Jump to content

Изменения Колтрейна

Изменения Колтрейна ( Матрица Колтрейна или цикл , также известные как хроматические третьи отношения и многотонические изменения ) представляют собой вариацию гармонической прогрессии, в которой используются замещающие аккорды вместо обычных джазовых последовательностей аккордов. Эти закономерности замещения были впервые продемонстрированы джазовым музыкантом Джоном Колтрейном на альбомах Bags & Trane (на треке «Three Little Words») и Cannonball Adderley Quintet в Чикаго (на «Limehouse Blues»). [1] Колтрейн продолжил свои исследования на альбоме 1960 года Giant Steps и расширил цикл замен в своих композициях « Giant Steps » и « Countdown », последняя из которых представляет собой регармонизированную версию » Эдди Винсона « Tune Up . Изменения Колтрейна — это стандартная продвинутая гармоническая замена, используемая в джазовой импровизации.

Изменения служат образцом замены аккордов в прогрессии II – V – I ( супертоника доминанта тоника ) . и отличаются тонально необычным движением основного тона по основным терциям (либо вверх, либо вниз на интервал основной трети), создавая расширенное трезвучие . Движение основного тона по терциям необычно для джаза, так как нормой является движение основного тона по кругу , например ii-VI. [ нужна ссылка ]

Дэвид Демси, саксофонист и координатор джазовых исследований в Университете Уильяма Патерсона , ссылается на ряд факторов, которые привели к разработке Колтрейном этих изменений. После смерти Колтрейна было высказано предположение, что его «озабоченность... хроматическими третьими отношениями» была вдохновлена ​​религией или духовностью , при этом три равные ключевые области имели нумерологическое значение и представляли собой «магический треугольник », или « троицу , Бога или единство." [2] Однако Демси показывает, что, хотя это значение имело некоторую важность, третьи отношения имели гораздо более «земное», или, скорее, историческое происхождение. Следует упомянуть о его интересе к индийским рагам в начале 1960-х годов. Тримурти Вишну, Брахмы и Шивы вполне могли быть неотъемлемой ссылкой в ​​его хроматических третьих отношениях, заменителях тритонов и так далее. [2] Играя в этом стиле, Колтрейн обнаружил, что «легко применять имеющиеся у меня гармонические идеи… Я начал экспериментировать, потому что стремился к более индивидуальному развитию». [3] Он разработал свои звуковые стили, играя с Майлзом Дэвисом и пианистом Телониусом Монком . в этот период [4] Что касается происхождения этой техники «звуковых листов», саксофонист Один Поуп считает, что пианист Хасан Ибн Али оказал большое влияние на Колтрейна и его развитие этого фирменного стиля. [5]

Колтрейн изучал гармонию у Денниса Сандола и в Музыкальной школе Граноффа в Филадельфии. Он исследовал современные методы и теорию. Он также изучал « Тезаурус гамм и мелодических паттернов» Николая Слонимского (1947). [6]

Ряд похожих по звучанию изменений аккордов встречается в «Ундине», первой части фортепианной сюиты Мориса Равеля 1908 года «Ночной Гаспар ».

Продолжительность: 9 секунд.
Равель, Ундина из оперы "Ночной Гаспар", такт 67
Равель, Ундина из оперы "Ночной Гаспар", такт 67

Другие ранние выступления включают куплет к стандарту « Till the Clouds Roll By » (1917) Джерома Керна . [7] Бридж из песни Ричарда Роджерса и джазового стандарта « Вы встретили мисс Джонс? » (1937) предшествовал » Тэдда Дэмерона « Леди Бёрд , в честь которой Колтрейн назвал свою « Ленивую птицу », включив модуляцию мажорной терцией (терциями). . [8] (выделено желтым ниже) «Giant Steps» и «Countdown», возможно, вдохновлены для своих расширенных тональных циклов «Have You Met Miss Jones?». [9]

"Вы встречали мисс Джонс?" Последовательность аккордов секции B (бридж):
B май7  A m 7 D 7 G май7  В 7 А 7 Д май7  A m 7 D 7 G май7  Гм 7 С 7

Замена Колтрейна

[ редактировать ]
ii–V 7 –I прогрессия в C продолжительностью всего два такта. Играть .

Замена Колтрейна, изменения Колтрейна или формула обратного отсчета выглядит следующим образом. Начните с поворота ii–V–I, продолжающегося четыре такта:

ii 7 V 7 я я
Дм 7 Г 7 С С

с доминантным аккордом (V 7 ), предшествующим тонике (I).

Каждый из первых трех заменяется двумя аккордами: [10]

ii 7 V 7 я
Дм 7 E 7 A Б 7 И Г 7 С
╲╱
м2
╲╱
П4
╲╱
m3
╲╱
П4
╲╱
m3
╲╱
П4

Обратите внимание на доминантный септаккорд, предшествующий и таким образом тонизируют его мажорному аккорду C, а также E и A , которые являются мажорной терцией от C .

V 7 я V 7 я V 7 я
E 7 A Б 7 И Г 7 С
Четырехмерная прогрессия ii – V – I в C с заменой Колтрейна . .

Это также может начинаться с C, как в « Giant Steps », давая:

С E 7 A Б 7 И Г 7 С
╲╱
m3
╲╱
П4
╲╱
m3
╲╱
П4
╲╱
m3
╲╱
П4

Цикл основных третей

[ редактировать ]

Гармоническое использование хроматического третьего отношения зародилось в эпоху романтизма и может происходить на любом структурном уровне, например, в последовательности аккордов или посредством изменений тональности . [11] Стандартная западная хроматическая гамма имеет двенадцать равноотстоящих полутонов . [12] В расположении по квинтовому кругу это выглядит так:

Именно из-за этого равноудаления корни этих трех аккордов могут производить дестабилизирующий эффект; если C, A и E появляются как тонические ноты трех ключевых областей на более высоком уровне, идентичность тонального центра композиции может быть определена только путем закрытия композиции.

- Демси (1991) [11]

Глядя выше на отмеченные аккорды из «Have You Met Miss Jones?», B , G и D расположены на большой терции друг от друга. На квинтовом круге он выглядит как равносторонний треугольник:

Вращая треугольник, можно отобразить все циклы третей. Обратите внимание, что существует только четыре уникальных цикла терций. Этот подход можно обобщить; разные интервальные циклы будут отображаться на диаграмме как разные многоугольники.

Музыкальные примеры

[ редактировать ]

Настроиться

[ редактировать ]

Это первые восемь тактов композиции Майлза Дэвиса «Tune Up». [ нужна ссылка ] Смена аккордов относительно проста: это прямое применение последовательности ii–V–I , которая чрезвычайно распространена в джазе.

ii V я ii V я
В 7 А 7 Д май7 Д май7 Дм 7 Г 7 С май7 С май7

Последовательность аккордов стандартная ii. 7 –V 7 –I прогрессия ре мажор , а затем до мажор . Предположим, что тактовый размер 4
4
, и что каждый аккорд ii и V имеет четыре доли, а аккорд I — восемь долей.

Обратный отсчет

[ редактировать ]

Изменения ниже показывают замену аккордов Колтрейном на «Tune Up». Последовательность ii – V – I из "Tune Up" все еще присутствует, но дополнена несколькими переходными аккордами, которые приводят к более сложной гармонической прогрессии.

ii V я ii V я
В 7 Ф 7 B май7 D 7 G май7 А 7 Д май7  Дм 7 E 7 A май7 Б 7 И май7 Г 7 С май7  [ нужна ссылка ]

В стандартном цикле смены Колтрейна ii – V – I заменяется последовательностью аккордов, которые в конце возвращаются к V – I. В 4
4
пьесы, каждый аккорд получает две доли за смену.

Колтрейн разработал эту модифицированную последовательность аккордов для «Countdown», которая намного сложнее. По своей сути «Countdown» представляет собой вариацию «Tune Up». [13] но гармонические замены происходят быстро и заставляют слушателя думать, что он слушает совершенно не связанную с ним мелодию. II, V и I остаются, но между ними находятся другие аккорды (выделены желтым и синим цветом) из цикла мажорных третей, сосредоточенные вокруг каждой I. Перед первым аккордом каждого цикла мажорных третей находится его аккорд V.

Более ранняя пьеса Колтрейна, « Lazy Bird », также включает в себя два тональных центра, находящихся на расстоянии большой трети друг от друга в секции A.

Гигантские шаги

[ редактировать ]

Цикл «Giant Steps» — это кульминация теорий Колтрейна, примененных к совершенно новой последовательности аккордов. Колтрейн использует этот цикл для нисходящих транспозиций основных третьих тонов в первых тактах, а затем для восходящих прогрессий ii – V – I, разделенных основной терцией во втором разделе «Гигантских шагов». Второй раздел по сути является обратной частью моста, описанного выше в разделе «Вы встречали мисс Джонс».

я Цикл замены Колтрейна ii V я Цикл замены Колтрейна
Б май7 Д 7 Г май7 B 7 E май7  Являюсь 7 Д 7 Г май7 B 7 E май7 F 7 Б май7  [ нужна ссылка ]
Структура «Гигантских шагов», показанная на квинтовом круге .

Восходящая/нисходящая последовательность ii–V–I, разделенная большой терцией (тональные центры E , G, B, E , B)

ii V я ii V я ii V я ii V я ii V
Фм 7 B 7 E май7  Являюсь 7 Д 7 Г май7  C m 7 F 7 Б май7  Фм 7 B 7 E май7  C m 7 F 7 [ нужна ссылка ]

В этой таблице показано, какие гаммы используются для разных аккордов:

Аккорды Шкала Изменение масштаба
Б май7 си мажор я
Д 7 → Г май7 соль мажор V-I
B 7 → E май7 Ми мажор V-I
Являюсь 7 → Д 7 → Г май7 соль мажор ii-V-I
B 7 → E май7 Ми мажор V-I
F 7 → Б май7 си мажор V-I
Фм 7 → B 7 → E май7 Ми мажор ii-V-I
Являюсь 7 → Д 7 → Г май7 соль мажор ii-V-I
C m 7 → F 7 → Б май7 си мажор ii-V-I
Фм 7 → B 7 → E май7 Ми мажор ii-V-I
C m 7 → F 7 си мажор ii-V

Стандартная замена

[ редактировать ]

Хотя «Giant Steps» и «Countdown», пожалуй, самые известные примеры, в обеих этих композициях используются небольшие варианты стандартных изменений Колтрейна (в первых восьми тактах «Giant Steps» используется сокращенная версия, которая не возвращается к I аккорду). , а в «Обратном отсчете» прогрессия начинается с ii 7 каждый раз.) Стандартную замену можно найти в нескольких композициях и аранжировках Колтрейна, записанных примерно в это время. К ним относятся: « 26-2 » (регармонизация « Подтверждения » Чарли Паркера), «Спутник» (на основе стандарта « Как высоко луна »), «Экзотика» (основанная на гармонической форме « Я могу» t Get Started »), аранжировку Колтрейна « But Not for Me », а также на бридже его аранжировку « Body and Soul ». [ нужна ссылка ]

В «Пятом доме» (основанном на « Hot House », то есть « What Is This Thing Called Love ») стандартная замена подразумевается в басовом паттерне остинато без указания аккордового инструмента играть смену аккордов. Когда импровизация Колтрейна накладывает эту прогрессию на бас-остинато, легко услышать, как он использовал эту концепцию для своей более свободной игры в последующие годы.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Портер, Льюис (28 января 2000 г.). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. п. 151. ИСБН  978-0-472-08643-6 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Демси, Дэвид (1996). Джон Колтрейн играет «Гигантские шаги» . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард. п. 145. ИСБН  0-7935-6345-3 .
  3. ^ Демси, Дэвид (1991). «Хроматические третьи отношения в музыке Джона Колтрейна». Ежегодный обзор джазовых исследований . 5 : 158. ISBN  0-8108-2478-7 .
  4. ^ Рульманн, Уильям. «Джон Колтрейн» . Вся музыка . Проверено 21 декабря 2018 г.
  5. ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Уайлд, Дэвид (26 апреля 2013 г.). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. стр. 103–. ISBN  978-1-135-09794-3 .
  6. ^ Портер, Льюис (2000). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. п. 149. ИСБН  978-0-472-08643-6 .
  7. ^ Керн, Джером (1967). Пока не пройдут облака (PDF) (ноты). Нью-Йорк: вред туберкулеза . п. 3.
  8. ^ Лион, Джейсон (2007). «Мелодии замены Колтрейна» на сайте www.opus28.co.uk/jazzarticles.html .
  9. ^ Кристиансен, Кори (2007). "Колтрейн-Стиль II – V – Is", гитарист Джун; 41, 6.
  10. ^ Бейкер, Дэвид (1990). Современные концепции джазовой импровизации Дэвида Бейкера: комплексный метод для всех музыкантов . Издательство Альфред. стр. 92–93. ISBN  0-7390-2907-Х .
  11. ^ Перейти обратно: а б Демси (1991), стр.146-147.
  12. ^ Проктор, Грегори (1978). Хроматическая тональность девятнадцатого века: исследование хроматики , стр.150. Доктор философии, диссертация, Принстон. Цитируется по Демси (1991), стр. 148.
  13. ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 147.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бейкер, Дэвид Н. (1990). Джазовый стиль Джона Колтрейна . Издательство Альфред. ISBN  0-7692-3326-0 .
  • Крапива, Барри и Граф, Ричард (1997). Теория аккордовой гаммы и джазовая гармония . Предварительная музыка, ISBN   3-89221-056-X
  • Вайскопф, Уолт; Рэй Рикер (1991). Колтрейн – Путеводитель игрока по его гармонии . Нью-Олбани, Индиана: Джейми Эберсолд.
  • Ямагучи, Масая (2003). Джон Колтрейн играет «Колтрейн меняет» . Милуоки: ISBN корпорации Хэл Леонард  0-634-03864-8 .
  • Ямагучи, Масая (2002). «Творческий подход к мультитоническим изменениям: за пределами гармонической формулы Колтрейна», Annual Review of Jazz Studies 12. ISBN   0-8108-5005-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad0873ac6dd4e8b9862609e989cdb349__1720158240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/49/ad0873ac6dd4e8b9862609e989cdb349.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Coltrane changes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)