Живой Книппер
Живой Книппер | |
---|---|
Рожденный | Lev Konstantinovich Knipper 21 ноября 1898 г. [ OS ] 3 декабря |
Умер | 30 июля 1974 г. Москва, РСФСР , СССР | (75 лет)
Другие имена | Лев Константинович Книппер |
Род занятий | Композитор, агент тайной полиции |
Годы активности | 1922–1974 |
Супруги | Мария Гариковна Меликова
|
Родственники | Ольга Книппер (тетя) Olga Chekhova (sister) Andrey Lvovich Knipper (son) |
Lev Konstantinovich Knipper (Russian: Лев Константинович Книппер; 3 December [ O.S. 21 November] 1898 – 30 July 1974) was a Soviet and Russian composer and OGPU / NKVD agent.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]
Lev Knipper was born in Tiflis to railway engineer Konstantin Leonardovich Knipper and Elena-Luiza Yulyevna Rid. [ 1 ] Вскоре после его рождения семья переехала в Царское Село , затем в Екатеринослав в 1910 году, а затем в Санкт-Петербург в 1913 году. Большое влияние на него оказала сестра отца, актриса Ольга Книппер , жена драматурга Антона Чехова ), которая поощряла его музыкальные интересы. Он научился играть на кларнете, контрабасе , различных духовых инструментах. [ 2 ] : 3–5 и научился играть на фортепиано. [ 3 ] : 149
Книппер записался в Белую армию в 1916 году. После Гражданской войны 1917 года в России он застрял в Турции , но в конце концов смог воссоединиться со своей тетей Ольгой, которая гастролировала за границей. По возвращении в РСФСР в 1922 году он неоднократно допрашивался и в конечном итоге был завербован иностранным отделом ОГПУ . По их указанию Книппер в 1922–23 отправился в Германию, где познакомился с композиторами Алоисом Хабой , Филиппом Ярнахом и Паулем Хиндемитом . [ 4 ] Музыка Хиндемита, в частности, оказала сильное влияние на композиционный язык Книппера.
Через связи тети Книппер познакомился с Еленой Гнесиной , которая наняла его администратором здания музыкального училища имени Гнесиных в Москве. Хотя Книппер был слишком стар, чтобы его официально признали студентом, он, тем не менее, смог учиться у Рейнхольда Глиера и Николая Жиляева . [ 2 ] : 5 Он написал свою первую каталогизированную композицию — оркестровую сюиту « Сказки о гипсовом боге» , соч. 1, 1923 г.; работу музыковеда Ларри Ситски охарактеризовал как «резкую, точеную» и несколько гротескную. [ 3 ] : 149 вдохновленной скульптурами Будды Павла Челищева , Премьера шестичастной сюиты, состоялась 8 марта 1925 года и была хорошо принята публикой и критиками. Коллега-композитор Леонид Сабанеев подошел к Книппер на премьере и попросил копию партитуры. [ 2 ] : 6–7 В 1929 году Книппер была приглашена Владимиром Немировичем-Данченко на работу консультантом во МХАТ . Это привело к созданию самого значительного произведения Книппера этого раннего периода, его оперы 1930 года « Северный ветер» , соч. 25 по пьесе Владимира Киршона . [ 2 ] : 8 Музыковед Джеральд Абрахам описал оперу как «гармонически сложную, сухую и более чем немного хиндемитовскую». [ 5 ] Опера также известна своим отказом от типичных оперных условностей. [ 3 ] : 149–150 Всего «Северный ветер» дал семьдесят восемь представлений, в основном в Москве, но из-за резкой критики со стороны РАПМ его снова ставили только в 1974 году. [ 6 ]
По-видимому, в ответ на критику его ранних модернистских работ Книппер оставил свой пост технического секретаря ACM и резко изменил свой стиль в сторону другого, соответствующего принципам социалистического реализма . [ 7 ] В 1930–1931 годах он отправился в Среднюю Азию для изучения местной народной музыки. Особенно его привлекала таджикская музыка, которая оказала непосредственное влияние на восемь его произведений. [ 2 ] : 30–36 Большинство произведений Книппера этого периода имеют музыкально консервативный, патриотический и милитаристский тон, особенно его «песни-симфонии» (3, 4 и 6). Наиболее выдающейся из них является его Четвертая симфония «Поэма о комсомольце», соч. 41 (1934); на слова Виктора Гусева и посвящен Клименту Ворошилову . Центральная тема симфонии — песня «Полюшко-поле» — стала самым известным произведением Книппер как одна из маршевых песен в репертуаре Ансамбля имени Александрова . Хотя эти песни-симфонии соответствовали советским политическим идеалам, они были встречены критикой со стороны некоторых коллег-композиторов Книппера. Дмитрий Шостакович на заседании Союза советских композиторов в 1935 году раскритиковал Третью симфонию Книппера (1932) за ее «примитивность». [ 8 ] Дмитрий Кабалевский указал на недостатки подхода Книппера к соединению массовой песни и окружающего ее симфонического материала. В своей Шестой симфонии, соч. 47 (1936), Книппер, очевидно, слишком близко отклонился от своего прежнего стиля и был за это публично упрекнут; его Седьмая симфония «Военная» (1938) вернулась к идеологически более безопасному стилю. [ 3 ] : 151–152
Книппер продолжал сочинять музыку во время Великой Отечественной войны , хотя большую часть своего времени он посвящал обширным поездкам в НКВД, где продолжал служить до 1949 года. Согласно секретным разведывательным документам, опубликованным в 2002 году, Книппер и его жена должны были играть ключевые роли. роль, если нацисты захватят Москву. По плану балерины и цирковые акробаты должны были быть вооружены гранатами и пистолетами, чтобы убивать немецких генералов, если они попытаются организовать концерты и другие торжества в случае захвата города. Книппер был лично обвинен в убийстве Адольфа Гитлера ; возможность, которую подозревал НКВД, могла возникнуть из-за того, что сестра Книппер, Ольга , имела социальные связи с высокопоставленными нацистами, включая Германа Геринга . [ 9 ]
Книппер был плодовитым человеком. Он написал 5 опер (в том числе одну на «Маленького принца »), 20 симфоний, балеты, пьесы для фортепиано и другую музыку к фильмам.
Основными издателями произведений Книппера являются Музыка» , Композитор и «Le Chant du Monde» . Большинство его опубликованных композиций в настоящее время распродано, а большая часть его произведений еще не опубликована.
Список работ
[ редактировать ]Симфонии
[ редактировать ]- Симфония № 1 в 4-х частях, соч. 13 (1926) – посвящается Ольге Книппер.
- Симфония № 2, соч. 30 (1929)
- Симфония № 3 «Дальний Восток», соч. 32 (1932) - стихи Виктора Гусева
- Симфониетта, соч. 33 (1932)
- Симфония № 4 «Поэма для комсомольцев» (1934, ред. 1966) – стихи Виктора Гусева
- Симфония № 5 (1935)
- Симфония № 6, соч. 47 (1936)
- Симфония № 7 «Военная» в 3-х частях (1938)
- Симфония № 8 в 3-х частях (1941)
- Симфония № 9 в 4-х частях (1944–45).
- Симфония № 10 в 4-х частях (1946) – посвящена Николаю Мясковскому.
- Симфония № 11 в 4-х частях (1949)
- Симфония № 12 в 3-х частях (1950)
- Симфония № 13 в 4-х частях (1951–52) – посвящена Николаю Мясковскому.
- Симфониетта в 4-х частях (1952)
- Симфония в 4-х частях (1954)
- Симфония № 14 для струнного оркестра в 4-х частях (1961–62).
- Симфония № 15 (1962)
- Симфония № 16 (1962–69)
- Симфония № 17 в 3-х частях (1969–70).
- Симфония № 18 (1970–71)
- Симфониетта для струнного оркестра в 4-х частях (1971–72)
- Симфония № 20 в 3-х частях (1972)
- Симфония № 21 «Танцы» в 5 частях (1972).
концертанте
[ редактировать ]- Скрипка
- Сувенир: Шесть пьес для скрипки и симфонического оркестра, соч. 31 (1932)
- Три вариации на тему для скрипки и симфонического оркестра, соч. 31а (1932)
- Концерт № 1 (1942–44) - посвящен Ольге Книппер.
- Сонатина для скрипки и струнного оркестра (1948)
- Концертино для скрипки и струнного оркестра (1962)
- Маленький концерт в классическом стиле (1964–65) – посвящен Аркадию Футеру.
- Концерт № 3 (1969–70) - посвящен Леониду Когану.
- Виола
- Концерт (1962) [ 10 ]
- Виолончель
- Концерт-монолог для виолончели, семи духовых инструментов и литавр (1962) – посвящен Мстиславу Ростроповичу.
- Концерт-поэма для виолончели и камерного оркестра (1971) – посвящен Наталье Шаховской.
- Деревянные духовые инструменты
- Концерт для кларнета (1967) – посвящен Рафаэлю Багдасаряну
- Концерт-сюита для гобоя, струнного квартета и ударных (1968) – посвящена Константину Паустовскому.
- Концерт для фагота и струнного оркестра (1969–70) – посвящен Валерию Попову. [ 11 ]
- Латунь
- Четыре импровизации и финал для валторны и струнного оркестра (1971)
- Двойные концерты
- для скрипки, виолончели и оркестра (1945)
- для скрипки, виолончели и духового септета (1967) - посвящен Татьяне Алексеевне Гайдамович.
- для трубы и фагота (1968)
- Струнный квартет
- Радиф : Сюита в иранском стиле для струнного квартета и струнного оркестра (1944).
- Концерт для струнного квартета и оркестра (1963)
- Симфонический концерт для струнного квартета и симфонического оркестра (1964–65).
Камерная музыка
[ редактировать ]- Размышления: Шесть эскизов для флейты и кларнета, соч. 11 (1925)
- Моему сыну: Четыре миниатюры, соч. 27 (1931) – посвящается Книперу
- Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1943)
- Струнные квартеты
- № 1 (1943) – посвящён Большому квартету.
- Шесть миниатюр на киргизские темы (1956)
- № 2 (1962)
- № 3 (1972–73) – посвящен Н. М. Скузоватовой.
- Концертное скерцо для скрипки и фортепиано (1962)
- Пьесы для флейты и арфы (1963)
- Фортепианные трио
- No. 1 (1968–71) – dedicated to Tatiana Alekseevna Gaidamovich
- No. 2 (1971–73) – dedicated to Tatiana Alekseevna Gaidamovich
- Концертный этюд для флейты и трубы (1971)
- Скерцо для флейты, трубы и фортепиано (1971)
Музыка из кино
[ редактировать ]- The Private Life of Pyotr Vinogradov (1934)
- Красная конница (1935)
- Советский берег (документальный, 1951)
- Бессмертные страницы (документальный, 1965)
Почести и награды
[ редактировать ]- Орден «Знак Почета»
- Сталинская премия – 1946 и 1949 гг.
- Народный артист РСФСР – 1974 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пажитнов, Евгений. "Род Книппер" . Proza.ru (in Russian) . Retrieved 16 February 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гайдамович, Татьяна (2006). Лев Константинович Книппер (на французском языке). Париж: Le Chant du Monde.
- ^ Jump up to: а б с д Сицкий, Ларри (1994). «Лев К. Книппер: Ветер с запада». Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929 . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 9780313267093 .
- ^ Beevor, Antony (2005). The Mystery of Olga Chekhova . Penguin Publishing Group. pp. 79–90, 93–94, 97–99, 224. ISBN 978-1-101-17505-7 .
- ^ Авраам, Джеральд (1943). «Лев Книппер». Восемь советских композиторов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 53.
- ^ Лемэр, Франс К. (1994). Музыка ХХ века в России и странах бывшего СССР (на французском языке). Париж: Файард. стр. 73–74.
- ^ Двоскина, Елена. «Книппер, Лев Константинович». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Акопян, Левон (2017). Музыка советской эпохи: 1917–1991 (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. стр. 100-1 99, 109. ISBN 978-1-4724-7108-6 .
- ^ Фишер, Бенджамин Б. (2004). «Лубянка в дни битвы за Москву: Материалы органов госбезопасности СССР из Центрального архива ФСБ России» (PDF) . Исследования в области разведки . 48 (2). Центральное разведывательное управление . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Knipper, Lev. "Концерт для альта с орк. (1962, парт.)" [Music manuscript]. ПУТЕВОДИТЕЛЬ по фондам рукописных материалов ВМОМК им. М.И.ГЛИНКИ , Fonds: 125. Moscow: Russian National Museum of Music.
- ^ Видстранд, Алекс Кристофер (весна 2018 г.). Концерт Льва Константиновича Книппера для фагота и струнного оркестра: Введение и критическое исполнительское издание (доктор музыкальных искусств). Университет Айовы . doi : 10.17077/etd.hrub7lpe .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список работ
- Жизнь и работа (на французском языке)
- «Сталин планировал разрушить Москву, если в нее войдут нацисты», Адриан Бломфилд, The Telegraph , Лондон, 5 декабря 2008 г.
- Beevor, Antony (2004) The Mystery of Olga Chekhova ISBN 978-0-670-03340-9
- 1898 рождений
- 1974 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Музыканты из Тбилиси
- Жители Тифлисской губернии.
- Выпускники Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
- Народные артисты РСФСР.
- Лауреаты Сталинской премии
- Российские оперные композиторы-мужчины
- русские оперные композиторы
- Советские композиторы-мужчины-классики
- советские оперные композиторы