Jump to content

Рапсодия №1. 1 (Барток)

Рапсодия № 1 , Сз. 86, 87 и 88 , BB 94 — первое из двух виртуозных произведений для скрипки и фортепиано, написанных Белой Бартоком в 1928 году и впоследствии переложенных в 1929 году для скрипки с оркестром, а также для виолончели и фортепиано. Он посвящен венгерскому скрипачу-виртуозу Йозефу Сигети , близкому другу Бартока, который впервые исполнил оркестровую версию в Кенигсберге 1 ноября 1929 года под Германа Шерхена . управлением [ 1 ]

Барток, очевидно, сочинил обе рапсодии чисто лично, а не по заказу, и сделал это, никому не сказав, пока они обе не были закончены. [ 2 ] По словам скрипача Золтана Секели , он и композитор встретились однажды в 1928 году, и, поговорив некоторое время, Барток внезапно объявил, что у него есть для него сюрприз, и представил рукописи двух рапсодий, которых ранее никто не делал. видимый. «Один для тебя, другой для Сигети», — сказал ему Барток. «Вы можете выбрать, какой из них вам нравится для посвящения». Секели выбрал Вторую Рапсодию, но быстро добавил: «Это не значит, что Первая Рапсодия уже была посвящена Сигети!». [ 3 ]

Обе рапсодии иллюстрируют способ композиции с использованием источников крестьянской музыки, который Барток описывает как взятие существующей мелодии и добавление аккомпанемента вместе с некоторым вступительным или финальным материалом, таким образом, что вновь сочиненная материя является строго вторичной и никогда не конкурирует с основной. народный материал для известности. Это было признано в партитурах ранних изданий, имевших подзаголовок «Народные танцы». [ 4 ] Целью Бартока было перенести весь стиль восточноевропейской игры на скрипке в западный концертный контекст. Чтобы продолжить этот проект, он настоял на том, чтобы Сигети прослушал оригинальные полевые записи, с которых были расшифрованы мелодии. [ 5 ] В «Рапсодии» используются те же парные движения «медленно-быстро» ( lassú friss ), что и в популярном венгерском вербункосе (танце вербовки), которые можно найти в более ранней «Рапсодии для фортепиано» 1904 года и к которым он позже вернется в первой части « Контрасты» в 1938 году. [ 6 ] Барток уточнил, что каждая часть может исполняться отдельно - не только быстрая вторая часть, но и более серьезная медленная вступительная часть каждой рапсодии. [ 2 ]

Первая часть имеет троичную форму (ABA' плюс кода ), основная тема которой начинается с восходящей скрипичной мелодии, сильно насыщенной цыганскими влияниями, включая характерные пунктирные ритмы. [ нужна ссылка ] Это румынская мелодия для скрипки из округа Муреш , Трансильвания ( Ламперт 1981 , 113). Это лидийский лад , впервые встречающийся на G, с гудящим аккомпанементом в фортепианной партии. Когда он возвращается в третьем разделе, он транспонируется в C. [ 7 ] Контрастная средняя часть механизма — скорбная, характеризующаяся короткими и длинными фигурами. Это единственная венгерская мелодия, использованная в любой из двух рапсодий, трансильванская мелодия для скрипки под названием « Плач Арватфальвы», записанная Белой Викаром и позже транскрибированная Бартоком. [ 5 ] Кода ненадолго возвращается к фрагменту этого плача, заканчивающемуся пометкой Fermata breve; poi attacca («короткая пауза, затем переход к следующему движению»). [ 7 ]

Вторая часть представляет собой « цепную форму », состоящую из пяти независимых мелодий, «без каких-либо попыток создать структуру или интеграцию» - за исключением общего ускорения. [ 8 ] Он обладает блестящей атмосферой, демонстрируя самые виртуозные и яркие танцевальные мелодии. В опубликованной партитуре Барток предложил две альтернативные концовки. Первая, более длинная версия возвращает основную тему первой части в оригинальной тональности G Lydian и завершается десятитактовым расцветом, напоминающим каденцию. Второй, более короткий финал не напоминает материал из лассу , а вместо этого основан на первой теме ми мажор второй части, теперь транспонированной в ля мажор. Когда вторая часть исполняется отдельно, этот более короткий финал обязателен. [ 9 ]

Источники

[ редактировать ]
  • Кеннесон, Клод. 1994. Секели и Барток: История дружбы . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN   0-931340-70-5 .
  • Лаки, Питер. 2001. «Сочинения для скрипки соло и концерта для альта». В «Кембриджском спутнике Бартока » под редакцией Аманды Бэйли, 133–50. Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-66010-6 (ткань); ISBN  0-521-66958-8 (pbk).
  • Ламперт, Вера. 1981. «Исходный каталог аранжировок народных песен Бартока. Венгерские, словацкие, румынские, русинские, сербские и арабские народные песни и танцы». В Documenta Bartókiana 6 под редакцией Ласло Сомфаи, 15–149. Майнц: Сыновья Б. Шотта. ISBN   3-7957-2071-0 .
  • Лоссефф, Ники. 2001. «Фортепианные концерты и соната для двух фортепиано и ударных». В «Кембриджском спутнике Бартока » под редакцией Аманды Бэйли, 118–32. Кембриджские спутники музыки. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-66010-6 (ткань); ISBN  0-521-66958-8 (pbk).
  • Родда, Ричард. 2005. « Рапсодия № 1: О композиции », программная заметка к сольному концерту Роберта Макдаффи (скрипка) и Кристофера Тейлора (фортепиано) 10 ноября. Веб-сайт Центра Кеннеди (по состоянию на 6 марта 2012 г.).
  • Уолш, Фиона. 2005. «Варианты концовок двух скрипичных рапсодий Бартока (1928–29)». Музыка и письма 86, вып. 2:234–56. дои : 10.1083/ml/gci034
  1. ^ Кеннесон, Клод (1994). Секели и Барток: история дружбы . Портленд, Орегон: Amadeus Press. п. 127. ИСБН  0-585-34461-2 . ОСЛК   47010422 .
  2. ^ Jump up to: а б Уолш, Фиона (2005). «Варианты концовок двух скрипичных рапсодий Бартока (1928–1929)» . Музыка и письма . 86 (2): 235. ISSN   0027-4224 .
  3. ^ Кеннесон, Клод (1994). Секели и Барток: история дружбы . Портленд, Орегон: Amadeus Press. п. 113. ИСБН  0-585-34461-2 . ОСЛК   47010422 .
  4. ^ Уолш, Фиона (2005). «Варианты концовок двух скрипичных рапсодий Бартока (1928–1929)» . Музыка и письма . 86 (2): 235–236. ISSN   0027-4224 .
  5. ^ Jump up to: а б Кембриджский компаньон Бартока . Аманда Бэйли. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 2001. с. 141. ИСБН  0-521-66010-6 . OCLC   43706743 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  6. ^ Кембриджский компаньон Бартока . Аманда Бэйли. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 2001. с. 124. ИСБН  0-521-66010-6 . OCLC   43706743 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: а б Уолш, Фиона (2005). «Варианты концовок двух скрипичных рапсодий Бартока (1928–1929)» . Музыка и письма . 86 (2): 236. ISSN   0027-4224 .
  8. ^ Уолш, Фиона (2005). «Варианты концовок двух скрипичных рапсодий Бартока (1928–1929)» . Музыка и письма . 86 (2): 237. ISSN   0027-4224 .
  9. ^ Уолш, Фиона (2005). «Варианты концовок двух скрипичных рапсодий Бартока (1928–1929)» . Музыка и письма . 86 (2): 237–239. ISSN   0027-4224 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b619de5e4698ab7d73dab151c5c9d954__1719913920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/54/b619de5e4698ab7d73dab151c5c9d954.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rhapsody No. 1 (Bartók) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)