Межзвездное пространство
Межзвездное пространство | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | Сентябрь 1974 г. | |||
Записано | 22 февраля 1967 г. | |||
Студия | Ван Гелдер ( Энглвуд Клиффс ) | |||
Жанр | Фри-джаз | |||
Длина | 36 : 27 | |||
Этикетка | Импульс! | |||
Продюсер | Джон Колтрейн | |||
Джона Колтрейна Хронология | ||||
|
Interstellar Space — студийный альбом американского джазового саксофониста Джона Колтрейна при участии барабанщика Рашида Али . Записано оно было в 1967 году. [1] год его смерти и выпущен Impulse! Записи сентября 1974 года. [2]
Состав
[ редактировать ]К последним дням существования квартета Колтрейна фортепиано и бас стали остатками; вы приготовились к тому моменту, когда он отказался от любого предлога, лежащего в основе гармонии, и вступил в бой с Элвином Джонсом . Эти дуэты с Рашидом Али начинаются именно с этого, а лишние композиционные рекомендации только усиливают интенсивность.
Interstellar Space состоит из расширенной дуэтной сюиты из четырёх частей с барабанщиком Рашидом Али . [2] и был записан в студии Ван Гелдера 22 февраля 1967 года. [2] через неделю после сессии, на которой были записаны Stellar Regions (в которую входил трек "Offering", [4] также участвовал в альбоме Expression ), и примерно за две недели до сессии, на которой были записаны треки "Ogunde" и "Number One", оба из которых также появились на Expression . [5] частично совпадают Материалы по «Звездным регионам» и «Межзвездному пространству» ; например, "Venus" имеет ту же мелодию, что и заглавный трек Stellar Regions , [4] в то время как «Марс» цитирует мелодию того, что стало известно как «Ирис», и многие варианты нот и их прослушивания аналогичны.
В оригинальный альбом вошли четыре трека: «Mars» (названный «C Major» в сессионных листах ABC/Paramount). [6] ), «Венера» (в листах сеанса под названием «Песнь снов»). [7] ), «Юпитер» и «Сатурн». [8] Еще два трека с сессии, «Leo» и «Jupiter Variation», позже появились на сборнике Jupiter Variation в 1978 году. [8] В переиздание компакт-диска 2000 года вошли все треки с сессии, включая фальстарты для "Jupiter Variation" в предварительном альбоме .
По словам Бена Рэтлиффа , Межзвездное пространство было «минимально спланировано». [9] и «произошло во время, как показалось Али, обычного визита в студию Руди Ван Гелдера . Али приехал со своим другом Джимми Вассом, ожидая найти других участников группы, и больше никого там не увидел». [10] Рэтлифф рассказал следующий разговор:
— Никто не придет? [Али] сказал Вассу. Вскоре прибыл Колтрейн. /— Никто не придет? — сказал он Колтрейну. /«Нет, есть только ты и я». /«Во что мы играем? Это быстро? Это медленно?» /«Как бы вы ни хотели. Давай. Я позвоню в колокольчики. Ты можешь сделать вступление из 8 тактов». [11]
Рэтлифф написал: «Они записали пластинку за один дубль. Али говорит, что ему было не совсем спокойно, что все это поставило его на дно. Он все еще чувствует, что мог бы добиться большего, если бы был подготовлен». [11] Позже Али размышлял: «Вы можете примерно сказать, к чему стремилась эта музыка — он разбирался в ней. Она действительно говорила вам, в каком направлении он двигался. Эта пластинка [ Interstellar Space ] была одной из последних вещей, которые он сделал» . Это действительно то, что нужно слушать и что нужно чувствовать. Сейчас музыканты только начинают присматриваться к исполнению подобных вещей». [12]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Даун бит | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель Penguin по джазу | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель по пластинкам Rolling Stone | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Sputnikmusic | 4/5 [17] |
Том Халл | А- [18] |
Деревенский голос | А- [19] |
Interstellar Space был выпущен в сентябре 1974 года компанией Impulse! Рекорды . [20] В современной рецензии для журнала Rolling Stone музыкальный журналист Стивен Дэвис назвал альбом «явно поразительным» и нашел Али идеальным дополнением мистических идей Колтрейна: «Он диковинным образом отвечает на неумолимый поток энергии, извергаемый Трейном, и в результате получается вулканизм двух человек, в котором Али создает подземный грохот, сквозь который тенор взрывается ливнем нот». [21] Роберт Кристгау написал в своей колонке в The Village Voice , что его поразили дуэты, которые «звучат как раздражающие, пока вы не сосредоточитесь на них, и в этот момент взаимодействие приобретает темп и форму с метафорическим подтекстом, имеющим мало общего с музыкальные идеи, которые исследуются». [19]
В обзоре расширенного переиздания компакт-диска Interstellar Space джазовый критик Скотт Яноу из AllMusic назвал его «зажигательной, хотя и несколько недоступной музыкой» с преобразующими, эмоциональными дуэтами, которые демонстрируют талант Колтрейна к импровизации без традиционного джазового аккомпанемента . [13] Tiny Mix Tapes написали, что «яростные размышления о фри-джазе» не так важны, как его другие альбомы Giant Steps (1960) и A Love Supreme (1965), но они лучше отражают духовный и стилистический рост Колтрейна, включая его понимание и понимание музыки. многофонические приемы, обертоны и альтиссимо . ноты [22] По мнению Down Beat журнала , Interstellar Space лучше всего иллюстрирует формальные принципы, которые Колтрейн применял к своей более духовной музыке. [14] в то время как Дерек Тейлор из All About Jazz назвал эту пластинку одной из своих самых важных записей, в отличие от предыдущих дуэтов, которые он записал с такими музыкантами, как Элвин Джонс :
В Али он нашел барабанщика, еще более готового отказаться от земных ритмических границ и взять курс на неизведанный космос. В этих дуэтах саксофонист наиболее интуитивен, источая непреодолимую уверенность, временами сдерживаемую священной нежностью. Переплетающиеся панритмические узоры Али окутывают и обнимают, пылко продвигая музыку вперед. [23]
Бен Рэтлифф описал альбом следующим образом: «Колтрейн руководит музыкой, начиная и заканчивая в состоянии спокойствия, хотя между ними музыка достигает неистовых состояний. Это не шоу-бизнес, даже шоу-бизнес хиппи. Это почти монашеская пластинка. Каждая пьеса начинается и заканчивается колокольчиками, встряхиваемыми Колтрейном. Эти пьесы охватывают диапазон выражений: от жестких, фрагментарных фраз до плавных, нисходящих двенадцатинотных гамм, сыгранных так быстро и так четко, что дают физическое ощущение звука. пол вываливается из-под тебя. Это возвращает его в 1958 год, когда он начал интересоваться арфой, выражая себя с помощью быстрых арпеджио, это еще лучше сделано; [11]
Эрик Нисенсон писал, что название « Межзвездное пространство » «идеально подходит, поскольку здесь Колтрейн может свободно импровизировать без гравитации баса или фортепиано. Названия пьес: «Марс», «Юпитер», «Венера» и «Сатурн». «,» отражают интерес Колтрейна к астрологии, которую он ценил как сложную систему, позволяющую связать движение космоса с действиями человека. Музыка воплощает идею, которую он почерпнул из изучения Эйнштейна и современной физики: Вселенная постоянно расширяется. Мелодия и ритм, свободные от ограничений гармонии и метра, создают для ума световое зрелище; можно увидеть взрывающиеся звезды, проносящиеся сквозь просторы космоса кометы, непрерывное, нескончаемое экспансивное движение всех звезд и планет... Эти дуэты саксофона и барабанов следуют традициям таких произведений Колтрейна, как «Countdown» и «Vigil». Разница заключается в огромной свободе ритмов Рашида Али, которая позволяет Колтрейну свободно исследовать этот ритмический ландшафт, не вынуждая его двигаться вперед... Плотная, неистовая игра Колтрейна временами напоминает период «звуковых листов», оказывая тот же эффект на слушатель купается в чистом звуке. Но различия с прежней музыкой гораздо важнее. Колтрейн глубоко проник в сферу чистой музыкальной свободы, и, сохраняя важные элементы своего устоявшегося стиля, он, кажется, свободен от стандартного вестерна. Более того, в этой записи он обнаружил, что ему не нужно продолжать кричать, чтобы продолжить свои поиски». [24]
Льюиса Портера Книга «Джон Колтрейн: его жизнь и музыка» включает подробное обсуждение межзвездного пространства и, в частности, «Венеры». [25] Он писал: «Шквал звука, представленный последними работами Колтрейна, может, к сожалению, скрыть от многих слушателей великолепную силу игры Колтрейна. То, что кажется хаотичным, на самом деле является противоположным. Колтрейну удавалось создавать длинные соло, которые плавно перетекали от темы к импровизация - это именно то, что, по его словам, он хотел, и импровизации были неустанно посвящены исследованию абстрактных мотивационных идей». [26] Портер предположил, что «Интерстеллар Пространство » является «идеальной отправной точкой для слушателя, который хочет понять последнюю музыку Колтрейна — так легко услышать, что он делает… Каждая [пьеса] начинается с темы, уходит от нее и возвращается к это в конце... все пьесы представляют собой своего рода работу до кульминации, за которой следует успокоение, ведущее к перепросмотру». [27] Далее он перечисляет три метода, которые Колтрейн использует в этой записи: 1) «очень быстрые нисходящие гаммы, повторяющиеся снова и снова» в попытке «создать оркестровый эффект... Он хочет создать у слушателя впечатление, что верхние частоты ноты — это мелодия, а гаммы — аккомпанемент». [28] 2) «быстрые и резкие изменения регистра», «попытка предложить сразу два направления деятельности»; [28] 3) «правая сторона вверх и перевернутая сторона» — создание вариаций мотива путем изменения его формы, движения вверх, а не вниз, использования одного и того же ритма или одного и того же количества нот в разных вариантах». [29] Портер отмечает, что по мере того, как «Колтрейн переходит к более длинным и быстрым потокам заметок, более заумным и менее четко сформулированным», «появляются закономерности», и «мы начинаем понимать, что то, что на первый взгляд могло показаться недисциплинированным увеличением числа заметок на самом деле представляет собой разработку различных моделей». [30] Портер завершает свое обсуждение «Венеры» замечанием: «Для человека, которого в последние годы жизни обвиняли в том, что он играл громкую, шумную музыку, больше всего впечатляет его невероятный контроль над динамикой, от шепота до крика... И Колтрейн преуспел именно потому, что отказался от смены аккордов и ограничения устойчивого ритма, создав цельную музыкальную конструкцию, не разделяемую на припевы». [31]
Автор Тони Уайтон написал, что треки на Interstellar Space «явно демонстрируют всю славу позднего стиля Колтрейна». [32] и отмечает, что «удаление опознаваемых структур, устойчивого пульса и ясного чувства размера открывает музыку и удаляет привычные средства ориентации для слушателя. В этом отношении, хотя звук и подход Колтрейна можно понимать как часть одного и того же континууме, контекст резко изменился до такой степени, что музыка явно воспринимается скорее как непосредственное ощущение. Это приводит к тому, что такие записи, как Interstellar Space, воспринимаются как музыкальные процессы, а не как продукты, которые побуждают нас слушать здесь и сейчас; в отличие от ассимиляции того, что произошло раньше, и предсказания того, что произойдет дальше». [33] Уайтон предполагает, что «восприятие записи как типа музыки как процесса противоречит каноническому императиву овеществления музыки; музыка Колтрейна не передает какого-то особого значения или набора ценностей, но работает как агент, заставляющий подвергать сомнению и открывать дискуссию о том, что музыка может В это время в мире Колтрейна студия становится местом для исследований и открытий, а дуэты с Али передают ясное ощущение экспериментирования и взаимодействия между двумя творческими художниками». [34] Он также заявляет: «Существует определенное ощущение, что одни нотации не могут уловить интенсивность, энергию и звук, возникающие при прослушивании записи из первых рук… Как звуковой опыт, « Межзвездное пространство» имеет богатое, чувственное качество, которое ясно объясняет звучание Колтрейна». увлечение звуком больше, чем любая другая поздняя запись Колтрейна, Interstellar Space привлекает слушателя своими чувственными звуками и демонстрирует, как записи могут открыть наши уши для различных впечатлений от прослушивания». [34]
Мика Вайнио из группы Pan Sonic назвал Interstellar Space одним из своих любимых альбомов в интервью The Quietus . [35] Зак Грэм, писавший для GQ , назвал его «самым цепким и недоступным альбомом Колтрейна» и заявил, что это самая влиятельная пластинка Колтрейна, назвав Thundercat и Кендрика Ламара музыкантами, на которых повлияло Interstellar Space . [8]
Обложки
[ редактировать ]В 1999 году гитарист Нельс Клайн и барабанщик Грегг Бендиан выпустили свои версии «Mars», «Leo», «Venus», «Jupiter» и «Saturn» на альбоме Interstellar Space Revisited: The Music of John Coltrane . [36] Rings of Saturn , альбом дуэтов Рашида Али и саксофониста Луи Белогениса, также отдает дань уважения Interstellar Space и включает композицию Колтрейна «Saturn». [37]
Список треков
[ редактировать ]Все треки написаны Джоном Колтрейном.
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | "Марс" | 10:43 |
2. | "Венера" | 8:36 |
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | "Юпитер" | 5:25 |
2. | "Сатурн" | 11:43 |
- Первая и вторая стороны были объединены в треки 1–4 на переизданиях компакт-дисков.
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
5. | "Лео" | 10:56 |
6. | «Вариант Юпитера» | 6:43 |
Персонал
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джон Колтрейн: Межзвездное пространство» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 6 июля 2008 года . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Штимер, Хэнк (22 февраля 2017 г.). «Межзвездное пространство Джона Колтрейна в 50 лет: наследие шедевра фри-джаза» . Роллинг Стоун . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Дэвис, Фрэнсис (2006). «Путеводитель Джона Колтрейна» . Деревенский голос . № 30 мая. Нью-Йорк . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 763.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 766.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 764.
- ^ Портер, Льюис; ДеВито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Уайлд, Дэвид; Шмалер, Вольф (2008). Справочник Джона Колтрейна . Рутледж. п. 765.
- ^ Перейти обратно: а б с Грэм, Зак (17 июля 2017 г.). «Запись Джона Колтрейна, создавшая современную музыку» . GQ . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 111.
- ^ Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 111–112.
- ^ Перейти обратно: а б с Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 112.
- ^ Кан, Эшли (2007). Дом, который построил Трейн: история Impulse Records . WW Нортон и компания .
- ^ Перейти обратно: а б Яноу, Скотт . «Межзвездное пространство — Джон Колтрейн» . Вся музыка . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Трейн Треки». Даун Бит . Нет. Март. Чикаго. 1992. с. 48.
...лучший пример формализма, сопровождавшего его спиритуализм...
- ^ Кук, Ричард; Мортон, Брайан (1992). Путеводитель Penguin по джазу . Книги о пингвинах . п. 229. ИСБН 9780140153644 .
- ^ Свенсон, Дж., изд. (1979). Путеводитель по пластинкам журнала Rolling Stone . США: Рэндом Хаус/Роллинг Стоун. п. 182 . ISBN 0-394-41096-3 .
- ^ «Джон Колтрейн - Мнения пользователей межзвездного пространства» . Спутникмузыка . Прокрутите вниз до пункта «ПЕРСОНАЛ Эрнана М. Кэмпбелла» . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Халл, Том (nd). «Джаз (1940-50-е годы)» . tomhull.com . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кристгау, Роберт (1974). «Справочник потребителя (51)» . Деревенский голос . № 23 декабря. Нью-Йорк . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Кан, Эшли (2007). Дом, который построил Трейн: история Impulse Records . WW Нортон и компания . п. 262. ИСБН 978-0393082883 .
- ^ Дэвис, Стивен (1975). «Джон Колтрейн: Межзвездное пространство» . Роллинг Стоун . № 3 июля. Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 6 июля 2008 года . Проверено 10 мая 2015 г.
{{cite magazine}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «1967: Джон Колтрейн — Межзвездное пространство» . Крошечные микстейпы . 9 октября 2008 года . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Тейлор, Дерек (1 августа 2000 г.). «Джон Колтрейн: Межзвездное пространство» . Все о джазе . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Нисенсон, Эрик (1995). Вознесение: Джон Колтрейн и его поиски . Да Капо Пресс. стр. 215–216.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. стр. 277–288.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 276.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 277.
- ^ Перейти обратно: а б Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 278.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 279.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 280.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 288.
- ^ Уайтон, Тони (2013). За пределами высшей любви: Джон Колтрейн и наследие альбома . Издательство Оксфордского университета. п. 86.
- ^ Уайтон, Тони (2013). За пределами высшей любви: Джон Колтрейн и наследие альбома . Издательство Оксфордского университета. п. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Уайтон, Тони (2013). За пределами высшей любви: Джон Колтрейн и наследие альбома . Издательство Оксфордского университета. п. 88.
- ^ Фриман, Альберт (1 сентября 2014 г.). «Pan Sonics: Любимые альбомы Мики Вайнио» . Квиетус . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ «Возвращение к межзвездному пространству (Музыка Джона Колтрейна)» . Allmusic.com . Проверено 2 марта 2015 г.
- ^ Хендерсон, Алекс. «Рашид Али: Кольца Сатурна» . Вся музыка . Проверено 30 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Interstellar Space на Discogs (список релизов)