Листы звука
Листы звука — термин, придуманный в 1958 году DownBeat журнала джазовым критиком Айрой Гитлером для описания нового, уникального импровизационного стиля Джона Колтрейна . [1] [2] Гитлер впервые использовал этот термин в аннотации к книге «Султрейн» (1958). [3]
Стиль
[ редактировать ]Колтрейн, саксофонист, использовал чрезвычайно плотные импровизационные, но узорчатые линии, состоящие из высокоскоростных арпеджио и гамм, играемых в быстрой последовательности: сотни нот, бегущих от самого низкого регистра к самому высокому. [4] Строки часто бывают быстрее шестнадцатых нот , состоят из квинтулей, семерок и т. д. и могут звучать как глиссандо . [5] Колтрейн изобрел этот стиль, играя с Телониусом Монком , и развил его дальше, когда вернулся в Майлза Дэвиса . группу [4] [6]
Вертикальный подход
[ редактировать ]Колтрейн использовал «звуковые листы», чтобы смягчить и ослабить строгие аккорды, лады и гармонии хард-бопа , при этом придерживаясь их (на этом этапе своего музыкального развития). [7] В частности, игра с группами Майлза Дэвиса дала Колтрейну свободное музыкальное пространство, в котором он мог применять гармонические идеи к сложенным аккордам и заменам. [8] Кроме того, этот открытый подход позволил Колтрейну арпеджировать три аккорда одновременно - стилю, которому Монк изначально обучал Колтрейна. «Подход аккордов три на один» придал музыке плавное, размашистое звучание, гармонично вертикальное. [7] Концепции вертикального (хордального) и горизонтального (мелодического) являются ключевыми идеями в творчестве Джорджа Рассела , с которым Колтрейн записался в сентябре 1958 года. [9] Этот подход отражал увлечение Колтрейна отношениями с третьими лицами . Иногда он использовал уменьшенные аккорды, иногда — увеличенные. Иногда Колтрейн мог использовать гаммы или фразы в переходных тональностях вместо арпеджио. Колтрейн использовал эти гармонические идеи во время своей сцены «звуковых листов» в 1958 году. В других случаях он просто играл быстрые паттерны уменьшенных гамм . [10]
Использование
[ редактировать ]Подход «звуковых листов» можно услышать еще в 1957 году во время сотрудничества с Монком в соло, например, в песне «Trinkle, Tinkle» из альбома Thelonious Monk с Джоном Колтрейном . [4] Живое исполнение Колтрейном песни «If I Were a Bell» с секстетом Майлза Дэвиса 9 сентября 1958 года является хорошим примером использования им «звуковых листов» на этом этапе его карьеры. [6] В статье «Trane on the Track», опубликованной 16 октября 1958 года в журнале DownBeat , Колтрейн говорил с Айрой Гитлером о звуковых листах, говоря ему: «Теперь это не вещь красоты, и единственный способ, которым это могло бы стать быть оправданным, если это станет таковым. Если я не смогу с этим справиться, я брошу это». [2] Колтрейн начал периодически использовать этот стиль в 1959 году, предпочитая включать его в свои соло менее резко. [6]
Избранные записи
[ редактировать ]- Синий поезд (1958)
- Джон Колтрейн с трио Red Garland (1958)
- Вехи (1958)
- Султрейн (1958)
- Вид синего (1959)
- Гигантские шаги (1960)
- Сумки и Трейн (1961)
- Телониус Монк с Джоном Колтрейном (1961)
- Майлз и Монк в Ньюпорте (1964)
- '58 миль с участием Стеллы при свете звезд (1974)
- Квартет Телониуса Монка с Джоном Колтрейном в Карнеги-холле (2005)
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Хентофф, Нат (1960). «Примечания к книге «Джон Колтрейн: Гигантские шаги (роскошное издание)» . Рино Развлечения . Архивировано из оригинала 17 августа 2002 г. Проверено 15 февраля 2008 г.
Пока он был с Майлзом, Колтрейн был отмечен фразой «звуковые листы». Джазовый критик Айра Гитлер впервые использовал его. Эти «звуковые листы» представляли собой многонотный град плотной текстуры, звучащий как одновременная серия водопадов. «Его непрерывный поток идей, не останавливаясь, действительно поразил меня», — сказал Гитлер. «Это было почти сверхчеловечески. Количество энергии, которое он использовал, могло бы привести в действие космический корабль».
- ^ Jump up to: а б Гитлер, Ира (16 октября 1958 г.). « Трейн на трассе» . ДаунБит . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 15 февраля 2008 г.
- ^ Портер 1999, с. 319.
- ^ Jump up to: а б с Портер 1999, с. 111.
- ^ Колтрейн, Джон (29 сентября 1960 г.). «Колтрейн о Колтрейне» . ДаунБит . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 15 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Портер 1999, стр. 132–134.
- ^ Jump up to: а б Колтрейн 1960 г.
- ^ Портер 1999, с. 160. Колтрейн заявляет; «На самом деле, благодаря прямым и свободным линиям его [Дэвиса] музыки мне было легко применять те гармонические идеи, которые у меня были. Я мог складывать аккорды - скажем, на C7 я иногда накладывал Eb7. , до F#7, [разрешаясь] до F. Таким образом, я мог сыграть три аккорда на одном...»
- ^ Портер 1999, с. 160.
- ^ Портер 1999, с. 161.
Ссылки
[ редактировать ]- Кан, Эшли (2003) [2002]. Высшая любовь: история фирменного альбома Джона Колтрейна . Элвин Джонс. Книги о пингвинах. ISBN 0-14-200352-2 .
- Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 0-8264-1815-5 .
- Нисенсон, Эрик (1995). Вознесение: Джон Колтрейн и его поиски . Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80644-4 .
- Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08643-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейкер, Дэвид (1990). Джазовый стиль Джона Колтрейна: музыкальная и историческая перспектива . Публикации Warner Bros. ISBN 0-7692-3326-0 .