Рио-Гранде (Ламберт)
«Рио-Гранде» — светская кантата английского композитора Константа Ламберта . Написанный в 1927 году, он завоевал мгновенную и продолжительную популярность после своего появления на концертной сцене в 1929 году. [1] [2] Это образец симфонического джаза , мало чем отличающийся от стиля » Джорджа Гершвина , «Рапсодии в стиле блюз хотя это во многом индивидуальная концепция Ламберта. Он сочетает в себе джазовую синкопу с гибкими латиноамериканскими танцевальными ритмами, которые создают атмосферу захватывающей ностальгии. Выступление Рио-Гранде занимает примерно 15-20 минут. Он был посвящен Ангусу Моррисону , сыгравшему на его первом (эфирном) представлении. [3]
Текст представляет собой стихотворение Сашеверелла Ситуэлла , впервые опубликованное в его сборнике «Тринадцатый Цезарь и другие стихотворения» (1924). В стихотворении говорится о реке в Бразилии, протекающей через город и через водопад, хотя неясно, относится ли оно к реальному месту или оно полностью воображаемое. [4] есть река под названием Рио-Гранде В штатах Минас-Жерайс и Сан-Паулу . Есть также штаты под названием Риу-Гранди-ду-Норти и Риу-Гранди-ду-Сул , а также город в последнем штате под названием Риу-Гранде .
Никакая другая работа Ламберта не достигла такого уровня популярности, как «Рио-Гранде» . Его до сих пор регулярно исполняют на вечеринках BBC Proms (включая «Last Night»), а также в хоровых обществах в Великобритании и за рубежом. [5]
Стиль
[ редактировать ]Рио-Гранде рассчитан на солиста-альтиста, смешанного хора, фортепиано, духовых инструментов, струнных и ударной секции из 15 инструментов, для которых требуется пять игроков. [6] Он сочетает в себе джазовые синкопы , рэгтайм и бразильские влияния, гармонии и ритмы, вдохновленные Дюком Эллингтоном , с традиционным английским хоровым звучанием. Внешние части оживлены и окружают центральный ноктюрн, который начинается с виртуозной соло фортепианной каденции с ударными. Партия фортепиано часто играет триоли против дуплетов, пахнущие румбой . [4] Кода основана на материале центрального раздела. [7]
Ламберт отметил в статье 1928 года:
Главный интерес джазовых ритмов заключается в их применении к расположению слов, и хотя джазовые настройки никоим образом не обладают гибкостью или тонкостью мелодий начала XVII века, например, нельзя отрицать их легкость и изобретательность… Английские слова требуют для своей успешной музыкальной обработки бесконечно более разнообразного и синкопированного ритма, чем тот, который можно найти у романтиков девятнадцатого века, а лучшие современные джазовые песни, по сути, ближе по своим методам к композиторам конца пятнадцатого века, чем какие-либо музыка с тех пор. [8]
Музыкальный критик Кристофер Палмер сказал об этом произведении следующее:
Сегодня Ламберт был бы первым, кто признал, что некоторые из гармонических и ритмических клише, которые он осуждал в других, проникли в его собственные работы. Тем не менее, несмотря на все это, Рио-Гранде сохраняет первозданное качество. То твердый, то мягкий, в один момент он сверкает и сверкает, а в следующий раз соблазняет нас той блюзовой городской меланхолией, которую в более глубокой и богатой мере можно найти в совершенно ином контексте в « Последней воле и завещании» Саммера . Это, прежде всего, творчество поэта, и поэтическая чувствительность Ламберта обеспечила выживание его лучшей музыки. Свободно-фантастическая форма — сама простота: первая часть (аллегро) — каденция для фортепиано и ударных — медленная центральная часть, в стиле ностальгического танго — перепросмотр — спокойная кода. [8]
Ангус Моррисон, обсуждая длинную каденцию, сопровождаемую перкуссией, отметил, что:
Констант всегда считал, что фортепиано должно быть, как «Я» романа, центральным рассказчиком, интерпретирующим и размышляющим над различными эпизодами, которые появляются в ходе стихотворения... каденция [является] не только блестящим произведением образец ослепительной виртуозности и бравурности (который, кажется, всегда исходит из предшествующих тромбон- глиссанди с силой ракеты), но также и своего рода путешествие, в котором исполнитель, как рассказчик, кажется, берет слушателя за руку и ведет его через улицы и площади этого воображаемого города. [9]
Создание
[ редактировать ]Идея этого произведения возникла, когда в 1923 году Ламберт посетил Уилла Водери Плантационный оркестр . Позже он писал: «После скучной игры английского оркестра в первом тайме было волнительно услышать оркестр Уилла Водери в фанфарах, похожих на Делиуса , которые предшествовали второму. Это определенно открыло новый мир звука». [10] Этот «новый мир звука» — это синкопированный джазовый звук, который он включил в The Rio Grande . Хотя Джордж Гершвин явно оказал большое влияние, упоминание Водери показывает нам, что, помимо Гершвина, на создание этой пьесы повлиял весь джаз и дух времени Бродвея того времени. Фредерик Делиус также послужил источником вдохновения. Вступительное слово фортиссимо хора представляет собой прямую транскрипцию фанфар, которые часто встречаются в творчестве Делиуса (знаменитая «Прогулка в райский сад» из «Деревенских Ромео и Джульетты» , если привести лишь один пример, звучит почти в каждом такте). [11] Делиус много знал о спиричуэлсах, живя среди афроамериканцев во Флориде.
Премьеры
[ редактировать ]Его первым выступлением стала трансляция радио BBC 27 февраля 1928 года из старой студии BBC в Савой-Хилл . [12] Солистом фортепиано был Ангус Моррисон . [13] кому была посвящена работа. [14] [15] Оно было достаточно популярным, чтобы его повторили шесть месяцев спустя. [16]
Первое концертное выступление состоялось в Манчестере 12 декабря 1929 года с сэром Гамильтоном Харти в качестве солиста на фортепиано и композитором, дирижирующим оркестром Халле . [14] [17] премьера состоялась Его лондонская на следующий день, 13 декабря, в Королевском зале , в Лондоне с теми же силами. Это было повторено на последующем концерте в Халле в следующем месяце. [6] Также состоялось первое камерное исполнение 15 июня 1930 года на вечеринке, устроенной композитором Артуром Бенджамином в его доме в Лондоне (Карлтон-Хилл, 66, Сент-Джонс-Вуд), для двух фортепиано (Бенджамин и Джули Ласдан ), Альберта Уайтхеда (альт соло), хор из шести человек, Ламберт на ударных, играющий роль пяти музыкантов, и Уильям Уолтон, перелистывающий страницы. [18]
Произведение также имело международный успех. Первое выступление в Канаде (и в Северной Америке) состоялось 11 февраля 1930 года с Эрнестом Зейтцем и Симфоническим оркестром Торонто . Впервые он был услышан в Нью-Йорке 29 января 1931 года в исполнении Хью Росс и Schola Cantorum с Колином Макфи в качестве солиста на фортепиано. В апреле следующего года Серж Кусевицкий включил его в сезон, посвященный 50-летию Бостонского симфонического оркестра. [18]
28 августа 1945 года, в возрасте всего 23 лет, пианистка Кайла Гринбаум впервые выступила в качестве солистки на BBC Proms в исполнении The Rio Grande . [19] Это стало ее визитной карточкой: Ламберт сказал, что предпочитает ее интерпретацию интерпретации Гамильтона Харти. Она снова сыграла ее на Променаде 15 августа 1951 года под управлением композитора, всего за несколько дней до его смерти. [20]
Записи
[ редактировать ]В качестве дирижера композитор сделал две записи «Рио-Гранде» , обе из которых заняли свое место в каталоге:
- 11 января 1930 года: Альберт Уолтер Уайтхед (мужчина-альт; также известен как А. В. Уайтхед и Алан Уайтхед), [21] Сэр Гамильтон Харти (фортепиано), певцы Сент-Майклс, оркестр Халле . [14]
- 14 января 1949 года: Глэдис Рипли (альт), Кайла Гринбаум (фортепиано), хор и оркестр филармонии. [22]
Более поздние записи включают:
- Джин Аллистер (контральто) и Эйлин Джойс (фортепиано) с хором BBC и оркестром BBC под управлением сэра Малкольма Сарджента , BBC Prom, трансляция «в прямом эфире» из Королевского Альберт-холла в Лондоне в субботу, 12 сентября 1959 года. [23]
- Жан Темперли (меццо-сопрано), Кристина Ортис (фортепиано), Лондонские певцы мадригала, Лондонский симфонический оркестр , Андре Превен (дирижер), Angel Records, 1974.
- Салли Берджесс (альт), Джек Гиббонс (фортепиано), Хор Opera North, Английская Северная филармония , Дэвид Ллойд-Джонс (дирижер) (эта запись была номинирована на премию «Граммофон» и награждена 3-звездочной розеткой Penguin Guide)
- Делла Джонс (меццо), Кэтрин Стотт (фортепиано), певцы BBC , Концертный оркестр BBC , Барри Вордсворт (дирижер). [24]
Стихотворение
[ редактировать ]- У Рио-Гранде
- Они танцуют без сарабанды
- На ровных берегах, словно лужайки, над стеклянным, накатывающим приливом;
- И не поют они несчастные мадригалы
- Чья печальная нота будоражит спящие бури
- Пока они не просыпаются среди деревьев и не трясут ветви,
- И соловьев распугать;
- Но они танцуют в городе, на площадях,
- На мраморной брусчатке, где каждый цвет уложен частями,
- У открытых дверей церкви громко, внутри светло.
- Под громкий звон колокола,
- У реки музыка, журчащая, тонкая
- Сквозь мягкий бразильский воздух.
- Комендадор и Альгуасил здесь.
- На коне, перьями спрятавшись, громко и пронзительно.
- Выдувая приказы на свои трубы, как острый птичий клюв
- Сквозь ветви, как горький ветер, зовет
- Они сияют, как ровный звездный свет, в то время как другие искры гаснут.
- В полированных доспехах, с огненными перьями,
- Неутомим, пока все остальные устают.
- Шумные улицы пусты и тих город
- Туда, где на площади танцуют и играет оркестр;
- Такое пространство тишины через город к реке
- Что вода журчит громко -
- Над группой и толпой вместе;
- И звуки сарабанды,
- Живее мадригала,
- Идти рука об руку
- Как река и ее водопад
- Как великий Рио-Гранде скатывается к морю.
- Громкая нота маримбы
- Над этими полусолеными волнами,
- И еще громче тимпан,
- Медиатор и литавры,
- Угрюмый и угрожающий
- Звенят ли эти наглые голоса.
- Они едут снаружи,
- Над приливом соленого моря.
- Пока корабли не встанут на якорь
- Услышьте это очарование,
- Мягкий бразильский воздух,
- Этими южными ветрами доносились,
- Медленно и нежно,
- Их ярость умерена
- Воздухом, который течет между ними. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Композиторы в издательстве Оксфордского университета» . Ukcatalogue.oup.com . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ «Констант Ламберт (Композитор, Аранжировщик) – Краткая биография» . www.bach-cantatas.com . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ «Рио-Гранде (Ламберт) — с CDH55388 — Hyperion Records» .
- ^ Перейти обратно: а б Веб-сайт Вилла-Лобос
- ^ Мэтью Рай. 1001 классическая запись, которую вы должны услышать, прежде чем умереть (2007)
- ^ Перейти обратно: а б с "Рио-Гранде - Ламберт - PACO028" . www.pristineclassical.com. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ «Констант Ламберт - Рио-Гранде] заметки Пола Сероцкого» . www.musicweb-international.com . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ламберт: Последняя воля и завещание лета, Героический Рио-Гранде и Обаде» . Гиперион Рекордс . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Программа Королевского музыкального колледжа, 27 мая 1982 г. (концерт в честь 80-летия Ангуса Моррисона)
- ^ «Рио-Гранде (Ламберт) — с CDH55388 — Hyperion Records» .
- ^ «Рио-Гранде (Ламберт) — с CDH55388 — Hyperion Records» .
- ↑ Radio Times , выпуск 230, 26 февраля 1928 г., стр.22.
- ^ «Ангус Моррисон», Oxford Reference
- ^ Перейти обратно: а б с Аудиофильское прослушивание
- ^ «Ламберт и Росторн Дэвида Хейеса» . www.musicweb-international.com . Проверено 21 августа 2016 г.
- ↑ Radio Times , выпуск 251, 22 июля 1928 г., стр. 16
- ^ Граммофон, сентябрь 1990 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Ллойд, Стивен. За Рио-Гранде (2014), с. 120-1
- ^ «Выпускной 33» . Музыкальные события BBC . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ «Выпускной 16» . Музыкальные события BBC . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ «ЛАМБЕРТ» . www.classicalcdreview.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ «Констант Ламберт Том II - Композитор [RB]: Классические обзоры - март 2002 г. MusicWeb (Великобритания)» . www.musicweb-international.com . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ Рио-Гранде . Ютуб . Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 года.
- ^ «Ламберт Рио-Гранде [РБ]: Обзоры классических компакт-дисков - MusicWeb (Великобритания), февраль 2003 г.» . www.musicweb-international.com . Проверено 21 августа 2016 г.