Jump to content

Майя Изола

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Майя Изола
За работой, сидя, скрестив ноги, с кистью и горшком с краской в ​​руке.
Рожденный ( 1927-03-15 ) 15 марта 1927 г.
Умер 3 марта 2001 г. (03.03.2001) (73 года)
Национальность финский
Занятие Текстильный дизайнер
Известный Уникко и другие Маримекко. узоры
Супруги
  • Георг Леандер
  • Яакко Сомерсало
  • Йорма Тиссари

Майя София Изола (15 марта 1927 — 3 марта 2001) — финский дизайнер набивного текстиля и создательница более 500 узоров, в том числе Unikko Мака »). Смелые, красочные принты, которые она создавала в качестве главного дизайнера Marimekko, прославили финскую компанию в 1960-х годах. Она также сделала успешную карьеру как визуальный художник. [2]

Бесспорно, самый известный дизайнер текстиля... в Маримекко. [3]

Isola выставлялась по всей Европе, в том числе на Всемирной выставке в Брюсселе и Миланской триеннале , а также в США. Ретроспективы ее работ прошли в Музее дизайна в Хельсинки, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее дизайна в Копенгагене , Словенском этнографическом музее в Любляне и Институте искусств Миннеаполиса . Товары с ее принтами до сих пор продаются в Маримекко.

Большую часть своей жизни она жила и работала в Финляндии, но несколько лет провела во Франции, Алжире и США. Она была замужем трижды. Ее дочь Кристина Изола также стала дизайнером Marimekko, некоторое время сотрудничая со своей матерью. Ее внучка Эмма также занимается дизайном для компании.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Изола родилась у Мауно и Тойни Изола, младшей из трех дочерей. Мауно был фермером и писал тексты песен, в том числе популярные финские рождественские гимны . [1] Девочки жили на семейной ферме и летом помогали в сельскохозяйственных работах. Они сделали бумажных кукол в нарядных платьях для своего самодельного бумажного кукольного домика с искусно украшенным интерьером. [4]

Изола изучала живопись в Хельсинки . Центральной школе промышленных искусств [5] В 1945 году, когда закончилась Вторая мировая война, ее жизнь радикально изменилась: умер отец, и она забеременела. 22 июля 1945 года она вышла замуж за художника-рекламиста Георга Леандера; их дочь Кристина родилась в январе 1946 года. [6]

В 1948 году она поехала в Осло, посетила выставку Ван Гога и увидела там картины Эдварда Мунка . ее вдохновила выставка горшков классической эпохи в Музее ремесел и дизайна Осло . На создание гравюры «Амфора» Амфора ») [6] Брак с Леандером продлился недолго, и к 1949 году она путешествовала по Европе с художником Яакко («Яска») Сомерсало, который стал ее вторым мужем. Он научил ее гравюре на дереве и вдохновил ее рисовать. Они развелись в 1955 году. [7]

Маридресс

[ редактировать ]
1964 года от Isola Блюда Marimekko с узором мака Unikko .

Ее студенческие работы, в том числе «Амфора» , были замечены в 1949 году основателем Маримекко Арми Ратиа . [5] [6] Ратиа наняла Изолу для работы в Printex, предшественнике Marimekko. [8] Она стала главным дизайнером по текстилю в компании Marimekko. [9] создавая от восьми до десяти моделей каждый год. [5] [10]

Между 1957 и 1963 годами Изола создала свою первую серию работ на одну тему — Луонто (Природа). В него вошли около 30 рисунков, основанных на прессованных растениях, которые ее дочь Кристина начала коллекционировать в 11 лет. [11] В 1958 году она начала еще одну серию «Орнаментти» («Орнамент»), основанную на славянском народном искусстве. Он также включал около 30 дизайнов и сделал ее знаменитой. [12]

В 1959 году она вышла замуж за судью Йорму Тиссари. Он был богатым любителем искусства и имел просторный дом в центре Хельсинки . Когда Изола захотела большей творческой свободы от контроля Ратии, Тиссари договорилась с Маримекко о заключении ей нового контракта, который предоставил бы ей больше творческой свободы. [13]

Страница из «Книги выкроек» Изолы, показывающая нарисованную от руки конструкцию ее текстильного рисунка Lovelovelove 1968 года и ее рукописные аннотации. Книги с выкройками продолжали служить производственными руководствами после ее смерти. [14]

Сотрудничество Изолы и Ратии было «необычной творческой игрой», характеризующейся «жизненной силой и изобретательностью». [15] а не гармоничное понимание. [15] Тон этому был задан, когда в 1964 году Изола «провокационно» [15] бросил вызов явной ненависти Ратии к цветочным узорам [15] нарисовав знаменитый узор Уникко ( Мака ) яркими розовыми, красными и черными цветами на белом; [16] этот узор стал определяющим для бренда и с тех пор находится в производстве. [17] Это был один из восьми цветочных дизайнов, которые Ратиа выбрала из портфолио Изолы в тот период. [18]

С 1965 по 1967 год Изола работал над темой солнца и моря, создав как минимум девять дизайнов, которые были приняты Маримекко, в том числе Albatrossi (Альбатрос), Meduusa (Медуза) и Osteri (Устрица). [19] Ее модели к настоящему времени широко воспроизводились. Чтобы облегчить этот процесс и обеспечить точность выкроек, Изола вела набор «книг выкроек». Это были рукописные тетради с точными деталями повторений ее узоров . Каждый из них, например ее Lovelovelove 1968 года , был нарисован в масштабе на странице книги с выкройками, раскрашен и снабжен названиями используемых цветов. В книгах также фиксировался размер фактического повтора и подробности заказов на печать. Книги продолжали использоваться в качестве руководств по производству в течение десятилетий после ее смерти. [14]

В 1970 году она самостоятельно поехала в Париж, чтобы уйти от брака и семейных обязательств. Там у нее был роман с египетским ученым Ахмедом Аль-Хаггаги. Он предложил ей поработать над арабскими узорами, нарисовав для нее основу ее Мака (не такого, как Уникко ). Ее арабские образцы этого периода включают Кунингатар , Наамио , Садункертойю , Тумму и Валли . [20] В 1971 году она рассталась с Тиссари, поняв, что предпочитает жить одна. [21] Она провела три года в Алжире, заведя любовника по имени Мухамед. [22]

Скатерть 1974 года от Isola с узором Primavera (со подсвечниками, разработанными Хейкки Орволой )

В 1974 году Изола разработал популярный узор Primavera , состоящий из стилизованных бархатцев цветов ; С тех пор его печатали в разных цветах для скатертей, тарелок и других предметов. [23] В 1976 году она вернулась в Париж, работая с Аль-Хаггаги над серией гравюр, вдохновленных Египтом, включая «Нили» (Нил), «Нубия» и «Папирус» . [24] В следующем году она сопровождала Аль-Хаггаги в Бун, Северная Каролина , где он читал лекции. Она провела год, рисуя, гуляя и занимаясь йогой , вдохновленная пейзажами Аппалачей , которые, по ее словам, напомнили ей ее родной город Риихимяки. Она разработала несколько дизайнов, но ей было трудно продать что-либо на американском рынке, поскольку там было мало фабрик, которые могли печатать ткани по ее спецификациям. [25]

По возвращении в Финляндию 160 ее работ, включая картины и эскизы, но не гравюры, были представлены на ретроспективной выставке в галерее Хельсинки в 1979 году. [26]

С 1980 по 1987 год Изола совместно разрабатывала модели для Marimekko. [26] с дочерью Кристиной. Они работали в собственных студиях: зимой в Хельсинки, летом в Каунисмяки. [27] Кристина стала одним из главных дизайнеров Маримекко; [28] [29] она присоединилась к Маримекко, когда ей было 18 лет. [30] За свою 40-летнюю карьеру в Маримекко Майя Изола создала «ошеломляющий» [31] 500 отпечатков для компании. [31] Среди наиболее известных — Кивет (Камни) и Кайво (Колодец); они продолжают продаваться в 21 веке. [32] [33]

Выход на пенсию

[ редактировать ]

С 1987 года, когда она вышла на пенсию, Изола занималась живописью, а не текстилем, до своей смерти 3 марта 2001 года. [29] Ее проекты и Маримекко ушли в тень. В 1991 году новый глава Marimekko Кирсти Паакканен в Изоле успешно перезапустила Fandango . [34] но только в конце 1990-х Маримекко снова стал широко популярен. Его обновленное состояние было основано на «классических» образцах Isola 1950-х и 1960-х годов. [35]

Яркие цвета и смелые узоры Маримекко во многом обязаны дизайну и примеру Майи Изола. Рулон Unikko — второй снизу на подставке для ткани; вертикальный рулон черно-белого Йоонаса (Ионы) стоит в крайнем левом углу.

По данным FinnStyle, Изола был «бесспорно самым известным дизайнером текстиля, существовавшим в Маримекко». [3] и она «за свою долгую и красочную работу создала более 500 гравюр». [3] Ее работа позволила компании стать ведущим мировым законодателем моды. [5]

Ивар Экман в статье для New York Times цитирует Марианну Аав, директора Хельсинкского музея дизайна: «То, что мы понимаем под стилем Маримекко, во многом основано на том, что делала Майя Изола». [29] Экман комментирует: «Разнообразие принтов, которые Изола создала для Маримекко, поразительно», поскольку узоры охватывают «минималистский геометрический», «приглушенный натуралистичный» и «взрыв цветов». [29]

Мэрион Хьюм , пишущая в журнале Time , объясняет, что Изола «смогла создать поразительный диапазон: от замысловатых и фольклорных гравюр «Ананы» (1962), которые остаются одной из самых популярных гравюр на внутреннем рынке, до радикально простых, гравюр. резко увеличенный асимметричный мак Уникко (1964), первоначально красный и синий, который, возможно, является одним из самых широко известных гравюр на земле». [36]

По словам Тэмсин Бланшар , написавшей в The Observer , «проекты Майи Изолы – одного из [самых] оригинальных и старейших дизайнеров компании – выдержали испытание временем». [37] Бланшар описывает дизайн Изолы «Ветер» 1972 года «с его перистыми органическими скелетами деревьев в силуэтах» как «вневременной», а ее Путинотко 1957 года — как «колючий черно-белый принт», а также обсуждает свою работу 1963 года «Дыня» и свою работу 1956 года «Камни». . [37]

Ханна Бут, пишущая в The Guardian , объясняет, что основательница Marimekko, Арми Ратиа, «наняла Майю Изолу, первую и самую важную из многих молодых женщин-дизайнеров, для создания оригинальных принтов». [38] Она описывает Изолу как нетрадиционную, оставив свою дочь Кристину «расти с бабушкой, чтобы она могла путешествовать по миру в поисках вдохновения для своих тканей». [38] Бут цитирует финского писателя Каари Утрио, который сказал, что Изола была «опасно оригинальным персонажем»; она «принадлежала к поколению новаторов», которое позволяло молодым женщинам свободно заниматься искусством. [38]

Лесли Джексон в главе, озаглавленной «Оп, поп и психоделия» , пишет, что «из Финляндии буйный и всепобеждающий Маримекко ворвался на международную арену» в 1960-х годах; она иллюстрирует это одним узором Вуокко Нурмесниеми и тремя Изолой — Локки , Мелуни и Уникко . [39] [а] О Локки Джексон пишет: «Изола произвела революцию в дизайне своими простыми, смелыми, плоскими узорами, напечатанными в драматическом масштабе. Дизайн, название которого означает «чайка», напоминает плеск волн и взмахи птичьих крыльев». [40] О знаменитом Unikko Джексон говорит: «Этот огромный узор в виде взорванного мака воплощает необузданную уверенность в дизайне середины 1960-х годов и предвещает кипучесть и шипящие цвета эпохи цветочной власти ». [40]

Ханна-Лииза Юлипоти отмечает, что «темы многих дизайнов Маримекко также очень финские, изображающие финскую природу. Например, Майя Изола создала свой дизайн [серию] Luonto (Природа) с использованием реальных образцов растений». [41]

Наследие

[ редактировать ]
Самолет Finnair Airbus A340-300 летает, окрашенный в узор Marimekko Unikko компании Isola, в 2015 году.

Аав отметил, что «с наступлением двадцать первого века Маримекко переживает возрождение интереса и признания - настоящее возрождение. Модель Unikko от Maija Isola , созданная почти сорок лет назад, расцветает, как никогда раньше». [42]

на воздушном шаре, украшенном огромной версией Уникко В 2011 году Маримекко пролетел над Хельсинки , что отразило культовый статус гравюры почти полвека спустя. [43] Маркетинговая политика Marimekko заключается в переиздании «классики из ее пятидесятилетнего каталога, особенно большой группы моделей 1950-х и 1960-х годов от Maija Isola». [28]

С 2012 года финская авиакомпания Finnair выполняет рейсы по направлениям в Азию на Airbus A340-300 с синим принтом Unikko, а Airbus A330, окрашенный в Anniversary Unikko, обслуживает другие межконтинентальные маршруты. [44]

В 2013 году Изола была названа иконой стиля. [45] Ее внучка Эмма Изола работает в Marimekko дизайнером, формируя традицию трех поколений. [46]

Выставки

[ редактировать ]

Современный

[ редактировать ]
  • Дизайн в Скандинавии , США, 1954 г. [15] 1960
  • Финская выставка в Германии 1956 г.
  • Миланская триеннале 1954, 1957 гг. [15]
  • Всемирная выставка Брюссельских скандинавских форм 1958 г. [47]

Ретроспектива

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Среди наиболее известных из примерно 500 узоров, разработанных Изолой, помимо уже упомянутых, - Примавера (Весна), Сейрини, Йоонас, Тюльпаны, Версо, Витта, Хевошварас, Бамбу (Бамбук), Апельсины), Ветер, Нил, Ворота Парижа, Пепе, Танец, Седло и Опасная планета.
  1. ^ Jump up to: а б Симацука 2012 , стр. 18.
  2. ^ «Майя Изола» . Маримекко. Архивировано из оригинала 16 марта 2010 года . Проверено 5 марта 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б с «FinnStyle: Майя Изола» . Финские дизайнеры: Майя Изола . ФиннСтиль . Проверено 18 октября 2011 г.
  4. ^ Симацука 2012 , стр. 20–22.
  5. ^ Jump up to: а б с д Аав 2003 , с. 150.
  6. ^ Jump up to: а б с Симацука 2012 , стр. 25.
  7. ^ Симацука 2012 , стр. 29.
  8. ^ «Майя Изола» . Финский дизайн . Проверено 24 апреля 2017 г.
  9. ^ «Выкройки Maija Isola для Маримекко» . Дизайн Финляндия. 31 августа 2006 года . Проверено 5 марта 2010 г.
  10. ^ Байарс, Мел (2004). «Изола, Майя (1927–2001)» . Энциклопедия дизайна . Лоуренс Кинг. ISBN  9781856693493 .
  11. ^ Симацука 2012 , стр. 31.
  12. ^ Симацука 2012 , стр. 46.
  13. ^ Симацука 2012 , стр. 54.
  14. ^ Jump up to: а б Симацука 2012 , стр. 89.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Аав 2003 , с. 151.
  16. ^ «Хронология Маримекко» . Хронология . Маримекко.com. Архивировано из оригинала 27 октября 2011 года . Проверено 18 октября 2011 г.
  17. ^ Кубер, Пэм (17 октября 2010 г.). «РетроРеновация: Маримекко Уникко» . Маримекко Уникко, автор Майя Изола, 1964 год . Ретро ремонт . Проверено 18 октября 2011 г.
  18. ^ Симацука 2012 , стр. 64.
  19. ^ Симацука 2012 , стр. 72.
  20. ^ Симацука 2012 , стр. 102.
  21. ^ Симацука 2012 , стр. 87.
  22. ^ Симацука 2012 , стр. 107.
  23. ^ «Примавера» . Архивировано из оригинала 9 августа 2015 года . Проверено 18 октября 2011 г.
  24. ^ Симацука 2012 , стр. 114.
  25. ^ Симацука 2012 , стр. 136.
  26. ^ Jump up to: а б Симацука 2012 , стр. 140.
  27. ^ Симацука 2012 , стр. 146.
  28. ^ Jump up to: а б Джексон 2007 , с. 200.
  29. ^ Jump up to: а б с д Экман, Ивар (23 августа 2005 г.). «Нью-Йорк Таймс» . Ностальгия по современному финскому дизайнеру . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 октября 2011 г.
  30. ^ «Майя и Кристина Изола» . ФиннСтиль . Проверено 27 ноября 2015 г.
  31. ^ Jump up to: а б «Майя Изола: искусство, ткань, Маримекко» . Книги Периметра. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 27 ноября 2015 г.
  32. ^ «Майя Изола» . Маримекко . Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
  33. ^ Сухонен, Пекко (1986). Феномен Маримекко . ООО "Маримекко" стр. 35. ISBN  9789513538682 .
  34. ^ Симацука 2012 , стр. 148.
  35. ^ Симацука 2012 , стр. 150.
  36. ^ Хьюм, Мэрион (9 апреля 2008 г.). «Журнал Тайм» . Роскошный источник . Журнал «Тайм» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2008 года . Проверено 23 октября 2011 г.
  37. ^ Jump up to: а б Бланшар, Тэмсин (20 мая 2001 г.). «Наблюдатель» . Интерьеры:Маримекко:Финская линия . Хранитель . Проверено 18 октября 2011 г.
  38. ^ Jump up to: а б с Бут, Ханна (5 сентября 2005 г.). «The Guardian: Жизнь и стиль: Женщины» . Сила цветов . Хранитель . Проверено 18 октября 2011 г.
  39. ^ Джексон 2007 , стр. 136–137.
  40. ^ Jump up to: а б Джексон 2007 , с. 136.
  41. ^ Юлипоти, Ханна-Лийза (3 февраля 2011 г.). "Исследовать" . Путь Маримекко к успеху в 1950-е и 60-е годы . FAST-FIN-1 (TRENAK1) Исследование финских институтов. Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 года . Проверено 23 октября 2011 г.
  42. ^ Аав 2003 , с. 149.
  43. ^ «Маковый воздушный шар» . Воздушный шар Marimekko Unikko, летящий над силуэтом Хельсинки . Маридресс. 22 июня 2011 года . Проверено 18 октября 2011 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  44. ^ «Сотрудничество Finnair и Marimekko в области дизайна» . Финнэйр . Проверено 24 апреля 2017 г.
  45. ^ Аззарито, Эми (15 ноября 2013 г.). «Икона стиля: Майя Изола» . Дизайнерская губка . Проверено 27 ноября 2015 г.
  46. ^ «Эмма Изола» . Магазин финского дизайна . Проверено 15 мая 2017 г.
  47. ^ Аав 2003 , с. 152.
  48. ^ Ретроспективная выставка в Designmuseo.
  49. ^ План, выпуски 232–234 . Поиск слов. 2005. с. 87.
  50. ^ Выставка в Музее дизайна, Копенгаген, Дания. Архивировано 15 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
  51. ^ Выставка Marimekko в Семе в Любляне.
  52. ^ Выставка в Институте искусств Миннеаполиса.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аав, Марианна (2003). Маримекко: Ткани, мода, архитектура . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-10183-6 .
  • Филл, Шарлотта и Питер (2001). Дизайн 20 века . Ташен . ISBN  3-8228-5542-1 .
  • Фогг, Марни (2008). Модный принт 1960-х годов: справочник . Бэтсфорд. ISBN  978-0-7134-9054-1 . (6 иллюстраций гравюр Изолы размером в страницу)
  • Изола, Кристина (2005). Майя Изола: Жизнь, Искусство, Маримекко . Музей дизайна. ISBN  978-952-9878-42-0 .
  • Джексон, Лесли (2007). Дизайн узоров двадцатого века . Принстонская архитектурная пресса. ISBN  978-1-56898-712-5 .
  • Симацука, Эри (2012). Майя Изола: Искусство, Ткань, Маримекко: история легендарного дизайнера Маримекко . ПАЙ Интернешнл. ISBN  978-4-7562-4366-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98203991a15cf3b747b9f478dddb7936__1697277780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/36/98203991a15cf3b747b9f478dddb7936.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maija Isola - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)