Скандальный концерт


Skandalkonzert , состоявшийся 31 марта 1913 года . («скандальный концерт») — концерт под управлением Арнольда Шёнберга Концерт проводился Венским концертным обществом в Большом зале Музикферайна в Вене . Концерт состоял из музыки композиторов Второй венской школы .
Во время концерта публика, потрясенная экспрессионизмом и экспериментализмом музыки , начала бунтовать, и концерт закончился преждевременно. Сообщается, что во время беспорядков организатор концерта Эрхард Бушбек ударил посетителя концерта по лицу; в конечном итоге это привело бы к судебному иску против Бушбека. Это событие также привело к появлению альтернативного названия Skandalkonzert : Watschenkonzert , от австрийского немецкого «концерт пощечины». Композитор оперетты Оскар Штраус , свидетель предполагаемого нападения, показал, что пощечина была «самым гармоничным звуком вечера».
Программа
[ редактировать ]В программе указано:
- Антон Веберн : Шесть пьес для оркестра , соч. 6.
- Александр фон Землянский : Четыре оркестровые песни на стихи Метерлинка (в конечном итоге опубликованные как Оп. 13 Цемлинского, №№ 1, 2, 3 и 5 исполнялись в Скандалконцерте ).
- Арнольд Шенберг : Камерная симфония № 1 , соч. 9.
- Альбан Берг : Две из пяти оркестровых песен на текстах открыток Питера Альтенберга , соч. 4 № 2 и 3. И лирическая, и музыкальная стороны этой премьеры были восприняты как провокационные.
- Густав Малер : Kindertotenlieder . Концерт закончился раньше, чем могло начаться запланированное исполнение произведения.
Во время исполнения песен Берга публика призывала как поэта, так и композитора проявить себя, несмотря на то, что общеизвестно, что Альтенберг в то время уже находился в приюте. [1] Хотя он и не присутствовал на концерте, тем утром ему было предоставлено разрешение присутствовать на генеральной репетиции, а три дня спустя он написал прозаический набросок, изображающий там Альму Малер . [2] На концерте именно под песни Берга начались драки. На суде Штраус отметил, что звук удара Бушбека был самым гармоничным звуком за весь концерт. [1] Для творчества Берга « Скандалконцерт» имел долгосрочные последствия: песни больше не исполнялись до 1952 года, а полная партитура не появлялась в печати до 1966 года. [3]
История и современное эхо
[ редактировать ]Шенберга Первое исполнение «Гуррелидера» состоялось 23 февраля 1913 года в Большом зале Музикферайна под руководством Франца Шрекера и имело ошеломляющий успех. Но композитор, оскорбленный прежним консервативным отношением венской публики, отказался принять аплодисменты. В ответ публика через несколько недель отомстила на очередном концерте современных произведений. [4] В сообщениях прессы того периода упоминаются бурные беспорядки: последователи Шёнберга, его ученик и оппоненты кричали друг на друга, бросали вещи, мешали представлению, разрушали мебель и т. д.
Знаменитый скандал на премьере Игоря Стравинского » «Весны священной произошел в Париже два месяца спустя, 29 мая 1913 года. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Баркер, Эндрю (1997). «Битвы разума», The Cambridge Companion to Berg , стр. 24. Попл, Энтони, изд. ISBN 0-521-56489-1 .
- ^ Баркер (1997), стр. 26–27.
- ^ Марк ДеВото (27 марта 2013 г.). «Столетие малоизвестного скандала - The Boston Musical Intelligencer» . Бостонский музыкальный разведчик . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ Словарь музыки и музыкантов Гроува , "Шенберг, Арнольд", том. 16, с. 705. [ нужна проверка ]
- ^ «Действительно ли «Весна священная» вызвала бунт?» . Новости Би-би-си . 29 мая 2013 года . Проверено 27 июня 2015 г.