Венгерская рапсодия № 2
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2022 г. ) |
Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор , S.244/2 , является второй в наборе из 19 венгерских рапсодий композитора Ференца Листа , опубликованных в 1851 году, и на сегодняшний день является самой известной из этого набора.
Как в оригинальной форме фортепианного соло, так и в оркестрованной версии это произведение получило широкое распространение в мультфильмах. Его темы также легли в основу нескольких популярных песен. [ нужна ссылка ]
Фон
[ редактировать ]Композитор и пианист венгерского происхождения Ференц Лист находился под сильным влиянием музыки, услышанной в его юности, особенно венгерской народной музыки с ее уникальной цыганской гаммой , ритмической непосредственностью и прямой, соблазнительной экспрессией. Эти элементы в конечном итоге сыграли значительную роль в композициях Листа. Хотя произведения этого плодовитого композитора весьма разнообразны по стилю, относительно большая часть его произведений носит националистический характер, « Венгерские рапсодии» идеальным примером являются .
Сочиненная в 1847 году и посвященная графу Ласло Телеки , «Венгерская рапсодия № 2» была впервые опубликована как соло для фортепиано в 1851 году Бартольфом Зенффом . [ 1 ] Ее немедленный успех и популярность на концертной сцене привели к созданию оркестровой версии, аранжированной (вместе с пятью другими рапсодиями) в 1857–1860 годах композитором в сотрудничестве с Францем Допплером и опубликованной Шубертом в 1874–1875 годах. Помимо оркестровой версии, композитор в 1874 году аранжировал версию для фортепианного дуэта, опубликованную Шубертом в следующем году.
Представляя собой выдающийся контраст серьезному и драматическому лассану , следующая фриска имеет огромную привлекательность для публики благодаря простому чередованию тоники и доминантной гармонизации, энергичным, головокружительным ритмам и захватывающей дух «пианистике».
Самым необычным в этом сочинении является приглашение композитора исполнителя исполнить каденцию , хотя большинство пианистов предпочитают отклонить это приглашение. Марк-Андре Амлен написал каденцию, прославившуюся с тех пор своей оригинальностью, музыкальностью и игривостью, а Сергей Рахманинов также написал знаменитую каденцию в своей интерпретации. Сам Лист написал несколько каденций для исполнения этого произведения своими учениками. [ 1 ] но они редко исполнялись. [ нужны разъяснения ] Другие пианисты аранжировали свои собственные версии «Рапсодии» с изменениями, выходящими за рамки простого добавления каденции, в первую очередь Владимир Горовиц в 1953 году.
Источники мелодий
[ редактировать ]Название этой рапсодии немного вводит в заблуждение, поскольку вступительная тема — румынская, а не венгерская. альбомов Листа Эта тема была найдена в одном из веймарских . [ нужна ссылка ] В своих мемуарах австрийский пианист Генрих Эрлих обвинил Листа в том, что он использовал для произведения свою собственную тему без указания авторства после того, как Эрлих сыграл ее для Листа в 1846 году. В мемуарах есть письмо Листа 1864 года, в котором композитор признает влияние Экхардта при создании произведения. никаких претензий к мелодиям; только то, что его задача «как рапсода ограничивается лишь превращением их в произведения, максимально приближенные к их истинной сути». [ 2 ]
Форма
[ редактировать ]Произведение состоит из двух отдельных частей.
Первый — это лассан с его кратким введением. начинается с трезвучия Несмотря на то, что до-диез минор , до-диез мажор вскоре он становится основной тональностью. С этого момента композитор свободно модулирует, особенно тонический мажор и относительный мажор. Настроение лассана в целом мрачное и меланхоличное, хотя и содержит некоторые игривые и капризные моменты.
Второй раздел — это фриска . Он открывается тихо в тональности фа-диез минор , но на доминантном аккорде до-диез мажор, напоминая тему из лассана. Чередующиеся доминантные и тонические гармонии быстро увеличиваются в объеме, темп набирает обороты по мере приближения к основной теме Фриски (фа-диез мажор). В этот момент Friska начинает свой путь постоянно растущей энергии и пианистической бравурности, по-прежнему подкрепляемый чередующимися тоническими и доминирующими гармониями. Модуляции ограничиваются почти исключительно доминантой ( до-диез мажор) и пониженной медиатой ( ля-мажор ). Перед финальным вихрем звуков в тональности фа-диез минор преобладает момент затишья, напоминающий о другой теме лассана, за которым следует инструкция Cadenza ad lib . Наконец, в тональности фа-диез мажор наблюдается крещендо октав престиссимо , которые поднимаются, а затем опускаются, охватывая почти весь диапазон клавиатуры и завершая Рапсодию.
Лист спланировал выбор ключей удивительно симметрично. Хотя основная тональность лассана - до-диез минор (с соответствующей тональностью, используемой повсюду), произведение открывается тоническим мажорным аккордом до-диез мажор. Однако к шестому такту устанавливается минорная тональность. Этот прием создает контраст, который усиливает мрачный и мрачный характер лассана. Во Фриске эта процедура прямо обратная. Хотя основная тональность Фриски - фа-диез мажор, Лист предпочитает начинать с тонического минора, фа-диеза минора, который длится до 51 такта. ), Лист выбирает тональность фа-диез минор, до прихода основной темы в фа-диез мажор. На этот раз использование более серьезной минорной тональности контрастирует с появлением игривой и ликующей основной темы Фриски.
Распоряжения
[ редактировать ]Оркестровая версия Рапсодии, поставленная Листом и Допплером, партитурирована для оркестра, состоящего из пикколо , двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов в B ♭ и A (дублирование на кларнете-пикколо и кларнете в D ), двух фаготов , четырех валторн. в фа, две трубы в ре, три тромбона , литавры , большой барабан , тарелки , треугольник , глокеншпиль , арфа и струнные , и повышается на полутон до ре минор/соль мажор. Существует также еще одна оркестровая аранжировка Карла Мюллера Бергхауса, на полутон ниже (до минор / фа мажор). [ 3 ]
В 1933 году Франц Шрекер сделал оркестровую транскрипцию, исполнение которой изначально планировалось снять в рамках сериала под названием Das Weltkonzert . [ 4 ] Эта аранжировка опубликована Universal Edition . [ 5 ]
В 1975 году Габор Сабо исполнил джазовую версию композиции для своего альбома Macho . [ 6 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]«Венгерская рапсодия № 2» широко использовалась в мультфильмах и популярных средствах массовой информации, наиболее известным из которых является «Том и Джерри» короткометражный фильм «Кошачий концерт» , получивший премию «Оскар» за лучший короткометражный фильм: «Мультфильмы» и из мультфильмов «Багз Банни» короткометражный фильм «Кролик-рапсодия» режиссера Фриз Фреленг. [ 7 ] Первое такое появление в мультфильме было в рамках соло Микки Мауса на фортепиано в The Opry House в 1929 году, где ему приходится иметь дело с анимированным фортепиано. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Экхардт, Мария (2005). "Предисловие". Венгерская рапсодия Nr. 2 . Мюнхен: Г. Хенле Верлаг. п. В.
- ^ Экхардт 2005 , стр. IV–V.
- ^ Лист, Франц. «Венгерская рапсодия №2, С.244/2» . Международный проект библиотеки музыкальных партитур . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Кристофер Хейли, Франц Шрекер: Культурная биография (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета , 1993), стр.290.
- ^ Лист, Франц; Шрекер, Франц (1933). Венгерская рапсодия № 2 для большого оркестра . Вена: Универсальное издание . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ↑ Юрек, T. Allmusic Review , по состоянию на 21 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хитт, Джен (8 апреля 2020 г.). «Дети учатся дома? Расскажите им об этих четырех произведениях классической музыки, пока они смотрят мультфильмы» . СЛР Классика . Проверено 27 июня 2020 г.
- Эрика Блома Редактор : « Словарь музыки и музыкантов Гроува » , 5-е издание; St. Martin's Press, Нью-Йорк, 1954; Каталожный номер Библиотеки Конгресса 54-11819.
- Джеймс Фрискин и Ирвин Фрейндлих : « Музыка для фортепиано» , Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1973; ISBN 0-486-22918-1
- Джон Гиллеспи: « Пять веков клавишной музыки» , Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1972; ISBN 0-486-22855-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Венгерская рапсодия № 2 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатные ноты с сайта Cantorion.org
- под лицензией CC. Венгерская рапсодия № 2, бесплатная запись Лассана и Фриски с сайта archive.org