Компиляция (джаз)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |

В джазе ( компинг аббревиатура аккомпанемента ; [2] или, возможно, от глагола «дополнять») — это аккорды , ритмы и контрмелодии , которые клавишники ( фортепиано или орган), гитаристы линий музыканта или барабанщики используют для поддержки импровизированных сольных или мелодических . Это и действие аккомпанирования, и партия левой руки пианиста-солиста. [3]
Типы
[ редактировать ]В стандартном джазовом ансамбле пианист или гитарист обычно аккомпанирует соло валторны и контрабаса, импровизируя аккорды и контрмелодии .
Аккордовый аккомпанемент, используемый в джазе, отличается от стиля аккордового аккомпанемента, используемого во многих видах популярной музыки , таких как рок и фолк.
- В рок- или фолк-группе гитарист или пианист будет аккомпанировать, играя преимущественно основного тона, триады состоящие из основного тона , терции и пятой ступени . В тональности C аккорд G будет включать ноты G, B и D (основной тон, третью и пятую ступень аккорда). В хард-роковой или хэви-метал- группе гитарист часто аккомпанирует, играя пауэр-аккорды (основной тон, квинта и октава, а для быстрой смены аккордов - только основной тон и квинта).
- В джаз-бэнде гитарист или пианист аккомпанирует, играя различные аккорды, включая 3-й, 7-й , 9-й и 13-й (джазовые аккорды часто опускают основной тон, потому что басист обычно играет основной тон. Квинта аккорда — это также опускается, за исключением случаев, когда пятая часть сплющена или заострена). В тональности C аккорд G7 в джазовом контексте можно исполнять, играя ноты B, E, F и A (3-я, 13-я, бемоль 7-я и 9-я ноты аккорда). Кроме того, джазовые исполнители могут использовать измененные аккорды , которые содержат сглаженные или заостренные 5-е, острые 11-е, плоские или заостренные 9-е и бемольные 13-е для некоторых песен или солистов. Например, измененный аккорд G7 можно сыграть с основным звучанием , часто с 3-й (B) и 7-й (F), вместе с некоторыми из следующих нот A ♭ , A ♯ , C ♯ и E ♭ ( ♭ 9, ♯ 9, ♯ 11, ♭ 13), в зависимости от вкуса и стиля исполнителя и/или руководителя оркестра.
В группах с гитаристом гитарист обычно аккомпанирует солистам. Если есть и пианист, и гитарист, как это иногда случается в органных трио или биг-бэндах , они могут либо поочередно аккомпанировать, либо аккомпанировать одновременно. Трудно добиться одновременного исполнения двух аккордовых инструментов. Два аккомпаниста могут по-разному, противоречиво интерпретировать один и тот же аккорд (например, пианист может добавить бемольную 13-ю, в то время как гитарист играет естественную 13-ю), или текстура может стать чрезмерно загроможденной. Одним из решений является то, что два аккомпанирующих инструменталиста будут играть редко.
Аккорды
[ редактировать ]Компиляция почти всегда импровизируется музыкантами-компаньонами на основе таблицы аккордов , ведущего листа (который содержит аккорды, написанные над мелодией), нот или, в музыке кантри , Нэшвиллской системы счисления . Исключением являются хорошо известные прогрессии (например, 12-тактовый блюз ) и джазовые стандарты , такие как « I Got Rhythm », известные в просторечии как « изменения ритма ». Для хорошо известных последовательностей руководитель оркестра может просто сказать «соло со сменой блюза» или «соло со сменой ритма», и ожидается, что аккомпанирующие музыканты будут знакомы с этими последовательностями аккордов. Лучшие солисты, играющие с самыми продвинутыми музыкантами, могут просто назвать названия джазовых стандартов, а сайдмены должны знать последовательность аккордов. Например, солист может заказать « Осенние листья », не предоставляя ведущим аккордную таблицу или ноты. Предполагается, что артисты самого высокого профессионального уровня знают эту мелодию.
Поскольку существует множество вариантов этих последовательностей аккордов, музыкантам придется прийти к негласному консенсусу относительно того, какие аккорды использовать. Например, множество различных разворотов для последних двух тактов 12-тактового блюза используется ; однако, если руководитель оркестра, играя на органе Хаммонда, играет I/VI7/ii7/V7 для разворота, большинство опытных исполнителей услышат эти аккорды на слух, а затем воспроизведут их в последующих припевах (каждое полное исполнение 12-тактовой последовательности в разговорной речи называется называется «хор»).
Барабаны
[ редактировать ]Во время свинг песен в стиле барабанщики обычно аккомпанируют одной рукой на малом барабане , одновременно играя на тарелках , обычно на тарелках райд (см. Ударную установку ). Более опытные барабанщики часто используют даже все три конечности, за исключением удара правой рукой (малый барабан, большой барабан , хай-хэт ). Скорее всего, они разработают простой джазовый рисунок барабанов и добавят несколько «бомбических» нот бас-барабана для дополнительного эффекта.
Рога
[ редактировать ]В небольших джазовых ансамблях («комбо») с более необычными инструментами валторнисты (например, саксофон, труба и т. д.) могут аккомпанировать, играя мелодическую линию на заднем плане или играя последовательность нот, называемых « ведущими тонами », которые очертить гармоническую основу. Ведущими тонами обычно являются 3-я, 7-я или 9-я ноты данного аккорда. Линии контрольных тонов строятся путем нисходящего (или восходящего) через контрольные тона таблицы, обычно на полутон или тон. Например, в дуэте саксофона и баса саксофонист может аккомпанировать во время басового соло, играя направляющие тоны.
Например, во время стандартной джазовой последовательности аккордов ii7/V7/I/VI7 (в тональности до мажор это будет Dm7/G7/C/A7) валторнист может играть направляющие тоны целыми нотами, C (минорная 7-я ступень ре минор), B (терция G7), A (шестая часть C; сексты добавляются к мажорным аккордам в джазе, даже если они не указаны) и G (минорная 7-я ступень A7). Это только одна возможная последовательность управляющих сигналов. Вторая последовательность опорных тонов (в целых нотах) может быть F (минорная треть ре минор), E (шестая G7), D (девятая до мажор; как и в случае с секстами, девятые часто добавляются к звучанию аккордов, даже если это не указано). ), C# (большая треть A7).
Барабанное соло
[ редактировать ]Во время барабанного соло весь оркестр может молчать (молчать, на джазовом сленге это называется «выкладываться»). Альтернативно, пианист (и, возможно, басист и/или гитарист или органист) иногда аккомпанирует, часто используя предсказуемую структуру ритмично играемых аккордов, называемых «хитами». Хорошо известный пример - вторая половина " Take Five ", где Дэйва Брубека фортепианный вампир аккомпанирует Джо Морелло барабанному соло . Во время соло на фортепиано пианисты часто аккомпанируют себе, играя мелодические линии и соло правой рукой, аккомпанируя левой.
Роли
[ редактировать ]Хотя для аккомпанирования можно использовать любой джазовый инструмент, для инструментов аккордовой ритм-секции (фортепиано, орган и гитара) разработана самая большая коллекция педагогических материалов по аккомпанированию. Поскольку джазовый солист обладает такими широкими гармоническими, мелодическими и ритмическими возможностями, аккордовые инструменталисты должны иметь в своем распоряжении столь же широкий набор инструментов, чтобы должным образом поддерживать солиста.
Музыканты-музыканты должны знать множество различных типов звучания аккордов , чтобы они могли соответствовать настроению, которое пытается создать солист. Чтобы поддержать некоторых солистов, композитору необходимо использовать очень простые тембры (например, 3-ю и 7-ю аккорда). Однако для других солистов, играющих в очень плотном и сложном стиле, аккордам, возможно, придется использовать аккорды со многими дополнительными расширениями, такими как 9-е, 13-е и измененное звучание; они также могут повторно гармонизировать последовательности аккордов в зависимости от солиста, создавая тем самым обратную связь обмена идеями между солистом и композитором. Для самых искушенных солистов композитору, возможно, потребуется иметь возможность реагировать в режиме реального времени на импровизированные подразумеваемые изменения аккордов.
Композиторы должны иметь понимание ритма, которое позволяет им реагировать на ритмы и ритмы, которые играет солист, например, на латиноамериканские или афро-кубинские ритмы. Кроме того, они должны обладать мелодическим чувством, основанным на знании огромного репертуара разных гамм и скалярных рисунков, чтобы уметь импровизировать контрмелодии, дополняющие мелодии солиста и заполняющие пустые места.
Концертируя, пианисты, органисты и гитаристы обеспечивают «клей», скрепляющий ритм-секцию. Они берут импровизированные соло и мелодии солиста и добавляют гармонии (как это делает басист) и ритмы (как это делает барабанщик). Делая это, ведущий помогает гарантировать, что группа всегда находится на том же уровне энергии, что и солист. Уинтон Келли и Херби Хэнкок — примеры пианистов, которые быстро реагируют на аккомпанемент. Оскар Петерсон обычно усердно выступал, а граф Бэйси - редко. Не существует единственного подходящего способа аккомпанировать солисту.
Адаптация к солистке
[ редактировать ]Концерт адаптирует свой стиль к стилю солиста. В джаз-бэнде с несколькими солистами для разных солистов могут потребоваться разные стили. Например, саксофонист в группе может использовать в своем соло множество расширений и измененных аккордов (например, b9, b13 и т. д.). Для этого солиста композитор может решить сыграть измененные доминанты и плотные гармонии. Следующий солист, джазовый гитарист , может играть редкие, тонкие мелодические линии, с большим пространством. Для этого солиста композитор может использовать открытые голоса, опускать проходящие аккорды и стараться играть преимущественно в оставленном солистом пространстве. Если солист начинает подразумевать в своем соло определенный стиль или ощущение, будь то афро-кубинская музыка или жесткий свинг, вся ритм-секция может переключиться на этот стиль, чтобы поддержать его.
В мелодии, если солист начинает играть в стиле джаз-рок-фьюжн , остальные музыканты могут адаптироваться и перейти к рок-груву. Гитарист, выступающий на аккомпанементе, может включить педаль овердрайва , чтобы добавить к своему тону «рычание» в стиле рок-музыки . Гитарист может также использовать другие блоки эффектов , такие как эффект хоруса . Клавишник, играющий на Fender Rhodes электрическом пианино или органе Hammond, может включить предусилитель, чтобы добиться естественного лампового перегруза для своего звука. Барабанщик может перейти на рок-стиль игры на барабанах.
Соло
[ редактировать ]Во всех биг-бэндах , кроме самых крупных, лидер джазового шоу часто приглашает участников джазового шоу импровизировать соло. Здесь в центре внимания находится артист, исполняющий импровизированную мелодическую линию. В диксиленде 1920-х годов и некоторых джазах эпохи свинга артист может приукрашивать мелодическую линию и импровизировать на слух во время своего соло. В группах в стиле бибоп исполнитель, играющий соло, часто основывает свои импровизации на последовательности аккордов песни. Мелодии бибопа часто имеют одну, две или даже три смены аккордов на такт, а в некоторых мелодиях тональность меняется каждые несколько тактов; Таким образом, в песне бибоп сложно играть соло «на слух».
См. также
[ редактировать ]- Таблица аккордов
- Органные трио , тип ансамбля, который создает особые проблемы с аккомпанированием, поскольку обычно есть два аккордовых инструмента, которые должны выполнять сопутствующие задачи (например, орган Хаммонда и гитара).
- Basso continuo — аналогичный вид аккомпанемента в западной классической музыке.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грин, Эндрю (2005). Джазовая гитара . ISBN 0-9700576-4-4 .