Даниил Житомирский
Даниэль Владимирович Житомирский (22 декабря 1906 — 27 июня 1992) — российский музыковед и музыкальный критик, специализировавшийся на музыке немецкого композитора Роберта Шумана и эстетике немецкого романтизма . Он также много писал о русских композиторах советского периода, особенно о Дмитрии Шостаковиче .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Житомирский изучал теорию музыки в Харьковской консерватории у С. С. Богатырева, затем историю и теорию музыки у Иванова-Борецкого и композицию у Жиляева в Московской консерватории , которую окончил в 1931 году. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Житомирский был членом Российской Ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ) и работал музыкальным критиком в журналах «Пролитарский». Музыкант ( «Пролетарский музыкант» ) и пролетарскую « За музыку ». [ 1 ] На протяжении всей своей карьеры он работал музыкальным критиком в различных газетах и периодических изданиях. [ 2 ]
Житомирский начал преподавать историю музыки и вводные занятия по музыкальному анализу в Московской консерватории в 1931 году, а в 1936 году стал старшим преподавателем. Вынужденный покинуть свой пост в 1937 году, он был быстро восстановлен в должности. Он был снова уволен в 1948 году, в год ждановского указа , который коснулся композиторов Арама Хачатуряна , Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. [ 1 ] [ 3 ] Поводом для его увольнения, печатного разоблачения Союза советских композиторов и официального порицания стал антисемитизм , проводившийся под бюрократической маской кампании против «космполитализма». [ 4 ] По мнению музыковедов Джудит Кун и Ричарда Тарускина , эта кампания, включавшая в себя убийство практически всех еврейских культурных деятелей за пятилетний период, стала первым примером антисемитизма как «официальной государственной политики в Советском Союзе». [ 4 ] После этих политических последствий Житомирский преподавал в качестве старшего преподавателя в Азербайджанской консерватории в Баку с 1949 по 1953 год и в Консерватории имени Горького с 1955 по 1970 год. В 1965 году он был назначен старшим научным сотрудником Московского института истории искусств. Искусство . [ 1 ] [ 2 ]
Хотя Житомирский сосредоточил свое внимание в первую очередь на музыке, письмах и письменных статьях Шумана, он также изучал русскую музыкальную культуру конца 19 - начала 20 веков. Он был первым российским музыковедом, оценившим музыку Александра Скрябина в контексте духовных течений, с которыми был связан композитор. Он также писал о советских композиторах 1920-х годов, особенно о Шостаковиче. Свои статьи, рецензии и воспоминания о Шостаковиче он писал в духе, который Детлев Гойовой в « Новой роще » назвал «нонконформистским подходом». Выступление Житомирского на Ленинградской конференции 1968 года, добавляет Гойовой, было схожим по окраске и пролило новый свет на историю советской музыки. Однако к концу жизни у него сложилось консервативное отношение к современной музыке, особенно к композиторам-авангардистам. [ 1 ]
Степени и почести
[ редактировать ]Житомирский получил степень кандидата В 1942 году , защитив диссертацию о Петре Ильиче Чайковском . он получил Докторскую степень в 1942 году, защитив диссертацию о Роберте Шумане. В 1966 году он был награжден премией Роберта Шумана города Цвикау . [ 1 ]
Шостакович
[ редактировать ]В «Сборнике дел Шостаковича » Ирина Никольская изображает Житомирского как человека, который «сделал» Шостаковича приемлемым художником для советской бюрократии. [ 5 ] На заседании РАПМ в июне 1929 года, где члены осудили оперу Шостаковича «Нос » за «формализм» и «антисоветский эскапизм», Житомирский, как сообщается, указал кулаком на композитора и сказал: «Если он не примет ложность своего пути , то его работа неизбежно окажется в тупике». [ 6 ] Однако позже Житомерский стал сторонником композитора и, возможно, написал некоторые из его официальных речей и статей. [ 7 ] Никольская говорит, что Житомирский в конечном итоге изобразил Шостаковича как художника, "живущего во внутренней ссылке, полностью отвергающего существующую систему и отвергающего все советское". [ 5 ]
Шостаковича Положительная рецензия Житомирского и последующая защита Девятой симфонии , которая по указу Жданова была бы отмечена властями за «формализм», возможно, не помогла его личному положению. [ 8 ] Он также защищал « Третий струнный квартет» , написанный примерно в тот же период, когда другие советские критики хранили молчание. В монографии о композиторе Житомирский подчеркнул «богатое и многогранное содержание» квартета и назвал его «целым миром романтических чувств, где красота светлых, «наивных» грез существует бок о бок со строгой патриотической страстью. , с горем и героизмом». [ 9 ]
Намного позже, хотя Житомирский оставался решительным против серийной музыки в целом, он защищал использование Шостаковичем 12-тоновой системы в его поздних произведениях. В сентябрьском номере » « Советской музыки за 1976 год он подчеркнул «неразрывную связь между тональными и атональными моментами в музыке Шостаковича» и то, что атональные темы композитора «создают оптимальные условия для изгнания тонального центра. ... Тональное начало у них, как правило, не исчезает, хотя зачастую оно уже как бы висит на волоске». Житомирский утверждал, что Шостакович использовал 12-тоновые темы для выразительного эффекта и, таким образом, были продолжением типа «мелодической интенсивности», существовавшего с XIX века. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Годёвы, Нью-Гроув (2001)
- ^ Jump up to: а б Келдиш, Нью-Гроув (1980) .
- ^ Кун, 138.
- ^ Jump up to: а б Тарускин, 6. См. также Кун, 47–78; 137–39.
- ^ Jump up to: а б Никольская, 176.
- ^ Макдональд, 61 год; Поле, 264.
- ↑ Фэннинг, Нью-Гроув (2001) , 23:284, Восьмой квартет , 15.
- ^ Фэй, 147–148.
- ^ Кун, 101–102.
- ^ Шмельц, 316, 318.
Библиография
[ редактировать ]- Фэннинг, Дэвид, «Шостакович, Дмитрий (Дмитриевич)». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Сэди, Стэнли. ISBN 1-56159-239-0 .
- Фаннинг, Дэвид, «Размещение Шостаковича и Восьмого квартета». У Шостаковича: Струнный квартет № 8 (Вехи в музыке с 1950 года) (Ashgate Publishing Limited, 2004). ISBN 0-754-60699-6 .
- Фэй, Лорел Э., Шостакович: Жизнь (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2000). ISBN 0-19-513438-9 .
- Гойовой, Детлеф, «Житомирский, Даниил Владимирович». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Сэди, Стэнли. ISBN 1-56159-239-0 .
- Келдеш Юрий, «Житомирский Даниил Владимирович». В словаре музыки и музыкантов New Grove, первое издание (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов, изд. Сэди, Стэнли. ISBN 0-333-23111-2 .
- Кун, Джудит, Шостакович в «Диалоге: форма, образы и идеи в квартетах 1–7» (Ashgate Publishing, 2010). ISBN 0-754-66406-6 .
- Макдональд, Ян, Новый Шостакович (Бостон: издательство Северо-Восточного университета, 1990). ISBN 1-55553-089-3 .
- Мэйс, Фрэнсис, тр. Арнольд Дж. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN 0-520-21815-9 .
- Никольская Ирина, «Вспомнили Шостаковича: интервью с советскими коллегами». В «Сборнике дел Шостаковича» (Indiana University Press, 2004), изд. Браун, Малкольм Хэмрик. ISBN 0-253-34364-X .
- Шмельц, Питер Дж., «Двенадцатитоновые композиции Шостаковича, политика и практика советского сериализма». В «Шостаковиче и его мире» (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 2004), изд. Фэй, Лорел Э. ISBN 0-691-12069-2 .
- Тарускин, Ричард, «Шостакович и мы». Проверено 29 марта 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Житомирский, Даниил, «Шостакович, публичное и частное: воспоминания, материалы, комментарии. Часть 1: Случай ошибочной идентичности». В Даугаве (1990, № 3). Английская версия Татьяны М. Норбери и Яна Макдональда. Проверено 28 марта 2012 г.
- Житомирский, Даниил, «Шостакович, публичное и частное: воспоминания, материалы, комментарии. Часть 2: Двойная жизнь». В Даугаве (1990, № 4). Английская версия Кати Виноградовой и Яна Макдональда. Проверено 28 марта 2012 г.