Jump to content

Венгерская рапсодия № 2

Основная тема Фриски

Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор , S.244/2 , является второй в наборе из 19 венгерских рапсодий композитора Ференца Листа , опубликованных в 1851 году, и на сегодняшний день является самой известной из этого набора.

Как в оригинальной форме фортепианного соло, так и в оркестрованной версии это произведение получило широкое распространение в мультфильмах. Его темы также легли в основу нескольких популярных песен. [ нужна ссылка ]

Композитор и пианист венгерского происхождения Ференц Лист находился под сильным влиянием музыки, услышанной в его юности, особенно венгерской народной музыки с ее уникальной цыганской гаммой , ритмической непосредственностью и прямой, соблазнительной экспрессией. Эти элементы в конечном итоге сыграли значительную роль в композициях Листа. Хотя произведения этого плодовитого композитора весьма разнообразны по стилю, относительно большая часть его произведений носит националистический характер, « Венгерские рапсодии» идеальным примером являются .

Сочиненная в 1847 году и посвященная графу Ласло Телеки , «Венгерская рапсодия № 2» была впервые опубликована как соло для фортепиано в 1851 году Бартольфом Зенффом . [ 1 ] Ее немедленный успех и популярность на концертной сцене привели к созданию оркестровой версии, аранжированной (вместе с пятью другими рапсодиями) в 1857–1860 годах композитором в сотрудничестве с Францем Допплером и опубликованной Шубертом в 1874–1875 годах. Помимо оркестровой версии, композитор в 1874 году аранжировал версию для фортепианного дуэта, опубликованную Шубертом в следующем году.

Представляя собой выдающийся контраст серьезному и драматическому лассану , следующая фриска имеет огромную привлекательность для публики благодаря простому чередованию тоники и доминантной гармонизации, энергичным, головокружительным ритмам и захватывающей дух «пианистике».

Самым необычным в этом сочинении является приглашение композитора исполнителя исполнить каденцию , хотя большинство пианистов предпочитают отклонить это приглашение. Марк-Андре Амлен написал каденцию, прославившуюся с тех пор своей оригинальностью, музыкальностью и игривостью, а Сергей Рахманинов также написал знаменитую каденцию в своей интерпретации. Сам Лист написал несколько каденций для исполнения этого произведения своими учениками. [ 1 ] но они редко исполнялись. [ нужны разъяснения ] Другие пианисты аранжировали свои собственные версии «Рапсодии» с изменениями, выходящими за рамки простого добавления каденции, в первую очередь Владимир Горовиц в 1953 году.

Источники мелодий

[ редактировать ]

Название этой рапсодии немного вводит в заблуждение, поскольку вступительная тема — румынская, а не венгерская. альбомов Листа Эта тема была найдена в одном из веймарских . [ нужна ссылка ] В своих мемуарах австрийский пианист Генрих Эрлих обвинил Листа в том, что он использовал для произведения свою собственную тему без указания авторства после того, как Эрлих сыграл ее для Листа в 1846 году. В мемуарах есть письмо Листа 1864 года, в котором композитор признает влияние Экхардта при создании произведения. никаких претензий к мелодиям; только то, что его задача «как рапсода ограничивается лишь превращением их в произведения, максимально приближенные к их истинной сути». [ 2 ]

Произведение состоит из двух отдельных частей.

Первый — это лассан с его кратким введением. начинается с трезвучия Несмотря на то, что до-диез минор , до-диез мажор вскоре он становится основной тональностью. С этого момента композитор свободно модулирует, особенно тонический мажор и относительный мажор. Настроение лассана в целом мрачное и меланхоличное, хотя и содержит некоторые игривые и капризные моменты.

Второй раздел — это фриска . Он открывается тихо в тональности фа-диез минор , но на доминантном аккорде до-диез мажор, напоминая тему из лассана. Чередующиеся доминантные и тонические гармонии быстро увеличиваются в объеме, темп набирает обороты по мере приближения к основной теме Фриски (фа-диез мажор). В этот момент Friska начинает свой путь постоянно растущей энергии и пианистической бравурности, по-прежнему подкрепляемый чередующимися тоническими и доминирующими гармониями. Модуляции ограничиваются почти исключительно доминантой ( до-диез мажор) и пониженной медиатой ( ля-мажор ). Перед финальным вихрем звуков в тональности фа-диез минор преобладает момент затишья, напоминающий о другой теме лассана, за которым следует инструкция Cadenza ad lib . Наконец, в тональности фа-диез мажор наблюдается крещендо октав престиссимо , которые поднимаются, а затем опускаются, охватывая почти весь диапазон клавиатуры и завершая Рапсодию.

Лист спланировал выбор ключей удивительно симметрично. Хотя основная тональность лассана - до-диез минор (с соответствующей тональностью, используемой повсюду), произведение открывается тоническим мажорным аккордом до-диез мажор. Однако к шестому такту устанавливается минорная тональность. Этот прием создает контраст, который усиливает мрачный и мрачный характер лассана. Во Фриске эта процедура прямо обратная. Хотя основная тональность Фриски - фа-диез мажор, Лист предпочитает начинать с тонического минора, фа-диеза минора, который длится до 51 такта. ), Лист выбирает тональность фа-диез минор, до прихода основной темы в фа-диез мажор. На этот раз использование более серьезной минорной тональности контрастирует с появлением игривой и ликующей основной темы Фриски.

Распоряжения

[ редактировать ]

Оркестровая версия Рапсодии, поставленная Листом и Допплером, партитурирована для оркестра, состоящего из пикколо , двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов в B и A (дублирование на кларнете-пикколо и кларнете в D ), двух фаготов , четырех валторн. в фа, две трубы в ре, три тромбона , литавры , большой барабан , тарелки , треугольник , глокеншпиль , арфа и струнные , и повышается на полутон до ре минор/соль мажор. Существует также еще одна оркестровая аранжировка Карла Мюллера Бергхауса, на полутон ниже (до минор / фа мажор). [ 3 ]

В 1933 году Франц Шрекер сделал оркестровую транскрипцию, исполнение которой изначально планировалось снять в рамках сериала под названием Das Weltkonzert . [ 4 ] Эта аранжировка опубликована Universal Edition . [ 5 ]

В 1975 году Габор Сабо исполнил джазовую версию композиции для своего альбома Macho . [ 6 ]

[ редактировать ]

«Венгерская рапсодия № 2» широко использовалась в мультфильмах и популярных средствах массовой информации, наиболее известным из которых является «Том и Джерри» короткометражный фильм «Кошачий концерт» , получивший премию «Оскар» за лучший короткометражный фильм: «Мультфильмы» и из мультфильмов «Багз Банни» короткометражный фильм «Кролик-рапсодия» режиссера Фриз Фреленг. [ 7 ] Первое такое появление в мультфильме было в рамках соло Микки Мауса на фортепиано в The Opry House в 1929 году, где ему приходится иметь дело с анимированным фортепиано. [ 7 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Экхардт, Мария (2005). "Предисловие". Венгерская рапсодия Nr. 2 . Мюнхен: Г. Хенле Верлаг. п. В.
  2. ^ Экхардт 2005 , стр. IV–V.
  3. ^ Лист, Франц. «Венгерская рапсодия №2, С.244/2» . Международный проект библиотеки музыкальных партитур . Проверено 6 мая 2024 г.
  4. ^ Кристофер Хейли, Франц Шрекер: Культурная биография (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета , 1993), стр.290.
  5. ^ Лист, Франц; Шрекер, Франц (1933). Венгерская рапсодия № 2 для большого оркестра . Вена: Универсальное издание . Проверено 4 сентября 2023 г.
  6. Юрек, T. Allmusic Review , по состоянию на 21 февраля 2012 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Хитт, Джен (8 апреля 2020 г.). «Дети учатся дома? Расскажите им об этих четырех произведениях классической музыки, пока они смотрят мультфильмы» . СЛР Классика . Проверено 27 июня 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c757aeb0bb5c3f811081743b86c64d0d__1714992600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/0d/c757aeb0bb5c3f811081743b86c64d0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hungarian Rhapsody No. 2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)