Jump to content

Ом (альбом Джона Колтрейна)

О
Студийный альбом
Выпущенный Январь 1968 г. [1]
Записано 1 октября 1965 г.
Camelot Sound Studios, Баллард, Сиэтл, Вашингтон
Жанр Фри-джаз , авангардный джаз
Длина 29 : 07
Этикетка Импульс!
А-9140
Продюсер Боб Тиле
Джона Колтрейна Хронология
Выражение
(1967)
О
(1968)
Космическая музыка
(1968)
Профессиональные рейтинги
Оценки по отзывам
Источник Рейтинг
Вся музыка [2]
Sputnikmusic [3]
Путеводитель по джазовым пластинкам Rolling Stone [4]

Om — посмертно выпущенный альбом Джона Колтрейна , записанный 1 октября 1965 года, через день после записи Live in Seattle и за день до записи музыки, услышанной на A Love Supreme: Live in Seattle . Альбом, в котором участвует квартет Колтрейна и еще три музыканта, состоит из одного 29-минутного произведения, которое при выпуске на LP было разделено на две части. «Ом» выпущен компанией Impulse! в 1968 году, а также был включен в сборник The Major Works of John Coltrane , компакт-диск, выпущенный в 1992 году.

14–26 сентября 1965 года квартет Джона Колтрейна отыграл ангажемент в Jazz Workshop в Сан-Франциско . [5] Саксофонист Фароа Сандерс , чьей музыкой восхищался Колтрейн и который ранее записывался с Колтрейном на альбоме Ascension , пошел послушать группу, и его пригласили посидеть. По словам Сандерса, «[Он] сказал мне тогда, что подумывает о смене группу и меняя музыку, чтобы получить разные звуки. Он попросил меня поиграть с ним». [6] В то же время мультиинструменталист Дональд Гарретт , игравший с группой Колтрейна в 1961 году в качестве второго басиста, [7] также пригласили присутствовать. В конце двухнедельного концерта Сандерсу и Гарретту предложили присоединиться к группе, и они сопровождали ее на следующем выступлении, которое проходило с 27 сентября по 2 октября в The Penthouse в Сиэтле . [5]

Во время пребывания в Сиэтле Колтрейн решил за свой счет задокументировать недавно расширившуюся группу, наняв инженера звукозаписи Яна Куртиса для выступления 30 сентября. [8] [9] Музыка этого дня была выпущена в 1971 году на Live in Seattle , а дополнительные треки выпущены в 2011 году на The Unissued Seattle Broadcast . На следующий день вся группа вместе с Джо Бразилией отправилась в студию Куртиса Camelot Sound Studios, в арендованном доме в Линвуде , чтобы записать Om . [10] [11] На следующий день группа завершила выступление в Сиэтле в The Penthouse выступлением "A Love Supreme", запись которого была выпущена в 2021 году на A Love Supreme: Live in Seattle , а затем направилась в Лос-Анджелес на одиннадцать концертов. -дневное пребывание в It Club, [12] во время которого они записали треки «Kulu Sé Mama (Juno Sé Mama)» и «Selfhood», оба из которых вошли в CD-версию альбома Kulu Sé Mama . [13]

Считается, что Колтрейн употреблял ЛСД во время записи, хотя это оспаривается. [14] Льюис Портер писал, что «Колтрейн, возможно, находился под действием ЛСД, когда записывал Om . Несомненно, примерно в это же время он начал употреблять ЛСД». [8] «Согласно четырем надежным источникам, разговор не для протокола». [15] Однако Портер осторожно отметил, что игра Колтрейна «совершенно последовательна на всех его поздних записях - на самом деле, даже невероятно», добавив: «Он, вероятно, чувствовал или надеялся, что ЛСД может помочь ему в том направлении, в котором он уже хотел идти». . [16]

Название альбома отсылает к священному звуку и духовному символу в индийских религиях . Колтрейн описал Ом как «первую вибрацию – тот звук, тот дух, который породил все остальное. Это Слово, из которого происходят все люди и все остальное, включая все возможные звуки, которые человек может произнести вслух. Это первый слог». , первичное слово, слово силы». [17]

Запись начинается с тихой перкуссии, после чего музыканты хором поют стих из девятой главы Бхагавад-гиты :

Обряды, предписываемые Ведами, и ритуалы, которым учат писания, — все это я и подношение призракам отцов, лечебные травы и пища. Мантрам. Топленое масло. Я, жертвоприношение, и Я, пламя, которому оно приносится. Я отец мира, мать и дедушка этого мира. Я тот, кто награждает каждого плодом его действий. Я делаю все чисто. Я Ом! [18] [19]

Что касается следующего раздела, писатель Питер Бебергал прокомментировал:

Колтрейн и его соотечественники начинают скандировать «ом», как будто они загорелись этим. Это не медитативно, а скорее соответствует истинному значению санскритского слова «кричать». Но слово «ом» — это еще и вибрация, отражение единства всего сущего до творения. Это проявление истины, важной для индуистской философии, о том, что Брахман (Бог) и Атман (Душа) едины; их обособленность — иллюзия. Признание этой истины или, скорее, попытка проникнуть в нее — это то, что Колтрейн, похоже, делает с Омом. [20]

( Гуэрино Маццола и Пол Черлин предположили, что трек «Evolution», записанный накануне и содержащий «трансоподобные стоны», можно услышать как прямого предшественника пения Ом . [21] )

За пением следует плотный, громкий ансамблевый отрывок, после которого соло Колтрейн, Сандерс и Тайнер. [22] За соло следует то, что было описано как «звук джунглей», в котором «культура джаза или любой другой цивилизации осталась позади». [22] В этом разделе, среди прочего, представлены дрожащие флейты, звуки животных, голос йодля и оба баса, играющие смычковые гармоники и глиссанди. Это приводит к дуэту Колтрейна и Сандерса и кульминационному ансамблевому отрывку, после которого еще раз слышится слово «ом», за которым следует заключительное чтение стиха из Бхагавад-гиты. [22]

В примечаниях к буклету Нат Хентофф писал: «Возможно, чтобы выйти за рамки обычного слуха, нужно заставить ухо слышать звуки и высоту звука, которые оно отвергало в прошлом, точно так же, как сострадание не приходит в обычном комфорте. Когда эти звуки услышаны и поглощены, они ведут к дальнейшему расширению способностей слушать и чувствовать... Если кто-то может посоветовать кому-либо еще, как слушать, я бы посоветовал им начать с того, чтобы не беспокоиться о том, как все это происходит. структурированный, куда он ведет. Позвольте музыке прийти без каких-либо заранее установленных определений того, каким должен быть джаз, какой должна быть музыка». [17]

Наследие и прием

[ редактировать ]

По словам Эрика Нисенсона , Колтрейн, «явно смущенный Омом , проинструктировал Боба Тиле , что он никогда не хотел, чтобы его выпускали». [23] Однако Тиле, режиссер и продюсер Impulse! , выпустил его в 1968 году, чтобы извлечь выгоду из смерти Колтрейна и растущей в то время сцены психоделического рока. После его выпуска «копия почти сразу же была помещена в витрину психоделического магазина Хейт-Эшбери ». [23] Ученый Колтрейна Эшли Кан писала: «Название и обложка не могли быть более своевременными, поскольку они соответствовали внешнему виду года, принесшего Лето любви». [24]

Мнения относительно Ома были неоднозначными. По словам Льюиса Портера, «некоторые фанаты были ошеломлены групповым пением… Колтрейн допускал в свои записи и выступления неформальность и спиритуализм, которые некоторые считали дилетантскими; другие находили это освобождающим и революционным». [8] Дэвид Нельсон Маккарти назвал его «единственным крупным релизом Колтрейна сомнительного качества… с визгливой игрой и стонущим вокалом, он предназначен только для истинно верующих и исключительно для исторического интереса». [25] Бен Рэтлифф описал это как «довольно бессвязный, взволнованный, мутный двадцатиминутный катарсис». [18]

В обзоре AllMusic Стейша Профрок прокомментировала: «Осужденный многими критиками как худший альбом Джона Колтрейна, Om страдает только по сравнению с великими работами, которые ему предшествовали... Om ... кажется... чистым высвобождением энергии. ... Несмотря на кажущийся хаос, это глубоко духовная работа... Ом резонирует со страстью и тоской, но имеет неистовую грань, которая предполагает, что открытие всей этой мощной духовной энергии могло быть пугающим опытом... «Ом» не заслуживает того, чтобы его отвергли критики. Это важная работа в истории фри-джаза, которая значительно раскрывается к концу своих 29 минут, раскрывая обширное содержание ума джазового мастера». [2]

Гуэрино Маццола и Пол Черлин писали: «По сравнению с другими пластинками того года (1965) Om живет на другой планете… Это путешествие не для новичков… Было бы справедливо послушать это выступление без каких-либо упоминаний о джазу или любому другому дисциплинированному исполнению музыки». [22] В статье для All About Jazz Саймон Вейль писал: « Ом можно назвать устрашающим. Бывают моменты, особенно во время заключительных унисонных пассажей, когда кажется, будто тебя бьют по голове тупым инструментом. Это становится невыносимо. Я считаю, что такой эффект соответствовал намерениям Колтрейна... В этом треке Колтрейн пытается пробудить голос Бога на заре творения. Но услышать голос Бога на заре творения - это все равно, что встретиться лицом к лицу. Это будет удивительный и ошеломляющий опыт, который можно выдержать лишь очень долго. Но я думаю, что поэтому в музыке тоже должна быть некоторая невыносимость, потому что ни один человек не должен на самом деле видеть Бога в полной мере. в лицо, и не услышав его голоса, не слегка испугавшись, значит, Ом должен быть «трудным». [26]

Эшли Кан описал Om как «единую спиральную эпическую композицию, которая... музыкально соединила спонтанную энергию Ascension с духовным резонансом A Love Supreme ». [24] Рецензент Norman Records назвал Ом «одним из самых необычных психоделических переживаний в музыке, всепоглощающим калейдоскопом, который дает нам редкий взгляд на совершенно ничем не обремененного Колтрейна» и заключил: «Если вы ищете катарсис в дискографии Колтрейна , Ом — вот где ты его найдешь». [27]

В эссе для The Quietus Питер Бебергал заявил: «Яростность игры Колтрейна указывает на то, что он знает, что божественное не может быть заключено в тонкую трубку из отлитой латуни. Но это все, что у него есть. Это все, что действительно есть у каждого из нас. Музыка привязывает нас к телу. Здесь мы ее слышим и там, где мы ее создаем. Колтрейн часто играет так, словно пытается вырваться из пут инструмента, но его ноги не отрываются от земли... Колтрейн пытается дать нам возможность взглянуть на свои небеса, но шум его саксофона содержит в себе собственную святость, поскольку он является сосудом, через который раскрывается божественное». Он заключил: «Хотя Ому и нелегко изменить сознание слушателя, он все же очень близок к раскрытию сильного духовного желания Колтрейна, которое формирует почти отчаянное настроение. -обычные состояния сознания... Желание Колтрейна прорваться смиряется живым организмом группы и самой сессии... Здесь царит странная и пугающая чистота, к которой не хочется приближаться слишком близко. , но требует уважения... Колтрейн - это постоянно нарастающее вознесение, снова и снова, не желающее ничего, кроме того, чтобы Бог открыл врата, и все время умоляющее его держать их закрытыми». [20]

Список треков

[ редактировать ]
Сторона А
Нет. Заголовок Длина
1. «Ом, Часть 1» 15:06
Сторона Б
Нет. Заголовок Длина
2. «Ом, Часть 2» 14:01

Примечание: хотя в некоторых конфигурациях компакт-дисков «Om» была одной дорожкой, в других сохранялась двухдорожечная конфигурация исходной пластинки.

Персонал

[ редактировать ]
  1. ^ Рекламный щит , 3 февраля 1968 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Профрок, Стейша. «Джон Колтрейн: Ом» . AllMusic.com . Проверено 19 июня 2020 г.
  3. ^ Кэмпбелл, Эрнан М. (25 апреля 2012 г.). «Рецензия: Джон Колтрейн — Ом | Sputnikmusic» . sputnikmusic.com . Проверено 10 апреля 2013 г.
  4. ^ Свенсон, Дж., изд. (1985). Путеводитель по джазовым пластинкам Rolling Stone . США: Рэндом Хаус/Роллинг Стоун. п. 47. ИСБН  0-394-72643-Х .
  5. ^ Перейти обратно: а б Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 330.
  6. ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 264.
  7. ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 217.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 265.
  9. ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 744.
  10. ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 745.
  11. ^ Стоэс, Дэвид (28 сентября 2010 г.). «Колтрейн, Живи в 45» . Сиэтлский еженедельник . Проверено 1 июня 2020 г.
  12. ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. стр. 331–332.
  13. ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 746.
  14. ^ Лавеццоли, Питер (апрель 2006 г.). Рассвет индийской музыки на Западе: Бхайрави . Международная издательская группа «Континуум». п. 285. В это время Колтрейн начал использовать ЛСД , чтобы исследовать его способность достигать новых уровней сознания. Уже давно ходят слухи, что Колтрейн находился под воздействием наркотика во время записи Om , и хотя это так и не было полностью подтверждено, это почти имеет смысл, поскольку запись звучит бессвязно и галлюцинаторно, как будто Колтрейн не полностью контролирует ситуацию. его обычных способностей... за вступительным пением следуют одни из самых диссонансных и раздражающих воплей на любой записи Колтрейна. Независимо от того, принимал ли Колтрейн ЛСД во время записи этого произведения, оно, возможно, не самое подходящее для прослушивания под ЛСД, поскольку музыка передает сильное чувство беспокойства.
  15. ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 333.
  16. ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 266.
  17. ^ Перейти обратно: а б Ом (примечания). Джон Колтрейн . Импульс! . 1968 год. А-9140. {{cite AV media notes}}: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка )
  18. ^ Перейти обратно: а б Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 102.
  19. ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 745. Колтрейн читает из Бхагавад-Гиты, главу IX, «Йога мистицизма», чтобы открыть и закрыть представление. См., например, «Песнь Бога: Бхагавад-Гита» в переводе Свами Прабхавананды и Кристофера Ишервуда (Нью-Йорк: Mentor, 1972), стр. 81–82. Перевод Прабхавананды-Ишервуда был первоначально опубликован в 1944 году; Колтрейн, скорее всего, читал этот перевод, поскольку формулировка идентична (другие переводы немного отличаются).
  20. ^ Перейти обратно: а б Бебергал, Питер (13 ноября 2013 г.). «Тайное восхождение любви: Койл, Колтрейн и 70-летие ЛСД» . Квиетус . Проверено 12 декабря 2021 г.
  21. ^ Маццола, Гуэрино; Черлин, Пол (2009). Поток, жест и пространство во фри-джазе: к теории сотрудничества . Спрингер. п. 24.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Маццола, Гуэрино; Черлин, Пол (2009). Поток, жест и пространство во фри-джазе: к теории сотрудничества . Спрингер. п. 26.
  23. ^ Перейти обратно: а б Нисенсон, Эрик (1995). Вознесение: Джон Колтрейн и его поиски . Да Капо Пресс. п. 183 . ISBN  0-306-80644-4 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Кан, Эшли (2006). Дом, который построил Трейн: история Impulse Records . WW Нортон. п. 184.
  25. ^ Эрлевин, Майкл; Богданов Владимир; Вудстра, Крис; Яноу, Скотт, ред. (1996). Весь музыкальный путеводитель по джазу (2-е изд.). Миллер Фриман. п. 166.
  26. ^ Вейль, Саймон (6 августа 2004 г.). «Вкруг Ома: исследование более поздних работ Джона Колтрейна» . Все о джазе . Проверено 3 марта 2021 г.
  27. ^ Дауд. «Джон Колтрейн: пять ключевых рекордов» . Норман Рекордс . Проверено 12 декабря 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80380b7e84c36281571edfac43cc8a85__1714537980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/85/80380b7e84c36281571edfac43cc8a85.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Om (John Coltrane album) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)