Вариации для фортепиано (Веберн)

Вариации для фортепиано , соч. 27 — двенадцатитоновая пьеса для фортепиано, написанная Антоном Веберном в 1936 году. Она состоит из трёх частей :
- Очень умеренный
- Очень быстро
- Спокойно течет
«Вариации», единственное опубликованное произведение Веберна для фортепиано соло, являются одним из его основных инструментальных произведений и ярким примером его позднего стиля. [3] Веберн посвятил произведение пианисту Эдуарду Штойерману . [4] Однако его премьера (после нескольких месяцев тренировок под руководством Веберна) состоялась Питером Стадленом 26 октября 1937 года в Вене. [5] Намного позже Стадлен выпустил окончательное интерпретационное издание соч. 27, опубликованное Universal Edition в 1979 году. [6]
История композиции
[ редактировать ]К началу 1930-х годов Веберн вошел в число композиторов и художников, подвергшихся критике со стороны нацистской партии , быстро набиравшей власть. карьера Веберна К 1934 году дирижерская , основного источника дохода композитора, практически закончилась, и он зарабатывал себе на жизнь, преподавая композицию нескольким частным ученикам. Несмотря на значительные недостатки этого финансового положения, отсутствие стабильной работы давало Веберну больше времени для размышлений. [3]
На создание Опуса 27 Веберну потребовалось около года. Три части были составлены не в том порядке, в котором они представлены в произведении: [7]
- Третья часть: начата 14 октября 1935 г., завершена 8 июля 1936 г.
- Первая часть: начата 22 июля 1936 г., завершена 19 августа 1936 г.
- Вторая часть: начата 25 августа 1936 г., завершена 5 ноября 1936 г.
Произведение — единственное произведение для фортепиано соло, опубликованное композитором и получившее номер опуса. Это также была последняя работа Веберна, опубликованная Universal Edition при его жизни. [8]
Анализ
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Все три части произведения представляют собой 12-тоновые пьесы, основанные на следующем ряду (как в начале второй части): [9]

Название произведения «Вариации » неоднозначно. В письме от 18 июля Веберн написал: «Завершенная часть представляет собой вариацию; все в целом будет своего рода «сюитой»». [11] В то время была завершена только третья часть, и это явно набор вариаций . Форма двух других частей соответствует плану « Сюиты »: первая часть — троичная форма А–Б–А, вторая — бинарная форма . Однако называть все произведение по форме его последней части очень необычно, и были предприняты многочисленные попытки объяснить название. [12]
Ученый Веберна Кэтрин Бейли изложила три возможных взгляда на структуру произведения. Вариации Веберна можно считать любыми из них: [13]
- Трехчастная соната: сонатная форма – бинарное скерцо – вариации.
- Трехчастная сюита: тройная часть – бинарная часть – вариации.
- Набор вариаций, в которых первые две части мало связаны с третьей.
Одно из самых ранних объяснений было предложено Рене Лейбовицем , который в 1948 году описал первую часть как тему и две вариации, вторую часть как тему с одной вариацией, а третью часть как пять вариаций еще одной темы. [13] Вилли Райх, член кружка Арнольда Шёнберга , охарактеризовал произведение как сонатину , которая начинается с набора вариаций (первая часть) и заканчивается сонатной формой (третья часть). Райх утверждал, что его объяснение идентично объяснению Веберна и основано на разговорах двух мужчин, однако подлинность этого утверждения была поставлена под сомнение. [14]
Еще одно объяснение было дано Фридхельмом Дёлем (опубликовавшим анализ Райха, но не считавшим его удовлетворительным), который рассматривал каждую из четырнадцати фраз первой части как вариацию идеи первичного/ретроградного движения и нашел ту же структуру в первой части. второе движение. Роберт У. Нельсон опубликовал аналогичный анализ в 1969 году. [15] Наконец, анализ Кэтрин Бэйли предполагает, что первая часть представляет собой сонатную форму, ее идеи подтверждаются собственными замечаниями Веберна в оригинальной рукописи, опубликованной в 1979 году Питером Стадленом . [16]
Симметрия
[ редактировать ]Особенно примечательной особенностью «Вариаций» является симметрия , которая присутствует на протяжении всей работы. Горизонтальную симметрию можно наблюдать, например, в последовательных фразах первой части: такты 1–18 составляют четыре фразы, каждая из которых построена из нормального ряда и его ретроградного изложения одновременно, причем вторая половина фразы всегда является обратной по отношению к первой части. первый. Таким образом, каждая фраза является палиндромом , хотя только первая пара строк в начале движения является совершенно палиндромом. [16] Вертикальная симметрия пронизывает вторую часть, которая является каноном . Шаги расположены вокруг оси шага A4. Каждый интервал, идущий вниз, повторяется точно в противоположном направлении. [17]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бэйли 1991 , с. 24.
- ^ Уэйсон 1987 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Бэйли 1998 , с. 151
- ^ Веберн 1937 : «Эдуард Штойерманн / посвященный» (на фронтисписе).
- ^ Бэйли 1998 , с. 152 .
- ^ Бердж 1980 .
- ↑ Даты: Bailey 1991 , с. 452
- ^ Бэйли 1998 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Nolan 1995 , стр. 49–50, хотя ее 0 — это G ♯ , поэтому она называет эти две формы строк P8 и I10.
- ^ Леув 2005 , с. 158, для которого 0=E ♭ .
- ^ Бэйли 1991 , с. 189.
- ^ Бэйли 1991 , стр. 189–190.
- ^ Перейти обратно: а б Бэйли 1991 , с. 190
- ^ Бэйли 1991 , с. 191.
- ^ Нельсон 1969 .
- ^ Перейти обратно: а б Бэйли 1991 , с. 192
- ^ Бэйли 1991 , стр. 262–264.
Источники
- Бейли, Кэтрин (1991). Двенадцатинотная музыка Антона Веберна: старые формы в новом языке . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-39088-0 . Переиздание в мягкой обложке 2006 г. ISBN 978-0-521-54796-3 .
- Бейли, Кэтрин (1998). Жизнь Веберна . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-57566-9 .
- Бердж, Дэвид (декабрь 1980 г.). «Рецензия: Вариации для фортепиано, соч. 27 Антона Веберна , Питера Стадлена». Примечания . Вторая серия. 37 (2): 405–406. дои : 10.2307/939520 . JSTOR 939520 .
- Леу, Тон де (2005). Музыка двадцатого века: исследование ее элементов и структуры . Перевод Стивена Тейлора. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 90-5356-765-8 . Перевод музыки двадцатого века: исследование ее элементов и структуры . Утрехт: Остхук, 1964. Третье впечатление, Утрехт: Бон, Шелтема и Холкема, 1977. ISBN 90-313-0244-9 .
- Нельсон, Роберт У. (весна – лето 1969 г.). «Путь Веберна к серийному варианту». Перспективы новой музыки . 7 (2): 73–93. дои : 10.2307/832295 . JSTOR 832295 .
- Нолан, Кэтрин (весна 1995 г.). «Структурные уровни и двенадцатитоновая музыка: ревизионистский анализ второй части «Фортепианных вариаций» Веберна, соч. 27» . Журнал теории музыки . 39 (1): 47–76. дои : 10.2307/843898 . JSTOR 843898 .
- Уэйсон, Роберт В. (1987). «Вариации для фортепиано Веберна», соч. 27: Музыкальная структура и партитура». Интеграл . 1 : 57–103.
- Веберн, Антон (1937). Вариации для фортепиано, соч. 27 . Вена: Универсальное издание. УП 10881.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйли, Кэтрин. Июнь 1988. «Веберн Вилли Райха». Темп , Новая серия, вып. 165, Эмигранты и «внутренние ссыльные», стр. 18–22.
- Фиори, Мэри Э. 1970. «Использование Веберном мотива в« фортепианных вариациях »». В: Линкольн, Гарри Б. (ред.). Компьютер и музыка , стр. 115–122. Итака: Издательство Корнельского университета.
- Джонс, Джеймс Ривс. Осень – зима 1968. «Некоторые аспекты ритма и метра в опусе 27 Веберна». Перспективы новой музыки , вып. 7, нет. 1, стр. 103–109.
- Леле, Жан-Луи. 1998. «Интуиция и системный дух. Размышления о формальной схеме второй части Фортепианных вариаций Веберна, соч. 27». Бельгийское ревю де музыковедения / Belgisch Tijdschrift voor Muziekwetenschap , vol. 52, с. 101–122.
- Левин, Дэвид . Октябрь 1993. «Метрическая задача в сочинении 27 Веберна». Музыкальный анализ , вып. 12, нет. 3, стр. 343–354.
- Молденхауэр, Ганс и Розалин Молденхауэр. 1978. Антон фон Веберн: Хроника его жизни и творчества . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-394-47237-3 . London: Gollancz. ISBN 0-575-02436-4
- Огден, Уилбур. Весна 1962 года. «Анализ Веберна». Журнал теории музыки , том. 6, нет. 1, стр. 133–135.
- Штокхаузен, Карлхайнц . 1963. «Групповая композиция: Фортепианная пьеса I (Инструкция по прослушиванию)». В своих «Текстах о музыке» , т. 1, под редакцией Дитера Шнебеля , 63–74. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Трэвис, Рой. Весна – лето 1966. «Режиссерское движение в двух коротких фортепианных пьесах Шенберга и Веберна». Перспективы новой музыки 4.2, стр. 85–89.
- Вестергаард, Питер . Весна 1963 г. «Веберн и «тотальная организация»: анализ второй части фортепианных вариаций, соч. 27». Перспективы новой музыки 1.2, стр. 107–120.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Метрический анализ и новая запись вариаций Веберна для фортепиано, 1-я часть , Джозеф Л. Монзо, 2010, tonalsoft.com
- Исполнение вариаций для фортепиано Джонатана Бисса из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате