин, Сэмюэл (2014). Ремесло и дело жизни: Эйнар Педерсен. Плотник (на датском языке). Гилден-Вэлли . ISBN 978-87-02-14477-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Моцкус 2008 , с. 101.
- ^ Моцкус 2008 , с. 100.
- ^ «История» . ПП Мёблер . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Холмстед Олесен, 2014 г. , стр. 86–87.
- ^ «Вегнерлигтен» . Охольмское освещение (на датском языке) . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ «Марианна и Х. Дж. Вегнер, Вегнерлигтен» . www.lauritz.com (на датском языке) . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ «Паромные стулья» . ПП Мёблер . Проверено 31 октября 2020 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Куруц, Стивен (30 сентября 2016 г.). «Почему дизайн середины века не умрет? (Опубликовано в 2016 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Гамильтон, Уильям Л. (26 февраля 1998 г.). «Дизайн-блокнот; что круто, спокойно и собранно? Северный модерн (опубликовано в 1998 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мартенсен-Ларсен, Катрин (сентябрь 2011 г.). « История Вегнера». Журнал Fein (на датском языке).
- ^ «Мебельная башня Вегнера» . www.apmollerfonde.dk (на датском языке). Фонд AP Møller . Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ «Классическая мебель в водонапорной башне» . Посетите Сёндеръюлланд . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ «Столетний Ханс Й. Вегнер с П. П. Моблером» [100-летие со дня рождения Ганса Й. Вегнера с П. П. Моблером]. Duende PR (на французском языке). 3 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Ховарт, Дэн (14 марта 2014 г.). «Выставка Ханса Й. Вегнера откроется в Копенгагене» . Дезин . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Легг, Джон (18 марта 2014 г.). «Ханс Дж. Вегнер: икона скандинавского дизайна из Тёндера» . www.furnitureproduction.net . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ «Икона датского дизайна оживает в новой детской книге» . Датское агентство культуры . 3 сентября 2012 года . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ «Детали марки: ДК-1773» . Копенгагенский музей почты и телевещания (на датском языке) . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ «Эксклюзивные переиздания PP Møbler к 100-летию со дня рождения Ганса Вегнера» . Duende PR (на французском языке). 17 апреля 2014 года . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Ховарт, Дэн (27 февраля 2014 г.). «Carl Hansen & Son запускает в производство стул CH88 Ханса Й. Вегнера» . Дезин . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ «CH825: комод» . Карл Хансен и Сон . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Хельде, Кристина (03 апреля 2019 г.). «Принц Иоахим и принцесса Мария вручают премию Вегнера» . Королевский Централ . Проверено 10 октября 2020 г.
- ^ «Премия Вегнера» . Муниципалитет Тёндер (на датском языке) . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Рейнхольт, Торстен (24 февраля 2020 г.). «Перспектива нового большого музея Вегнера в Тёндере». Западное побережье Ютландии (на датском языке) . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Холмстед Олесен 2014 , стр. 96.
- ^ Jump up to: а б Уизерс, Джейн (14 июля 1995 г.). «Возьми четыре палочки» . Независимый . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ Ферман, Чери; Ферман, Кеннет (октябрь 2009 г.). Новаторы дизайна интерьера 1910-1960 гг . Книги Фермана. п. 91. ИСБН 978-0-9842001-0-8 .
- ^ Холлингсворт 2009 , стр. 104–105.
- ^ «Kontordrejestol/Офисный стул 502, Ганс Вегнер, 1955 год» . Датский обзор дизайна . 19 апреля 2018 года . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Куин, Скала (2016). Стулья: Классика ХХ века . Издательство Fox Chapel. ISBN 9781607654117 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Холмстед Олесен, Кристиан (2014). Вегнер: Всего один хороший стул . Перевод Муссари, Марк. Копенгаген: Хатье Канц . ISBN 978-3-7757-3809-5 . OCLC 877852234 .
- Моцкус, Фрэнк К. (2008). Дизайн: Carl Hansen & Son, 100 лет мастерства . Ааруп: Карл Хансен и сын .
- Бернсен, Йенс (2001). Ханс Дж. Вегнер (на датском языке). Копенгаген: Датский центр дизайна . ISBN 87-90904-24-9 . OCLC 56079807 .
- Холлингсворт, Эндрю (2009). Датский модерн . Гиббс Смит. ISBN 978-1-4236-1359-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ханс Вегнер. Архивировано 30 июля 2022 г. в Wayback Machine в Designmuseum Danmark. Индексе мебели
- Ханс Вегнер в Art Index Дании
- Некролог Вегнера в New York Times
- ПП Мебель