Майя Изола
Майя Изола | |
---|---|
![]() За работой, сидя, скрестив ноги, с кистью и горшком с краской в руке. | |
Рожденный | |
Умер | 3 марта 2001 г. | (73 года)
Национальность | финский |
Занятие | Текстильный дизайнер |
Известный | Уникко и другие Маримекко. узоры |
Супруги |
|
Майя София Изола (15 марта 1927 — 3 марта 2001) — финский дизайнер набивного текстиля и создательница более 500 узоров, в том числе Unikko (« Мака »). Смелые, красочные принты, которые она создавала в качестве главного дизайнера Marimekko, прославили финскую компанию в 1960-х годах. Она также сделала успешную карьеру как визуальный художник. [2]
Бесспорно, самый известный дизайнер текстиля... в Маримекко. [3]
Isola выставлялась по всей Европе, в том числе на Всемирной выставке в Брюсселе и Миланской триеннале , а также в США. Ретроспективы ее работ прошли в Музее дизайна в Хельсинки, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее дизайна в Копенгагене , Словенском этнографическом музее в Любляне и Институте искусств Миннеаполиса . Товары с ее принтами до сих пор продаются в Маримекко.
Большую часть своей жизни она жила и работала в Финляндии, но несколько лет провела во Франции, Алжире и США. Она была замужем трижды. Ее дочь Кристина Изола также стала дизайнером Marimekko, некоторое время сотрудничая со своей матерью. Ее внучка Эмма также занимается дизайном для компании.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Изола родилась у Мауно и Тойни Изола, младшей из трех дочерей. Мауно был фермером и писал тексты песен, в том числе популярные финские рождественские гимны . [1] Девочки жили на семейной ферме и летом помогали в сельскохозяйственных работах. Они сделали бумажных кукол в нарядных платьях для своего самодельного бумажного кукольного домика с искусно украшенным интерьером. [4]
Изола изучала живопись в Хельсинки . Центральной школе промышленных искусств [5] В 1945 году, когда закончилась Вторая мировая война, ее жизнь радикально изменилась: умер отец, и она забеременела. 22 июля 1945 года она вышла замуж за художника-рекламиста Георга Леандера; их дочь Кристина родилась в январе 1946 года. [6]
В 1948 году она поехала в Осло, посетила выставку Ван Гога и увидела там картины Эдварда Мунка . ее вдохновила выставка горшков классической эпохи в Музее ремесел и дизайна Осло . На создание гравюры «Амфора» (« Амфора ») [6] Брак с Леандером продлился недолго, и к 1949 году она путешествовала по Европе с художником Яакко («Яска») Сомерсало, который стал ее вторым мужем. Он научил ее гравюре на дереве и вдохновил ее рисовать. Они развелись в 1955 году. [7]
Маридресс
[ редактировать ]
Ее студенческие работы, в том числе «Амфора» , были замечены в 1949 году основателем Маримекко Арми Ратиа . [5] [6] Ратиа наняла Изолу для работы в Printex, предшественнике Marimekko. [8] Она стала главным дизайнером по текстилю в компании Marimekko. [9] создавая от восьми до десяти моделей каждый год. [5] [10]
Между 1957 и 1963 годами Изола создала свою первую серию работ на одну тему — Луонто (Природа). В него вошли около 30 рисунков, основанных на прессованных растениях, которые ее дочь Кристина начала коллекционировать в 11 лет. [11] В 1958 году она начала еще одну серию «Орнаментти» («Орнамент»), основанную на славянском народном искусстве. Он также включал около 30 дизайнов и сделал ее знаменитой. [12]
В 1959 году она вышла замуж за судью Йорму Тиссари. Он был богатым любителем искусства и имел просторный дом в центре Хельсинки . Когда Изола захотела большей творческой свободы от контроля Ратии, Тиссари договорилась с Маримекко о заключении ей нового контракта, который предоставил бы ей больше творческой свободы. [13]

Сотрудничество Изолы и Ратии было «необычной творческой игрой», характеризующейся «жизненной силой и изобретательностью». [15] а не гармоничное понимание. [15] Тон этому был задан, когда в 1964 году Изола «провокационно» [15] бросил вызов явной ненависти Ратии к цветочным узорам [15] нарисовав знаменитый узор Уникко ( Мака ) яркими розовыми, красными и черными цветами на белом; [16] этот узор стал определяющим для бренда и с тех пор находится в производстве. [17] Это был один из восьми цветочных дизайнов, которые Ратиа выбрала из портфолио Изолы в тот период. [18]
С 1965 по 1967 год Изола работал над темой солнца и моря, создав как минимум девять дизайнов, которые были приняты Маримекко, в том числе Albatrossi (Альбатрос), Meduusa (Медуза) и Osteri (Устрица). [19] Ее модели к настоящему времени широко воспроизводились. Чтобы облегчить этот процесс и обеспечить точность выкроек, Изола вела набор «книг выкроек». Это были рукописные тетради с точными деталями повторений ее узоров . Каждый из них, например ее Lovelovelove 1968 года , был нарисован в масштабе на странице книги с выкройками, раскрашен и снабжен названиями используемых цветов. В книгах также фиксировался размер фактического повтора и подробности заказов на печать. Книги продолжали использоваться в качестве руководств по производству в течение десятилетий после ее смерти. [14]
В 1970 году она самостоятельно поехала в Париж, чтобы уйти от брака и семейных обязательств. Там у нее был роман с египетским ученым Ахмедом Аль-Хаггаги. Он предложил ей поработать над арабскими узорами, нарисовав для нее основу ее Мака (не такого, как Уникко ). Ее арабские образцы этого периода включают Кунингатар , Наамио , Садункертойю , Тумму и Валли . [20] В 1971 году она рассталась с Тиссари, поняв, что предпочитает жить одна. [21] Она провела три года в Алжире, заведя любовника по имени Мухамед. [22]

В 1974 году Изола разработал популярный узор Primavera , состоящий из стилизованных бархатцев цветов ; С тех пор его печатали в разных цветах для скатертей, тарелок и других предметов. [23] В 1976 году она вернулась в Париж, работая с Аль-Хаггаги над серией гравюр, вдохновленных Египтом, включая «Нили» (Нил), «Нубия» и «Папирус» . [24] В следующем году она сопровождала Аль-Хаггаги в Бун, Северная Каролина , где он читал лекции. Она провела год, рисуя, гуляя и занимаясь йогой , вдохновленная пейзажами Аппалачей , которые, по ее словам, напомнили ей ее родной город Риихимяки. Она разработала несколько дизайнов, но ей было трудно продать что-либо на американском рынке, поскольку там было мало фабрик, которые могли печатать ткани по ее спецификациям. [25]
По возвращении в Финляндию 160 ее работ, включая картины и эскизы, но не гравюры, были представлены на ретроспективной выставке в галерее Хельсинки в 1979 году. [26]
С 1980 по 1987 год Изола совместно разрабатывала модели для Marimekko. [26] с дочерью Кристиной. Они работали в собственных студиях: зимой в Хельсинки, летом в Каунисмяки. [27] Кристина стала одним из главных дизайнеров Маримекко; [28] [29] она присоединилась к Маримекко, когда ей было 18 лет. [30] За свою 40-летнюю карьеру в Маримекко Майя Изола создала «ошеломляющий» [31] 500 отпечатков для компании. [31] Среди наиболее известных — Кивет (Камни) и Кайво (Колодец); они продолжают продаваться в 21 веке. [32] [33]
Выход на пенсию
[ редактировать ]С 1987 года, когда она вышла на пенсию, Изола занималась живописью, а не текстилем, до своей смерти 3 марта 2001 года. [29] Ее проекты и Маримекко ушли в тень. В 1991 году новый глава Marimekko Кирсти Паакканен в Изоле успешно перезапустила Fandango . [34] но только в конце 1990-х Маримекко снова стал широко популярен. Его обновленное состояние было основано на «классических» образцах Isola 1950-х и 1960-х годов. [35]
Прием
[ редактировать ]
По данным FinnStyle, Изола был «бесспорно самым известным дизайнером текстиля, существовавшим в Маримекко». [3] и она «за свою долгую и красочную работу создала более 500 гравюр». [3] Ее работа позволила компании стать ведущим мировым законодателем моды. [5]
Ивар Экман в статье для New York Times цитирует Марианну Аав, директора Хельсинкского музея дизайна: «То, что мы понимаем под стилем Маримекко, во многом основано на том, что делала Майя Изола». [29] Экман комментирует: «Разнообразие принтов, которые Изола создала для Маримекко, поразительно», поскольку узоры охватывают «минималистский геометрический», «приглушенный натуралистичный» и «взрыв цветов». [29]
Мэрион Хьюм , пишущая в журнале Time , объясняет, что Изола «смогла создать поразительный диапазон: от замысловатых и фольклорных гравюр «Ананы» (1962), которые остаются одной из самых популярных гравюр на внутреннем рынке, до радикально простых, гравюр. резко увеличенный асимметричный мак Уникко (1964), первоначально красный и синий, который, возможно, является одним из самых широко известных гравюр на земле». [36]
По словам Тэмсин Бланшар , написавшей в The Observer , «проекты Майи Изолы – одного из [самых] оригинальных и старейших дизайнеров компании – выдержали испытание временем». [37] Бланшар описывает дизайн Изолы «Ветер» 1972 года «с его перистыми органическими скелетами деревьев в силуэтах» как «вневременной», а ее Путинотко 1957 года — как «колючий черно-белый принт», а также обсуждает свою работу 1963 года «Дыня» и свою работу 1956 года «Камни». . [37]
Ханна Бут, пишущая в The Guardian , объясняет, что основательница Marimekko, Арми Ратиа, «наняла Майю Изолу, первую и самую важную из многих молодых женщин-дизайнеров, для создания оригинальных принтов». [38] Она описывает Изолу как нетрадиционную, оставив свою дочь Кристину «расти с бабушкой, чтобы она могла путешествовать по миру в поисках вдохновения для своих тканей». [38] Бут цитирует финского писателя Каари Утрио, который сказал, что Изола была «опасно оригинальным персонажем»; она «принадлежала к поколению новаторов», которое позволяло молодым женщинам свободно заниматься искусством. [38]
Лесли Джексон в главе, озаглавленной «Оп, поп и психоделия» , пишет, что «из Финляндии буйный и всепобеждающий Маримекко ворвался на международную арену» в 1960-х годах; она иллюстрирует это одним узором Вуокко Нурмесниеми и тремя Изолой — Локки , Мелуни и Уникко . [39] [а] О Локки Джексон пишет: «Изола произвела революцию в дизайне своими простыми, смелыми, плоскими узорами, напечатанными в драматическом масштабе. Дизайн, название которого означает «чайка», напоминает плеск волн и взмахи птичьих крыльев». [40] О знаменитом Unikko Джексон говорит: «Этот огромный узор в виде взорванного мака воплощает необузданную уверенность в дизайне середины 1960-х годов и предвещает кипучесть и шипящие цвета эпохи цветочной власти ». [40]
Ханна-Лииза Юлипоти отмечает, что «темы многих дизайнов Маримекко также очень финские, изображающие финскую природу. Например, Майя Изола создала свой дизайн [серию] Luonto (Природа) с использованием реальных образцов растений». [41]
Наследие
[ редактировать ]
Аав отметил, что «с наступлением двадцать первого века Маримекко переживает возрождение интереса и признания - настоящее возрождение. Модель Unikko от Maija Isola , созданная почти сорок лет назад, расцветает, как никогда раньше». [42]
на воздушном шаре, украшенном огромной версией Уникко В 2011 году Маримекко пролетел над Хельсинки , что отразило культовый статус гравюры почти полвека спустя. [43] Маркетинговая политика Marimekko заключается в переиздании «классики из ее пятидесятилетнего каталога, особенно большой группы моделей 1950-х и 1960-х годов от Maija Isola». [28]
С 2012 года финская авиакомпания Finnair выполняет рейсы по направлениям в Азию на Airbus A340-300 с синим принтом Unikko, а Airbus A330, окрашенный в Anniversary Unikko, обслуживает другие межконтинентальные маршруты. [44]
В 2013 году Изола была названа иконой стиля. [45] Ее внучка Эмма Изола работает в Marimekko дизайнером, формируя традицию трех поколений. [46]
Выставки
[ редактировать ]Современный
[ редактировать ]- Дизайн в Скандинавии , США, 1954 г. [15] 1960
- Финская выставка в Германии 1956 г.
- Миланская триеннале 1954, 1957 гг. [15]
- Всемирная выставка Брюссельских скандинавских форм 1958 г. [47]
Ретроспектива
[ редактировать ]- Майя Изола и Маримекко , Ретроспективная выставка, Музей дизайна ( Designmuseo ), Хельсинки , Финляндия. 24 мая 2005 г. - 4 сентября 2005 г. [48]
- Финский дизайн , Музей Виктории и Альберта , Лондон, 2005 г. [49]
- Маримекко – История скандинавского бренда , выставка в Музее дизайна, Копенгаген , Дания, 2 марта – 28 мая 2007 г. [50]
- Маримекко: ткань, мода, архитектура , выставка в Словенском этнографическом музее в Любляне , Словения , 1 июля 2009 г. - 18 октября 2009 г. [51]
- Увеличивая природу: печатный текстиль 1960-х годов , выставка в Институте искусств Миннеаполиса , 5 марта 2011 г. - 21 августа 2011 г. [52]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Среди наиболее известных из примерно 500 узоров, разработанных Изолой, помимо уже упомянутых, - Примавера (Весна), Сейрини, Йоонас, Тюльпаны, Версо, Витта, Хевошварас, Бамбу (Бамбук), Апельсины), Ветер, Нил, Ворота Парижа, Пепе, Танец, Седло и Опасная планета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Симацука 2012 , стр. 18.
- ^ «Майя Изола» . Маримекко. Архивировано из оригинала 16 марта 2010 года . Проверено 5 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «FinnStyle: Майя Изола» . Финские дизайнеры: Майя Изола . ФиннСтиль . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ Симацука 2012 , стр. 20–22.
- ^ Jump up to: а б с д Аав 2003 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с Симацука 2012 , стр. 25.
- ^ Симацука 2012 , стр. 29.
- ^ «Майя Изола» . Финский дизайн . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ «Выкройки Maija Isola для Маримекко» . Дизайн Финляндия. 31 августа 2006 года . Проверено 5 марта 2010 г.
- ^ Байарс, Мел (2004). «Изола, Майя (1927–2001)» . Энциклопедия дизайна . Лоуренс Кинг. ISBN 9781856693493 .
- ^ Симацука 2012 , стр. 31.
- ^ Симацука 2012 , стр. 46.
- ^ Симацука 2012 , стр. 54.
- ^ Jump up to: а б Симацука 2012 , стр. 89.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Аав 2003 , с. 151.
- ^ «Хронология Маримекко» . Хронология . Маримекко.com. Архивировано из оригинала 27 октября 2011 года . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ Кубер, Пэм (17 октября 2010 г.). «РетроРеновация: Маримекко Уникко» . Маримекко Уникко, автор Майя Изола, 1964 год . Ретро ремонт . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ Симацука 2012 , стр. 64.
- ^ Симацука 2012 , стр. 72.
- ^ Симацука 2012 , стр. 102.
- ^ Симацука 2012 , стр. 87.
- ^ Симацука 2012 , стр. 107.
- ^ «Примавера» . Архивировано из оригинала 9 августа 2015 года . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ Симацука 2012 , стр. 114.
- ^ Симацука 2012 , стр. 136.
- ^ Jump up to: а б Симацука 2012 , стр. 140.
- ^ Симацука 2012 , стр. 146.
- ^ Jump up to: а б Джексон 2007 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б с д Экман, Ивар (23 августа 2005 г.). «Нью-Йорк Таймс» . Ностальгия по современному финскому дизайнеру . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ «Майя и Кристина Изола» . ФиннСтиль . Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Майя Изола: искусство, ткань, Маримекко» . Книги Периметра. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ «Майя Изола» . Маримекко . Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Сухонен, Пекко (1986). Феномен Маримекко . ООО "Маримекко" стр. 35. ISBN 9789513538682 .
- ^ Симацука 2012 , стр. 148.
- ^ Симацука 2012 , стр. 150.
- ^ Хьюм, Мэрион (9 апреля 2008 г.). «Журнал Тайм» . Роскошный источник . Журнал «Тайм» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2008 года . Проверено 23 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Бланшар, Тэмсин (20 мая 2001 г.). «Наблюдатель» . Интерьеры:Маримекко:Финская линия . Хранитель . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Бут, Ханна (5 сентября 2005 г.). «The Guardian: Жизнь и стиль: Женщины» . Сила цветов . Хранитель . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ Джексон 2007 , стр. 136–137.
- ^ Jump up to: а б Джексон 2007 , с. 136.
- ^ Юлипоти, Ханна-Лийза (3 февраля 2011 г.). "Исследовать" . Путь Маримекко к успеху в 1950-е и 60-е годы . FAST-FIN-1 (TRENAK1) Исследование финских институтов. Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 года . Проверено 23 октября 2011 г.
- ^ Аав 2003 , с. 149.
- ^ «Маковый воздушный шар» . Воздушный шар Marimekko Unikko, летящий над силуэтом Хельсинки . Маридресс. 22 июня 2011 года . Проверено 18 октября 2011 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «Сотрудничество Finnair и Marimekko в области дизайна» . Финнэйр . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Аззарито, Эми (15 ноября 2013 г.). «Икона стиля: Майя Изола» . Дизайнерская губка . Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ «Эмма Изола» . Магазин финского дизайна . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Аав 2003 , с. 152.
- ^ Ретроспективная выставка в Designmuseo.
- ^ План, выпуски 232–234 . Поиск слов. 2005. с. 87.
- ^ Выставка в Музее дизайна, Копенгаген, Дания. Архивировано 15 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Выставка Marimekko в Семе в Любляне.
- ^ Выставка в Институте искусств Миннеаполиса.
Библиография
[ редактировать ]- Аав, Марианна (2003). Маримекко: Ткани, мода, архитектура . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10183-6 .
- Филл, Шарлотта и Питер (2001). Дизайн 20 века . Ташен . ISBN 3-8228-5542-1 .
- Фогг, Марни (2008). Модный принт 1960-х годов: справочник . Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-9054-1 . (6 иллюстраций гравюр Изолы размером в страницу)
- Изола, Кристина (2005). Майя Изола: Жизнь, Искусство, Маримекко . Музей дизайна. ISBN 978-952-9878-42-0 .
- Джексон, Лесли (2007). Дизайн узоров двадцатого века . Принстонская архитектурная пресса. ISBN 978-1-56898-712-5 .
- Симацука, Эри (2012). Майя Изола: Искусство, Ткань, Маримекко: история легендарного дизайнера Маримекко . ПАЙ Интернешнл. ISBN 978-4-7562-4366-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Майя Изола в Национальной биографии Финляндии.
- Профиль Майи Изола на Marimekko.com
- Профиль Maija Isola и изображения на сайте FinlandDesign.com
- Профиль Maija Isola в Nordic Nest
- Майя Изола – профиль на BelovedLinens.net
- DesignMuseet – выставка в Музее скандинавского дизайна
- Finn Style – профиль на FinnStyle.com
- Майя Изола – Чикагский институт искусств
- Flickr – выставка Майи Изола