Создание жизни из глины
(Перенаправлено с «Сотворение человека из глины »)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2021 г. ) |



Создание жизни из глины можно рассматривать как рождения чудесную тему , которая появляется во всех мировых религиях и мифологиях. Его также можно рассматривать как одного из богов, создающих людей из земных материалов. По сути, этот класс историй входит в более широкую группу историй о божественном или космогоническом происхождении творения, будь то посредством божественного возникновения или божественного творения.
Религия, мифология и фольклор
[ редактировать ]Авраамические религии
[ редактировать ]- В Книге Бытия 2:7 говорится: « И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою ». [ 1 ] [Перевод версии короля Якова]. Однако в контексте важно отметить, что в Бытии есть две истории творения: одна, только что упомянутая в 2:7, и предыдущая в 1:26-27, где просто говорится: «Сотворим человека в нашей образу, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его мужчину и женщину, сотворил их; [ 2 ] «[Версия короля Джеймса].
- Слово «адам» может относиться к тому, что это существо было «землянином», образовавшимся из красноватой глины земли (на иврите адом означает «красный», адамах означает «земля»). [ 3 ]
- Коран Коран ( 23:12 ), [ 4 ] утверждает: « Человека Мы создали из квинтэссенции глины » [А. Перевод Юсуфа Али].
- В еврейском фольклоре голем (ивр. גולם) — это оживлённое антропоморфное существо, созданное полностью из неодушевлённой материи, обычно глины или грязи. [ 5 ]
шумерский и вавилонский
[ редактировать ]- В « Эпосе о Гильгамеше» говорится, что богиня Аруру создала людей из глины. [ 6 ] [ 7 ] Далее в эпопее рассказывается, как Аруру также создает Энкиду из глины. [ 8 ] как равный по силе партнер Гильгамешу, «могучий по силе». [ 7 ] [ 8 ]
- Шумерский миф об Энки и Нинмах (Нинхурсаг) утверждает, что люди были созданы из глины, чтобы служить богам (см. «Энки и создание человека »). Следует отметить, что создание людей изображается как состязание между Энки и Нинхурсаг , которые по очереди находят подходящее место в обществе для вновь созданных людей. [ 9 ] [ 10 ] Обратите внимание далее, что творение следует за периодом беременности, продолжающимся девять дней, причем поэт внимательно отмечает, что каждый день соответствует месяцу человеческого периода беременности. [ 11 ]
- В вавилонском эпосе об Атрахасисе говорится, что люди были созданы Нинту (Нинхурсаг) путем смешивания глины с кровью принесенного в жертву бога. [ 12 ] [ 13 ] В контексте старшие боги заставляли младших выполнять всю тяжелую работу, поэтому младшие боги разработали план по созданию людей, которые вместо этого будут выполнять их приказы. Приносимый в жертву бог Илавела (также пишется как Гешту-(Э), Гешту, Гесту или Ве-ила) — второстепенный бог разума (в тексте об этом говорится совершенно ясно: «Илавела... обладал разумом»). [ 14 ]
- Вопреки распространенному мнению, в вавилонском эпосе о творении «Энума Элиш» не утверждается , что люди созданы из глины и что в этой конкретной версии они не созданы Нинхурсаг. Скорее, они созданы из крови и костей. [ 15 ] Первые обнаруженные таблички позволили предположить, что это была кровь Мардука. [ 16 ] но более поздние таблички утверждают, что кровь принадлежит падшему супругу Тиамат, Кингу. [ 15 ] Точно так же часто утверждается, что Энки (Эа) создает людей из этой крови, но это только потому, что он получил инструкции сделать это от верховного божества Мардука. [ 15 ] (другими словами, это была воля или план Марудка ). Тем не менее, в Таблице 6 «Энума Элиш» не вообще упоминаются Нинхурсаг, Нинма или Аруру, и в ней нет никаких упоминаний о людях, созданных из глины.
Египетский
[ редактировать ]- Говорят, что египетский бог Хнум создал человеческих детей из глины. [ 17 ] прежде чем поместить их в утробу матери. [ 18 ] Однако в контексте этого вопроса египтяне в целом верили в циклический взгляд на время и перерождение. Это означало, что люди рассматривались как часть непрерывного цикла создания и разрушения, не обязательно происходящие от одной пары. Столь же часто, например, говорят, что бог Птах создал мир, включая людей, посредством акта речи. [ 19 ]
Греческий
[ редактировать ]- В греческой мифологии , по мнению Псевдо-Аполлодора , [ 20 ] Прометей слепил людей из воды и земли. Около города Панопеус оставшаяся использованная глина якобы все еще присутствовала в исторические времена в виде двух камней размером с телегу, которые пахли человеческим телом. [ 21 ] [ 22 ] Мифы о Прометее были вдохновлены ближневосточными мифами об Энки. [ 23 ]
- Также в греческой мифологии Прометей лепит глиняную статую Афины , богини мудрости, которой он предан, и дает ей жизнь из украденного солнечного луча. [ 24 ]
- Пандора из греческой мифологии была вылеплена из глины и обладала качествами «наивной грации в сочетании с чувством». [ 25 ]
- В зороастрийской мифологии сначала первобытный бык Гаваеводата , а впоследствии исконный человек Гайомарт созданы из грязи верховным божеством Ахура Маздой .
Восточноазиатский
[ редактировать ]- Согласно китайской мифологии , (см. Чу Ци и Императорские чтения эпохи тайпинов ), Нюва лепил фигурки из желтой земли, даруя им жизнь и способность рожать детей. [ 26 ]
- В корейском о Сенг-гуте повествовании люди созданы из красной глины.
- Айны Камуи исторически считали, что построил айнов на спине гигантской рыбы, используя глину, палки и воду. [ 27 ]
Южная Азия
[ редактировать ]
- Согласно индуистской мифологии , Парвати , мать Ганеши , создала своего сына из глины и превратила глину в плоть и кровь.
- Бирхоры , Индии верят, что пиявка была ответственна за то что принесла грязь бога-создателя, которая позже превратилась в людей. [ 28 ]
- Жители Гонди верят, что Нанту (луна) была сделана из грязи, которую Кумпара плюнул на своего сына. [ 28 ]
- Народ Гаро в Индии верит, что жук дал глину богу-создателю Татара-Рабуге, который создал из нее человечество. [ 28 ]
- В андаманской мифологии женщины были вылеплены из глины (а мужчины — из расколотого бамбука). [ 29 ] [ 30 ]
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]- Согласно некоторым лаосским народным религиям , существуют истории о людях, созданных из грязи или глины.
- Во вьетнамской мифологии Нефритовый император и Двенадцать повитух создали людей из глины. [ 31 ] [ 32 ]
- Ара и Ирик, два птичьих духа из мифов Борнея , создали людей из глины и звука собственных голосов.
Центральноазиатский
[ редактировать ]- В среднеазиатской мифологии, в том числе алтайской и монгольской, есть сюжеты о том, как бог Ульген создал первого человека Эрлика из глины, плавающей на поверхности воды. [ 33 ] [ 28 ]
- В бурятской мифологии бог Сомбов создал человека из глины и шерсти. [ 28 ]
Африканский
[ редактировать ]- У народа Эфе есть история создания, согласно которой первый человек был сделан из глины и кожи. [ 28 ]
- Согласно малагасийской мифологии , божество неба Занахари и божество земли Ратовантани создали малагасийский народ , вдохнув жизнь в глиняные куклы. [ 28 ]
- У народа Сонге есть миф о сотворении мира, в котором участвуют два бога, Мвиле и Коломбо, создавшие людей из глины в рамках соперничества. [ 28 ]
- Некоторые динка суданские верят , что Ньялак, создатель, создал людей Абука и Гаранга из глины. Глину помещали в горшки для выращивания, и в конечном итоге она выросла взрослыми особями. Другие повествования приписывают создание человечества тому, что Ньялак высморкался, или полагают, что люди пришли с неба и были помещены в реку уже взрослыми людьми. [ 35 ]
- Народ догонов верит, что богиня Земли была создана, когда Амма швырнула землю в первозданную пустоту. [ 36 ]
- В мадагаскарском мифе два бога создают людей: бог земли формирует их из дерева и глины, бог неба дает им жизнь. Люди умирают, чтобы вернуться к истокам своего существования. [ 37 ]
- Военги , в традиции Иджау , создал людей из земли, упавшей с неба, прежде чем наделить их личностью.
полинезийский
[ редактировать ]- В гавайской традиции первый мужчина был составлен из мутной воды, а его женская копия была взята из его боковых частей (история может быть частично или полностью христианизирована). [ 38 ]
- Народ маори верит, что Тане Махута , бог леса, создал первую женщину из глины и вдохнул в нее жизнь.
- Тане в полинезийской мифологии создала изначальную женщину из красной глины. [ 28 ]
норвежский
[ редактировать ]- В Скальдскапармале бог Тор встречает великана по имени Моккуркальфе , который был сделан из глины. [ 39 ]
Америка
[ редактировать ]- По верованиям некоторых коренных американцев , Создатель Земли сформировал фигуру множества мужчин и женщин, которую высушил на солнце и в которую вдохнул жизнь. [ 40 ]
- В киче истории создания Пополь Вух первые люди были сделаны из глины, хотя они впитывали воду и распадались.
- В мифологии инупиатов Ворон создал из глины человека, который позже стал Торнаком, первым демоном. [ 28 ]
- Согласно мифологии инков , бог-создатель Виракоча сформировал людей из глины во время своей второй попытки создания живых существ. [ 41 ]
- Миф о творении аймаранцев предполагает создание людей из глины. [ 28 ]
Другой
[ редактировать ]В науке
[ редактировать ]- Роль глинистых минералов в абиогенезе была предложена в статье 2013 года под названием « Глинистые минералы и происхождение жизни» . [ 42 ]
В художественной литературе
[ редактировать ]- Супергерой Чудо-женщина была вылеплена из глины ее матерью Ипполитой и оживлена греческими богами. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Книга Бытия» . Библейский хаб .
- ^ «Книга Бытия» .
- ^ Фишбейн, Майкл (1987). Запись об Адаме в Томе 1 Религиозной энциклопедии Гейла . п. 29.
- ^ Q23:12 , 50+ переводов, islamawakened.com
- ^ «Голем» . Еврейский музей в Берлине . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ Ковач, Галерея Морин (1998). Эпос о Гильгамеше (PDF) . п. 2.
- ^ Jump up to: а б Джордж, Эндрю (1999). Эпос о Гильгамеше . Пингвинская классика.
- ^ Jump up to: а б Ковач, Галерея Морин (1998). Эпос о Гильгамеше (PDF) . п. 3.
- ^ Ламберт, WG (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Озеро Вайнона, Индиана. п. 330. ИСБН 9781575068619 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Электронный текстовый корпус шумерской литературы
- ^ Крамер, Ной (1944). «Шумерская мифология» . Природа . 154 (3905): 309. Бибкод : 1944Natur.154..309B . дои : 10.1038/154309a0 .
- ^ Далли, Стефани (1989). Мифы Месопотамии: сотворение мира, потоп, Гильгамеш и другие . Издательство Оксфордского университета. п. 4 и 15. ISBN 978-0-19-283589-5 .
- ^ Взращивать. Эпос об Атрахасисе .
- ^ Далли, Стефани (1989). Мифы Месопотамии: сотворение мира, потоп, Гильгамеш и другие . Издательство Оксфордского университета. п. 15. ISBN 978-0-19-283589-5 .
- ^ Jump up to: а б с Лакенбилл, Д.Д. (октябрь 1921 г.). Ашурская версия семи скрижалей творения . Американский журнал семитских языков и литератур. п. 21.
- ^ Кинг, LW (1902). Энума Элиш Эпос творения .
- ^ Лиминг, Дэвид Адамс (2005). Оксфордский спутник мировой мифологии . п. 116.
- ^ Британская энциклопедия
- ^ Лиминг, Дэвид Адамс (2005). Оксфордский спутник мировой мифологии . п. 114.
- ^ Библиотека 1.7.1
- ^ Павсаний, Описание Греции 10. 4. 4.
- ^ Догерти, К. (2006). Прометей. Абингдон: Рутледж.
- ^ Вест, С. (1994). Прометей ориентализированный. Музей Гельветикум, 51(3), 129-149.
- ^ Дэвид Джонатан Хилднер, Разум и страсти в комедиях Кальдерона , Издательство Джона Бенджамина. 1982, стр.67-71.
- ^ Колардо, Шарль Пьер (1775). «Люди Прометея, стихотворение г-на Колардо» .
- ^ Справочник по китайской мифологии, Лихуэй Ян и др., Oxford University Press, 2008, стр. 170–172.
- ^ Лиминг, Дэвид Адамс. Мифы о сотворении мира: Энциклопедия. ABC-CLIO, 2010. Внешняя ссылка с. 10-11
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Лиминг, Дэвид А. (18 декабря 2009 г.). Мифы о сотворении мира [2 тома]: Энциклопедия [2 тома] . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-1-59884-175-6 .
- ^ Рэдклифф-Браун, Альфред Реджинальд. Жители Андаманских островов: исследование социальной антропологии. 2-е издание (увеличено). Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1933 [1906]. п. 192
- ^ Витцель, Майкл Э.Дж. (2012). Происхождение мировых мифологий. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 309-312
- ^ Оксфордский справочник мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета. 2009. с. 394. ИСБН 978-0195387087 .
- ^ «Мифология неба – вьетнамская мифология» [Мифология неба – вьетнамская мифология] (на вьетнамском языке). Старые историиOld Stories.com . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Алтайская мифология» .
- ^ «Обатала соблазняется пальмовым вином» .
- ^ Лиминг, Дэвид Адамс. Мифы о сотворении мира: Энциклопедия. ABC-CLIO, 2010. Внешняя ссылка с. 95-96
- ^ Лиминг, Дэвид Адамс. Мифы о сотворении мира: Энциклопедия. ABC-CLIO, 2010. Внешняя ссылка с. 312
- ^ Лонг, Чарльз (1987). «Истории предков: мифические предки» в энциклопедии религии Gale, том 1 . п. 326.
- ^ Авраам Форнандер ; Томас Трум (1920). Коллекция Форнандера гавайских древностей и фольклора . Издательство Музея епископа . п. 335.
- ^ Геминте, Финн (2023). Сага о гигантах. Наша самая старая семейная история (на датском языке). Линдхардт и Рингхоф . п. 269. ИСБН 978-87-28-42752-1 .
- ^ Почти предки: первые калифорнийцы Теодора Крёбер и Роберт Ф. Хейзер
- ^ Стил, PR, и Аллен, CJ (2004). Справочник по мифологии инков. В Справочнике по мифологии инков (стр. 53-54). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO.
- ^ Брэк, А. (01 января 2013 г.), Бергайя, Фаиза; Лагали, Герхард (ред.), «Глава 10.4 - Глинистые минералы и происхождение жизни» , «Развитие науки о глинах» , Справочник по науке о глинах, том. 5, Elsevier, стр. 507–521, doi : 10.1016/B978-0-08-098258-8.00016-X , получено 19 августа 2019 г.
- ^ Чудо-женщина: Полная история Леса Дэниэлса, опубликованная Chronicle в 2000 году, ISBN 0811829138
- ↑ «Тайная история Чудо-женщины» Джилл Лепор, опубликованная Кнопфом в 2015 году, ISBN 0804173400
- ^ Энциклопедия героев комиксов Майкла Л. Флейшера, опубликованная в 1976 году, ISBN 9780020800804
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс (Пер.) (1936). Поэтическая Эдда . Издательство Принстонского университета . Нью-Йорк: Американо-скандинавский фонд.
- Лиминг, Д.А. (2008). Оксфордский иллюстрированный спутник мировой мифологии. Нью-Йорк: Тесс Пресс.
- Бьок, Джесси (Пер.) (2006). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . ISBN 0-14-044755-5
- Дэвидсон, HR Эллис (1975). Скандинавская мифология . Пол Хэмлин . ISBN 0-600-03637-5
- Дронке, Урсула (Пер.) (1997). Поэтическая Эдда: Том II: Мифологические стихи . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-811181-9
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
- Пухвель, Яан (1989 [1987]). Сравнительная мифология . Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 0-8018-3938-6
- Шах, Пол (1985). «Некоторые мысли о Вёлуспе », собранные в Glendinning, RJ Bessason, Heraldur (редакторы). Эдда: Сборник очерков. Издательство Университета Манитобы . ISBN 0-88755-616-7
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анджелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Торп, Бенджамин (Пер.) (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрена .
- Торп, Бенджамин (Пер.) (1866). Эдда Сэмундара Хиннса Фроды: Эдда Самундара Учёного. Часть I. Лондон: Trübner & Co.
- Стил, PR, и Аллен, CJ (2004). Справочник по мифологии инков. В Справочнике по мифологии инков (стр. 53-54). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO.