Дитта Пастори-Барток

Дитта Пастори-Барток (31 октября 1903 — 21 ноября 1982) — венгерская пианистка и вторая жена композитора Белы Бартока . Ей был посвящен ряд его работ, в том числе « На улице». [ 1 ] и Третий фортепианный концерт .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]
Эдит (Дитта) Пастори родилась в Римасомбате , Австро-Венгрия (ныне Римавска-Собота , Словакия ). [ 2 ] в 1903 году дочь учителя игры на фортепиано и учительницы средней школы. [ 3 ] Она изучала игру на фортепиано в Будапештской консерватории, получив диплом в 1921 году, а в 1922 году поступила в Королевскую музыкальную академию для дальнейшего обучения, где стала частной ученицей Белы Бартока .
Барток развелся со своей тогдашней женой Мартой Циглер (1893–1967). [ 1 ] в июне 1923 года. У него было явное влечение к девушкам и женщинам, значительно моложе его. Марте было всего 16 лет, когда он женился на ней в 1909 году, когда ему было 28. [ 1 ] В случае Дитты ей было 19, а ему 42. Однажды он проводил ее домой после урока, а затем ни с того ни с сего сделал ей предложение, дав ей три дня на принятие решения. [ 1 ] До этого момента их отношения были строго учителем и учеником. Она согласилась, они получили специальную лицензию и через неделю поженились. [ 1 ] 28 августа 1923 г. [ 1 ] [ 4 ] В 1924 году она родила Петера Бартока, своего единственного ребенка, но второго сына ее мужа (после Белы Бартока III в 1910 году). В 1926 году Бела Барток посвятил свою сюиту «На улице» . Дитте [ 5 ]
Она отказалась от сольной карьеры, но стала партнершей фортепианного дуэта своего мужа. Вместе с перкуссионистами Солом Гудманом и Генри Денеке Бела и Дитта Пастори-Барток совместно представили его Сонату для двух фортепиано и ударных 16 января 1938 года на ISCM юбилейном концерте в Базеле , Швейцария. Они дали дальнейшие фортепианные концерты по всей Европе. В 1940 году он сделал аранжировку семи пьес из «Микрокосмоса» для двух фортепиано , чтобы обеспечить дополнительный репертуар для него и Дитты. [ 6 ] В том же году они эмигрировали в США, спасаясь от нацизма. [ 7 ] Их последний концерт состоялся в Будапеште 8 октября 1940 года. [ 3 ] Они прибыли в Нью-Йорк 29/30 октября. [ 8 ]
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]
В Америке их жизнь характеризовалась финансовыми трудностями, культурной и социальной изоляцией и отсутствием художественного удовлетворения. В отличие от Белы, которая свободно говорила на английском, немецком, русском и других языках, Дитта не могла говорить и понимать по-английски, и ей приходилось полагаться на мужа в качестве ее переводчика. [ 1 ] Музыку Бартока не исполняли оркестры или камерные ансамбли, а он и Дитта как пианисты были мало востребованы. За это время Барток заболел лейкемией , хотя ему так и не рассказали об истинной природе его заболевания.
Земляк Бартока Фриц Райнер был одним из немногих его защитников, и при его поддержке и под его управлением Барток и Дитта сыграли премьеру Концерта для двух фортепиано , оркестровой версии Сонаты для двух фортепиано и ударных, 31 января 1943 года в Карнеги-холл с Нью-Йоркской филармонией . Это был последний раз, когда Барток выступал публично. [ 3 ] [ 7 ]
Он все еще был болен, но, похоже, выздоравливал после получения ряда заказов: от Сержа Кусевицкого за Концерт для оркестра (август – октябрь 1943 г.), от Иегуди Менухина за Сонату для скрипки соло (ноябрь 1943 г. - март 1944 г.), и от Уильяма Примроуза для Концерта для альта . Он даже сильно располнел и жаловался, что вот-вот лопнет. Он также решил написать третий фортепианный концерт в качестве неожиданного подарка для Дитты, которая в конце октября 1945 года будет отмечать свой 42-й день рождения. [ 7 ] Но его выздоровление было иллюзорным, и он умер в Нью-Йорке 26 сентября 1945 года. Ему удалось закончить партитуру Фортепианного концерта № 3, за исключением последних 17 тактов, но он оставил закодированные инструкции, которыми Тибор Серли смог воспользоваться. чтобы завершить работу. [ 4 ] Концерт для альта был всего лишь наброском и находился в гораздо менее окончательном состоянии, но в конечном итоге он тоже был собран и оркестрован Серли. Альтернативные дополнения и исправления работы с тех пор появились сыном Бартока Питером и Паулем Нойбауэрами , Чабой Эрдели и Табеей Циммерманн .
Честь премьеры Третьего фортепианного концерта в феврале 1946 года досталась Дьёрдь Шандору . [ 4 ] но Дитта Пастори-Барток позже исполнила и записала его (с Венским филармоническим оркестром под управлением Тибора Серли в 1964 году). [ 1 ] [ 9 ]
Как вдова
[ редактировать ]
После смерти Бартока Дитта вернулась в Будапешт в 1946 году, где и осталась до конца своей жизни, посвятив себя пропаганде памяти своего покойного мужа. Она давала концерты его произведений, часто с Эржебет Туса . [ 10 ] Она также записала некоторые отрывки из «Микрокосмоса» .
Дитта Пастори-Барток пережила Белу Бартока на 37 лет и умерла в Будапеште в 1982 году в возрасте 79 лет. [ 11 ] В прошлом году отмечалось столетие со дня рождения ее мужа. Она похоронена рядом с ним в Будапеште, после того как его перевезли из США в Венгрию.
В их честь названа премия Белы Бартока-Дитты Пастори.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Еврозин» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 г. Проверено 6 июля 2012 г.
- ↑ El País , 24 ноября 1982 г.
- ^ Jump up to: а б с ЛексМ
- ^ Jump up to: а б с Джульярдские новости
- ^ Майкл Стейнберг, Концерт: Руководство для слушателя
- ^ Классические архивы
- ^ Jump up to: а б с Питер Барток: Мой отец, Хомосасса (Флорида): Bartók Records, 2002.
- ^ Пионеры звукозаписи
- ^ Виденное и услышанное Международное
- ^ Видео на YouTube
- ^ Нью-Йорк Таймс, 23 ноября 1982 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]