Тибор Серли

Тибор Серли (англ. Венгерское произношение: [ˈtibor ˈʃɛrli] ; Лошонц , Королевство Венгрия , 25 ноября 1901 — Лондон , 8 октября 1978) — венгерский альтист , скрипач и композитор .
Жизнь
[ редактировать ]Серли был сыном Лайоша Серли, ученика Ференца Листа и композитора песен и оперетт последних десятилетий XIX века, который эмигрировал в Америку в 1905 году со своей семьей. [1] Первые музыкальные занятия Серли были у его отца.
Проведя большую часть своего детства в Нью-Йорке, Серли играл на скрипке в различных оркестрах под руководством своего отца. В 1922 году он вернулся в Венгрию, чтобы поступить в Музыкальную академию Ференца Листа в Будапеште . [2] где он изучал композицию у Золтана Кодая , игру на скрипке у Йене Хубая и оркестровку у Лео Вайнера . [1] и стал его молодым учеником Он очень восхищался Белой Бартоком ; Серли впоследствии стал одним из величайших защитников Бартока, писал и читал о нем лекции, а также дирижировал и записывал многие из его произведений. [3] По большей части эти усилия получили похвалу как со стороны Бартока, так и со стороны коллег.
После окончания учебы в 1925 году с отличием по исполнительскому мастерству и композиции, Серли вернулся в Америку, где играл на альте с оркестром Цинциннати (1926–1927), Филадельфийским оркестром (1928–1935) и оркестром NBC (1937–1938). [4] В эти годы у Серли сложились близкие отношения с поэтами Эзрой Паундом. [5] и Луи Зукофски , написавший посвятительное стихотворение Серли, опубликованное в авангардном журнале Blues в феврале 1929 года.
Когда Барток и его жена эмигрировали в Америку во время Второй мировой войны, Серли встретил их в доках и оказал им поддержку. После смерти Бартока в 1945 году семья обратилась к Серли с просьбой оркестровать последние семнадцать тактов Третьего фортепианного концерта , а также Концерт для альта , на компиляцию которого Серли из эскизов потребовалось более двух лет в исполнительское произведение. Сейчас это одно из наиболее широко исполняемых произведений для альта. Работая над этим проектом, Серли сочинил « Рапсодию на тему народных песен в гармонизации Белы Бартока для альта с оркестром», которая стала одним из самых известных его произведений.
Серли преподавал композицию в Джульярдской школе и Манхэттенской музыкальной школе в Нью-Йорке (среди других учебных заведений), а также был признанным композитором и дирижером оркестра Датского радио. Он преподавал оркестровку Карлайлу В. Холлу-старшему, трубачу и аранжировщику группы Томми Такера; композитор Глэд Робинсон Юс и дирижер/аранжировщик/композитор Морт Линдси, который работал с Джуди Гарланд, Барбарой Стрейзанд и Мервом Гриффином, также учились у Серли.
В ходе переосмысления основных достижений в области гармонии, обнаруженных в творчестве Стравинского , Мийо , Прокофьева и Воана Уильямса , а также Бартока и других композиторов, Серли разработал то, что он называл энгармонистическим музыкальным языком. В своей книге Modus Lascivus (1975) он исследовал набор из 82 основных терциальных аккордов. Серли назвал несколько своих более поздних произведений «in modus lascivus», включая сонаты для скрипки, альта и фортепиано. Его Концертино 3 X 3 использует эту композиционную систему, но наиболее запоминается своей формальной структурой: он состоит из девяти частей: первые три для фортепиано соло, второй набор из трех частей для оркестра без фортепиано и последний набор, объединяющий предыдущие. сеты, играемые одновременно. [6]
В более позднем возрасте Серли переехал в Лонгвью, штат Вашингтон, со своей второй женой, пианисткой Мириам Молин. Он умер в возрасте семидесяти шести лет после того, как его сбила машина в Лондоне. [7]
Работает
[ редактировать ]- Симфония № 2 в двух частях для деревянных духовых, духовых и ударных инструментов
- Рапсодия на тему народных песен в гармонии Белы Бартока для альта с оркестром (1946–48)
- Концерт для альта с оркестром (1929)
- Концерт для скрипки и симфонии духовых инструментов (1955–58)
- Концерт для двух фортепиано с оркестром (1958)
- Концерт для тромбона с оркестром (1951)
- Соната для фортепиано No. 1 в «Потерянном режиме» (1946)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Тибор Серли» . Известные выпускники . Музыкальная академия Ференца Листа . Проверено 3 февраля 2019 г.
- ^ «Тибор Серли» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ "Музыка Тибора Серли, намного выше среднего". Американский справочник по рекордам 34, вып. 6 (февраль 1968 г.): 459.
- ^ Современные американские композиторы: Биографический словарь (1976), св. «Серли, Тибор».
- ^ Новак, Дьёрдь. «Я насильник»: Паунд и Серли в начале 1930-х годов. Американа: Электронный журнал американских исследований в Венгрии, 2, вып. 1. (2006).
- ^ Смит, Кайл. Примечания к шести танцевальным рисункам, Концертино 3X3, Концерт для скрипки с оркестром Тибора Серли. Олбани Трой876, 2006 г., компакт-диск.
- ^ «Тибор Серли, композитор, завершенные произведения Бартока». Вашингтон Пост, 11 октября 1978 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1901 рождений
- 1978 смертей
- Венгерские классические альтисты
- Венгерские классические скрипачи
- Венгерские классические скрипачи-мужчины
- Венгерские композиторы-классики
- Венгерские композиторы-мужчины-классики
- Люди из Лученца
- Классические скрипачи ХХ века
- Композиторы-классики XX века
- Ученики Белы Бартока
- Венгерские музыканты-мужчины 20-го века