Трепещущий язык
Трепетание языком - это на духовых инструментах техника игры языком , при которой исполнители трепещут языком , издавая характерный звук «Фрррррррр». Эффект варьируется в зависимости от инструмента и громкости игры: от воркующих звуков на магнитофоне до эффекта, похожего на рычание, используемое джазовыми музыкантами.
Обозначения
[ редактировать ]
В нотах техника обычно обозначается стандартными знаками тремоло на ноте рядом с текстовой инструкцией по трепетанию ноты. Немецкая маркировка «Flatterzunge» часто сокращается до «Flz». или «Флет.». Итальянское слово «frullato» иногда сокращается до «frull». [ 1 ] В английском языке наиболее распространенным обозначением является «ft». Другие обозначения, которые композиторы использовали для обозначения трепетания языка, включают: coupe de lange roulé, en roulant la langue, tremolo Dental, tremolo avec la langue, tremolo roulé, vibrata linguale, vibrando и кольпо ди лингва среди других. [ 2 ] Однако наиболее общепринятым является простое написание (3-строчных) знаков тремоло на всех ритмических значениях без других указаний.
Использование
[ редактировать ]Одно из первых применений трепетания языка было у Петра Ильича Чайковского в его балете «Щелкунчик» . В начале заключительного акта Чайковский заставляет флейты трепетать языком, изображая ниспадающую реку розового масла, когда Клара и Щелкунчик приветствуются в королевстве Конфитюрмбург: он назвал эффект frullato , как и флейтист, который первым Познакомил его с методикой Александр Химиченко. [ 3 ]
С тех пор этот эффект использовался во многих классических композициях, где он чаще всего используется на флейтах , блокфлейте , кларнетах , саксофонах , фаготах , трубах и тромбонах , но может использоваться на других духовых и деревянных духовых инструментах и . Эта техника стала довольно распространенной в 20-м веке, особенно в музыке Шенберга и Шостаковича , где она может иметь кошмарный или саркастический эффект, или, наоборот, у Бенджамина Бриттена , который использует эффект на магнитофоне в «Фладде» Ноя, чтобы имитировать воркование голубь, [ 4 ] или в «Реке кроншнепа» на флейте соло, чтобы указать как на психическое состояние Сумасшедшей, так и на кроншнепов, с которыми она себя идентифицирует. [ 5 ]
И Густав Малер , и Рихард Штраус также использовали этот эффект. В «Дон Кихоте » Штраус имитирует отдаленное блеяние овец с трепетанием языка в рогах. Примечательно, что в этом отрывке из Варианта II он использует маркировку «Zungenschlag» (удар языка). В другом месте партитуры он использовал традиционное немецкое «Flatterzunge». Малер также использовал эту традиционную маркировку, но он также отклонился от нее в финале своей Второй симфонии, где он использует маркировку «Zungenstoss» (толчки языка). На длительных целых нотах толчки языка, необходимые Малеру, должны иметь эффект трепещущего языка. [ 6 ]
Трепетание языка также распространено в джазовой музыке, особенно в той, которая связана со Нового Орлеана или водевиля стилем . Кути Уильямс был мастером сочетания немого звука с трепещущим языком для создания разговорного эффекта. [ 7 ]
Метод
[ редактировать ]Традиционный метод создания эффекта трепещущего языка — как можно быстрее перекатывать кончик языка. Это делается путем исполнения изолированной альвеолярной трели при воспроизведении нужных нот. Некоторым игрокам сложно или даже невозможно вращать языком таким образом, возможно, из-за анкилоглоссии . [ 8 ]
Увулярное трепетание языка [ 9 ] Это метод создания эффекта порхания языка с помощью его задней части. Инструменталист исполняет увулярную трель , которая производит лишь немного более грубый эффект фрррр. Увулярная трель НЕ издает традиционный звук рычания из джазовой идиомы. Настоящее рычание получается при пении или стоне при воспроизведении тона. Увулярную трель иногда используют одновременно со стоном для еще более агрессивного звучания.
Увулярное порхание языка также можно использовать, когда альвеолярная трель не подходит для достижения эффекта порхающего языка, например, в низком диапазоне флейты, или когда желательно более быстрое порхание языка. Трепетание языка также можно использовать в сочетании с другими типами артикуляции .
Любой метод требует большего объема воздуха, чем обычный, для достижения эффекта. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ДеБост, Майкл. Простая флейта: от А до Я Oxford University Press , 2002. с. 253 . ISBN 978-0-19-514521-2 .
- ^ Тофф, Нэнси. Флейта: Полное руководство для студентов и исполнителей . Издательство Оксфордского университета , 1996. с. 120 . ISBN 978-0-19-510502-5 .
- ^ Уайли, Роланд Джон. Балеты Чайковского , Oxford University Press: 1997, стр. 230. ISBN 978-0-19-816249-0 .
- ^ Britten Noye's Fludde pocket score, Boosey & Hawkes 1958
- ↑ Бриттена Керлью Ривер , Faber Music, 1964 Полная партитура
- ^ Дель Мар, Норман. Анатомия оркестра . Калифорнийский университет Press , 1983. с. 194 . ISBN 978-0-520-05062-4 .
- ^ Харнум, Джонатан. Трубите на трубу: как протрубить в собственный рог . Сол Ут Пресс, 2010. с. 170 . ISBN 978-0-9707512-7-0 .
- ^ Довел, Джейсон. «Влияние джаза на сольные произведения для трубы Эжена Бозза», Диссертация ДМА. Университет Северного Техаса, Дисс. п. 20 .
- ^ Пост, Нора. «Монофонические звуковые ресурсы для гобоя: Часть I - Тембр». Журнал исследований новой музыки , том 11, выпуск 3, 1982.
- ^ Гебель, Денис и Майкл Вильмоу. Саксофон для чайников John Wiley & Sons, 2002. с. 152 ISBN 978-1-118-08487-8 .