Освящение дома (увертюра)
Освящение дома ( нем . Die Weihe des Hauses ), соч . 124 — произведение Людвига ван Бетховена, написанное в сентябре 1822 года. Оно было заказано Карлом Фридрихом Хенслером , директором венского нового театра в Йозефштадте , и впервые было исполнено на открытии театра 3 октября 1822 года. Первое произведение Бетховена написано после возрождения изучения произведений И.С. Баха и Генделя и несет в себе их влияние.
Увертюра «Освящение дома» также была первым пунктом программы концерта Бетховена 7 мая 1824 года в венском театре на Кернтнерторе мировая премьера его 9-й симфонии , где состоялась .
История композиции
[ редактировать ]Ранее, в 1811 году, Бетховен написал «Руины Афин» ( Die Ruinen von Athen ), соч. 113, музыка к одноименной пьесе Августа фон Коцебу , посвященная открытию нового театра в Пеште . Это же произведение должно было быть исполнено еще раз в 1822 году для нового театра в Вене. Однако Карл Мейсль , комиссар Королевского императорского флота, изменил тексты номеров 1, 6, 7 и 8 произведения Бетховена. Бетховен был недоволен этой редакцией и считал, что новый текст не соответствует музыке. Мейсль также представил раздел Wo sich die Pulse , для которого Бетховен написал новую музыку (WoO 98). Бетховен написал к произведению совершенно новую увертюру, изменил некоторые музыкальные номера и добавил другие, в том числе финальный припев со скрипкой соло и балет. Эта новая увертюра известна как Увертюра «Освящение дома» . (Дополнительные второстепенные фрагменты составляют всю работу.)
Структура увертюры
[ редактировать ]Анекдот Антона Шиндлера описывает, как Бетховен задумал две темы для увертюры во время прогулки, и повествует о намерении композитора трактовать одну из них контрапунктически после Генделя. Бетховен выбрал монотематическую структуру, в которой присутствует модуляция , но в которой новая тональность содержит ту же тему. Это говорит о влиянии Гайдна .
Увертюра открывается краткими изолированными аккордами, возвещающими начало медленного вступления в манере Генделя. Начинается медленный марш процессионного характера, словно слышимый издалека. Духовые и духовые инструменты берут на себя тему и соединяются струнными для повторения марша. По мере приближения воображаемой процессии марш усиливается и завершается звуками труб и литавр, возвещающих о прибытии. Трубные фанфары с партиями фагота, а затем и скрипок, описывающие спешку и волнение толпы, вводят быструю часть тутти, которая, кажется, сигнализирует об основной части увертюры, но вместо этого уступает место сонате. -форма аллегро. Возобновляются звуки труб и барабанов, что приводит к интермедии, наконец соединяющейся с основной частью увертюры: фугальное аллегро (упомянутое Шиндлером) в центре произведения, как в одинарном, так и в двойном контрапункте. По очереди вступают разные группы инструментов, создавая фугальную текстуру. Тема появляется в первых скрипках, флейте и гобое, а контртема — во вторых скрипках и кларнетах. Этот раздел стремительно набирает обороты, и – после перепросмотра – мощная кода приводит увертюру к блестящему завершению.
Движения
[ редактировать ]Описанная выше увертюра Бетховена, соч. 124 — это первая часть в списке ниже. Остальные части представляют собой разделы, написанные Бетховеном или адаптированные из других его произведений и подпадающие под общее название этого произведения.
Музыка для фестиваля Карла Мейсла , Гесс 118 [51.19]
(время взято из записи и указано в качестве ориентира для относительной длины разделов)
- Освящение дома, Увертюра, соч. 124 (10.52)
- Нет. 1 Невидимый хор. Следуйте могучему зову чести! (4,05)
- Нет. 2 дуэта. Терпимость к рабству не по своей вине (3.58)
- Нет. 3 Хор дервишей (2.37)
- № 4 Турецкий марш (1,39)
- [Нет. 5] Хор с сопрано соло, WoO 98. Где пульсы юношески гоняются друг за другом. Давайте потанцуем (6.03)
- Нет. 6 марта с хором, соч. 114. Украсьте алтари! (6,39)
- Нет. 7 Музыка за кадром [мелодрама]. Люди уже одеты в праздничные одежды (декламация) (1.45)
- Речитатив: С деятельной радостью, которая никогда не остывает (1.45)
- Хор: Мы носим в груди отзывчивые сердца - Ария с хором: Хочет ли наш гений еще одного желания (7.58)
- Нет. 9 Припев: Слава нашему императору! (3,57)