Вознесение (альбом Джона Колтрейна)
Вознесение | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | февраль 1966 г. [1] | |||
Записано | 28 июня 1965 г. | |||
Студия | Ван Гелдер ( Энглвуд Клиффс ) | |||
Жанр | Фри-джаз , авангардный джаз | |||
Длина | 40 : 49 (Издание II) 38:30 (Выпуск I) 79:19 (выпуск компакт-диска) | |||
Этикетка | Импульс! | |||
Продюсер | Боб Тиле | |||
Джона Колтрейна Хронология | ||||
|
Ascension - джазовый альбом Джона Колтрейна , записанный в июне 1965 года и выпущенный в 1966 году. Он считается переломным моментом в творчестве Колтрейна: альбомы, записанные до него, имели более традиционную структуру, а альбомы, записанные после него, были более свободными, вдохновленными фри-джазом произведениями. . Кроме того, это сигнализировало о заинтересованности Колтрейна в отходе от формата квартета. AllMusic назвал ее «единственной записью, которая прочно поставила Джона Колтрейна в авангард». [2]
Фон
[ редактировать ]На момент записи Ascension Колтрейн был одним из самых успешных джазовых исполнителей в мире как в художественном, так и в коммерческом смысле. Его самый продаваемый альбом A Love Supreme. [3] был номинирован на премию Грэмми, [4] и был признан «альбомом года» журналами DownBeat и Jazz . [5] Кроме того, Колтрейн был избран в Зал славы DownBeat, поставив его в компанию Коулмана Хокинса и Лестера Янга . [5] В то же время за несколько месяцев после записи A Love Supreme музыка Колтрейна становилась все более бурной, двигаясь все дальше в направлении фри-джаза. [6] Колтрейн подружился с саксофонистом Альбертом Эйлером и находился под сильным влиянием его музыки; [7] Между тем, он также стал своего рода отцом для ряда молодых авангардистов, некоторые из которых появятся на «Вознесении» . [8] По словам писателя Бернарда Гендрона, «на пике своей карьеры, на волне критического и популярного триумфа « A Love Supreme» , Колтрейн был звездой современного джаза 1960-х годов, имевшей большое количество последователей среди серьезных поклонников джаза и пользовавшийся большим уважением. от своих коллег-музыкантов, он находился в идеальном положении, чтобы привлечь в орбиту поклонников авангарда и музыкантов, которые раньше колебались, были озадачены или слегка враждебны». [9]
Дополнительные музыканты
[ редактировать ]Музыканты, которых Колтрейн выбрал в дополнение к членам классического квартета, представляли собой смесь музыкантов, от известных до относительно неизвестных, все из которых были моложе Колтрейна, и многие из которых играли с Колтрейном в годы, предшествовавшие записи Ascension. [10] Трубач Фредди Хаббард и басист Арт Дэвис к тому моменту были хорошо известны и хорошо записывались, и оба записывались с Колтрейном на альбомах Africa/Brass и Olé Coltrane . (Дэвис также появился в пьесах квартета Джона Колтрейна , записанных ранее в 1965 году.) Саксофонист Арчи Шепп записал свой первый Impulse! альбом Four for Trane в 1964 году после того, как Колтрейн порекомендовал его продюсеру Бобу Тиле . [11] [12] и выпустил на этом лейбле более дюжины альбомов. Шепп вместе с Артом Дэвисом также появился в альтернативном варианте раздела «Acknowledgement» альбома A Love Supreme , вышедшего более чем через тридцать лет после появления оригинальной записи. [13] [14] Вскоре после записи Ascension Шепп появился на New Thing at Newport , сплите, в котором квартет Колтрейна появился на первой стороне, а квартет Шеппа - на второй.
Шепп также познакомил Колтрейна саксофонисткой Мэрион Браун . [15] и Колтрейн вскоре использовал свое влияние в Impulse! чтобы помочь Брауну обеспечить дату записи альбома Three for Shepp . [12] Саксофонист Джон Чикай ранее записывался с Шеппом в составе New York Contemporary Five и Four for Trane , а также присутствовал с Колтрейном во время одного или нескольких выступлений в Half Note . [16] Трубач Дьюи Джонсон играл с Мэрион Браун. [17] и неоднократно присутствовал с группой Колтрейна, прежде чем его попросили принять участие в записи Ascension. [18] Саксофонист Фароа Сандерс выступал с Сан Ра , чьей музыкой восхищался Колтрейн, а также играл и практиковал йогические дыхательные упражнения с Мэрион Браун. [17] В 1964 году Колтрейн пригласил Сандерса посидеть со своей группой после того, как услышал его дебютную запись на лейбле ESP и посетил концерт группы Сандерса, в котором участвовали Джон Хикс , Уилбур Уэр и Билли Хиггинс , в Village Gate . [19] [20] [21] (Уэр и Хиггинс ранее записывались с Колтрейном.) Сандерса пригласили присоединиться к группе Колтрейна в сентябре 1965 года, и он продолжал играть и записываться на многих более поздних записях Колтрейна. [22] [23]
Кроме того, барабанщик Рашид Али , который в конечном итоге присоединился к группе Колтрейна, был приглашен для участия в записи Ascension, но упустил эту возможность, о чем он вскоре пожалел. [24] [25] Также был приглашен саксофонист Фрэнк Райт , но, как сообщается, он посчитал, что его навыки не соответствуют требованиям музыки. [26]
Запись сеанса
[ редактировать ]Запись состоялась без предварительной репетиции в студии Van Gelder в Энглвуд Клиффс, штат Нью-Джерси , 28 июня 1965 года. [11] В начале сессии Колтрейн раздал исходные листы. [27] По словам Арчи Шеппа, «отрывки ансамбля были основаны на аккордах, но эти аккорды были необязательными… В партиях соло и квартета нет определенных аккордов. Эти разделы должны были представлять собой диалоги между солистами и ритм-секцией». [28] Мэрион Браун добавила: «Трейн, очевидно, много думал о том, что он хочет сделать, но большую часть этого он написал в студии. Затем он рассказал всем, чего хочет: он сыграл эту строчку и сказал, что все будут ее играть. в ансамблях. Потом он сказал, что хочет крещенди и декрещенди после каждого соло. Мы прорабатывали некоторые вещи вместе, пока не оказались вместе, а потом приступили к этому». [28]
Группа записала два дубля примерно одинаковой продолжительности. Они станут известны как Edition I и Edition II. В конце второго дубля Элвин Джонс «бросил ловушку в стену студии, сигнализируя о своем решении, что для него свидание окончено». [11] Мэрион Браун была более полна энтузиазма; позже он описал эту сессию как «дико захватывающую», пластинку, которую «можно использовать... чтобы согреть квартиру в те холодные зимние дни». [28] и заявил, что в обоих дублях «есть что-то такое, что заставляет людей кричать. Люди, находившиеся в студии, кричали. Я не знаю, как инженеры не допустили криков на пластинку». [28] Джон Чикай вспоминал: «Это был несравненный праздник. В день записи главными движущими силами были экстаз и волнение. Все мы делали все возможное, чтобы внести свой вклад и выполнить те немногие инструкции, которые дал нам Мастер. был очень африканским! Наши Предки определенно были среди нас больше, чем обычно!» [29]
Позже Колтрейн заявил, что во время сессии «я был чертовски занят; я волновался до смерти… Я не мог по-настоящему насладиться датой [записи]. Если бы это не было свидание, я бы действительно понравилось». [30] В какой-то момент он позвонил Альберту Эйлеру и объяснил: «Я записал альбом и обнаружил, что играю так же, как ты», на что Эйлер ответил: «Нет, чувак, разве ты не видишь, ты играл как сам. Ты был просто чувствуя то, что чувствую, и просто взывая о духовном единстве». [31]
28 июля 1965 года Колтрейн и его квартет исполнили версию « Вознесения» на концерте в зале Плейель в Париже. Запись выступления появляется на Live in Paris с ошибочным названием «Голубой вальс». [32]
Музыка
[ редактировать ]Колтрейн охарактеризовал Ascension в радиоинтервью как « биг-бэнд ». [11] хотя он не похож ни на одну запись биг-бэнда, сделанную до него. Наиболее очевидным предшественником является Орнетта Коулмана запись октета (или «двойного квартета») Free Jazz: A Collective Improvisation , которая, как и Ascension , представляет собой непрерывное 40-минутное выступление с ансамблевыми отрывками и без перерывов. Однако на Ascension (в отличие от Free Jazz ) ансамблевые секции чередуются с соло, которые занимают примерно равное место. По словам Шеппа, « Free Jazz создал новую форму, а Ascension является дальнейшим шагом в развитии этой формы». [28] Шепп также отметил влияние Сан Ра и Сесила Тейлора на запись и заключил: «Прецедент того, что Джон сделал здесь, восходит к Новому Орлеану… Это похоже на концепцию Нового Орлеана, но с людьми 1965 года». . [28] (Влияние Сан Ра на Вознесение было также предположено биографом Колтрейна Дж. К. Томасом, [33] и Вэл Уилмер , который отметил, что Колтрейн познакомился с музыкой Сан Ра благодаря своей дружбе с Джоном Гилмором . [34] )
Структурно Ascension построен на последовательности режимов, которые служат отправной точкой для музыкантов. Эккехард Йост выделил три лада: B ♭ Эолийский, D Фригийский и F Фригийский, [35] в то время как Дэвид Сач добавил четвертый, G ♭ Lydian. [36] Об изменении режима сигнализировали Колтрейн, Хаббард и Тайнер. [37] Мелодический зародыш Ascension представляет собой короткий мотив, напоминающий основную тему A Love Supreme раздела «Acknowledgment» группы ; однако этот мотив вторичен по важности по сравнению с наличием нисходящих линий, которые служат для определения и выражения ладов. [38] Йост отметил, что, в отличие от Free Jazz , «центральная идея состоит не в создании сети переплетенных независимых мелодических линий, а в создании плотных звуковых комплексов». [38] Он объяснил: «Большое количество ритмически независимых линий противопоставляются друг другу семью духовыми инструментами, что приводит к наложению друг на друга. Такое наложение создает быстро движущиеся звуковые поля, ритмическая дифференциация которых, как правило, обеспечивается ритм-секцией, а не возникает изнутри, когда семь самостоятельных мелодико-ритмических линий совпадают, отношения между ними теряют четкость, сливаясь в звуковое поле, оживлённое неравномерными акцентуациями». [38] Йост резюмировал это следующим образом: «Появляется новый тип групповой импровизации, в котором мелодико-мотивная эволюция уступает место формированию единого звука… макроструктура общего звука более важна, чем микроструктура частей». ." [39] Точно так же Сач писал: «Общая текстура коллективно импровизированных разделов « Вознесения» чрезвычайно плотна. В результате слушателю трудно разделить отдельные строки семи импровизаторов. Для сравнения, три ведущих солиста в « Free Jazz» Коулмана остаются различимыми. ." [40] Комментарии Шеппа согласуются: «Акцент был сделан на текстурах, а не на создании организационной единицы. Было единство, но это было единство звуков и текстур, а не подход ABA. Вы можете услышать... стремление к звук и исследование возможностей звука». [28] Бен Рэтлифф назвал Ascension «первым крупным произведением джазового авангарда, в котором ценится идея не только чистого объема, но и текстуры во взаимодействии джазовых групп». [30] и отметил, что «сразу после этого идея текстуры станет очень важной для экспериментального джаза». [30]
Что касается сольных партий, Йост также различал таких исполнителей, как Чикай, которые имели тенденцию организовывать свои соло мотивированно, в отличие от «здоровых» исполнителей, таких как Сандерс и Шепп, которые имели тенденцию использовать расширенные техники выразительным образом. [41] По мнению Йоста, соло Колтрейна представляет собой синтез двух подходов: «В мелодико-мотивный контекст включаются все возможности тоновой окраски, отчасти как конструктивный прием — когда они служат средством формальной артикуляции, — а отчасти обеспечить эмоциональное обострение». [42]
Шепп отметил, что Колтрейн «не хотел, чтобы на этом альбоме присутствовали звезды», и отметил, что «он уделял сольному времени не больше, чем кто-либо другой». [28] Сач также отметил, что «роли среди исполнителей в «Вознесении » минимально дифференцированы». [43] и написал, что этот подход «позволяет солистам и импровизаторам более эффективно объединять свои эмоции и личности». [43] Точно так же писатель Тони Уайтон заявил: «Хотя этот тип неиерархического эксперимента типичен для некоторых коллективных практик 1960-х годов, роль, которую Колтрейн выполняет в звуковом мире Ascension , диаметрально противоположна канонической эстетике, где культовый гений представлен как центр творчества и исполнительской практики», [44] и отметил, что «участие Колтрейна в создании ансамблевого звучания несколько противоречит дизайну обложки альбома, на которой артист изображен сидящим в одиночестве в тихом созерцании». [44] Бен Рэтлифф написал, что альбом предлагает «идею джаз-бэнда как сообщества, коллективного усилия по созданию крупномасштабной текстурной музыки, а не эксклюзивной, тщательно структурированной машины». [45] и высказал следующие комментарии: «Внутри отдельной группы идея лидера с сопровождающими внезапно показалась устаревшей; появилось более свободное и одновременное представление о групповой игре. Джаз никогда не был менее иерархическим. Дух коллективов музыкантов создавал устаревшая старая история о конкуренции между группами... Если слухи о том, что Колтрейн принимал кислоту между 1964 и 1967 годами, и есть хоть какая-то правда, то это лишь еще больше подобных доказательств, которые ЛСД обычно побуждает пользователя увидеть. идеал жизни как кооперативной и неиерархической». [46]
Реакция
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Энциклопедия популярной музыки | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель Penguin по джазу | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель по альбомам Rolling Stone | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель по джазовым пластинкам Rolling Stone | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Реакция на Вознесение была быстрой и в целом интенсивной. Исполнительный директор ABC Алан Бергман вспомнил, что получил предварительную копию альбома перед его выпуском; он заявил: «Я слушал около пяти минут… Я вошел в офис Боба Тиле и вижу, как держу эту штуку с открытым ртом. Он говорит: «Я знаю, я знаю»… Он говорит: Это будет классика!» [11] С момента своего выпуска альбом стал поворотным моментом в истории джаза. По словам Дэйва Либмана , альбом «взорвал всех из воды». [51] и был «факелом, который зажег фри-джаз. Я имею в виду, что на самом деле все начинается с Сесила [Тейлора] и Орнетта [Коулмана] в 1959 году, но Ascension был похож на святого покровителя, говорящего: «Все в порядке, это действительно так». ' Я думаю, что это даже оказало на всех гораздо большее влияние, чем «Love Supreme ». [51] Джордж Рассел заявил, что запись Ascension произошла, «когда Колтрейн отвернулся от денег». [52] Биограф Колтрейна Эрик Нисенсон писал, что альбом «сигнализировал о полном принятии Колтрейном Новой Вещи и ее исполнителей», и что с альбомом «он, наконец, стал полноправным членом авангарда фри-джаза, не имея пути назад». ." [52]
В обзоре Уилфрида Меллерса, сделанного вскоре после выпуска альбома, альбом назван «самым впечатляющим примером «фри-джаза», который встречался мне на пути. Его связь как с джазовой традицией, так и с развитием авангардной музыки от Вареза до Кейджа . дикие ученики - это ясно..." [53] В обзоре для DownBeat Билл Матье назвал Ascension «возможно, самым мощным человеческим звуком, когда-либо записанным». [54]
Другие были менее позитивны. Саксофонист Фрэнк Фостер заявил: «Основная жалоба возникла после выхода альбома Ascension . Это был поворотный момент для некоторых музыкантов, которые до того времени были энтузиастами Колтрейна; после этого они отключились. Я подумал, что это было немного экстремально, но он был всегда мой мужчина». [51] Скрипач Лерой Дженкинс вспоминал, что слышал группу Колтрейна примерно во время записи Ascension , и вспоминал: «Они играли эту музыку, кричали, разглагольствовали и бредили, и, Господи, я был таким наркотиком . Я сказал: «Что?»… Я раскопал Колтрейна, но не знал, что происходит». [55] Аудитория начала уходить с его концертов, как это произошло в августе 1965 года в Soldier Field в Чикаго после записи альбома, но до его выпуска. [56]
Более поздние отзывы в целом были положительными. В 1998 году Гэри Гиддинс писал: «Спустя почти тридцать пять лет все еще невозможно говорить о Ascension без слова предостережения. Это самая неприятная работа в истории джаза. На самом деле, вопреки своей репутации апогея фри-джазовой тирады 60-х, эта пьеса звучит гладко, как бурбон, по крайней мере, после того, как вы услышали ее несколько раз и больше не можете ее запугать. шоковая тактика... Подходя к концу долгой музыкальной ночи, вы можете заморгать, глядя на тишину с ошеломленным облегчением и непостижимым восторгом, а можете и нет. В любом случае, повторные посещения Вознесения обнаруживают , что она становится все менее монолитной. кудахтанье, вопли, визги и вопли — все еще ноты, а случайные гармонии и мелодии, выкованные в котле случая, при многократном воздействии покажутся столь же предопределенными, как сочиненная музыка». [57] В обзоре для AllMusic Сэм Самуэльсон присвоил альбому пять звезд и написал: «Поначалу это может быть трудно слушать, но если вы будете терпеливы и цените лучшее в жизни, наградой станет лучшее понимание личный путь, по которому шел художник в тот конкретный период своего развития». [2]
В своей статье для All About Jazz Дерек Тейлор признался, что его первое знакомство с Ascension было трудным, но «как и все, что стоит исследовать, логика и яркость этой работы в конечном итоге начали проявляться при неоднократном прослушивании. За прошедшие годы элементы, которые я впервые принял за гнев и раздор проявили себя как проявления духовности и единения. Это музыка, которая освобождает как исполнителей, так и слушателей, она бросает вызов и в то же время обучает». [58] Крис Бабер в обзоре для Jazz Views назвал альбом «одной из самых значительных записей в каноне того, что люди могли бы назвать «фри-джазом»» и написал: «Он начинается с того, что вы стряхиваете с вас любые предубеждения и привязываете вас к себе». обратно, чтобы вы были готовы проследить за логикой и связностью произведения по мере его развития. После полного погружения в произведение вы выходите, возможно, очищенным, возможно, расслабленным, но определенно изменившимся до того, каким вы были до его начала». Он заключил: «Есть веские основания полагать, что Ascension - это лучшее, наиболее последовательное и ясное заявление Колтрейна о том, для чего, по его мнению, должна быть музыка и чего она может достичь». [59] Авторы Penguin Jazz Guide писали: «В творчестве Колтрейна нет ничего похожего на Ascension ; действительно, в истории джаза нет ничего похожего на Ascension ... Это произведение, которое синтезирует правила классического джаза со свободами. of the New Thing. Его успех трудно оценить; его влияние является тотальным, ошеломляющим. Лишь постепенно он был признан не просто культовым альбомом, но и великой композицией». Что касается двух изданий, они прокомментировали: «Через какое-то время они стали напоминать скальное образование, увиденное под немного другим углом, но по-прежнему безошибочно угадывать то же самое грандиозное и неприступное обнажение». [29]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Ряд молодых музыкантов нашли вдохновение в Ascension . Питера Брецмана Machine Gun , записанную в 1968 году. Альбом оказал сильное влияние на песню [45] Гленн Бранка задумал свой альбом 1981 года The Ascension стать продолжением альбома Колтрейна, а также Оливье Мессиана L'ascension . [60] Музыка, созданная членами Ассоциации содействия творчеству музыкантов, часто была результатом акцента на коллективный подход к созданию уникальных фактур, часто с использованием нетрадиционных инструментов. [30] Квартет саксофонистов Rova неоднократно исследовал Ascension , записывая интерпретации произведений Джона Колтрейна Ascension (Black Saint, 1997), Electric Ascension (Atavistic, 2005) и Rova Channeling Coltrane Electric Ascension ( RogueArt , 2016). В 2007, 2008, 2010 и 2012 годах саксофонист Джереми Страчан организовал исполнение произведения и задокументировал этот опыт в эссе. [61] В 2018 году новая музыкальная группа wild Up представила концерт «Of Ascension», включающий набор композиций, вдохновленных Ascension . [62]
Во время своего турне по США в 1985 году группа Minutemen полностью проиграла своей публике кассету Ascension перед концертами. [63]
Орден солистов и ансамблей
[ редактировать ]Порядок соло в разных дублях немного различается; Элвин Джонс не играет соло во втором издании.
|
|
Список треков
[ редактировать ]Во время записи 28 июня 1965 года с "Ascension" было сделано два дубля. Второй дубль был выпущен на альбоме, который теперь известен как Ascension (Edition I) . Через несколько месяцев после выпуска Колтрейн отдал предпочтение первому дублю, поэтому «Вознесение» (Издание II) было создано с использованием первого дубля. Импульс! для обоих изданий использовалось одно и то же оформление и каталожный номер A-95, но на виниловом круге этого издания было написано «EDITION II». [64]
Оба издания доступны на одном компакт-диске, выпущенном Impulse!/Verve/Universal в 2000 году, а ранее были доступны на двухдисковом сборнике 1992 года The Major Works of John Coltrane на Impulse!/GRP/MCA. [65]
- Издание I
«Вознесение» (Джон Колтрейн) – 38:30
- Издание II
«Вознесение» (Колтрейн) – 40:49
Персонал
[ редактировать ]- Фредди Хаббард — труба
- Дьюи Джонсон — труба
- Мэрион Браун — альт-саксофон
- Джон Чикай — альт-саксофон
- Джон Колтрейн — тенор-саксофон
- Фараон Сандерс — тенор-саксофон
- Арчи Шепп — тенор-саксофон
- Маккой Тайнер — фортепиано
- Арт Дэвис — бас
- Джимми Гаррисон — бас
- Элвин Джонс — ударные
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Выпуск новых альбомов». Рекламный щит . Том. 78, нет. 6. 5 февраля 1968 г. п. 40. ISSN 0006-2510 .
- ^ Jump up to: а б с Самуэльсон, Сэм. «Джон Колтрейн: Вознесение» . Вся музыка . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 232.
- ^ «Высшая любовь Джона Колтрейна: для протокола» . Грэмми.com . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 262.
- ^ Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 91–96.
- ^ Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 94–95.
- ^ Портер, Льюис (2000). Ascension (переиздание компакт-диска) (примечания). Джон Колтрейн. Синие ноты. АС-95.
- ^ Гендрон, Бернар (2009). «После Октябрьской революции: джазовый авангард в Нью-Йорке, 1964–65». В Адлингтоне, Роберт (ред.). Звуковые обязательства: авангардная музыка и шестидесятые годы . Издательство Оксфордского университета. п. 219.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 298.
- ^ Jump up to: а б с д и Кан, Эшли (2006). Дом, который построил Трейн: история Impulse Records . WW Нортон.
- ^ Jump up to: а б Гиддинс, Гэри (1998). Видения джаза: первый век . Издательство Оксфордского университета. п. 486.
- ^ Делюкс-издание Love Supreme . 2002 г.; Импульс! Записи 5899452, примечания.
- ^ Хендерсон, Алекс. «Джон Колтрейн: Высшая любовь: Полное собрание мастеров [Deluxe Edition 2002]» . AllMusic.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ ПЕРСОНАЛ AAJ (11 апреля 2003 г.). «Беседа у камина с Мэрион Браун» . Все о джазе . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Трушон, Майк. «Интервью с Джоном Чикаем, 1995 год» . JohnTchicai.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Джонс, Леруа (1968). Черная музыка . Да Капо Пресс. п. 121.
- ^ Крепон, Пьер (июль 2018 г.). «Азбука Дьюи Джонсона 1939–2018» . Проволока . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ «Фараон Сандерс: Биография» . PharoahSanders.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Рид, Грэм (26 апреля 2009 г.). «Интервью с фараоном Сандерсом (2004): Творческий человек без генерального плана» . В другом месте.co.nz . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Фридман, Натаниэль (12 января 2020 г.). « Если ты в песне, продолжай играть»: интервью с фараоном Сандерсом» . NewYorker.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Гиддинс, Гэри (1998). Видения джаза: первый век . Издательство Оксфордского университета. п. 488.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. стр. 329–330.
- ^ Граймс, Уильям (14 августа 2009 г.). «Рашид Али, барабанщик фри-джаза, умер в возрасте 76 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Мандель, Ховард (13 августа 2009 г.). «Выступает Рашид Али (1935 – 2009), разнонаправленный барабанщик» . ArtsJournal.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Аллен, Клиффорд (13 июля 2005 г.). «Фрэнк Райт: Фрэнк Райт: Полные записи ESP-дисков» . AllAboutJazz.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 263.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Спеллман, AB (2000). Ascension (переиздание компакт-диска) (примечания). Джон Колтрейн. Голубые ноты. АС-95.
- ^ Jump up to: а б Мортон, Брайан; Кук, Ричард (2010). Путеводитель по джазу Penguin . Книги о пингвинах .
- ^ Jump up to: а б с д Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 98.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 142.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 738.
- ^ Томас, Джей Си (1976). Погоня за поездом . Капо. п. 195.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 47.
- ^ Йост, Эккехард (1994). Бесплатный джаз . Да Капо Пресс. п. 87.
- ^ Такой, Дэвид (1993). Джазовые музыканты-авангардисты: исполняют «Out There» . Университет Айовы Пресс. стр. 56–58.
- ^ Йост, Эккехард (1994). Бесплатный джаз . Да Капо Пресс. п. 88.
- ^ Jump up to: а б с Йост, Эккехард (1994). Бесплатный джаз . Да Капо Пресс. п. 89.
- ^ Йост, Эккехард (1994). Бесплатный джаз . Да Капо Пресс. п. 94.
- ^ Такой, Дэвид (1993). Джазовые музыканты-авангардисты: исполняют «Out There» . Университет Айовы Пресс. п. 58.
- ^ Йост, Эккехард (1994). Бесплатный джаз . Да Капо Пресс. стр. 90–95.
- ^ Йост, Эккехард (1994). Бесплатный джаз . Да Капо Пресс. п. 95.
- ^ Jump up to: а б Такой, Дэвид (1993). Джазовые музыканты-авангардисты: исполняют «Out There» . Университет Айовы Пресс. п. 123.
- ^ Jump up to: а б Уайтон, Тони (2013). За пределами высшей любви : Джон Колтрейн и наследие альбома . Издательство Оксфордского университета. п. 79.
- ^ Jump up to: а б Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 97.
- ^ Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 155.
- ^ Кук, Ричард ; Мортон, Брайан (2008). Путеводитель Penguin по джазовым записям (9-е изд.). Пингвин . п. 291. ИСБН 978-0-141-03401-0 .
- ^ музыкального руководства . Вся информация и обзор
- ^ Свенсон, Дж., изд. (1985). Путеводитель по джазовым пластинкам Rolling Stone . США: Рэндом Хаус/Роллинг Стоун. п. 47. ИСБН 0-394-72643-Х .
- ^ Ларкин, Колин (2007). Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195313734 .
- ^ Jump up to: а б с Кан, Эшли (2006). Высшая любовь: история фирменного альбома Джона Колтрейна . Пингвин.
- ^ Jump up to: а б Нисенсон, Эрик (1995). Вознесение: Джон Колтрейн и его поиски . Да Капо Пресс.
- ^ Меллерс, Уилфрид (октябрь 1966 г.). «Обзор: Джон Колтрейн: Вознесение». Музыкальные времена . 107 (1484): 880.
- ^ Матье, Билл (5 мая 1966 г.). «Обзор записи: Джон Колтрейн, Вознесение». ДаунБит . п. 25.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост . п. 48.
- ^ Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 96.
- ^ Гиддинс, Гэри (1998). Видения джаза: первый век . Издательство Оксфордского университета. п. 487.
- ^ Тейлор, Дерек (1 августа 2000 г.). «Джон Колтрейн: Вознесение» . Все о джазе . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Бабер, Крис (1 августа 2000 г.). «Джон Колтрейн: Вознесение: признание» . Джазовые виды . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Барри, Роберт (24 апреля 2013 г.). «Rorschach Audio: Гленн Бранка обсуждает чтение, письмо и объем» . Квиетус . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Страчан, Джереми (2013). «Чтение Вознесения : интертекстуальность, импровизация и смысл в исполнении». Критические исследования импровизации . 9 (2).
- ^ Гинелл, Ричард С. (13 ноября 2018 г.). «Дикие риффы о вознесении Джона Колтрейна » . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 203.
- ^ «Джон Колтрейн – Вознесение (Издание II) (Винил, LP, Альбом) на Discogs» . Дискогс . 1967 год . Проверено 19 августа 2011 г.
- ^ Ascension (вкладыш компакт-диска, задняя обложка компакт-диска). Джон Колтрейн . Импульс . 2009. 0602517920248.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка )