Изменения Колтрейна
Изменения Колтрейна ( Матрица Колтрейна или цикл , также известные как хроматические третьи отношения и многотонические изменения ) представляют собой вариацию гармонической прогрессии, в которой используются замещающие аккорды вместо обычных джазовых последовательностей аккордов. Эти закономерности замещения были впервые продемонстрированы джазовым музыкантом Джоном Колтрейном на альбомах Bags & Trane (на треке «Three Little Words») и Cannonball Adderley Quintet в Чикаго (на «Limehouse Blues»). [1] Колтрейн продолжил свои исследования на альбоме 1960 года Giant Steps и расширил цикл замен в своих композициях « Giant Steps » и « Countdown », последняя из которых представляет собой регармонизированную версию » Эдди Винсона « Tune Up . Изменения Колтрейна — это стандартная продвинутая гармоническая замена, используемая в джазовой импровизации.
Функция
[ редактировать ]Изменения служат образцом замены аккордов в прогрессии II – V – I ( супертоника – доминанта – тоника ) и отличаются тонально необычным движением основного тона по основным терциям (либо вверх, либо вниз на интервал основной трети), создавая расширенное трезвучие . Движение основного тона по терциям необычно для джаза, так как нормой является движение основного тона по кругу , например ii-VI. [ нужна ссылка ]
Влияния
[ редактировать ]Дэвид Демси, саксофонист и координатор джазовых исследований в Университете Уильяма Патерсона , ссылается на ряд факторов, которые привели к разработке Колтрейном этих изменений. После смерти Колтрейна было высказано предположение, что его «озабоченность... хроматическими третьими отношениями» была вдохновлена религией или духовностью , при этом три равные ключевые области имели нумерологическое значение и представляли собой «магический треугольник », или « троицу , Бога или единство." [2] Однако Демси показывает, что, хотя это значение имело некоторую важность, третьи отношения имели гораздо более «земное», или, скорее, историческое происхождение. Следует упомянуть о его интересе к индийским рагам в начале 1960-х годов. Тримурти Вишну, Брахмы и Шивы вполне могли быть неотъемлемой ссылкой в его хроматических третьих отношениях, заменителях тритонов и так далее. [2] Играя в этом стиле, Колтрейн обнаружил, что «легко применять имеющиеся у меня гармонические идеи… Я начал экспериментировать, потому что стремился к более индивидуальному развитию». [3] Он разработал свои звуковые стили, играя с Майлзом Дэвисом и пианистом Телониусом Монком . в этот период [4] Что касается происхождения этой техники «звуковых листов», саксофонист Один Поуп считает, что пианист Хасан Ибн Али оказал большое влияние на Колтрейна и его развитие этого фирменного стиля. [5]
Колтрейн изучал гармонию у Денниса Сандола и в Музыкальной школе Граноффа в Филадельфии. Он исследовал современные методы и теорию. Он также изучал « Тезаурус гамм и мелодических паттернов» Николая Слонимского (1947). [6]
Ряд похожих по звучанию изменений аккордов встречается в «Ундине», первой части фортепианной сюиты Мориса Равеля 1908 года «Ночной Гаспар ».

Другие ранние выступления включают куплет к стандарту « Till the Clouds Roll By » (1917) Джерома Керна . [7] Бридж из песни Ричарда Роджерса и джазового стандарта « Вы встретили мисс Джонс? » (1937) предшествовал » Тэдда Дэмерона « Леди Бёрд , в честь которой Колтрейн назвал свою « Ленивую птицу », включив модуляцию мажорной терцией (терциями). . [8] (выделено желтым ниже) «Giant Steps» и «Countdown», возможно, вдохновлены для своих расширенных тональных циклов «Have You Met Miss Jones?». [9]
"Вы встречали мисс Джонс?" Последовательность аккордов секции B (бридж): │ B ♭ май7 │ A ♭ m 7 D ♭ 7 │ G ♭ май7 │ В 7 А 7 │ Д май7 │ A ♭ m 7 D ♭ 7 │ G ♭ май7 │ Гм 7 С 7 │
Замена Колтрейна
[ редактировать ]
Замена Колтрейна, изменения Колтрейна или формула обратного отсчета выглядит следующим образом. Начните с поворота ii–V–I, продолжающегося четыре такта:
ii 7 V 7 я я │ Дм 7 │ Г 7 │ С │ С │
с доминантным аккордом (V 7 ), предшествующим тонике (I).
Каждый из первых трех заменяется двумя аккордами: [10]
Обратите внимание на доминантный септаккорд, предшествующий и таким образом тонизируют его мажорному аккорду C, а также E и A ♭ , которые являются мажорной терцией от C .
V 7 я V 7 я V 7 я E ♭ 7 │ A ♭ Б 7 │ И Г 7 │ С

Это также может начинаться с C, как в « Giant Steps », давая:
│ С E ♭ 7 │ A ♭ Б 7 │ И Г 7 │ С │ ╲╱
m3╲╱
П4╲╱
m3╲╱
П4╲╱
m3╲╱
П4
Цикл основных третей
[ редактировать ]Гармоническое использование хроматического третьего отношения зародилось в эпоху романтизма и может происходить на любом структурном уровне, например, в последовательности аккордов или посредством изменений тональности . [11] Стандартная западная хроматическая гамма имеет двенадцать равноотстоящих полутонов . [12] В расположении по квинтовому кругу это выглядит так:
Именно из-за этого равноудаления корни этих трех аккордов могут производить дестабилизирующий эффект; если C, A ♭ и E появляются как тонические ноты трех ключевых областей на более высоком уровне, идентичность тонального центра композиции может быть определена только путем закрытия композиции.
- Демси (1991) [11]
Глядя выше на отмеченные аккорды из «Have You Met Miss Jones?», B ♭ , G ♭ и D расположены на большой терции друг от друга. На квинтовом круге он выглядит как равносторонний треугольник:
Вращая треугольник, можно отобразить все циклы третей. Обратите внимание, что существует только четыре уникальных цикла терций. Этот подход можно обобщить; разные интервальные циклы будут отображаться на диаграмме как разные многоугольники.
Музыкальные примеры
[ редактировать ]Настроиться
[ редактировать ]Это первые восемь тактов композиции Майлза Дэвиса «Tune Up». [ нужна ссылка ] Смена аккордов относительно проста: это прямое применение последовательности ii–V–I , которая чрезвычайно распространена в джазе.
ii V я ii V я │ В 7 │ А 7 │ Д май7 │ Д май7 │ Дм 7 │ Г 7 │ С май7 │ С май7 │
Последовательность аккордов стандартная ii. 7 –V 7 –I прогрессия ре мажор , а затем до мажор . Предположим, что тактовый размер 4
4 , и что каждый аккорд ii и V имеет четыре доли, а аккорд I — восемь долей.
Обратный отсчет
[ редактировать ]Изменения ниже показывают замену аккордов Колтрейном на «Tune Up». Последовательность ii – V – I из "Tune Up" все еще присутствует, но дополнена несколькими переходными аккордами, которые приводят к более сложной гармонической прогрессии.
ii V я ii V я │ В 7 Ф 7 │ B ♭ май7 D ♭ 7 │ G ♭ май7 А 7 │ Д май7 │ Дм 7 E ♭ 7 │ A ♭ май7 Б 7 │ И май7 Г 7 │ С май7 │ [ нужна ссылка ]
В стандартном цикле смены Колтрейна ii – V – I заменяется последовательностью аккордов, которые в конце возвращаются к V – I. В 4
4 пьесы, каждый аккорд получает две доли за смену.
Колтрейн разработал эту модифицированную последовательность аккордов для «Countdown», которая намного сложнее. По своей сути «Countdown» представляет собой вариацию «Tune Up». [13] но гармонические замены происходят быстро и заставляют слушателя думать, что он слушает совершенно не связанную с ним мелодию. II, V и I остаются, но между ними находятся другие аккорды (выделены желтым и синим цветом) из цикла мажорных третей, сосредоточенные вокруг каждой I. Перед первым аккордом каждого цикла мажорных третей находится его аккорд V.
Более ранняя пьеса Колтрейна, « Lazy Bird », также включает в себя два тональных центра, находящихся на расстоянии большой трети друг от друга в секции A.
Гигантские шаги
[ редактировать ]Цикл «Giant Steps» — это кульминация теорий Колтрейна, примененных к совершенно новой последовательности аккордов. Колтрейн использует этот цикл для нисходящих транспозиций основных третьих тонов в первых тактах, а затем для восходящих прогрессий ii – V – I, разделенных основной терцией во втором разделе «Гигантских шагов». Второй раздел по сути является обратной частью моста, описанного выше в разделе «Вы встречали мисс Джонс».
я Цикл замены Колтрейна ii V я Цикл замены Колтрейна │ Б май7 Д 7 │ Г май7 B ♭ 7 │ E ♭ май7 │ Являюсь 7 Д 7 │ Г май7 B ♭ 7 │ E ♭ май7 F ♯ 7 │ Б май7 │ [ нужна ссылка ]

Восходящая/нисходящая последовательность ii–V–I, разделенная большой терцией (тональные центры E ♭ , G, B, E ♭ , B)
ii V я ii V я ii V я ii V я ii V │ Фм 7 B ♭ 7 │ E ♭ май7 │ Являюсь 7 Д 7 │ Г май7 │ C ♯ m 7 F ♯ 7 │ Б май7 │ Фм 7 B ♭ 7 │ E ♭ май7 │ C ♯ m 7 F ♯ 7 │ [ нужна ссылка ]
В этой таблице показано, какие гаммы используются для разных аккордов:
Аккорды Шкала Изменение масштаба Б май7 си мажор я Д 7 → Г май7 соль мажор V-I B ♭ 7 → E ♭ май7 Ми ♭ мажор V-I Являюсь 7 → Д 7 → Г май7 соль мажор ii-V-I B ♭ 7 → E ♭ май7 Ми ♭ мажор V-I F ♯ 7 → Б май7 си мажор V-I Фм 7 → B ♭ 7 → E ♭ май7 Ми ♭ мажор ii-V-I Являюсь 7 → Д 7 → Г май7 соль мажор ii-V-I C ♯ m 7 → F ♯ 7 → Б май7 си мажор ii-V-I Фм 7 → B ♭ 7 → E ♭ май7 Ми ♭ мажор ii-V-I C ♯ m 7 → F ♯ 7 си мажор ii-V
Стандартная замена
[ редактировать ]Хотя «Giant Steps» и «Countdown», пожалуй, самые известные примеры, в обеих этих композициях используются небольшие варианты стандартных изменений Колтрейна (в первых восьми тактах «Giant Steps» используется сокращенная версия, которая не возвращается к I аккорду). , а в «Обратном отсчете» прогрессия начинается с ii 7 каждый раз.) Стандартную замену можно найти в нескольких композициях и аранжировках Колтрейна, записанных примерно в это время. К ним относятся: « 26-2 » (регармонизация « Подтверждения » Чарли Паркера), «Спутник» (на основе стандарта « Как высоко луна »), «Экзотика» (основанная на гармонической форме « Я могу» t Get Started »), аранжировку Колтрейна « But Not for Me », а также на бридже его аранжировку « Body and Soul ». [ нужна ссылка ]
В «Пятом доме» (основанном на « Hot House », то есть « What Is This Thing Called Love ») стандартная замена подразумевается в басовом паттерне остинато без указания аккордового инструмента играть смену аккордов. Когда импровизация Колтрейна накладывает эту прогрессию на бас-остинато, легко услышать, как он использовал эту концепцию для своей более свободной игры в последующие годы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Портер, Льюис (28 января 2000 г.). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. п. 151. ИСБН 978-0-472-08643-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Демси, Дэвид (1996). Джон Колтрейн играет «Гигантские шаги» . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард. п. 145. ИСБН 0-7935-6345-3 .
- ^ Демси, Дэвид (1991). «Хроматические третьи отношения в музыке Джона Колтрейна». Ежегодный обзор джазовых исследований . 5 : 158. ISBN 0-8108-2478-7 .
- ^ Рульманн, Уильям. «Джон Колтрейн» . Вся музыка . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Уайлд, Дэвид (26 апреля 2013 г.). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. стр. 103–. ISBN 978-1-135-09794-3 .
- ^ Портер, Льюис (2000). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. п. 149. ИСБН 978-0-472-08643-6 .
- ^ Керн, Джером (1967). Пока не пройдут облака (PDF) (ноты). Нью-Йорк: вред туберкулеза . п. 3.
- ^ Лион, Джейсон (2007). «Мелодии замены Колтрейна» на сайте www.opus28.co.uk/jazzarticles.html .
- ^ Кристиансен, Кори (2007). "Колтрейн-Стиль II – V – Is", гитарист Джун; 41, 6.
- ^ Бейкер, Дэвид (1990). Современные концепции джазовой импровизации Дэвида Бейкера: комплексный метод для всех музыкантов . Издательство Альфред. стр. 92–93. ISBN 0-7390-2907-Х .
- ^ Перейти обратно: а б Демси (1991), стр.146-147.
- ^ Проктор, Грегори (1978). Хроматическая тональность девятнадцатого века: исследование хроматики , стр.150. Доктор философии, диссертация, Принстон. Цитируется по Демси (1991), стр. 148.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 147.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейкер, Дэвид Н. (1990). Джазовый стиль Джона Колтрейна . Издательство Альфред. ISBN 0-7692-3326-0 .
- Крапива, Барри и Граф, Ричард (1997). Теория аккордовой гаммы и джазовая гармония . Предварительная музыка, ISBN 3-89221-056-X
- Вайскопф, Уолт; Рэй Рикер (1991). Колтрейн – Путеводитель игрока по его гармонии . Нью-Олбани, Индиана: Джейми Эберсолд.
- Ямагучи, Масая (2003). Джон Колтрейн играет «Колтрейн меняет» . Милуоки: ISBN корпорации Хэл Леонард 0-634-03864-8 .
- Ямагучи, Масая (2002). «Творческий подход к мультитоническим изменениям: за пределами гармонической формулы Колтрейна», Annual Review of Jazz Studies 12. ISBN 0-8108-5005-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Диаграммы прогресса и циклов гигантских шагов» , 155 КБ ( PDF ), Дэн Адлер, DanAdler.com
- «Теория расширенного масштаба» , Хавьер Арау
- «Джон Колтрейн — гармонические замены» , «Расширение изменений Колтрейна», Дэвид Бейкер , LucasPickford.com
- «Гигантские шаги (в мельчайших деталях)» , SongTrellis
- «Гигантские шаги, Западный Центральный парк и модуляционные циклы» , Майкл Лейбсон, ThinkingMusic.ca.