Существа Прометея
Существа Прометея (нем. Die Geschöpfe des Prometheus ), соч. 43 — балет , написанный в 1801 году Людвигом ван Бетховеном по либретто Сальваторе Вигано . Премьера балета состоялась 28 марта 1801 года в Бургтеатре в Вене, было дано 28 представлений. Премьера состоялась в Нью-Йорке в Парк-театре 14 июня 1808 года и стала одним из первых полнометражных произведений Бетховена, исполненных в Соединенных Штатах. Это единственный полнометражный балет Бетховена.
История
[ редактировать ]Вигано было поручено представить произведение эрцгерцогине Марии Терезии в Венском придворном театре (Бургтеатре), и сюжет Прометея он выбрал в аллегорическом смысле. Хотя Вигано обычно сочинял музыку для своих выступлений, он чувствовал, что это исполнение слишком важно, и просил вместо этого Бетховена сочинять. [ 1 ] Балет был написан в двух действиях: Бетховен создал увертюру , вступление, пятнадцать номеров и финал.
Краткое содержание
[ редактировать ]Балет представляет собой аллегорию, основанную на мифической истории о Прометее, который украл огонь у Зевса , чтобы создать человечество из глины . В балете Прометей застает человечество в состоянии невежества и решает познакомить его с идеями науки и искусства, во многом опираясь на собственную поддержку Бетховеном движения Просвещения . Прометей знакомит людей с Аполлоном , богом искусств, который приказывает Амфиону , Ариону и Орфею обучать музыке, а Мельпомене и Талии преподавать трагедию и комедию. Люди также встречаются с Терпсихорой , которая вместе с Паном знакомит их с Пасторальным танцем, после чего Дионис представляет свой Героический танец. [ 2 ]
В 1930 году музыковед Жан Шантавуан и драматург Морис Лена провели детальную реконструкцию сюжета применительно к музыке на основе источников, выдержавших испытание временем. [ 3 ] Краткое изложение этой реконструкции приведено ниже.
Музыка и реконструкция сюжета
[ редактировать ]Акт 1 открывается вступлением, за которым следуют три номера. [ 4 ]
- Введение. Человечество представлено в виде двух все еще безжизненных статуй на Олимпе (первоначально их играли Мария Казентини и Сальваторе Вигано, которые также создали хореографию). Зевс пытается помешать Прометею раздать людям огонь во время жестокой бури. И все же Прометею это удается. Он падает в обморок от изнеможения.
- Poco adagio – две статуи оживают (сначала мужчина, затем женщина). Не имея дальнейшего жизненного опыта, они беззаботно танцуют, к раздражению Прометея.
- Адажио – allegro con brio – Прометей злится на невоспитанность двух статуй и думает об уничтожении человечества. Но вмешивается небо. Божественный свет заставляет его изменить свое мнение.
- Менуэтто – Прометей теперь планирует просветить людей, отведя их на Парнас . В этом менуэте он представляет им цветы и фрукты соответственно. В конце трио направляется к Парнасу. Занавес.
Акт 2 включает еще 13 номеров:
- Маэстосо – Анданте – Боги во главе с Аполлоном разместились в храме на Парнасе. Прометей прибывает с двумя людьми и объясняет, что их нужно обучать, чтобы они развивали разум и эмоции. Уроки начинаются.
- Адажио — Andante quasi allegretto — Их чувства возбуждаются игрой на арфе Амфиона , игрой на флейте Эвтерпы (в некоторых источниках упоминается Арион ) и игрой на виолончели Орфея . Мужчина и женщина влюбляются друг в друга.
- Un poco adagio – Allegro – Радостный танец двух людей, которым открылся мир.
- Могила – Люди проявляют уважение к Прометею и Аполлону. Урок продолжается.
- Allegro con brio – Presto – Бог Марс обучает их боевому искусству посредством впечатляющей процессии.
- Адажио – Allegro molto – Но тут приходит смерть в образе Мельпомены . Поскольку Прометей был подателем не только жизни, но вместе с нею и смерти, она считает праведным наказать его смертью. Он свергнут. Долгий перерыв. В темноте Прометей кажется мертвым.
- Пастораль – Талея заставляет смерть отступить, призывая молодость и природу противостоять ей. Прометей просыпается и наблюдает за этой сценой.
- – По знаку Диониса Анданте входит Силен .
- Маэстосо (также известный как «Solo di Gioia» в честь сольного танцора Гаэтано Джоя ) - Шествие Силена (в некоторых источниках упоминается Дионис). Танцевальный комикс, посвященный вину.
- Аллегро – Комодо – Танец Пана и двух фавнов или нимф .
- Анданте – Адажио (также известное как «Соло делла Казентини», написанное для прима-балерины Бетховена Марии Казентини ) – Три грации продолжают работать над эмоциональным развитием женщины. Соло примы-балерины. Амуры прибывают. Свадьба готовится.
- Андантино – Адажио (также известное как «Соло ди Вигано») – Мужчина предстает перед Аполлоном. Соло первого танцора и дуэта.
- Финал - свадьба, на которую приходят разные группы, отдают дань уважения богам и празднуют успех миссии Прометея.
По словам музыковеда Льюиса Локвуда , музыка Бетховена для этого балета «легче и легче, чем музыка для концертного зала… [Я] не показывает, как Бетховен использует инструменты и колористические оркестровые эффекты, которые никогда не появятся в его симфониях или серьезных драматических увертюрах». [ 5 ] Позже Бетховен основал четвертую часть своей «Героической симфонии» и свои «Героические вариации» (фортепиано) на главной теме последней части (финала) этого балета. [ 5 ]
используются арфа и бассетгорн , инструменты, которые Бетховен использовал редко. В балете среди оркестровых инструментов [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хашер, Филипп. «Увертюра к «Творениям Прометея» , соч. 43» (PDF) . Примечания к программе. Чикагский симфонический оркестр . Архивировано из оригинала (PDF) 25 января 2020 г. Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ «Бетховен: Творения Прометея» . Гиперион Рекордс . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Жан Шантавуан (1930). Существа Прометея (на французском языке). Хойгель.
- ^ «Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), Существа Прометея , Балет, соч. 43 , Мельбурнский симфонический оркестр , Майкл Халас ], задняя обложка (1995).
- ^ Перейти обратно: а б Локвуд, Льюис . Бетховен: Музыка и жизнь , стр. 149–150 (WW Norton & Company, 2005).
- ^ Существа Прометея , LVBeethoven.com]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Существа Прометея : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Заседания филармонии: Прометей Бетховена (Видео). Рассказывает Стивен Фрай , анимация Хиллари Лебен. Филармонический оркестр . 4 декабря 2020 г. Проверено 29 октября 2021 г. - через YouTube .
{{cite AV media}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - Родда, Ричард Э. (30 сентября 2012 г.). «Увертюра к «Творениям Прометея » . Примечание к программе. Кеннеди-центр . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г. Проверено 29 октября 2021 г.