Огунде (песня)
"Огунде" | |
---|---|
Композиция Джона Колтрейна | |
из альбома Экспрессия | |
Выпущенный | 1967 |
Записано | 1967 |
Жанр | Фри-джаз |
Длина | 3 : 36 |
Этикетка | Импульс! |
Композитор(ы) | Джон Колтрейн |
« Ogunde » — вступительный трек на альбоме джазового саксофониста Джона Колтрейна 1967 года Expression и одна из двух песен на The Olatunji Concert: The Last Live Recording .
Происхождение и состав
[ редактировать ]«Ogunde» — вступительный трек на Expression Колтрейна , последнем студийном альбоме . [ 1 ] записано 15 февраля и 7 марта 1967 года. [ 2 ] Продолжительность 3:36 минуты — это самая короткая песня на альбоме. [ 3 ] «Марафонская версия» песни, длившаяся более 28 минут. [ 4 ] [ 5 ] был исполнен на концерте 23 апреля 1967 года во время последнего записанного живого выступления Колтрейна в Центре африканской культуры Олатунджи в Гарлеме. [ 6 ] и был выпущен в 2001 году на The Olatunji Concert: The Last Live Recording . [ 2 ]
В оригинальном выпуске "Ogunde" участвуют Колтрейн на теноре , Рашид Али на барабанах, Элис Колтрейн на фортепиано и Джимми Гаррисон на басу . [ 2 ] В выпуске Olatunji Concert также участвуют перкуссионисты Джума Сантос и Элджи де Витт. [ 7 ] и саксофонист Фароа Сандерс , [ 4 ] который ни разу появляется в Expression на "To Be", [ 2 ] на флейте пикколо. [ 5 ]
Согласно примечаниям Дэвида Уайлда , песня основана на «Ogunde Varere», афро-бразильской народной песне , название которой переводится как «Молитва богов». [ 5 ] Независимый журналист и автор [ 8 ] Жеральд Арно далее отметил, что «Огунде» посвящен Ориша Огуну , богу железа и металла в йоруба религиозной традиции . [ 9 ] Между тем, Крис Сирл из The Morning Star утверждал, что песня «еще раз подчеркивает смесь духовной страсти Колтрейна в мощном звучании его солидарности с африканским народом». [ 5 ]
Музыка и структура
[ редактировать ]«Огунде» — это фри-джаз. [ 10 ] баллада ; [ 11 ] однако историк литературы Кимберли Бенстон отмечает, что песня отклоняется от традиционных «ожиданий завершения, вызванных основной структурой баллады». [ 12 ] Джефф Прессинг из Мельбурнского университета отмечает "Ogunde" как пример песни, которая "сопоставляет лирическую прямоту с вспышками нарушенной квазиатональности". [ 13 ]
Рецензент PopMatters Джеймс Бодро далее отмечает, что игра Колтрейна в «Огунде» отражает личный стиль, который он развил до своей смерти: «экстатический, ярко сосредоточенный и с калейдоскопическим вибрато». По словам Бодро, начальная фраза "Ogunde" с участием Колтрейна "звучит как финал, как будто всю музыку можно свести к одной благородной каденции". Песня характеризуется последовательностью, в которой участвуют несколько исполнителей и звуков, и включает четырнадцатиминутный период, начиная с 2:40, в котором Колтрейн полностью отсутствует и в котором доминируют звуки саксофона Сандерса и фортепиано Элис Колтрейн. [ 6 ] а также длинные соло Колтрейна, Сандерса и Элис. [ 5 ]
Когда около 10:00 Сандерс наконец уступает, на передний план выходит фортепиано Элис Колтрейн... Ее звук быстрый и красочный, умный и игривый. Когда Колтрейн возвращается в 16:40 и на минуту зависает в том же масштабе, результат подобен вспыхнувшему после грозы солнцу. Его необыкновенное соло величественно строится благодаря повторению темы на протяжении 25 минут и потрясающей по своей силе и изобретательности коде. Его последняя фраза звучит наэлектризованно — что-то вроде того, как мог бы сыграть Джими Хендрикс , но с глубиной темно-синего цвета и техникой, которую в прежние времена можно было бы счесть дьявольской.
—Джеймс Бодро [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]В целом «Огунде» был хорошо принят критиками . Обсуждая музыку Колтрейна за несколько месяцев до его смерти в июле 1967 года, джазовый музыкант и педагог Билл Коул отметил, что, хотя «записи Колтрейна в 1967 году... были скудными», «качество и сила, особенно в его пьесе «Ogunde», не обнаруживают никаких вредных последствий его болезни». [ 14 ] Джазовый комментатор Скотт Яноу похвалил The Olatunji Concert за его «неослабевающую интенсивную музыку», но назвал его «в значительной степени непригодным для прослушивания, кроме как настоящими фанатиками» из-за плохого качества записи, заявив, что запись «должна была оставаться легендарной и неизданной». [ 2 ]
Обозреватель BBC Питер Марш охарактеризовал сольное выступление Колтрейна во время песни как «захватывающее, беспокойное исследование повторяющихся фраз, ускоряющихся с головокружительной скоростью, пока они не распадаются и не перегруппировываются», и описывает выступление как сочетание «силы и изящества». [ 7 ]
Во многих рецензиях на "Ogunde" особое внимание уделяется исполнению Сандерса в расширенной версии песни. Дон Хекман из Los Angeles Times похвалил игру Сандерса, заявив, что «Сандерс в «Огунде» на высоте». [ 15 ] Бодро дал неоднозначную оценку, назвав «выносливость Сандерса» «впечатляющей», а его выступление «привлекательным и достойным восхищения», но отметив, что это выступление проверяет его «терпимость к продолжительным и настойчивым пронзительным стенаниям» и что «недостаток теплоты здесь оставляет меня в стороне, так сказать». [ 6 ]
Появления
[ редактировать ]Помимо Expression и Olatunji Concert , версии "Ogunde" были включены в несколько других альбомов, включая His Greatest Years, Vol. 2: Лучшее от Джона Колтрейна ( MCA , 1990 ), [ 16 ] Духовное ( «Импульс!» , 2001 ), [ 17 ] и «История импульса» (Импульс!, 2006 ). [ 18 ] Песня также вошла в Sacred Sources, Vol. Live Forever , — сборник выпущенный в 1994 году лейблом Карлоса Сантаны Guts 1 : & Grace, в который вошли записи последних выступлений известных артистов. [ 19 ] [ 20 ] Краткий отрывок из «Ogunde» также появляется в альбоме The Last Giant: Anthology , в 1993 году выпущенном Rhino Records . [ 21 ] [ 22 ]
Альбом | Выпущенный | Этикетка | Длина |
---|---|---|---|
Его величайшие годы, Том. 2: Лучшее от Джона Колтрейна | 1990 | МСА отчеты | 3:40 |
Последний великан: Антология | 1993 | Рино Рекордс | 1:30 |
Священные источники, Том. 1: Живи вечно | 1994 | Мужество и грация | 5:27 |
Духовный | 2001 | Импульс! Рекорды | 3:38 |
Импульсная история | 2006 | Импульс! Рекорды | 3:36 |
«Ogunde» была одной из пятнадцати композиций, исполненных в 2003 году в Mechanics Hall в Вустере, штат Массачусетс, на 26-м ежегодном концерте памяти Джона Колтрейна. [ 23 ] [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Господин Тренд (08.09.2007). «Случайная 10-ка Мистера Тренда». Альтернативная судьба .
- ^ Jump up to: а б с д и Янов, Джаз на пластинке , с. 547.
- ^ "Выражение" . Вся музыка . Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Концерт Олатунджи: последняя концертная запись» . Вся музыка . Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сирл, Крис (08 декабря 2001 г.). «Финальный импровизационный огонь джазового колосса». Утренняя звезда . п. 11.
- ^ Jump up to: а б с д Бодро, Джеймс (25 сентября 2001 г.). «Концерт Олатунджи: последняя концертная запись» . ПопМатерс . Проверено 11 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Марш, Питер. «Джон Колтрейн: Концерт Олатунджи» . Би-би-си . Проверено 12 марта 2007 г.
- ^ «Арно Жеральд» (на французском языке). Сельское хозяйство . Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ Арно, Жеральд (1 января 2002 г.). «Лицо Колтрейна в Африке» . Сельское хозяйство (на французском языке) . Проверено 11 марта 2008 г.
- ^ Йост, Free Jazz , с. 115.
- ^ Йост, Free Jazz , стр. 102–03.
- ^ Бенстон, «Исполнение черноты» , с. 141-42.
- ^ Прессинг, Джефф. «Фри-джаз и авангард» (PDF) . Университет Мельбурна . Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2003 г. Проверено 11 марта 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Коул, Джон Колтрейн , с. 195.
- ^ Хекман, Дон (22 сентября 2003 г.). «Поймать Колтрейна вживую в его поисках» . Лос-Анджелес Таймс . п. Ф.69. Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года . Проверено 11 марта 2008 г.
- ^ «Его величайшие годы, Том 2: Лучшее из Джона Колтрейна» . Вся музыка . Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ «Духовный (Импульс)» . Вся музыка . Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ «Импульсная история» . Вся музыка . Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ Доггетт, Джими Хендрикс , с. 113.
- ^ «Священные источники, Том 1: Живи вечно» . Вся музыка . Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ Нормент, Линн (август 1993 г.). «Отключение звука». Эбони . п. 25.
- ^ «Последний великан: Антология» . Вся музыка . Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ МакЛеннан, Скотт (22 сентября 2003 г.). «Вдохновленные выступления вызывают воспоминания о Колтрейне». Телеграмма и газета . п. С5.
- ^ Янг, Боб (22 сентября 2003 г.). «Сандерс и команда отдают дань уважения Колтрейну». Бостон Геральд . п. 033.
Ссылки
[ редактировать ]- Бенстон, Кимберли В. (2000). Исполнение черноты: постановления афроамериканского модернизма . Рутледж . ISBN 978-0-415-00948-5 .
- Коул, Билл (2001). Джон Колтрейн . Да Капо Пресс . ISBN 978-0-306-81062-6 .
- Доггетт, Питер (2004). Джими Хендрикс: Полный путеводитель по его музыке . Омнибус Пресс . ISBN 978-1-84449-424-8 .
- Йост, Эккехард (1994). Бесплатный джаз . Да Капо Пресс . ISBN 978-0-306-80556-1 .
- Яноу, Скотт (2003). Джаз в записи: первые шестьдесят лет . Книги о бэкбите. ISBN 978-0-87930-755-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Огунде: Джон Колтрейн и афроатлантический мифопоэз , статья Ву Мина 1 о происхождении песни на языке йоруба.