Jump to content

Даниил Житомирский

Даниэль Владимирович Житомирский (22 декабря 1906 — 27 июня 1992) — российский музыковед и музыкальный критик, специализировавшийся на музыке немецкого композитора Роберта Шумана и эстетике немецкого романтизма . Он также много писал о русских композиторах советского периода, особенно о Дмитрии Шостаковиче .

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Житомирский изучал теорию музыки в Харьковской консерватории у С. С. Богатырева, затем историю и теорию музыки у Иванова-Борецкого и композицию у Жиляева в Московской консерватории , которую окончил в 1931 году. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Житомирский был членом Российской Ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ) и работал музыкальным критиком в журналах «Пролитарский». Музыкант ( «Пролетарский музыкант» ) и пролетарскую « За музыку ». [ 1 ] На протяжении всей своей карьеры он работал музыкальным критиком в различных газетах и ​​периодических изданиях. [ 2 ]

Житомирский начал преподавать историю музыки и вводные занятия по музыкальному анализу в Московской консерватории в 1931 году, а в 1936 году стал старшим преподавателем. Вынужденный покинуть свой пост в 1937 году, он был быстро восстановлен в должности. Он был снова уволен в 1948 году, в год ждановского указа , который коснулся композиторов Арама Хачатуряна , Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. [ 1 ] [ 3 ] Поводом для его увольнения, печатного разоблачения Союза советских композиторов и официального порицания стал антисемитизм , проводившийся под бюрократической маской кампании против «космполитализма». [ 4 ] По мнению музыковедов Джудит Кун и Ричарда Тарускина , эта кампания, включавшая в себя убийство практически всех еврейских культурных деятелей за пятилетний период, стала первым примером антисемитизма как «официальной государственной политики в Советском Союзе». [ 4 ] После этих политических последствий Житомирский преподавал в качестве старшего преподавателя в Азербайджанской консерватории в Баку с 1949 по 1953 год и в Консерватории имени Горького с 1955 по 1970 год. В 1965 году он был назначен старшим научным сотрудником Московского института истории искусств. Искусство . [ 1 ] [ 2 ]

Хотя Житомирский сосредоточил свое внимание в первую очередь на музыке, письмах и письменных статьях Шумана, он также изучал русскую музыкальную культуру конца 19 - начала 20 веков. Он был первым российским музыковедом, оценившим музыку Александра Скрябина в контексте духовных течений, с которыми был связан композитор. Он также писал о советских композиторах 1920-х годов, особенно о Шостаковиче. Свои статьи, рецензии и воспоминания о Шостаковиче он писал в духе, который Детлев Гойовой в « Новой роще » назвал «нонконформистским подходом». Выступление Житомирского на Ленинградской конференции 1968 года, добавляет Гойовой, было схожим по окраске и пролило новый свет на историю советской музыки. Однако к концу жизни у него сложилось консервативное отношение к современной музыке, особенно к композиторам-авангардистам. [ 1 ]

Степени и почести

[ редактировать ]

Житомирский получил степень кандидата В 1942 году , защитив диссертацию о Петре Ильиче Чайковском . он получил Докторскую степень в 1942 году, защитив диссертацию о Роберте Шумане. В 1966 году он был награжден премией Роберта Шумана города Цвикау . [ 1 ]

Шостакович

[ редактировать ]

В «Сборнике дел Шостаковича » Ирина Никольская изображает Житомирского как человека, который «сделал» Шостаковича приемлемым художником для советской бюрократии. [ 5 ] На заседании РАПМ в июне 1929 года, где члены осудили оперу Шостаковича «Нос » за «формализм» и «антисоветский эскапизм», Житомирский, как сообщается, указал кулаком на композитора и сказал: «Если он не примет ложность своего пути , то его работа неизбежно окажется в тупике». [ 6 ] Однако позже Житомерский стал сторонником композитора и, возможно, написал некоторые из его официальных речей и статей. [ 7 ] Никольская говорит, что Житомирский в конечном итоге изобразил Шостаковича как художника, "живущего во внутренней ссылке, полностью отвергающего существующую систему и отвергающего все советское". [ 5 ]

Шостаковича Положительная рецензия Житомирского и последующая защита Девятой симфонии , которая по указу Жданова была бы отмечена властями за «формализм», возможно, не помогла его личному положению. [ 8 ] Он также защищал « Третий струнный квартет» , написанный примерно в тот же период, когда другие советские критики хранили молчание. В монографии о композиторе Житомирский подчеркнул «богатое и многогранное содержание» квартета и назвал его «целым миром романтических чувств, где красота светлых, «наивных» грез существует бок о бок со строгой патриотической страстью. , с горем и героизмом». [ 9 ]

Намного позже, хотя Житомирский оставался решительным против серийной музыки в целом, он защищал использование Шостаковичем 12-тоновой системы в его поздних произведениях. В сентябрьском номере » « Советской музыки за 1976 год он подчеркнул «неразрывную связь между тональными и атональными моментами в музыке Шостаковича» и то, что атональные темы композитора «создают оптимальные условия для изгнания тонального центра. ... Тональное начало у них, как правило, не исчезает, хотя зачастую оно уже как бы висит на волоске». Житомирский утверждал, что Шостакович использовал 12-тоновые темы для выразительного эффекта и, таким образом, были продолжением типа «мелодической интенсивности», существовавшего с XIX века. [ 10 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Годёвы, Нью-Гроув (2001)
  2. ^ Jump up to: а б Келдиш, Нью-Гроув (1980) .
  3. ^ Кун, 138.
  4. ^ Jump up to: а б Тарускин, 6. См. также Кун, 47–78; 137–39.
  5. ^ Jump up to: а б Никольская, 176.
  6. ^ Макдональд, 61 год; Поле, 264.
  7. Фэннинг, Нью-Гроув (2001) , 23:284, Восьмой квартет , 15.
  8. ^ Фэй, 147–148.
  9. ^ Кун, 101–102.
  10. ^ Шмельц, 316, 318.

Библиография

[ редактировать ]
  • Фэннинг, Дэвид, «Шостакович, Дмитрий (Дмитриевич)». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Сэди, Стэнли. ISBN   1-56159-239-0 .
  • Фаннинг, Дэвид, «Размещение Шостаковича и Восьмого квартета». У Шостаковича: Струнный квартет № 8 (Вехи в музыке с 1950 года) (Ashgate Publishing Limited, 2004). ISBN   0-754-60699-6 .
  • Фэй, Лорел Э., Шостакович: Жизнь (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2000). ISBN   0-19-513438-9 .
  • Гойовой, Детлеф, «Житомирский, Даниил Владимирович». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Сэди, Стэнли. ISBN   1-56159-239-0 .
  • Келдеш Юрий, «Житомирский Даниил Владимирович». В словаре музыки и музыкантов New Grove, первое издание (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов, изд. Сэди, Стэнли. ISBN   0-333-23111-2 .
  • Кун, Джудит, Шостакович в «Диалоге: форма, образы и идеи в квартетах 1–7» (Ashgate Publishing, 2010). ISBN   0-754-66406-6 .
  • Макдональд, Ян, Новый Шостакович (Бостон: издательство Северо-Восточного университета, 1990). ISBN   1-55553-089-3 .
  • Мэйс, Фрэнсис, тр. Арнольд Дж. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN   0-520-21815-9 .
  • Никольская Ирина, «Вспомнили Шостаковича: интервью с советскими коллегами». В «Сборнике дел Шостаковича» (Indiana University Press, 2004), изд. Браун, Малкольм Хэмрик. ISBN   0-253-34364-X .
  • Шмельц, Питер Дж., «Двенадцатитоновые композиции Шостаковича, политика и практика советского сериализма». В «Шостаковиче и его мире» (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 2004), изд. Фэй, Лорел Э. ISBN   0-691-12069-2 .
  • Тарускин, Ричард, «Шостакович и мы». Проверено 29 марта 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f20dadf8f28caf3bb4970565aae94131__1720107300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/31/f20dadf8f28caf3bb4970565aae94131.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Daniel Zhitomirsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)