Jump to content

Камерная симфония № 1 (Шёнберг)

(Перенаправлено из Камерной симфонии № 1 )
Портрет Арнольда Шенберга работы Рихарда Герстля (ок. июнь 1905 г.) ( Венский музей )

Камерная симфония № 1 ми мажор , соч. 9 (также известная по названию на немецком языке Kammersymphonie, für 15 Soloinstrumente , или просто Kammersymphonie ) — композиция австрийского композитора Арнольда Шёнберга .

Первая камерная симфония Шёнберга была закончена в 1906 году, а премьера состоялась 8 февраля 1907 года в Вене Розовым квартетом вместе с духовым ансамблем Венской филармонии под управлением композитора. В 1913 году Шенберг снова дирижировал произведением в рамках знаменитого Скандалконцерта , в котором неортодоксальные тональности Симфонии Шенберга и, тем более, произведений его ученика Альбана Берга побудили присутствующих к бунту в знак протеста и преждевременному завершению концерта.

Леопольд Стоковский дал премьеру произведения в США с Филадельфийским оркестром 5 ноября 1915 года. Первое выступление в Великобритании состоялось 6 мая. [1] [2] (или, возможно, 16 апреля) [3] 1921, в Эолийском зале в Лондоне , под управлением Эдварда Кларка , сторонника Шенберга и бывшего ученика. Среди музыкантов были Чарльз Вудхаус (скрипка), Джон Барбиролли (виолончель), Леон Гуссенс (гобой), Обри Брэйн и Альфред Брейн (валторны). [4]

Произведение представляет собой известный пример использования квартальной гармонии .

Структура

[ редактировать ]

Камерная симфония представляет собой одночастное произведение продолжительностью около 20 минут. Несмотря на то, что оно указано как одно движение, форму можно рассматривать как разделенную на пять непрерывных движений. Сам Шенберг наметил следующую форму, используя номера репетиций в качестве ориентиров :

  1. Соната . Аллегро (начало № 38)
  2. Шутка (№ 38–60)
  3. Развитие (№ 60–77)
  4. Адажио (№ 77–90)
  5. Резюме и финал (№ 90–100) [5]

Позднее Шёнберг утверждал, что это произведение «было первой попыткой создать камерный оркестр». [5]

Шенберг использует тему «девиза», состоящую из четвертей . [6] Тема «девиза» помогает очертить структурные точки артикуляции произведения.

 \relative c { \clef bass \numericTimeSignature \time 4/4 \key e \major \set Staff.instrumentName = #"Hrn" \partial 4*1 d\ff \bar "||" gc \clef treble f bes8. ес16 | ees4 }

Тема «девиза» впервые появляется в пятом такте и обрамлена двумя каденциями, которые представляют две основные ключевые области.

Каденция 1 фа мажор:

 { \new PianoStaff << \new Staff \relative c'' { \clef treble \key e \major \time 2/2 \tempo "Langsam" << { aes1\fp~ | aes4 aes'2.~ | aes4 aes,2.~ | aes4 <а'! a,!>2\fermata } \\ { r2 bes,,\f | ees1( | e! | f2.) } >> \bar "||" } \new Staff \relative c { \clef bass \key e \major \time 2/2 << { r2 c2\f | s2 бес'~ | бес1~ | бес4 а2 } \\ { s1 | f1 | с1 | с2. } \\ {\stemDown s1 | r2 <c g>_( | <ec ges>1 | <fcf,>2.) } >> \bar "||" } >> }

Каденция 2 ми мажор:

 { \new PianoStaff << \new Staff \relative c''' { \clef treble \key e \major \numericTimeSignature \time 4/4 \tempo "Sehr rasch" \partial 4*1 << { dis!8.( цис!16 | c2~ c8) b( dis!8. цис!16) | c4.( b8 a gis fis dis! | <e b>4) } \\ { <b' g dis!>4\ff | <a fis dis!>2\fp\> <gis! е>4\! <бб,> | <a fis dis!>4\fp\> <gis! е>\! р2 | s4 } >> \bar "" } \new Staff \relative c { \clef bass \key e \major \numericTimeSignature \time 4/4 cis!8[ r16 f] | a8 r \times2/3 { a,->\ff d,-> d'-> } gis!2-> | \times 2/3 { a8-> d,-> d'-> } gis2-> \times 2/3 { a,,8-> d,-> d'-> } | gis!4 \bar "" } >> }

Идею Шенберга о развитии вариации можно наблюдать в отношении темы скерцо к восходящей хроматической линии во второй партии скрипки в каденции 1,

 \relative c'' { \clef treble \time 3/4 \key ees \major \tempo "sehr rasch" \set Staff.instrumentName = #"Ob" aes2.->\fff | а-> \бар "||" \numericTimeSignature \time 2/2 bes-> aes8 g | bes4 aes8 g bes4 }

а также во взаимосвязи темы медленного движения с каденцией 2. [7]

 \relative c''' { \clef treble \numericTimeSignature \time 4/4 \key g \major \tempo "sehr langsam" \set Staff.instrumentName = #"1Vln" \partial 4*1 g!8.( fis16 | f4 a8. f16 ees4) }

Инструментарий

[ редактировать ]

Он оценивается по следующим инструментам:

1 флейта (удвоение пикколо )
1 гобой
1 английский рожок
1 Е кларнет
1 кларнет
1 бас-кларнет
1 для баса
1 контрфагот
2 венские валторны
1 скрипка я
1 скрипка II
1 альт
1 виолончель
1 контрабас

Шенберг уважал классическое расположение музыкантов на сцене, предписывая, чтобы все струнные располагались в первом ряду, духовые - во втором, а все басовые звуки - группировались вместе. Хотя это произведение принято называть камерным произведением , для его исполнения необходим дирижер . Некоторые критики и дирижеры утверждают, что ансамбль, состоящий из десяти духовых и всего пяти струн, по своей сути неуравновешен; однако некоторые голоса дублируются, так что ни один инструмент не играет один на один против другого. [5] [8]

Распоряжения

[ редактировать ]
  • Сам композитор переложил это произведение для фортепиано в четыре руки в 1906 году. [9] Он также переработал сочинение для большого оркестра в 1923 и 1935 годах, которое было внесено в каталог как соч. 9б. [10] Премьера последнего состоялась в Лос-Анджелесе самим Шенбергом.
  • Коллега-композитор Альбан Берг также аранжировал композицию для двух фортепиано в 1914 году. [11]
  • Между 1922 и 1923 годами по предложению Шенберга его ученик Антон Веберн сделал аранжировку этого произведения для скрипки, флейты (или второй скрипки), кларнета (или альта), виолончели и фортепиано; [12] эта аранжировка была предназначена для игры вместе с « Лунным Пьеро» , который имеет аналогичную оценку.

Известные записи

[ редактировать ]

Камерная симфония № 1 является одним из наиболее записываемых произведений Шенберга и привлекла внимание таких дирижеров, как Пьер Булез , Саймон Рэттл , Риккардо Шайи , Клаудио Аббадо , Джузеппе Синополи , Зубин Мехта , а также камерные группы, такие как ансамбль Гиперион , квартет Хагена. и Орфей . Выступление 1998 года, проведенное Робертом Крафтом на лейбле Koch International Classics и переизданное в 2007 году на острове Наксос, получило положительный критический отклик. [13] [14]

Общая продолжительность произведения указана как 22 минуты, хотя в своем обзоре 11 записей, охватывающих 1949–1997 годы, Кэтлин МакГуайр обнаружила разницу в продолжительности более семи минут: от 19:37 Булеза до 26:51 Яши Хоренштейна . [15] Она отмечает, что даже в сравнительно быстрой записи Булеза отметки метронома Шенберга все еще не всегда достигаются, что позволяет предположить, что их, возможно, невозможно исполнить.

  1. ^ PAS, «Музыка недели: Шенберг и Крейслер», The Observer (8 мая 1921 г.), стр. 10
  2. ^ Дженнифер Рут Доктор (1999), BBC и ультрасовременная музыка, 1922–1936: формирование вкусов нации , Cambridge University Press, ISBN   9780521661171 , с. 425, примечание 44.
  3. ^ Британская библиотека, известные приобретения 1985–1994 гг.
  4. ^ Дженнифер Рут Доктор (1999) BBC и ультрасовременная музыка, 1922–1936: формирование вкусов нации , Cambridge University Press, ISBN   9780521661171 , с. 339
  5. ^ Перейти обратно: а б с Роберт Крафт (2007). «Шенберг: Лунный Пьеро / Камерная симфония № 1/4 оркестровых песен (Шенберг, Том 6)» (примечания на вкладыше). Наксос Рекордс. CD 8.557523 . Проверено 30 сентября 2021 г. ...первая попытка создания камерного оркестра.
  6. ^ Уолтер Фриш, Ранние работы Арнольда Шенберга, 1893–1908 (Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 1993): стр. 223.
  7. ^ Уолтер Фриш, Ранние работы Арнольда Шенберга, 1893–1908 (Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1993): стр. 225–226.
  8. ^ «Знакомьтесь с композитором: Разделение Адамса: Камерные симфонии Джона Адамса в подкастах Apple» . Apple Подкасты . Проверено 5 января 2023 г.
  9. ^ «Каммерсимфония [Камерная симфония] № 1, соч. 9 (1906) (аранж. Арнольда Шёнберга (фортепиано в 4 руки))» . schoenberg.at . Проверено 30 сентября 2021 г.
  10. ^ «Каммерсимфония [Камерная симфония] № 1, соч. 9b (1906) (аранж. Арнольда Шенберга (1922) (оркестр); преподобный Арнольд Шенберг (1935))» . www.schoenberg.at . Проверено 26 апреля 2014 г.
  11. ^ «Каммерсимфония [Камерная симфония] № 1, соч. 9 (1906) (аранжировка Альбана Берга (1914) (2 фортепиано))» . www.schoenberg.at . Проверено 26 апреля 2014 г.
  12. ^ Джарман, Дуглас. "Арнольд Шенберг (1874-1951) аранж. Антона Веберна - Камерная симфония №1 ми мажор, соч.9" . www.youtube.com . Проверено 12 декабря 2022 г.
  13. ^ «Рецензии на альбом: Шенберг: Лунный Пьеро / Камерная симфония № 1/4 оркестровых песен (Шенберг, Том 6)» . Наксос Рекордс. Март – август 2007 г. CD 8.557523 . Проверено 30 сентября 2021 г.
  14. ^ Блэр Сандерсон. Обзор компакт-диска Naxos 8.557523 на AllMusic «4 звезды из 5»
  15. ^ Макгуайр, Кэтлин (ноябрь 2003 г.). «Каммерсимфония № 1, соч. 9, Арнольда Шенберга (1906): Рекомендации для дирижера» (PDF) . Журнал Гильдии дирижеров . 24 (1): 2–32.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90e4d3d784cca7ba87455b372882bbac__1712695980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/ac/90e4d3d784cca7ba87455b372882bbac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chamber Symphony No. 1 (Schoenberg) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)