Jump to content

Руди Ван Гелдер

Руди Ван Гелдер
Ван Гелдер в 1976 году
Ван Гелдер в 1976 году
Справочная информация
Рожденный ( 1924-11-02 ) 2 ноября 1924 г.
Джерси-Сити, Нью-Джерси , США
Умер 25 августа 2016 г. ( 91 год) ( 25 августа 2016 г. )
Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси , США
Жанры Джаз
Род занятий Звукоинженер
Этикетки

Рудольф Ван Гелдер (2 ноября 1924 — 25 августа 2016) — американский инженер звукозаписи , специализирующийся на джазе . За более чем полвека он записал несколько тысяч сессий с такими музыкантами, как Букер Эрвин , Джон Колтрейн , Майлз Дэвис , Телониус Монк , Сонни Роллинз , Арт Блейки , Ли Морган , Джо Хендерсон , Фредди Хаббард , Уэйн Шортер , Хорас Сильвер , Херби. Хэнкок , Грант Грин и Джордж Бенсон . Он работал со многими звукозаписывающими компаниями и записывал почти каждую сессию на Blue Note Records с 1953 по 1967 год. [1]

Джона Колтрейна Он работал над такими альбомами, как A Love Supreme Майлза Дэвиса , Walkin' Херби Хэнкока , Maiden Voyage Сонни Роллинза , Saxophone Colossus и Song for My Father Горация Сильвера . [2] Его считают одним из самых влиятельных джазовых инженеров. [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Ван Гелдер родился в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси . Его родители, Луи Ван Гелдер и бывшая Сара Коэн (еврейка), управляли магазином женской одежды в Пассаике . [2] Его интерес к микрофонам и электронике можно объяснить юношеским увлечением радиолюбительством . Он также был давним поклонником джаза. был барабанщиком группы Теда Льюиса Его дядя, в честь которого назвали Руди, в середине 1930-х годов . В школьные годы Ван Гелдер брал уроки игры на трубе и играл в школьном оркестре. [4]

Ван Гелдер учился на оптометриста в Филадельфии, в Пенсильванском колледже оптометрии потому что не думал, что сможет зарабатывать на жизнь звукорежиссером. [2] [5] Он получил степень OD в этом учреждении в 1946 году. После этого Ван Гелдер вел практику оптометрии в Тинеке, штат Нью-Джерси, до 1959 года, когда он перешел на должность инженера звукозаписи на полную ставку. [6]

По вечерам после работы Ван Гелдер записывал местных музыкантов, которым нужны были записи их работ на скорости 78 об/мин. [7] С 1946 года Ван Гелдер записывался в доме своих родителей в Хакенсаке, штат Нью-Джерси , где рядом с гостиной была построена аппаратная, служившая площадкой для выступлений музыкантов. [4] [8] Сухая акустика этого рабочего пространства отчасти стала причиной неповторимой эстетики записи Ван Гелдера. [9]

«Когда я только начинал, я был заинтересован в улучшении качества имеющегося у меня воспроизводящего оборудования», — прокомментировал Ван Гелдер в 2005 году; «Я никогда не был по-настоящему доволен тем, что слышал. Я всегда предполагал, что записи, сделанные крупными компаниями, звучат лучше, чем то, что я могу воспроизвести. Вот как я заинтересовался процессом. Я приобрел все, что мог, для воспроизведения звука: динамики. , вертушки, усилители". [10] Один из друзей Ван Гельдера, баритон-саксофонист Хиль Мелле , познакомил его с Альфредом Лайоном , продюсером Blue Note Records , в 1953 году. [10]

В 1950-х годах Ван Гелдер занимался инженерией и мастерингом для классического лейбла Vox Records . [11] [5] В 1959 году он стал штатным инженером звукозаписи. В 1959 году он перевел студию Ван Гелдера в специально построенное более крупное помещение в Энглвуд-Клиффс , в нескольких милях к юго-востоку от первоначального места. [12] Некролог в лондонской Daily Telegraph написал о «чрезвычайной привередливости Ван Гелдера» как инженера и о его настойчивых требованиях «не есть и не пить в студии и ни в коем случае не прикасаться к микрофону. Сам он всегда носил перчатки при работе с микрофоном». оборудование". [13]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

Хотя его производительность замедлилась, Ван Гелдер продолжал работать инженером звукозаписи и в новом веке. В конце 1990-х он работал инженером по записи некоторых песен, вошедших в саундтреки к японскому аниме-сериалу «Ковбой Бибоп» . [14] С 1999 года он переделал аналоговые записи Blue Note, которые он сделал несколькими десятилетиями ранее, в 24-битные цифровые записи в серии RVG Edition. [15] Он положительно отнесся к переходу от аналоговых технологий к цифровым. В 1995 году он рассказал журналу Audio :

Самым большим искажителем является сама пластинка. Я сделал тысячи мастеров пластинок. Раньше я делал 17 станков в день, одновременно работая на двух токарных станках , и я рад, что LP выходит из строя. Насколько я понимаю, скатертью дорога. Это была постоянная борьба за то, чтобы музыка звучала так, как она должна. Это никогда не было хорошо. И если людям не нравится то, что они слышат в цифровом формате, им следует винить инженера, который это сделал. Виноват мастеринг-хаус. Виноват инженер по микшированию. Вот почему некоторые цифровые записи звучат ужасно, и я не отрицаю этого, но не виню носитель. [16]

Ван Гелдер продолжал проживать в Энглвуд Клиффс. [17] до своей смерти 25 августа 2016 г. [2] [18]

Звук Ван Гелдера

[ редактировать ]
Студия Ван Гелдера в Энглвуд-Клиффс, штат Нью-Джерси, была внесена в Национальный реестр исторических мест в 2022 году.

Ван Гелдер скрывал свои методы записи, оставляя поклонников и критиков размышлять о его методах. Он доходил до того, что передвигал микрофоны, когда группы фотографировались в студии. [19] Поклонники часто восхищаются его техникой записи за ее прозрачность, ясность, реализм, теплоту и присутствие. [20] Ван Гелдер впервые применил технику близкого подключения микрофонов , ограничение пиков и насыщенность ленты, чтобы придать музыке дополнительное ощущение непосредственности. [21] Он также продемонстрировал стремление к превосходному соотношению сигнал/шум при записи и мастеринге, что позволило Ван Гелдеру добиться большей громкости на своих пластинках и минимизировать шипение ленты и шум поверхности винила. [22] Ван Гелдер был необычным по сравнению с другими инженерами звукозаписи того времени, поскольку ему принадлежал весь процесс записи и пост-записи (за исключением печати самих пластинок). Этот контроль дал Ван Гелдеру возможность гарантировать, что окончательные записи отражают звук оригинальной магнитофонной записи, при этом каждая пластинка имеет свой отличительный знак: небольшую букву «RVG», вписанную в область выхода. [20]

Несмотря на то, что Ван Гелдер сыграл важную роль в разработке так называемого «звука Blue Note», подход Ван Гелдера часто диктовался производственным персоналом, с которым он работал. из Blue Note Альфред Лайон тесно сотрудничал с Ван Гелдером во время сессий:

Альфред точно знал, что он хотел услышать. Он сообщил это мне, и я получил это для него технически. Он был потрясающим в том, что слышал, и в том, как терпеливо вытягивал это из меня. [23]

Такой пристальный контроль редко применялся, когда Ван Гелдер записывался для других лейблов, таких как Prestige или Savoy , что позволяло ему исследовать и внедрять новые методы звукорежиссуры:

Когда я экспериментировал, я экспериментировал с Боба Вайнстока проектами . Боб не особо задумывался о звуке. . . Так что, если бы у меня появился новый микрофон и я захотел опробовать его на саксофонисте, я бы никогда не попробовал его на свидании с Альфредом. Вайнштоку было наплевать, и все получилось отлично. Альфреду это было бы полезно... [23]

Несмотря на его выдающиеся достижения в записи джаза, некоторые артисты избегали студии Ван Гелдера. Басист и композитор Чарльз Мингус отказался с ним записываться. Принимая участие в «тесте с завязанными глазами» Леонарда Физера в 1960 году, он сказал, что Ван Гелдер «пытается изменить тон людей. Я видел, как он это делал; я видел, как он это делал; я видел, как он взял Тэда Джонса и то, как он его настраивает у микрофона, может изменить весь звук. Вот почему я никогда не хожу к нему, он испортил мой басовый звук». [24] [25] Даже президент и продюсер Blue Note Альфред Лайон критиковал Ван Гелдера за то, что Лайон считал его случайным чрезмерным использованием реверберации , и в шутку называл эту черту «особенностью Руди» на коробках с кассетами. [26]

Ричард Кук назвал характерный для Ван Гелдера метод записи и микширования фортепиано «столь же отличительным, как и сама игра пианистов». [27] Это уникальное качество звука считается ключевым компонентом звука Van Gelder. [20] Такой звук фортепиано изначально был результатом записи в гостиной, а не в специально построенной записывающей установке, где была необходима точная запись струн фортепиано, чтобы избежать утечки звука из других инструментов. [20] Несмотря на создание характерного, хотя и сжатого фортепианного звука, критики звука Ван Гелдера 1950-х и 1960-х годов сосредоточили внимание на записи фортепиано Ван Гелдера как на конкретном источнике критики:

Лучшие записи Ван Гелдера включают чудесно звучащие духовые инструменты, басовые партии и мерцание тарелок, но одним инструментом, который он редко получал правильно, было фортепиано, которое на большинстве его альбомов звучит с закрытым звуком. Некоторые инженеры подозревают, что это произошло из-за отражений от фортепиано, вызванных формой и размером гостиной его родителей, а позже и его студии. В этом отношении может быть важно, что его лучший по звучанию альбом (и один из лучших в музыкальном плане) Эрика Долфи Out to Lunch! , не имеет фортепиано. [28]

Ван Гелдера также критиковали за использование компрессии и усиления высоких частот, которые, как утверждается, ухудшают качество звука. Журналист и радиопродюсер Джордж Хикс писал:

Для многих из нас, занимающихся звукозаписью, Ван Гелдер, возможно, был самым переоцененным инженером в истории звука... Ван Гелдер изменял звуки отдельных инструментов – и всей записи – с помощью сжатия, эквалайзера и реверберации, а также их записывали, а после....Но для меня так называемый «звук Blue Note» всегда был музыкальной, а не аудиоинновацией, и Ван Гелдер не столько несравненный техник, сколько звуковой провидец». [29]

Писатель Стэнли Крауч утверждал в интервью Итану Айверсону , что Ван Гелдер внес особые коррективы в звук тенор-саксофона Джона Колтрейна, когда работал над сессиями Колтрейна на Impulse Records: «Я знаю разницу между звуком человека и записанным звуком Звук инженера Колтрейна был намного мрачнее и плотнее, чем звук на пластинках Impulse!, созданных Руди Ван Гелдером. Но, возможно, Ван Гелдер выбрал этот звук, потому что он слышал, что Колтрейн сначала играл на альте, прежде чем переключиться на тенор». [30]

Репутация

[ редактировать ]

Через несколько лет после открытия своей студии Ван Гелдер стал востребован многими другими независимыми лейблами, базирующимися в Нью-Йорке, такими как Prestige Records . Боб Вайнсток , владелец Prestige, вспоминал в 1999 году следующее: «Руди был очень полезен. Его расценки были справедливыми, и он не терял времени зря. Когда вы приезжали в его студию, он был подготовлен. Его оборудование всегда было на высоте. время, и он был гением, когда дело касалось записи». [31] Согласно статье JazzTimes в августе 2016 года, «джазовые знания превратили бренды в своего рода инь и ян: альбомы Blue Note включали больше оригинальной музыки, репетиции и строгий, последовательный надзор со стороны Lion; Вайнсток был более беспечным, организуя по сути, это были потрясающие сессии для некоторых из лучших музыкантов в истории джаза». [32] В 2012 году Ван Гелдер сказал: «Альфред жестко придерживался того, как должны звучать пластинки Blue Note. Но Боб Вайнсток из Prestige был более спокойным, поэтому я экспериментировал с его свиданиями и использовал то, что узнал на сессиях Blue Note». [7] он также работал, среди прочего, на Savoy Records В этот период . «Чтобы удовлетворить всех, я назначил разные дни недели разным лейблам». [7]

Писатель Фред Каплан утверждал, что репутации Ван Гелдера среди покупателей пластинок способствовали заметные упоминания Ван Гелдера на обложках альбомов Blue Note Records:

Ван Гелдер был едва ли не единственным великим джазовым инженером, действовавшим в те дни; возможно, он даже не был лучшим. Среди других звездных фигур были Фред Плаут из Колумбии, Рой Дюнан из Contemporary, Вэл Валентин из Verve, Рой Гудман из RCA. Но другие лейблы не превозносили своих инженеров (каверы Columbia никогда даже не упоминали Плаута), в то время как Альфред Лайон, владелец Blue Note, продвигал звучание Ван Гелдера как бутиковую смесь – что-то вроде мистики – и другие лейблы, которые наняли он последовал его примеру, как бы хвастаясь, что у них тоже есть особый соус. [33]

Награды и почести

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Руди Ван Гелдер | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 23 июля 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Keepnews, Питер (25 августа 2016 г.). «Руди Ван Гелдер, звукоинженер, который помог определить звучание джаза в записи, умер в возрасте 91 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 августа 2016 г.
  3. ^ «Руди Ван Гелдер» Стива Хьюи для AllMusic.com; по состоянию на 31 июля 2007 г.
  4. ^ Jump up to: а б Ски, Дэн (2002). «Руди Ван Гелдер в Хакенсаке: определение джазового звучания в 1950-х годах» . Музыковедческие исследования 71/72, весна 2001 г. – весна 2002 г., стр. 54–76, 56, 57.
  5. ^ Jump up to: а б «Руди Ван Гелдер». Архивировано 12 ноября 2011 г. в Wayback Machine , биографическая статья на веб-сайте All About Jazz, 1 декабря 2007 г.
  6. ^ «Вспоминая Руди Ван Гелдера, OD'46» , salus.edu , 31 августа 2016 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Майерс, Марк (7 февраля 2012 г.). «Джазовая революция Нью-Джерси» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 27 августа 2016 г.
  8. ^ Дэвис, Майлз, с труппой Куинси (1989). Майлз: Автобиография , Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-63504-2 . См. стр. 176–177 о студии звукозаписи Ван Гелдера в Хакенсаке.
  9. Иствуд, М. «Руди Ван Гелдер» , Eastwood Records: Mini Blog, Лондон, 31 августа 2016 г.
  10. ^ Jump up to: а б Форленца, Джефф (2005). «Кого волнует качество? Руди Ван Гелдер!» Архивировано 18 апреля 2010 г. в Wayback Machine Mix , 1 мая.
  11. ^ Примечания на вкладыше Vox LP, штампы и гравюры из мертвого воска (матрицы), LP STPL 58.520, STPL 514.070, STPL 512.730, STPL 510.330, STPL 511.110.
  12. ^ Gitler, Ira (2001). "Vangelder's Studio" . JazzTimes , April.
  13. ^ «Руди Ван Гелдер, великий инженер звукозаписи джаза – некролог» . «Дейли телеграф» . Лондон. 2 сентября 2016 года . Проверено 2 сентября 2016 г.
  14. ^ «Веб-альбомы Picasa — Йоко Канно 1993–1999 — Ковбой Бибоп» . Архивировано из оригинала 07.11.2012 . Проверено 1 декабря 2012 г.
  15. ^ «Блю Ноут Рекордс» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 г. Проверено 28 февраля 2009 г.
  16. ^ Ван Гелдер, Руди; Роззи, Джеймс (1995). «Интервью Руди Ван Гелдера (отредактированная версия)».
  17. ^ «Состояние джаза: познакомьтесь еще с 40 великими людьми из Джерси» . «Стар-Леджер» , 28 сентября 2004 г.
  18. ^ Лобенфельд, Клэр (25 августа 2016 г.). «Легендарный инженер по звукозаписи джаза Руди Ван Гелдер умер в возрасте 91 года» . Факт . Проверено 25 августа 2016 г.
  19. ^ Саймонс, Дэвид (2004). Студийные истории . Книги о бэкбите. п. 187 . ISBN  9780879308179 .
  20. ^ Jump up to: а б с д Симмонс, Грег (5 октября 2016 г.). «Гигантское наследие Руди Ван Гелдера» . Всё о джазе . Проверено 27 июня 2022 г.
  21. ^ Без плаща, Ричард. «Звук Ван Гелдера: характеристики» . Наследие Руди Ван Гелдера . Проверено 7 декабря 2021 г.
  22. ^ Хикс, Джордж (2016). «Руди Ван Гелдер услышал звук будущего в музыке своего времени» . Бостон: WBUR . Проверено 7 декабря 2021 г.
  23. ^ Jump up to: а б Маклауд, Дьюар (2020). «Джаз на скале: студии Руди Ван Гелдера». Создание сцены в штате Гарден: популярная музыка в Нью-Джерси от Эдисона до Спрингстина и за его пределами . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN  9780813574684 .
  24. ^ Мингус, Чарльз; Перо, Леонард (12 мая 1960 г.). «Тест с завязанными глазами: Чарльз Мингус, часть 2» . Даун Бит . Проверено 25 августа 2016 г.
  25. ^ Пристли, Брайан (2010). Мингус: критическая биография . Да Капо Пресс. ISBN  978-0-306-80217-1 .
  26. ^ Кук, Ричард (2003). Blue Note Records: биография (1-е изд. в США). Джастина, Чарльза и компании Бостон: ISBN  1-932112-10-3 .
  27. ^ Клапхольц, Джесси (15 марта 2017 г.). «Тайное наследие Руди Ван Гелдера» . СоникСкуп . Проверено 27 июня 2022 г.
  28. ^ Каплан, Фред (26 августа 2016 г.). «Руди Ван Гелдер (1925-2016)» . Стереофил . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: AVTech Media Americas Inc. Проверено 29 июля 2019 г.
  29. ^ Хикс, Джордж (1 сентября 2016 г.). «Руди Ван Гелдер услышал звук будущего в музыке своего времени» . wbur.org . Проверено 29 июля 2019 г.
  30. ^ «Интервью со Стэнли Краучем» . ethaniverson.com . 8 апреля 2016 года . Проверено 30 июля 2019 г.
  31. ^ В примечаниях к «Престижной истории», цитируется Ирой Гитлером «Студия Вангельдера» , Jazz Times , апрель 2001 г.
  32. ^ «Руди Ван Гелдер умер в возрасте 91 года: инженер звукозаписи определил звучание Blue Note, Prestige, A Love Supreme и многого другого» . Джаз Таймс . 25 августа 2016 г. Проверено 27 августа 2016 г.
  33. ^ Каплан, Фред (26 августа 2016 г.). «Руди Ван Гелдер (1925-2016)» . Стереофил.com . Проверено 30 июля 2019 г.
  34. ^ «Награда попечителей: Руди Ван Гелдер» . Грэмми.com . 01 февраля 2012 г. Проверено 27 августа 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76d01174ff09347ddfa760834c5c064e__1719242400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/4e/76d01174ff09347ddfa760834c5c064e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rudy Van Gelder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)